|
Здравствуйте всем!
Это мой первый отчёт, прошу не судить строго и извинить за сухость изложения — по профессии я не литератор, а технарь. Надеюсь, что информация о моём путешествии пригодится, прежде всего, тем, кто впервые собирается в дальнюю поездку на автомобиле с востока на запад нашей огромной страны, или ещё дальше. Буду рад, если приведенные цифры помогут правильно спланировать подобное путешествие и рассчитать время, необходимое для преодоления расстояний между городами по трассе. Кроме описания самой поездки, большое внимание уделил технической стороне подготовки к ней. Для тех, кто не хочет читать много скучных «букафф», рекомендую сразу перейти к описанию поездки, хотя и там «букафф» будет немало.
Мечта об этом путешествии возникла несколько лет назад. Сам я с Украины, после окончания института с 1981 года постоянно живу в Иркутске. Жизнь сложилась так, что к середине 90-х годов и все мои близкие стали жить в Иркутске. К тому же увлечение Байкалом просто не оставляло времени для поездок на запад, все отпуска мы с семьёй проводили на нашем сибирском озере-море. Крайний (как говорят у нас в авиации) раз на Украине я был в 1996 году, и уже очень много лет не видел своих лучших друзей по институту, одноклассников, многих родственников. В поездке на Украину хотелось посетить все значимые для меня места, увидеться и пообщаться с близкими людьми, показать Украину моей жене Лене. Мы с ней любим активный образ жизни, вариант полёта на Украину на аэроплане или поездки на паровозе нас никак не устраивал. А вот за рулём своей машины — это то, что надо.
Дети у нас уже взрослые, семейные, живут отдельно, поэтому в поездку мы планировали отправиться вдвоём с Леной. Фактически поездка должна была состояться ещё в конце лета 2008 года. В феврале 2007 года был куплен переднеприводной «Toyota Ipsum» 1999 года, машина была очень хороша, никаких проблем в круглогодичной ежедневной эксплуатации не создавала. К началу лета 2008 года машина была подготовлена к дальней поездке, выполнены все стандартные технические процедуры по диагностике и замене масел, свечей, ремня ГРМ и т.д. Но 25 июня 2008 года молодой «гонсчик» на «Газели» снёс мне половину «кормы». С воплощением мечты пришлось распрощаться на целый год.
Прежде всего, пришлось опять решать вопрос с матчастью. С одной стороны — машина должна обеспечивать достаточный уровень комфорта в дальней поездке для двух человек и возможность постоянно ночевать в ней. С другой стороны, при моём характере работы (езжу я практически каждый день), хотелось уменьшить расход топлива. На «Ipsume» второй и третий ряды сидений раскладывались в не очень ровный «аэродром», расход бензина относительно велик, к тому же не повезло мне с этой машиной. Было проанализировано много разной информации, в том числе с Drom.ru и других автомобильных сайтов, пару дней внимательно изучал наш иркутский авторынок. В конечном итоге, решил покупать «Toyota Wish», 1.8 л, желательно 4 WD и 2004 года. Мой хороший знакомый, профессионально занимающийся машинами, в течение месяца отрабатывал варианты через Японию, но хорошего экземпляра всё не находилось. Когда уже было невмоготу без машины — пришлось остановиться на переднеприводном «Toyota Wish», 1.8 л, ноябрь 2003 года. Получил страховку (ОСАГО), продал «Ipsum» в битом виде, добавил энную сумму — и 7 октября 2008 года по ЖД получил своего «Вишика».
Машина очень понравилась — и внешний вид, и цвет, и салон, а самое главное — общее техническое состояние. Первые же дни эксплуатации показали явное преимущество «Wish» перед «Ipsum». При практически одинаковой мощности двигателей динамика «Wish» ощутимо лучше, подвеска, возможно, жестковата, но машина великолепно держит дорогу, уверенно проходит повороты. Удобная посадка (при моём росте в 182 см), отличные передние сиденья с достаточным диапазоном регулировок, продуманное расположение органов управления, хороший обзор, в том числе и приборной панели. Непривычное вначале расположение ручки управления АКПП в дальнейшем оказалось очень удобным. Трансформация салона — идеальная для нашего путешествия. При разложенных втором и третьем рядах сидений образуется спальное место размером 2.0 м × 1,35 м, абсолютно ровное. Все стёкла салона, кроме лобового и передних боковых, глухо тонированы. Из машины в дневное время со спального места видно всё, что происходит вокруг, в то же время снаружи салон практически не просматривается, это удобно. В салоне большое количество бардачков и карманов для разных нужных вещей. Ёмкость топливного бака на «Wish» 60 литров. Двигатель 1ZZ-FE, 1.8л, VVT-i, цепной.
Наш Wish на Байкале (Малое море, май 2009г).
Отдельная тема — расход топлива (езжу я на 92-м). На «Wish» есть штатный расходомер, можно смотреть и мгновенный расход топлива, и средний расход за текущий пробег (Trip A). Исчисляется он, правда, по-японски — в километрах пробега на литре израсходованного топлива, но легко переводится в наши литры на 100 км. Правда, по информации на wish-club.ru, штатный расходомер занижает показания на 0,3-0,5 л/100 км. По опыту работы в авиации — имею бортжурнал и на машине, где фиксирую техобслуживание, пробеги, заправки и т.д. Со временем накапливается интересная статистика, причём статистика достоверная. Реальный расход на моём «Wish» за период с октября 2008 года по март 2009 года включительно (в зимнем городском цикле с очень «неправильными» короткими поездками) составил 10,3 л/100 км, что как минимум на 2 л/100 км меньше, чем в такой же период года на «Ipsum» (ночует машина в гараже, весь день находится на улице).
Из явных недостатков машины могу отметить практичный, но скрипучий пластик «торпеды».
Подготовка к поездке
Планирование
За две зимы, предшествующие путешествию, основную информацию получал с нашего Drom.ru Неоднократно перечитал все, наверное, отчёты о перегонах и путешествиях с востока нашей РФ на запад, получил много полезной информации, распечатал выдержки из некоторых отчётов с самыми нужными для меня сведениями. Многие из этих сведений потом нашли реальное применение — за что огромное спасибо авторам.
Определил для себя основные проблемы, которых более всего опасался в будущей поездке:
Надеюсь, что варианты разрешения этих проблем мне удастся сообщить вам по ходу отчёта.
За рулём я с 1995 года. Лена машину не водит и водительских прав не имеет, так что ехать нам предстояло «в одни руки». Опыта дальних поездок на машине не имел, если не считать поездок до Аршана и обратно за один день, поездок на Малое море за Сарму — т.е. не более 500 км в день. Правда, есть более чем 20-летний опыт дальних походов на крейсерской яхте по Байкалу под парусом в гонках или в моторно-парусном режиме на отдыхе. В походах на отдых в Чивыркуйский залив или на север Байкала очень часто приходилось управлять яхтой по 16-18 часов непрерывно. «Физика процесса» другая, но, тем не менее — это опыт однообразной длительной работы, в том числе и ночью.
Наш планируемый маршрут по РФ: Иркутск — Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск — Ишим — Бердюжье — Макушино — Курган — Челябинск — Уфа — Самара (в Самаре у нас живёт дочь) — Саратов — Воронеж — Белгород — граница с Украиной.
По Украине: граница — Харьков — Киев — Винница — Хмельницкий — Тернополь — Чортков — Коломыя — Яремче — Коломыя — Черновцы — Хотин — Каменец-Подольский — Умань — Одесса (если хватит времени) — Харьков — граница.
Домой по РФ — обратным маршрутом.
Поездку запланировали на август 2009 года. Сразу решили — ехать только в светлое время суток. Скоростной режим сильно не нарушать, в зависимости от дороги не превышать 120 км/ч. Здесь учли яхтенный опыт — неоднократно наш экипаж достигал успеха в гонках, не форсируя парусами в сложных штормовых условиях, главный принцип — сберечь матчасть. Как оказалось в дальнейшем — этот принцип оправдал себя и в дальней поездке на машине. Также решили стараться соблюдать правила обгона, сплошную не пересекать. Безопасность — прежде всего, хотелось вернуться домой целыми и невредимыми с кучей впечатлений, да и лишние контакты с гайцами здоровья не добавят, а кошелёк могут серьёзно облегчить.
Не имея практического опыта и не зная дороги, пробеги планировали в пределах 900-1 000 км за ходовой день. На ночёвки собирались останавливаться в Канске, Новосибирске, Ишиме, Уфе, в Самару планировали приехать к середине пятого ходового дня, погостить два-три дня у нашей дочери. Затем за один день добраться до Воронежа, а во второй половине седьмого ходового дня — прибыть на границу с Украиной в районе Белгорода (МАПП Нехотеевка — Гоптивка). На Украине дневные пробеги должны были быть 200-400 км — исходя из сложившейся конкретной ситуации.
Режим движения в течение ходового дня предполагали следующий: после каждых 2-3 часов движения делать обязательные остановки на отдых на 10-15 минут, обед в середине дня в кафе или приготовленный из своих продуктов, завтрак и ужин — на стоянках для ночёвки. Ночёвка в машине или, по обстановке, в мотеле.
Зимой выяснилось, что у нас будут попутчики. Мой коллега по работе Олег Андреевич вдвоём с женой Ниной Викторовной на Nissan Elgrand 4WD также в августе собирались в Белоруссию. Олег Андреевич — настоящий полковник в самом лучшем значении этого слова, командовал авиационным полком, сейчас на пенсии, но продолжает работать, уже в гражданской авиации. Оказывается, пока мы в 2008 году собирались в поездку, он с Ниной Викторовной летом того же 2008 года уже ездил в Белоруссию. Поездка им очень понравилась, теперь каждое лето собираются ездить на запад.
Вместе мы планировали ехать до Самары, потом каждый отправлялся уже по своему маршруту, на обратном пути, по возможности, собирались опять встретиться в районе Самары.
Навигация
На основании информации из прочитанных отчётов я сделал для себя однозначный вывод: в дальней поездке по незнакомым трассам и городам GPS-навигатор просто незаменим. Моделей GPS-навигаторов и баз данных к ним сегодня можно приобрести великое множество. На нашей яхте мы начали пользоваться GPS одними из первых на Байкале, «машинку» фирмы Garmin штурман нашего экипажа купил ещё летом 1995 года в Сиэттле. Фирма Garmin тогда только-только начинала раскручиваться. Сегодня у нас на судне стационарная GPS Garmin, отказов или дефектов за все эти годы не было, при любых погодных условиях проблем с навигацией просто нет. К тому же у Garmin очень удобный алгоритм работы. Поэтому вопрос о фирме-производителе автомобильного GPS-навигатора не стоял — в январе 2009 года был куплен «Garmin nuvi 710» и, дополнительно, флэшка с картой «Дороги России» последней версии с адресным поиском в крупных городах. Все дальнейшие обновления продавец делает бесплатно. Небольшой совет: при покупке GPS-навигатора обязательно уточняйте у продавца условия дальнейшего сервиса.
Ближе к лету встал вопрос о загрузке в GPS-навигатор карты дорог Украины. И тут оказалось, что через официального дилера Garmin в Иркутске этого сделать нельзя, нужно обращаться к украинским дилерам. Можно было, конечно, загрузить «ломаную» карту, но не стал этого делать. С сайта Garmin взял телефоны представителей в Харькове, созвонился с ними — карту дорог Украины они могут загрузить в «машинку» при нашем прибытии в Харьков в любой день недели.
Подготовка автомобиля
В январе 2009 года, когда дневные морозы были около минус 30°С, начала постукивать передняя правая стойка. Съездил на СТО, стойку прокачали, но примерно через месяц, опять в морозы, стойка застучала. Хоть стук был и незначительный, но, помня о летних планах, заменил обе стойки.
Хоть я и не особенный меломан, но зимой заменил слабенькую штатную «музыку» на более современную, читающую и MP-3, с USB-входом. Убрали также «родную» акустику из дверей, выполнили звукоизоляцию передних дверей, поставили более серьёзные динамики в двери, а также «пищалки» на боковые стойки. Получилось очень неплохо.
Параллельно с заменой «музыки» на верхнюю панель «торпеды» были выведены провода с разъёмами для питания GPS-навигатора и радар-детектора. Оба прибора включаются дополнительными выключателями, установленными на свободные места на приборной панели.
В начале июня поменял масло в АКПП, а в июле — в двигателе, залил синтетику Castrol EDGE Sport. Одновременно с заменой масла заменил обычные свечи на иридиевые. Потом на надёжной СТО была выполнена диагностика подвески, АКПП и двигателя. По результатам диагностики были заменены резинки стабилизатора, ремень привода агрегатов, топливный насос и фильтр тонкой очистки в бензобаке, а также промыт всасывающий тракт. Сразу же, по показаниям расходомера, расход топлива снизился на 8-10%.
Долго решал — на каких дисках ехать, литых или стальных штампованных. В конечном итоге решился ехать на литых.
Для уменьшения вероятности прокола колёс — планировал перед поездкой купить новую летнюю резину. Но один из продавцов, когда я рассказал ему о причине замены резины, решил посмотреть стоящую на машине «Fire hawk», 2005 года, made in Thailand. По его оценке, эта резина вполне была способна пройти ещё 25-30 тысяч км, тем более что у этой модели усиленные боковины, защищающие от боковых порывов. Следуя советам этого продавца, менять резину не стал. Как оказалось, продавец был прав. Спасибо и ему. Есть ещё, оказывается, у нас порядочные люди в торговле.
Также были проверены развал-схождение и балансировка колёс, установлены брызговики на все колёса. Пытался на место крепления «банана» (оно находится снаружи под багажником) установить полноразмерное колесо, не получилось, пришлось ехать с «бананом».
За пару дней до старта сгоняли с Леной вечером после работы до Листвянки (туда-обратно ~ 150 км), пытаясь на не очень простой дороге максимально нагрузить машину с целью выявить возможные ещё технические «косяки». «Косяков» (тьфу-тьфу) не оказалось. Зато можно считать, что наше путешествие мы начали от берегов священного Байкала.
Комплектация
На яхте мы привыкли к полной автономности — на Байкале достаточно мест, откуда до ближайшего населённого пункта, где можно получить помощь, 150-200 км, а это 15-20 часов хода. Поэтому всегда надо рассчитывать только на свои силы. В какой-то мере этот принцип мы использовали и при подготовке к дальней поездке на автомобиле.
Для машины мы взяли: набор профессионального инструмента, аккумуляторную дрель с насадками и свёрлами, крепёж, комплект обычных свечей, снятый ремень привода агрегатов, четырехлитровую канистру моторного масла, масляный и воздушный фильтры для плановой замены, 1 литр масла для АКПП, 1 литр антифриза, скотч, клей «Момент», герметик, холодную сварку, WD-40, набор шиноремонта, автотестер, набор предохранителей и проводов.
Для удобства на стоянках, а также для приготовления пищи: складной стол и два стула, лёгкий тент 2×3 м, туристические топорик, ножовку и складную лопатку, два туристических коврика, два светодиодных фонарика (один из них налобный), газовую плитку с упаковкой запасных баллонов, набор кухонной посуды, две термокружки, 2,5-литровый термос (очень важно!), две пятилитровые канистры для питьевой воды, мусорные мешки. По совету Олега Андреевича также был взят обычный столовский поднос.
Для себя: набор индивидуальных лекарств и, дополнительно — противотравматические и перевязочные средства (помимо штатной аптечки), средства гигиены, антикомарин (мазь и спиральки), одежда и обувь для разных случаев, спальные принадлежности, надувной матрас, продукты, упаковку «Иркутской» минералки.
Дополнительное оборудование: инвертор (вещь незаменимая!), две туристических УКВ-радиостанции (использовались только при движении двумя машинами), куча дисков и отдельно 2 Гб Макаревича на флэшке, запасные батарейки и флэшки, фотоаппарат и видеокамера, зарядки к сотовым телефонам и фото-видеоаппаратуре, внешний жёсткий диск.
Также были взяты подарки и сувениры для друзей и родственников, атлас автодорог, оформлены медицинская страховка и КАСКО с действием на Украине, сделаны ксерокопии всех документов, куплена наклейка «RUS», с сайта rossiane@narod.ru распечатана информация о переходе российско-украинской границы и правилах пребывания на Украине для автомобилистов. Для возможных контактов с гайцами взяты ПДД с последними изменениями и Кодекс административных правонарушений.
При загрузке машины многое (особенно тяжёлое) разместили на пол под разложенные сиденья 2-3-го ряда (причём ко всему размещённому там был достаточно лёгкий доступ). Дежурный инструмент, крепёж, техжидкости, набор автомобилиста и т.д. поместились в технический отсек под полом за третьим рядом сидений.
На образовавшийся после раскладки сидений второго-третьего ряда «аэродром» были постелены туристические коврики (легко достававшиеся впоследствие), на коврики разложен надувной матрас в спущенном виде. Матрас (он точно подошёл к салону по размеру) сразу застелили простынею, сверху — одеяло в пододеяльнике. Поверх всего — шерстяное одеяло в качестве защитного покрывала. При подготовке к ночёвке оно потом подкладывалось под подушки. Подушки в наволочках ехали в отдельной сумке.
Вечером накануне старта практически всё было размещено в машине. Дома в холодильнике оставалась только часть продуктов. В задней части салона вплотную к спинкам передних сидений размещались сумки с одеждой, продуктами, и т.д., канистры с водой. Для «дежурных» продуктов и посуды была заготовлена прочная картонная коробка, стоявшая по центру сразу за спинками передних сидений. Лене было удобно доставать из неё на ходу всё, что потребуется. Прямо между спинками сидений внизу стоял термос. Ближе к «корме» лежали складные стол и стулья, газовая плитка. Как ни странно, всё наше «барахло» заняло относительно немного места за спинками — сантиметров 70 по длине и до середины спинок по высоте.
В GPS закладываю маршрут — пока только от нашего дома в Иркутске до Омска.
Ну вот, вроде бы и всё, к полуночи 29 июля 2009 года мы закончили все сборы. Завтра рано утром — старт!
Дорога туда
30.07.09 г., четверг
Подъём в 5 утра, лёгкий завтрак, забираем продукты из холодильника, заливаем кипяток в термос. Бензобак с вечера заправлен под завязку. Загружаемся в нашего «Вишика». Лёгкий мандраж, день предстоит тяжёлый — впереди известный всей стране и неизвестный нам участок М-53. Программа-минимум на ходовой день — Канск.
Обнуляю спидометр и GPS. В 06:14 стартуем от дома — первая запись в бортжурнале. В этот день мы едем одни. Олег Андреевич с Ниной Викторовной стартовали прошлой ночью до Назарово под Ачинском — повидать родственников. Встреча с нашими попутчиками завтра в Ачинске.
Да, забыл сообщить о распределении обязанностей в нашем с Леной экипаже. Лена стажируется на штурмана. Её обязанности: смотреть по сторонам; всё, что необходимо — фиксировать на фото и видео; делать записи в бортжурнале; по первому требованию водителя — кормить и поить его; менять диски в «музыке»; помогать при обгонах; не давать водителю спать на ходу и т.д. и т.п. Мне же, как «командору пробега», осталась самая малость — удобно устроиться в водительском кресле и крепко держаться всю дорогу за руль.
В 06:45 выезжаем из Иркутска (далее в описании поездки — время иркутское, иногда будем указывать местное). Проходим Ангарск по объездной — дальше для меня terra incognita, западнее Ангарска на машине не ездил. Въезжаем в Усолье-Сибирское, первый шок на сегодня — вся дорога в городе изъедена «кариесом» (такое совершенно точное выражение я встречал в одном из отчётов). Глубокие дыры с острыми вертикальными краями по всей проезжей части. Приходится лавировать, как на яхте. Пробираясь между ямами на скорости 20-25 км/ч, вынужден был проехать через одну из них — сильный удар по переднему правому колесу. Ну вот, ещё не прошли и первой сотни километров, а чуть-чуть (по ощущениям) не порвал колесо. Осмотр показал, что, слава богу, всё нормально. Уже по возвращении узнали, что эта часть федеральной трассы М-53 по городу Усолье-Сибирское много лет бесхозная, на баланс её не хотят брать ни федеральные власти, ни местные.
Первый раз попробовали небольшой перекус на ходу. Лена берёт на колени поднос, достаёт все необходимое из коробки, нарезает. Для меня делает маленькие бутербродики на один «кус» (положил в рот — и обе руки опять на руле). Заваривает кипятком из термоса чай (кофе) в термокружках. Пьём мы из них через регулируемое отверстие в съёмной крышке — при тряске не обольёшься, очень удобно. Великолепно «идут» бутерброды с салом (совет Олега Андреевича).
На траверзе Саянска попали в дождь. В районе деревни Тулюшка — первый участок разбитой гравийки длиной в несколько километров. В 11:08 въезжаем в Тулун, пройдено 400 км со средней скоростью (по GPS) около 80 км/ч. Дорога до Тулуна, в общем, нормальная, навигатор ведёт нас точно по трассе. Очередной совет Олега Андреевича — заправляться надо, когда в баке остаётся половина бензина. У нас уже чуть меньше половины бака, заправляемся под пробку. Такого порядка заправки придерживались всё наше путешествие, стараясь заправляться на АЗС известных брэндов.
После Тулуна дорога портится, погода тоже не балует — идёт дождь. Разбитой гравийки всё больше, грязь, ямы. Скорость временами не превышает 15-20 км/ч. Какой, интересно, умник устанавливает в таких местах знаки ограничения скорости в 40 и 50 км/ч? Тем не менее, отмечаем, что активно идёт строительство дороги, надеемся, что через пару лет гравийка на М-53 в Иркутской области исчезнет. В 14:00 — г. Нижнеудинск. «Порадовало» полное отсутствие дороги в городе. В 15:51 подъехали к знаменитому мотелю «У Петра», действительно островок цивилизации, зашли в кафе пообедать. Первое, второе, чай-кофе — наелись вдвоём до отвала, очень вкусно и недорого.
Пригодилась холодная сварка — у какого-то перегона потёк радиатор.
16:42 — продолжаем. Граница Иркутской области и Красноярского края, оказывается, проходит по реке Верблюд. Откуда такое странное название в тайге?! Нормальный асфальт заканчивается через несколько километров после начала Красноярского края. Приближаемся к знаменитому участку Поймо-Тины-Ингаши, как я его назвал. Началась дорога, выложенная из толстых бетонных плит, судя по состоянию — много-много лет назад. Тот же «кариес», что и в Усолье-Сибирском, только грандиознее, да плюс ещё торчащая везде арматура и стыки провалившихся, перекосившихся и вздыбившихся плит. Наш яхтенный штурман сказал бы — «полный пердимонокль». Как потом оказалось, форсирование этого участка почти полностью отсутствует на фото-видеосъёмках. Лена, видимо, застыла от удивления и страха, а мне было некогда, я вцепился в руль, очень жалко машину. Наконец, прошли пост ГАИ, дорога улучшилась, откровенный «кариес» закончился. Погода тоже исправилась, появилось солнце.
Программа-минимум выполнена — в 20:09 (местное время 19:09) добрались до Канска, первого незнакомого, относительно большого города по трассе. Светлого времени было ещё достаточно, поэтому решили ехать до Красноярска. Канск без проблем прошли по GPS, по ходу дела заправились. В деревнях возле Канска поразило обилие красивых цветущих мальв.
