Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Челябинск—Байкал—Тункинская долина на Renault Koleos летом 2012 года

Челябинск—Байкал—Тункинская долина на Renault Koleos летом 2012 года

20.09.2012 | 26287 просмотров

История этого путешествия уходит корнями в далёкий 2011 год — когда небо было голубее, трава зеленее, Аа… дальше предложение не додумывается чегой-то. Ну, в общем, в тот замечательный год сходил я в прекрасное путешествие по Алтаю с хорошим человеком Валерой, и, как положено, привёз кучу положительных впечатлений и пару неплохих фотографий. С фотографиями опять же выручил Валера — дополнив пару моих посредственных снимков своими отличными работами. Родители, поглядев на ту красоту, в которой побывал я, тоже загорелись желанием куда-нибудь съездить. Ну и я, как водится, не растерялся — предложил двигать на Байкал, так как о подобном мероприятии уже подумывал давно. Поговорили, пообсуждали, поспорили, ну и конечно, поругались, но всё же решили — Байкалу быть!               

Сборы начали аж в январе — составляли маршрут, закупали снаряжение и продукты, разговаривали со знакомыми, уже побывавшими на Великом озере. Так, день за днём, совершенно незаметно подкралась и дата начала путешествия — 22 июля, воскресенье. Впереди нас ждал весьма протяжённый — более 9 000 км маршрут и крайне сжатые сроки — всего 16 дней. А куда деваться — люди все рабочие, сколько отпуска дали, на столько и едем. Ну да мы не унываем — упаковываем всё барахло в новенький Renault Koleos и выдвигаемся на восток.

Стартуем, как и положено, с опозданием — вместо намеченных 6:00 утра отправились только в 11:00. С родного ЧМЗ на аэропорт, а оттуда за город и на Курган — ну всё, теперь поехали!


У дома.

Первый день прошёл незаметно — хоть и целый день за рулём, но пока ещё все бодренькие, отдохнувшие, полные сил. Но, несмотря на это, едем сразу тремя водителями — я, папа, мама. Кстати, совсем забыл познакомить вас со всеми участниками данного путешествия: четыре человека — мама, папа, я и Надюха; автомобиль — Колян, фотоаппарат — Cannon PS SX120 IS. Так что претензии к качеству фотографий не принимаются, хотя надо отдать должное фотику — своих денег он однозначно стоит.

Ну а теперь, когда мы с вами знакомы, вернёмся на трассу Челябинск—Курган, по которой мы начали своё путешествие. Ничего примечательного, к сожалению или к радости, в первый день поездки не происходит — за бортом жара +30, на небе ни облачка, рулим себе потихоньку в сторону Байкала. После Кургана уходим на Тюмень, не доезжая Тюмени уходим на Омск. Дороги качеством покрытия сильно не огорчают — уже привыкшие, печалит лишь наличие всего двух полос для движения, но надеемся, что, чем дальше в лес, тем шире будет дорога. Первый, ну и забегая вперёд — единственный раз попались гаишникам — были оштрафованы на 100 рублёв за превышение скорости. Проезжаем Челябинскую, Курганскую, Тюменскую области и вечером встаём на ночлег в ближайшем лесочке, ужинаем и засыпаем.


В багажнике — яблоку негде упасть. Да и откуда в багажнике яблоки? :)

Второй день отличался от первого лишь более ранним подъёмом — как ни крути, а пришлось в шесть утра подыматься — ну и соответственно, более длинным световым днём. Погодка продолжает радовать, дорожка становится менее загруженной, более прямой, а асфальт радует отсутствием ям и волн, которых хватило и в Тюменской области. Проезжаем Омск — города не видели, зацепили лишь краешек промзоны, катимся в сторону Новосибирска, который минуем, также не увидев самого города, въезжаем в Кемеровскую область. Пейзаж за окном пока всё тот же, что и в родном Челябинске — берёзовые леса, реже смешанные (сосна, ёлка), поля — засеянные пшеницей, реже кошенные. Вот на одном из таких скошенных полей и останавливаемся на ночлег. Готовим, ужинаем, ложимся спать — вечер тоже не назовёшь насыщенным на события.


Ночёвка на скошенном поле.

Третий день — я, конечно, буду банален до безобразия, но и он не сильно отличается от предыдущего — меняются лишь города. Сегодня это Кемерово, Красноярск, Канск. Очень удивил Кемерово — в городе отличные дороги, интересные и удобные светофоры, на дороге впервые за поездку наблюдаем светоотражатели — прямо на асфальте имеются остановки школьного автобуса (!!!). Но Кемерово остаётся позади, Красноярск минуем по объездной, в Канске фотографируем стелу и какой-то военный объект. Останавливаемся в лесочке сразу за городом и падаем спать — начинает подкрадываться усталость от ежедневного недосыпа и монотонности дороги.


Стела на въезде в город.

Четвёртый день — ну наконец-то, если всё пойдёт по плану, сегодня ночуем на берегу Байкала! Подгоняемые этой мыслью прыгаем за руль и мчимся к Иркутску. Город, как и положено, минуем по объездной и через два часа вот он — Байкал! Правда встречает он нас не очень приветливо, вечер, небо хмурится и падает на землю мелким дождём. Эх, а так старательно везли мы хорошую погоду с Челябинска, но, видимо, та отстала по пути — ну да ничего, будем надеяться, что уж завтра она нас догонит. А мы тем временем встаём на ночёвку за Слюдянкой на берегу Великого озера. Вот и сбылась мечта — мы на Байкале!

Пятый день встречает нас хмурым небом, холодным ветром с озера и сильной волной — ну да хотя бы дождя нет. Успокаивая себя мыслью, что на Байкале иногда достаточно проехать всего пару десятков километров, чтобы попасть в совершенно другую погоду, собираю палатку, завтракаем и выдвигаемся. Сегодня по плану — встать на ночёвку на полуострове Святой Нос на Баргузинском заливе. Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть!» и покатил в сторону Улан-Удэ.

Дорожка напоминает серпантин из какой-нибудь европейской страны, ан нет, мы в России-матушке! Слева по борту — обрывистый берег Байкала, во многих местах густо заросший зеленью, справа — не менее крутой, скалистый подъём вверх, прямо — отличного качества двухполосная трасса, а единственное, что может огорчать путешественника на этой дороге — это количество идущих по ней фур. Но тут надо сказать отдельное спасибо дальнобойщикам — мужики ведут себя очень вежливо, аккуратно и адекватно, при каждом удобном случае уступая дорогу и помогая на обгонах — в Челябинской области, к сожалению, подобного нам и не снилось. Да вот только местных идиотов, вылезающих на обгон через сплошную в конце подъёма — более, чем достаточно.

Всё больше укрепляюсь в мнении, что пора, пора уже устанавливать на капот машины станковый пулемёт, дабы подобных уродов отстреливать на местах. Ну да ладно, пока суть да дело, а мы уже в Улан-Удэ. Вот это действительно оказался для нас город-открытие! Отличная национальная архитектура, интересные современные здания, хорошего качества дороги — и на фоне всего этого броуновское дорожное движение.

 Хаос на дороге стоит такой, что волосы на голове встают дыбом. Местные водители явно никогда не слышали о книжечке с названием «ПДД», гаишники — что в городе неплохо бы устанавливать светофоры; зато количество машин на дороге явно не меньше, чем в миллионном Челябинске — уж во всяком случае, субъективно. Это первый на нашем пути город, в котором мы так и не встретили ни одного дорожного указателя и выбирались из него исключительно по навигатору. Ну да ладно, с горем пополам вырываемся из этого автомобильного муравейника и движемся на Усть-Баргузин. Дорожка-то бежит невдалеке от Байкала, то уходит от него куда-то в леса, пересекая небольшие в это время года горные реки. К вечеру заезжаем в Усть-Баргузин, и, немного поплутав по посёлку, выруливаем к парому — пятидесятыми в очереди. Дабы скрасить ожидание, наведываемся в местную буузную и впервые за наше путешествие едим буузы — что это за зверь такой, узнать хотелось уже с самой зимы. И вот — пожалуйста, съели по парочке, и сытые да ленивые стали ждать своей очереди. Тут надо забежать вперёд и отметить, что буузы мы ели ещё в Аршане, на Тёплых озёрах и в Мондах. В Усть-Баргузине — самые вкусные.

 
Вот этот чахленький катер тащит многотонный плот с десятком машин на борту.


Вот это чисто по-русски! Очередь и очередь вне очереди :).

После четырёхчасового ожидания переправляемся на тот берег, регистрируемся при въезде в Забайкальский национальный парк и в сумерках отправляемся в Баргузинский залив. Как сказали родители, дороги туда нет — только направление. И хотя это, конечно, не совсем так, но дорожка на самом деле убитая вусмерть — песчаная грунтовка с множеством больших и мелких ям, скорость на которой не превышает 15 км/ч, если вам хоть немного жаль свою подвеску. Потихоньку ползём, за окном уже окончательно стемнело, и, наконец, почти через два часа мытарства по так называемой «дороге», встаём на берегу Байкала. Темно, с озера дует сильный холодный ветер, ставим палатку и падаем спать — наслаждаться красотами природы будем завтра с утра попозже.

Утро шестого дня путешествия встретило нас стуком дождя по палатке. Обидевшись на такую подлость со стороны погоды, сплю дальше. Проснувшись уже часиков в десять, выползаю из палатки — небо хмурое, затянуто облаками, но дождя уже нет. Как и ветра. Да и вообще каких-либо звуков — над Байкалом стоит удивительная тишина, которой, правда, я наслаждался недолго — часиков эдак в 11 дорожка вдоль берега превратилась в достаточно оживлённую трассу, по которой не спеша катили такие же отдыхающие.

