|
Каждый год мы всей семьей (я, жена и двое детей) ездим в отпуск на поезде к моим родителям в Севастополь. Каждый раз повторяется одно и то же: не достать билетов. Помог экономический кризис, поднявший цены на этот самый поезд (затраты на бензин — в два раза меньше, чем на два билета в плацкарте). К тому же автомобиль очень надежный и к тому же новый (пробег на начало поездки 8 000 км). К этим трем причинам, побудившим меня осуществить эту автомобильную авантюру, прибавилась банальная мечта доехать до Родины на автомобиле. Несмотря на отсутствие опыта «дальнобоя», стремно не было. Лет десять назад я увлекался автостопом, объездил европейскую Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Прибалтику и даже в Восточной Европе был. Это должно было помочь. Жена согласилась на эту авантюру, но, скрепя сердце, в первую очередь переживая за детей. В день отъезда даже сказала, что разум подсказывает отказаться.
За месяц до выезда я перелопатил интернет в поисках отчетов о поездках в Крым и советов автолюбителей. Выезжали в субботу вечером с расчетом остановиться на ночлег у дяди в Белгородской области и пересекать границу с Украину утром буднего дня. Сыну мы купили гомеопатические таблетки от укачивания «Авиа-море», так как в машине на большие расстояния его постоянно укачивает. С дочкой все в порядке. Чтобы детям легче было и интересно в пути, купили портативный DVD, работающий от прикуривателя. Затарились продуктами питания, большим количеством воды (12 литров). Накануне общался с другом, совершившим свой первый «дальнобой» во Ржев. Это был первый мой «дальнобой». Поэтому все методы казались хороши.
Итак, в субботу 25 июля 2009 года в 17:30 по московскому времени мы выезжаем из дома. Я за рулем. Жена (стаж вождения — полгода) в качестве запасного водителя и штурмана с автомобильным атласом в руках. На заднем сидении, в автомобильных креслах дочка пяти лет и сын трех с половиной лет. На всем протяжении путешествия жена выполняла только функцию штурмана и очень успешно. Я же, несмотря на небольшой стаж вождения (два с половиной года), чувствовал себя хорошо за рулем и справлялся с усталостью, замены не требовалось. На АЗС возле дома залил полный бак 92-го и вперед — на Московское шоссе. В районе Тосно полил дождь, и нас провожала красивая радуга. До конца Ленинградской области тянулась широкая, по две полосы в каждом направлении, дорога. Как только дорога сузилась, начал использовать метод «московской езды» ржевского друга, то есть цеплялся за быстрыми фурами или лихачами. Метод оказался очень удобный для «чайников», на скорости 100-120 км/ч пересекали населенные пункты без проблем с гайцами.
На Новгородской объездной возник первый затор из-за ремонта дороги. После объездной — первая остановка в Винах. Пройдено около 250 км. Дети, несмотря на опасения, молодцы, проявляют терпение и стойкость. Остановились возле интересной экспозиции «на продажу» — куча всяких сказочных фигур и вырезанных животных. Поели, попили и с хорошим настроением – вперед.
Дорога, в основном, была в хорошем состоянии. Кое-где попадались вражеские ямы. Через 50 км после одной ямы нас обгоняет машина. Люди в ней усиленно машут и всей толпой показывают на мои колеса. С удивлением останавливаюсь. Оказалось, что колпак левого переднего колеса выгнулся наполовину. Видимо, при попадании колеса в яму, колпак сковырнулся краем ямы. Без особых проблем я вогнул колпак обратно и поехал вперед. Москва ждет!
В Крестцах на обочине стояло много самоваров, торговали кипятком и чаем. Очень интересная идея. Жаль, что потом в дороге не оказалось самоваров. В России необходимо развивать самоварные обочины. Было бы здорово!
После прохождения Вышнего Волочка, стало заметно темнее, но ехать все еще легко. Очередная остановка на АЗС. Мы кушаем в машине. Детям стелим на заднем сидении. Внизу стояли сумки с вещами и создавали единую поляну-лежанку. Так что оказалось достаточно места для детей. С собой у нас были одеяла и куча подушек: максимум комфорта в минимальной обстановке. Уже чувствуется усталость, ломит поясницу, но ехать можно еще долго, терпимо.
