|
Привет всем читателям Drom.ru. Пишу свой первый отчет о поездке на о. Иссык-Куль из г. Абакана (Республика Хакасия)
Маршрут: Абакан—Новосибирск—Павлодар—Караганда —Шу—Бишкек—Бостери—Бишкек—Алматы—Караганда—Новосибирск—Абакан.
Общий пробег: 7 800 км
Две машины, по три человека в каждой:
Toyota Vista Ardeo, 2000 г. — 2 л (3S-FE);
Toyota Mark II, 2000 г. — 2,5 л Tourer V (1JZ-GTE).
Подготовка авто к дороге:
В машине использовались:
Выезд с Абакана запланировали в 7 утра 8-го июля. Заправив полные баки, отправились в Новосибирск (через дорогу Шарыпово—Тисуль).
Прибыли туда без всяких проблем в 19:00, проехав 1 000 км. Заселились в заранее забронированную двухкомнатную квартиру за 1 800 руб., вечером посетили местный торгово-развлекательный центр «Аура», поужинали и отправились домой, выезжать на следующий день снова в 7 утра, впереди еще 1 000 км и место ночлега — г. Караганда.
И так, с помощью навигатора без всяких проблем выехали утром из Новосибирска в сторону границы России с Казахстаном (г. Карасук), в 14:00 прибыли на место. Формальные вопросы таможенников про наркотики, оружие, запрещенные вещи, также и «никакой» досмотр багажника. Прошли границу быстро и без хлопот за 30 минут, не считая кучи огромных кусающихся паутов, залетающих в открытые окна машины. Проехав километр, зашли в кафе, в которой уже нужно расплачиваться не в рублях, а в тенге (обменников рядом не было), чужая страна. Заранее не узнав, что в Казахстане можно ехать 110-120 км/час, начитавшись про суровые штрафы и гаишников на территории республики ехали 90, не нарушая.
Решили заехать в г. Павлодар, поменять рубли на тенге в банке для дальнейшего проживания и заправок. Выезжая из города, на посту ГАИ наши обе машины остановил инспектор. Непривычные рукопожатия и просьба показать документы... И когда он увидел наши страховки, с улыбкой на лице попросил прочитать в них 6-й пункт, где было указано, что страховка действует только на территории РФ. Объяснил, что за отсутствие страховки — одно из самых крупных наказаний, штраф — 32 000 тг (7 000 руб.), в итоге дальнейших продолжительных бесед дали гаишнику по 1 000 руб., после чего он еще проводил на своей служебной машине нас до ближайшего страхового пункта, где мы застраховались по 500 руб. с каждого авто на 1 месяц.
Ну не учел я этот момент перед поездкой, да и на таможне закрыт был пункт автострахования. Легко отделались. Как раз на этом посту нам инспектор сказал, что можно двигаться на трассе 110 км/час. Едем дальше до Караганды, осталось 435 км. По пути заехали в побывавшем на слуху из фильма г. Экибастуз, купили симку на автовокзале. В одной из деревень меня снова остановили. Показал гаишнику документы (в первую очередь попросил страховку), вроде все нормально думаю.
— Почему у вас не пристегнут задний пассажир? — спросил он.
На что я ему спокойно ответил, что у меня все пассажиры в машине пристегнуты.
— Зачем же вы мне, Дмитрий Сергеевич, врете?». В итоге минуты три перепирались и он нас отпустил.
Уточню про состояние трассы, на территории России покрытие дорог отличное, за исключением среза Шарыпово— Тисуль (60 км), а вот на участке Экибастуз—Караганда, на последнем 100 км отрезке, качество оставляло желать лучшего, ну ехать можно.
