|
И наконец мы оказались на асфальте. Мешки с мусором были на свалке, настроение приподнятое, и надо искать место стоянки. Ещё по дороге сюда мы проезжали очень красивое место под названием Красная Горка. Решили добраться как раз туда, встать на ночь и поставить баню.
От Ортолыка оказалось ехать недалеко, и мы уже на месте, пытаемся найти место поближе к ручью. Это нам не удаётся, так как здесь уже стоит большой палаточный городок. Ну ничего, свободное место у реки нас вполне устроит.
На удивление, здесь оказалось достаточно чисто и практически не было мусора!
Нашли ровное место, поставили палатки и принялись искать дрова для костра и бани. Это оказалось делом непростым. Видимо, место пользуется популярностью у туристов и местных. Пока искали дрова, оказалось, что как раз рядом с нами лагерь ЕХО-туристов, с которыми мы встречались пару часов назад и как раз они и собрали здесь весь мусор!
Ещё у них есть баня, в которую мы незамедлительно напросились ;).
Да! Нам ведь ещё надо было найти дрова и самым «простым решением» показалось залезть на тополь и наломать сухих веток наверху. Этих деревьев здесь было много и у всех сухие верхушки.
И, как всегда в таких случаях, залезть на дерево просто, а вниз не очень ;)).
Дрова так или иначе добыли и принялись готовить ужин.
Ещё нам всё это время мешала громкая музыка от расположившихся рядом на поляне алтайских женщин с детьми. Они, видимо, приехали пожарить шашлыка и попить пива. Да ладно музыка… Как стало темнеть, они уехали домой и явно в нетрезвом виде за рулём! Утром, когда я пошёл в сторону их вечерней гулянки, то обнаружил два больших пакета с мусором, который они прямо там и оставили!! Так что ещё не понятно, кто больше вредит здешним местам — туристы или сами местные!
Немного попозже мы сходили к соседям в баню и искупались в ночной реке.
Попели немного вместе с ними песен у костра и улеглись спать. Ведь на завтра у нас были большие планы. Ещё возле Тархатинского Мегалитического Комплекса мы встретились с парнями на Протрироте и L-200 и они нам рассказали, что едут с ледника Актру. Дорога, судя по всему, для нас вполне проходимая, и мы решили завернуть на ледник по пути на Чулышман. Они, правда, предупредили нас о непостоянстве здешней реки, что возле переброски (нижнего лагеря). Воды может быть как по пояс, так и по грудь и это в течение одного дня.
Не доезжая Курая, мы срезали немного дорогу и выбрались прямиком к мосту через Чую. Дальше остановили автобус типа ГАЗ, который возил туристов до нижнего лагеря и расспросили подробно дорогу. Дядька оказался опытным и, поглядев на наши танки, указал дорогу покороче ;).
В общем, до «переброски» мы добрались достаточно быстро и без проблем, преодолев всего один небольшой брод с грязью.
Преодолели крутой подъём и вот он нижний лагерь — «переброска».
Местные на нас посмотрели с удивлением и сказали, что все обычно приезжают по длинной дороге. А мы, в свою очередь, увидели пузотёрки в лагере и тоже удивились ;)).
Дальше нам предстояло преодолевать брод через реку.
Я своего ДИНОЗАВРА повёл было по мосту, но он быстро закончился и пришлось сдавать назад…
Лёха прошёл дальше и сказал, что брод неглубокий и мы легко его пройдём. Так и сделали.
Далее дорога шла всё выше и круче. Постоянно приходилось преодолевать огромные лужи с грязью и большие валуны. Видимо, накануне прошёл сильный дождь, да и сейчас он накрапывал время от времени. Фото этой дороги нет, так как ехали достаточно трудно и снимать было некогда. И конечно, мы умудрились застрять. У нас просто тактика была такая: я ехал всегда, где поглубже, рассчитывая на две лебёдки и «злую» резину, Андрей с Алексеем объезжают аккуратно по сухому. И тут получилось так же, и машина просто села на мосты.
Тут Андрей типа говорит: «И какого … они там не поехали?!».
Влипли на самом деле основательно и на одной лебёдке могли и не выехать. Хорошо что есть 100% блокировка переднего моста, она сейчас очень пригодилась…
Долго ли коротко ли, наконец мы выехали в долину реки, берущей начало с ледника Актру. Помыли от грязи ноги и коврики в ледяной воде, ну и сделали пару фото на память.