Дорога после Вышнего Волочка в основном по две полосы в одно направление, а после Твери выглядит, как автострада, и так до самой Тулы. На подъезде к Туле окончательно стемнело, и быстрая езда напрягала. Время от времени въезжали в полосы тумана. Тогда мы стали пристраиваться к тихоходным фурам и на скорости 80-100 км/ч спокойно подкатывали к Москве. Где-то за 20 км от МКАДа заправили полный бак на «Лукойле». Бензин в районе Москвы оказался самым дешевым на маршруте. Если на АЗС возле дома бензин стоил 21,50, то в Москве — 19,40.
На МКАД въехали в три часа ночи. Это самое оптимальное время для прохождения Москвы, когда движение транспорта минимальное. Поэтому мы и выезжали из дома вечером, чтобы дети спали и чтобы в Москве быть ночью. По МКАДу катили примерно 50 км/ч, внимательно следя за указателями. И все-таки продолбали наш поворот. Нужно было поворачивать на указателе «Подольск». На следующем съезде мы вылетаем на Каширское шоссе. Пришлось соображать дальше по карте. Через Домодедово по местным дорогам, да в густом тумане, без особых проблем выезжаем на нужную симферопольскую трассу Е-105. Почти полное отсутствие машин и туман окончательно настраивают на отдых. Где-то в районе Чехова останавливаемся возле кафе, выключаем двигатель, опускаем сидения и спать! На часах 4:20.
Надо сказать, что заснуть так и не удалось. Много впечатлений и неудобное положение в кресле позволили отдыхать только в полузабытьи. Жена вот смогла уснуть. Видимо, роль штурмана не так выматывает, хотя она тоже постоянно находилась в напряжении, следя за дорогой, знаками, указателями.
В 6:30 уже светло, мы очнулись одновременно, сходили в лес «по делам». Скоро и дети проснулись. Все умылись, позавтракали. Состояние, несмотря на бессонницу, вполне сносное. Погода солнечная и нежаркая. В 7:20 по коням и вперед, по бетонной автостраде, идущей до Тулы. Машин еще мало, и на хорошей скорости 120-130 км/ч мчались. Начались красивые пейзажи. Череда длинных подъемов и спусков с завораживающими пейзажами. Дети даже отказались смотреть очередную порцию мультиков, любовались видами. На спусках я старался съезжать на нейтралке, чтобы экономить бензин.
После Тулы «московский» метод езды для чайников уже редко применялся. Только в населенных пунктах старался цепляться за кем-нибудь, чтобы не нарваться на гайцов. Часто приходилось обгонять по встречке тихоходный транспорт. К такой манере вождения легко приспособился. Дорога шла через населенные пункты, иногда движение останавливали светофоры и прочие атрибуты города. Орел остается в стороне, на орловской объездной много транспорта, но все едут быстро. В 30 км от Орла делаем очередную стоянку. Надо заметить, что искать хорошее место для остановки оказалось непросто. От решения остановиться до остановки проходило порой до 30 мин. И все равно, место оказывалось не очень удачным. И в этот раз, не отыскав приличной стоянки, сворачиваем на грунтовку и останавливаемся в чистом поле, вернее, захламленном мусором транзитных пассажиров.
Обратил внимание на лобовое стекло, фары и капот. Все было в тысяче пятен от разбившихся насекомых. Как раз в это время, как по заказу, по радио шла передача про насекомых на дорогах. Ведущий сказал истину, что насекомые разбиваются при движении машины со скоростью более 100 км/час.
Хорошо подкрепившись, поехали дальше. В интернете я читал, что не стоит наедаться плотно. Зря не послушал совета. После хорошего обеда тянуло в сон. Хорошо, что успешно справлялся с желанием. Оставалось несколько часов езды до глобальной остановки у дяди в Белгородской области. Местами радио пропадало окончательно, либо было с помехами. Тогда мы слушали диски. Когда вставлял диск с израильской попсой, было такое ощущение, что еду по пустыне в Эйлат.
Проехали Курск по объездной. По пути продавали много меда. Видимо, это медовые края. Плюс курские соловьи. Колорит Черноземной России известен. На въезде в Белгородскую область хорошо чувствуется контраст. Дороги всегда хорошие, и от самой граница деревья вдоль трассы побеленные. Наслышан о хорошем губернаторе Белгородской области. Убедился в этом не раз, проехав регион и проводя время в Белгороде и у дяди на ст. Наумовка. Цены на бензин, однако, в Белгородской обл. самые высокие на российском отрезке маршрута, в районе 22 руб.
