Семейное путешествие из Санкт-Петербурга в Болгарию и Румынию на Ford Focus

10.08.2012 | 26042 просмотра

Наш путь в Болгарию из СПб немного отклонился от общепринятых маршрутов

И все из-за вот этого дядьки:

Собственно, и Болгария-то попала в поездку только потому, что не хотелось получать румынские визы.

Весной я был в Румынии в «деловой поездке» (150 человек «предавались излишествам» неделю и пугали окружающих «вампирскими нарядами»).

Несмотря на сильнейшее похмелье, Румыния оставила приятное впечатление и мне захотелось туда вернуться.

Для статистики:

Экипаж: три человека (самому маленькому 3,5 года).
Общий пробег: 7 000 км.
Автомобиль: Ford Focus (возраст ― пять лет, пробег на начало поездки ― чуть больше 100 тыс. км).
Продолжительность: 16 дней, с 30.06.12 по 15.07.12.
Страны: Белоруссия, Украина, Румыния и Болгария.
Расходы на поездку: 80 тысяч рублей.
Незапланированные расходы: 30 тысяч рублей.

О подготовке поездки

Канва: родителям горы и реки, ребенку ― море, всем вместе ― новые впечатления.

Направление: Румыния и море.

Ключевые POI: румынский берег Дуная и скалистые Карпаты.

Подготовка заняла больше двух месяцев.

Из-за особенностей визового режима Румынии поездка разделена на три логических участка: Дунай мы смотрим по пути на море, сделав небольшой крюк в 1000 км, в скалистые Карпаты мы попадаем по пути домой, ну а море, это море. Остановились на Черном, хотя до Адриатического получалось чуть ближе. Захотелось отвезти ребенка в «большую песочницу». Да и возможность воспользоваться бесплатным жильем на побережье ― весомый аргумент.

Маршрут многократно перекраивался. Изначально нанес на карту ТОП-50 румынских POI (см. сайт Кости Пелина). Проложил несколько вариантов маршрутов и понял, что в Румынии можно зависнуть на месяц. Из достопримечательностей решили оставить только природные объекты. Прогулки по городам исключили. Ребенку это пока не интересно, да и погода будет жаркая.

Предварительный план таков:

День 1: СПб ― Минск ― Кобрин.
День 2: Кобрин ― Львов ― Мукачево ― Сату-Маре.
День 3: Сату-Маре ― Тимишоара ― берег Дуная ― Оршова.
День 4: Оршова ― Русе ― Солнечный берег.

Это предварительный план. Реально не очень понятно, какая будет средняя скорость, какое будет состояние водителя, штурмана и маленького помошника, где захочется остановиться.

Бронировать отели по маршруту не стал. По Белоруссии и Украине составил очень подробный список гостиниц с адресами и телефонами по всему пути (от Полоцка до Кобрина, от Ковеля до Мукачево). Румынию и Болгарию хорошо знает booking.com. На всякий случай поставил клиента в телефон.

Обратный путь при подготовке жестко не планировал. Предварительная нитка маршрута: Русе―Питешти―DN7C (Transfagaresh road)―Рышнов―Буштень (Синая, если успеем)―DN12C (ущелье Биказ)―Черновцы―(Хотин и Каменец-Подольский, если успеем)―Кобрин―Минск―СПб.

Запланирована ночевка на Трансфагареш-роад и две в Буштене, где должна будет состояться прогулка по скалистым Карпатам.

Для навигации в телефоне стоит «Навител» с картами OSM. На всякий случай поставил iGo. Но т.к. я не очень перевариваю подсказки всяких там теток/дядек и предпочитаю ориентироваться по солнышку, звездам и мху на деревьях, подготовил бумажные носители: купил карту Европы и распечатал из Гугеля карты всех крупных городов, на которые нанес стрелками нитки маршрута. И не зря! GPS постоянно «дурил» в дороге. По крайней мере когда он был реально нужен, приходилось обращаться за помощью к разным прохожим и проезжим.

Со связью теперь нет проблем. Мегафон «прогнулся» и сделал приемлемые тарифы в т.ч. и на тыр-тыр-нет. По крайней мере, за поездку можно уложиться в 2-3 тысячи рублей.

Машинка (Ford Focus) обычно находится в полной боевой готовности. На всякий случай сделал плановое ТО чуть раньше. В «Рольфе» была плотная запись, поехал к «неофициалам» на Салова, которыми иногда пользовался. Потом об этом пожалел, но это потом.

Деньги: много наличных не брал (700 евро + 20 тыс. рублей). В большинстве мест можно расплатиться банковской картой, а местные деньги проще снимать в банкоматах.

Визы: с этим все просто, едем по финским. Румыния и Болгария пока не в шенгене, но пускают к себе по шенгенским визам. Румыны ― на пять дней, а Болгары ― на 30. Нам явно хватит.

Часть 1. В царство короля Децебала

1 день

Выехали в 7:15. Раньше не получилось: очень поздно вернулся с работы и нужно было нормально выспаться перед поездкой. Движение вроде не плотное, но это до конца обновленной «киевки».

Дальше очень плотное движение до Пскова, точнее до Опочки. Трасса узкая, обгоны затруднены, трафик ― субботний.

Средняя получилась ~55 км/час. Неудивительно: нужно вставать пораньше.

После Пскова первая длительная остановка. Недалеко от трассы нашли землянику: бесплатную, но пыльную.

Отмыли и съели. Немного свинца организму не помешает.

После поворота с Е-95 на А-117 отдыхаю. Машин мало, дорожка нормальная. «Убитых» участков почти не осталось. Платную дорогу к границе РБ активно ремонтируют. Вот куда идут наши 220 р. :)

Ванюха развлекается как может.

Рисует.

Учится фотографировать.

Не доезжая границы сделали пис-стоп на свежеукатанном отвороте. Испугал грейдер, повернувший «в нас» на полной скорости. Остановился меньше, чем в метре от нашей машины, и с проворотом колес понесся задним ходом назад на трассу. Развлекаются!

А на границе пробка. Стоит очередь в будку оплаты дорог. Минут 20 простояли. Наверное у работников кассового аппарата в жилах течет эстооонская кровь.

Скоро нужно заправляться, а местных денег у нас пока нет.

В одной из деревенек увидел банк. Облом, в субботу не работают.

На часах 17:00. Мы в Полоцке.

Немного заблудились (на кольце свернул чуть дальше, чем нужно), зато нашли банкомат. БСПБ взял 4% комиссии, что вполне приемлемо. Рядом с банком неорганизованный рынок.

Купили землянику за 12 000 руб. за 2 стакана. От нолей рябит в глаза. Потом приспособились: откидываешь от цены три ноля и умножаешь на 4.

Попав на мост понял, что мы возвращаемся. Да и солнце светит не с той стороны. Разворачиваемся, стоим в пробке, возвращаемся к кольцу. И все это время Ванюха требует ягод. Запах изумительный, но их нужно тщательно промыть: наверняка у дороги собирали.

Вечереет. Понимаю, что сегодня мы ночуем около Минска.

Начинает напрягать циклический шум. Понимаю, что кончается ступичный, только не могу понять, с какой стороны. Пока не страшно, но...

Белорусы по трассе летят минимум +20. Вначале ехал строго 60/90, затем поехал +10. Мы не торопимся. Все равно из графика сильно выбились.

Замечаю, что на местных заправках есть только АИ-92.

На «Лукойле» 95-й не захотели продавать за BYR, только за валюту. Оказывается, российские рубли это тоже валюта :))). До сих пор не понимаю, почему не оплатил картой?

К Минску подъехали около 21 часа, проехали через центр.

Попали в пробку. Завтра парад и многие улицы перекрыты.

Увидели колонну бронетехники и белорусских зольдатиков в парадных мундирах. Они что, всю ночь так простоят? Вот завтра будет праздничный запах независимости...

На выезде из города немного поплутали. Объезжая пробку ушли немного вправо и, возвращаясь к маршруту, уперлись в стройку. В сторону Бреста идет активное строительство дороги.

Понравились светодиодные светофоры.

