|
Доброго времени суток всем. Вот я и решилась на первый в моей жизни отчет об автопутешествии. Эта поездка на Горный Алтай стала первой в моей жизни, поэтому приготовления велись, начиная с июля. Никак не могли определиться куда ехать: на Телецкое или на Чемальскую ГЭС. Так как время на поездку было ограничено (выезд в пятницу утром, возвращение в воскресение вечером) было решено ехать на Чемал. Первоначально компания собиралась большая, но в итоге все испугались холодов, у кого-то появились неотложные дела, и мы поехали втроем.
С собой взяли навигатор и ноутбук с картами Алтая.
В четверг вечером 16 августа 2012 года закупили продукты. Так же вечером я собрала все вещи. Выезд был назначен в 4 утра. Встали, погрузили все в машину и поехали.
Утро встретило нас красивым рассветом сквозь тучи.
Дорогу выбрали через Бийск и не пожалели, везде асфальт до самого Чемала и даже дальше за ним еще км 40.
По дороге останавливались на кофе и любование природой!
Сфотографировались, как и все, со стелой «Республика Алтай», там же произошло наше первое знакомство с Катунью, она была какого-то грязно-болотного цвета, как позже узнали, в этом году Катунь что-то там размыла глиняное и поэтому такой не бирюзовый цвет
После Горно-Алтайска открываются настоящие красоты Алтая, горы, узкая и извилистая дорога по берегу реки Катунь!!!
Ехали не сильно быстро — любовались природой. Увидели вывеску «Бирюзовая Катунь» и мост со светофором, решили свернуть, оказалось это Мост Айский (старый). Старый мост через Катунь представляет собой висячую конструкцию на бетонных колоннах с деревянным покрытием. Мост связывает автомобильным сообщением Республику Алтай и Алтайский край (по реке Катунь проходит административная граница регионов). Располагается на 455 км Чуйского тракта. Свое название получил благодаря пользующемуся спросом у туристов озеру Ая, расположенному в километре от моста.
Мост был построен в 1978 году, а через 5 лет уже был реконструирован. Последний капитальный ремонт моста был произведен в 2009 году. Сегодня он по-прежнему является действующим (только для легковых автомобилей).
Заплатили за проезд по мосту 30 руб. в одну сторону, походили по рынку, съели шаурму (кстати, была неплохая), почитали экскурсионные листы и поехали обратно на знакомую дорогу до Чемала.
Дальше решили ехать никуда не заезжая, там все на месте разведаем, поспрашиваем и уже на обратном пути заедем.
Еще одна остановка.
Умный навигатор вел нас на другой берег Катуни, но мы, случайно проехав поворот, остались на этом же берегу и приехали, наконец то, на место. Заплатили за стоянку 100 р (стой сколько хочешь, но до 24 часов), переоделись и пошли! Чемальская ГЭС. Гидроэлектростанция на реке Чемал, расположенная в нескольких сотнях метров от места впадения реки Чемал в Катунь. ГЭС строилась в 30-е годы заключёнными лагеря СибУЛОН (строили около тысячи заключенных) и была первой на Алтае. Мощность ГЭС небольшая — всего около 500 кВт.
Вход на саму ГЭС стоит 150 руб., мы решили пойти гулять вокруг станции, посмотрели на все развлечения, вышли на козью тропу до острова Патмос, было очень много народа и мы решили просто забраться на гору, где нам открылся красивейший вид на всю ГЭС, чемальское водохранилище и гору Верблюд.
Время близилось к вечеру и мы решили что пора ехать искать место для ночлега. Выехали со стоянки направо и поехали в никуда, через 5 мин. встретили вывеску «Стоянка для палаток», ну, или что-то подобное там было написано, мы свернули и приехали на хорошее место. Стоило это все недорого — 150 руб. за машину и 150 руб. за палатку, а взамен туалет, красивый деревянный стол и место под костер (за отдельную плату дрова и баня). Мы не торопясь разбили лагерь. Накрыли на стол, покушали, пожарили вкуснейших шашлычков, попили пива, посидели у костра и начали готовиться ко сну. Заснули все очень быстро, так как день был длинным и богатым на эмоции. Правда, ночью немного шумели соседи, но это минусы палаточного проживания.
Проснувшись утром, нас встретил прохладный ветер с Катуни. Развели костер, согрелись, приготовили покушать и пошли фотографироваться на берег, увидели красивые горы в облаках, камни необычной формы и цвета, такое ощущение, что каждый шаг на Алтае открывает для тебя мир заново.
Еще вечером нам предложили экскурсии на Каракольские озера, Долину духов и в Ледяную пещеру. Открыв ТИС Алтай на ноутбуке мы увидели, что Долина духов совсем близко, решили ехать самостоятельно. Так как ночевать на одном месте дважды мы не собирались, мы собрали вещи и помчались. Найти место нам не составило труда, на дороге были припаркованы машины и висела вывеска.
Вход стоил 35 руб. с человека (плата за чистоту и туалеты). Поднявшись немного, оглянулись назад, какая же красота была там. Сходили к водопаду Чечкыш. Водопад находится в 5 км не доезжая до села Еланда, в глубине ущелья Горных Духов. Чеч-Кыш небольшой, высота падения воды чуть более 3,5 метров. Разделяясь на два потока, вода одноименной реки падает со скального уступа. Несмотря на свой относительно «маленький рост», водопад Чеч-Кыш пользуется достаточно большой популярностью среди туристов. В жаркие дни в его прохладной воде с удовольствием окупываются не только взрослые, но и дети.