По пути мы были остановлены еще раз, инспектор проверил все документы, не нашел к чему докопаться и отпустил нас. Из-за потраченного времени на обмен валюты, на ГАИ, заезд в Экибастуз за симкой, мы прибыли в Караганду в два часа ночи. Встретил наш этот город крайне неприятно, мало освещенный въезд, проливной дождь, какие-то непонятные объезды в связи с ремонтом центральных дорог, в совокупности была, конечно, и наша усталость от 20-часовой поездки, голод, неопределенность, связанная с отсутствием жилья. Подъехали на пятак к таксистам возле кафе, в которое даже и входить не хотелось из-за внешнего состояния фасада и запаха оттуда. Подошел к таксисту, спрашиваю его насчет того, как и где жилье можно снять на ночь, в ответ он мычит и сует мне в руки маленький блокнот и карандаш, сначала я подумал, что он — немой. Но когда я написал, в блокноте, то чего я хочу — оказалось он не знает русского языка, и тут он начал на местном языке говорить, из слов которых стало ясно, что «квартир тут нет». Дальше забеги в некоторые гостиницы, в которых либо не было мест, либо только люксы за 3 000 руб. с человека. В итоге зашел в интернет-клуб, и за 10 минут нашел 7-8 вариантов с номерами телефона, позвонив по второму, оказалось, что квартира находится от нас в 300 метрах на другой стороне улице, неплохая, двухкомнатная с вайфаем за 8 000 тг (1 800 руб.).
На следующий день в 7 утра отправляемся в Бишкек. Выехав из Караганды, обратили внимание, что не такой уж и плохой город, каким он нам показался когда мы по нему пробирались по объездам и ямам с лужами. Просторный, красивый, с хорошими дорогами и, самое главное, отзывчивыми и добрыми людьми, про них напишу чуть позже.
Дорогу выбрали через Чу (Шу) на Кордай, о чем сильно пожалели. Сначала был протяженный участок дороги с продавленными «рельсами» от фур, по которой либо глушитель цепляешь, либо встречка на тебя вылетает по таким же рельсам, где приходилось кое-где съезжать на обочину. Затем были несколько мест, где нет асфальта.
А дальше самое интересное: как раз стемнело, как раз перегорела одна лампочка ближнего света и начался один из самых ужасных участков дорог, который мне попадался, это около 150 км дороги, где местами покрытие было вырезано прямоугольником или квадратом, можно легко заполучить грыжу, замять диск, в общем «могилы» на дороге для машины.
Приклеившись в хвост за местной казахской машиной, которая шла там с приличной скоростью, этот участок был пройден без видимых повреждений. По пути нас остановили два раза, один раз на посту «Рубеж» гаишник посмотрел на документы с умным видом, пригласил меня и второго водителя с паспортами всех пассажиров, а также миграционными картами на так называемую РЕГИСТРАЦИЮ. Уже таможня? — подумали мы? Какая тут регистрация может быть? Зашли в их «будку», сидят с виду три наглых казахских инспектора. Один начинает расспрашивать, куда едем, откуда, пытается шутить, спрашивая, что написано у моего друга на футболке, второй веселится от этого. Затем говорит что, надо бы от души отблагодарить их, с намеком, что могут возникнуть проблемы с досмотром машины и т.д., и т.п. + времени нам терять не хотелось. Спросив, сколько хотят, сказали, что по 1 000 руб., в итоге сторговались по 500 руб. и, не показывая миграционные карты и паспорта пассажиров, — поехали дальше.
А вот во второй остановке был остановлен только мой автомобиль, второму повезло. Я вылез из машины, а инспектор попросил подождать, и тут я стал наблюдать, как четыре сотрудника с фонариками осматривают старенький «Мерседес» и возле него стоит опечаленный водитель и смотрит на всё это. Осмотр обшивки, собака, выкручивание лампочек ближнего света, проверка бензобака, перевернутый салон.... И тут я подумал, что и такое предстоит мне, подошел гаишник — попросил документы, сверил, попросил открыть багажник, начал разглядывать вещи, увидел топор Fiskars и начал намекать на то, чтобы ему его подарили, но после вежливых с ним разговоров и объяснений, что данная вещь уже подарок, он всё понял и пожелал счастливого пути.
В 23:00 мы подъехали на таможню «Кордай» (Казахстан—Киргизия), впереди машин десять, три ряда, кто-то строит четвертый, кто-то сигналит без смысла. Напряжение, все хотят быстрее проехать.
Пассажиры из наших машин отправились с сумками самостоятельно проходить таможню. Итак, въезд на территорию, заполнил миграционную, и начался поверхностный осмотр машины, таможенник осмотрел багажник, сел на переднее пассажирское сидение, переворошил всё в бардачке, начал крутить магнитолу, задавая вопрос: «А почему музыка не играет?», взял в руки мою рацию, начал нажимать на ней кнопки, включать-выключать, задавая глупые вопросы, в итоге проезжаю дальше, следующий казах возле шлагбаума обнаружил у меня биту под сидением и попросил «от души подарить» иначе сможет меня задержать и потянуть время.