Километрах в 20-30 за Канском произошёл поучительный случай. Мы догоняли рейсовый междугородний автобус. Дорога пошла на спуск, в самой нижней точке спуска с второстепенной дороги на главную выехал в попутном направлении трактор с тележкой. Автобус быстро догнал трактор и, чтобы не терять скорость, пошёл на обгон, уже в подъём через сплошную. Встречных не было. Я, следуя за автобусом, тоже хотел повторить его манёвр. Но тут внутренний голос сказал: «Нам надо поездить ещё и по Украине, а туда с «времянкой» не пускают». Я притормозил и поплёлся за трактором. А на вершине подъёма из-за кустиков — ну сами знаете кто, с видеокамерой. Не позавидовал я водителю автобуса. А потом не мог избавиться от ощущения, что этот трактор появился там неспроста.
В 22:41 прошли первую тысячу километров. Красивейший закат. До Красноярска оставалось 26 км, когда слева увидели стоянку с символическим названием «Новая Жмеринка». Ровно в 23:00 зарулили на неё. Мы довольны сегодняшним результатом. Платим охраннику 50 рублей, ставим машину на указанное место. Подключаю электрический компрессор к надувному матрасу, и, пока я переношу все наши сумки на передние сиденья, постель полностью готова. Лена в это время организует лёгкий ужин из домашних продуктов. За ужином принимаем по 50 грамм хорошего коньяку в честь удачного начала. Ложимся в постель на чистое свежее бельё и очень быстро засыпаем.
Итоги первого ходового дня в цифрах (по данным GPS): всего пройдено 1 024 км за ровно 15 ходовых часов; средняя скорость движения 68,2 км/ч; общее время в пути (с учётом остановок) 16 час. 46 мин. Расход по расходомеру 14,1 км/л, что соответствует 7,09 л/100 км, две заправки — в Тулуне и Канске.
Дорога между Иркутском и Красноярском оказалась не такой страшной, какой я себе её представлял по отчётам, но машину всё равно жалко. На участках разбитой дороги надо быть особенно внимательными и аккуратными. Фур было не очень много. Гайцев видели на трассе несколько раз, но повода остановить нас мы не дали. Сам процесс движения по трассе доставил нам огромное удовольствие, кроме, естественно, участков с «кариесом» и гравийкой. Вдохновляла наша сибирская природа, несмотря на то, что третью часть сегодняшнего пути прошли в дождь. Появился какой-то азарт. Если бы не вечер, то был готов ехать ещё не один час. Перед стартом опасался усталости за рулём. Думал, что потребуется периодический отдых, но работоспособность была на уровне весь день. Ноги, правда, периодически начинали затекать, но мы быстро научились с этим бороться. Придумали гимнастику — 25-30 быстрых поперечных движений коленями с напряжением всех мышц ног. Кровь разгоняется, затекание проходит. Питание на ходу нам понравилось, главное, чтобы всегда был кипяток. Планировавшийся режим движения был нарушен в первый же день, чему мы очень рады, т.к. программу-минимум перевыполнили. С навигацией и проездом городов проблем не было, Garmin рулит! Наш «Вишик» — выше всяких похвал.
31.07.09 г., пятница
Подъём в 6:45 (местное время 5:45). Выспались отлично, постель широкая и удобная. Открываю пробку матраса, все сумки возвращаем на свои места. Набираем кипяток в кафе. Стартуем в 07-15. GPS ведёт по объездной севернее Красноярска. Объездная совершенно новая, по две полосы в каждую сторону с разделительной, почти хайвэй. Великолепное солнечное утро, в низинах туман. Проехали по мосту через Енисей в сплошном тумане. Енисея, как и самого Красноярска, так и не увидели. Завтракаем на ходу. Созваниваемся с Олегом Андреевичем — всё по плану, встречаемся на выезде из Ачинска. Дорога до Ачинска хорошая, но фур стало больше. В 09:53 въехали в Ачинск, идём по GPS, в 10:10 мы в условленном месте, рядом заправка. Впечатляет панорама Ачинского глинозёмного комбината с его грандиозными отвалами.
Через некоторое время подъезжают наши попутчики, мы знакомим наших жён. Делимся впечатлениями от дороги. В 10:40 продолжаем движение уже двумя машинами, Олег Андреевич ведущий. В 14:14 прошли 500 км от места ночёвки.
Очень понравилась дорога перед Кемерово. Солнечная погода, +26°С. Некрутые подъёмы и спуски, плавные повороты, пышная растительность. Ощущение, что это уже не Сибирь. В 15:12 въехали в Кемерово, хороший город, спокойный. Олег Андреевич ведёт по указателям.
Где-то ближе к центру города поворачиваем налево (мы же мужики!), хотя GPS настоятельно советовала поворачивать направо. Попадаем на объездную для транзитного транспорта. В 15:50 выезжаем из города, идём на Новосибирск. Обедаем на ходу. Питание достаточно полноценное, удаётся даже разогреть тушёнку. Кстати, в промежутках между завтраком-обедом-ужином, помимо чая, подпитываемся орехами и сухофруктами. Изредка переговариваемся с нашими попутчиками по рации. Новосибирск огибаем севернее по новой бетонной объездной. И так же, как Красноярска, Новосибирска мы не видим. Этой объездной нет в базе данных GPS, и «машинка» советовала ехать прямо через город. В 20:00 вышли на трассу на Омск. Сплошная равнина, дорога прямая, непривычно, стали попадаться озёра. В районе Каргата в 22:05 (местное время 20:05) остановились на стоянке «Хуторок». Красиво всё сделано, немного похоже на украинское село. Есть часовня. Олег Андреевич с Ниной Викторовной будут ночевать в своём автобусе, мы же сняли номер со всеми удобствами за 1600 руб. Дамы приняли душ после дороги, потом мы все вместе хорошо и вкусно поужинали в кафе.
Итоги второго ходового дня: всего пройдено 1 043,5 км за 13 час. 36 мин.; средняя скорость движения 76.7 км/ч; общее время в пути 14 час. 47 мин. Расход по расходомеру 17,4 км/л, или 5,75 л/100 км, две заправки — в Ачинске и в Кемерово.
К концу второго дня окончательно определились с режимом движения. Наша цель — быстрее добраться сначала до Самары, а потом и до Украины, отдыхать будем уже там. Поэтому надо обеспечить максимальный дневной пробег. Минимум времени на остановки (только заправки и туалет), питание — в основном на ходу, что нам понравилось и вполне нас устраивало. Минимум контактов с гайцами. Мы неоднократно видели в их «дружеских» объятиях тех, кто только что нас лихо обгонял. Да и в отчётах часто описываются ситуации, когда люди весь день едут 130-140, неоднократно разбираются с гайцами, теряют время и финансы, а в итоге не проходят и тысячи км в день. Для себя определил оптимальную скорость на трассе: 110 ± 5 км/ч. При этом обеспечивается безопасность, организм не устаёт; гайцы не тормозят, если внимательно следить за дорогой — почти все их засады прогнозируются.
01.08.09 г., суббота
Утром встали, собрались, лёгкий совместный завтрак, набрали кипятку в кафе — и в 08-38 (местное время 06-38) выехали со стоянки. Лена удивляется качеству местной питьевой воды — мутная, жёсткая, невкусная. Да, разбаловал нас Иркутск с его кристально чистой водой из Байкала и Ангары.
За первые три часа движения средняя скорость чуть-чуть не дотянула до 100 км/ч. Правда, мы использовали «спонсора», пару сотен километров шли за джипом, потом он, к нашему сожалению, остановился на обочине. Трасса Новосибирск — Омск — одна из лучших на нашем пути, позволяет идти быстро. Дорога ровная, прямая, с кольцевыми развязками каждые 30-40 км. Ощущение, что это бетонка, покрытая асфальтом. Колёса издают быструю дробь на мелких стыках плит, но это не напрягает. Видим последствия ДТП: машина (кажется, джип) ушла в кювет, перевёртыш, но все живы-здоровы, стоят рядом. Вокруг много озёр, продают рыбу. Лена записала в бортжурнал, что на обочинах дороги видно много животных — ёжики, заяц, птички (убитые машинами). Жалко.
В 12:01 пересекли границу Омской области. Природа достаточно однообразная. Много болот, озёр, неубедительных лесов. Начали встречаться и обработанные поля. И вдруг за опушкой очередного небольшого лесочка — огромнейшее ярко-жёлтое, даже золотое поле подсолнухов, все они повёрнуты к солнцу и смотрят прямо на нас. Красота! Лена даже вскрикнула от восторга. К сожалению, это поле успели снять только на видео.
Мы привыкли всегда ездить с музыкой, в машине достаточно большая фонотека. В дальней дороге для нас самыми приемлемыми оказались МР-3 сборники типа «Лав энд романтик коллекшн». МР-3 с концертами отдельных исполнителей или групп очень быстро приедаются. Правда, из этого «правила» выпал Макаревич, видимо, из-за нашего особого к нему отношения. Почему-то «не пошли» сборники анекдотов и «Comedy club».
К 14:00 добираемся до Омска, настраиваю GPS на Ишим. Омск также проходим по объездной. НПЗ и отдельные кварталы хорошо видны. Проезжаем через окраину города в районе ТЭЦ. Движемся по указателям, этот маршрут полностью совпадает с маршрутом GPS. На выезде из Омска Олега Андреевича тормозят на стационарном посту ДПС, приглашают на пост — проверка документов. «Пробивали» по компьютеру, отпустили минут через десять, всё нормально. Ближе к 16:00 связались по рации, решили пообедать. Остановились на одном из свёртков с трассы в поле, но через минуту нас выкурили оттуда оводы. Проехали ещё немного и заехали на стоянку. Оводов вроде нет. Припарковались с краю, расставили столы и стулья, достали всё вкусненькое. Хорошо все вместе пообедали.
В 16:50 стартуем после обеда. Проходим Тюкалинск, трасса поворачивает налево. Через 10-15 км видим, как из-за кустов «работают» гайцы с видеокамерой. Встречные заранее предупредили. Также сработал и радар-детектор, значит, ловят не только за обгон, но и за скорость. В 18:49 проезжаем по мосту через р. Ишим на въезде в Аббатское. Мост разбит вдребезги, ведётся ремонт. За 30 км до г. Ишим начинается явная колея и достаточно длинный участок разбитой дороги. Проходим Ишим по объездной, в 20:02 выходим на трассу на Бердюжье — Частоозёрье — Макушино. Настраиваю GPS на Макушино. Приблизительно за 20 км до Бердюжья на дороге уже не асфальт, а его останки. За Бердюжьем начинается отличная дорога уже до самого Макушино, много недавно построенных участков. Но этой дороги почему-то нет в базе данных GPS. «Машинка» всё время пересчитывает маршрут и настойчиво призывает уйти с трассы на просёлки в заболоченные поля. Вокруг опять много озёр.
Трасса практически пустая. До Макушино долетаем на одном дыхании. Километров за 20 до Макушино попадаем в сильнейший ливень. По машине барабанят струи воды, в салоне Макаревич громко поёт про «Тонкий шрам на любимой попе», ощущения просто непередаваемые!
Вышли на трассу на Курган, настроил GPS сразу на дом дочери в Самаре. После этого «машинка» больше не сбивалась с пути. Запись в бортжурнале: в 22:22 прошли 1 000 км. Мимо Кургана проходим по объездной, и на этой же объездной в 24:02 (местное время 21:02) заруливаем к «Петровичу».
Опять идёт дождь. За три прошедших дня мы попадали в дождь по 4-5 раз каждый день. Зато было не жарко. Поставили машины на стоянку, осмотрелись. Поддавшись соблазну, заказали баню. В итоге, после бани, плотного ужина и дружеского общения легли спать в машинах в 04:30.
Итоги третьего ходового дня: всего пройдено 1 133 км за 13 час. 23 мин.; средняя скорость движения 84,5 км/ч; общее время в пути 15 час. 21 мин. Расход по расходомеру 17,7 км/л, или 5,65 л/100км, три заправки — за Каргатом, перед Омском и в Ишиме.
К исходу третьего дня сделал определённый, достаточно печальный, вывод. Выскажу крамольную мысль — при всей нашей нелюбви к ГАИ (очень часто заслуженной), основные проблемы на наших дорогах — от беспредела определённой части водителей. Похоже, они считают, что у них по нескольку жизней, как у кошек. Очень много раз за эти три дня мы видели, как такие «водители» совершают крайне безобразные, отвратительные обгоны (даже слов подобрать не могу!). К примеру, на дороге «сплошная». Идёт фура, за ней скапливается 5-6 легковушек, и тут слева появляется нечто, которое на бешеной скорости тупо идёт на обгон всей этой колонны. Неважно, что впереди подъём с закрытым поворотом, я уж не говорю про «сплошную» и знак. Из-за поворота появляется встречная, и начинается игра: «успею — не успею». А если не успевает, то вклинивается в плотную попутную колонну — визжат тормоза, кто-то уходит на обочину и т.д. И происходит это, повторюсь, очень и очень часто. А чем круче тачка, тем жизней, видимо, больше. За такие обгоны я бы значительно ужесточил наказание. Правда, это ужесточение наказания имело бы смысл, если бы ГАИ реально выполняла свою основную задачу — обеспечение безопасности участников дорожного движения. Подобные обгоны мы видели практически везде, где проехали, хотя надо признать, чем западнее мы были, тем меньше с этим встречались. Может, дороги там шире, вторые полосы в подъём чаще бывают, а, может — кое-что другое?
02.08.09 г., воскресенье
Планы на этот день у нас и наших попутчиков уже, к сожалению, были разные. Они собирались доехать только до Октябрьского (в этом городе у них друзья), вставать рано им не было смысла. Нам же необходимо было добраться до Самары. Поэтому перед сном мы попрощались и пожелали друг другу счастливого пути.
Встали мы, естественно, часа на два позже, чем надо было. Быстро собрались и в 10:57 (местное время 07:57) стартовали. Состояние дороги хорошее. В 13:29 пересекли границу Челябинской области, и меньше, чем через 40 минут уже проезжали под громадной вывеской «Челябинск». На подъезде к городу очень понравилась цепь крупных озёр.
Я знаю, что есть объездная, мы видели даже указатели, туда поворачивали фуры. Но, судя по отзывам, она не особенно удобна. GPS ведёт нас практически через центр города. День был воскресный, движение в городе свободное, спокойное и понятное. Впечатления, как от проезда через Челябинск, так и от самого города, остались самые положительные. По времени проезд занял всего 34 минуты. Сразу за городом начинается отличная трасса по две полосы в каждую сторону с разделительным газоном. Счастье длилось целых шесть минут. Дальше пошла уже привычная дорога.
Местность постепенно меняется, начинаются Уральские горы. Движение по трассе плотное, фур уже много. Но дорога всё-таки оказалась легче, чем я ожидал. Много новых участков, регулярно встречаются вторые полосы в подъём. Стелу на границе Азии и Европы пропустили, не увидели. Живописная природа, временами напоминающая Карпаты.
Красивейшие долины, горные озёра, много речек и мостов через них. За одним из мостов во встречном кювете видим разложившуюся на запчасти фуру. Сразу же начинаем ехать внимательнее. Гайцев на Урале много. Помимо обычных засад, пару раз видели, как они работают с дистанционными видеокамерами на штативах. Встречные дружно предупреждают о засадах. Понравились комплексы «Зюраткуль», почти настоящие средневековые замки. Много придорожных рыночков. Продают изделия местных умельцев, мёд, китайский ширпотреб. Явно видно, что люди вынуждены этим зарабатывать — наверняка, многие уральские заводы или стоят, или работают в полсилы. Встретились и с одним интересным явлением, о котором иногда пишут в отчётах. При явно видимом движении на спуск с очередной горки вдруг понимаешь, что двигатель работает в натяг, машина не ускоряется. Потом начинается визуальный подъём, а машина ведёт себя с точностью до наоборот. С чем связано такое искажение визуальной информации — неизвестно.