Долго думал, а стоит ли выкладывать эту фотографию. Всё же решил — стоит. Да-да, именно вот так будет выглядеть для вас Байкал в плохую погоду: гор не видно, берег весь в каком-то мелком мусоре от топляка, чуть дальше — затянут мелкой, но острой осокой. Прям не Великое озеро, а болотина в Челябинской области, в которую и купаться-то не полезешь. Положение не спасают даже разлапистые кедры, растущие вдоль всей прибрежной полосы. Но не пугайтесь, вот выглянет солнышко и Байкал преобразиться до неузнаваемости!

Пока мы не торопясь завтракали, сушили палатку и одежду, приводили в порядок машину — выглянуло солнышко. Вот теперь Байкал — действительно Байкал! Прекрасный песчаный пляж с прибрежной полосой, густо поросшей кедровником и самими кедрами, мощные хребты Святого носа синеют невдалеке, а за горизонт уходят воды Великого озера. Красота, да и только! Все тут же кинулись загорать, купаться, лениться, но я взял себя в руки и побрёл на разведку — завтра необходимо подняться по тропе испытаний, если погода не подведёт.

Тут я сделаю небольшое отступление и пару слов уделю песку на Баргузинском заливе. Песок этот — чудо, как хорош! Никогда в жизни мне ещё не приходилось ходить по столь приятному песочку. Он далеко не мелкий, скорее даже крупный песок, ну или очень мелкая галька, интересного жёлто-красного оттенка. Ноги проваливаются в него ровно настолько, чтобы было приятно, но не тяжело идти. В общем, в песок я влюбился! — на Баргузин стоит приехать просто ради того, чтобы можно было по нему походить и на нём полежать.

Разница, как говорится, на лицо! А ведь это ещё не совсем идеальная погода — облака так до конца и не разогнало.

Долго ли коротко, но вышел я к развилке — одна дорожка направо, другая налево, а посредине столбик с волшебной надписью: «Уважаемые посетители! В связи с тем, что маршрут «Тропа испытаний» пострадал от пожара, его посещение ЗАПРЕЩЕНО!». Ну вот, совершенно не заботится администрация парка о туристах — а где же указатель-то на саму тропу? Ну а как я пойду не туда да забреду на неё случайно? Непорядок, непорядок. Одолеваемый такими тяжкими мыслями иду налево и минут через пятнадцать ходьбы по обрывистому и каменистому в этих краях берегу Байкала я у очередной развилки с такой же табличкой. Ну, тут уже вопросов быть не может — по направлению в лес (то бишь направо) тропа и идёт.

 
Дорога по берегу Байкала проходит метрах в 50 от самого озера.

Но дабы удостовериться в данном факте, пробегаю метров 300 вверх до правильной таблички — с описанием маршрута. Ну вот, теперь тропа разведана, полтора часа ходу от нашего лагеря, значит двигать будем на машине. Не спеша возвращаюсь в лагерь, по пути заглядывая к рыбакам — продают свежего омуля по 100 руб./кг. Обсуждаем планы на завтра, я наконец-то купаюсь в Великом озере, но испытываю некое разочарование — вода тёплая (это же Байкал, +4 должна быть!) и мутная — в этом году Баргузинский залив цветёт что ли: во время ветра с Байкала к берегу пригоняет какую-то зелёную мелкую траву. Но не расстраиваюсь, заплываю подальше, но и там видимость не превышает 2-3 метров — дно-то песчаное, волна песок тоже подымает. В общем, кристальной чистотой воды насладиться не получается, но я не переживаю, будет и на нашей улице праздник. Купили ближе к вечеру рыбки, развели костерок, заели омуля — рыбка, конечно, неплохая, но от обыкновенного сырка мало чем отличается. Тем не менее, 3 штуки я умял и глазом не моргнув. С надеждой на отличную погоду ложимся спать.

Вода у каменистых берегов значительно прозрачней, нежели у песчаных. Всё время поют птички — гулять по берегу Баргузина одно удовольствие!


Иван-чай. Куда ж мы без него.


Лодочка.


ЗИЛ.


С дороги Байкала не видно.


Рыбаки.


Как цветок называется — не знаю, но очень красивый.

Погодка и на седьмой день не спешила радовать нас солнышком — небо привычно затянуто облаками, но что значительно хуже — часть из них висит на шапке хребтов. Ну да пока мы умывались, завтракали да собирались, погода, как и настроение, значительно улучшилась. Прыгаем в машину и через полчаса стоим на тропе — ну что ж, полный вперёд!

 
Панорама Баргузинского залива.

В лесу хорошо, хотя и нет привычных уже нам кедров да песочка — зато свежо, несмотря на наступающую жару. Идётся легко, тропа потихоньку набирает крутизну, но вскоре выходит на границу пожара 2010 года. Удручающая картина — выгорело всё, от травы и до многолетних сосен. Идём, подавленные картиной столь масштабной гибели леса, а тут и тропа начинает уходить резко вверх.


Выгоревший два года назад лес.

Пока мы рассуждали о случившейся трагедии да потихоньку ползли вверх — нас стала догонять бегущая (!) вверх молодёжь — как позже выяснилось, это ребята из лыжной секции, у которых раз в год проходит забег по тропе испытаний. Возраст бегущих — от шести (!!!) лет и примерно так до 22 годков. Ребята по 12 лет, спокойно так, не сильно утруждаясь, обгоняли нас, карабкаясь на вершину. Не стерпев подобного безобразия, оставляю родителей и дальше иду один. Через два часа с начала подъёма выбираюсь к кресту — видовой площадке (1 200 м над уровнем моря), на которой останавливается добрая половина туристов, бредущих в гору. Но мне задерживаться тут не досуг — руки в ноги и вперёд! Бреду дальше, уже не в границе леса, а непосредственно по хребту. Людей становится значительно меньше, виды на Баргузинский залив — моё почтение, просто отличные.

По дороге иду вместе с последними лыжниками, девушкой и двумя ребятами, на вид лет эдак так по двенадцать, от которых в последствии отстаю. Ребятам — моё уважение, просто молодцы. Затем догнал замечательную пару из Москвы и дальше до самого верха иду вместе с ними. За разговорами и дорога проходит незаметно, и вот ещё через два часа мы на вершине! Да, вид отсюда бесспорно заслуживает потраченных на восхождение сил.

На вершине — очень зелёное плато, не пострадавшее от пожаров. После выгоревших склонов глаз налюбоваться не может на подобную красоту. Побегал немного по плато — ледник, который тут был в предыдущие годы, ушёл — оставив после себя лишь моренные склоны да немного снега. Говорят, что если перейти плато целиком, можно поглядеть на сам Байкал, но я, к сожалению, подобное путешествие совершить не успел — ножки требовали отдыха перед спуском, да и время поджимало — солнышко, пока ещё не спеша, но всё же уже клонилось к закату.


Баргузинский залив с вершины Святого Носа — 1877,8м над уровнем моря.


Выгоревший склон горы — не так давно он весь был покрыт кедровым стлаником.


Плато на вершине горы.


Слева направо: Чивыркуйский залив, озеро Арангатуй, Баргузинский залив.


Панорама Баргузинского залива.

Пополнив запасы воды — наверху есть родничок — вместе с москвичами начинаем спускаться. Но через пару минут начинаю чувствовать, как горят уши — видать, родители меня уже потеряли. Прощаюсь с попутчиками и лечу вниз, впрочем, не забывая народную мудрость, гласящую: «Поспешай медленно!». Родителей нахожу на площадке у креста — как и договаривались. Не спеша собираемся и идём вниз — на сегодня есть ещё планы, кроме посещения тропы.

Через пару часов мы снова на колёсах, но теперь движемся не к Баргузину, а в Чивыркуйский залив. Вообще он не был предусмотрен планом путешествия, но мутная вода Баргузинского вынудила нас на этот шаг. Дорожка туда занимает чуть меньше часа — и вот, перед нами следующая картина: болотистый берег, никакого песочка нет и в помине, места для стоянки немного и при всём при этом — палатки стоят как в муравейнике. Решили, что на то есть две причины: рыбалка и яхты. В Чивыркуйском заливе хорошо клюёт окунь и, в отличие от Баргузина, тут можно спокойно спустить яхты на воду.


На берегу ни одного свободного места.

Ну что ж, коли яхтой мы пока не обзавелись, поворачиваем и едем обратно. Ставимся затемно, снова на Баргузине — правда, наше старое место уже занято, ну да не беда. Сегодня был насыщенный на события день, и мы с удовольствием засыпаем под шум волн Байкала.

Восьмой день начинается с новости хорошей и не очень: ветер с берега, поэтому вода совершенно прозрачная, всю муть угнало; но над нами в небе бьются два погодных фронта — с одной стороны чистое небо и солнышко, с другой — дождь стеной. Ну да кто победит мы дожидаться не будем — завтракаем и выезжаем в сторону Аршана. Бодрые и отдохнувшие мы выезжаем из парка, мчимся к парому — и вот тут нас поджидают первые неприятности. В очереди, на этот раз, мы где-то шестидесятые, так что быстрее чем за четыре часа не пройдём. А времени уже ни много ни мало пятнадцать часов. А виноваты, как всегда, сами: вечер воскресенья — не лучшее время для отъезда с полуострова. Ну что ж, стоим в очереди, жаримся на солнышке, делаем прощальные фотографии Баргузина.


Панорама хребтов Святого Носа.