Мне уже было всё равно, лишь бы лишь бы пройти поскорее, отдал. Далее подъезжаем к шлагбауму территории Киргизии, где местный сотрудник таможни нам не дает проехать, а указывает свернуть направо к неосвещенной стоянке. «Глушите машины, показывайте документы, с Хакасии? А это где? Куда едете? Иссык-Куль? Понятно! Ну что тогда, Димки, с вас по 1 000 рублей и проезжайте», — даже голос не дрогнул у него. Культурно объяснили ему, что денег у нас с собой нет, на карточке все, и что ничего ему не достанется, он опечалено сказал идти заполнять таможенную декларацию, где с нас взяли по 200 сом (140 руб.) без предъявления квитанции/чека. И спустя 30 минут мы в час ночи в Бишкеке, снова в поисках жилья, сняли быстро с помощью таксиста, с которым была женщина сдающая жилье, в итоге за 1 500 руб. сняли две комнаты гостиничного типа с душем и туалетом и бесплатной парковкой со сторожем.
К обеду проснулись, разведали ближайшее кафе и решили там покушать. Заказали манты, 15 руб./штука, таких мы еще не разу не ели: тонкое-тонкое тесто, рубленая баранина, лук — всё в меру, внутри сок, объедение :).
Цены в Киргизии низкие на многие товары. Хоть я и не курю, но, например, сигареты «Kent» стоят 25 руб. против наших 60 руб., 2 л «Колы» — 35 руб., 1 л. виски «Jack Daniels» — 800 руб.
В 14 часов отправились в сторону Иссык-Куля. По пути остановлены были гаишником, который проверил документы, а затем попросил дыхнуть, да-да, не в алкотестер, а ему в нос, раза три. После чего он убедительным голосом сообщил, что оказывается остаточный алкоголь учуял, начал вызывать по телефону (показательно) кого-то, говорить про 15 минут ожидания, на что я ясно дал понять, что не пил, и что давайте поедем на освидетельствование. Гаишник потянул время, затем сказал: «Оплати хотя бы штраф за превышение на 12 км/час» — 500 сом (350 руб.), показывать превышение не стал, да и я сам не помню, превышал или нет, в результате — заплатил и поехал дальше, потому что другой уже собирался выписывать времянку. До Иссык-Куля
250 км, куча постов ГАИ, ни разу не остановили. Ехали около пяти часов: большой трафик, да и в Боомском ущелье дорогу китайцы делают, скорость 20-40 км, особо не разгонишься, зато вокруг впечатляющие горные пейзажи, очень красиво.
Хотелось бы отметить солидарность водителей в Казахстане и Киргизии. Предупреждают о наличии поста ГАИ стабильно, «моргает» чуть ли не каждый.
Дальше задача была — выбрать жилье. Критерии отбора: недорогой, отдельный дом с шестью спальными местами, с парковкой, недалеко от пляжа, в общем, в основном для ночевок, т.к. хотели бы весь день проводить не в доме, а отдыхать, ездить на экскурсии. Первая деревня, по совету одного человека, Тамчи — тихая, пляж никакой, посмотрели пару домиков гостиничного типа и решили поехать в г. Чолпон-ата.
Было предубеждение, что это центр, что нам надо, найдем быстро и без проблем. Городок симпатичный, просмотрев места 3-4, поняли, что опять всё то же, гостиницы, люкс, полу-люкс (так и не понял, в чем же отличие этих понятий), возле берега одни пансионаты, посоветовали ехать в Бостери. Произошел один случай в Чолпон-ате, когда искали жилье, решили проехать поближе к берегу, нашли поворот, куда дорога вела вниз, перед этим спросили у таксиста про то, как лучше проехать:
— Езжайте вниз по этой улице, слева будет шлагбаум, туда проедете и всё найдете.
Всё так и сделали, едем и видим открытый шлагбаум, проехали и попали в какой-то лес, в котором домиками и не пахнет... Решили выехать и,, подъехав к шлагбауму, видим, что он закрыт на замок! Выхожу из машины и смотрю, как ко мне приближаются два местных мальчугана лет по 14.
— По 100 сом с машины, — счастливо заявили они.
— Ребята, — говорю, — мы вам не заплатим, вы не говорили про платный въезд, что за развод.
— А ну тогда и открывать не будем. И начинают отходить.
После громкого возмущения, ребята развернулись и вслед за ними еще подростков десять с разных сторон начали подходить, кто-то даже с дубинками. Отодвинули ребятню и нашли справа проволоку, которую можно просто снять и проехать. Дак нет же, вставали перед бампером, пытались кидаться. Вслед за ними пришел их старший, которому мы объяснили ситуацию, он понял что виноваты.
— Ищете жилье? Лучше в Бостери, поехали покажу? Не понравится, поищите сами потом. То, что было предложено, нам не понравилось, да и он оказался риэлтером-посредником, предлагающий домики со своей наценкой. Нашли жилье сами за 400 сом (280 руб. с человека), в принципе по нужному формату. Обедали в кафе, а блюда на ужин нам готовили на заказ и приносили в дом.
Перепробовали всю национальную кухню, всё очень вкусно! 1 большая порция — 100 сом (70 руб.).
Начался полноценный отдых... Чистейшая вода, свежий горный воздух, беззаботно протекающее время. Еще и с погодой повезло. Дождей в дневное время — не было.
На пляже большое количество отдыхающих, есть аттракционы (колесо обозрения, американские горки), на воде из развлечений: катамараны, гидроциклы, полеты на парашюте...
Пляж:
Бостери:
Много «бизнесменов» там, те, которые сдают постфактум зонтики на прокат, не предупреждая про это. Предлагающие: кукурузу, вату, самсу, рыбку (копченую, вяленую), манты даже! Хрустальный татуаж на неделю. Фотографии с животными.
Бассейн.
Поплавали на теплоходе.
Посетили Григорьевское ущелье.
Много кафе, где предлагают покушать жареную форель, а также национальные блюда.
Конные прогулки по ущелью.
Каскадный небольшой водопад — Девичьи слезы.
На другой день отправились на горячие источники. По пути увидели вот такую «автомойку».
Хотел слетать на парашюте в последний день, отдал деньги, жду — два человека впереди. И как только подошла моя очередь, начался ветер, полет отменили, взамен предложили прокатиться вот на такой «таблетке».
Провели мы в Бостери восемь дней. Сложно сказать, мало это или много, на вкус и цвет. Но отмечу, что развлекательная инфраструктура (особенно вечерняя) на Иссык-Куле на низком уровне. Это может быть связано с тем, что отдых здесь рассчитан на летний период, а не на круглый год, климат не позволяет. Но в целом, мы остались довольны.
Дорога домой...
До Бишкека 250 км — насчитали 10 постов ГАИ, два раза остановили нас и отпустили, а вот последний раз вторую машину остановили перед границей за серьезное нарушение — проезд на знак «STOP» без остановки (водитель двигался за вслед идущей машины, которая не остановилась и посчитал, что тут не останавливаются :)).
Лишение прав. Договорился, отдал 1 000 сом+500р (итого 1 200р).
Приехали на границу. Пассажиры, как обычно, через терминал. Сотрудник киргизской таможни мигом попросил у нас по 500 сом (350 руб.) с машины за беспроблемный проезд (осмотр вещей, проверка на радиацию...), решили отдать. Дальше казахская. Мы сразу на досмотр машин. Место, где это происходит, дает понять, что тут цветет и пахнет коррупция. Четыре поддона для выкладки вещей, навесной алюминиевый каркас под которым стоит стол и сидят два «холёных» таможенника, рядом с ними уставшая овчарка. Выкладываем все вещи (они на них даже не смотрели). Моего друга попросили даже снять заднее сиденье. Сотрудник таможни осмотрел его авто, в салоне увидел конфетку «Меллер» — съел, затем переместился ко мне на пассажирское сиденье, открывает бардачок, увидел влажные салфетки — без спроса взял, вытащил и вытер свой лоб и говорит: «надо бы заплатить, твой друг согласен, сказал». Я удивился. Зову водителя второй машины и говорю, на что ты согласен? Он удивленно смотрит на меня. На что таможенник ему сказал, что если не заплатим, то ему придется меня очень долго ждать (на улице жара).
Объяснив ему про отсутствие денег — что они у пассажиров, и они уже прошли, нас отпустил, попросив отдать всю пачку влажных салфеток. Да на, держи!
Едем в сторону дома через г. Алматы. Дорога от границы супер.
Приехали вечером, но хотелось посмотреть город и местные достопримечательности, поэтому решили провести весь последующий день на исследование красивейшей «Южной столицы».
Посетили:
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев с Вознесенским кафедральным собором.
Местный «Зеленый базар» — купили фруктов.
Следующий пункт — Гора Кок-Тюбе, расположенная в непосредственной близости от города Алма-Аты. Высота — 1 130 м над уровнем моря.
Высокогорный ледовый стадион «Медеу» и поездка на фуникулерах в горнолыжный курорт Шимбулак.
Шимбулак...
Детский спортивный лагерь на территории.
Мои друзья съездили на экскурсию в горы (на высоту 3 800 м).
Все под впечатлениями.
Переночевав еще одну ночь, отправляемся в Караганду.
Не доехав 500 км, случается первая поломка у второй машины — проваливается педаль сцепления и не возвращается на прежнее место. Определили, что это главный цилиндр сцепления. Нужен либо сам цилиндр, либо ремкомплект. Запчасть на «японца», тем более на механику — редкая. Приехали к Караганде ближе к ночи. На следующий день с 9 утра — поиск этой запчасти и мастерской для замены. Благо, был вайфай в съемной квартире. С большим трудом, обзвонив кучу номеров, нам попался некий Сергей Сергеевич, который сказал, что поможет, чем сможет и перезвонит, как найдет. Через десять минут звонок: «Приезжайте, я нашел ремкомплект». Автоцентр «Орбита», бутик №38 (насколько я помню). Заплатили 1 000 тг (~200 руб.) за него. Удивило то, как этот парень искал для нас СТО для ремонта. Сделал около пяти звонков своим знакомым, мол, давай поможем русским ребятам в проблеме, потом еще убежал к кому-то узнавать про возможность замены, когда пришел, сказал, что все мастера заняты. Поездили по городу, нашли сами. Спустя два часа, когда машина уже была в боксе…
…снова позвонил Сергей и спросил, как у нас дела, исправили ли неисправность, всё ли подошло? Затем, когда мы уже были в 300 км от Караганды, сделал еще финальный звонок, узнав про итог ремонта.
Таких добрых, отзывчивых и бескорыстных людей нам еще не приходилось встречать. Огромнейшее тебе спасибо за помощь, Сергей, выручил!
Так как мы потеряли около шести часов на поиски запчастей и ремонт авто, выехали только в 15 часов дня.
Озеро Балхаш:
На границе с Россией оказались в 0:30, Казахи выпустили без проблем, а вот сотрудник нашей таможни, спросил
— Откуда едете?
— Иссык-куль, — ответил я.
— Киргизия? Тогда на осмотр
Достал ему все вещи из багажника, открыл капот. Он всё посмотрел. Затем, показал на сумку с ноутбуком и спросил:
— А это что?
— Ноутбук.
— Включи мне его, — заявил таможенник (оговорившись про то, что он компьютерщик).
Я с большим удивлением, конечно, включил его, но так и не понял, зачем он попросил это сделать...
В Новосибирске оказались в пять утра. Решили ехать нон-стопом до Абакана. Так как смысла от ночевки в дневное время не было, да и три водителя — менялись по очереди.
Цены на бензин в Киргизии (в сомах):
Казахстан (в тенге):
Вот и завершилось наше автопутешествие. О поездке нисколько ни пожалели. Правда, нужно было еще остановиться в Астане, но, думаю, еще будем там. Ехать обязательно стоит, масса впечатлений. Особенно советую тем, кто хочет провести отпуск, — лучше уезжать подальше от родных краев, тогда и мысли о заботах бытовых и работе пропадают.
Несколько советов:
Всем спасибо за прочтение отчета. Если есть вопросы — задавайте, с удовольствием — отвечу.
Удачи на дорогах!
Расходы на поездку (три человека) 18 дней:
Итого: 60 000 руб.
Расход бензина составил 9,5 л на 100 км.