В 18:10 вдруг упёрлись в хвост длиннющей пробки. Как оказалось впоследствии, её длина была около 3-4 км. Хорошо, что она понемногу двигалась. Всё очень просто — ремонт моста через реку Сим в городе Сим. Так и хотелось сказать: «Сим-Сим, откройся!». На ремонтируемом мосту работали светофор и гайцы. Движение разрешали попеременно с разных сторон. Со встречной стороны пробка была поменьше. Всё удовольствие заняло почти час.
Незаметно Урал закончился, и в 19:39 мы пересекли границу «страшного» для водителей Башкортостана. Дорога нормальная, но узковата, не везде есть разметка. Гайцев не очень много, но там, где мы их видели — к ним стояло по две-три машины в очереди на сдачу «налогов». Одно из таких мест — явная подстава. Знак «Обгон запрещён» стоит за несколько км от самого места, разметки нет. Формально, зона действия этого знака тянется приблизительно на 6-7 км. Многие попадаются, причём на видеофиксацию. Совет: надо чётко знать зоны действия знаков.
В 20:00 очень удачно, без задержки, переехали ремонтируемый мост через реку Баш. Теперь мы знаем, откуда произошёл Башкортостан. Кстати, во встречном направлении перед мостом скопилась пробка длиной до 1-1,5 км. В 21:25 прошли южнее Уфы по объездной, остановились на заправке перед знаменитым посёлком Алкино. Проезжая после заправки через посёлок, убедились — стоят и бдят, родные, и даже с кем-то уже беседуют. После Уфы великолепная трасса по две-три полосы в каждую сторону, но одно направление закрыто, а через каждые 2-3 км — бдительные стражи. Километров через 20-25 опять пошла стандартная дорога. Запомнились красивые холмы с огромными неподвижными ветрогенераторами.
В 23:38 (местное время 19:38) пересекли границу Татарстана. По обеим сторонам дороги — множество миниатюрных нефтекачалок. Движение по трассе спокойное. В 00:42 началась Самарская область. Местность вокруг достаточно равнинная, но местами встречаются интересные возвышенности. Ощущение, что их многие десятки тысяч лет назад сформировали или ледники, или крупные реки. Несколько раз проезжали длинные свежеотремонтированные участки дороги. Перед ними стоят знаки запрещения обгона, знаки ограничения скорости, иногда даже до 30 км/ч. Разметки нет. Вот и решаешь для себя — плестись эти 5-10 км, как предписывают знаки, или ехать нормально, рискуя нарваться на гайцев. Неплохая получается для них кормушка. Километров за 150 до Самары начались вечерние сумерки. До города мы, естественно, до темноты не успеваем, это аукнулась вчерашняя баня. Хоть мы и не планировали ездить по темноте, но не останавливаться же на ночёвку за какую-то сотню километров до Самары! Так что движемся дальше. Стемнело очень быстро. Созвонились с Алёнкой, нашей дочкой, — нас уже ждут. Ксенон светит отлично, дорога хорошо просматривается, движение достаточно свободное. Незадолго до Самары видим, как на склонах холмов горит, видимо, сухая трава. Языки огня очень высокие, фронт пламени распространяется на несколько километров. Немного жуткая картина в темноте.
В 02:38 — Самара. Город я чуть-чуть знаю, в 90-х годах бывал здесь в командировках. Но как водитель, по городу не ездил. Движение поздним воскресным вечером по Московскому шоссе мне показалось несколько нервным. Алёнка живёт на Старой Загоре, рядом с ТЦ «Колизей». В 02:59 (местное время 22:59) «машинка» совершенно точно и понятно приводит нас к дому дочери. Тёплая встреча, забираем необходимые нам вещи домой, а потом с Костей (зятем) отгоняем «Вишика» на ближайшую стоянку. Весь путь до Самары наш «крейсер» прошёл без единого замечания.
Итоги четвёртого ходового дня: всего пройдено 1 119,7 км за 15 час. 03 мин.; средняя скорость движения 74.2 км/ч; общее время в пути 16 час. 39 мин. Расход по расходомеру 16,9 км/л, или 5,92 л/100 км, две заправки — перед границей Челябинской области и перед п. Алкино.
03 — 05.08.09 г., понедельник, вторник, среда
Три дня безмятежного отдыха, долгожданного общения с внучкой и детьми. Были и поездка в парк «Металлург», и пеший поход по историческому центру Самары, и целый день на Волге, и ужин в замечательной «Бабе-Яге». Время пролетело незаметно. А такого великолепного пива, как в Самаре, нет, наверное, нигде в России.
06.08.09 г., четверг
Рано утром встали, забрал машину со стоянки, попрощались с Настенькой, Алёнкой и Костей — и в 10:05 (местное время 06:05) продолжили свой путь. GPS совершенно чётко провела нас через значительную часть города. Правда, улицы были ещё пустынны. Программа минимум на сегодня — Воронеж, но втайне мы надеемся добраться до Белгорода. Опять идёт дождь.
Дорога у нас сегодня в первой половине дня повстанческо-революционная: Чапаевск, Пугачёв, Маркс, Энгельс. Состояние дороги более-менее нормальное. Достаточно длинный разбитый участок встретился за Балаково. На трассе много гайцев, ловят за встречку. Встречаются подставы и фальшивые машины ДПС. Дорога идёт почти параллельно Волге, самой реки не видно, но вдалеке справа всё время виден её высокий противоположный берег. Ближе к Саратову через облака стало пробиваться солнце. Перед Энгельсом уходим направо на новый длинный-длинный мост через Волгу. Река действительно величественная. К сожалению, как и на всех мостах, полноценно снять эту красоту на фото-видео не получается, мешают перила. Мост плавно переходит в хорошую и быструю объездную вокруг Саратова.
Удаётся сэкономить 10-12 км пути, последовав советам некоторых отчётов и повернув с объездной направо на пос. Красный Октябрь. В 16:43 выходим на трассу на Воронеж. Около Балашова раньше была, видимо, очень хорошая бетонная дорога, но сейчас дорожники безобразно заделали стыки между плитами наплывами из гудрона высотой до 10 см. Такую дорогу можно смело назвать «убийцей подвески», и тянется эта «красавица» пару десятков километров. Понравились леса в районе Борисоглебска и храм в городке Анна. Незадолго до Воронежа выходим на федеральную трассу «Дон», сразу резко возрастает плотность движения. Дорога очень хорошая, никакого сравнения с нашей М-53. Заезжаем на заправку. Тут не выдержала совесть инженера, и я впервые за пять тысяч км проверяю давление в колёсах, всё в норме. Воронеж без проблем проходим по GPS, это один из самых красивых городов в нашем путешествии. Да и исторически — это родина российского флота. Ведь именно в Воронеже царь Пётр построил первые российские военные корабли. Так что морская часть моей души испытывала определённое волнение. В 23:24 (местное время 18:24) выезжаем из Воронежа, светлого времени ещё достаточно. Надеемся не только дойти до Белгорода, но и посетить мемориальный комплекс «Прохоровское поле». По Курской трассе движемся до отворота влево в районе пос. Горшечное, и далее — мимо Старого Оскола и Губкина. Около Старого Оскола — кусок настоящего хайвэя с разделительным газоном, освещением, красивыми развязками.
Слева видны корпуса и отвалы Старооскольского комбината, это территория Курской магнитной аномалии. В пос. Скородное уходим с основной трассы вправо на Прохоровку. Дорога почти просёлочная, узкая, но асфальт хороший, на дороге, кроме нас, практически никого нет. В 01:50 (20:50) заезжаем на территорию мемориального комплекса.
Вечер, багровое солнце склоняется к горизонту. В полной тишине вдруг разливается тяжёлый звук колокола. Мороз по коже. Страшно представить, что происходило здесь, на этом самом месте, в далёком 1943 году, насколько густо полита эта земля кровью, сколько людей осталось лежать в этой земле навечно…
Долго приходим в себя после посещения этого героического и страшного места. Доезжаем до федеральной трассы М-2 «Крым» и останавливаемся на ночёвку в мотеле в пос. Яковлево. Кафе в мотеле, к сожалению, не работало, нам посоветовали неплохое кафе в самом посёлке. Загнали машину на мойку — завтра переход границы. Пока мы ходили на ужин, машину помыли. Приятно удивило качество мойки. Стоянка машины — 200 руб., самая дорогая за всю поездку. До границы с Украиной — приблизительно 71 км. Спать легли в машине.
Итоги пятого ходового дня: всего пройдено 1 204,6 км за 15 час. 03 мин.; средняя скорость движения 80,1 км/ч; общее время в пути 16 час. 27 мин. Расход по расходомеру 15,7 км/л, или 6,37 л/100км, три заправки — в Самаре, на объездной Саратова и перед Воронежем.
Важный промежуточный итог: по первоначальному плану к границе с Украиной (от Иркутска ~ 5 600 км) мы должны были прибыть в середине седьмого ходового дня, в реальности для этого достаточно и пяти ходовых дней при движении «в одни руки», в совершенно спокойном темпе и с полноценным отдыхом ночью.
07.08.09г., пятница
Утром встали в 11:05 (06:05). Как всегда, туалет и лёгкий завтрак, пришлось также кипятить воду для термоса на газовой плитке — кафе так и не работало. Тут же рядом на заправке «Роснефти» полностью дозаправились и оформили «грин-карту». В 12:29 поехали к границе по М-2, трасса проходит юго-западнее Белгорода. Авторы отчётов настоятельно рекомендовали проходить границу в будние дни, но не в пятницу. Мы же приехали к МАПП «Нехотеевка-Гоптивка» именно в пятницу в 08-10 местного времени. Из хвоста очереди сам пункт пропуска просматривался где-то на горизонте. Переговорили с ребятами из Мурманска, они здесь не первый раз. По их оценкам — всё это продлится 5-6 часов. Они оказались, в общем-то, правы. До первого шлагбаума мы двигались короткими перебежками на длину одной-двух машин более двух часов. Потом были процедуры паспортного и таможенного контроля на российской стороне, вместе с ожиданием в очередях это заняло ещё почти час. В 16:21 (11:21) мы выехали из России.
При въезде на украинскую сторону заполнили выданные нам миграционные карты. Прошли паспортный контроль. Затем начали медленное движение к пункту таможенного контроля. Тут я заметил, что дежурный украинский таможенник одни машины просто пропускает с лёгким досмотром, другие досматривает более тщательно и выдаёт таможенные декларации для заполнения. И чёрт меня дёрнул попросить его пропустить нас без заполнения таможенных деклараций. Таможенник тут же выдал нам декларации, дал указание заполнить их и проехать к пункту усиленного контроля для полного досмотра машины и всего её содержимого, сказав, что эта процедура займёт не менее трёх часов. На наше счастье, пока мы заполняли декларации, подошёл другой таможенник. После проверки деклараций и обычного досмотра он пожелал нам счастливого пути. В 17:30 иркутского времени, 12:30 московского и 11:30 украинского времени граница была пройдена. «Всего» за четыре часа 20 минут!
Здесь я позволю себе сделать небольшое «историческое» отступление. До сих пор я никак не могу осознать, что Украина — это уже другое государство. Мои родители родом из Винницкой области. Отец в 1955 году окончил военное училище и свою офицерскую службу начал в Группе советских войск в Германии. Там, в ГДР, родились и мы с сестрой. В Союз вернулись в 1962 году. Отец имел право выбора дальнейшего места службы и выбрал Прикарпатский военный округ. Так мы оказались в г. Чорткове Тернопольской области, где базировалась крупная авиационная часть. В школьные годы увлёкся авиамоделизмом, участвовал в областных и республиканских соревнованиях. И первые для меня республиканские соревнования проходили в 1972 году в Харькове. Тогда же стал мечтать о поступлении в Харьковский авиационный институт (ХАИ), где и начал учиться через два года. Вместе с двумя моими лучшими друзьями по ХАИ, Михаилом и Юрием, учёбу заканчивали уже в Киевском институте инженеров гражданской авиации. И основная цель поездки на Украину — это свидание с моими далёкими детством и юностью, самым безмятежным временем в жизни любого человека. Также очень хотелось всё показать Лене. Надеюсь, многие смогут представить ту степень волнения, которую я испытывал, приближаясь к Харькову, городу моей юности, где очень многое в жизни было впервые. Ведь не был я здесь с осени 1977 года.
От границы до Харькова чуть меньше 30 км. Въезжаем в город по Белгородскому шоссе, совсем рядом улица Чкалова и ХАИ. Но нам пока надо в центр, к офису представителей Garmin. Проезжаем мимо лесопарка, авиазавода, парка им. Горького — всё совершенно узнаваемо, практически ничего не изменилось. Начинается Сумская. Улица перегружена автомобилями, сегодня пятница — сплошные свадебные кортежи, а центральный ЗАГС как раз на Сумской. Я до конца не верю, что всё это происходит в реальности, что мы на самом деле в Харькове на своём «Вишике» — всё вокруг совершенно родное. Даже большинство надписей, вывесок и реклам — на русском языке. Проезжаем мимо площади Дзержинского (теперь Свободы) и сада Шевченко с великолепным памятником поэту. Замечаем — в городе достаточно много дорогих машин, большей частью европейских. Справа появляется новое для меня здание театра оперы и балета. Ещё раз убеждаюсь, что почти всё, за малыми исключениями, осталось таким, каким было в мои студенческие годы. Нам надо добраться до Благовещенского собора, рядом расположен нужный нам спортивный магазин «Торнадо». В магазине нам приносят извинения — карту дорог Украины в нашу GPS могут загрузить только в другом офисе, на ул. Новгородской, 22. С одной стороны мы потеряли в пробках час-полтора, а с другой — проехали и посмотрели весь центр города. Потом по Клочковской вернулись до Новгородской.
В центре Харькова, дом с атлантами.
Попутно обменяли рубли на гривны (обменники — на каждом шагу) и купили местную симку МТС. Загружаем карту в GPS, это оказывается значительно дешевле, чем подобная же операция в Иркутске. Адресный поиск есть даже в части райцентров, т.е. база данных очень подробная. Теперь мы с навигацией! Совсем рядом — проспект Ленина и гостиница «Националь». Сбегал, посмотрел гостиницу — там тоже, уже к сожалению, ничего не изменилось с советских времён, ощущение совкового прокуренного общежития. Поехали в сторону Павлова Поля к гостинице «Мир». Вот там нам очень понравилось, современная гостиница, номера со всеми удобствами. Берём двухместный на 11-м этаже за 340 грн и плюс 20 грн за охраняемую стоянку (для приблизительного перевода в рубли надо сумму в грн умножить на 4). По иркутским меркам, с учётом предлагаемого уровня сервиса, оборудования и состояния номера, это дёшево. Размещаемся, обедаем внизу в кафе, а потом едем в ХАИ. В наше время институт был закрытым, с очень строгим пропускным режимом. Подъезжаем — всё та же главная проходная, внутри охранники. Решил попроситься пройти на территорию. Ребята сначала приняли очень строгий вид, а потом рассмеялись — никаких проблем! Разрешили взять и фотоаппарат. Нахлынули воспоминания — вступительные экзамены, первая сессия, первые чертежи…
Надо отдать должное Харьковскому авиационному институту — нас здесь, и это очень важно, научили учиться.
Любимый МиГ-19 у бывшей военной кафедры.
Обошли с Леной всю территорию. Нынешнее состояние института понравилось — ухоженные здания и территория, везде чистота и порядок, цветы. Новых зданий не появилось. А вот деревья стали очень большими…
Потом съездили к нашему студенческому общежитию № 10, когда-то мы в него заселялись самыми первыми после постройки. Лучшей студенческой общаги я потом никогда и нигде не встречал. Представляете — по утрам после больших праздников в буфете специально продавали рассол! И никаких ЧП не было, свобода была полной — общежитием управлял только студсовет.
Вернулись в гостиницу, машину поставили на стоянку и пошли пешком гулять по городу. От улицы Отакара Яроша по проспекту Ленина до площади Дзержинского и здания Госпрома (не путать с Газпромом!), и дальше по Сумской до самого центра. На площади Дзержинского видели памятник Ленину на реконструкции и великие архитектурные шедевры мира из песка.
Песчаные и советские шедевры (Эйфелева башня, к сожалению, развалилась…).
В центре города, рядом с Успенским собором, в сводчатых подвалах старинного здания когда-то размещался душевнейший ресторан «Старе мiсто» («Старый город»). Зашли, посмотрели — теперь это заурядная пиццерия. Обидно. Весь вечер рассказывал Лене про Харьков и нашу студенческую жизнь. «Домой» в гостиницу возвращались на метро — целых три остановки. Кстати, наш стройотряд работал на станции «Советская» перед пуском первой линии Харьковского метрополитена в августе 1975 года. «Дома» попили пивка (понравилось «Львовское»), немного посмотрели по телеку местные каналы и легли спать.
За день пройдено всего 121,9 км, остальные цифры теперь значения не имеют, т.к. мы не на трассе.
08.08.09 г., суббота
Утром перекусили купленной накануне дыней и в 10 утра (время пока буду указывать местное) по пройденной вчера пешком дороге поехали в центр. Оставили машину на платной парковке прямо под колокольней Успенского собора. Нашли приятную кафешку — позавтракали по-настоящему. В кафе понравилась оригинальная «аптека». Потом погуляли и пофотографировали.
Успенский собор (1657 г.) и колокольня (1840 г.).
Так переделывают наши «Газели».
Лена рядом с «подержанной праворульной иномаркой».
К семи вечера нас ждут в Киеве. Там сейчас живут и Миша, и Юра. Оба продолжают летать. Про жизнь каждого из них можно написать целую книгу. Но это отдельная тема. Вчера мы в очередной раз созванивались — Юра, сожалению, в рейсе. Садимся в машину и едем на выезд из Харькова — в сторону Полтавы и Киева. У меня есть ещё одно очень важное дело — побывать на аэродроме Коротич. Проезжаем Холодную гору, пересекаем окружную и через 10 минут — вот он, мой первый в жизни аэродром! В 1972 году я бегал по нему ещё с моделью самолёта, в 1975 — выполнил первый прыжок с парашютом, а потом удалось даже чуть-чуть посидеть за штурвалом Ан-2. Здесь окончательно сформировалась наша тяга к небу. Заходим на территорию — опять почти ничего не изменилось. Только вокруг совсем другая молодёжь. Появилась стоянка личных самолётов и выставочная площадка списанных военных самолётов. И вдруг, знакомое лицо — это Саня Бутузов! Мы вместе начинали прыгать с парашютом в одной группе, сейчас он инструктор в аэроклубе. Много, о чём успели переговорить, обменялись телефонами. Аэроклуб вовсю работал — прыжки и полёты не прекращались ни на минуту. Недавно на Украине малая авиация официально получила все права на существование и полёты — так, как это принято во всём мире. К сожалению — в России такого закона нет, и появится он, судя по всему, не скоро.
Нам пора двигаться дальше. В 12:44 выезжаем с аэродрома на Киевскую трассу. В Харькове нам, оказывается, включили дополнительный сервис на GPS — при приближении к зонам ограничения скорости или постам ГАИ «машинка» начинает мелодично предупреждать об этом. Этот сервис потом стал работать и в России. До Мишиного дома в Киеве по GPS — 468 км. Трасса очень хорошая, местами просто отличная. На многих участках трассы — по две полосы в каждую сторону. А там, где всего одна полоса — вторая полоса дополнительно есть почти на каждом подъёме. Заметили и ещё одну приятную особенность — если вам мешает идущий медленнее грузовик или фура, вам почти всегда уступят дорогу, смещаясь к обочине или даже заезжая на неё. На Украине не штрафуют за превышение скорости до 20 км/час, т.е. по обычным дорогам можно смело идти до 110 км/час без угрозы штрафа, мне кажется — это гораздо оптимальнее, чем наши российские 90 + 10 км/час. Впервые встретили знак ограничения скорости 110 км/час, значит, можно идти и до 130. В 14:20 прошли мимо Полтавы, чуть-чуть зацепив её южную окраину. В Полтаве, в в/ч дальней авиации (совсем недалеко от поля Полтавской битвы) я проходил стажировку после военной кафедры и принимал присягу. Километров через сто после Полтавы начались гоголевские места — совсем рядом и Миргород, и Сорочинцы с Диканькой. Вокруг — живописная украинская природа с широкими полями до горизонта, густо заросшими берегами рек, кудрявыми лесами. Ещё часа через два остановились на АЗС «Лукойл», заправились. Стоимость литра 92-го бензина на Украине приблизительно 28-30 рублей. Наличную плату берут только гривнами. По трассе встречается много оригинальных мотелей, ресторанчиков, кафе.
Приблизительно за 200 км до Киева и мы решили пообедать, остановились в приглянувшемся издалека кафе «Калина». Замечательный интерьер в национальном стиле, и ещё более замечательная кухня. Настоящий украинский борщ с пампушками с чесноком, «смажена свинина з картоплею» — порции огромные, очень вкусно, после обеда еле встали из-за стола. И во дворе всё здорово оформлено, кругом зелень, действительно растёт калина с ярко-красными гроздьями ягод.
Поговорили с хозяйкой — кафе содержит её семья. В это лето посетителей мало, сказался кризис, но марку хозяева стараются держать. На всякий случай, находится это кафе в селе Пышное (по-украински — Пишне).
Достаточно быстро проходим оставшееся до Киева расстояние. После Борисполя сворачиваем с трассы в одноимённый аэропорт. В советское время «Борисполь» был одним из лучших аэропортов СССР, особенно впечатляла архитектура и интерьер здания аэровокзала. К моему глубокому сожалению, сейчас аэропорт сильно изменился, и не в лучшую сторону. Сложилось ощущение какой-то заброшенности, выглядит он гораздо хуже (особенно внутри здания), чем даже аэропорт Иркутска. А ведь «Борисполь» — главный аэропорт Украины!
Выезжаем из аэропорта и попадаем на знаменитый, протяжённостью всего18 километров, участок трассы между Борисполем и Киевом. В Советском Союзе это была, наверное, единственная дорога такого уровня. Она и сейчас в великолепном состоянии. Пять полос в каждом направлении, покрытие идеальное, две левых полосы имеют ограничение скорости 130 км/час. Наслаждаемся трассой меньше десяти минут, въезжаем в Киев. Идём по GPS. Миша живёт на Софиевской Борщаговке. Нам надо практически на другой конец города. Раньше основной транспорт двигался по Харьковскому шоссе до Ленинградской площади и далее через мост Патона. Сейчас же мы едем по проспекту Бажана на новый (для меня) Южный мост. Пересекаем Днепр, достаточно легко и быстро приезжаем в условленное место — Миша встречает нас на объездной Киева. Ещё пять минут, и мы у него дома.
ишей мы не виделись с мая 1990 года, с Валей и Таней — с февраля 1981 года. Весь вечер и почти всю ночь говорили и не могли наговориться, ведь столько всего надо было рассказать друг другу… Дружеское застолье продолжалось до 5 утра.
За день пройдено 503,5 км.
Краткие итоги первой части нашего путешествия: всего пройдено 6 150,2 км; ни одного контакта с гайцами; дорога в целом лучше, чем я мог себе представить; при наличии GPS — с навигацией и проездом незнакомых городов никаких проблем нет; на трассе достаточно мест, где можно поесть или остановиться на ночёвку; переход границы с Украиной никаких проблем, кроме потери времени, также не представляет (по отзывам — переходить границу быстрее всё-таки на пунктах пропуска вне основных трасс). И главное — наш «Wish» выдержал все испытания с честью, без малейших намёков на технические проблемы! От дороги получили массу положительных эмоций, воочию увидели значительную часть нашей России. Так что ездить на дальние расстояния можно и нужно.
Наши впечатления (и фото) от дальнейшего путешествия по всей Украине и о возвращении в Иркутск — во второй части «романа».