Кораблики. Своё они уже отплавали.

Проскочив паром, едем к Гремячинску — добраться до Аршана всё равно не успеем, встанем там на ночёвку. По пути заезжаем на Черепаху — и вправду отличный камень. Фотографируем его по всякому и едем дальше.


Камень-черепаха.


Ближе — и вправду, как настоящая черепаха.


Закат на Великом озере.

На ночёвку встаём недалеко от Гремячинска — места тут тоже отличные. От трассы достаточно далеко, да и полоса леса прикрывает, берег — мелкий песочек с галькой, людей нет — красота. Развели костёр, попили чаю, обсудили дальнейшие планы. Раз время позволяет — я настоял на поездке в Иволгинский дацан. Все упорно отказывались, но я таки сумел настоять на своём. На том и порешив, ложимся спать.


Берег где-то между с.Турка и Гремячинском.

День девятый оказался самым насыщенным на погодные чудеса. Перед поездкой я читал, что на Байкале порой достаточно проехать всего пару десятков километров, чтобы из под проливного дождя попасть под палящее солнце — но верилось как-то с трудом. А вот поди ж ты, всё проверил и повидал лично. Ну да ладно, не будем забегать вперёд и расскажем всё по порядку.

Встали мы как обычно рано — в 6:00 утра, позавтракали. Пока родители собирались, я быстренько искупался в Байкале — вода стала холоднее, но и заметно чище. Но всё равно видимость не та, на которую надеялся я — вода мутновата. Ну да ладно, авось не всё ещё потеряно, садимся в Коляна и двигаем в Улан-Удэ.

Погодные наши приключения начинаются сразу за Гремячинском — сильный туман, видимость метров 100-150, солнышка не видать — как будто очень пасмурный день за окном, а не только туман. Проехав в нём пару километров, выныриваем в яркий солнечный день — в машинке сразу начинает припекать, мир вокруг наливается красками, но не успеваем мы насладиться этой нежданной удачей, как впереди снова вырастает тяжёлой, тёмной стеной туманный фронт. Ныряем в него практически как в ночь, в какой-то сумрачный мир. Но и эта погодная «прослойка» недолго была вместе с нами — выныриваем на очередной просвет, видимость отличная, но в чём дело? — солнца так и не видать.

Отгадка находится почти моментально при взгляде на ближайшие сопки — мы всё ещё в тумане, но уже совершенно другом. Он стелется по вершинам сосен, иногда застревает на склонах холмов — совершенно прозрачный, лёгкий, воздушный — поднимается выше и выше, кружась в каком-то неведомом нам танце, и на уровне метров ста над землёй собирается в тучу, тёмную и мрачную, грозно нависшую над проезжаемой нами долиной.

Удивительное представление — и тут, внизу, у тебя как будто билет в первый ряд — с пассажирского сидения я заворожено наблюдал этот удивительное, необычное выступление. Через пару десятков километров туманный фронт редеет, всё чаще пробивает его сверху солнечный луч — и вот, через 60 километров мы въезжаем в солнечный день — впереди ни облачка, раскалённое солнце здорово припекает, мир снова полон красок и жизни. А вот уже и Улан-Удэ — по навигатору выруливаем на Иволгинск и через полчаса мы в дацане.

Даже и не знаю, что вам толком о нём рассказать. Буддизмом я никогда не интересовался, поэтому с религиозной точки зрения дацан мне, как и всем остальным участникам путешествия, был совершенно не интересен. Но посмотреть на совершенно другую, отличную от нашей, архитектуру — стоило непременно.

 Весь комплекс раскрашен так ярко, что поначалу рябит в глазах — кажется, что все цвета, которые смогли только достать при строительстве, использовали, расписывая храмы. Но при таком буйстве красок нет никакого внутреннего возмущения — все цвета гармонично сочетаются друг с другом, не превращаясь в детскую раскраску, а становясь произведением искусства.

С огромным удовольствием мы провели в дацане несколько часов, неспешно прохаживаясь от одного храма к другому, заглядывая внутрь — если это было возможно. Очень, очень интересные здания — как внутри, так и снаружи, не похожие ни на что из того, что можно встретить в Челябинске. Сюда непременно стоит заглянуть, даже если вам совершенно чужд буддизм — вы в любом случае не будете разочарованы увиденным. Пожалуй, это одно из немногих мест нашего путешествия, посещением которого остались довольны все члены семьи без исключения. Единственное, что огорчало — это хмурое небо, не позволившее сделать хоть сколько-нибудь приличные фотографии.

Вволю нагулявшись по дацану едем дальше — в Слюдянку. Здесь у нас есть последняя возможность поболтать ножками в Байкале, ибо дальше мы углубимся в Тункинскую долину и шанса искупаться в Великом озере более не представится. Что ж, терять свой шанс я не собираюсь и смело ныряю в воду — хотя с последнего моего купания она стала ещё холоднее. Берег очень каменистый, заходить в воду сложно, зато, отойдя метров на семь от берега, нахожу большой камень, встаю на него, и как будто хожу по воде. Ну да ладно — я здесь не для надводных развлечений, а совсем даже наоборот.

Заплываю так далеко, как мне позволяет страх и трезвый рассудок — коли чего случится, вытаскивать меня некому. На глубине порядка метров четырёх видимость — словно воды и нет совершенно. Да, вот теперь верю — я в Байкале! Вода, как и положено, холодная, а спустившись на дно, выясняю, что холоднющая; и совершенно, совершенно прозрачная! Да, несмотря на неприглядное место — берег зарос какими-то чахлыми деревцами, в ста метрах проходит железная дорога, искупаться тут стоило непременно — только тут и почувствовал себя в водах Великого озера. С чувством выполненного долга выползаю на берег, но не могу удержаться — делаю ещё один заплыв. Красота! Ну а теперь быстренько в полотенце и дальше — в Тункинскую долину и город-курорт Аршан.

Тункинская долина встречает нас проливным дождём — ну всё, теперь из всех погодных условий на Байкале мы только снег не застали — и это всё за один день и 500 километров пробега. Чудеса, да и только. Двигаемся в сторону Аршана, дорожка пустынная, машин мало. В город въезжаем уже в темноте, на первый взгляд кажется он весьма симпатичным — весело горят вывески зданий, по улицам неспешно гуляют туристы и отдыхающие — это в 23:00 ночи-то! Жизнь бьёт ключом, а мы тем временем проезжаем город и встаём на правом берегу р. Кынгарги — самые верхние по течению. Ложимся спать под звёздным небом, изучение города оставляем на завтра.


А вот и она — самая чистая вода, встреченная мной на Байкале. Район Слюдянки.


Сразу видать, куда ветер дует. Тункинская долина.

На десятый день мы не спеша просыпаемся, завтракаем и идём изучать город. А ночью он выглядел значительно лучше! Первое, что бросается в глаза — это помойка. Весь правый берег Кынгарги в городе отдан «палаточным» туристам, но при этом для них не сделано ничего — ни туалетов, ни мусорных баков. В результате берег реки выглядит как огромная помойка с соответствующими запахами. Ну да нам ещё повезло — мы стоим по течению выше всего этого безобразия. Идём дальше, сам город тоже не представляет особого интереса — старые советские постройки, которые даже в надлежащее состояние никто толком привести не пытается, местами стоят и совсем заброшенные здания, никаких табличек или указателей не имеется: куда идти к минеральным источникам, куда к ваннам, а как на водопады попасть? Но, не смотря на это, духом курортного городка проникаемся — передвигаемся с изрядной ленцой, щёлкая местные семечки — кедровые орешки; никуда уже не торопимся, какие там вообще водопады на Кынгарге? Эх, чтобы родители без меня делали — хватаю всю нашу ленивую братию под руки и тащу к реке.

Аршан, как он есть: вот так выглядит минеральный питьевой источник. В каждом кранике вода своей температуры, хотя есть у меня подозрение, что просто в соседнем здании — бойлерная :). Вода — обычная минералка. Самый ходовой товар в городе — пластиковые бутылки. Пятилитровую продают от 50-ти рублей.


Целый лес ленточек — смотрится весьма необычно.

До водопада идёт прекрасно утоптанная тропа, даже на не очень крутых подъёмах сделаны лесенки — ну хоть как-то о туристах заботятся. Впрочем, и пятьдесят рублей за посещение водопадов взять не забывают — билет действует весь день, ходить туда-обратно можете сколько угодно раз. Людей идёт много, прям паломничество какое-то — видимо, тут это одно из немногочисленных местных развлечений. У первого водопада — так и вообще не протолкнуться. Он же, кстати, и самый большой, из полутора десятков, присутствующих на реке водопадов и водопадиков.


Мишка.

Родителям ни водопад, ни сама река не особо нравятся, да плюс погода как всегда не ладится. Но пока настраиваемся идти дальше — да я, балбес, забыл по какому берегу — тропа раздваивается и идёт что по левому, что по правому. Пока бегал на разведку по нашему берегу (левый), забрался на перевал дураков. Ну, впрочем, так оно и должно было быть :). Спускаюсь, говорю, что надо идти на другую сторону, но что-то поддержки в наших путешествующих рядах не наблюдаю. Дескать, и речка какая-то никакая, да и вообще, мы в минеральные ванны хотим — в Жемчуг. Ну, хотите, так хотите — я остаюсь на реке, остальные сворачивают лагерь и едут в Жемчуг, вечером встречаемся. На том и порешили.

