|
Долго выбирали, куда бы сгонять на дикий автомобильный отдых в этом году :). Лето было жаркое, погода хорошей, но Алтай уже приелся, ибо все члены нашей команды побывали там минимум по два раза. От Байкала и Хакасии тоже отказались, хотелось чего-то принципиально нового — теплой воды, солнца, фруктов. Начитались статей и отзывов о поездках в Казахстан, Киргизию и Монголию и… выбрали отдых на Иссык-Куле с заездом в Алматы. Были лишь маленькие сомнения на тему общения с гайцами и погранцами :), и не зря!
Экипажи
Toyota Mark II: Андрей и Наташа, Юра и Юля.
УАЗ-«Патриот»: Аркадий и Катя, Михалыч.
Дистанция — 5 700 км (см. маршрут на maps.google.com).
Время: 13 дней.
Деньги: около 15 тысяч на человека.
День первый
Выехали часов в семь. Перегон до Павлодара. По ордынской трассе, перед Камнем-на-Оби поворот на Славгород. Километров 20 вот такой дороги. Ехали не спеша, жалели «марк».
В Славгороде были к обеду — пообедали, залили полные баки, повидались с друзьями Андрея, послушали рассказы: как вести себя с погранцами, что мы психи и сейчас в Киргизии просто АД. Сильно печет и жара. Ну мы за этим то и едем, так что…
Продолжили путь :). Граница сразу после выезда из города.
На крыше полно всякого хлама самых необходимых вещей, таких, как палатка, кострище, надувная лодка, спальники, 60 ЛИТРОВ ВОДЫ… Эх, если бы я знал тогда. Зачем вода? Об этом меня спрашивали на всем пути к озеру :). Сам не знаю, зачем — женщины сказали НАДО… Так и отвечал :).
Первой пост прошли легко…Купили страховку за 500 тенге на машину и, вспоминая прочитанное, поехали по правилам, по всем знакам (особенное внимание на стоп), 110—120, если позволяла дорога. Дорога ужасная — огромные выбоины, колея в асфальте, местами дорога становилась идеальная. Контраст лютый. Марку приходится тяжко — высекает искры, нагруженный зад виляет вверх-вниз :).
Только к закату добираемся до Павлодара, меняем деньги и останавливаемся в гостинице «Сапсан» (8000 тенге с человека). Вечером слушаем рассказы новосибирцев, едущих домой, что все фигня, езжайте в Чолпон-Ата и там на автобусах берите экскурсии (зачем свою машину бить) и отдыхайте на пляже. Зря мы их послушали. Все, спим!
Второй день
Позавтракав, выезжаем в сторону Балхаша. В планах остановка в палатках на берегу. Наш путь лежит в Караганду (теперь я знаю, почему на вопрос «где?», отвечают «в Караганде»). Сразу на выезде наткнулись на семейные кладбища города — одно из немногих, ибо их тысячи. Порой захоронения более величественны и больше по площади, чем прилегающие к ним деревни и поселки.
Смотрящие с нами дружелюбно разговаривают, разрешают походить и фотографировать, гордо показывают могилы своих предков. Час прошел незаметно.
Чуть отъехав, нас догоняет сектант член клуба «Уаз-Патриот», общаемся. Он ехал с шабаша внедорожного фестиваля под Павлодаром. Какое-то время сопровождает нас до поворота на Караганду. Далее на дороге начинается капремонт и местами только очень пыльная грунтовка.
Еще одна особенность дорог — отсутствие знака отмены ограничений и об этом много написано. Все так и есть — можно проехать знак 40 и на протяжении 60 км не встретить знака отмены и перекрестков. Печаль :). Вся надежда на радар-детектор, начинам смелеть и нарушать в таких местах.