На подъезде к Белгороду заправили полный бак на «Роснефти» и через час, преодолев Белгородскую объездную, 25 км после, приехали к дяде. На месте были в 16:00 по Москве. Таким образом, с Питера прошли около 1 400 км и почти сутки по времени. Удивило, что в деревне, где живет дядя, асфальтированы дороги. Явно не вписывается в российскую провинциальную действительность. С собой мы привезли дождь и похолодание.
У дяди мы провели весь следующий день и две ночи. Ездили смотрели Белгород. Из интересных вещей отмечу Комплекс художественной гимнастики им. Хоркиной и обилие брачных замков на мосту через реку. Ну и конечно, город удивляет чистотой и яркостью, что ли.
Во вторник встали в 5:30 утра, проехали 17 км до границы и в 6:40 уткнулись в хвост очереди на таможне. Несмотря на ранний час, машин было уже порядочно. Все в спокойном режиме, в течение трех часов прошли российский пост, заполнили миграционные карточки и затем — украинский пост. Российская сторона даже не смотрела багажник. Украинцы сразу стали предлагать за горилку быстро пройти таможенный досмотр, намекая на пересменку. Зная о такой уловке по интернет-отчетам, не купился на взяткопопрошайничество и минут через 30 прошел официальный досмотр. Нас особо не мурыжили, увидели, что куча детей, и пропустили. После границы стоял ларек обмена валют. Поменяли 1 000 руб., рядом перекусили, посадили детей в автокресла, включили им мультики и погнали, в 9:30 по Киеву выехали в сторону Харькова.
Внимательно следили за въездом на харьковскую объездную, а то многие автопутешественники продалбывают сей поворот и уезжают в Харьков, теряя на этом много времени. Нам повезло, успешно въехали на объездную. Начались дороги не очень. Да и в целом, дороги на Украине оказались похуже российских. По указателям выехали на Симферопольское шоссе, проехали Мерефу и дальше ехали вдоль новой автострады. Жаль, что на нее никак было не въехать.
Проезжая Перещепин, я вспоминал, как десять лет назад искал здесь двоюродных братьев и нашел в с. Голубовка. Наша трасса проходила через Голубовку. Там остановились в 12:00, и я решил зайти поздороваться с младшим двоюродным братом (старший уже переселился в Днепропетровск). Брата и его семью застал дома. Он, конечно, очень удивился, когда открыл дверь и увидел меня, спустя десять лет. У брата я задержался всего на полчаса, так как надо было ехать дальше, к вечеру планировали добраться до Севастополя.
После Голубовки, в районе Новомосковска последовал ряд поворотов и развязок, и по указателям мы уехали в сторону Запорожья. После Запорожья началось более напряженное движение с большим количеством тихоходов, частыми обгонами и медленным продвижением через населенные пункты. Вот и получается: ощущение, что до Крыма остаются пустяки, а ехать еще и ехать. Отмечу тот факт, что на Украине все очень дружно подмигивают, если где даишники стоят, так удавалось избежать проблем. В 30 километрах от Запорожья сделали остановку, в удобном месте на обочине, перекусили и дальше — на Мелитополь.
Мелитополь оказался непростым городом, изъеденным колдобинными ямами. Настоящее городское движение и дурацкая разметка. В одном таком хлебном месте ДАI устроилось, там я и попался. Узкая часть дороги в нашем направлении была поделена на две полосы, и после поворота я не вписался, пересек сплошную, разделяющую полосы. В интернете я читал, что на Украине можно избежать выдачи денег дайцам. Но в моем случае даец не стал изымать у меня права и предлагать явиться в суд, как это обычно угрожают россиянам, а сказал, что выпишет штраф и я его потом оплачу в любом банке Украины. Наверное дайцы стали более хитрые, а может что изменилось. Пришлось откупиться. 50 грн или 200 руб. оказалось достаточно. Какое-то левое постановление он все равно выписал. В итоге, потеряли полчаса в Мелитополе. Поразило, с какой легкостью местные гайцы берут деньги.
С заметно испортившимся настроением покатили дальше. В обоих направлениях двигалось безумное количество российских автомобилей, в основном с московскими номерами. Автопутешествие к морю — популярная штука.
В районе Акимовки остановились у палаток с бахчами, фруктами, купили 19 кг дынь по цене три грн/кг. После поворота на Гениченск началась вода с обеих сторон и обилие копченой, сухой рыбы, предлагаемой на обочинах. На въезде в Крым, на посту в Чонгаре не тормозили, не брали 10 грн за въезд в рекреационную зону, как это было раньше. Наконец-то убрали узаконенный рэкет на дорогах!