Ну что ж, во всём свои плюсы имеются — с отъездом семьи сразу выглянуло солнышко, и я бодренько, в своём темпе побежал гулять по реке. Как и следовало ожидать, дальше первого водопада забирается не так уж и много человек, доходят до конца — вообще единицы. Мне же река очень понравилась — расположена в живописном горном ущелье, вода очень прозрачная и очень вкусная, приятного изумрудного оттенка; очень бурная, со множеством водопадов и каскадов — прогулялся вдоль неё с огромнейшим удовольствием.

 

Дошёл до последних водопадов я часа в три, а мне тут до вечера куковать. Ну, думаю, ничего, прогуляюсь просто вверх по течению реки, а пока залезаю на небольшую скалу в долине ущелья и сажусь обедать. Через пару минут ко мне присоединяется девушка — разговорились. Она тут с ребёнком, до этого тоже были на Байкале и ещё на Тёплых озёрах — а вот теперь и до Аршана добрались. Они молодцы, не дали себя в лапы аршанской лени заманить, честно прошли до конца реки. В отличие от некоторых.

Пока разговаривали, выяснил, что дальше тропа идёт на перевал. Ну, думаю, теперь с дальнейшим маршрутом всё понятно. Прощаемся, они обратно в город, а я дальше, в горы. Тропа хорошо набита, никаких вопросов о том, куда идти, не возникает — и это здорово, так как я и без компаса и без карты дальше реки-то уходить не планировал. Через пару часов выхожу к перевалу, но погодка не радует — мелкий дождик, пасмурное небо, гремит гром. Но самое плохое — время поджимает, буквально через 10-20 минут уже необходимо будет идти назад. А тут, как назло, и тропу потерял, но перевал уже так вижу, думаю ничего, обратно-то авось на тропу выберусь.

Ломлюсь через заросли кустарников к перевалу и через 15 минут выхожу на каменистую, поросшую мхом долинку. Ну всё, отсюда до перевала рукой подать — а он так и манит, зовёт заглянуть за гребень — а что же там, на другой стороне? Только начинаю идти дальше — и кааак громыхнёт! Не успел я толком от грохота отойти, подул сильный, промозглый ветер и дождь как пошёл стеной — сегодня точно без перевала. Быстрее бегу назад, вниз — пока видимость позволяет, а то облака уже совсем обнаглели — прям над макушкой висят. А со старого своего пути на последних метрах сбиваюсь, начинаю плутать, оптимизма ситуация не добавляет. Зарекаюсь без тропы больше ни шагу не делать да начинаю головой работать, а не ногами. Спускаюсь к реке и метров через 15 выхожу на тропу, успокаиваюсь. Теперь можно не волноваться, обратно точно доберусь. Привожу себя в порядок и топаю обратно — к сумеркам надо быть на реке, снимать водопады.

Слева с краю — перевал, справа — набирает силу грозовое облако. Только на фотографии оно белое и пушистое, а там, в горах, оно было крайне мрачным и жутковатым.

Не успел я отойти и пары километров от перевала, как оглянувшись назад, вижу исключительную картину — всё облако развеялось, а на его месте чистое, голубое небо. Эх, балбес я, надо было дождик-то переждать пятнадцать минут и вот он, перевал. Ну да ладно, значит не судьба. За такими вот не весёлыми, но и не особо грустными мыслями подхожу к реке — а вот и на моей улице праздник. Выглянуло солнышко, которому до заката за хребет осталось минут 5-7, но мне и этого хватает, чтобы слегка подсохнуть и согреться. Вот, теперь настроение отличное, иду снимать водопады. В перерыве снова забираюсь на пик Дураков — вид отсюда достаточно интересный, видно весь Аршан и часть Тункинской долины. Можно сказать, бюджетный вариант пика Любви и пика Аршан, времени на которые у меня, к сожалению, нет.

Возвращаюсь в Аршан, мои уже разбили лагерь. Впрочем, как выяснилось, они никуда так и не поехали, сходили в местные минеральные ванны. Ну да ладно, каждому своё — главное, что все мы, уставшие или отдохнувшие, но довольные, ложимся спать.

Одиннадцатое утро встречает нас ясным небом, ласковым солнышком и вообще отличным настроением! Прям жалко покидать город — на пик Аршан я так и не забрался, а погодка сегодня что надо. Ну да ладно, собираем вещи, садимся в Коляна и едем кататься по Тункинской долине.

 
Кынгарга, пик Любви и пик Аршан. Вид с места нашего лагеря.

Тункинская долина начинается с густого тумана, который, впрочем, мы достаточно шустро оставляем позади. Природа в самой долине — моё почтение, очень красиво. Успеваю только просить остановиться вот тут, а теперь вон там, да ещё и за тем мостиком притормозите! Как меня терпели остальные участники путешествия, возможно и кажется не совсем понятным, но на самом деле всё предельно просто — любуются природой вместе со мной. Благо пейзажи открываются один лучше другого, и не спеша двигаясь по дороге, мы сполна наслаждались окружающими нас видами. Дорога постепенно становится более гористой и идёт по берегу Иркута — в это время года достаточно маловодной и спокойной реки, но всё равно очень и очень красивой. Справа — возвышаются Тункинские гольцы, вместе с Иркутом образующие величественный и завораживающий вид. Слева — сопки, за которыми буквально в нескольких километрах проходит граница с Монголией.


Тункинские гольцы.


Главный герой путешествия :).


Иркут.

Вот так, совершенно не торопясь, наслаждаясь окружающими нас пейзажами, мы подъехали к Мондам — приграничному пункту на пути в Монголию. Но за границу мы в этот раз не собираемся, дальше наш путь лежит на село Орлик. С пограничниками проблем не возникает, едем транзитом — никаких документов, кроме паспортов, не требуется. Отправляемся дальше, но, как выясняется, не далеко — асфальт кончается и под колёсами начинается пыльная, каменистая гравийка. Тут можно долго спорить, насколько дорога убита и с какой скоростью по ней можно ехать, но родители передвигались по ней ни много ни мало 5 км/ч. Пустить за руль меня благоразумно отказались, и на этом наше путешествие в эту сторону было закончено. Описать словами, насколько я был расстроен — невозможно, ибо уже был настроен на интересный, насыщенный день, которому благоприятствовала отличная погода, а за окном расстилались изумительные пейзажи. Ну да ладно, когда своей машиной обзаведусь, тогда и буду решать, где и как ездить, а пока нефиг на зеркало пенять, коли у самого рожа крива. Поворачиваем обратно.

Тут, за дорожными заботами, я совсем забыл рассказать, что природа на границе с Монголией кардинально меняется. До этого, проехав уже боле четырёх тысяч километров, мы встречали лишь уже известные нам деревья, травы, кустарники и животных, да и пейзаж за окном был всё время знаком и привычен. Тут совершенно другое дело. Выйдя из машины, сразу чувствуешь какой-то небывалый простор, размах, свободу. Зелёные холмистые луга, цветущие поляны, мощные хребты гор на горизонте и совершенно незнакомые растения и насекомые — от всего этого испытываешь удивительные, не поддающиеся описанию ощущения. Мне очень понравилось, я просто бегал от одного холма к другому, наслаждаясь свободой и прекрасным летним днём. Очень здорово.

Тут же и нашёл заячью капусту. Нет, не ту что растёт повсеместно в уральских лесах и на самом деле зовётся кислицей, а настоящую. Растение съедобное, и, надо сказать, достаточно вкусное — после разного рода борщевиков и кровохлёбок кажется просто деликатесом среди съедобных растений. Ну да хорошего понемножку — разворачиваемся и едем обратно в сторону Байкала.


Тункинские гольцы, вид из Монд.

Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу что на горизонте — г. Мунку-Сардык (3 491м), наивысшая точка Саян. Эх, погоду бы ещё чуть-чуть получше…


Треугольные горы.

 


Село Монды, Тункинские гольцы.


Слева — Восточные Саяны, справа — Тункинские гольцы, прямо — дорога на с.Орлик.

Долина реки Иркут.


Колян.


Заячья капуста. Сверху — двухгодовалая, снизу — свежая, вполне съедобная.

По дороге решаем, куда ехать — на выбор Аршан, Монды, Тёплые озёра. В Аршан вроде уже не охота, в Мондах уж больно много мух и слепней. А Тёплые озёра вообще-то были в первоначальном плане путешествия, но из-за опоздания на первых днях поездки мы их пропустили. Ну что ж, вот и наверстаем — к вечеру, из солнечной Тункинской долины мы попадаем в мрачный, дождевой фронт Байкала, и встаём под небольшим дождиком на берегу реки Снежная на турбазе «Тёплые озёра». Планов на завтра — никаких, отсыпаемся, купаемся, гуляем. Что же до меня — то тут всё как обычно, у меня своё расписание :).

Подъём в шесть — ну да, конечно, мне везёт — по палатке барабанит мелкий дождик. Что ж, ложусь спать дальше, и день двенадцатый начинается для меня уже в восемь. Дождя нет, но низкая облачность и никакой надежды на просвет. Собираюсь и бегу на разведку — озёра Мёртвое и Изумрудное никаких эмоций не вызывают, по дороге в лагерь заскакиваю на Верблюжью гору — посещать её особого смысла нет, ничего кроме Изумрудного озера увидеть не удастся, да и спуск с неё не самый приятный. Хотя родные чуть позже расскажут, что Мёртвое озеро произвело на них весьма неприятное впечатление: «Мёртвое окружено болотом, на озере абсолютное зеркало — ни единой волны не пробежит по глади озера и тишина, полнейшая тишина вокруг — ни шума ветра, ни щебета птиц, даже дождь здесь почему-то не шёл. Становится жутко и хочется поскорее уйти из этого странного места». А в общем на базе особых занятий не предвидится — разве что сбегать ещё на Шапку Мономаха да искупаться в Изумрудном. Возвращаюсь в лагерь, думаю, что делать дальше: на сегодня у меня было целых два варианта развития событий: восхождение на пик Тальцинский (1806,9м) и путешествие к водопаду Сказка на р. Снежной.