Наконец была относительно ровная поверхность из гальки и камней, и мы тут даже успели немного погонять.
Ещё совсем немного проехав, наконец добрались до альплагеря Актру.
Подъехали к студентам и спросили у девушки, которая мыла посуду, дорогу до ледника. Не получив внятного ответа, двинулись дальше по дороге и увидели домики. Я не успел выйти из машины, как услышал по рации призыв вернуться ко второй машине. Оказалось, что Кузьма не заметил котелок, который мы аккуратно объехали, и немного его помял ;).
Из этой посудины кормилось 30 человек и нам ничего не оставалось, как отдать им свой котелочек, ну, и денег, конечно, за раздавленный большой.
Доехали до конца дороги и упёрлись в речку. На тот берег был переброшен мостик и форсировать воду на машинах не стали.
Виды вокруг были потрясающие и, немного перекусив, двинулись на ледник.
Только Денис настолько устал от дороги, что решил остаться у машин и приготовить к нашему возвращению обед.
Встретившийся нам инструктор сказал, что на леднике достаточно опасно и на тропе оползни. Но мы ведь не для того ехали так далеко и так сложно, чтобы отступить в последний момент.
Мы стали подниматься всё выше и выше по тропе. Вскоре она вообще исчезла и приходилось буквально карабкаться по скользким осыпающимся под ногами камням. Да уж …, без снаряжения здесь очень непросто.
Показался язык ледника и мы остановились в изумлении. Зрелище было завораживающее…
Мы с Кузьмой оторвались немного вперёд, и, пока Андрей и Лёха карабкались за нами, я смог немного поснимать. В такие моменты, находясь в горах, понимаешь, насколько ничтожен маленький человечек по сравнению с величием природы. Оценить масштаб по снимкам сложно, но давайте попытаемся…, почти на каждом фото есть человек и, найдя его, вы всё сразу поймёте.
Немного погодя подоспели наши друзья и мы сделали несколько снимков.
Воды чище быть не может…
И это лёд еще не до низа!
Накололи льда и начали спускаться вниз. Я немного отстал чтобы поснимать виды и внезапно услышал сильный треск и О-очень быстро догнал друзей. Мне показалось, что звук исходил от ледника, и стало немного не по себе ;(.
Возле этого ручеёчка два Алексея и стояли — масштаб ясен?
Спустились вниз мы достаточно быстро, только разными дорожками. Я пошёл напрямик, как и поднимался, а остальные решили прогуляться вдоль речки. В итоге разрыв получился в минут 15. Разбудив Дениса и пообедав супом, который он нам приготовил, мы покатились вниз. Ничего примечательного, кроме пары больших луж, мы не увидели. И, немного побуксовав, выбрались на асфальт. Фото нет из-за дождя, который постоянно усиливался и гнал нас всё дальше и дальше.
Быстро проскочив Акташ, мы поняли, что до Чулышмана нам сегодня точно не добраться из-за сильного дождя, который шёл всё сильней и сильней. Красные Ворота проскочили, даже не останавливаясь. Проехали красивейшие озёра, протянувшиеся вдоль дороги Чейбеккёль и Узункёль. Видимость ухудшалась с каждым километром и, когда поднялись на перевал возле озера Чагакёль, то поняли, что не участвуем в гонке и надо остановится передохнуть. Немного отъехали назад и остановились покушать в юрте, где готовят национальные блюда. Хозяева оказались гостеприимными и блюда очень вкусными. Посидев за чашечкой чая, мы решили становиться на ночлег. Палатки разбивать из-за погоды совсем не хотелось и подумали о базе. Разговорившись с хозяином выяснили, что через несколько километров, возле озера, которое мы недавно проехали, есть небольшая база с баней. Туда и поехали. Нашли довольно быстро и расположились в уютном доме явно советской постройки с большой комнатой и печкой.
Договорились о бане и пошли париться через пару часов. Видимо, баня в представлении местных — это место, где можно помыться горячей водой, так как ни о каком паре речи быть не могло. И дело не в том, что не было натоплено, а в том, что печь не предусматривала нормальную каменку! Короче — просто помылись ;((.