Далее пошли искать пещеры духов, находили только небольшие углубления в горах, как потом выяснилось, настоящие пещеры находятся очень высоко и добраться туда сложно неподготовленному человеку и их достаточно много, поэтому все место называется правильно «Ущелье Горных Духов». Походив по ущелью, поднялись на смотровую площадку с видом на долину реки Катунь и остров, который принято называть «сердце Катуни», хотя один экскурсовод назвал остров «остров Любви», а камень в реке «Сердцем Катуни» и рассказал интересную легенду про Бию и Катунь.
В незапамятные времена жил парень по имени Бий. Бий был влюблён в дочь хана Алтая — Катунь. Но хан Алтай запретил им встречаться, так как они были из одного рода. И тогда они решили убежать от хана Алтая и тайком встретиться в степи. Они бежали навстречу друг другу: Бий по короткому пути, неторопливо, а Катунь быстро, так как ей предстоял долгий путь. Узнав об этом, хан Алтай преграждал путь дочери, бросая на её пути камни, создавая пороги, заставляя петлять. Но Катунь все равно преодолевала эти препятствия. Тогда хан Алтай выпустил сороку, чтобы она поссорила двух влюблённых. Сорока сказала Бию, что Катунь не идёт ему навстречу, он в замешательстве остановился, и здесь образовалось Телецкое озеро из капли-слезы Бия. Эту же сороку он послал к Катуни с сообщением, что Бий не спешит к ней навстречу и забыл о девушке. Услышав это, сердце Катуни разбилось, и, по легенде, в этом месте стоит камень, рассекающий на части речной поток, который и называется «Разбитое сердце Катуни».
Послушав легенды, полазив по горам, мы решили съездить посмотреть на мост над самым глубоким местом Катуни. Находится он чуть-чуть недоезжая до с.Еланды, но чем он так примечателен мы не поняли.
Хотели так же съездить на Голубые озера, но нам сказали, что Катунь еще не спала в этом году и их не видно, поэтому уставшие и голодные поехали искать местно для ночлега.
Решили ехать в сторону Новосибирска и где-нибудь за Чемалом остановиться. Ехали не торопясь и увидели красивое место прям на берегу где-то за с.Аюла, точно не помню. Спустились, осмотрелись и решили тут и остаться!!! Разбили лагерь (стол тоже уже был, правда, перенести его на нужное нам место не представлялось возможным), опять пожарили шашлычков, душевно посидели у костра и стали готовиться ко сну.
Легли пораньше, чтобы еще успеть в Тавдинские пещеры по пути домой заехать.
Встали в 8:00, покушали, сфотографировались, собрались и поехали (было уже где-то 10-11 часов утра).
По дороге остановились сначала у источника «Аржан-Суу» — памятник природы, находится в 8 км от села Манжерок (478 км Чуйского тракта). Его еще называют «Шоферской ключик», «Золотой ключик», «Серебряный источник». Вода в роднике насыщена серебром, медью, марганцем и другими микроэлементами, она долго хранится и благотворно влияет на обменные процессы в организме. По содержанию двухвалентного железа вода источника Аржан-Суу превышает широко известные источники Ессентуки и Боржоми.
Набрали водицы, купили на рынке карту и повернули к Тавдинским пещерам! Мост платный, 100 руб. легковому автомобилю.
Поставили машину на бесплатную стоянку и пошли в кассу, простояли у кассы 1,5 часа и возле входа минут 30, экскурсия длилась час. Стоимость экскурсии 50 руб. с человека, совсем недорого. Настроение было подпорчено, но когда добрались до пещер, оно снова вернулось. Советую всем посетить сие место.
Пещеры являются археологическим памятником: при раскопках здесь обнаружены следы человеческих поселений, датируемые ранним железным и бронзовым веками. Входы в большую Тавдинскую пещеру, которую еще называют «Девичьи слёзы», находятся в 70-ти метрах от дороги. Длина пещеры 270 м. Главная галерея наклонная, постепенно поднимается от Катуни. Недалеко от Большой Тавдинской находится Тавдинская -2, её длина 250 м. Далее, после пещер тропа ведет к Тавдинской карстовой арке!
Тавдинская карстовая арка. Несколько выше Тавдинских пещер находится Тавдинская карстовая арка. Это остаток свода карстового туннеля или пещеры шириной сквозного отверстия от 7 до 13 м, и высотой от 3 до 5 м. Свод арки покрыт редкой растительностью. Тавдинская арка объявлена памятником природы.
Поднимаемся на смотровую площадку.
Надо прикоснуться к стене арки, загадать желание (не материальное), и пройти не отрывая руки от стены 3 раза вокруг и желание сбудется. Желающих загадать желание оказалось очень много и я не исключение!
Полазив в пещерах, насладившись красотой Алтая мы собрались домой. Дорога домой была довольно быстрой. За поездку никаких происшествий не было. Доблестные сотрудники ГАИ тоже не тронули. В итого в 21:00 в воскресенье мы были уже дома.
Итоги поездки
Километров пройдено — 1 250 км.
На топливо потрачено — 1 800 руб. (газ-бензин).
На продукты и прочее потрачено 4 500 руб.
Взамен получены неизгладимые впечатления и нереальный заряд энергией Алтая!
Строго не судите, пишу свой первый отзыв. Всем спасибо за внимание.