Камень на Снежной.

Пик явно отпадает, изучаю маршрут на водопад — выяснил, что тропа идёт по другому берегу реки. Ну и ладно, Снежная негромко шумит в нескольких метрах от палатки, перейти её не представляется проблематичным. Собираю рюкзак, закатываю штаны — и вперёд! Бродить пришлось в трёх разных местах, даже немного замёрзнуть успел — но зато теперь я на нужном берегу и думаю, что делать дальше. Впрочем, невдалеке виднеются горы, накрытые шапкой облаков, пойдя к которым перпендикулярно реке я уж точно тропу пересеку — главное её не проморгать. Смело движусь сквозь негустой смешенный лес, как вдруг начинаю слышать какой-то грохот, явно не похожий на очередную протоку из тех, что я перешёл сегодня. Неспешно иду вперёд и выхожу на берег — да, вот теперь выхожу на берег Снежной. А то, где стоит наш лагерь — явно лишь протоки этой мощной горной реки. Даже в это время года Снежная стремительным потоком несётся с гор к Байкалу, и перейти её вброд нет никаких шансов. На отмелях реки лежат вековые тополя в 2-3 обхвата, выдранные с корнем — вот и лучшее доказательство свирепости Снежной. На всякий случай я к берегу даже близко не подходил.


Тополя лежат на отмелях реки, словно спички.

Надо сказать, что такого поворота событий я как-то не ожидал. Искать брод или мост до турбазы не особо то и время есть. Ну что ж, тогда идём на Тальцинский — чёрт с ней, с облачностью, авось разгонит всё ближе к обеду. Сказано — сделано, брожу протоки Снежной в обратном направлении и по отлично натоптанной тропе отправляюсь в горы.

Погодка продолжает «радовать» хмурым небом, а через часик начинается и мелкий дождик. Иду потихоньку дальше, других туристов не встречаю — да и не мудрено, куда идти в такую-то погоду. Выхожу из леса уже непосредственно на склон, но по-прежнему ничего не вижу — всё в облаках. Хотя бы карту с компасом сегодня я прихватил. В конце концов, попадаю в зону видимости метров пятьдесят, вокруг дождь и начинает где-то наверху громыхать.


Вот в таких условиях совершалось моё восхождение.

Прохожу ещё немного вверх, дождик становится достаточно сильным, гром всё ближе и ближе. И вдруг как будто метрах в пятидесяти от меня как громыхнёт! Я аж подпрыгнул, настолько громко и долго громыхало. Ну, думаю, уже и поворачивать назад пора, а то уж больно тут жутковато. Но вспоминая свою неудачу на перевале р.Кынгарги, решаю подождать — тут как раз камень подходящий подвернулся, я под него спрятался и просидел с полчасика. Но погодка не особо-то улучшается — дождик, конечно, прекратился, а вот видимости по-прежнему никакой. Ну и хрен с ним, продолжаю карабкаться вверх и потихоньку подбираюсь к вершине. Тут уже хоть что-то видно, встречаю первое озерцо — ну всё, значит почти пришёл. Поднимаюсь ещё выше, впереди уже и небо слегка засинело — ну тут я совсем обрадовался. Ещё буквально чуть-чуть прошёл, и вообще все облака разогнало, как я тогда решил. Ну, красота, вот теперь заживём! Подхожу к следующему озеру, умываюсь, немножко отдыхаю.


Озеро, у которого я устроил привал. Слева — вершина Тальцинского (1 806,9 м).

Ну вот, теперь можно и на сам пик взобраться — поднимаюсь дальше по тропе на левый хребет и — бааа, вот это вид! Я-то думал, что облака просто разогнало, а я оказывается выше них поднялся! Ну и вид, красотища! На самолётах так высоко я не летал и на облака сверху вниз первый раз смотрю — ощущения не передать! Как же так, я пешком — и выше облаков! Ну здорово, ну я доволен без меры — успеваю только во все стороны головой крутить.


Весь Байкал, до самого горизонта, затянут облаками. А я — выше!

Немного придя в себя от всей этой красоты, продолжаю восхождение. Тропа идёт по самому гребню, справа — стланик, слева — травянистый, достаточно крутой склон. Идти, надо сказать, жутковато — да и высоты я боюсь. Но вскоре тропа переходит на «правую» сторону верхушки гребня — теперь с обеих сторон меня окружает кедровый стланик, впрочем, не мешая обзору на величественные вершины гор. Вздохнув с облегчением, уже гораздо бодрее продвигаюсь дальше, но счастье моё длилось недолго. Буквально через пятьдесят метров тропа начинает идти в опасной близости от левого края гребня, с которого пропадает стланик, а сам гребень становится значительно более обрывистым. Со временем тропа стала выходить аж на самый край, а гребень почти вертикально обрывается вниз. Ну, блин, и развлечение! — дыхание учащённое, ножки-ручки начинают мелко дрожать, а я всё больше начинаю ползти на четвереньках. Давненько мне не бывало так страшно! Ну а тут, очень кстати, подвернулись строчки Владимира Семёновича, песни которого неизменно сопровождают меня в течение всей моей жизни:

 Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!

Напевая эти строки, я так и поднялся на самую вершину — уже изрядно успокоившись и придя в себя.

А вид сверху — красотища! Вокруг, куда ни брось взгляд — зелёные склоны гор, ближе к горизонту теряются в синеватой дымке; живописные горные озёра застыли в цветущих долинах гор; облака, сверху белые и пушистые, накрывшие собой весь Байкал; вокруг вершины Тальцинского летают стрижи, если я не ошибся в очередной раз; солнышко припекает макушку и освещает весь этот великолепный пейзаж, давая возможность насладиться каждой деталью открывающегося вида. Ощущение высоты усиливается и тем, что нигде, нигде не видно низа земли — все горы тонут в облаках и непонятно, на какой же ты на самом деле высоте. Я надеялся взглянуть на Байкал с высоты птичьего полёта, но надо отдать должное — этот вид нисколько не хуже, если не лучше! Вниз открывается прекрасный вид на склоны Тальцинского, со всеми его озёрами и холмами. Да, определённо, сюда следовало залезть, пробраться через нижний мир сумрака и тумана, преодолеть дождь, гром и практически нулевую видимость — результат того стоил!


Это — традиция. В каждом своё походе я фотографирую свою обувь — дескать да, я на самом деле тут был, а не с инета фотки спёр:).

Ну а я тем временем спускаю вниз — уже привыкнул к высоте и спокойно иду по краю тропы. Спустившись, окунаюсь в горное озерцо и иду загорать на зелёный пушистый холм. Впереди у меня два часа полнейшего безделья — буду использовать их по полной, заслужил ведь.


Горы. Вид с вершины Тальцинского.


Панорама хребтов.


 Цирк.


Озеро и пушистый холм.


Удивительно зелёная трава — глаз не может нарадоваться!


Пик Тальцинский.

Отличное сочетание каменистых склонов, зелёных долин и прозрачных озёр!


Цветочки.

Негромко шумит ручеёк, впадающий в озеро, поют птички, легонько шуршит ветер — и при всём при этом вокруг стоит небывалая тишина и покой. Наслаждаюсь каждой минутой пребывания в этом чудеснейшем месте — пожалуй, одно из самых ярких впечатлений за всё путешествие, и однозначно отличный финальный его аккорд. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и незаметно подкравшийся вечер зовёт меня в обратный путь. Ну что ж, я отлично провёл сегодняшний день, и с лёгкой ленцой пускаюсь в обратный путь — из царства тепла и света снова погружаясь в тёмный, сумрачный мир дождя и тумана. Но ещё долго мне светит в спину солнышко, а ветер передо мной разгоняет случайные клочья тумана — уж не знаю, играет ли со мной воображение, или горы действительно провожают меня в обратный путь.


Горное озерцо на пути к пику.

Вернувшись в лагерь узнаю, что внизу солнца так и не видели, а целый день время от времени моросили дожди. Но зато остальные члены группы выспались и отдохнули, да и я вернулся не с пустыми руками — принёс лука, щавеля и немного черники. Пока готовится ужин, решаю где бы искупаться — Тёплые озёра, конечно, звучит хорошо, но в тёплой воде я и на Урале накупался уже. Решено — а искупаюсь-ка я в протоке Снежной. Нахожу место поглубже и ныряю — вот это да, вот действительно ледяная вода — дышится тяжело, плывётся ещё тяжелее. Всё купание заняло от силы минуту, а то и того меньше, зато добавил ещё одно яркое впечатление в копилку нашего путешествия. Поужинав, ложимся спать в последнюю нашу ночёвку в этом гостеприимном крае.

Домой. Ещё четыре дня на обратный путь

Байкал провожает нас так же, как и встречал — хмурым небом да моросящим дождём. Ну что ж, и солнечных дней на нашу долю выпало немало. Постояв на прощание на перевале к Култуку и бросив последний взгляд на Великое озеро, отправляемся домой.

Обратный наш путь ничем не отличается от пути к Байкалу — погода становится всё лучше, но на красноярскую ГЭС мы так и не попадаем — дымка от пожаров уж больно здорово сокращает видимость. Одометр отсчитывает километры дороги, мы — дни, которые постепенно прибавляют время — разница с Челябинском три часа. И вот, через четыре дня мы дома, но это путешествие уже навсегда останется в наших сердцах.