Остановились в «Весте» на М-1 (время ― 22 часа, 850 км пройдено за день, 15 часов в пути с остановками).

Отель находится на М-1 недалеко от Дзержинска. Очень красивая территория, хорошие номера, но достаточно дорого (980 000 BYR).

Ребенок устал.

Но заслышав про еду тут же ожил.

Еда придала сил, и начались танцы под громкую музыку из банкетного зала

Потом воспользовались раскрасками в телефоне. Только так родителям и можно покушать :).

А какая изумительная была слойка с ананасом!

2 день.

Спали до 9 утра. Торопиться некуда. Нужно менять ступичный подшипник.

Ближайший сервис ― Атлант-М Боровая (пересечение М3 и МКАД). Записали на 14 часов.

Неспешно позавтракали, погуляли по территории.

И двинулись назад в Минск.

Как ни старался ехать медленно, добрались на час раньше. Машинку сразу приняли, обещали сделать диагностику побыстрее, но точное время назвать не смогли.

А тем временем в городе начался парад. Мы это поняли по шуму пролетающих мимо звеньев вертолетов и самолетов.

Менеджер в сервис-центре попросил далеко не уходить, и предложил пока «погулять в торговом центре» неподалеку.

Послушались, прошлись. Добро пожаловать в 90-е. Вдоль дороги в лесу неорганизованная торговля. Развалы носков, ягод с огородов и банок с домашними заготовками. Дальше ларьки и лотки со шмотками. В ТЦ чуть цивильнее, но только на первый взгляд.

На обратном пути купили малины, забрались в лес и слопали ее в ожидании звонка из сервиса. Приговор: замена правого ступичного и подвесного плюс, задний левый амортизатор совсем вытек, наблюдается расслоение сайлент-блоков задних «косточек». Про последнее я и так знаю. Ничего, до осени точно походят. Остальное нужно делать. Про себя матерю ремонтеров с Салова: если ступичные могли и не проявлять себя, то уж текущий амортизатор должен в глаза бросаться!

Работы минимум на 2,5 часа.

Поймали такси и поехали в центр. Погуляли в парке.

В кафе отказались принимать карту или валюту. Местных рублей осталось мало. Накормили ребенка и пошли искать банкомат.

Пустые и очень чистые улицы.

По которым рассекают лимузины со свежеиспеченными лейтенантами.

К 17 часам вечера вернулись за машиной.

Когда мне произносили стоимость работ и запчастей, перед глазами плыли картинки с «Бентли» и «Ролс-Ройсами». А говорят, что в Белоруссии народ бедно живет. :)

Запчасти попросили оплатить наличными, 11 000 российских рублей. Работу оплатил картой ― 1 336 500 рублей (хорошо, что белорусских).

Заправились и двинулись в сторону Бреста.

М-1 понравилась. Трафик рассосался к Барановичам. Оплату с российских машин не берут. Разрешенная скорость 120. Радары видны издалека.

Очень быстро добрались до Кобрина.

В 22 часа приехали в деревню Петьки в мотель Ковбар. Номер стоит 800 наших рублей. Без душа. Рядом кабак, куда народ из города приезжает «догоняться».

Не понравились. Позвонил в «Суворов». Номер есть, 1 900 на троих.

Доехали за 10 минут.

В кафе мест не было, только в банкетном зале. Пришлось кушать под очень громкую музыку. Зато невкусно. «С маянезикам». Беее.

Машина стоит без присмотра на «общественной парковке». Рядом бухает молодежь. Неспокойно, но что делать? За день очень сильно устали. Всем спать!

3 день

Выспались. Проснулся в 6 по МСК. Местное время ― 5:00. Кафе работает с 7:30. На вопрос, где тут можно выпить кофе, мне молча выдали чайник. Спасибо, у нас свой. Стартуем только через два часа.

До границы ехать меньше часа. На участке ~15 км знаки «ремонт дороги» и ограничение 40. К неудовольствию двух патрулей я ехал по правилам. Мы уже никуда не опаздываем.

Планировал заправиться перед границей, но последняя заправка была на перекрестке с дорогой на Брест и я ее благополучно проскочил.

Белорусов прошли за 15 минут, из которых пять простояли в очередь с украинскими машинами. Как выяснилось, в красный коридор. Потом по подсказке белоруса на микроавтобусе свернули в зеленый.

На границе все четко и быстро: документы сами взяли, проштамповали, вернули. Заглянули в багажник и «пока».

Перед Украиной простояли минут 20. Перед нами семь машин. На терминале ― 10:15. Судя по скорости работы ― часа на 2-3.

«Разводящий» предложил ускорить процесс. Солнце начинает жарить. Решил, что «развод» имеет смысл, и через 10 минут мы уже в Украине. Из машины не выходили, нам все сделали. Неприятно, зато быстро. Совесть не мучает :).

От терминала до города Ратно довезли таможенницу. В городе нашли банкомат и «Лукойл». Теперь можно спокойно двигаться дальше.

Асфальт постепенно портится.

Ковель и Луцк проехали через центр. Первый не понравился, сплошные колдобины. Во втором есть замок. Посмотрели из окна (ребенок заснул).

До трассы Ровно-Львов дорога «так себе», ехать можно, но смотреть «в оба».

В одном месте «чирканул» защитой картера: обочины почти не было, шла встречная машина, скорость высокая...

А вокруг красивые холмы, красные от цветущих маков. Фото из машины не получилось. И куда я так торопился?

Опять появилось подвывание в трансмиссии! Не сильное, наблюдаю.

На улице жара, настроение портится. Появляются шальные мысли двинуть вместо Львова на Черновцы и Бухарест (там я знаю, где фордовский сервис).

На улице жара.

А у обочины опять маки.

С трудом поборол упаднические мысли, решаю ехать по намеченному маршруту.

Ровно―Львов ― отличное шоссе. Стараемся не нарушать. Проезжаем мимо Олеского замка. Не останавливаемся, это явно надолго.

Во Львове мы около 17 часов.

Город смотрим из окна.

Понравился способ парковки машин посреди улицы.

Навигатор не ловит спутники, едем по распечаткам.

После театра немножко плутанул. Оказалось, что показалось :).

Наша цель ― памятник Ивану Федорову.

Из окна видим книжные развалы и мужика каменного. О! Так это он!

А вот и свободное место на парковке. Ой, срочно отъезжаем, пока трамвай нас не снес. Через 10 метров еще одно место. Нам везет.

Сфотали двух Иванов.

Съели по мороженому и рванули дальше. Боржоми гнал за пределы города. Прогулка по городу у меня не запланирована, Наташка расстроена: город очень понравился, на Выборг похож. Потом решили, что действительно похож брусчаткой и телебашней :).

В Стрые остановка в магазине и очередной банкомат. Наташка интересуется: «А на каком языке они говорят, ничего не понять!». Может уже появились венгерские нотки?

Вечереет, подъезжаем к Карпатам.

В правых поворотах визжит подшипник, в левых и на прямой все ОК. На пис-стопе лезу в Интернет и к радости нахожу официалов в Мукачево. Утром позвоню и запишусь...

Карпаты понравились. Делаем множество остановок и фотографируем. Горы не хуже Кавказа и никаких ЛКН.

Захотели переночевать в горах. Присматриваем мотели.

В 21 час увидел красивую гостиницу с ухоженной территорией.

Мотель «Натали». Он был выделен в моем списке гостиниц. Останавливаемся.

Номер 380 гривен, стоянка ― 15, ужин 365 с грузинским Алазани и «пеструшкой» в разных видах.

Красивая территория, обустроенный подход к горной речке. Чуть ниже по течению шумят пороги. Обалденно!

На территории много беседок, в которых хорошо поужинать.

Пока нам готовят еду, спускаемся к реке. Вода прозрачная и очень теплая. Все дружно помочили ноги. Хочу искупаться, но лень идти за плавками, а так неудобно.

Ужинать нам помогает котик.

Пробую сфотографировать горы в темноте, и идем спать.

4 день

Встали поздно, ближе к 10.

В отеле бесплатный WiFi: нахожу телефон сервиса Форд в Мукачево и пытаюсь дозвониться.

Звонки не проходят. Оказывается, не нужно набирать +38... просто 0 и номер :).

Дозвонился, записали на 14:00. Это что, случайность или закономерность? Нет, это добрая традиция!

Неспешно собираемся в дорогу

И прощаемся с гостеприимными хозяевами.

Решили не допускать минскую ошибку и сразу остановиться в гостинице, которая нашлась рядом с автосервисом. Номер отличный, цена 350 грн. (250 + 100 за доп. место). Есть кафе. Стоянка прямо под окнами. Шум дороги не очень напрягает.

От входа виден замок.

Машину взяли в строго оговоренное время и, минут через 20, подтвердили: ступичный. Подвесной ― живой.

Ремонт разумный. За все, в т.ч. оригинальные запчасти, чуть меньше 1 900 грн. Выгоднее белорусов. Удивительно было то, что официальный сервис предлагает «левые запчасти». Отказался, экономия получалась меньше 2000 рублей, не хочется рисковать.

Взяли такси и поехали в центр потрошить банкомат. Сервис карты не принимает. Пачка получилась купюрами по 10. В кошелек не влезла, сумка распухла :).

Таксист нас подождал и отвез в замок.

Красиво, но очень жарко. Вход 20 грн (10 со взрослого), три сока и 2 воды = 100 грн :).

Судя по всему, глубина этого колодца не меньше 90 метров.

Закарпатье во всей красе.

Замок многоуровневый, постоянно спускаемся-поднимаемся.

Назад Ванюха прошел пешком весь спуск с горы, за что был вознагражден стаканчиком красной смородины, купленным у бабушки по пути.

Минут 15 пытались ловить такси под горой, никто не останавливается. Позвонил, таксист примчался через три минуты. Проезд по городу стоит всего 20 грн. (80 рублей).

Забрал машину. Весь ремонт обошелся чуть меньше 9 000 рублей.

Сегодня никуда не поедем. Попробуем рано лечь спать, а завтра стартануть в 5-6 утра (по МСК).

И не пойдем! На улице почти +40. По такой жаре можно находиться только в горах у речки или на море. Дальше в городах решили не останавливаться. Едем до Дуная.

Поужинали в кафе при гостинице.

Жара спала, попробовали прогуляться до магазина, но вернулись на «Шелл». Не живописно, грязно, да и немного устали за день.

5 день

Планы начинают сбываться: проснулся до восхода солнца!

С новыми силами выдвигаемся в сторону Румынии «по холодку».

Дорога на Берегово и дальше до п/п «Дъяково» достаточно разбитая. До границы едем не спеша, часа за полтора.

Очень много коров. Постоянно проезжаем сквозь стада. Аттракцион. Ванюха в восторге.

Разнотравье.

Горы теряются в утренней дымке.

Перед переходом никого. Украинские пограничники торопят, у них пересменок. На все формальности уходит пять минут и мы «упираемся» в очередь в Румынию из ~20 машин. Очередь из «бензовозов»?

Румын на обочине машет: туристы без очереди. По встречке добираемся до ворот «под завистливые взгляды» и слышим «окрик»: забыли отдать «квиток» украинскому погранцу. Он доброжелательно забирает бумажку и идет договариваться с румынами о том, чтобы нас пропустили.

Через минуту мы на румынском посту. Никого нет, у них тоже пересменок. Появляется группа людей в форме, пьют кофе, курят. Через пять минут один подходит к нам, берет документы. Таможенник просит открыть багажник, тут же закрыть, спрашивает о сигаретах (не более двух пачек на человека). Все! На все формальности ушло 10-15 минут, включая ожидание.

Осталось купить виньетку. Будка совсем рядом, но там тоже пересменок. Зависаем минут на 20.

Я от скуки чуть не спалил румынскую таможню, а Ванюха разбил коленки.

Дорога до Сату-Маре отличная, но есть 10 км участок ремонта.

Пейзажи ничем не отличаются от Закарпатских. Такие же обшарпанные домики с покоцанными черепичными крышами и бесконечные поля кукурузы, подсолнухов и пшеницы.

В Сату-Маре останавливаюсь у супермаркета и сразу вижу банкомат. Теперь у нас есть местная наличка, можно и позавтракать.

Дальше до Оради отличная дорога. Но съехать в поля практически невозможно.

Обочин нет, много отбойников. Размеченные места для остановок попадаются редко.

Перед каждым населенным пунктом островок посередине дороги: по любому снизишь скорость. Мы не нарушаем, румыны едут минимум +20.

Кафе находим со второго раза, первое еще не работало: на наших часах 11:00, а у них еще 10.

С языком проблем не возникло: меню с картинками, официантка немного понимает по-англицки.

Вкусные супы (чорба из желудочков и овощи с мсявом), огромная колбасина, маленькие колбаски с фри, овощные салаты, десерт, чай-кофе. И все это за 500 руб.!

Порции огромные

При выходе из кафе нас ждет дорожная полиция. Интересно, что я успел натворить?

Нет, не нас: они тормозят все грузовики и заворачивают их на парковку. Начинается жара. Движение грузовиков при температуре асфальта более +37 запрещено.

Орадю и Ардад проходим по краю, по маршруту для грузовиков. Наверняка в центре есть что посмотреть, но не хочу тратить время.

Очень много ремонтов. Попадаются участки с реверсивным движением. Движение регулируется мобильными светофорами или дорожным рабочим, у которого в руках «теннисная ракетка» с красной и зеленой сторонами.

Взгляд ни за что не цепляется. Вдалеке горы теряются в дымке, вокруг поля кукурузы, пшеницы, подсолнухов. И очень много населенки.

За Ардадом выскакиваем на автобан. Он еще не достроен, ограничение 100, но мы и этому рады. Быстро добрались до Тимишоары.

Едем через центр, нам нужна дорога на Белград. ГПС в телефоне опять отказался работать в нужный момент. Еду по распечатке. В какой-то момент времени сворачиваю не туда. Не страшно, но ради эксперимента решаю воспользоваться подсказкой зала: первый прохожий инглиш не воспринимает, второй после слова «Белград» показывает на конец улицы и говорит, что нам направо и все время прямо по главной. Счастье оказалось совсем рядом :).

Тимишоара из окна машины не понравилась: жарко и пыльно. Здесь нужно гулять в мае, а не в июле, когда на улице +40. И, желательно, с экскурсоводом :).

Сильно выбиваемся из графика. Средняя скорость очень низкая, хотя почти не останавливаемся.

Перед п/п в Сербию сворачиваем налево на дорогу DN59. Качество покрытия резко падает. Машин практически нет.

Люди с удивлением смотрят на российские номера.

Пересекаем невысокие холмы. В Оравите сворачиваем направо на дорогу DN-57, которая нас выведет к Дунаю.

Вокруг на холмах стоят огромные ветряки.

Видим еще один п/п в Сербию. А я был уверен, что здесь вокруг Румынская территория.

Дорога поднимается на перевал. Вокруг высокие деревья на отвесных склонах. Приятная тень. Температура за бортом снизилась до 32 градусов и продолжает медленно падать.

За перевалом открывается великолепный вид на разлив реки в районе города Молдова Нова.

Ребенок уснул, а мы прыгаем с фотоаппаратом.

Добрались!

Молдову-Нову объезжаем по окраине, это последнее препятствие на нашем пути к Дунаю.

Все очень напоминает прибрежные городки на ЧПК.

Дальше на много километров будет дикая природа, река и горы.

За городом дорога выходит к реке. На сербской территории скалы и красивый замок на склоне.

Неспешно едем вдоль Дуная и наслаждаемся красотой гор и воды, постоянно останавливаясь для фотографирования.

Здесь не так жарко, как на плоскогорье!

Попадаются «круизные лайнеры».

Тоннели и мосты на Сербской стороне.

Румынский хутор.

Вечереет. Устали. Дорога совсем испортилась, попадаются грунтовые участки, но ехать можно.

Населенка исчезла, машин нет, только полицейские патрули. Один долго едет за нами, но после очередной нашей остановки уезжает вперед, махнув нам рукой.

Задумались о ночлеге. До Оршовы мы явно доедем в полной темноте. Заранее смотрел в букинге варианты. На берегу есть гостиницы, будем искать.

Первая мне внешне не понравилась, проскакиваем. Во второй полная тишина. Вокруг никого. Кафе закрыто. Слышны голоса, но на остановившуюся машину не реагируют. Едем дальше и вот оно!

Отель «Дельфин». В букинге я по-моему на него и смотрел.

Красивая территория. Отличный номер. Дороговато, 45 евро/180 лей.

Естественно, останавливаемся, уж очень здесь красиво.

Кроме нас в гостинице одна румынская пара.

Хозяйка вспоминает школьный русский. У нее под рукой только румынско-немецкий разговорник. Наших здесь не бывает.

Отличный ужин, отдых на берегу реки. Красота!

Напротив сербская территория. По-моему она более обжитая. Красивые деревеньки занимают пологие склоны.

Лунная дорожка протянулась прямо в наш номер.

6 день

Утром не торопимся. Возникает желание «зависнуть на денек».

Тишина и красота.

Неспешно пьем кофе и фотографируем все вокруг. Лучше это делать вечером: утром контровый свет и дымка. Красивые скалы у сербов практически не видны.

Ванюха рассматривает местную фауну и флору.

Выдвигаемся из отеля ближе к 12 часам.

Первый раз остановила полиция. Русский совсем не понимают. Английский тоже.

Проверили документы, спросили куда едем. «Северин?». Зачем нам на север, мы в сторону Болгарии движемся. «Русе» ― «А, Русе! Ну, езжайте».

Только после Оршовы понял о чем спрашивал полицейский: Drobeta-Turnu Severin ― город на нашем пути.

Опять куски грунтовки, но через 10 км появляется жизнь. Строят много отелей. Пристани, катера, рыбалка. Появляются машины.

Дорога стала лучше. Неожиданно выскочили к Железным воротам. Дунай течет в теснине между высоких скал.

Сфотали короля Децибала, отказались от лодочной прогулки и вперед.

Кстати, здесь понимают русский язык. Наши здесь бывают.

Первая часть путешествия завершена. Поставлена логическая точка. Дальше нас ждет море!

Западная Румыния нас утомила. Наташка спрашивает: «Куда ты нас привез, на фотографиях ты показывал совсем другую Румынию! А здесь дома-кукуруза-дома-кукуруза-дома-кукуруза…». Дорога тяжелая из-за жары и низкой скорости движения (в поездках я стараюсь не нарушать ПДД). Но оно того стоило.

Дунай нас покорил!

Часть 2. Короткая. На море!

Эта часть нашего пути знакома многим, разве что часть пути от Оршовы до Русе немного выбивается «из общих правил».

6 день, продолжение

Добрались до Оршовы: хорошо, что мы вчера до нее не доехали. Пустынные места нам больше нравятся. Большой город. Много пристаней и катеров. Рыбацкая мекка?

Выезжаем на трассу Е-70/E-79, идущую от Тимишоары в сторону Крайовы. Хорошая широкая дорога. Местами четыре ряда, но в основном два ряда с очень широкими обочинами.

Видим облаву полиции на грузовики: начинается жара, а румыны трепетно относятся к деньгам, потраченным на ремонт дорог. Здесь нет большой площадки, грузовики выстраиваются на обочине в длинную колонну.

В этой поездке нас просто преследуют поломки!

Телевизор отказался включаться. Пока не понятно в чем проблема: «шнурок в прикуриватель» или сам девайс. Потом разберемся, а пока ребенок остался без мультиков. День обещает быть тяжелым.

В Drobeta-Turnu Severin через плотину есть дорога в Сербию. В шутку предлагаю «срезать». Едем дальше.

Остановился на минуту на стоянке дальнобоев и попал под пристальное внимание местных проституток. Уходят расстроенные: «Why no sex?».

Горы отступили, но дорога постоянно петляет по холмам. Вокруг бесконечные поля нефтяных «качалок».

Крайова ― крупный промышленный центр. Не меньше чем за 10 км от города начинается промзона. Машиностроительные и нефтеперерабатывающие заводы, хим.пром… Судя по автопарку, благосостояние населения здесь неплохое. Обратил внимание на рекламу недвижимости. Трехкомнатная квартира стоит 22 тыс. евро.

В Крайове основная трасса Е-79 сворачивается на Питешти и Бухарест, а мы движемся прямо, по Е-70 на Александрию и Джирджиу.

Начались ремонты. Жара. 200 км непрерывных сужений или реверсивных участков. Мы не едем, а ползем!!! Вокруг кукуруза-кукуруза-кукуруза-дома-кукуруза-кукуруза-кукуруза-дома... И так до бесконечности.

Пообедали в ресторане для дальнобойщиков. В Румынии любая забегаловка носит гордое имя «Ресторан». Меню без картинок. Ура, есть надписи на англицком, но почти ничего не понятно. Такое впечатление, что вместо перевода просто использовали транслитерацию.

Вместо черного чая принесли две бутылки «Урсус негро» (это местное темное пиво). «Спасибо, но я за рулем!».

Начались бахчи. Купили арбуз и маленькую дыньку на сдачу. Все вместе весит 10 кг и стоит 10 леев (100 рублей).

Пока нарезали, напустили полный салон мух. Так они и покинули Румынию без виз и паспортов. Или им можно в Болгарию без ЗП?

Перед Александрией увидели странный городок Buzescu, в котором все дома с колоннами. Прикольно, хоть какое то разнообразие.

Дома соревнуются друг с другом «кто поколоннистее будет».

В Александрии Е-70 сворачивает на Бухарест (до которого гораздо быстрее можно было доехать по Е-79). Мы туда не хотим, нам нужен поворот направо на Джирджиу. Навигатор работать не хочет. Нужно остановиться и на улице поймать спутники, но мне лень.

Смотрю на знаки. На половине пути к Бухаресту вижу указатель, сворачиваем на трехзначную местную дорогу. Попалась встречная фура: правильно движемся, товарисч!

Через 10-15 км упираемся в грунтовку, идущую по полям и разворачиваемся: джиппинг в наши планы не входит. Потеряли минут 20-30. Кстати, увидели цыган. До этого они нам не попадались.

За 10-15 км до Бухареста опять указатель на Джирджиу. Сворачиваем. Здесь оживленно. Дорога мерзкая, асфальт лежит поверх бетонки, сильно трясет. Комбайны и трактора возвращаются с полей, а дорога петляет по холмам. Постоянные спуски-подъемы-повороты затрудняют обгоны, а тут еще и ребенок захотел «в кустики». И это после того, как я обогнал всю эту кавалькаду! Вечер, устали...

В Джирджиу попадаем к 10 вечера. После въезда в город сразу налево до основной трассы Е-70.

Заправился и плутанул. В Джирджиу нужно держаться как можно левее, а мы уехали в центр. Местный товарисч подсказал куда ехать, но я ему не поверил и двинулся на восток. Правильно сделал: через десять минут мы практически у п/п. Еще 1 вопрос к «проезжему» вывел на правильную дорогу.

Объезжаем очередь из фур, пересекаем Дунай и вот она, Болгария.

При оплате моста попросили показать ровиньету. Хорошо, что не выкинул чек: она у них электронная, но, «без бумажки ты ...». Интересно, а если бы я заранее оплатил через Интернет? Скорее всего, никаких проблем, просто дополнительный простой в ожидании «пробивки по базе».

На таможне провели минут 20. Очень много машин стремится на море.

Болгары и румыны показывают права, техпаспорт и проезжают практически без остановки. Мы стоим среди россиян и украинцев. Столько российских номеров я не видел после Полоцка.

Виньетку купили сразу за погранпереходом. Ларек ― «на кругу». Там же обменял 100 евро по 1,92. «На берегу» предлагают обмен по 1,595 (пишут 1,959).

Наступила ночь. Темно, мы устали, но решили в мотеле не останавливаться и добраться сегодня ночью. Ребенок капризничает. Телевизора очень не хватает!

Останавливаемся на обочине: я пью кофе, Ванюхе разводим пюре. Сытый ребенок моментально засыпает, можно ехать.

Очень хочется поскорее забраться в душ и лечь спать. Иду +10 км/ч. В н/п встречается полиция, но встречные заранее предупреждают.

Летим по автобану до Варны и ползем по берегу до Слънчев Бряга.

В Бяле и Обзоре кипит ночная жизнь. Дорога окружена раскидистыми деревья и в темноте выглядит как тоннель. Красиво, но фото из машины, естественно, не получается. Наташка пробует со вспышкой. Я вежливо (надеюсь) прошу больше так не делать.

Изредка обгоняют местные машины. Я не тороплюсь, пару раз останавливаюсь умыться и попить кофе. Термос в очередной раз спасает.

Потихоньку проходим перевал и вот мы уже на месте. На часах 2:30, только уже не понимаю по Москве или это местное время.

Комплекс «Форт Нокс» расположен практически у развязки после перевала.

Минут 30 уходит на выяснение личностей и отъем ключей у неприветливой дежурной. Мне откровенно хамят: управляющая компания «барыжит» сдачей апартаментов в комплексе и очень недовольна, что «деньги мимо кассы». Неприятность эту мы переживем, спать хочется. Пусть себе бухтит.

Весь комплекс ― пешеходная зона, вещи «прем» на себе.

Охранник проводил до места, помог донести пару сумок, включил электричество и воду и незаметно испарился. С «чаевыми» решил за ним не гоняться. Скорее спать!

Уставший Ванюха почувствовал себя как дома.

7-8 день

Утром посмотрел на карту: вот блин! Самый правильный вариант был уйти по плотине на Сербию и ехать к морю через Софию. Так было бы гораздо симпатичнее. Или не сворачивать с Е-79, идти до Питешти и дальше по автобану через Бухарест. Приехали бы гораздо раньше.

На завтрак у нас нет ничего, идем в местный минимаркет. Потом еще пару часов «обживаемся». Я хочу поваляться, а Наташка ведет Ванюху в бассейн. Их на территории несколько. Вообще комплекс ― удачное место для длительного проживания с детьми. Территория хорошо обустроена, огорожена и охраняется. Практически все жилье выкуплено русскими, но иногда встречаются и лица других национальностей.

После обеда двинулись на море. Дорога не очень длинная, но «нехорошая». В паре мест нет тротуаров, а движение достаточно оживленное. Пешеходам дорогу уступают неохотно.

По пути на море попали в бар, где мама сказала нам: «Ну, до свидания!». Что поделать, счастливые часы, все напитки удваиваются.

На море аншлаг. Очень много «юных фашистов». Это не личная неприязнь к нации, а констатация факта. Жесты и отдельные высказывания говорят сами за себя.

Неприятное открытие: на пляже совсем нет кабинок для переодевания. Один раз воспользовались туалетом, дальше ― полотенцами. На пляже присутствует очень узкая бесплатная зона, на которой практически никто не размещается. Зонтик и два шезлонга стоят 24 лева (~500 руб.). Занимаешь понравившееся место, которых немало, сборщики дани сами тебя найдут.

Фотки принципиально не выкладываю, ничего нового на них не увидишь: бесконечные прямые ряды шезлонгов и зонтиков... Все достаточно чисто.

Море очень теплое. Вылезать неохота. В бухте от Несебъра до Елените достаточно мелко и совсем нет течений. Вода прогревается очень быстро.

Рядом с комплексом открылся крупный супермаркет. Цены приятно радуют: два тяжелых пакета с едой и вином «тянут» на 700 рублей. Это раза в 2,5-3 выгоднее, чем в Питере.

Левы снимали в банкомате, которые нашли в центре. Это гораздо выгоднее прибрежных обменников, в которых грабительский курс (продажа евро ― 1,959, покупка 1,595). Да еще и паспорт требуют :).

Бесплатный ВиФи отсутствует как класс. В Румынии даже в сельских кафешках (пардон, ресторанах) он есть. Цены на интернет в комплексе не радуют. Мне почту смотреть выгоднее с мобильника по роуминговым тарифам. Ноут увидел две сети, «защищенных» WEP. Решаю вечерком запустить aircrack-ng, но потом становится просто лень.

Номер в комплексе радует. На площадках и у бассейнов суета, а наша лоджия смотрит на поля и Балканы. Тишина и красота. Хорошее место для дегустации болгарских вин.

Кондеем практически не пользуемся, солнце заглядывает к нам только рано утром и на закате. Не хочется возвращаться домой с температурой, как прошлым летом.

В городе видел работу эвакуатора. Не повезло «Хонде CR-V» с питерскими номерами, припаркованной на обочине перекрестка второстепенной улочки и подъездной дорожки. Похоже, кто-то из местных «стуканул». Не завидую я хозяину машинки. Тем более «Хонда» реально никому и не мешала! Но, как известно, в чужой монастырь со своими правилами не входят.

На следующий день убедился в том, что мои предположения оказались верны. На месте «Хонды» стояла машинка с местными номерами, но ее никто не спешил эвакуировать.

На пляже много русских и немцев. Причем последних видно сразу, немецкие девушки и бабушки предпочитают загорать топлесс.

9 день

Сидеть на месте надоело, едем в Камчию. Мы это место изначально рассматривали для базирования, но подвернулось бесплатное жилье на Солнечном берегу. Экономия небольшая, но не лишняя.

Вообще, цены на жилье в Болгарии приятно радуют.

Когда готовил поездку, нашел очень много вариантов за 7-8 тысяч рублей за неделю. За эти деньги предлагают апартаменты площадью 40-60 м2.

По сравнению с ЧПК, это просто сказка. Прошлым летом совместил командировку и отпуск, чтобы ребенок три недели провел на море. Так в Дивноморском в конце июля мы не смогли найти ничего дешевле 2 500 в день, а в Голубицкой евросарай в 15 минутах от моря стоил 1 500. Неее, на наш юг хорошо ехать только в начале октября: тепло и цены не кусаются.

Многие покупают здесь жилье. Студия 25 м2 стоит 500-600 тысяч, это в два раза дешевле автомобиля! Но это вариант не для нас, мы не любим постоянно ездить в одно и тоже место.

Поселок Камчия расположен чуть южнее Варны. Нам до него ехать не более 1,5 часов.

Смотрим на горы при дневном свете. Ночью все выглядело гораздо таинственнее.

По пути попадаем в пробку. Кран достает из пропасти ошметки машины. На серпантине ограничения 40-30-20 км/час. Вот оно, наглядное свидетельство их оправданности.

В Камчии первым делом едем на реку. Ванюхе обещана прогулка на лодке. Здесь это недорого. За 40-минутную поездку с нас взяли 20 левов (400 рублей). Правда, к нам подсело болгарское семейство, но мы и не возражали.

Лично мне речка не понравилась. Казачий ерек гораздо симпатичнее. Здесь попались только пара семейств чахленьких черепах и множество красивых стрекоз. Вода обычная, мутно-зеленая.

На десять минут вышли в море. Волны нет.

Рядом кормятся огромные нырки. Наш капитан рассказывает, что эти птички регулярно попадают к нему в сети, стоящие на 30-метровой глубине.

А пляжем мы остались довольны. Мы любим дикие места. Сегодня воскресенье и народу довольно много :).

Правда, вода здесь холоднее, речка вносит свою лепту. Нужно было проехать севернее, подальше от устья Камчии, но подвернулось парковочное место в тени.

В поселке идет активное строительство. Место облюбовало правительство г. Москвы... Вот так и исчезают уютные тихие уголки.

На обратном пути решили проехать к каменному лесу. Путеводитель с картой забыл, но маршрут сидит в голове. Дорогу нашел без проблем.

Долго едем мимо Варненского езера. Фьорд протянулся достаточно далеко. Побережье ― сплошной порт. Встречаются военные верфи, увидел «петролеспорт» и «контейнерный терминал» :).

Появились первые каменюги. Ребенок устал и начал капризничать, папа «психанул» и развернулся домой. И правильно сделал. Ванюха быстро заснул, а я так устал, что глаза слипались всю дорогу.

10 день

Сегодня опять не сидим на месте. Для начала поедем в Бургас, нам нужен любой крупный супермаркет. Без телевизора ехать домой ― испортить впечатление обо всей поездке! Интернет чахлый. Посмотрел на навигаторе возможные места расположения торговых центров и вперед.

Вокруг равнина и лиманы. Мы на Тамани? Очень много похожего.

Слънчев Бряг смахивает на Дивноморское, а окрестности Бургаса ― на Анапу.

Вообще в Болгарии нам комфортно. Отсутствие языкового барьера и схожие пейзажи делают свое дело.

Практически сразу находим крупный ТЦ и покупаем 7" китайский планшет. Цена от ТВ не сильно отличается, зато можно будет поставить разные игрульки. Только с крепежом в машине придется пошаманить.

Покупка обмывается мороженым, кофе и тортиками. Экипаж готов продолжить путь, который лежит на Ропотамо.

От Бургаса до Созополя отличная четырехрядная дорога, только полосы узковаты и на всем протяжении ограничения 80. А вот и наглядный пример: на эвакуатор загружают «перевертыша». Через 15 минут этот эвакуатор нас со свистом обгоняет в закрытом повороте...

Причал прогулочных катеров виден с моста. Ни одного плавсредства!

На парковке есть места, загоняю машину в тень и идем на поиски катера.

Маленький облом, здесь заповедник и по реке ходят только крупные «калоши», специализирующиеся на обслуживании групп. Частников подсаживают к группам при наличии свободных мест. Минут 20 наблюдаем, как по очереди подходят катамараны, заполненные на все 100%.

А Ваня изучает морские узлы

Со стороны парковки потянулись полуорганизованные стада, погоняемые экскурсоводами. Нам удается влезть на второе судно. Стоим минут 15, ждем четверых, заблудившихся в туалете. Ах, как я обожаю организованные экскурсии!

Ванюха начинает клеиться, ему бы сейчас поспать, но неугомонные родители тянут его за собой.

Река очень живописная. Вокруг красивые скалы, одна из которых похожа на голову льва.

Увидели косулю.

И мохнатых пеликанов, больше похожих на морских дятлов (сдается мне, нас ввели в заблуждение).

Дошли до моря и назад.

Вся прогулка длится чуть больше часа. Ребенок извелся и на обратном пути сладко заснул. На море заезжать не стали. Завтра последний день на побережье, так что успеем.

Пообещал Ванюхе, что вечером посажу его в рюкзак и поедем кататься на велосипеде, но стоило встать на стоянку и слегка поужинать, как желание пропало. Мои пошли в бассейн, я разбираюсь с планшетом, закачиваю мультики, аудиокнижки и пишу отчет.

11 день

Мы сегодня последний день на море.

Несебър я предложил оставить на «следующий раз». Обещанная Ванюхе прогулка на лодке состоялась дважды. Нужно как следует накупаться, закупить сувениры и собрать вещи. Завтра прокатимся по Болгарии и неспешно двинем назад в Румынию.

А пока изучаем работу «поливалок».

И наслаждаемся закатом.

Вот и вторая логическая точка поставлена. Болгария нам понравилась. Комфортно и недорого. Можно подумать о месяце-другом для мамы и Вани на следующее лето. По крайней мере, сюда точно можно целенаправленно вернуться, мы очень многого не увидели.

Часть 3. По долинам и по взгорьям

Моря нам не хватило. Сказалась двухдневная задержка в первые дни пути. Постоянно читая корпоративную почту, пришел к мысли, что «прихватить» еще одну недельку отпуска будет неправильно, хотя мы этот вариант заранее проговаривали.

Планы на обратный путь приходится кромсать. Турцию мы уже исключили, теперь очередь Хотина и Каменец-Подольского. И пока непонятно, сколько у нас будет времени на долину Праховы.

Набросал предварительный маршрут.

12 день

Отъезд ранним не получился. Вещи мы упаковали с вечера, но нужно сделать уборку и оплатить коммунальные услуги.

Да и как прервешь такой сладкий сон?

Выезжаем только в 11 часов.

Задача максимум на сегодня ― добраться до Питешти. Но без фанатизма, как пойдет, так тому и быть. По пути в Румынию решили заскочить в Велико Тырново.

До Бургаса добираемся за 30 минут, и мы на автобане, который, к нашему сожалению, очень быстро заканчивается.

Дорога петляет вдоль Балканских гор.

Вокруг на живописных холмах растет пшеница, виноград, подсолнухи.

Попадаются и сады, возле которых идет бойкая придорожная торговля. Закупаемся очень вкусными персиками.

В Сливене сворачиваем направо на дорогу 53. Путеводитель говорит, что здесь есть очень красивые синие скалы.

Кто бы мог подумать, что они практически в черте города. Благополучно проскакиваем мимо :(.

Перед нами два перевала. Площадки для остановки встречаются очень часто и, практически на каждой, журчит источник.

Незаметно забрались на второй перевал высотой 950 метров. Дорога резко сузилась, справа от нас обрыв. Обочин практически нет. Красота такая, что дух захватывает, но остановиться негде. Тут пара легковушек разъезжается с трудом, а если грузовик навстречу попадется?

Вокруг сосновый лес. Если бы не жара, то можно перепутать с Карелией.

По крайней мере, скалы очень похожи.

В долине впервые за поездку увидели цыганский табор. Мы что, уже в Румынии?

Всю дорогу я игнорировал Наташкину просьбу остановиться и сфотографировать аистов, но здесь сдался.

В селах все очень бедненько.

Дома нуждаются в ремонте.

Дороги тоже так себе.

Автопарк: «Жигули», «Москвичи-2141» (и как они еще не сгнили?), «Трабанты» и прочий автохлам 40-летнего возраста. Хотя все машинки очень ухожены, так что у них есть отличный шанс из хлама превратиться в ретро.

Водитель проезжающего мимо автомобиля с удивлением смотрит на наши номера, приветливо машет рукой и произносит: «Здравствуйте, товарищ!».

Дорога становится получше, попадаются участки ремонта.

Километров за 30 до Велико-Тырново останавливаемся в придорожном ресторане. Да тут целый комплекс: большой бассейн, лежаки, детская площадка. Цены раза в два ниже, чем на побережье.

В Велико-Тырново приезжаем под вечер.

На улицах парковаться негде.

А город симпатичный.

Находим стоянку у подножья царского холма. За парковку берут 1 лев: уже вечер и через час парковщик заканчивает работу. Бегом забираемся на гору. Ванюха тянет меня за руку: «Папа, пойдем еще выше!».

А вот и аист прилетел.

На входе в крепость нас встретил царь Иоанн Питерский.

Место очень живописное. 1,5 часа пролетают незаметно.

Я выделил очень мало времени, город нам понравился. Только очень жарко.

Тратим оставшиеся левы на сувениры и в очень быстром темпе движемся в Русе.

Выезд из города идет по каньону, в отвесных скалах которого видны многочисленные пещеры.

Удивила плата за мост: болгары взяли 4 лева (2 евро), а румыны по пути на юг ― 8 евро.

Границу проходим минут за 15. Общаюсь с экипажем из Москвы, у них похожие планы: долететь до Питешти и утром на Трансфагареш. В будках с ровиньетками пересменок, покупаем на заправке, расположенной справа сразу за переходом. Потерял еще 10-15 минут. Зато сэкономил целый 1 евро: «ступил» при въезде в Румынию, имело смысл сразу покупать ровиньету на 1 месяц, это стоит семь евро, а так два раза по три...

Очень быстро долетаем до Бухареста. Дорога почти вся сделана, ремонт только за 10 км до города. А вот на объездной практически везде реверсивное движение и куча строительной техники.

В поисках банкомата кручусь по торговой зоне на окраине Бухареста, но безуспешно. В город сворачивать не хочу, потеряем минут 30. Едем дальше. До Питешти идет автострада, выставляю на круизе 140, и мы очень быстро достигаем намеченной цели. Перед городом опять встречаю московский экипаж.

По «букингу» смотрю варианты, вокруг очень много гостиниц со свободными номерами. Выбираю отель возле перекрестка с DN7C, чтобы утром не петлять по городу. Отличный номер за 45 евро, приветливый администратор с очень хорошим английским, парковка перед входом или во дворе, завтрак включен в стоимость. Правда, ресторан уже закрыт, только бар работает. Ребенку разводим пюре, а папе приходится ужинать пивом.

Укатали сегодня Сивку крутые горки, да и жара опять была под 40.

13 день

Просыпаемся около 8 часов.

Администратор помог найти банкомат, счастье оказалось в 50 метрах.

Завтракаем и не спеша выезжаем на Трансфагареш-роад.

На нашем пути симпатичный городок Крутя-де-Арджеш.

Вокруг начались курортные места. Очень много отелей.

Долина переходит в ущелье, а горы вокруг становятся все выше. На улице +30, это гораздо приятнее +40 на равнине.

На обочине припаркован ретомобиль с двигателем в 1 л.с.

И без попрошаек не обошлось. Наверное, это реинкарнация цыганского племени.

А того, кто перелезет через сетку, ждет встреча с деревом-вампиром.

Наша первая остановка ― замок Поенари, стоящий на высокой скале над ущельем. Гора кажется невысокой, но это ZOOM.

Ориентир для остановки ― отель и ресторан «Дракула».

Узкая лестница петляет по крутому склону. Подъем занимает больше получаса, и всю дорогу Ванюха поднимается сам!

Только мимо грозных стражей проезжает «на руках», а то еще на хвост наступит :).

Сам замок очень маленький и сам по себе неинтересный.

Но из него открываются потрясающие виды.

Где то там внизу мы припарковались.

А по этой дороге мы поедем дальше.

Территория потихоньку обустраивается. В некоторых местах приходится ребенка крепко держать за руку, а на обратном пути вообще взял на руки. Закупаемся сувенирами и питьевой водой и начинаем спуск.

Навстречу идет молодая венгерская пара, в шутку (обливаясь потом) интересуются, почему ребенок сам не топает? Сказал, что весь подъем он прошел сам и немного утомился. Ванюха поймал на себе уважительные взгляды. Потом в течение дня мы несколько раз встречался с этой парой и они каждый раз интересовались: «А где твой сын?».

После спуска ноги немного устали, и мы немного отдохнули в ближайшем ресторане.

Первый серьезный серпантин идет вдоль отвесных скал. Не останавливаемся, у нас есть красивые виды сверху.

А вот мы уже практически на уровне замка.

Короткий тоннель выводит нас на плотину Vidraru.

Она вроде как чем-то знаменита (то ли самая высокая, то ли самая высокогорная...).

Випедия говорит, что высота 166 метров, длина 305 метров. Нас не впечатлило.

Нашел на сайте Константина Пелина: на дамбе самая высокая в Европе тарзанка ― 160 метров. А снизу, наверное, местные собирают качественный навоз...

Едем дальше вокруг водохранилища

Ванюха развлекается со связкой баранок, которые выпросил на рыночке у плотины.

Похоже, ему уже порядком надоели горные виды. Короткая пешеходная прогулка и легкие закуски в ресторане сделали свое дело, клюет носом.

Из открытого окна слышу посторонний циклический звук. Нам только гвоздя в покрышке не хватает! Останавливаюсь, осматриваю колеса. Все в порядке, ламели забились гудроном, на который налипли мелкие камешки. Аккуратно выковыриваю и успокаиваюсь.

А тем временем в горах началась гроза. Раздумываю, пережидать ее здесь или двигаться дальше, но место не нравится, и мы идем в дождь.

Температура резко падает. Только что было +27, а стало +18. Отличная питерская погода. Ручейки наполнились водой, и вокруг нас водопады.

Дождь очень быстро закончился, выглянуло солнце и над дорогой завис туман.

Ванюха увидел, как получаются облака и заснул.

На улице очень приятно, температура не поднимается выше +20, воздух очень чистый. Проезжаем череду отелей, видим кемпинг на обочине. В очередной раз останавливаемся сфотографировать обступившие нас высоченные горы и замечаю табличку с отметкой высоты. Мы незаметно забрались на 1 200 метров.

И тут я понимаю, что мы на месте, нам предстоит забраться на эту гору. Перед нами массив Фагареш.

Начинаем подъем, Наташка пытается фотографировать из открытого окна, но это не реально. Быстро забираемся выше леса, вокруг скалы, карликовые сосны и альпийские луга.

В начале серпантина увидел отворотку с указателем «Cota» (вроде как «подъемник» на румынском), но канатку не увидел и проехал мимо. Да и ребенок только что заснул.

Постоянно останавливаемся, благо здесь очень много площадок.

Ванюха просыпается. Отмечаемся у очередного альтиметра.

И идем к ближайшему водопаду.

А этот домик стоит практически на самой высокой точке дороги с восточной стороны склона, дальше только тоннель, но до него еще нужно доехать.

На одной из площадок видим вертолет. Интересоваться, почем опиум для народа, не пошел, уж очень у него не туристический вид.

Еще один водопад течет прямо с хребта.

Останавливаемся, чтобы достать толстовки. Температура +16, но очень сильный ветер.

Пока возились, прямо перед нами закрыли дорогу. Вот так сюрприз! Подошел к «людям в черном». Сказали, что всего на пять минут.

Слышу громкий визг покрышек, оказывается, тут кино снимают. Теперь ясно, чей это был вертолет.

Пропускают небольшую партию машин, мы успеваем и забираемся на самую высокую точку на восточной стороне склона.

Здесь мы только что проехали.

Когда посмотрел фотографию в максимальном разрешении, увидел виновника затора, случайно попавшего в кадр (правее группы машин, ждущей в очереди).

Тоннель выводит нас на западный склон.

Здесь гораздо прохладнее и многолюднее.

Мы забрались на 2 038 метров.

Рядом высокогорное озеро, вокруг которого на скалах видны остатки снега.

Небольшая прогулка, покупка сувениров и очень вкусного сладкого рулета, приготовленного при нас на мангале.

Начинается спуск. На этом склоне очень мало площадок и некоторые живописные места приходится проезжать. Да еще и полиция приглядывает...

Поразила огромная отара овец, пасущихся на отвесном склоне, но фотка не получилась.

Нахожу маленькую площадочку для съемки. Здесь мы только что спускались.

А это нам еще предстоит.

Вокруг скалы и альпийские луга, чуть ниже ― карликовые сосны.

Над нами канатная дорога. Увы, она ведет на площадку, на которой мы только что были. Вычеркиваю :).

Погода меняется каждую минуту.

Останавливаемся на широкой площадке и минут 30 гуляем с ребенком к скалам и горному ручейку с водопадиками.

А машину охраняет серьезный страж.

Пожалуй, гор нам на сегодня хватит. Последний взгляд на водопад.

Спускаемся по довольно крутому серпантину. Пропускаю велосипедистов, у них скорость под 60 км/час. Отчаянные люди.

Незаметно спускаемся на плоскогорье. Мы в Трансильвании.

На Трансфагареш мы потратили почти целый день и ничуть не пожалели!

Часть 4. Лучше гор может быть только город

Дальше наша дорога лежит в долину реки Праховы к скалистым Карпатам, а оттуда уже домой, в Питер.

День 13. Продолжение

Мы в Трансильвании. Здесь совсем другая Румыния. Домики гораздо более ухоженные.

На трассе много указателей на коричневом фоне. Вокруг сплошные достопримечательности, но мы заранее договорились, что в поездке посещаем только природные объекты.

Наш дальнейший путь лежит в долину Праховы.

По пути заскакиваем в Рышнов и фотографируем замок. Он гораздо симпатичнее «замка Дракулы» в Бране.

На гору не поднимаемся, уже вечереет.

Началась курортная зона, вокруг сплошные отели. На перевале пытаюсь залезть в интернет и посмотреть жилье в Буштене поближе к подъемнику, но нет сети. Решаем ехать так. Пролетаем Передьял и Ажугу. Это достаточно раскрученные горнолыжные курорты.

В Буштене крутимся минут 30.

В результате останавливаемся чуть дальше в Poiana Tapului между Буштенем и Синаей. Трехместный номер стоит всего 900 рублей. Такие бы цены в Красную Поляну!

Ресторан в отеле не работает, идем пешком пару километров. У нас небольшая проблема, практически нет наличных. В отеле не принимали карты.

До центра Буштеня достаточно далеко, уже стемнело.

Решаем возвращаться. Покупаем продукты в магазине и четыре огромных гамбургера в придорожной забегаловке.

Это был единственный невкусный ужин за всю поездку: как-бургеры с б/а пивом и быстрорастворимое картофельное пюре коричневого цвета.

14 день

Утром фотографируем скалистые Карпаты и решаем, что гор с нас хватит. В долину Праховы нужно приезжать минимум на три дня, а у нас максимум четыре часа. И то в кредит, в понедельник на работу я точно не пойду...

Едем гулять в Брашов.

Быстро нахожу удобную парковку в центре, которую заранее отметил в навигаторе и мы неспешно гуляем в сторону центральной площади, где куча банков и ресторанов.

Самая длинная узкая улица.

Я опять очарован этим городом.

А вот и площадь.

Завтрак (или уже обед) проходит под симфоническую музыку Брашовской филармонии. Вначале забавно, но уши быстро устают. Колонки смотрят прямо на нас.

Ресторан оказался очень дорогим, мы там оставили 900 рублей :).

А какой чудный интерьер!

Дальше у нас по плану канатная дорога и старт в сторону дома. Движемся в сторону горы.

И через тенистый парк попадаем к цели.

Как бы меня ни убеждали в обратном, в румынах течет цыганская кровь. Ну очень шумная нация! Две тёти с четырьмя ребятенками могут создать серьезную конкуренцию местному оркестру. Хорошо, что подъем на гору занимает 1 минуту.

Быстро идем на смотровую площадку, окончательно понимаем, что уже порядком устали и хотим домой. Обещание, данное сыну, мы выполнили: на канатке прокатились.

Ванюха тоже хочет домой и высказывает свое «фи» с высоты птичьего полета с детской непосредственностью.

Навигатор радует, совсем ожил и дальше не подводил нас всю обратную дорогу.

По пути домой решили заскочить в ущелье Биказ.

Едем в сторону Georgeni по DN12.

Плоскогорье быстро заканчивается, дорога петляет. Вокруг опять горнолыжные курорты.

На прямом участке чуть не попали в аварию, у встречной фуры взорвалось колесо. В нас летят мелкие ошметки. В зеркало заднего вида вижу, как огромный кусок покрышки летит на встречку. Остановился, видимых повреждений нет. Минут десять приходил в себя...

На дороге опять ремонты! Сплошная реверсивка. Скорость очень низкая.

После Георгени разбитая дорога и скучный перевал. Машины останавливаются, люди выходят с фотоаппаратами...

Пока сплошное разочарование.

И вдруг после населенного пункта нас обступают отвесные скалы.

Наташка идет фотографировать, но быстро возвращается. В фотоаппарате села батарейка!

Дальше идут просто изумительные места. Едем с открытыми ртами, фотографируем глазами.

Эту часть дороги я плохо подготовил, в Биказе нужно было свернуть налево на DN-15 и посмотреть мост... Мы ушли прямо на Пьятра-Нямц и дальше по DN15C в сторону границы.

Выбираемся на равнину, здесь опять другая Румыния. Много монастырей. Все чистенько-опрятненько.

Ужинаем в небольшом сельском кафе с гордой вывеской «Ресторан». Пригодился разговорник, английского здесь совсем нее понимают. Все очень вкусно.

Дальше летим до границы, на переход которой уходит не более 15 минут. Очередь была из 15 машин, но все службы работали очень быстро и четко. И никаких попыток предложить платные услуги.

На ночевку остановились в мотеле «Таршаны» в нескольких км от границы.

Двухместный номер с огромной «трехспальной» кроватью и завтраком ― 250 грн.

А ресторан разочаровал. Быстро принесли только напитки. Салаты и горячее готовили больше часа, и еда оказалась совсем несъедобной. А как вы относитесь к неочищенным креветкам в кляре? Сложилось ощущение, что нас здесь недолюбливают.

15-16 день

С вечера предупредили, что на завтрак придем в 9:00, на этот раз все было быстро.

Движемся по Е-85: Черновцы―Тернополь―Дубно―Луцк―Ковель―РБ.

Вся дорога достаточно разбитая. Держать 110 удается с трудом, очень много волн.

Перед Тернополем отличная четырехрядная дорога. Отличная от остальной дороги количеством полос. Покрытие ― без изменений.

Дорога пестрит указателям на достопримечательности, но мы летим мимо.

Накапливается раздражение: пообедали только со второго раза. В полупустом кафе десять минут прождали официанта, еще 15 минут ― пока соизволят принять заказ. Через десять минут я поймал официантку, поинтересовался, где наши напитки и, получив изумительный ответ «ждите», мы уехали. Во втором кафе быстро приняли заказ, быстро принесли еду, но напитков мы так и не дождались! Не любят здесь нашего брата.

На выезде из Ковеля нашли прекрасный супермаркет, в котором потратили все оставшиеся гривны на грузинское вино.

На погранпереходе перед нами три машины, из Украины выезжаем за пять минут и упираемся в длинный хвост в Белоруссию. Очередь движется медленно. На пост попадаем через 2,5 часа и еще 30 минут уходит на оформление.

За нами стоит «Фольксваген Мультивэн» с 47-ми номерами. Пообщались, ребята возвращаются из Хорватии, планируют идти до Питера без остановок «в две руки».

Пограничники возвращают паспорта, и наступает очередь таможни, которую крайне интересует количество вина и наличие овощей и мяса. От «тотального шмона» нас спасает пакет с Ванюхиными описанными трусами. Таможенник оказался брезгливым и моментально поставил заветный штамп в «бегунок».

Вот мы почти и дома, на часах практически полночь (по МСК). Решаю ехать по М-1 насколько хвати сил. Меня догоняет знакомый микроавтобус, «сажусь на хвост», и мы достаточно шустро (150 км/ч) летим в сторону Минска.

Разбежались по заправкам. «Газмяс» встретил нас неоновыми огнями и отсутствием людей. Минут пять стучался в окошко, уехал ни с чем. Вскоре попался «Лукойл», здесь кипит жизнь. Магазин закрыт, но оператор через окошко продаст любой товар и даже нальет кофе. Опять встречаемся с «Фольксвагеном», машем друг другу руками и дальше каждый едет сам.

В районе Дзержинска два раза подряд ловлю «вспышку справа». Теперь буду ждать письма счастья от белорусского ДАИ.

На ночь остановились в Весте. Дорого, но очень устали.

Утром не завтракаем, пьем кофе и стартуем в сторону дома. Поехал до Орши и дальше прямо по Е-95. Мне показалось, что так быстрее. Населенки практически нет, радаров мало, ДАИ видел только в окрестностях Минска и на выезде из Городка. Еду очень быстро.

На последней белорусской АЗС «потрошим» магазин, но все равно остается пачка денег из 50 и 100-рублевых купюр приличной толщины. На них уже ничего было не купить. Оставили на сувениры.

На улице не жарко, температура 22-25 градусов.

В Езерище исчез пункт оплаты, идет активный ремонт дороги.

Ленобласть встречает нас предсказуемыми воскресными пробками. Народ очень торопится домой, по встречке и правой обочине идет сумасшедшая гонка, результаты которой нас ждут чуть дальше. Три аварии подряд, «паравозики» из 3-5 машин. Домой добираемся только к часу ночи.

Город встречает нас дождем, на улице +15. Какое у нас замечательно лето!

Послесловие

Первое, что сказал утром Ванюха, было:

― Мамочка, как хорошо я сегодня спал!
― Ваня, а следующим летом мы в отпуск поедем?
― Да, поедем.
― А куда ты больше хочешь, на море или в горы?
― Ну что вы у меня это спрашиваете?! Конечно же, на море!!!
― Ага, на море, ― ехидно говорит папа, ― будет вам море, Северное...