Вечером обсуждали дальнейший план действий. Думали даже повернуть в сторону дома. Просто не хотелось на Чулышмане сидеть в палатках под дождём ;(. Но отступать не в наших правилах и утром двинулись на Чулышман! Быстро добрались до Улагана, запаслись продуктами и покатились дальше. После Балыктуюля вынуждены были встать на мелкосрочный ремонт.
Дело в том, что у Кузиной машины сломалось крепление аккумулятора и надо было его как-то зафиксировать.
Делаем новое крепление на аккум.
Ещё при переправе через Жасатер на машине пробило радиатор, когда отогнуло лопасти винта напором воды. И тогда мы его заклеили «холодной сваркой». Сейчас просто контролировали уровень воды. Самое интересное, что на моей машине этого не произошло. Вентилятор совершенно другой формы и лопасти у него скошены под острым углом. Вот что значит разница в возрасте 89 и 91 год (раньше делали лучше, да и трава была зеленее). Тем не менее больше проблем с радиатором не возникло за всю дорогу.
Закрепили аккумулятор и вскоре уже были на перевале Кату-Ярык.
Конечно, по традиции устроили небольшую фотосессию и покатились вниз.
Ещё наверху мы разговорились с одним из туристов и узнали, что недалеко от перевала находится за рекой водопад. Решили его посетить, переправившись на другой берег на лодке. И, рассматривая сверху реку Чулышман, нам показалось, что на тот берег есть брод, и решено было выдвинутся именно туда.
Не спеша скатились вниз на пониженной без сложностей и сразу двинулись вправо, то есть вверх по течению реки. Минут через десять дорога закончилась и мы вышли осмотреться. Здесь был явный брод, но только для машин со шноркелем. Именно поэтому решено было переезжать на моём ДИНОЗАВРЕ. Денис и брат сели в машину. Кузьма и Андрей встали сзади на борт. Включили пониженную и нырнули в воду.
Не проехав и десяти метров, машина вдруг начала буксовать! Мне совсем необычно было осознавать, что это чудовище НЕ ЕДЕТ! В голове начали проноситься разные мысли: «конец раздатке», «скользкие камни», «плохая солярка добила топливную систему» и тому подобное… А тем временем в салон стала набираться вода и мы уже начали ощущать её присутствие пятыми точками ;).
«Давай лебёдится» — заорал я Лёхе! Быстренько выскочив с/из машины друзья принялись вызволять ДИНОЗАВРА из водного плена Чулышмана.
С лебёдкой правда пришлось повозится самому ;)). Прямо скажу — было совсем не мелко и не жарко ;).
Дальше было всё как обычно… Каждый выполнял своё дело: Лёха и Андрей коннектились, Кузьма побежал за своей машиной и, конечно, Денис снимал всё это действо!
Прямо скажу — все пребывали в лёгком шоке от того, что машина не может сама выбраться на берег! Я постоянно давил на газ и уже давно включил 100% блокировку переднего моста — но всё напрасно. Это было просто нереально… Ведь преодолевались гораздо более серьёзные препятствия!
Помню этой весной пересекали реку Бащелак в паводок!!! Так там реально воду несло и она была очень мутной, да и глубины было поболе. Реально выше капота!!! Так машину ещё и начало сносить по течению, так как невозможно было зацепиться за мягкое дно. Но ведь тогда с Кузьмой мы форсировали тот брод дважды!!!
Это я всё пишу для того, чтобы не складывалось впечатление, что мы как дураки полезли на авось ;).
В общем, машину вытащили не с первого раза…
Хорошо, что японцы придумали пробки для слива воды в салоне ;).
Слив воду из салона и берцев мы, не мешкая, двинулись обратно в сторону перевала. Только там отдышались и, наконец, поняли, почему мой ДИНОЗАВР не смог преодолеть реку и Кузьма не смог вытянуть с первого раза. Всё оказалось банально и глупо! Весь день по дороге мы ехали на заднем приводе с отключенными хабами в передних мостах. И ЗАБЫЛИ ИХ ПОДКЛЮЧИТЬ! Все сразу обрадовались и предложили вновь ехать в тот брод. Но всё же решили воздержаться от этой идеи. Если мы туда сразу не попали — значит НАМ ТУДА НЕ НАДО. И духи этих мест не хотят нас там видеть ;(. В другой раз!
Настроение улучшилось, и мы двинулись в сторону Южного берега Телецкого озера на базу «Красный Камень». В прошлом году на «Delica» с членами клуба «Mikrob» мы останавливались там, и хозяева оказались очень гостеприимными людьми. Дрова у них были бесплатные и они брали плату только за машину и палатку. Долго ли коротко ли, мы, не уставая наслаждаться видами долины реки Чулышман, добрались до места назначения.
Хозяева, как всегда, встретили нас гостеприимно и мы, не мешкая, стали разбивать лагерь. Брат Лёха опять был за шеф-повара и, спустя некоторое время, мы уже обедали. Пообедав, Андрей и Денис принялись изучать окрестности и, в частности, противоположный берег, так как нам завтра предстояла там высадка…
Изучив в бинокль место высадки, мы все вместе принялись за установку бани. Потому как баня после дальней дороги — лучшее средство от усталости!
Благодаря отработанными движениям и отлаженным действиям, через 15 минут баня уже стояла на своём месте и из трубы тянулся дымок. Ещё через час мы пошли париться в баню с обязательным купанием в горной реке.
Вообще у нас с друзьями есть традиция собираться в бане каждую субботу. И дело не в том, что мы там сидим пьём пиво — как могут подумать многие…
Дело совершенно в другом. Ритм современной жизни такой, что общение с другом ограничивается порой звонком по телефону. Или в лучшем случае совместной встречей Нового Года или Днём Рождения. А потом мы все ещё удивляемся, что становимся чёрствыми и нервными людьми. Так вот для нас баня — это прежде всего способ общения с друзьями, возможность обсудить какие-то вопросы и проблемы. И, кстати, пьём мы в бане исключительно чай с мёдом! И паримся дубовыми вениками из Горного.
Так вот и здесь мы именно так и расслабляемся. У нас даже любая остановка или стоянка в горах начинается с того, что достаётся большой чайник и ставится на плитку, а потом уже всё остальное…
Расслабившись в баньке, все собрались у костра и распевали песни под гитару до полуночи.
Утром решено было переправляться на тот берег и сходить на водопад Учар. Он вроде считается самым большим в Евразии. Накачали лодку и благополучно переправились на тот берег Чулышмана. Хозяева базы сами переправляют людей за небольшую плату. Поэтому лодку везти с собой не обязательно.
Мы с Андреем в прошлом году уже были на водопаде и каменных грибах и поэтому я остался в лагере. Да и надо было подсушить машину и проверить везде масла и тех/жидкости на наличие воды. Денис тоже отказался от затеи посещения водопада и развлекался игрой на гитаре.
Андрей, Кузьма и Лёха двинулись в сторону Алтайского заповедника. По дороге им попались журавли и совершенно случайно в кадр попал ЙЕТИ!
Я ведь с ними не шёл. Поэтому пишу на основании своего посещения в прошлом году. Фото, конечно, свежие. Насколько я помню, тропа достаточно простая, но с маленькими детьми будет трудно идти. Местами есть обрывы и важно тропы всегда придерживаться ВЕРХНЕЙ. Мы в прошлый раз умудрились разминуться ;). Что удивило, так это очень тёплые ручьи по всему пути и сам водопад, в котором реально накупались с удовольствием.
Водопад Учар издалека (с виду ручеёк).
Сам водопад издалека выглядит как речушка и, лишь приближаясь, начинаешь осознавать его мощь и силу. Шум от ниспадающей воды становится сильнее и сильнее, и вот, наконец, он возникает во всём своём величии. Посмотрите внимательно на фото и сравните размер людей и камней! Конечно, из-за засухи в этом году УЧАР не тот. Но и в таком полувысохшем состоянии он внушает уважение. Парни сделали несколько фото и нашли меж камней тайник. В прошлом году мы тоже на него наталкивались. Оставили очередную запись в книге посещений и отправились в обратный путь. При хорошей физической подготовке до водопада можно дойти за 1 час, а очень не спеша за 1,5.
Вернулись тем же маршрутом и, позвав паромщика, переправились без происшествий.
Вид на базу «Красный камень» из-за реки.
Пока наши друзья ходили на водопад, мы занимались ничегонеделаньем. Ну разве что я разобрал у машины весь салон для просушки. Имеется в виду снял сиденья ;), так как всё обклеено шумкой и мокнуть больше нечему…
А Денис помогал мне как мог…
Со временем он так устал помогать, что уснул в лодке…
Он так крепко спал, что даже стервятник принялся кружить над ним…
Но неожиданно начался небольшой дождик, и Кузьма принялся будить Дениса. Ведь не мог же он допустить намокания друга… Спустя какое-то время его старания увенчались успехом и мы все перебрались в баню. Здесь было сухо и тепло ;).
Дождик закончился так же внезапно, как и начался, и все принялись снова заниматься ничегонеделаньем. И, пообсохнув, Денис принялся вновь музицировать. Кузьма и Андрей пить чай, Лёха загорать, ну, а я занялся фотоохотой. Рядом с базой есть очень хорошая заводь, в которой полно мальков, и именно сюда прилетела лысуха питаться.
Она довольно долго плавала и ныряла. Интересно было наблюдать с такого близкого расстояния, птица явно меня не боялась.
Вечер прошёл за посиделками у костра с обсуждением пройденного пути и предстоящих планах… Назавтра решено было идти на каменные грибы.
В этот раз в лагере остались мы с Андреем по той же причине. В прошлом году уже были и сейчас нужно было поменять масла в моём ДИНОЗАВРЕ.
Путь до каменных грибов занимает времени поменьше. Единственное препятствие — это крутой подъём в самом конце. Виды на реку и горы открываются изумительные.
По дороге на базу вновь встретили журавлей.
Тем временем я оценил имеющееся количество масла и понял, что его явно не хватает на две машины, так как в ДИНОЗАВРЕ нужно было менять везде. Итак, я выехал на машине Кузьмы в Балыкчу, которая находилась от нас примерно в 60 км, но это те ещё километры ;). Ещё утром я пытался уехать попутно на «Газели» с буристами, которые направлялись на правый берег Телецкого озера, но они мне отказали по непонятной причине ;(. В общем, не спеша доехал до Балыкчи и принялся искать автомагазин. Конечно, он был на центральной улице и был закрыт. Расспросив еле живых от алкоголя местных старушек, я выяснил, где живёт хозяйка «супермаркета». Скупив все трансмиссионные масла в лавке, принялся прикручивать отвалившийся по дороге амортизатор. Там просто вывалилась от старости резинка, и у меня не было с собой ключей, только пассатижи. И в автолавке тоже нужного ключа не оказалось. Я сел на камень возле дороги и стал ждать… Вскоре подъехал «Крузак», с которым мы встречались на Красной горке, и я попросил его помочь. Конечно, он не отказался, но и нужных ключей у него не оказалось. Я вообще был шокирован его набором инструмента ;)). «Наверное, впервые в горах» — пронеслось в голове…
Я уже представлял себе картину невозвращения в лагерь засветло. Но в этот момент увидел приближающийся «Камаз» и тормознул его. Водитель оказался дядькой крепкого телосложения и, конечно, у него оказался необходимый мне ключ. Пять минут, и машина в строю! Я поблагодарил Александра Васильевича за помощь и уже собирался тронуться обратно на базу, как он мне предложил купить у него кумыс из коровьего молока (забыл, как он точно называется). Я незамедлительно согласился! Через пять минут мы были у его дома, и он позвал меня в летнюю кухню — аил. Его жена предложила мне попить кумыса. Я приобрёл у него пару литров этого чудесного напитка за символические деньги. Они вообще-то не занимаются его продажей и готовят исключительно для себя. У него в долине Чулышмана своя земля и на ней он занимается скотоводством и земледелием. Очень интересный оказался человек и приятно было с ним пообщаться. Большое спасибо ему за помощь и за кумыс отдельно!
Я поспешил обратно в наш лагерь. Спустившись с самого крутого спуска, обнаружил ту самую «Газель», водитель которой отказался меня подвезти. Дело в том, что машина категорически отказывалась ехать в гору, и они здесь уже куковали пару часов. Что тут скажешь ;)).
Конечно, попросили меня им помочь, и я втянул их в гору без проблем. Чувствовалось по взгляду водителя, что он проникся моментом…
Дальше до базы я добрался без приключений и подвёз немного пеших туристов.
Не успел и чайку попить, как появились наши друзья на том берегу и знаками объяснили, что сами переплывать не хотят ;).
Лодка, рассчитанная на двух человек, не смогла в горной реке не набрать воды и парни немного «подмочили репутацию» ;).
Пообедав, мы принялись возиться с машинами и поменяли масло практически везде. У меня долго не получалось со сливной пробкой на коробке благодаря мастерам. Мы с Денисом убили на неё два часа! Но японцы-молодцы предусмотрели ещё парочку технологических пробок.