Бескрайние степи, водохранилища как счетчик: 1…2…3…15… — уснуть легко. Караганда и аборигены:
Едем бодро, вечер близко и сумерки наступают очень быстро. Перед поселком Балхаш по встречке на таран идет фура! На рефлексах обрулил по обочине. Успокоились — попили чаю :). Дальше едет навстречу местное ГИБДД на «Ниве», облучает нас. Но скорость около 110 — все честно. Он почему-то, проехав нас , разворачивается и едет за нами…, затем с сиренами прижимает меня :). Смотрит доки с улыбкой вопросом: «А вы знаете какое у нас в стране ограничение?». Ответ: «Да, 110» его расстроил, назвал меня джигитом и уехал :).
Уже темно, въезжаем в поселок.
Гостиница с подтвержденной категорией 1*, о чем гласит документ возле администратора. Находится рядом с отделом милиции.
Народ сходил в номера, в которых есть душ и удобства (что-то вроде люкса). Все, кто сходил посмотреть на номер, единогласно решили ехать и искать место возле озера, где встать с палаткой, так как в номерах был пресс насекомых и какой-то неприятный запах трупного разложения (ах, если бы мы только знали что будет дальше... :)).
УАЗ и Марковник двинулись на выезд из города.
Все подъезды к озеру, на которые мы натыкались, были перекопаны грейдером (что наверное не было бы проблемой для УАЗа, но не оставляло никаких шансов Марковнику). В итоге, практически в полной темноте мы заехали в какую-то деревню. Полночную темень освещала одна только вывеска «У Гульнары».
Это был реальный адовый мегаклоповник :). Я готов был уже ставить палатку посередине обочины, но садисты-друзья заставили заселиться и не отбиваться от коллектива. На что еще нужны друзья, да? Типа уснули :). Или что-то вроде :).
День третий
Утро, завтрак в антисанитарных условиях, я чуть не провалился в туалет :).
Едем в Алматы. Радовал запах степи и отсутствие жуков в салоне патра :). Пробегали стада верблюдов.
Шло время к обеду. После очередного перегона 60 км с ограничением 40, встречаем столовую — вполне прилично и дешево кормят.
После обеда настроение улучшилось, стали любоваться озером. Вода нереально бирюзовая. Отличные пейзажи, вдоль озера ехать долго, км 200 точно.
За 100 км до Алматы в салорне появляется дым, быстро останавливаемся.
Оплавились провода, ведущие от МУСа к ближнему свету — перетерлись. Видимо, я после шумоизоляции неправильно проложил их под обшивкой. Изолируем и едем без света. Гайцы остановили, но отпустили, посмотрев на разъем.
Гостиницу выбирали заранее, поэтому проблем нет. 1 000 тенге на ближайшем СТО, и фары снова горят. Меняем деньги, гуляем по городу, ужинаем в японском кафе, спим.
День 4
Город красивый, на фоне горы, тепло, много зелени. С другой стороны — жуткое движение, наглые водители, едущие по встречке. Добираемся до стадиона Медео. Решаем сперва прогулятся по знаменитой лестнице. Жарко, все, идущие вниз, глумятся над теми, кто ползет вверх — традиция что ли такая :).
Затем гоняем на фуникулере наверх — там кафе и сеть фуникулеров поменьше, до вершины.
Едем на Кок-Тобе — обзорная гора с детским парком наверху и отличным видом на город. Тоже фуникулер, только старый.
Много аттракционов, мини-зоопарк, памятник «Битлам»… В общем, там стоит побывать.
День пятый
Ранним утром выезжаем в Киргизию. Отличные дороги, летим по правилам. Может у нас когда-нить сделают такие скоростные ограничения на трассах.
Очередь на 30 минут. Нас сразу отправили отдельно от общей толпы. 1 тенге с машины — и мы по другую сторону границы. Насчет воды только спросили и понюхали.
Теперь нужны сомы. На заправке «Газпромнефть» нас посылают внутрь местного рынка, который в свою очередь находится внутри деревушки. Там мы въезжаем под знак «поворот только налево», который висел на самой верхушке столба :).
У ДПС-ника день уже удался — требовал он 10 000 руб. с машины, ребята сторговались за 1 000 руб. с машины. По местным деньгам — огромная сумма (120 сом ~ 90 руб. стоит 2 ведра абрикосов, например).