Солнышко постепенно закатывалось, и около 19:00 прошли Джанкой. После Джанкоя залили 20 литров бензина на «ТНК». По ровной пустой дороге было легко двигаться, и в 20:00 в сумерках мы въехали в Симферополь. Еще один город с дурацкими дорогами, порой, еще хуже, чем в Мелитополе. Ехали по указателям, прицепившись к транзитному грузовику и минивену с австрийскими номерами, порой 20-30 км/час. Без указателей, конечно, нереально, в этом Симферополе сам черт ногу сломает.
Уже в ночной темноте вылетаем из города и по крутым дорогам, порой напоминающим горные серпантины, въезжаем в Бахчисарай, а затем в Инкерман. От Инкермана путь до дома мне хорошо известен, и ровно в 22:00 мы подкатили к родительскому подъезду. Путь пройден. Только преодолев его на машине, понимаешь, как далеко находится Севастополь. Цифра в 2 200 км не передаст это ощущение.
В Севастополе мы отдыхали 12 дней. На машине оказалось очень удобно ездить на пляж, два раза в день с перерывом на обед. Иногда для разнообразия выезжали на другие пляжи, в том числе на один из лучших в городе – Учкуевку. Скатались в Ялту, на Поляну Сказок. На Поляне Сказок я сам был 18 лет назад. Конечно, за это время все изменилось. Но знакомые деревянные сказочные фигуры я вспомнил. Детям там, конечно, интересно. Здорово разросся Ялтинский зоопарк там же рядом. 18 лет назад он только начинался. В самой Ялте было очень напряженное движение, узкие дороги с крутыми поворотами. Повезло, что удалось по окольной дороге спуститься в центр, искупаться на центральной набережной и подняться по ней же без особых проблем.
Надо заметить, что движение в Крыму и самом Севастополе, порой, даже труднее, чем в Питере. Думаю, это обусловлено узкими дорогами (одна — две полосы в одном направлении) и обилием общественного транспорта (троллейбусы и маршрутки). К серпантинным дорогам Севастополь — Ялта быстро приспосабливаешься. Так что не стоит бояться черта, как его малюют, впрочем, осторожным быть стоит.
Хорошенько накупавшись, назагоравшись, наевшись фруктов и овощей с родительской дачи, засобирались в обратный путь-дорогу. Накануне выезда залили полный бак бензина. Цена за время нашего отдыха постоянно поднималась, в общем, на четыре рубля подорожал бензин. В итоге, когда уезжали, стоил 29 руб. Забили машину до отказами закрутками, овощами, фруктами, винами. В общем, багаж составил около 100 кг. Так что обратно машина разгонялась тяжелее, особо на подъемах и общий расход бензина в обратной дороге оказался повыше. Исходя из того, что на постах машину не останавливают, решили детей не мурыжить в автокреслах, убрали их подальше на всю обратную дорогу.
Выехали 10 августа 2009 года в 9:50 по Киеву. До Симферополя долетели за час с четвертью. По пути нас обогнала машина с питерскими номерами. Из машины нам махали рукой. На душе так тепло и радостно стало! Все таки домой всегда приятно возвращаться. Потом я нагнал эту машину и километров пять ехали следом, пока…нашего земляка не остановил даец.
В Симферополе так же по указателям выехали на Джанкой. Километров через 40 после Джанкоя сделали короткую остановку, поели печенья и поехали дальше. На выезде из Крыма нас опять встретил оживленный участок трассы до Запорожья. Все в том же районе Акимовки остановились и закупили 20 кг дынь трех разных сортов, по цене 1,75 грн/кг. В Мелитополе несколько раз постояли в пробках у светофоров. Остановились у аптеки, купили продолжение таблеток «Авиа-море». Таблетки хорошие, помогали сыну. Так что рекомендую тем, у кого проблемы с укачиванием. В Подгорном трасса выходит к Каховскому водохранилищу, части великой реки Днепр. Вид красивый и запоминающийся.
После Запорожья стало свободнее, и ехать стало легче. Новоалексеевку проезжали через центр города, все по указателям. Таким образом вышли на ту заветную автостраду, встреченную нами по пути в Севастополь. Как оказалось, эта новая отличная дорога идет аж до Харькова. Нам надо было по пути заехать на час в гости в Голубовку. Но указатели поворота на Голубовку с автострады привели меня обратно на нее, вот такая штука.
К тому же, еще начал заканчиваться бензин. Мы сделали ошибку, не заправившись перед автострадой. А на новой дороге многие километры отсутствовали АЗС, видимо, еще не успели построить. С горящей лампочкой ехал километров 40 на скорости 80 км/час (оптимальный расход бензина). Обидно, конечно, по пустой автостраде тащиться, как черепаха. Наконец, на параллельной дороге увидел АЗС, спустился туда пешком, так как въезда не было. Подошел к заправщику, объяснил ситуацию, вот, мол, бензин на нуле. Он все понял, выносит мне емкость, типа самовара, с шлангом и краном. Залили мы туда пять литров бензина. Это надо было видеть, как я пер с самоваром по кустам, перелезал через ограду автострады. Но заправщику огромный респект. Он только просил несколько раз, чтоб я вернул сей самовар, «шоб я не шукав його». Ближайшая АЗС оказалась в 20 км, так что проблему с бензином удалось решить. А то уже темнело, было бы больно…
Дальше мы очень быстро долетели до Харькова. По карте я потом сообразил, что на эту автостраду можно было выехать по пути в Севастополь, если с Харьковской объездной выезжать на Полтаву, а километров через десять будет поворот на автостраду.
На Харьковской объездной не все было понятно, так как отсутствовали нормальные указатели и уже стемнело. Так что пришлось пару раз остановиться и спросить направление на Белгород. Потом прицепились за московским номером (он явно шел на границу) и неторопливо, ровно в 22 часа по Киеву, прибыли на пограничный переход «Гоптiвка».
Несмотря на поздний час очередь была существенная. Два часа с лишним продвигались в очереди и вот, наконец, Украине помахали ручками. Российскую таможню прошли минут за 30. Все прошло гладко. В два часа по московскому времени были уже у дяди на ночевке.
Утром встали в 9:30, отдохнувшие и выспавшиеся. Загрузили еще ведро белгородских яблок. Выехали в 11:45. Дорога была легкой, транспорта мало. В Курской области остановились купить литр меда. Там же поели. Следующий раз остановку сделали уже после Тулы. Как въехали на автострад Тула —Москва, шум от бетонки был настолько странный и подозрительный, что я подумал о проколе колеса. Остановился на обочине. Колеса оказались в порядке. Сзади остановилась девушка с такой же проблемой. Тоже вышла из машины, начала стучать каблучками по шинам. Мы ей сразу стали кричать, что, мол, бетонка такая косячная.
Остановка после Тулы была самая прикольная. На заправке «Лукойл» залили полный бак бензина. Там же стоял стол с лавками под крышей. Хоть удобно расположились и цивильно поели. Рядом красивый березовый лес, используемый транзитными пассажирами в основном в качестве туалета. Перед выездом помыли лобовое стекло, а то реально ухудшилась видимость из-за разбившихся насекомых.
Ближе к Москве увеличивалось количество машин, все неслись 110-120 км/час. Так что напряжение столицы чувствовалось реально, аж руки вспотели. На МКАД въехали в 21:45. В этот раз опять не там свернули, раньше, чем нужно, на указатель «Химки». Уехали в Химковский район, блудили там, три раза останавливались спросить дорогу на Ленинградское шоссе. В итоге выехали на это самое шоссе, но только в сторону центра Москвы. Километра через два на полном стреме в густом потоке удалось развернуться и — adios, Москва!
Мне понравилось, как мы рвали когти из столицы, на скорости 100-120 км/час летели почти до самой Твери, тем же «московским» методом пиявки. Наш ведущий устал, что мы так долго сидим на хвосте, реально притормозил и съехал на правую полосу. Пришлось искать другие машины. После Твери поток машин резко иссяк, и мы летели в гордом одиночестве, время от времени обгоняя тихоидущие фуры.
Время приближалось к двум ночи и, не доезжая немного до Вышнего Волочка, остановились поспать. На этот раз удалось заснуть, хоть и не без труда. Было еще холодно. Пришлось достать теплые вещи. Проспали четыре часа. Дети еще спали. В шесть часов завели мотор, сразу включили печку и так ехали, грелись. Залили последние 20 литров на «Лукойле». На заправке «Neste» поели в последний раз, сходили в бесплатный туалет и вперед! Питер ждет!
Последние километры дети уже начали высказывать нетерпение, начали раздаваться всхлипы, типа «хочу домой», видимо, чувствовали приближение к родине.
В 12 часов были дома. Остановились на нашем месте. С объявлением «Рейс выполнен!» я заглушил мотор.
Итоги автопутешествия: