|
Сборы
Летом 2012-го наша семья решила осуществить давнюю идею — поездку на Байкал на своей машине, дикарями. До этого мы ездили только на базы отдыха. Зимой я, наконец-то, продал чудо отечественного автопрома «ИЖ-ОДУ» 2003 года за 100 тысяч рублей, добавил и приобрел Toyota Vista Ardeo 1998 года. Чистый, ухоженный, большой и светлый салон, не битая, не перекрашенная. Правда, были высоковаты обороты и горел чек — но из того, что предлагалось за имеющиеся деньги, это был лучший вариант. К тому же машина просто понравилась, так что решил брать.
Вот эту красавицу я и приобрел ( это про машину :-))
Знакомые посмотрели ходовку и выбор одобрили. Единственное — предупредили, что скоро надо будет поменять задние саленблоки, да пыльники на передние стойки. Февраль-март я покатался вокруг города — шашлыки, пикники. В апреле съездил до Чернышевска и обратно — около 700 км. Потом до середины июля я уехал на работу на Север. И вот наконец-то лето, я дома и у меня 2 месяца отдыха. Решено — едем на Байкал! В первую очередь договорились ехать вместе с друзьями, каждое лето гоняющими на Байкал. В качестве места отдыха выбрали Баргузинский залив. Дальше началась подготовка к поездке. Приобретались продукты, водка (само-собой), рыболовные снасти, топорик, лопатка и т.д. У знакомых достали палатку, котелки.
Я начал готовить к поездке машину и, прошу прощения, описание этого займет немало места, поскольку тут мне пришлось узнать много интересного о читинском автосервисе. Первым делом решил заняться заменой пыльников и саленблоков. Летом я ставлю машину на стоянку радом с домом, чтобы не гонять через весь город. Здесь же, у стоянки, работает СТО — ремонт ходовой части, ремонт и замена стоек. Заезжаю туда и говорю: мне нужно то-то и то-то, посмотрите, во сколько обойдется.
Нужно отметить, что я не особо хорошо разбираюсь в машинах. В свое время я несколько лет отторговал компьютерами и по опыту торговли помню, что незнающего человека видно хорошо. Вот и на этом СТО, видимо, про меня все сразу поняли. Мне быстренько и авторитетно объяснили, что у меня накрылись все стойки и их нужно менять, сделать я могу это прямо сейчас и здесь же. Я так слегка удивился, поскольку считал, что со стойками-то у меня все в ажуре. Позвонил знакомому парнишке, спросил, не знает ли СТО где можно посмотреть машину, не боясь, что обдурят. Тот посоветовал «Субару-центр» на Острове. Подъехал, заплатил 300 рублей за диагностику. Парни смотрят и говорят: меняешь пыльники, задние саленблоки и больше ничего не надо. Посчитали: пыльники и саленблоки — около 4,5 тысяч, работа – 2,5.
На следующий день приобрел все что нужно. Ехать на Остров, с его вечными пробками не хотелось и поэтому заехал на СТО рядом с домом — «Автостар», выше перекрестка Шилова—Новобульварная. Ценник за работу назвали практически как в «Субару» ( замена пыльников дороже, а саленблоков дешевле) и я ставлю машину туда. Мне быстренько меняют пыльники, а дальше начинается интересное.
Мне доступно объясняют, что эти саленблоки не подходят и нужны очень специфические, не заменяемые никакими другими. Естественно, они нашлись тут же, на СТО, по 4,5 тысячи за штуку, плюс работа от 3,5 и ставить машину с утра до вечера. Тут я уже не удивляюсь, а совсем даже не слегка обалдеваю. Беру эти же саленблоки и еду в Субару. Парни берут мои (не те!) саленблоки и ставят за 40 минут. Цена 2 000 руб.
Дальше я решил заняться оборотами. Проезжаю по Малой, вижу СТО и надпись « компьютерная диагностика двигателя». Заехал — 1 000 рублей. Сделал. Определили ошибки — по датчику холостого хода, лямда-зондам, и датчику скорости первичного вала. Насчитали стоимость работ на двадцатку и машину ставить на несколько дней. Тут я офигеваю уже по полной, впадаю в ступор и мысленно колочу себя по башке за то, что купил это барахло. Сажусь в машину и еду по знакомому адресу — «Субару центр». Там они делают мне бесплатную диагностику. Вердикт: Датчик VTI, датчик холостого хода. Но у них было все забито, по этому, поискав, заезжаю на Кирова (забыл название СТО). На всякий случай делаю диагностику у них — подтверждают заключение «Субару центра». Записался и через день загнал к ним машину. Дело было 6 августа — на этот день назначили отъезд. Парни провозились с 9 до часов 2 дня, но без результата. Диагноз — проблема в электрике (к слову, как потом оказалось, — верный). Большой плюс СТО — проблему не решили и поэтому ни копейки с меня не взяли, хотя возились дай боже. Теперь если что (не дай бог) — знаю пару мест, куда обращаться. И несколько мест, куда точно ни при каком раскладе не поеду. К электрику заехал («ЗА рулем», на Ковыльной), поговорил. Договорились, что возьмется, как я пригоню. Спросил можно ли съездить. Ответ: езжай, не бойся, только бенза больше сожжешь.
Приехал домой, посоветовался с супругой. Решили, раз собрались — едем. По плану выезд намечался в 16 часов. Я быстро перекусил, скинули все в машину и к 16 мы уже сидели в «Висте». Но, как это всегда бывает, пока состыковались с друзьями, пока докупили то, что как, оказалось, забыли…. В общем, выехали в седьмом часу.
На Байкал
Итак, едем. Состав кортежа: «Виста-Ардео» и Toyota Caldina. Экипаж Висты: водитель (он же муж, он же папа, он же я) — присутствует; пассажир №1 (Жена, она же мама) — куда же без нее; пассажир №2 (она же дочь) — есть. Экипаж «Калдины»: водитель (Сергей, как и я) и пассажир (Елена, как и моя супруга).
Погода с утра была пасмурной, пока мы собирались, она испортилась окончательно. В общем, двинулись мы уже по дождю, поэтому решили сильно не гнать. Посчитали, что главное проскочить Улан-Удэ ночью, выехали на трассу, придавили газ до 100 км/ч и пошагали.
Впрочем, первую пару сотен км, пока было светло, да и дорога была в норме, шагали до 120. Потом начались ямы, ухабы и скорость выше сотни поднималась редко. С учетом дождя — считаю, что очень даже неплохо. Знакомые ехали впереди, указывали дорогу, я же старался не отстать. Дорога, по сравнению с трассой Чита—Хабаровск (притом, что и она не идеал), конечно, разочаровывает. В разговоре с женой мы шутливо жалели, что Путин не решил на желтой «Калине» съездить отдохнуть на Байкал. Впрочем, на многих участках велись ремонтные работы.
Так как ехали в основном по темноте, то и впечатления от дороги остались смазанные. Едешь и вглядываешься в свет фар, чтобы не влететь в очередную выбоину. Последнее впрочем, не всегда удавалось. Как стемнело, ребенок устроился на заднем сиденье, укрылся одеялом и уснул нам на зависть. Мне особенно, так как из-за возни с машиной я встал рано. Когда проскочили отворот на Арей, я пожалел, что не день — иначе обязательно заехал бы глянуть на озеро. Не был там уже много лет и давно хочу съездить. Была надежда на то, что после Яблонова хребта погода наладиться, но она не оправдалась. Дождь сопровождал нас почти до Улан-Удэ.
Между Бадай и Новопаловкой тормознули дозаправиться. Знакомые взяли литров 10, чтобы хватило до Бурятии, я же залил до горла. На вопрос — чего, мол, так много, в Бурятии бенз дешевле — легкомысленно махнул рукой: чего копейки считать. Потом я этот момент вспоминал…. Здесь же перекусили, собравшись все в «Висте», и двинули дальше.
Дождь то шел, то моросил, то прекращался. Из-за этого, видимо, местами, над дорогой стоял туман. Причем иногда такой густой, что приходилось ползти со скоростью 40-50 км/ч. Был такой интересный момент. Спускаясь в низину, замечаю вдруг, что туман висит над головой ровным потолком, причем не сплошным, а идеально-прямыми линиями. Словами не предать это зрелище. Ощущение что ты попал в какой-то фантастический фильм. Первая реакция — все, приехал, глюки. Осторожно спрашиваю жену, видит ли что-нибудь. Услышав ответ: «Ага, как в мультике едем», успокоился — значит, я пока еще не «ку-ку».
И вот Бурятия. Край дешёвого бензина и «хороших» дорог. До этого я считал, что разница в цене на бензин в Чите и Улан-Удэ составляет полрубля-рубль. К моему удивлению эта разница составила около 3 рублей. 95-й в Бурятии стоит дешевле 92-го в Забайкальском крае. Понять, почему такое различие в соседних регионах — на это моих мозгов не хватило, и я просто поставил большой плюс местной власти.
Есть и жирный минус — дороги. Трасса, безусловно, гораздо хуже, чем в Забайкальском крае. Участки с асфальтом сменялись участками без оного, но принципиальной разницы не ощущалось. Хотя попадался и хороший асфальт, и тут были интересные моменты. Я от кого-то слышал , что в Бурятии лучше не нарушать правила — гибддэшники злые и штрафуют только так. Так вот дорожники, по-моему, с ними в сговоре в плане недопущения превышения скорости. Объясняю. Встречается мне хороший участок, я, радостный притопляю педаль газа, проскакиваю 200-300 метров и — хлабысь! — влетаешь на скорости в сплошные ямы и выбоины. Проезжаю, маневрируя между ямами пару км, — и опять нормальная дорога.
Помня предыдущий опыт, аккуратно добавляю газ, проезжаю 100, 300, 500 метров. Все нормально. Добавляю еще газу, проскакиваю сотню метров — хлыбысь! — колесо в яму, днищем о бугор… Такое ощущение, что своими нервами ощущаешь, как машина собирает все неровности.… И так не раз, и не два. Особенно я матюгался, когда начались серпантины. Самые «замечательные» и «ровные» места, естественно, на поворотах. Добавляли «веселья» две вещи — темнота и отсутствие знака «неровная дорога». Впрочем, последние встречались, время от времени. Иногда было весело. Едешь пару км по зубодробилке и вдруг впереди знак « неровная дорога». Дальше едешь точно по такой же дороге. Я надеялся, что ситуация изменится по мере приближения к Улан-Удэ, но ошибся. Даже пригород не мог похвастаться в этом плане.
Перед Улан-Удэ в сон клонило уже конкретно. Жена, чтобы я не уснул, взялась развлекать меня разговорами. Темы были, типа, «А вот в Доме-2..», «А говорят, что у Киркорова еще и сын родился.. ». Мои попытки объяснить что мне, в общем, по фигу и на Дом-2 и на Киркорова даже не замечались. В результате, после того как мы обменялись мнениями по этим и аналогичным темам, сон куда-то пропал.
Сам Улан-Удэ проскочили ночью, при минимуме движения. В темноте город смотрелся достаточно красиво: много иллюминации из горящих разноцветных лампочек на деревьях. Выехав из города, мы съехали в лесок на обочине и устроились на отдых. Откинули сиденья и задремали на несколько часов. Проснулись в седьмом часу и двинули дальше.
После города опять пошли серпантины. И, конечно же, начался отвратительный асфальт, чередующийся с участками, где шел ремонт и было снято всякое покрытие. Неудобство добавляло движение большого количества груженых грузовиков, а дорога, в основном, была не очень широкой. Здесь я отметил особенность местного движения — привычку водителей двигаться посередине дороги, даже ближе к левой стороне, при полном отсутствии желания сдвинуться правее, когда их обгоняют. Первый раз, едва не съехав в кювет, я только матюгнулся, посигналил и двинул дальше. Потом это повторилось раза четыре.
Местность по обеим сторонам дороги, конечно, разворачивалась красивая: горы, скалы, лес. Правда, в основном мне приходилось верить словам супруги, поскольку самому полюбоваться не получалось. Все внимание занимала дорога и движение. Погода сначала была не очень, моросил дождь, но по мере продвижения к Байкалу разъяснило и появилось солнце.
И вот слева от дороги — Байкал. Зрелище потрясающее. И здесь, наконец-то, пошла отличная трасса. Километров 200 в районе Гремяченска — Турку — курорта Горяченска могли позволить себе просто лететь. За это, видимо, следует благодарить Особую Экономическую Зону «Байкал», в которую эти места входят. В Турке заправились. Поселок аккуратный, симпатичный и чистый — по крайней мере, главная улица. На въезде поселка — шикарная гостиница. Насколько знаю, здесь куча всего строиться для туристов.
Через какое-то время нормальная трасса заканчивается. Но картина уже совсем другая — дорогу делают, причем именно делают, строят, а не закатывают ямки. Знакомые потом сказали, что в прошлом году нормальная дорога едва до отворота на Горяченск доходила, а в этом мы гораздо дальше проскочили.
Сделали остановку у местной бурятской святыни — ворот Баргузинской долины. Дерево, как положено, все перевязанное полосками ткани, площадка из камней с табличкой, на которую кладут монеты, сигареты.
Положили по монете и мы, чтобы не гневить богов. Земля вокруг просто ими усыпана, множество монет намертво вдавлено в асфальт. Красиво.
Сходили на берег Байкала, усыпанный гладким галечником, пофотались. Отдохнув, двинули дальше. Дорога, конечно, отвратительная — то асфальт в ямах, то ямы без асфальта — но цель была уже близка и на неудобства мы внимания не обращали.
Часов в 11 подкатили к Усть-Баргузину. Здесь нас ждала переправа через Баргузин на пароме. Паром, на который входит 7-8 легковушек, тащит небольшой такой, смешной катерок. Здесь есть нюанс — на паром две очереди: для очередников и внеочередников. Ко вторым относятся различные службы (МВД, скорая и т.д.) и местные. Поэтому, даже если вы стоите первым, не факт что вам не придется пропустить пару паромов. Что с нами и произошло, плюс еще попали на обед у паромщиков — так что простояли пару часов. Впрочем, особо мы не пожалели. Спокойно пообедали и пошли затариваться рыбой, которой торгуют здесь же. Взяли большого, на 2 с лишним килограмма, соленого сига (350 руб./кг), и десяток небольших копченных (70-80 руб./голова). Как впоследствие убедились — рыба обалденная.
Такими мы приехали на самое чистое озеро в мире.
Но вот переправились и двинули дальше. Несколько км — и въезд в Забайкальский национальный парк. Въезд платный. За двоих взрослых (ребенок бесплатно) и машину на пять дней мы заплатили что-то около 800 рублей. Недорого я считаю. Несколько км от ворот — и берег Байкала. Народу было не очень много. Проехали десяток км по совсем уж убитой дороге, выбирая местечко. И вот, наконец-то мы приехали!
На Байкале
Место выбрали хорошее. Со стороны берега стояла стена стланика, прикрывая от ветра. Потом мы, бывало, здесь же загорали, когда на берегу гулял ветер. Возле кустов стоял длинный деревянный стол и скамьи. Их вдоль берега ставит администрация парка. На столе, видимо от предыдущих постояльцев в подарок, стояли букет цветов и пол пузыря водки. Такой вот «сюрпрайз».
В самом парке достаточно чисто. Для мусора вдоль дороги стоят специальные контейнеры. Хотя свиньи бывают и здесь — иногда попадались кучи мусора на траве и дороге, в двух шагах от контейнера. Но, тем не менее, не сравниться с каким-нибудь местом, куда постоянно ездят на отдых или пикники, — намного чище.
Перекусив и опрокинув несколько рюмок за приезд (как же без этого!), — принялись за устройство лагеря. Поставили две палатки, натянули тент над столом, притащили запас дров.
И, само-собой, рванули на берег. Погода в этот день (как и в следующий) подвела — дул неслабый ветер, гуляли хорошие волны. Можно сказать, что был небольшой шторм. Но кого это волновало — разделись и воду! Вода была не очень теплая, но привыкли быстро. Волны только добавляли веселья. Выходишь на берег, а тут — бац! — волна бьет сзади и бросает на колени. Пытаешься встать — бац! — и опять пинок валит тебя на карачки. После купания — к столу, греться. Правда предварительно приходилось вытаскивать водоросли, всякий мусор, принесенные волнами, из того минимума одежды который на нас был.
Вот так весело, несмотря на ветер и отсутствие солнца, провели пару дней. Купались, гуляли в лесу. Ну, естественно, истребляли запасы спиртного. Впрочем, последнее делали умеренно, не в хлам.
Потом ветер стих и выглянуло солнце. Нам повезло — все оставшееся время стояла хорошая погода. Периодически, правда, облаками затягивало небо, и начинал гулять ветер, но ненадолго. Испортить отдых это нам не могло. После того, как только установился штиль, вода быстро очистилась и водоросли в плавках больше не беспокоили. В первый же день хорошей погоды я сгорел (меру знать надо!) и впоследствие пришлось ограничивать себя в купании и удовольствии поваляться на песке. Зато ребенка приходилось вытаскивать из воды практически силой.
Место очень красивое. Справа от нас возвышалась горная гряда, разделяющая, как я понял, Баргузинский и Чивыркуйский заливы. До половины они покрыты зеленью леса, а дольше , постепенно лес вытесняется белыми камнями. Время от времени вершины закрывают тучи и облака
Красивые закаты.
Поражает ночное небо при ясной погоде. Такого огромного количества звёзд и таких ярких в городе не увидишь. Любимым делом дочери ночью, до сна, стало в бинокль разглядывать звезды. Днем же она, накупаясь и назагараясь, пыталась поймать бурундука, чтобы увезти его домой. Бурундуков там было много, но осуществить свое желание ей не удалось. Хотя людей они почти не бояться. Был случай, когда один такой зверек с шишкой в зубах сел в полуметре от меня на задние лапы и рассматривал меня минут 10, хотя я сидел совсем даже не неподвижно.
Смелостью отличались не только бурундуки, но и другая живность. Постоянно прилетали поползни и возились прямо под ногами, пару раз, видимо по запарке, садились мне на ноги, цепляясь за штанину
Нередкими гостями были чайки.
Несколько раз нам предлагали экскурсии по Чивыркуйскому заливу, на катере, но цена — 2 000 руб с взрослого — нас смутила.
Как только установилась погода, мы расчехлили удочки, надули лодку и попробовали порыбачить. Однако тут нас ждало фиаско — рыбы не было. Знакомые сказали, что раньше с этим не было никаких проблем. Однако в этом году, это потом подтвердили многие, рыбалка не задалась. Даже расположившиеся рядом рыбаки с сетями редко чем могли похвастаться. Правда, как-то один раз сети забило сазаном. В благодарность за одолженные у нас гаечные ключи они принесли нам пару килограмм рыбы, а позже еще с килограмм копченой. Кстати, я с удивлением узнал, что на Байкале сазан считается сорной рыбой и не котируется у рыбаков. Лодкой же воспользовались для того, чтобы поучить гребле жену и дочь. Резинка, конечно, больше вертелась на месте, чем плыла, несмотря на все их старания.
Не получилось на воде — можно погрести и на суше....
Короче отдохнули на славу. Было даже жаль собираться, когда пришлось ехать. Но — пора. Утром собрались, скидали вещи в машины, побросали мусор в контейнеры. И двинули домой.
Домой
Выехали после обеда. С утра накрапывал дождь, но опасения наши, к счастью, не сбылись и к отъезду разъяснило. На переправе простояли часа 2-2,5 — очередь была немалая. Хотя, говорят, при переправе обратно можно и полдня простоять. Так что нам повезло. Переправившись, набрали домой копченого и соленого сига.
Улан-Удэ проехали до темноты. Тут, должен признаться, я пару раз нарушил ПДД, пытаясь не отстать от знакомых. Город я совсем не знаю, а навигатор на телефоне, как назло, затупил и перестал ловить спутники.
Дорога около Улан-Удэ на обратном пути показалась немного менее ужасной — то ли привык, то ли днем не так страшно. Правда, днем мне показалось, что дорогу не мешало бы сделать чуток поширше, особенно на серпантинах. И особенно с учетом того, что чуть ли не каждое второе авто на дороге — немалый грузовик. За городом местами есть красивые места, скалы, сопки. Кое-где народ останавливается, фотается. Думаю, в следующем году, если все нормально будет и поедем, распланировать так, чтобы быть возле Улан-Удэ днем, отдохнуть здесь где-нибудь до ночи, пофотаться, может полазить по скалам (моя слабость) и по темноте двигать через город.
Заметил такую вещь — деревни в Бурятии выглядят аккуратнее, что ли, чем в Забайкальском крае. Конечно, не идеальный порядок и чистота, но дома, в большинстве, покрашены и видно, что за ними следят.
В Забайкальский край въехали ночью. Границу, понятно дело, можно было примерно отметить по изменившимся ценникам на бензин. Особо нигде не отдыхали — торопились домой. Так тормозили минут на 20 перекурить — и дальше. Километров за 300 от Читы сюрприз преподнесли уже читинские дорожники. На участке в несколько км они делали ремонт, видимо, ямочный или какой там, и аккуратными квадратами и прямоугольниками вынули асфальт. Поставить соответствующий знак или предупреждение о ремонте сочли, видимо, не обязательным и плевать, что по темноте этих ям особенно и не видно. Мне и стойкам было очень «весело», когда мы на скорости 100 на этот участок влетели.
Кстати, дорожники и в самом деле разок повеселили. Они, похоже, решили пошутить и придумали «убегающий» город. Едешь, видишь указатель — до Читы, например, 125 км. Проезжаешь практически по прямой около 10 км — новый указатель — до Читы 127 км. Еще через несколько километров — опять 125 км. И так несколько раз. Мы немного повеселились.
Гнали всю ночь и вот, около 7 часов, въезжаем в Читу. Поставили машину у подъезда, вытащили только самое ценное, поднялись — и спать! Мы дома.