|
Начну с того, что свой первый авто я купил недавно и главной целью приобретения оного были путешествия. Выбор пал на Suzuki Escudo. Он отвечал всем моим теоретическим требованиям. А совпадут ли они на практике, должно было показать предстоящее лето. Упущу рассказы о нескольких «тренировочных» выездах в Горный Алтай, потому как главной целью этого сезона была Киргизия. К этой поездке мы и готовились: изучая карты, общаясь на форумах, впитывая опыт тех, кто уже прошёл путь через Казахстан неоднократно.
Начитавшись отчётов и наслушавшись рассказов знакомых, пришли к выводу, что дорога по маршруту: Шемонаиха—Усть-Каменогорск—Аягуз—Алма-Ата…. Всё-таки есть, а так же, есть большая вероятность того, что дорога эта в хорошем состоянии. Так как все в один голос утверждали, что в прошлые годы ремонтные работы там велись. Било принято решение ехать этим маршрутом.
Перед поездкой сменил масло в двигателе, поменял свечи и передние тормозные колодки, проверил ходовую. Купил наклейку RUS и распечатал наклейку «Drom» на заднее стекло.
В дорогу взял комплект ключей и головок, старые свечи. Так же, на всякий случай, купил камеру, ну а к ней взял пару монтажек и кувалду. Канистру с бензином на 20 литров. Набор предохранителей и литр масла на доливку.
Верхний багажник решил не загружать, чтобы сохранить исходные динамические характеристики машины. Скорости это, конечно, не прибавит, но в конечном итоге выльется в экономию горючего. Контрольная загрузка багажа показала, что если постараться, то все можно уместить в багажном отсеке, вот только про салонное зеркало заднего вида, на время поездки, придётся забыть.
Наш экипаж состоял из четырёх человек: я с женой и сын с невестой. Полный комплект для «Сузуки-Эскудо», а как показала поездка, несмотря на наши спортивные телосложения, для «Эскудика» в стандартной комплектации, с учётом плотно забитого богажника — это многовато, он сразу «присел на корточки», а это очень критично для казахских дорог. Но об этом несколько позже.
Сын, в отличие от меня, уже являлся обладателем нескольких автомашин и, соответственно, бОльшим опытом вождения и эксплуатации железных коней. А если прибавить сюда и его высшее-профильное (автомобильное) образование, то мне в поездке оставалось только рулить, подавать ключи и «курить бамбук».
Стартовали из Барнаула в 21:30 и по рубцовской трассе благополучно прибыли на российскую таможню в 3:30. Благополучно — если не считать того, что перед Казахстаном, в Змеиногорске решили заправиться хорошим (российским) бензином. «Роснефти» не нашли, а последней (как нам показалось) была заправка сети «Компас». Запомните это название! Заправился под горлышко и сразу услышал, что движок начал звенеть. Тогда я ещё не знал — на время поездки этот «характерный звон» нас будет сопровождать всегда. И лишь изредка радовать своим отсутствием.
Первые 40 минут, потраченные в пустую — очередь за казахской страховкой до пересечения границы. Фанерное сооружение, похожее на «удобства во дворе», с бензиновым генератором снаружи и девушкой с ноутбуком внутри. Утренние часы бодрствования ей давались нелегко, к тому же глючил комп, в общем жизнь остановилась.
Нашу границу прошли быстро, а вот на казахской зависли на полтора часа. Встали в очередь, и жена (штурман моей смены) будила меня тогда, когда нужно было продвинуть машину вперёд. Сам процесс прохождения был быстрым с поверхностным досмотром, а обрывков сна мне хватило, чтобы с небольшой пересменой, продолжать рулить до следующей ночи.
Да! Я не упомянул ещё одного, очень важного, участника нашего путешествия — это навигатор. Перед поездкой мы закачали в него карты Казахстана и Киргизии. А также я постарался заранее проложить маршрут так, чтобы не заезжать в города. Отмечу, что конечной и главной целью нашего маршрута был город Каракол (бывший Пржевальск), и это полностью исключало заезды и экскурсии в населённые пункты по маршруту следования. Это также предполагало свести к минимуму встречи с казахскими гайцами. После прочтенного на форумах нам этого очень не хотелось, но всё же, при обмене валюты, я заложил двойной бюджет на горючее (для взяток и штрафов).
Первое КП — нужно зайти и отметиться. Толстячок, кажется, в чине мойра, не поднимая глаз, пренебрежительно задаёт дежурные вопросы и записывает всех в журнальчик. Судя по неспешности и плавности движений, миссия чрезвычайно важная. Параллельно с рутиной занимается более нужным делом — разводит на деньги шофёра грузовика, тот грустно стоит рядом.
До Усть-Каменогорска доехали на одном дыхании, дорога нормальная и, видимо, по причине раннего утра почти пустая. Дозаправились и без остановок двинулись дальше. День только начинался, и хотелось проехать как можно дальше.
Аягуз миновали по широкому и пыльному бездорожью. Объезжая эксковаторы, катки и бульдозеры, уперлись в заправочную станцию, я тогда удивился — дороги ещё нет, а в навигаторе она уже прописана. Помня советы форумчан о «постоянной дозаправке», подъезжаю к колонке и… читаю объявление: «92 бензин отпускаем строго по талонам». Спрашиваю, как быть? Отвечают, найти можно, но только на коммерческих заправках!.. Следующая заправка — тот же ответ. Начинаю волноваться. Душу греют 20 литров «российского » в багажнике. Едем дальше и на выезде благополучно заливаем 20 литров АИ-92. Правда без приставки «Рус» и расширения «Экстра», а это значит — движок продолжает звенеть.
Перед Талды-Курганом первая встреча с ГАИ — сжимаю в руках баранку и пла-а-авно проезжаю мимо на кольцо. Меня провожают взглядом, но не останавливают. Сын с заднего седения контролирует знаки и маршрут. Я захожу на кольцо, слышу напоминание, что «КОЛЬЦО» здесь «НЕ ГЛАВНОЕ» и… пропускаю выезд с кольца. Захожу на следующий круг, уступая всем «ГЛАВНЫМ». Это привлекает внимание гаишника и он, конечно же, не упускает шанс меня тормознуть. Я же уже почти два круга дал!
«Что же это вы? Чуть Камаз не сбили на кольце». Зная их реакцию на женщин, из машины я выхожу с женой. (действуем по схеме — «все деньги у женщины, договаривайтесь сами»). Настойчиво предлагает ей отойти и дать нам возможность «поговорить по-мужски». Звучит твёрдое НЕТ! Передаёт документы в окошечко КП, где сидит главный по «разводке». Я третий на «разбор». Пока жду, наблюдаю их принцип работы. Тот, что на дороге с палкой, — тормозит и передаёт документы в окно называя вид нарушения. Этот — что внутри, принимает «штрафы» и возвращает права.
Улыбаюсь, объясняю, что нарушения не было, просто пропустил свой поворот. Готовлюсь к длинному разговору, но что-то не располагает его к длинной беседе. Он, взглянув на меня и стоящую рядом супругу, возвращает права и просит уходить и не мешать работать. Дальнейший путь напоминал передвижение по местам недавних боёв. Вся дорога в воронках, размером чуть меньше колеса, а может это метеоритный дождь? Короче, на загруженном Эскудике разогнаться я мог только до 90 км/ч и то до первого пробоя.
Потом опять разгон и… Короче, нервотрёпка и это километров 200-300. Ближе к ночи за руль сел сын, на место штурмана его невеста. Просыпался на каких-то серпантинах и опять погружался в сон. Километров за 60 до Капчегая я снова сел за руль, но накопленная усталость взяла верх и где-то у озера (определили по запаху), прямо на обочине мы решили подремать в машине.
Ранним утром нас ждала ещё одна встреча с гайцами — посередине моста КП. Тормозят, просят пройти в будку. Мрачные, сонные лица не вселяют оптимизма. Много вопросов: «Куда? Зачем? Почему? Что в машине? Кто в машине? Когда обратно?». В общем, не спешат совсем, тем более 5 часов утра, на трассе пусто. Терпеливо отвечаю на вопросы, показываю все необходимые документы. Чувствую, что вставать и идти к машине им совсем не хочется. Тем не менее, разговор продолжается до тех пор, пока не подходит моя «вторая половина», и… все по новой. Спустя некоторое время в разговоре появляются позитивные нотки, я же много лет прожил в Азии, а жена вообще тут родилась, так что находим какие-то общие темы, правда с большим трудом…
И вот, за мостом, навигатор выводит нас вправо от широкой магистрали на узкую, но хорошую дорогу без попутных и встречных машин. Через час движения начинаем чувствовать себя обманутыми — где мы? Туда ли мы едем? И как быстро мы сгорим на солнце, если что-то случится? Оказалось, навигатор не обманул. Выезжаем на широкое горное шоссе и стоянку дальнобойщиков, здесь выясняем свое местонахождение, это была дорога через Курты на Кордай, так мы миновали бывшую столицу Казахстана, прекрасный город Алма-Ата . Наш дальнейший путь к границе с Киргизией и КП Георгиевка. Трассы Е-125, М-39, Е-40. На Пограничном пункте местные работники ни на секунду не забывают, что лето не вечно и поток российских туристов тоже закончится, а зимой как-то надо жить! А потому выжимают из всех, кто что может, используя все приемы . И тут. как в «русской рулетке», или-или! И рецептов тут нет. Разговоры простираются в диапазоне от: «Эй братышка! А подарЭки будЭт?» до: «Освобождайте машину от багажа полностью, через два часа освободится собака, будем проводить досмотр».
Бишкек в наши планы тоже не входил, а потому после прохождения границы мы ушли на трассу А-365. Но в первые минуты движения по Киргизии я невольно вспомнил фрагмент отчёта одной барышни, здесь на Drom.ru. Она писала что они (киргизские гаишники) свистят. Да-да! свистят тебе вслед, если не успевают остановить палочкой. Причём свистят не в свисток, а так, как на футболе. И нас, видимо, тоже упустили и пытались «досвистеться»…
Дорога по Киргизии не принесла никаких неожиданностей и стрессов. Видели несколько местных гайцов, но они, как нам показалось, отворачивались, лишь заметив российские номера. Дорога в общем хорошая, но, чем ближе к Иссык-Кулю, тем хуже, а по сравнению с Казахстанскими степями и провинцией, тут все ямы залатали.
В Бомском ущелье идет грандиозное расширение дороги, работают китайцы, всё в ограждениях и регулировщиках. Работают быстро. Помню далекие времена, когда в этих ущельях целые рейсовые автобусы улетали вниз. Теперь дорога станет шире. Но и сейчас полно камикадзе, создающих на этом опасном отрезке аварийную ситуацию, так что будьте осторожней.
Без происшествий доехали до Чолпон-Аты, здесь у нас запланирована встеча с институтской подругой — она параллельно с нами выехала сюда из Усть-Каменогорска на поезде и автобусе, по дороге мы переписывались СМС-ками. Обогнав нас на несколько часов, она успела снять квартиру и прогуляться по местному рынку. А в назначенный час подошла к обочине трассы Бишкек—Каракол. Немного пообщались, отдохнули, назначили день главной встречи и поехали в Каракол. Путь составил 2 293 км. На дорогу ушло 211 литров бензина.
Сам отдых подробно описывать не буду, скажу лишь, что по сравнению с ежегодными приездами сюда на общественном транспорте, поездка на авто так расширила географию, что за десять дней я побывал в таких уголках Тянь-Шаня и Иссык-Куля, в коих не бывал даже тогда, когда здесь жил и ходил по горам с рюкзаком.
(Сбылась давняя мечта .)
Отмечу, что литра масла, который я брал на доливку, мне хватило только в один конец. К тому же, такой марки масла ни здесь, ни в Бишкеке не оказалось. При покупке пришлось ориентироваться только на производителя и плотность. В следующую поездку возьму два литра «LIQUI MOLY» на долив.
Отдыхаем и кипим.
Через десять дней путешествий по Тянь-Шаню и окрестностям Иссык-Куля выдвинулись обратно. Решили ехать по южному берегу озера и не пожалели, накануне в горах выпал снег и вокруг было фантастически красиво.
Здесь почти нет крупных населённых пунктов, а потому и движение более свободно. Пару раз остановились полюбоваться красотами и искупаться.
До границы доехали без проблем. Жаль, что после недавних гражданских волнений, для иностранцев оставили только один КП прохождения границы с Казахстаном. Раньше было еще два варианта проезда и один из них более короткий — через Кегень. Киргизскую границу прошли быстро. Отмечу, что столпотворение транспорта здесь ничем не регламентируется, а потому машины продвигаются так плотно, что порой невозможно открыть двери, здесь тоже нужно быть внимательным и осторожным, дабы не поцарапать борта.
Казахские погранцы заставили полностью разгружать машину, заглянув во все пепельницы, и всё бы ничего, но наш экипаж прошёл контроль для пешеходов, и ожидая меня на той стороне КП начал паниковать, сигнала связи небыло и созвониться не получалось. По Казахстану так же решили ехать по другой дороге, а именно мимо оз. Балхаш через Караганду, Астану, Экибазтуз, Павлодар,
Планов заезда в населённые пункты тоже не было, но объехать получилось только Астану по шикарному автобану. То ли другой дороги нет, то ли в навигаторе нет других маршрутов, но Экибастуз и Павлодар проехали насквозь.
Павлодар поразил отсутствием асфальта. Он, конечно, есть, но у меня сложилось впечатление, что это остатки советского покрытия. В целом, на обратную дорогу ушло столько же времени, как и на дорогу туда, но вот по расстоянию вышло примерно на 200-250 км больше. В целом, загородные трассы оставили лучшее впечатление. Исключение — только отрезрок от Павлодара до российской границы — здесь тоже эффект метеоритного дождя, но расстояние между «воронками» побольше. И здесь уже на машинах российские номера и в движении явно чувствуется близость границы и желание занять место в очереди на КП.
Словом, небольшая гонка с препятствиями, где «пузотеркам» приходится несладко. На последние теньге заправились где-то за Астаной и в поиске обмена волюты пришлось дозаправляться из своей канистры, тут, конечно, пришлось поволноваться. Конец дня и все закрыто. Над нами сжалились в каком-то придорожном кафе и купили у нас 500 российских рублей. Потом заправлялись уже на территории родного государства и уже в полной темноте. Границы прошли относительно спокойно, если не считать гигантских очередей из грузовиков и автобусов. Обратный путь составил 2 601 км.
Дописываю этот отчёт в июне 2012 года, уже накануне следующей поездки по тому же маршруту.
Багаж решил сократить до минимума, на задние пружины поставил верхние проставки от «Лады 08». Надеюсь, это сократит количество пробоев при движении по разбитым дорогам. Усиливать пружины не хочу, так как в основном езжу один или с одним пассажиром и плавность хода моего «эскудика» меня устраивает. В остальном автомобиль показал себя с наилучшей стороны и оправдал мои надежды.
От поездки вся семья получила большое удовольствие. Мы и так любили сюда приезжать каждое лето на отдых поездом, но уже здесь были ограничены в перемещениях. А теперь эти края открылись для нас по новому.
Надеюсь моя писанина немного поможет тем, кто этим летом собрался ехать на своем авто через две границы в самое красивое место на земле. Всем удачи! Да пребудет с вами фортуна!