Всё выдержал и ни разу за всё путешествие не подвёл. Молодчина.

Первую часть отчёта я постарался сделать неким повествованием, возможно даже с намёком на рассказ — получилось или нет решать вам, но необходимо привести в дополнение и вторую часть — в которой уже меньше лирики, а больше цифр и фактов.

Машина

Renault Koleos, он же Колян — не подвёл ни разу. Не прокололи ни единого колеса, ничего нигде не сломалось, не отвалилось (тьфу-тьфу-тьфу), и, несмотря на юный возраст — к началу путешествия машина имела 5 000 км пробега — даже масло не пришлось доливать. В общем, отработала как часы, за всю поездку лишь один раз подкачали колёса да залили как-то бензин с канистры — не дотянули до заправки. Да и то, как не дотянули — вогнали просто счётчик бензина в красную зону, а там ещё около 10 литров было.

Пробег за путешествие составил 9 445 км.
Расход топлива составил 951 литр.
Потрачено на бензин 24 094 руб.
Средняя скорость, к сожалению, обнулилась, но она находится где-то между 60-70 км/ч.

Дороги

Перед поездкой надо мной народ подшучивал — дескать, пару запасных колёс-то взял с собой? Дорог-то нет поди там в Сибири. Что ж, отвечаю — чем восточнее от Челябинска мы забирались, тем лучше становились дороги. Самые плохие — в Тюменской области, даже хуже нашего Свердловского тракта. А дальше — всё лучше и лучше. Даже старый асфальт лежит вполне достойного качества, не говоря о том, что нового покрытия очень много, да и ехать по нему одно удовольствие. И практически везде идёт ещё и ремонт — старый асфальт на новый меняют. И в городах небольших — типа Канска, асфальт лежит не хуже челябинского. Про большие города я вообще молчу — Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Улан-Удэ — мы с ними в плане качества дорожного покрытия даже рядом не стояли. Говорите, грунтовки много на участке Тайшет — Иркутск? Да вы о чём вообще, там грунтовки осталось ровно 35 км, а остальные 600 км — отличного качества асфальт. В богом забытой Тункинской долине, где навстречу попадается 1 машина в минуту, не чаще, асфальт и то хороший лежит, никакого сравнения со Свердловским. Вот такие пироги — дороги в Сибири такие, что нам и не снились.

Знаки и разметка почти везде висят вполне адекватно, единственное нарекание — знаки дорожных работ не убирают совсем! Вот сделан отличный, новый участок дороги, протяжённостью порядка 15 км. Нарисована разметка, отсыпаны обочины, технику давно перегнали на другие участки работ — а знак «30» всё ещё висит. А в самой середине участка этой дороги стоят и кормятся гайцы — молодцы, так держать! И таких вот забытых знаков пруд пруди. А в остальном нареканий нет. Всего за путешествие насчитали 15 гаишников за работой.

Маршрут

У нас с собой, конечно, было целых два навигатора — но крупные города мы объезжали исключительно по указателям — висят они грамотно, а навигатор предлагает путь через центр города. Впрочем, стоит только свернуть на объездную дорогу, он тотчас подстраивается. Хотя доехать можно и без него — главное чётко представлять себе, через какие города необходимо ехать. А знаки везде висят хорошо, единственное исключение — Улан-Удэ, ну да это вообще город чудес. Но, несмотря на всё вышесказанное, ехать без штурмана не получается. Мы ехали в три водителя, а маршрут знал я один — родители, на все мои попытки ознакомить их подробно с дорогой, отвечали, что у них есть навигатор :). В результате, стоило мне отвлечься или задремать, как мы начинали ехать в Тюмень вместо Кургана, в Челябинск мы отправились через Казахстан, а Новосибирск собирались проезжать через центр города. Так что как ни крути, а либо должен быть полноценный штурман на переднем пассажирском сидении, либо все водители должны себе очень хорошо представлять маршрут.

Подробнее о маршруте

Вообще во время похода я старался отмечать каждую мелочь — где куда сворачивать; на каком километре какая заправка; где дорога хорошая, а где плохая; куда сворачивать на горных тропах ну и т.д. Всё это я тоже хотел оформлять в отчёт — но уже лень :). Так что если кого-то заинтересует более подробное описание непосредственно самого маршрута, смело пишите мне на почту — отвечу на любые вопросы: assones@yandex.ru

Мусор

Мусор. Очень много мусора.

Меньше всего его было в Баргузинском заливе — там и мусорные баки имеются, и туалеты даже местами стоят, и по утрам машинка ходит и мусор вывозит. Так что на берегу достаточно чисто, деньги за въезд и пребывание на территории парка ребята честно отрабатывают. 270 руб. — въезд на машине (разовый) и 70 руб./сутки с человека.

На втором месте — Тёплые озёра. Мусорных бачков там нет, но машинка тоже ездит. А вот с туалетами беда — узкая полоска леса от реки до небольшого подъёма к озёрам представляет собой один сплошной туалет — заходить туда реально опасно. И это при том, что за въезд берут баснословные деньги — 150 руб./сутки машина на стоянке, 500 руб./сутки машина на берегу реки, 500 руб./сутки с палатки.

На последнем месте у нас Аршан — там въезд, конечно, бесплатный, но берег Кынгарги в городе засран так, что больно смотреть. И чистить его особо никто не торопится.

Быт

По началу спим в двух палатках — трёхместной и одноместной, но уже на третий день дамы сбегут ночевать в салон Коляна. Причина мне так и осталась непонятной — спать в палатке вполне комфортно и тепло, в отличие от ночёвки на переднем сидении автомобиля. Ну да ладно, оставим женщин с их логикой в покое и пойдём дальше. Распорядок дня одинаков — подъём, готовим полноценный завтрак на газовой плитке, кипятим чай, едим. Затем едем до обеда, останавливаемся, пьём чай с бутербродами-конфетами-сухофруктами, опять едем — уже до самого вечера. Останавливаемся на ночёвку, готовим полноценный ужин, чай и ложимся спать. Зачем расписал так подробно? Возможно, кому пригодится расход газа в путешествии, так как мы сами упаковывались исключительно на глаз. Ну так вот, с таким распорядком дня, готовя на четверых человек, завтрак-чай-чай-ужин-чай, ну и добавьте сюда 2-3 раза вне графика, нам хватило десятити 220 гр баллонов с газом — израсходовали девять, один остался запасной. С собой было 20 литров питьевой воды и 10 литров технической, хотя это и был излишний запас — питьевую воду можно без проблем купить почти на любой АЗС. В обязательном порядке были буксировочный трос, отдельно докупался домкрат 2,3 т, двадцати литровая алюминиевая канистра с бензином, запас масла, ну и некоторый набор инструментов.

Что осталось за кадром

Самый неприятный момент — споры, ругань, скандалы. Пока мы ехали в три водителя — это, конечно, хорошо, но вот каждый новый, севший за руль, начинал огребать от двух оставшихся, причём не всегда за дело. Это жутко злит, все начинают ругаться, психовать, ссориться. Первые четыре дня мы ругались ежедневно — и всё из-за руля. Так что я даже не знаю — здорово, конечно, что устал — поменялся, устал — поменялся, положа руку на сердце я бы лучше ехал один, но чтобы никто на меня даже и рта открыть не смел. Отсюда вывод — водитель в машине должен быть один, и никак иначе.

Но это лишь полбеды — семья наша оказалась не готова к столь длительному ежеминутному пребыванию друг с другом. Результатом этого явился скандал на последних днях путешествия, который окончательно вбил и без того не отличное настроение в грязь. Видимо, в такой дружной семье как наша, пора уже отдыхать не вместе друг с другом, а друг от друга.

Вывод

Если вы ещё не были на Байкале — ехать надо всенепременно! Удовольствия от поездки в любом случае получите море, а в нагрузку к нему множество интересных событий, ощущений, впечатлений. Сказать, что природа на Байкале красивая — всё равно, что ничего не сказать. Фотографии передают лишь часть той красоты, которую надо непременно увидеть в живую. Очень, очень, очень красивые пейзажи. Лишь одно пожелание — ехать надо не торопясь, медленно и степенно, а не пролетая города как мы, галопом по европам. Ясно, конечно, что хочется в такие сжатые сроки посмотреть, как можно больше, но всё же это неправильно. И график напряжённый очень выматывает, и ехать тяжело по 14 часов в сутки, да и на сон при таком раскладе шесть часов остаётся, что не есть хорошо. И вроде бы через половину России проехали, а городов вообще не видели — Иркутск мимо, Омск мимо, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Курган — всё мимо. А ведь во всех городах есть на что посмотреть, и хрен с ним, что маршрут станет на день-два длиннее. Но мы проехали вот так — очень быстро, уж больно сроки нас поджимали.

Лично я остался крайне доволен Байкалом, но крайне недоволен путешествием. Вот такой вот жизненный парадокс :). Внимательней выбирайте попутчиков и удачи вам в ваших путешествиях!