В общем, три дня мы просто отдыхали на базе…
Засобирались в обратный путь… Конечно, могли бы постоять ещё, но погода начала категорически портиться, ведь уже конец августа. До перевала Кату-Ярык мы помчались на полной скорости. Даже приходилось ждать вторую машину. Зато в эти моменты успевали делать фотографии.
Выезжаем…
Начало подъёма на пер. Кату-Ярык.
Перевал мой ДИНОЗАВР взял с трудом на пониженной. С каждым километром я всё больше ощущал потерю тяги из-за некачественной солярки, залитой в самом начале путешествия (об этом указано ранее). И в конце концов мне это порядком стало надоедать, так как после выезда на асфальт машина не разгонялась больше 50 км/час. Добрались до перевала за Улаганом и вновь остановились пообедать в местной кухне на берегу оз. Чагакёль, так как готовить обед самим не представлялось возможным из-за усиливающегося дождя. У Кузьмы тоже были трудности с аккумулятором, отвалившимся ещё на Укоке, и приходилось заводить машину и ехать со снятым аккумом. Благо, в наших машинах нет ни грамма электроники ;).
Вкусно пообедали и обсудили дальнейший путь. Решено было ехать до упора — то есть до темноты. Вскоре мы были у Красных Ворот.
Дождь лил не переставая, и поэтому мы больше никуда не заезжали. Мой ДИНОЗАВР ехал всё хуже и хуже и вдобавок к этому отвалились «штаны» от выпускного коллектора и мы с братом ощутили себя в полной мере как в танке! Под грохотание мотора мы продолжали путь до полной темноты и после мыканий по забитым под завязку базам встали на берегу небольшой речушки Большой Ильгумень. Ставили палатки и готовили ужин в полной темноте. Благо, есть люстра на машине ;). Голова гудела от шума, и мы завалились спать, как убитые…
Наутро принялись за мелкосрочный ремонт ДИНОЗАВРА. В итоге, под чутким руководством Алексея при помощи проволоки и ловких рук «штаны» удалось подставить на место.
Денис принялся готовить шашлык из баранины, приобретённой ещё на базе «Красный Камень». И это ему давалось нелегко, так как мясо было МЕГАжёсткое, несмотря на сутки маринования. И за дело взялся профессионал — шеф Лёха. Но и его старания оказались тщетны — мясо никак не поддавалось готовке и дальнейшему жеванию. Все пришли к выводу, что этот козёл… был козлом-альпинистом, умеющим играть в бильярд! Почему альпинистом? Да просто в мясе были одни жилы и мышцы! А почему в бильярд? Да просто бесполезнее занятия для козла не придумаешь ;).
Кое-как проглотив этого козла, мы отправились в дальнейший путь. ДИНОЗАВРа пришлось взять на буксир, так как он вообще не мог ехать в подъёмы, и оба перевала мы преодолели в сцепке.
Вниз, конечно, было ехать значительно быстрее ;), но вскоре мне это совсем надоело, и я позвонил Ермакову Алексею и попросил совета, как быть дальше.
Он сказал простую вещь, о которой мы совсем не подумали: «Замени топливный фильтр!». Купив в ближайшей деревне фильтр тонкой очистки для «жигулей» и поставив его вместо родного, я наконец почувствовал приток мощности! И машина поехала значительно лучше!! Совет всем — возите с собой простые российские топливные фильтры, и они вам, возможно, пригодятся!
Конечно, плохое топливо засорило не только фильтр, но и систему. Хотя машина поехала гораздо быстрее и до Барнаула скорость было 80-90 км/ч.
Теперь пару слов от каждого участника экспедиции…
Эпилог
От каждого из участников:
Кузнецов А. С. (Барнаул)
В путешествиях данного плана не столько отдыхаешь физически, сколько морально. Во-первых, такие путешествия очень познавательны, как географически, так и этнически, складывается представление о быте и культуре людей, населяющих горный Алтай. Только русские называют их алтайцами, на самом деле такой национальности нет, народностей и народов очень много проживает на территории Алтая, и каждый народ хранит свои обычаи свою культуру. И отличаются они друг от друга значительно. Конечно, все эти культурные особенности понимаешь на уровне ощущений, мы ж не исследовали :), так туристы, но экзотику другой культуры ощущаешь не менее остро.
Про проверку характеров своих спутников и своего, в том числе, я вообще молчу. Характеры сталкиваются постоянно, каждый, естественно, прав, но все понимают, что успех предприятия зависит от слаженных командных действий. Потому все трения происходят на привалах, подкалывания и прочий сатиризм :), в экстремальных ситуациях все действуют быстро без рассуждений. В горах нет продуктовых магазинов, аптек, автозапчастей, даже от заправки до заправки нужно планировать свой маршрут.
Ну и самое главное, непередаваемое ощущение морального удовлетворение от достигаемых целей вершин, испытываемое эстетическое наслаждение от созерцания величия пейзажей, ощущение причастности к этому огромному миру, ощущение покоя и незначительности мирских сует.
P. S. Извините за пафос, все лучше, чем: «Ага, было круто!!!».
Штадлер Д. Н. (Барнаул)
Вечером двадцатого (?) дня ребята вернулись домой. Они были очень уставшие, но счастливые, после такого большого и интересного путешествия.
Ведь некоторые из них, ещё никогда так далеко от дома гулять не уходили.
Впечатлений было «полные штаны».
И все сразу уснули.
Всё.
Малютин А. С. (Барнаул)
Впечатления: путешествие удалось.
С технической точки зрения автомобили и люди все испытания выдержали, были небольшие нюансы, но это мелочи. «Хай Люксы» — машины, «3L» — движки. Заставили себя уважать.
С эстетической точки зрения УКОК — место, где кажется, что время замирает, останавливает свой ход. Сидя на берегу озера и смотря на окружающий нас пейзаж, казалось, что ты начинаешь понимать древних людей, которые выбрали эти казалось бы безжизненные места для своего проживания. Красота и монументальность природы просто завораживает. Очень хотелось бы сохранить этот уголок природы нетронутым и для себя, и для последующих поколений. Но присутствие «газмяса» и обилие мусора пугают. Сейчас уже трудно передать все те эмоции, которые испытываешь, находясь на УКОКЕ, т. к. они уже «вросли» в тебя. За время поездки было выплеснуто столько адреналина, что хватит минимум на год. Таким образом, воспоминания остались только самые наилучшие. В долине Чулышмана был не первый раз, поэтому впечатления повторились. Но ощущение того, что ты находишься на другой планете, не покидает тебя, пока не поднимешься на Кату-Ярык.
Итог. Лучше гор могут быть только горы. Уверен, что мы еще вернемся в эти места. И не раз.
Черных А. А. (Старый Оскол)
Ну что, дорогие друзья, вы ознакомились с историей нашего путешествия.
Хотелось бы сказать что все, что вы увидели на фото и прочли, это лишь малая доля того, что мы с могли вам передать… Если вы хотите почувствовать все то, что почувствовали мы увидеть все, что увидели мы, соберите экспедицию, не важно, кто с вами будет — друзья, родственники или какие-нибудь профессионалы не знаю. Не пожалейте времени. Садитесь в машины и смело без всякого волнения, переживаний приезжайте на УКОК. Ведь только тогда вы почувствуете то, что почувствовали мы, почувствуете наслаждение и удовлетворение, почувствуете энергетику этих мест. Но не забывайте вести себя должным образом, там вы в гостях, так ведите себя как гости, а не как бескультурное быдло. Очень хочу пожелать вам удачи и, конечно же, я желаю, чтобы ВЫ съездили в Зону Покоя УКОК! :)
Яковлев А. В.
Что в целом можно сказать о поездке — она удалась!!! По ощущениям, это одна из лучших НАШИХ экспедиций в Горный Алтай. Мы постоянно выдвигаемся летом в горы на машинах и ходим подолгу и подальше. Не понимаю тех, кто мчит на один-два дня из Новосибирска или Барнаула чисто побухать на природе, а потом ещё и обратно. Из-за них и называют трассу М-52 дорогой смерти. Путешествуйте с удовольствием и не спеша!
В этот раз мы много ехали и очень мало ходили ;(. Но ведь и задача была поставлена вполне конкретная — вывезти мусор! Учитывая непредвиденные мелкие поломки, передвигались медленно, но, считаю, что машины не подвели. Везде ехали и везде прошли, где хотели! Желаю всем путешествовать подольше и подальше!
КОНЕЦ.