Заправились, поехали к озеру. По дороге фрукты, пейзажи, предгорье…,китайцы строят шелковый путь 2.0.
Въезжаем в «Биосферную территорию»…платим сбор. И вдоль озера :). Вдохнавляет на подвиги табличка в бывшем поселке «Рыбачий : «Молодежь 21 века против торговли людьми»…, хочется верить, что 20-го века такого же мнения :).
Доезжаем до Чолпон-Ата, с трудом находим свободные гостиницы, как нам посоветовали отдыхающие. Очень хотелось в палатку, но остальные уже привыкли к халяве и ставить ее отказались. Стоимость — 400 сом с человека в сутки (в номере душ, туалет, холодильник, спутниковое ТВ и телевизор). Рядом пляж.
День 6
Сгоняли на рынок за фруктами. Выбор большой. Цены маленькие :).
Завтрак, затем пляж.
Кристально-чистая, тепля вода! Правда, нырять лучше в очках. Соль разъедает глаза.
После обеда в местной харчевне (много жареного мяса с овощами) купили самую дешевую экскурсию — посмотреть, стоит ли тратить немалые деньги (500 сом с человека). Посадили нас на разбитый старый мерседесовый автобус и по встречке со скоростью за 120 покатили в горы. Вообще Киргизия — страна древних «БМВ» и «мерсов».
Сказать, что было УЖАСНО — ничего не сказать. Вытрясли все кишки. На каждой остановке пытались, что-то продать, против воли на девушек садили птиц, в общем основная цель — отжать бабла. Купили только мед. На водопадах даже пофотаться не дали — на все про все 5 минут. На самой вершине пошел град :)
По приезду уговорил всех ехать на уазике самим, оставить «марк» в гараже, и ехать всемером по точкам (запланированным еще зимой). На всякий случай сходил на разведку и выпытал под видом возможного клиента куда и как ездят экускурсии :). Вечер тоже было чем занять. Такая красота кругом.
Седьмой день
После завтрака в гостинице поехали на соленое озеро, с намерением посетить горячие источники. Вообще путь вокруг озера — около 400 км. Мертвое озеро же находится в 150 км в юго-западной точке. Едем, в багаже багаж друзья. Пейзаж южного берега намного красивее севера. Песчаные барханы, которые ежедневно меняют свой облик, снежные горы, блюдце озера.
Въезд на озеро платный, но стоимость смешная. Очень соленое, вода отлично держит, очень теплая. Лечебная грязь, рачки, которых жрут многочисленные утки. Много народа.
Помыться поехали на горячий источник…, чуть западнее озера, по дороге назад. Я представлял себе источник в виде басейна, обложенного камнями, из которого открывается отличный вид и валит пар. :) ЩАЗЗЗЗ…
На деле это построяка типа общественного сортира с двумя комнатами для М и Ж, в каждой из которых стоит два душа и четыре ржавые чугунные ванны :), в одной из них,не смущаясь, мылся с мылом киргиз :). Зато вода действительно потрясающая. Очень горячая и минеральная, без запаха. Фот нет :).
День 8
Разгрузочный :). Пляж, фрукты, базарный день и петроглифы (огромное поле — тут их сотни).
День 9. Дальняя поездка
Оставался последний день. Потом дорога домой. В этот день, увидев все красоты южного берега, я пожалел, что пошел на поводу и мы зависли в этой чертовой гостинице.
Все так же семеро в танке с багажом вдоль озера, во восточному краю с заездом в Каракол.
В Караколе был плотный обед, Посещение старинной русской церкви и мечети без гвоздей (нашли их много при рассмотрении).
Дорога вокруг озера превосходная. Асфальт почти идеальный. Долетели до первого ущелья Джети-Огуз. Красотища! Кроваво-красные скалы. Скала в виде разбитого сердца, она же с обратной стороны называется Семь быков (легенда тут http://www.livejournal.ru/travel/themes/id/3470).
После осмотра нас ждал водопад. Но, чтобы доехать, нужно проехать семь мостов и примерно 5-8 км дороги. Дорога ужасная — много больших камней, узкая, разбитая. Самое оно для УАЗа.
В конечной точке взяли лошадей, чтобы добраться до водопада:
Называется Девичьи косы, ибо есть эффект заплетания струй. Вкусная, холодная вода!
Затем рванули в ущелье Барскоон — не менее красивое, с тремя водопадами. Правда, время нам позволило посетить лишь один, самый ближний.
День 10
Дорога домой. Так не хотелось уезжать, озеро и природа Киргизии действительно впечатляет. Чем-то напоминает Алтай, только намного теплее. При выезде из Чолпон-Ата содрали штраф за превышение, которого не было — 1 500 сом. Затем заехали на барахолку в Бишкеке, посмотрел …, гусинка и гусинка :). Фрукты очень дорогие там.
На границе долго стояли в очереди. В КПП подсел в машину улыбчивый киргиз со словами «дай сколько не жалко — проблем не будет». Дал 500 сом. Забирает паспорт, контроль пройден. Счастливый проезжаю 5 метров. Подходит другой киргиз :).
Он: — «Дай сколько не жалко».
Я: — «Твоему сослуживцу дал же уже».
Он: — «Это паспортный контроль, мы таможня».
Я: — «А жирно не будет, иди к нему — пусть делится».
Он: — «Покажи».
Выглядываю, а его нет нигде :). Закипаю.
Я: «Вы совсем обнаглели от жадности. Давай будем досматриваться».
…
Все вещи почти основные у меня… «Марк» проходит почти без проблем — только заглянули.
Злюсь еще больше! Разворачиваюсь поперек КПП по центру и выкладываю НЕ СПЕША на коврик все из машины… При этом громко матерюсь и говорю все, что думаю, без цензуры, этому оборотню (все в лицо) … Остальные слушают, лыбятся. На вопрос: «Кто к вам ездить отдыхать будет, при таком отношении?», сказал: «Нас на бабло ставят, а мы Вас»…Типа порочный круг… ога.
Дальше молча перетряхивают на стороне казахов. Деньги не клянчат. Тупо сидят, жрут арбуз в 10 метрах от машины и смотрят :).
Вышло недопонимание в общении по рации — в итоге посередине Казахстана по прямой дороге к Балхашу кончается ДТ. Мать-пермать. Благо есть 10-ка запаса. Долили. Через три заправки попалась колонка с ДТ. На остальных ее не было — все выжрали колонны с арбузами, едущие к нам на родину :). В этот день ехали до упора. Цель была — добраться и переночевать в Достаре. Бедный «марк» в темноте натерпелся. Искры уже не удивляли :). Дороги ужасные на этом отрезке.
Понравилась вот эта кафешка и завод, издалека напоминающий стартовую площадку космодрома (темно было).
День 11
День выдался монотонный — ехали до Павлодара с редкими остановками опять до той же гостиницы.
Арбузы едут, продать парочку с машины отказались:
Повод поржать в гостинице:
Брали последние номера. На ресепшене сказали, что многим нравится такие номера и они специально их снимают :). ИЗВРАЩЕНЦЫ :).
Последний день
На границе опять перетряхнули, но без вымогательства. На русской стороне брезгливо облили колеса антисептиком со словами: «Мало ли че за г… вы на колесах притащили». Дали бумажку о проходе санконтроля и велели ее сохранить на сутки.
Приехали в город в самый разгар лесных пожаров…, в самый дым…Так что композицию Highway to Hell подпевали все :).
В расходы уложились, получили кучу приключений и неплохо отдохнули от ежедневной рутины и работы…
Палатки так и не пригодились, вода тоже. Все-таки, в отличие от Алтая, отдых у Иссык-Куля может быть очень комфортабельным и за небольшие деньги. Жаль только, что не получилось с отпусками и было так мало времени, но когда-нибудь мы обязательно съездим еще раз в эти теплые края!
Больше фотографий и видеозаписей, а так же свое видение поездки глазами пассажира «марка» можно посмотреть тут.