Drom.ru

Комментарии

 
Братск
Сообщений: 4385
Красотища....Молодцы!!!!
37
1
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82903
крута
GET BIG OR DIE.
10
28
Ответить
  
Бородино Красноярс
Сообщений: 299
Ездили в августе, практически столько же 9604 км., но из Красноярска в Коми. (через Челябинск, кстати). Багажник был практически пустой, ибо, имея значительный опыт дальних поездок, давно выяснили для себя, что готовить питание в дороге самому нисколько не дешевле, зато существенно съедает время. Только термос (!), залить который кипятком стоит десять рублей в любой придорожной забегаловке.
Ехали обстоятельно, с помывкой через сутки в банях, с омотром местных достопримечательностей. 24 дня - времени хватило на всё - 4 дня гостили в Миассе, 4 дня в Кирове, три дня в Сыктывкаре.
Бунт на корабле я пресёк на второй день, в Омске. Заехал на ж.д. вокзал, вышел из машины и через 15 мин. вернулся с ж.д. билетом для жены обратно в Красноярск. Потом она бегала его сама сдавала, зато больше за всю дорогу не было ни одного возгласа по вождению и обгону. Два раза по полдня за рулем сидела она -
я в это время на дорогу не смотрел - спал !
Кончится календарь майя, начнется календарь июнья
Pontiac Vibe 2005, 1ZZ
49
 
Ответить
     
ОМСК
Сообщений: 123
Здорово! Молодца!
5
 
Ответить
   
Улан-Удэ
Сообщений: 16570
там где мишка туда можно пройти и фотатся,после аршана ни бегал в туалет)))))))),а +5
Что ни делается,все к лучшему.
2
1
Ответить
  
Бородино Красноярс
Сообщений: 299
Ах да, чуть не забыл... на мой взгляд самые хреновые дороги - в Курганской области. А в Тункинской долине через 40-50 км. везде есть места для паркинга. И, если смотреть в сторону Мунку-Сардыка от Аршана, то по правую сторону действительно Тункинские гольцы, которые и являются Восточным Саяном, а по левую сторону а вдалеке протягивается Хамар-Дабан...
Четыре человека в машине - это жесть !!! Сочувствую ! Езди вдвоем !!!
Кончится календарь майя, начнется календарь июнья
Pontiac Vibe 2005, 1ZZ
12
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 835
зашибись!!! +5
Гараж 4*7 м., ул.Гончарова 30/. ПРОДАМ.
вопросы в личку.
Мой отзыв: Toyota Aristo 1994
4
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 106
Хорошо скатались - молодцы !
3
 
Ответить
  
Оренбург
Сообщений: 419
Хороший отчет молодцы+5
4
 
Ответить
nbt
     
Сообщений: 2983
Это с какой же скоростью плестись надо,чтоб из Челябы до Омска не дотянуть за день, потом от Омска до Кемерово не дотянуть за день и т.п.?
2
25
Ответить
  
Бородино Красноярс
Сообщений: 299
nbt:
Это с какой же скоростью плестись надо,чтоб из Челябы до Омска не дотянуть за день, потом от Омска до Кемерово не дотянуть за день и т.п.?
Надо отчет читать, а не просматривать !
"Выехали из Челябинска в 11-00" -!!!
А на второй день - где написано, что выехали из Омска ? ОТ Ишима до Топки 1200 км. Нормальный дневной перегон, учитывая время на приготовление завтрак-обед-ужин...
Кончится календарь майя, начнется календарь июнья
Pontiac Vibe 2005, 1ZZ
16
 
Ответить
     
Братск
Сообщений: 2076
Вот это отчет , молодчина ! Фоты обалденные.
Погода конечно подкачала,поздновато поехали.
Ну а бунт на корабле - это нормальна ситуация при дальнем перегоне с семьей ).
MB W126
15
 
Ответить
     
Сообщений: 97
Молодцы! По делу и честно!
6
 
Ответить
     
Шадринск
Сообщений: 2500
Жаль, что концовка такая грустная получилась,
ну значит есть повод стремиться к своему авто.
За подробное описание, за фото, огромный респект.
P.S. С 1978-80 служил в Улан-Удэ-40, таких красот
невидел, всё время за забором с колючкой, даже в
увольнительной за два года ни разу небыл..
AIR-S 3л. 4WD.
Мой отзыв: Toyota Harrier 2005
4
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2787
5+
5
 
Ответить
  
Улан-Удэ
Сообщений: 285
Молодец, хорошо написал. Хорошее путешествие!
Мой отзыв: Kia Besta 1995
7
 
Ответить
     
Бурятия
Сообщений: 119
Аршан не город. Аршан - поселок.
6
 
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 54953
Уважаю "подробников" Отлично и легко прочиталось.Спасибо! )))
8
 
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1772
Отличный отчет! Молодцы!
Бах-бах-бах! Бах-бах-бах! Марк был хороший!
5
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
nbt:
Это с какой же скоростью плестись надо,чтоб из Челябы до Омска не дотянуть за день, потом от Омска до Кемерово не дотянуть за день и т.п.?
достаточно ехать со скорость, не нарушающей правила дорожного движения более чем на 20-30 км/ч. Всем летунам большой привет!
gtologi:
Бунт на корабле я пресёк на второй день, в Омске. Заехал на ж.д. вокзал, вышел из машины и через 15 мин. вернулся с ж.д. билетом для жены обратно в Красноярск. Потом она бегала его сама сдавала, зато больше за всю дорогу не было ни одного возгласа по вождению и обгону. Два раза по полдня за рулем сидела она - я в это время на дорогу не смотрел - спал !
Блин, а мы как-то всё устными обещаниями обходились! Молодец!)
nule:
Аршан не город. Аршан - поселок.
Возможно, но посёлок-курорт звучит не солидно)
Очень рад что многим отчёт понравился)
15
 
Ответить
  
Липецк
Сообщений: 9
Чувак ты просто нереально крут! Такая красота! Вот это точно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
12
1
Ответить
     
Санкт-Петербург
Сообщений: 73
Совершенно искренне большое - большое спасибо за этот замечательный рассказ и великолепные фотографии! Доброго вам всем здоровья и мир вашему дому! Ещё раз большое спасибо!
8
1
Ответить
  
Сообщений: 419
Да нет парень - ты там не был.Ни одной фотки с собой нет. А башмак друзьям отдал- пусть сфотают для отчета:)
6
19
Ответить
    
пгт.Таксимо
Сообщений: 62
Молодец! Отличный рассказ, грамотно и художественно написан. Желаю быстрее приобрести свое авто и путешествовать с близкими по духу и интересам людьми
5
1
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1512
nule:
Аршан не город. Аршан - поселок.
Вам все ровно)))). а Аршану приятно!
классные снимки, здорово провели время на Байкале и в его округе. Молодцы!
С уважением Серега теперь из Академа))
Вернулся к Хонде
4
1
Ответить
     
Улан-Удэ
Сообщений: 109
Молодец, читается приятно, легко. Очень интересно видеть свои места глазами другого человека. Только Аршан - это поселок, а река Кынгырга, но это мелочи, думаю тункинцы были рады такому сравнению. Добро пожаловать в следующем году, покажем город, он не такой сложный, правда пробки почти как на западе, поднесем настоящую нацальную бурятскую еду, поскольку она не ограничивается одними позами, но это бренд, да. Вобщем, молодцы!!!
Сейчас Rexton, 2006
Были: Presage TU31, 2004, 2WD, QR25
N-Avenir PW11, 2001, 2WD, SR20
Мой отзыв: SsangYong Rexton 2006
13
1
Ответить
     
новосибирск
Сообщений: 114
Круто!!! А главное всё ЧЕСНО!!!!
Кто хочет всё и сразу,тот бедет тем что не умеет ждать.
3
1
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1485
Блин, автор гончая, столько по горам набегаться))) Нынче работал по Байкалу от Баргузина до Ольхона 3 недели, вода действительно была очень теплая и цвела. На Ольхоне воду для чая брали в деревне в колодце, в озере была какая-то непонятная взвесь , я офигел(((
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия
2
1
Ответить
     
Сообщений: 77
Автор, отбрось скромность, читать легко и приятно)
Несмотря на нелады с попутчиками, позитив получен!
"Всё больше укрепляюсь в мнении, что пора, пора уже устанавливать на капот машины станковый пулемёт" - и с чувством юмора порядок!
3
1
Ответить
     
Р.Бурятия
Сообщений: 3015
Километров 140 не доезжая Улан-Удэ в Кабанском районе есть большие помойки Култушная и Байкальский прибой ( почему помойки? Из-за отдыхающих ПОРОСЯТ). Там вода теплая. Автор молодец. Справа от Изумрудного озера есть озеро Сказка. Там вода теплая и глубина приличная.
Никогда так не было, что бы никак не было, всегда, как-то, да было... С
2
1
Ответить
  
Златоуст
Сообщений: 425
Красотища. Говорят в этом году вода теплая была, прям купаться можно было.
Марк 2 1996 1JZ-GE=>Sprinter Carib 1996 4a-fe
 
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
Naumov_k:
Чувак ты просто нереально крут! Такая красота! Вот это точно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Именно так, смотреть надо обязательно!)
vdim:
Да нет парень - ты там не был.Ни одной фотки с собой нет. А башмак друзьям отдал- пусть сфотают для отчета:)
Блин, так и знал что кто-нибудь раскусит!)))) А если серьёзно - я считаю что смотреть на снимки обалденно красивых мест гораздо интереснее, чем на мою мордаху)
AK800:
Молодец, читается приятно, легко. Очень интересно видеть свои места глазами другого человека. Только Аршан - это поселок, а река Кынгырга, но это мелочи, думаю тункинцы были рады такому сравнению. Добро пожаловать в следующем году, покажем город, он не такой сложный, правда пробки почти как на западе, поднесем настоящую нацальную бурятскую еду, поскольку она не ограничивается одними позами, но это бренд, да. Вобщем, молодцы!!!
Да, с Кынгыргой накосячил, извиняюсь. Повторить обязательно повторю, пусть и не в следующем году)
Fatum:
Красотища. Говорят в этом году вода теплая была, прям купаться можно было.
Суровые Уральские парни купаются даже в воде с минусовой температурой!;)))
Очень рад что отчёт нравится - потратил на него немалое количество времени, но теперь однозначно уверен - не зря)
8
 
Ответить
  
Омск
Сообщений: 283
Как я согласен с автором! Столько моментов после длительной поездки требует осмысления. Вот только все равно дорога манит!
3
 
Ответить
   
Заринск,Алт край
Сообщений: 29405
молодцы!
Автомобили как люди, кто-то с именем, а кто-то с родословной
 
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Хорошо съезжено, поэтично написано.
В следующий раз рекомендую в Северобайкальск. Там озеро совсем другое, более безлюдное и лучше сохранившееся.
2
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
Reiser:
Хорошо съезжено, поэтично написано. В следующий раз рекомендую в Северобайкальск. Там озеро совсем другое, более безлюдное и лучше сохранившееся.
Спасибо, постараемся)
3
 
Ответить
 
Самарская область
Сообщений: 251
Молодцы
 
 
Ответить
nbt
     
Сообщений: 2983
gtologi:
Надо отчет читать, а не просматривать ! "Выехали из Челябинска в 11-00" -!!! А на второй день - где написано, что выехали из Омска ? ОТ Ишима до Топки 1200 км. Нормальный дневной перегон, учитывая время на приготовление завтрак-обед-ужин...
А где указан Ишим и Топки?
 
1
Ответить
  
Бородино Красноярс
Сообщений: 299
nbt:
А где указан Ишим и Топки?
Я же говорю - ЧИТАТЬ НАДО ОТЧЁТ А НЕ ПРОСМАТРИВАТЬ !!!
При средней скорости автора 7 км. / час - ночевали они между Ишимом и Крутинкой....
Кончится календарь майя, начнется календарь июнья
Pontiac Vibe 2005, 1ZZ
1
 
Ответить
  
Бородино Красноярс
Сообщений: 299
75 км/час !!!
Кончится календарь майя, начнется календарь июнья
Pontiac Vibe 2005, 1ZZ
1
 
Ответить
   
Нальчик-Новосибирс
Сообщений: 799
фото класс!!!
 
 
Ответить
 
Сообщений: 4607
Хорошая поездка! Пять балов.
2
 
Ответить
   
Уссурийск
Сообщений: 695
Это не отчет а целая поэма, молодцы отличная поездка!
4
 
Ответить
 
Улан-Удэ
Сообщений: 129
Автор молодчага просто! Написано много,но читается на одном дыхании. Интересно почитать взгляд со стороны на привычные тебе места... Только 5 за рассказ.
DRFT is my disease
-Продаю землю на Байкале-
Мой отзыв: Toyota Cresta 1999
4
 
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 99
Ничего не скажешь, хороший отчет и фотки класс, автору респект за отчет = 5+++
1
 
Ответить
  
Караганда
Сообщений: 360
Автор-молодец!Многим журикам никогда не описать так увлекательно!!!Аж самому захотелось прокатиться туда!))
2
 
Ответить
  
Улан-Удэ03rus
Сообщений: 454
фотки на тему "выше облаков" очень понравились!
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i
2
 
Ответить
     
Улан-Удэ
Сообщений: 2640
молодец, классный отчет!!!
Мой отзыв: Mitsubishi Outlander 2013
2
 
Ответить
   
Сообщений: 17910
5!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado
 
 
Ответить
    
Сообщений: 43284
фотки суперские )) молодец, пеши исчо
Гайка
1
 
Ответить
 
Россия
Сообщений: 4335
цветок который вы не знали как называется - это эдельвейс :)
1
 
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 7095
Автор молодец, но слишком сильно наши места не рекламируй, приезжих поросят и так хватает!!!
1
1
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 8896
Отлично.
 
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
Игорь_Иркутск:
цветок который вы не знали как называется - это эдельвейс :)
А точно он? На фотографиях всеми любимой википедии - совсем по другому выглядит
 
 
Ответить
GS7
 
Новосибирск
Сообщений: 148
Супер!
 
 
Ответить
ALP
     
Улан-Удэ
Сообщений: 84
Автор, ты отморозок. Не зря про челябинских мужиков анекдоты сочиняют.
Вот я сам тут живу, а гор таких не видел :(. Впечатлён твоим рассказом, молодец. Приятно пишешь, кстати, читать легко и интересно.
4WD - нашевсе
 
1
Ответить
     
54
Сообщений: 2297
красота да и только!!!
Больше , чем Лада Калина ломается только
девушка на первом свидании .
 
 
Ответить
  
Бородино Красноярс
Сообщений: 299
famalata:
А точно он? На фотографиях всеми любимой википедии - совсем по другому выглядит
Да не эдельвейс это ! Немного похож на билотку альпийскую, но у той лепесток раздвоенный, да и растет только в Карпатах. Да и стебли не эдельвейса, какие-то иголки...
Кончится календарь майя, начнется календарь июнья
Pontiac Vibe 2005, 1ZZ
 
 
Ответить
     
г. Выхлопдар
Сообщений: 3163
Прочитал про ругань, и фотки не в радость. На фотках живого лица нет.
В отпуске я не позволяю себе ругаться, обижаться. В cраку всё это.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
 
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 25
Молодцы!!! Нынче только до с.Жемчуга получилось( чуть дальше Аршана на 30 км)
 
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
ALP:
Автор, ты отморозок. Не зря про челябинских мужиков анекдоты сочиняют.
Блин, я на этой строчке почти обидеться успел)
ALP:
Впечатлён твоим рассказом, молодец. Приятно пишешь, кстати, читать легко и интересно.
Спасибо))
michail f:
Прочитал про ругань, и фотки не в радость. На фотках живого лица нет.
Целый абзац осилили? Браво! А вот на авторские комментарии сил уже не хватило, а жаль. Ну да ладно, специально для вас повторюсь:
famalata:
А если серьёзно - я считаю что смотреть на снимки обалденно красивых мест гораздо интереснее, чем на мою мордаху)
michail f:
В отпуске я не позволяю себе ругаться, обижаться. В cраку всё это.
В комментариях тоже неплохо бы не позволять себе ругаться
uzur:
Молодцы!!! Нынче только до с.Жемчуга получилось( чуть дальше Аршана на 30 км)
А мы в Жемчуг наоборот не попали) Родители собирались да профилонили:))
 
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
gtologi:
Да и стебли не эдельвейса, какие-то иголки...
Это цветок на кедре лежит)))) Только тсссссс!)
 
 
Ответить
   
Сообщений: 986
Молодцы! Много увидели за одну поездку!
Сочувствую, что не понял красоты Мертвого озера - место просто замечательное и вода целебная.
Красиво жить не запретишь!
 
 
Ответить
Kazan
Сообщений: 1
Молодец, классный отчет и суперские фотки. Снова захотелось на Байкал.
А при виде цветка тоже подумалось,что эдельвейс
 
 
Ответить
     
Родина мать
Сообщений: 88
Отличное путешествие и прекрасный отзыв! Также необходимо заметить, что с орфографией и пунктуацией у автора тоже полный порядок (что редкость), выдержан стиль повествования, благодаря чему, отзыв читается легко и увлекает. Ну и конечно же, очень приятно читать позитивный отзыв о природе родного края!

Путешествие и отзыв на отлично!
 
 
Ответить
   
автор
Челябинск
Сообщений: 26
Спасибо!)
Кстати, цветок опознан - это Белозор болотный. Спасибо маме:))
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 24706
Красивые места!
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
  
нск
Сообщений: 390
у мега отчет! надо предупреждать же что столько фоток и букв))
 
 
Ответить
Магнитогорск
Сообщений: 1
Классный отчет!В августе тоже были на Байкале, Тункинской долине, Листвянке. Шикарные фото, будто снова побывали на Байкале. Молодцы!
 
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Приятно и легко читать! Супер. Фото над облаками впечатлило.
 
 
Ответить
копейск
Сообщений: 1
ты просто молодец! так классно все описал! так как я хотела узнать!я тоже хочу все это увидеть своими глазами.
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38778
Здорово!)
 
 
Ответить
  
Киржач
Сообщений: 9
gtologi:
Ах да, чуть не забыл... на мой взгляд самые хреновые дороги - в Курганской области. А в Тункинской долине через 40-50 км. везде есть места для паркинга. И, если смотреть в сторону Мунку-Сардыка от Аршана, то по правую сторону действительно Тункинские гольцы, которые и являются Восточным Саяном, а по левую сторону а вдалеке протягивается Хамар-Дабан...
Четыре человека в машине - это жесть !!! Сочувствую ! Езди вдвоем !!!
Блин а мы из Киржача (Владимирская обл) в Викулово (тюменская обл) где-то 2500 км с копейками в пятером на коляне то-же 28 часов, но жена давала поспать по 2-3 часа в одну сторону, профессионал :) В С категории., На фото мама сын и сестра бай бай под Казанью улеглись а мы дальше по пороли. Средняя скорость 94 км/ч
 
 
Ответить
Игорь
Ангарск
Молодцы! Сам живу в Ангарске...и с впечатлениями автора согласен....сам каждый год хожу на Шумак в Тункинских гольцах. В 2014 году также накатал 15 тыс.км. по России - затягивает....опять охота в дорогу! Учитывая что автор любит горы, советую выбрать время и сбегать на Шумак прокачать организм! Добро пожаловать! :)
 
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2787
Молодцы!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие