|
Глава 1. Карачаево-Черкессия
В апреле 2012 года я приехал в Таганрог погостить у мамы и посмотреть страну.
Перед обратным путешествием, решили посетить Карачаево-Черкессию и знаменитый курорт Домбай.
И вот рано утром 24-го апреля выехали с мамой на двух Спаськах из Таганрога. Мою надо было оставить в Батайске на ремонт, где есть сервис по ремонту японских праворульных автомобилей. В Батайске увидели вот такой храм.
Он ещё недостроен, внутри идет отделка. Присутствовали на службе, как раз был родительский день.
Оставили мою машину и на маминой Спаське двинули дальше, в Карачаево-Черкессию. Я раньше говорил, что лучшая трасса на моём пути была Новосибирск — Омск? Беру свои слова обратно. Трасса Ростов — Краснодар, во всяком случае, та часть, по которой прошел я, ещё лучше. Почти половина её четырехполосная, хорошего качества асфальт, яркая разметка.
Но, Бог мой, как она забита транспортом, сколько там гайцев! А стационарные посты ГАИ? Их везде по стране отменяют, но это не касается юга России. Я насчитал девять стационаров на 490 км трассы Ростов — Черкесск и ещё столько же было патрульных машин.
Если честно, я назвал эту дорогу самой скучной на своём пути. Мотаешь километраж сотню за сотней, а ничего не меняется. Никакого поворота, никакого виража. Пейзаж весь путь один и тот же — лесополоса и поля. Реально легко заснуть. Когда дорога сузилась и началось некоторое подобие поворотов, то я хоть немного оживился, а то уже носом клевать начал. Жара вокруг несусветная, термометр показывал за 30 грд.
Проехали Черкесск и приехали к знакомым в Усть-Джегутинск. Как и все дома вокруг, у них был каменный двухэтажный дом, подворье, живность. А ведь они простые пенсионеры, переехали туда с Сахалина.
Как мне сказали, зарплаты в Черкессии самые маленькие в стране. Средняя зарплата 5-7 т.р. в месяц. Но живут они все по принципу «вась-вась», «рука руку моет» и «ты мне, я тебе». Каждый что-то тащит с основного места работы, с кем-то делится, а тот ему.
На следующий день поехали на горнолыжный курорт Домбай, что в переводе означает «Убитый зубр». Какие живописный, красивые там места. Первый несколько часов ахаешь и охаешь, а потом уже сил нет. Но пейзажи великолепные, так и хочется всё подряд фотографировать.
Это несколько снимков по пути на Домбай.
И ещё о местных дорогах. Даже самые второстепенные дорожки, которые на карте изображены, как нечто невразумительное, это прекрасный асфальт. Какая-нибудь третья дорога между двумя аулами — и то в асфальте. Покрытие ухудшается, когда заезжаешь в Ставропольский край, но так, незначительно.
Домбай
И вот приехали в поселок Домбай. Его архитектура сильно отличается от предыдущих селений. В с первого взгляда сильно напоминает городки Швейцарских Альп, как их показывают по телевизору. В поселке очень много новостроек, треть из них ещё в процессе строительства.
На гору есть два подъёмника, один новый, работает только по выходным и один старый, дошедший из советских времен.
Первая ступень — это вагончик, а дальше кресельный подъёмник. Много людей поднимаются с лыжами, в костюмах. Но сказали, что вам ещё повезло, это был будний день. По выходным здесь не протолкнутся, везде очереди.
Уже на первом седле, я побежал покупать солнцезащитные очки. Я не любитель их носить, лучший лишний раз прижмурюсь, но там реально можно остаться без глаз. Все попытки снять очки приводили к нестерпимой рези в глазах от солнечного отражения в белоснежном покрове.
На самую вершину подъёмник в будний день не работал и мы воспользовались снегоходом. Это экстрим ещё тот, только успевай наклоняться в такт движения водителя, чтобы не перевернуть снегоход. Вот та последняя горка, на которую мы забрались с помощью местного джигита.
А это фотографии с вершины.
Это сама гора Домбай.
Здесь Эльбрус, самая высокая вершина в Европе. Он на заднем плане, в виде горы с двумя «глазками».
Ну и далее окрестные пейзажи, снятые на обычную «мыльницу».
Джигит спустил нас вниз, к предпоследнему седлу и мы посетили кафе, где увидели самого смешного Путина, который мне попадался.
Несмотря на снег, было тепло. Некоторые горнолыжницы были в купальных костюмах ( я постеснялся их фотать). Люди спокойно пили кофе на верандах, можно было оставаться в одних футболках.
А вот эта девушка не из кинофильма «Человек-Невидимка». Многие таким образом закутывают лицо. Встретишь ночью — перекрестишься.
Немного подпортило ощущение прекрасного много мусора во всех углах и по прилегающим склонам. А объяснение простое — нет урн. Пустую пачку из-под сигарет я вез в машине 20 км, пока не нашел урны, где её можно выкинуть. Хотя проехал весь Домбай и пару поселков на выезде.
В Теверде есть прекрасный санаторий для легочников, где успешно лечат туберкулез.
Затем поехали в Архыз, где должны быть древние архитектурные памятники времен аланов и знаменитая Зеленчукская обсерватория. Был смешной случай, когда мы проезжали просто огромный стадион, не менее бразильского Маракаи и удивлялись, откуда и зачем здесь это спортивное сооружение? А оказалось, что «Ротон-600», телескопы обсерватории, 600 метров в диаметре.
По дороге видели много родников с гор с чистой и прозрачной водой, напились и умылись.
На Drom.ru была ветка, о камнях, падающих со склона на трассу. Специально сделал фотографии, как с этим явлением борются у них, в этом горном крае.
Ну вот добрались до старого Архыза. Прошли оформление на полицейском посту и въехали на территорию заповедника-музея, который состоит в списках ЮНЕСКО.
Картина этих брошенных, погибающих бессмертных произведений архитектуры оставила глубокое впечатление. Я должен здесь привести рассказ старого монаха, который встретил нас у единственного действующего храма, о истории этих мест.
Государство Алан существовало с 8-го по 14-й век. В десятом веке на культуру алан большой влияние оказывала Византия. Их мастера построили в Архызе большой комплекс из 12-ти храмов. В 13-м веке нашествие Тамерлана и последующая эпидемия вынудило людей оставить эти места. Государство алан было уничтожено. В 19-м веке двое старцев возродили к жизни эти места. Из 12-ти храмов осталось только три. Монахи организовали здесь мужской монастырь (вокруг много заброшенных домов, где есть таблички, что это архитектурные памятники 19-го века). Но при Советской власти многое опять порушили, здесь сделали приют для беспризорников, потом в 50-х организовали детдом, говорят, очень хороший. Ну, а в перестройку всё сгинуло.
Это источник и пруд Александра Невского
Это первая, единственная открытая церквушка 10-го века, построенная на фундаменте другой церкви 4-го века.
Далее можно увидеть Троицкий храм.
И храм Георгия Победоносца, где сохранились могилы и памятные плиты с уже стершимися именами.
Подумайте сами, ведь эти храмы построены за 150 лет, до принятия христианства на Руси!
Возвращаясь назад, размышлял, о том, как у нас возвеличивают культ Чингиз-Хана и прочих монгольских завоевателей, забывая о том, что они разрушили полмира и уничтожили цветущие земли и целые народы канули в небытиё после их «великих походов».
Медовые Водопады
На следующий день съездили к Кисловодску посмотреть на Медовые Водопады. Это целый комплекс, где есть и рестораны, и отель. Несмотря на адское пекло вокруг, в самой расщелине прохладно и можно любоваться целой серией водопадов самой разной высоты и формы под нескочаемый гул.
Ну а увидев там все атрибуты кавказского джигита, я не мог отказаться от мысли побыть в шкуре, вернее, бурке, горного абрека. Вышли такие смешные фото.
Замок Коварства и Любви
Далее двинулись в поисках замка «Коварства и Любви». Встреченная местная женщина рассказала о нем очень красивую легенду: «Давным-давно молодая княжна и пастух полюбили друг друга, но старый князь был категорически против брака, ведь это страшный мезальянс. Тогда молодые люди договорились броситься с утеса. Он прыгнул, а она нет. Потом вышла замуж, но, говорят, её дух до сих пор появляется в этих местах».
На месте гибели юноши старый князь построил небольшой замок, который в наши дни отстроили и стилизовали для туристов, там есть ресторан и отель.
Это источник нарзана по дороге. Попили и в бутыли набрали. Наши знакомые сказали, что в окрестностях таких несколько, они часто набирают там лечебную воду. Это бесплатно, для всех :))).
Любой из вас может увидеть эти места. Надо только в свой отпуск сесть в автомобиль и приехать сюда. Полно ресторанов и отелей. На каждого туриста смотрят как на последнюю надежду. Как-то проезжали маленькую церковь, а рядом сакля «Горская Кухня». Я чуть притормозил, но решил, что скорость велика и останавливаться не буду, поехал прочь. А мама рассказала, что, когда я уменьшил скорость, то горец с шашлыком с такой надеждой взглянул на нас, а когда я проехал, то смотрел вслед тааааак тоскливо!
Кстати, все местные, кого мы спрашивали о дороге или задавали другие вопросы, были очень дружелюбны, отвечали подробно. А если спросить, что лишнее, то начинают засыпать рассказами о местных достопримечательностях, обычаях, легендах. Просто не оторваться в прямом и переносном смыслах.
Глава 2. Таганрог
Вернулись в Таганрог. Кстати, вспомните, сколько у нас пешеходных виадуков на 30 км до Артема? Замучаетесь считать. А я на всем протяжении скоростной, четырехполосной, очень загруженной трассы Черкесск—Ростов не видел ни одного виадука, только пару зебр. Чтобы пройтись по этой зебре, надо быть отмороженным на все три головы.
В Ростове, на маминой машине без навигатора, заблудились и целый час плутали. Представьте, но в 22:30 местного времени там очень затрудненное движение, временами чуть не пробки. Ночной Ростов — очень большой и красивый город с хорошими дорогами.
Перед тем как продолжить рассказ, не могу не описать забавный случай, который со мной произошел сегодня на автомойке в Таганроге.
Подъехал к мойке, припарковался между двух машин. Справа какой-то кроссовер «кирпичного» цвета, до него около метра. А слева какая-то малолитражка, до неё примерно 1 м 70 см. Вышел из машины и пошел на автомойку, узнать что почем. Меня придерживает какой-то господин в темных очках и происходит следующий диалог:
М: — Вот объясните мне одну вещь.
Я: — Какую?
М: — Вот слева у вас стоит малолитражка за 300 тыс. руб., а справа мой джип, который стоит полтора миллиона. Почему ты припарковался ближе ко мне? Ты когда дверь открывал, до моей машины сантиметр оставался. И показывает на свой «Хендай».
Я: — А в чем проблема? Не задел ведь?
М: — Нее, ты мне объясни почему ты ко мне встал ближе, чем к этой машинке? Ты совсем ничего не понимаешь?
Я: — Да в чем дело-то? Ну, обнеси свою машину по периметру флажками, чтобы к ней никто не приближался.
М: — Да, ты понимаешь, что она стоит полтора миллиона? Ну как так можно?
Я удивленно воззрился на него. Нормальный ли он? Хотел ему сказать, что у меня у подъезда обычной десятиэтажки паркуется три двухсотых «Крузака», а на таком корейском г....не кирпичного цвета у нас доски на дачу возят. Но решил, что он этого не осилит и просто ответил, что мне некогда с ним объясняться, а пусть продолжает сторожить своего красавца. Так он так и стоял, внимательно контролируя, как я отъезжаю.
Город небольшой. От Ростова 52 км великолепного хайвэя со всеми атрибутами — разметка, знаки, гладкий асфальт.
Город Таганрог двух-трехэтажный, но есть и новостройки. Частный сектор органично вживлен в городские улицы, но это не деревянные хибары 20-х годов прошлого века, как везде в России, а скорее молдавские каменные подворья, поэтому они даже украшают город, делают его уютнее. В самом городе дороги на тройку, весной много ухабов и ям.
Поражает разнообразие социального транспорта — автобусы, троллейбусы, трамваи с проездом в 9 руб., а для пенсионеров — 4,50 руб. Ветераны труда — бесплатно.
Коммунальные услуги на 50 кв.м с телефоном 3 000 руб. Ветерану труда 50% возвращают назад. Средняя зарплата на заводе ТАГАЗ 16-18 000 руб. Машины наполовину наши, наполовину иномарки эконом-класса, много корейцев, ведь здесь их собирают.Средние цены: хлеб — 12 руб., мясо — 120-280 руб. И всё это цена на рынке, мороженого мяса вообще не продают. Яйца — 40 руб. и т.д.
Цена дома 80 кв.м. — 110 000 дол. (газ, вода, все услуги внутри), а на квартиру 50 кв.м. — 5 0000 дол. Это приблизительно, всё зависит от района.
Таганрог — родина Чехова и Раневской. Вот музей Чехова, где родился писатель. Этот домик семья Чеховых снимала у купцов Гнутовых два года.
А вот такая картина висела в зале у этой почтенной и богобоязненной семьи. Гид уверяла меня, что это Мария Магдалина, которая раскаялась. Здесь мы немного попрепирались, я настаивал, что она здесь только задумалась о грехах тяжких, а гид настаивала, что картина запечатлела уже её полное раскаяние. Сошлись на компромиссе, что местный жаркий и расслабляющий климат диктует свои обычаи и традиции.
Это набережная города.
Это дом семьи Чеховых. Сейчас там живут другие люди, только табличка памятная осталась.
А это частные дома в черте города. Всё: баня, дом, летняя кухня, гараж — из кирпича. Коммунальные услуги внутри, даже баня на газе.
Без комментариев.
Болезнь запада страны — всё на замке: туалеты, шиномонтажки, автомойки, умывальники в кафе и т.д.
Ну и некоторые особенности вождения в примерах, ведь сайт автолюбителей.
Пример первый. Ростов, вчера, вечер.
Стоим в три ряда на светофоре, я на стоп-линии и понятно, что позади первых. Оттуда и наблюдаю с умилением привычную картину. Красный только загорелся. Прошло несколько секунд — первые дернулись, и вся очередь за ними, ещё секунд 15 и опять первые «прыгнули» на несколько сантиметров, и вся очередь повторил «рывок». Чувствуется, как в воздухе нарастает напряжение, ну вот, ну кто первый. И опять первые дернулись, и у одного нервы не выдержали. С воем он срывается вперед всех и полетел — а зеленый не загорелся. И красный — запрещающий горел ещё секунд двадцать.
Пример второй. Таганрог, день, 28-е апреля
Встал на стоп-линии перед светофором на «красный», и через пару секунд два водителя лихо меня обрулили по встречке и встали передо мной. А задние явно выражали неудовольствие моим поведением. Выражалось это в газовании и каких-то рывках в сантиметрах от заднего бампера моей машины.
Глава 3. Воронеж и Эртильский район
После осмотра достопримечательностей в Крачаево-Черкессии занялся планированием обратного маршрута. В местных форумах Уфы и Черноземья запрашивалась информация о состоянии дорог в их областях и спрашивались советы о предполагаемом маршруте. Возвращаться через Волгоград или Пензу не хотел категорически. Воспоминание о состоянии тамошних дорог до сих аукается плохим расположением духа. Первые несколько дней одно упоминание о возможности использовать тот же маршрут вызывало приступ раздражительности.
К сожалению, мало кто мог помочь дельным советом, текущее состояние дорожного покрытия никто не знал. Наконец, решили воспользоваться советом одного форумчанина и в обратный путь выбрали путь через города: Таганрог—Воронеж—Липецк—Касимов—Муром—Нижний Новгород—Казань—Уфа—Челябинск—Омск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск—Улан-Удэ—Чита—Владивосток.
Путешествие составлялось с учетом посещения родственников в Эртильском районе Воронежской области, а также были выбраны города, в которых надо будет остановиться для просмотра каких-либо достопримечательностей. В список попали Воронеж, Казань и её Кремль, Новосибирск и тамошний зоопарк, Красноярские Столбы, Аршан (бывший курорт «Саяны»), Байкал и «Теплые Озера», Иволгинский Дацан.
30-го апреля 2012 года мы с мамой, которой 68 лет, выехали из Таганрога через Ростов по направлению на север, в город Воронеж.
По дороге через Ростов. Кстати, интересно, что, когда Таганрог был уже заметным городом на карте России, Ростова-на-Дону ещё и в проекте не было. Он возник позже из небольшой крепости-монастыря.
От себя добавлю, что дороги в Ростовской области великолепные, одни из лучших в России. А рядом море, хотя оно и цветет большую часть лета, но всё же есть слабое утешение для приморчан :).
Трасса от Ростова до Воронежа нареканий не вызывает. Отличное покрытие, ясная разметка, нет бессмысленных ограничений скорости или обгона. Путь в 700 км преодолели быстро и ранним утром вкатились в Воронеж.
Здесь посетили набережную города на водохранилище.
Когда-то здесь стояла деревянная хибара моей бабушки, на месте набережной был песок, и мы, детвора, напрямую бежали через заросли к пляжу, где вволю купались. Теперь это элитный район, стоят красивые усадьбы, вокруг замечательные храмы.
Вообще, западная часть страны изобилует красивыми культовыми сооружениями, возраст которых превышает 200-300 лет. Но даже на этом фоне Воронеж поражает. Такой плотной застройки храмов я не видел нигде. На каждом шагу там и старые церкви и новостройки.
Состояние отличное, видно, что Воронежско-Липецкая епархия очень богатая.
На набережной стоит красивая ростральная колонна и Успенская Адмиралтейская церковь, конца 17-го века.
Вообще центр Воронежа мне очень понравился, широкие аллеи, неплохое состояние дорог, красивые здания.
Огромное впечатление произвел Благовещенский собор. Внутри он очень светлый и просто огромный, как стадион. После его посещения, я подумал, что смотреть на другие храмы уже незачем, превзойти красоту и богатство этого сооружения будет трудно. К счастью, я ошибался, ведь впереди был Петропавловский храм в Казани.
Вот только население Воронежа относится к своему городу недопустимо халатно. Вся набережная в мусоре, пустых бутылках, урны переполнены, люди кидают окурки, пустые стаканчики под ноги. Жители не могут ответить на вопрос о местоположении городских достопримечательностей. Какая разница по сравнению, к примеру, с Карачаево-Черкессией. Где местные жители и дорогу укажут и всё объяснят, и красивую легенду о спрашиваемом объекте расскажут. Так, что уже не знаешь, что и делать с этим потоком информации.
Посетили памятник Биму Черное Ухо, установленный около театра в месте, где жил писатель.
А это настоящий ИЛ-2, установленный в одном из районов города.
Затем мы приехали в село Ударник Эртильского района, где жили наши родственники.
Здесь я смотрел на те места, откуда мои предки когда-то переехали на Дальний Восток, ходил по деревням, смотрел на те дома, которые так непохожи на те каменные усадьбы, которые я видел на юге. Вековая бедность читалась в каждом проулке, каждой избе, куда мы заходили в гости. Со времен моего детства, за 30 лет, здесь ничего не изменилось.
А ведь могло быть и иначе. Один мой родственник преклонных лет, показал мне место, где сто лет назад был хутор моего прадеда. На бескрайних степях, собственности графа Орлова, знаменитого конезаводчика, часть желающих крестьян получила землю. В этом месте у предка был большой дом, большая семья, хозяйство, быки, лошади, коровы.
Со временем это могло перерасти в богатую ферму, наподобие европейских. Но недолго он и другие крестьяне чувствовали себя хозяевами. В начале 30-х годов прошлого века их хутора разорили, а их самих насильно переселили в колхоз. Впрочем это были счастливчики, другие поехали прямиком в лагеря — борьба с кулачеством.
Остался только колодец на месте хутора, которые местные до сих пор зовут Баптистовым, уже и не зная, откуда пошло это название. Впрочем и он уже разрушен. Старожилы провели нас на это место, мы увидели степь, где когда-то жизнь била ключом и остатки Баптистова колодца.
Потом начались чудеса природы, которые сменялись за время нашего возвращения самым диковинным образом. 30-го апреля стояла жара, температура превышала 30 грд., а утром второго мая, сестра разбудила меня со словами, что: «Ночью прошел ураган, повалил много деревьев, автобусную остановку сорвало с места и унесло через дорогу на 70-ь метров, а твоя машина...». Здесь я похолодел… «А у твоей машины спустило колесо…»
Уф, слава богу.
Кстати, колесо в Эртиле мне ремонтировали два часа, поставив рекорд нерасторопливости и непрофессионализма. Говорят, что есть там ещё одна шиномонтажка, но мастер месяц назад ушел в запой, откуда ещё не вернулся :(.
Глава 4. От Тамбова через Казань до Урала. Последние дни в западной части страны
Начинаем обсуждение дальнейшего маршрута. Я настаиваю на том, чтобы вернуться назад 150 км до Воронежа и оттуда на Липецк, где есть хоть какая-то информация о состоянии дороги. Но мама, которая живет на юге России и ещё не видела убитых дорог, выражает непонимание, зачем делать такой крюк и предлагает поехать в сторону Касимова через Тамбов. Получаю от одного местного жителя невнятную консультацию о дороге Тамбов—Касимов, где меня убеждают, что трасса вполне приличная, только есть участок плохой дороги длиной в 5 км. Проявляю малодушие и уступаю.
Совет на будущее — именно вы, водитель, несете полную ответственность за маршрут, за состояние машины и именно на вас лягут все проблемы и хлопоты связанные с её ремонтом. Других слушайте, но всегда поступайте так, как вы считаете нужным, даже если ваши действия покажутся нелогичными вашим попутчикам.
И вот движение по маршруту Ударник — Панино — объездная Тамбов — Моршанск — Шацк — Сасово — Касимов — Муром — Нижний Новгород.
Катимся по отличной дороге, две полосы, но покрытие хорошее, пейзажи живописные и мама, улыбаясь, убеждает меня в своей правоте. Перед Моршанском остановились помыть машину и в разговоре с продавщицей автомагазина узнаем, что дальше начинается разбитый асфальт. Легкомысленно отвечаю, что 60 км — это не тысяча, как от Самары до Волгограда, и сразу после города вижу, как я ошибался.
Участок Моршанск—Шацк, один из самых «убитых» в стране и, безусловно, наихудший на нашем маршруте. На каждый квадратный метр асфальт приходится по две-три пробоины. Это именно пробоины, а не ямы. Небольшие по размеру, они очень глубокие и с резаными краями. Попадая в такой провал, колесо резко проваливается вниз сантиметров на 10-20 и тут же бьется о противоположный край. Скорость не превышает 10-20 км/ч. Бешено кручу руль из стороны в сторону, как будто я герой фильма «Судьба Человека» и уворачиваюсь от разрывов мин и снарядов. Но вот машина приседает и заваливается на левый бок — левое переднее спущено. Краткий осмотр выявляет резаную боковую дыру. Продолжаем движение на докатке. Как и все остальные участники движения, едем по обочине, к счастью они достаточно широкие. Но так как на асфальт там выезжают только в случае крайней необходимости, то и обочина продавлена. Раз за разом шоркаем днищем при клиренсе 175 мм в самой низкой точке. Сколько раз уже благодарил себя, что картер двигателя и автомата защищен листовым железом. Главное не зацепить и не оторвать глушитель. Так в пыли и грязи едем вместе с остальными попутчиками до Шацка.
В Шацке пытаемся купить новую резину, но магазины закрыты уже в 17:00. В шиномонтаже меняю резаное колесо на предусмотрительно захваченную покрышку б/у такого же размера и удивленно вопрошаем, как вы ездите по таким дорогам?
Один водитель, переобувавший машину поблизости, обиженно спросил: «А что, у вас дороги лучше?» — и тут же пояснил, что дальше до Рязани будет хорошая трасса, только в самом городе дороги не очень.
Какое счастье, что нам не пришлось заезжать в Рязань, где «дороги не очень», потому что и далее езда по испытательному полигону продолжилась. При любом удобном случае мы сворачивали на обочину, т.к. любая попытка движения по асфальту превращалась в такую зубодробильную тряску, что руль вырывало из рук. Проехали Сасово, и всё продолжается в том же духе. Видели фуру, под которой провалился асфальт и она застряла посреди трассы.
Вот и долгожданный Касимов, но ничего не меняется. Из радиоэфира узнаем, что осталось каких-то 30 км и начнется дорога. Ладно ещё потерпим. Мама молча сидит рядом, пребывая в глубоком шоке и уже сто раз пожалела, что настаивала именно на этом варианте маршрута. Теперь она поняла, почему лучше сделать крюк в тысячу километров, чем проехать 100 км по этому кошмару.
Тут в рации услышали запрос одного водителя, который проехал по этим кочкам в южном направлении, навстречу нам, около 20 км и «матерно интересовался», когда это закончится. В радиоэфире наступила пауза, ну, как говорить человеку о том, что это только начало?
Потом его обрадовали, что до Моршанска ему гнать такой же дорожкой ещё километров 250 и то, что он сейчас хает, покажется ему хайвэем, когда он будет ехать от Шацка до Моршанска. Если бы ВВП слышал его виртуозные ругательства, у него бы уши свернулись.
Кратковременное облегчение наступило перед Нижним Новгородом. Но именно кратковременное. Знаменитая и разрекламированная пользователями Drom.ru трасса М-7 Нижний Новгород — Казань, оказалась логичным продолжением рязанских дорог.
Проехав мимо Нижнего Новгорода попадаем на трассу М-7. Несмотря на спустившиеся сумерки решаю продолжить движение, чтобы утром быть в Казани и иметь световой день для осмотра города. Основанием для такого решения послужила уверенность в хорошем состоянии трассы М-7, которая соединяет такие богатые города. Да и на Drom.ru её хвалили.
Ну что же, тем сильнее было разочарование. Первый кусок хорошего асфальта, попытка увеличить скорость и снова ямы, провалы, безжалостная тряска.
Господи, ну когда же это прекратится? Когда я наконец вырвусь за Урал к хорошим дорогам?
Объезжаю, кручу руль, чуть газ и снова тормоз — всё бесполезно кругом дырки в асфальте, и на одной из них, опять с боковым порезом уходит второе колесо за день. Запасная покрышка использована и продолжаем ехать на «банане». Первые 400 км от Нижнего Новгорода трасса М-7 представляет собой удручающее зрелище. Даже ямочного ремонта ещё никто не делал.
Остановились утром в хорошем мотеле в 200-х км от Казани. После нескольких часов сна, продолжили путь на «банане», но не в виду отсутствия шиномонтажа, а просто по дороге тупо негде купить резину. Нашли один магазин, но нужного размера не было. Вот и проехали на докатке более 500 километров. Знали бы японские инженеры, как мы на этих бананах по полтыщи верст проходим, да по таким дорогам — ахнули бы.
И вот въезжаем в Казань, за сто километров до города дороги стали превращаться в хорошие, можно отвлечь взгляды от дорожного полотна и сосредоточить внимание вдоль дороги, в поисках автомагазина.
Находим один почти на въезде, решаем брать здесь при любом раскладе, сил уже просто не было.
Цены «приятно удивили», более-менее приличный производитель стоит от 3 600 руб. за штуку и выше. Такое различие в цене между привычными домашними или краснодарскими смутило, решили взять Матадор Омку, тем более дилеры её очень хвалили, говорили, что 2 450 руб. — это просто подарок для нас. Да и переобуться для нас, как для клиентов, совсем ничего не будет стоить, всего каких-то 400 руб. за два колеса :)). Ладно, чем черт не шутит, может, наши и научились что-то делать? Купили и поставили.
Забегая вперед, скажу, что через 1 000 км я выкинул оба вновь купленных колеса на помойку, прокричав им вслед самое грязное и хриплое ругательство, навсегда зарёкшись иметь дело с отечественным производителем шин, под какой бы личиной совместного предприятия он не скрывался!
И заканчивая тему о дорогах в европейской части страны, а после Казани эту тему действительно можно прикрыть, выскажу мнение, что в западной части есть отдельные, отрезанные от других частей страны регионы с хорошими дорогами. Это Краснодарский край, Ростовская обл., Карачаево-Черкессия и другие южные регионы. Они соединяются с Москвой хорошей трассой «Дон» и М-4, по которой москвичи гоняют к морю.
Есть ещё хорошая дорога от Москвы на запад, тоже для столичных путешественников. А вокруг творится кошмар и бездорожье. Пытался я попасть с Сибири на юг через Волгоград — там дорог нет.
Пытался уехать по северу через Нижний Новгород — Казань, там тоже дорог нет.
А теперь внимание, вместе с вами любуемся поездкой по действительно прекрасному, красивому городу Казань. Великолепные аллеи в городе, изумительные виды, большое количество прекрасных и старых зданий в центре города полностью вознаградили нас за прошлые мытарства.
Это Петропавловский Собор. Фотография только частично передает красоту этой церкви. Столь частое в архитектуре Казани сочетание золотого с бирюзовым, здесь проявилось во всем великолепии.
А это прогулка по Казанскому Кремлю
Это самая красивая мечеть страны, поистине чудо света — Кул Шариф
Эта башня, единственное, что осталось от Ханского Дворца, всё остальное построено позже.
На территории Кремля рабочие здания Татарского Правительства, всё как в Большом Московском собрате.
А вот такие виды на город открываются с Кремля. Внизу здание Сельхозакадемии.
Поужинали в прекрасном ресторанчике на пешеходной улице, называется, по-моему, «Чайный Дом». Заведение в самом центре, а цены поражают своей скромностью, блюда — свои вкусом.
Рядом находилось здание Государственного Банка.
Дальше продолжили путешествие по пешеходной улице. Нельзя было не обратить внимание на удивительную колокольню Богоявленской Церкви. Колокольню, которую как будто перенесли из средневековой Испании.
На этом приостановили свою экскурсию и устроились в прекрасном мотеле «Гостиный Двор», где взяли два одноместных номера по 1 000 руб., и где были все услуги и удобства. Очень рекомендую. Если кто захочет, дам их координаты. Есть там и охраняемая парковка с видеонаблюдением — бесплатно.
Но разве можно ограничиться только одним выездом в этом прекрасном музее под открытым небом. Поехали в Кремль и ночью. К нашему удивлению, Кремль был открыт — гуляй внутри хоть всю ночь. Вот где можно назначать романтические свидания! Впрочем, молодежь Казани так и делала.
И утром тоже посетили некоторые достопримечательности. Хотя город готовится к Универсиаде и многое в центре разрыто или реставрируется, кажется, недели будет мало, чтобы всё увидеть и пощупать.
А это Большой Драматический Театр
Но есть и курьёзы. К примеру, видим на красивом, старом здании памятную табличку. Подходим, чтобы узнать когда построено, кто архитектор, а там написано, что в этом доме с такого по такой-то год жил некий местный поэт, имени которого я никогда и не слыхивал. А в этом старом особняке был слет пионеров в двадцатых годах, а там собирались какие-то рабочие. В общем к памятным табличкам мы и подходить перестали, ничего там не узнаешь.
Но это всё архитектура, здания, тени прошлого. А какие наблюдения сделали мы, передвигаясь по дорогам?
А вот культура вождения хромает на все четыре лапы. Как хотелось позвать сюда владивостокских борцов за использование поворотников! Вот, где бы они развернулись! Поворотники при перестроении не показывает никто, их как будто нет.
Происходит это так. Идет чуть впереди и сбоку машина и внезапно, без всякого уведомления световым сигналом, крутит руль в твою сторону. Педаль тормоза в пол, удивленное бормотание: «Да, что же он делает?». А оппонент, даже и не обращая на тебя внимания, катит дальше. И так происходило раз за разом. При нас впереди машина резко повернула в поворот направо без всякого сигнала и со второго ряда, прямо в бок идущему рядом кроссоверу. Тот остановился, бешено загудел. А нарушитель, как ни в чем ни бывало повторил попытку поворота, опять без всякого сигнала, на этот раз более удачно.
Спасает только то, что поворачивают они медленно и успеваешь среагировать. Хотя мелких ДТП, связанных именно с такими перестроения видели достаточно, всё это были дорожные притерстости бок в бок.
Ну вот ставим на навигаторе город Сим и, следуя его указаниям, продолжаем движение на восток. Как мы проехали следующие несколько сотен километров, я так и не понял. Сначала указатели показывали направление на Оренбург, затем на Актюб, потом ещё куда-то, просто тупо следовал указаниям на экране, девчушке из ящика я уже привык доверять и нисколько не пожалел. Это были легкие несколько часов поездки.
Дороги хотя и узкие, но хорошего качества, траффика почти нет. Катись себе и катись, наслаждаясь сельскими пейзажами и маленькими деревушками. Вот только антирадар постоянно тренькал.
Такого количества камер, как в Татарстане и Башкирии, нет нигде. Они стоят не только в городках, но и на развилках, на въездах и выездах из самых маленьких поселков. Вспомнился находчивый владивостокский автолюбитель, который утащил оставленную без присмотра полицейскую треногу. Вот бы где он развернулся! Хотя ему пришлось бы заказывать грузовик, т.к. его улов исчислялся бы даже не десятками, а сотнями надоедливых ящичков!
На трассу М-5 вышли в 180 км от Уфы, дорожное покрытие по прежнему хорошее, но движение уже плотное. На Урал въехали уже в сумерках. Хотели прикупить сувениров на местных базарчиках и спешили сделать это до темноты. Впрочем, совершенно напрасно, они продолжаю работать и ночью :). Купил себе набор рюмок из оникса и шкатулку из змеевика, очень красивые изделия. Прекрасная память и украшение дома.
Все уральские перевалы пересекли ночью, во избежание плотного траффика, и выкатились на Челябинскую объездную. Сама дорога вокруг города прекрасного качества, но в одном месте словил нехилую ямку. Осматривать колесо сразу не стал, оно совсем новое, всего сутки стоит, да и удар был не так значителен.
Памятуя о плохом состоянии дорог на восток от Челябинска, ехал не быстро и держался середины дороги, благо, движения почти не было. Под утро остановились в ночлежке «М-51», и на стоянке с огорчением увидел, что у правого переднего колеса вылезла преогромная грыжа. Да что же это такое! Всего один пробой и это отечественная залепень уже расползлась по швам! Нет, от таких колес добра не жди, впереди ещё несколько тысяч километров и от них надо избавляться, если хочешь доехать живым и здоровым. Решение проблемы перенесли на вторую половину дня. после отдыха, рассчитывая купить резину в Кургане, до которого оставалась какие-то полсотни километров.
Глава 5. Сибирь
Въезжаем в Курган во второй половине дня. Прямо на въезде большой магазин, захожу внутрь и вижу большие стеллажи с шинами — то, что надо! Но радость оказалась переждевременной. Большинство выставленных эспонатов, это те же самые изделия российской промышленности, спрятанные за красивыми иностранными названиями «Кордиант», «АМТЕЛ» и прочее. Более-менее приличные бренды стоят уже непозволительно дорого. Например «Yokohama» — 4 200 руб, а «Bridgestone» более пяти тысяч. Мда, на чем же они ездят?
Плохую ситуацию с шинами подтвердил и случай на шиномонтажке, где изношенный донельзя комплект «Континенталя», где рисунка уже почти нет, долго не могли продать, согласовывали с продавцом цену, а потом и вовсе отказали, сказали, что кто-то уже перекупил и будет на ней сезон ездить. Да, такой хлам и за сто рублей стыдно впихивать, только как докатку использовать.
Наконец, в третьем по счету магазине попался толковый парень — продавец, который, поняв наши требования, предложил пару «Goodreach» по 3 150 руб. Переобулись, плешивый «Матадор» Омского завода выкинули на ближайшую свалку и навсегда забыли об этих резинотехнических изделиях.
Goodreach показал себя прекрасно, хорошая жесткая боковина, доехал без проблем и сейчас катается по приморским дорогам :).
После Кургана проползли плохой участок под Бердюжьем и, хотя его подровняли грейдером, но всё же для моего Skyline это будет непреодолимые 18 км, если я решу катить его на запад своим ходом.
Омск проехали под утро и попали на прекрасную трассу М-51 Омск — Новосибирск. Раннее утро, скорость под 120, свежо, никакого траффика — ляпота. Как и по дороге на запад, месяц назад, прокатился по этой дороге с огромным удовольствием, только иногда, как кошмар, вставали перед глазами воспоминания о обломках асфальта на направлениях центральной России.
Перед Новосибирском остановились в мотеле Актин с левой стороны. Хорошие одноместные номера, душ, телевизор, тут же АЗС. Решили выспаться и отдохнуть до утра, чтобы вкатить в Новосибирск с первыми лучами солнца.
Новосибирск.
Хотя в Новосибирске и нет такого красивого исторического центра, как в Казани, но и здесь есть на что посмотреть.
Это Вознесенский Кафедральный Собор.
А здесь мы любовались очень красивым храмом Александра Невского. По своей архитектуре он напоминает Византийские Храмы 10-го века, которые мы рассматривали в Архызе.
Далее следуем в сторону Новосибирского Зоопарка, главной цели нашего посещения в городе.
Сам зоопарк не так уж велик, но находится в очень живописном месте, очень красив, благоустроен и полон самых разных зверей. Мы с удовольствием провели там время. Особенно мне нравилось наблюдать за моими любыми большими кошками: тиграми, пантерами, ягуарами, барсами и прочими гибкими и ловкими хищниками.
Вдоволь насладившись наблюдением животных и устав от пронзительных криков, выехали из Новосибирска на Кемерово. И здесь по дороге пошел снег, пока не очень плотный, но в Воронеже родственники изнывали в это время от 32-х градусной жары и молили о дожде. Метаморфозы!
Мариинск и Красноярск
Снегопад, начавшийс под Новосибирском, продолжался до самого Мариинска. Ещё проезжая эти места по дороге на запад, очень хотел посетить Музей, посвящённый узникам Сиблага, днем, поэтому гнал как можно быстрее, чтобы попасть туда засветло. Про дорогу ничего сказать не могу. Просто очень неплохая трасса, по которой можно ехать без ограничений. Первое заметное ухудшение у вас начнется перед Канском.
Кемерово проехали по краю. Именно в Кемеровской области вы найдете самый недорогой бензин в стране. Я заправился, как и в прошлый раз, на въезде в город у гостиницы Ермак по 23-00 р. Кстати гостиница так и не открылась. Может на крупном ремонте, а может закончила своё существование. Но в пригороде города видели 92-й бензин и по 22-90 руб.
Падающий снег мог осложнить посещение музея под открытым небом, да и на скорость влиял, поэтому запросил встречного дальнобоя о метеообстановки по ходу движения. К счастью, нам сказали, что в Мариинске снега уже нет.
И вот сам музей, там нет никакого привратника и часовня была закрыта, поэтому осматривали всё сами. К нам присоединилась молодая пара, тоже путешественники. Значит кому-то это надо, не зря открыли этот уникальный комплекс.
После посещения музея остановились в кафе неподалеку «Сели-Поели». У путешественников о нем были хорошие рекомендации. Но в этот день там гуляла компания местных молодых людей и, несмотря на то, что большинство из них были молодые женщины, мат-перемат стоял такой, что поневоле казалось, что они переместились сюда прямо из барака уголовников близлежащего музея.
Вполне неплохо поужинав, обнаружили, что свет в машине я забыл выключить и аккумулятор сел. А у меня электро-механический замок на капоте. С трудом и не с первой попытки открыли капот, попросили одного из гулявших внутри водителя белого Чайзера нас «подкурить» и продолжили дорогу.
Электро-механический замок на капоте — это зло. У нас ещё пару были проблемы с его открытием в связи с небрежностью и забывчивостью при остановках. Такие сейчас уже и не ставят, только механические. Я уже начал задумываться, чтобы спилить его к чертям.
Из отчетов дромо-путешественников, я знал, что в Красноярске есть парень. по имени Илья, влюбленный в местные края и большой энтузиаст, который оказывает услуги гида для желающих посетить местную достопримечательность — Заповедник «Красноярские Столбы». Чтобы попасть на такую экскурсию, пораньше остановились в гостинице без названия, у въезда в Ачинск, слева. Мотель оказался не только без названия, но и без сервиса с весьма плохой кухней. Всё компенсировала цена за «полулюкс» с удобствами в коридоре — 900 руб. Но советую тем, кто любит отдыхать с комфортом, проезжать его. Далее мы увидели несколько мотелей справа по ходу движения. Наверняка один из них придется вам по душе и кошельку.
По выезду из Ачинска позвонили Илье, его телефон оставил один путешественник, гнавший «Скай» с Сахалина в Новосибирск. Илья дал нам свой домашний адрес, и мы забили его в Навигатор. Следуя указаниям девушки из ящичка на лобовом стекле, подъехали к нужному адресу и, взяв Илью, направились к заповеднику. По дороге Илья предупредил о хромающей культуре вождения в городе, но знаете, всё познаётся в сравнении. После Казани местные водители показались нам вполне адекватными людьми. Движение не такое быстрое и хаотичное, как в Владивостоке, а поворотники при перестроении, в отличие от казанских коллег, водители показывают исправно. Поэтому можете смело планировать поездку в Красноярск. Тем более, что город большой, с красивыми историческими памятниками и зданиями. Дороги в Красноярске вполне приличные. На одном проспекте мы насчитали десять полос движения — впечатляет!
Машину оставили внизу, перед заповедником. Со слов Ильи, в обычные дни можно подняться на 3 км выше, но сейчас, в связи с празднованием 9-го мая, движение вверх закрыто.
Чтобы попасть на Столбы, надо прошагать 7 км вверх примерно вот так.
Потом к первому столбу подняться вот по такой лестнице.
Представьте, что мы много дней просидели в машине, да ещё маме 68 лет, а ещё проползли, прошагали, карабкались по камням и горам ещё три км и потом снова семь км вниз.
Здесь мы увидели первый столб и направились прямо к третьему, следуя за нашим гидом.
На четвертый столб мы забрались, вернее, совершил восхождение.
По моим прикидкам, мы поднялись на скалу высотой около 50-ти метров. Вместе с нами, здоровыми мужиками, туда поднялась и мама, а с ней ещё одна молодая пара, которая присоединилась к нам по дороге. Вообще туристов там очень много и в основном молодежи, даже беременные женщины. Это приятно видеть, что так много людей предпочитают столь активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
Вот мы на вершине.
Вот по этому хребту мы поднимались.
А так спускались.
Дальше было посещение Столба Перья.
Скала под названием Ворота Льва.
Вообще здесь все Столбы и камни имеют названия каких-либо зверей или людей. Их черты вы можете увидеть, проявив немного фантазии. К сожалению, мне её явно не хватало.
Это Ворота Льва.
По преданию, если невеста встанет под камнем, который наверху, и поклянется, что она не изменяла жениху — то так оно и есть. Если она солжет, то камень упадет и придавит бесстыдницу. Услышав это, наша молодая попутчица прокричала своему спутнику, что она хочет это проверить и полезла к воротам, задорно крича на ходу: «Ну, спроси меня, спроси!». Потом она гордо замерла под воротами в ожидании вопроса. И тут случилось неожиданное. Под ней провалился снег и она, поскользнувшись, упала вниз. Парень только разочаровано произнес, что он и спрашивать ничего не будет и так всё ясно. Конечно, все смеялись, барышня покраснела. Но, как говорится, в сказке ложь, да в ней намек. Вроде анекдот, а такие пустяки запоминаются надолго.
Это Столб Дед
По ходу движения Илья очень много рассказывал о заповеднике, его истории и текущем состоянии дел, очень много встречных оказывались его друзьями или знакомыми. Мне показалась, что у них существует целый пласт микрокультуры людей, не просто увлекающихся, но живущих этими столбами, заповедником, лесом. Кстати, наша экскурсия, это только маленький кусочек того, что можно там увидеть. Сам заповедник просто огромный. Там есть и многодневные походы и сплавы по рекам. Было бы только время и желание.
Сейчас по туристическим тропам много стоянок, деревянных изделий: вырезанных фигур, скамеек, кафе. В одном таком кафе мы попробовали горячий сбитень. Это было так вкусно и, говорят, полезно, что я прикупил бутылочку домой.
Напоследок скажу, что мы получили огромное наслаждение, проведя весь день в лесу и карабкаясь по горам. Но не знаю, советовать вам повторить этот поход или нет. Сил уходит много и ноги болели ещё два дня. Я и сам не уверен, захочу ли я повторить подобное.
А это по дороге через город, отвозя Илью домой, мы увидели закрытую автобусную остановку. Она стеклянная, с дверьми и батареями внутри. Но видно, местному люду было в ней настолько жарко, что они уже выбили стекла и сломали двери. Эксперимент хороший, но, видно, преждевременный. Культура не доросла до таких успехов цивилизации.
Попрощавшись и расплатившись с Ильёй, мы отправились дальше, в сторону Иркутска.
Как по прежде, проехали плохой участок дороги перед Канском и несколько участков строящейся дороги после города. Помня о бездорожье между Замзором и Тулуном, ночевку запланировали либо в мотеле «У Петра», либо в Нижнем Ингаше, где по дороге на запад я заприметил пару отелей. Сначала попробовали остановиться в Нижнем Ингаше, гостиница «Баязет». И цены и номер устроили. За 1 500 руб получили двухместный номер со всеми услугами, халатами и ванными принадлежностями. Мама вообще сказала, что это был лучший номер на нашем пути. В в расположенном рядом кафе варили натуральный кофе.
Утром продолжили движение, пообедали в мотеле «У Петра», как всегда там было вкусно и недорого.
На прилегающей АЗС заправились, приспустил давление в передних колесах и вперед, — на грунтовку, которая начинается перед Замзором и продолжается большими кусками до Тулуна, протяженность этого участка около 150 км. По дороге видели местных жителей, которые торговали у дороги дарами тайги и угощали путешественников горячим чаем из дедовских самоваров, которые «кочегарили» на углях. Возле каждой такой «точки придорожного сервиса» стоял дым столбом от самоваров.
Проехали Тулун, далее началась вполне неплохая трасса до Иркутска. Город Усолье-Сибирское проехали уже ночью, но красивую церковь заметили.
А вот погонять на иркутских перевалах не получилось — пошел снегопад. Падающий снег стал стеной в свете фар, видимость снизилась до пары десятков метров.
Памятуя о неудачном опыте тестирования бурятских поз решили остановиться только в том кафе, о котором были хорошие отзывы. Таких на перевале было два: «Каретный Двор» и «Полина». Первым встретился «Каретный Двор». Сразу заказали по шесть поз и... опять неудачно. На будущее скажу, что мнение о неких вкусных позах, которые вы можете есть на всей территории Бурятия, мягко сказать, не соответствует действительности. Да, они есть, вкусные, из рубленного мяса, сочные, с бульоном внутри. Но надо найти такое место, где их делают. В большинстве точек общепита просто спекулируют на этой бесплатной рекламе в море Интернета, подавая посетителям большие пельмени под видом поз. Я даже затрудняюсь подсказать вам, как найти такое кафе, но, наверное, будет лучше спросить дальнобоев, эти точно всё знают.
Время было около трех ночи и стали держать совет, куда ехать дальше. Планировали заехать на бывший курорт «Саяны» в Аршане, но беспрерывный снегопад ставил под вопрос возможность отдыха там. А главное, где заночевать. У случайных посетителей кафе узнали, что в Аршане есть гостиницы, и решили ехать сразу туда, в любом случае отдохнем, а там видно будет
Глава 6. Бурятия и озеро Байкал
В Култуке свернули направо и проехав около 90 км въехали в Аршан. Поселок как вымер. По дороге видим объявление о пансионатах, светятся рекламы мотелей — но никого. Подъезжаем к первым воротам, на звонок никто не отвечает, звоним по телефону, указанному на листочке — в ответ недовольный голос произносит, что он не работают. Ещё одна светящаяся реклама и опять никого и ещё и ещё... Вот домик какого-то охранного агенства, опять тишина.
Заметили окошко ночного магазина, но женский голос внутри быстро протараторил, что она ничего не знает и, хлоп, окошко закрылось. «Город мертвых», — в страхе произнесла мама.
Наконец у ворот частного пансионата нам по телефону ответили, что могут нас принять за 2 500 руб. с выездом в 14:00. Платить такие деньги за шесть часов сна показалось крайне неразумным.
Мама говорит, что давай отсюда уезжать, здесь просто страшно. Но решаю ещё раз прокатиться до конца поселка. На повороте видим хлипкий деревянный мост. Проверил, вроде машину выдержит. Проезжаем мостик и попадаем в какой-то закоулок, кругом темень, высоченный колченогие заборы и колея постепенно сужается. У мамы начинается паника и тут замечаем адрес на воротах: Вересова, 23, который соответствует названию пансионата на рекламном стенде у въезда. Никакой вывески, но есть звонок на воротах Без всякой надежды жму кнопку и — о, чудо! — выходит бурят-охранник, и мы поселяемся в маленьком комнатушке на втором этаже за 1 000 руб. Прочитали рекламный проспект о местных достопримечательностях, взятый у администратора и легли спать.
В дневном свете всё оказалось не так страшно, ходили люди, работали кафе, виднелись снежные шапки Саянских гор. Для начала посетили расположенный неподалеку дацан Бодхидхарма.
По дороге везде нагромождение камней, в виде пирамидки. Это копия буддийского Субургана, ступы, изображающий представление о устройстве мира. И везде ярким цветет цветет багульник.
А вот и сам дацан.
Если будете посещать подобное заведение, знайте, что его надо обходить слева-направо. И вообще движение всегда должно быть именно в таком направлении, идете ли вы по территории дацана или внутри храма.
Это субурган, его также надо обходить слева направо несколько раз и загадать желание.
Проходя мимо этого «веретена», крутаните его по ходу движения и помечтайте, желание должно сбыться.
Этот дацан построен на месте древних шаманских обрядов, от которых осталось этот столб с бочонком наверху. Точного назначения его никто уже не знает, но в «бочонок» кладут записки с обращениями Будде.
Далее попили чаю в кафе «Новый Век», где официантка спросила нас, не знаем ли мы английского. Здесь оказалась американка с детьми, у которой были сложности с заказом блюд. Я ей помог разобраться с нашими правилами оплаты и мы немного поговорили. Оказалась. что она из округа Колумбия, город Вашингтон. Путешествует с мужем французом и четырьмя детьми. Пока муж с двумя старшими ходил на водопады, она ждала его в кафе. Мы немного поговорили, когда я сказал, что родом из Владивостока, то она обрадованно ответила, что знает. Это, говорит, там, где машины из Японии возят. Я, с улыбкой, подтвердил.
Далее мы поехали на минеральные воды «Жемчуг», находящиеся в километрах 40, за одноименным поселком.
К минеральным источникам ведт грунтовый съезд, длиной около 5 км. Там находится маленький поселок, есть базы отдыха, позные и продаются сувениры. Узнали, что источники с минеральной водой, где можно купаться нескольких типов. Сначала пошли в углекислотные. Переоделись в купальники и плюх в бассейн. Восторгу нет предела. Окружающая температура чуть более выше нуля градусов, а ты резвишься в теплом бассейне, где температура 55 грд.
Искупавшись положенные 15 мин, решаем перекусить в позной. Продавцы сувениров советуют «Урали». Вот здесь мы наконец поели настоящих поз, с бульоном, восхитительно вкусных.
В сероводородных ваннах нас не приняли, сказав, что перерыв между процедурами должен быть не менее шести часов. Ну чтоже, вот и повод задержаться здесь. Вернулись в Аршан, и мама настояла, чтобы посетить местный водопад, вроде очень красивый. Дорога туда заняла около часа. Сам водопад ничем не поразил, в Карачаево-Черкессии на «Медовых Водопадах» было гораздо эффектнее и красивее, но природа вокруг действительно красива.
Ночевать вернулись в тот же пансионат. Вечером пошли посмотреть телевизор и увидел, как за дверями сигналит машина. Зашел внутрь и вижу, что охранник смотрит телевизор, администратор ужинает на кухне, всем до ноги. Сказал о машине, охранник подлетел, открыл и далее смотреть боевик. Нет, со здешними кадрами никакого путного сервиса не выйдет, хоть какие дворцы строй.
Утром опять прокатились до Жемчуга, приняли сероводородные ванны, поели в понравившемся кафе поз и далее, в Иволгинский дацан. Напоследок посоветую купаться в бассейнах, потому как лежать в ванне 15 мин тоскливо, какой бы полезной она ни была.
Кстати кто-то спрашивал, чем лечиться псориаз, так вот на здешних минеральных водах он лечится вполне успешно, приезжайте, кому надо.
От Аршана до Култука и затем поворот направо на трассу. Опять продолжает идти снег и дует холодный ветер. А ведь уже 13-е мая. Опять поехали грунтовыми дорогами мимо суетящихся дорожников. Когда же здесь выстроят дорогу? Мне это напоминает вечный дорожный ремонт под Бикином. Пока одно строят, вновь построенное уже рассыпалось. Вечный двигатель.
Навигатор показывает, что время прибытия к Иволгинскому Дацану — 19:00, это, конечно, слишком поздно, и перед Выдрино поворачиваем направо к Теплым Озерам. До самой базы 5 км плохой полугрунтовки-полуасфальта. Там заселяемся в двухместный номер за 2 500 руб.
В самих озерах летом вода прогревается до 25-30 грд и это единственная возможность нормально поплавать, а не только пялиться на красивые байкальские пейзажи. Цены и сервис нельзя назвать щадящими. В сезон такой номер, как у нас, стоит 2 900 руб., а двухкомнатный — 3 400 руб., добавьте ещё 150 руб. в сутки за машину. Можно, конечно, устроиться в деревянных скворечниках по 1 100 руб. без всяких удобств, но это на любителя.
Взамен вы получаете три небольших озера, из которых более-менее благоустроенно только одно. Размер пляжа, если это можно так назвать, для одновременного отдыха человек десяти, а база вмещает не менее сотни. Но остальные могут разбрестись по кустикам. Есть прокат катамаранов, лодок, волейбольная площадка и... и всё, в общем. Сами озера имеют сложный и пока не изученный минеральный состав воды. Местный врач говорит, что этой водой он снимает тахикордию у больных. Глубина первого озера превышает несколько сот метров, а может, и более, дна эхолот не достает. Именно отсюда и повышенная температура.
Питание довольно дорогое, у нас за скромный и невкусный, честно скажем, ужин из двух блюд вышло 500 руб. на двоих.
Но как бы то ни было, а выбора нет. Кому не подходит, тот может быстрыми движениями, сунул-высунул, мочить ноги в озере Байкал и щелкать фотоаппратом. Хотя на любование окрестностями уйдет день, а что делать на следующий?
Утром выдвинулись в сторону Улан-Удэ, Наконец мама купила по дороге омуля холодного и горячего копчения, заявив, что повезет его в Владивосток. Едва эта рыба появилась в салоне, как я ужаснулся, что в этом аромате нам придется ехать ещё несколько дней и категорически попросил съесть это где-то снаружи и побыстрее. Но мне сказали, что обернут рыбку какой-то пленкой. В течении нескольких последующих дней её перекладывали туда-сюда, таскали в гостиницу, чтобы заморозить, тем не менее она «пахла» и вообще надоела мне хуже горькой редьки. На будущее со всех пассажиров буду брать страшную клятву, что они никогда не внесут копченого омуля в салон машины, а будут поедать его на месте приобретения.
Поймите меня правильно, мне, может, тоже нравится сыр с плесенью, но я никогда не буду отравлять жизнь окружающих вонью этого прекрасного блюда.
Но, конечно, сразу за Клюевкой выехали на берег Байкала. У меня хватило сил, чтобы выкурить сигарету бродя по берегу, чтобы честно понять, чем надо восхищаться и куда смотреть, потом ледяной ветер начал остужать мозги, мыслительная деятельность замерла, и, ни до чего не додумавшись, я поехал дальше.
Хотя нет, кое-что понял. Просто обычный берег холодного моря. Я с детства окружен подобным, сначала на Сахалине, потом в Приморье и то, что я видел, напомнило мне холодное Охотское море. Там тоже можно полюбоваться, но нельзя искупаться. Большинству местных жителей это не нравилось и они отдыхали на речках и озерах.
Может создаться впечатление, что озеро мне не понравилось. Да нет же! Если ехать сюда из Иркутска или Новосибирска, то можно прекрасно отдохнуть. Но я не понимаю всех захватившего стремления, обязательно в этом сезоне посетить Байкал, теперь здесь модно проводить купальный сезон. И из Приморья уже набивают багажом машину, чтобы в июне-июле посетить модный курорт. Проедут четыре дня на машине туда и столько же назад, потратив половину отпуска на дорогу, намочат кончики пальцев в ледяной воде , дабы не прослыть обманутыми дураками, будут всем говорить, как они недорого провели отпуск, демонстрируя свои посиневшие фотографии. С таким подходом никаких положительных эмоций не получите. Зато потеряете лишние деньги и пляжный сезон у моря.
А посему поехали к самому большому в России дацану — Иволгинскому. После обеда подъехали к воротам и начали экскурсию, как и положено слева — направо.
Дацан представляет из себя целый комплекс храмов и различных построек. На территории даже была столовая, где мы вкусно и недорого поели. Правила там не такие строгие, как в православных храмах. Мама внутри щелкнула фотоаппаратом. Кое-где играло радио, по которому пела «Виагра», так что первая настороженность и страх быстро прошли. Купили немного сувениров и далее, штурмовать бурятские перевалы.
Как только проехали Тарбагатай, повалил снег, сначала это было красиво, все сосны в хлопьях, а потом стало страшновато. Дорогу начала засыпать прямо на глазах. Помню, что по пути на запад, я гадал, что случится на этих подъёмах, когда покроет снегом. И вот мне в полной мере довелось это пережить. Первый крутой перевал мне удалось перевалить более-менее быстро, простоял в пробке не более 40 мин.
Его уже полностью засыпало, но полноприводная машина прошла без проблем. И тут навстречу пошли перегоны. По дороге из Владивостока я видел не более десятка машин, а здесь за какой-то час мимо прошло не менее полусотни, причем некоторые тянули на буксире ещё одну машину. Как они поползут в перевал? Наверняка все встанут.
Но перед вторым десятикилометровым подъёмом мы встали крепко. Сотни фур, легковушек, грузовиков столпились у подножия. Вот несколько более наглых выехали в объезд по встречке и полностью закупорили подъём и спуск. Стоим в полной темноте. Колея забита, со встречной полосы тоже нет движения. По рации слышим о провалившихся, застрявших, сползших в кювет. Наконец через час мы услышали по рации, что на нашей полосе несколько машин застряли, но встречка свободна. Выдвигаемся вперед и третьими по счету потихоньку ползем вверх. По сторонам смотрим, как хронику времен войны. Вот пара седанов, закопанных в колее. Вот несколько тягачей намертво увязли по самую ось, а вот один лежит в кювете, за ним ещё двое, потом ещё и ещё. Только не останавливаться, хоть еле-еле, но ползти. Если кто из нашей группы встанет, то он закроет последний оставшийся кусочек для проезда.
Наконец прорвались и покатились далее. Ярких переживаний хватили по самый край. Радовало только то, что бак был полон бензина, а в канистре ещё 20 литров. И в крайнем случае мы бы, хоть не замерзли.
Вечером проскочили Улеты, прошли Читу по объездной и остановились в двухстах километрах за Читой, в отеле «Пламенный Дракон», в номере люкс за 2 000 руб. Сам мотель неплохой, но персонал всё время что-то мучительно подсчитывал и пересчитывал, что утром, что вечером, и обслуживать посетителей им было некогда. Так что прихватите им в подарок пару калькуляторов, тогда на вас у них будет время.
Глава 7. Дальний Восток
Вечером продолжил движение, этот день должен был быть самым легким, ведь предстояло проехать всего лишь тысячу километров по недавно построенной трассе и заночевать либо в мотеле «Хуторок», либо «Меркурий». Но природа решила преподнести нам всю палитру красок, всё своё многообразие.
Сразу за Ерофеем Павловичем начал гореть лес, впрочем скорее то, что от него осталось, и дым встал стеной перед капотом. Лес здесь горит всегда, об этом я писал в своем первом отчете, но в этот раз природное несчастье усугубилось безветрием и весь дым опустился на трассу. Сначала «банный» запах сгоревших поленьев был даже приятен, но потом белая пелена заволокла дорогу и заполнила салон.
Едем десятки, сотни километров — но обстановка только ухудшается. Иногда видимость падает до двух-трех десятком метров и приходится снижать скорость до 40 км.ч.
Но если бы дело было только в этом. Я начал реально опасаться угореть. Ведь пожары вокруг на сотни километров и если кому-то в машине станет плохо, то выехать или вынести пострадавшего на чистое место будет невозможно.
Остановились на дозаправку у мотеля Уют. На АЗС к нам подошел один водитель из Самары и спросил: «Что вы тут почти местные, не подскажите, где можно найти работающее кафе, а то здесь всё закрыто, даже чаю не попросишь, кухня начнет работать только утром?".
Представляю, каково ему было ночью, в окружении густого дыма лесных пожарищ услышать мой оптимистичный ответ, что проехать надо будет всего 350 км до ближайшего кафе, и там он сможет выпить свою кружку чая или кофе. У него глаза на лоб вылезли, он как-то очень поспешно меня поблагодарил и скрылся в белом дыму.
От поворота на Архару до столовой Восток идут непрерывные, в том числе ночные, дорожные работы, асфальта становится всё меньше, грунтовки, грязи и съездов всё больше.
Ну а мы заехали по дороге в мотель «Хуторок», где позавтракали и остались недовольны сервисом, кухней, ценами в мотеле. В общем, избаловались мы в Европах, теперь нас койкоместо за 750 руб. с удобствами в коридоре не устраивало. Для тех, кто едет на запад, плохое состояние гостиничного сервиса по дороге от Владивостока до Кемерово будет не в напряг. Ещё не привыкли жить хорошо, и это кажется нормальным. А вот при движении на восток, удаленность, цены, качество обслуживание начинают напрягать. Всё-таки привыкли к сибирским и европейским автокемпингам.
Вблизи Шимановска пожары прекратились. В общем, в непрерывном дыму, мы проехали около 600 км. Наступило утро, по дороге красиво раскинулся цветущий багульник.
Мотель «Меркурий» вполне заслуженно влился в общий список. Люкс за 2 000 руб. с услугами в коридоре, без горячей воды и с неработающим общим душем.
После ночевки, а по другому это назвать нельзя, мы стали гадать, что ещё преподнесет нам природа. Несусветная жара была, снегопады и снежные заносы были, пожары уже прошли, что же ещё может быть?
И этим «ещё» стала непрерывная морось и туман, которые усугубили и без того не очень хорошую дорожную обстановку после Биробиджана и на въезде в Хабаровский край. Качество асфальта стало падать, появились ямы, исчезло ограждение и разметка.
Всё-таки трасса «Амур» развращает, после неё на все дороги начинаешь смотреть другими глазами. Ведь я проезжал и Хабаровский край и М-60 полтора месяца назад и особых нареканий не было. А сейчас? Но как я мог назвать бездорожье в Хабаровском крае — вполне приличными дорогами. Да там конь уже пару лет не валялся. Всё ухудшается и разваливается, а та пара единиц тяжелой техники под Бикином уже начинает вызывать смех. Это что, специально нанятая бригада актеров, чтобы создавать видимость работ и глаза отводить? Не лучше ситуация и на севере Приморского края — дорога узкая, вся в проплешинах заплат, неровностях, полустертой разметки. Кусочек хороших дорог появляется только в Спасском районе и далее опять ухудшение на подъезде к Михайловскому району. Где супердорога вновь построенной объездной граничит с грунтовками, опять бесконечными съездами, объездами, грязью и пылью. И опять, в процессе ремонта, асфальта становится всё меньше, грунтовки и скальника всё больше. Парадокс.
В районе Хора и Вяземского мы встретили несколько мотелей, но в «Провинции» мест не было, а в разрекламированной «М-60» принято «расчетный час: 12:00» Я проехал всю страну, жил в отелях по всему миру от Австралии до Англии и нигде не видел такой глупости. И вот нам, в восемь часов утра, говорят, что вы заплатите полную цену за номер до полудня и ещё одну полную цену после расчетного часа или ждите четыре часа до двенадцати. Так и хочется воскликнуть словами одного героя из кинофильма «Двенадцать»: «Ну бред же, бред!».
И далее обстановка не лучше, в гостиницах Бикина условий нет, цены превышаю 3 000 руб. за номер. А в свежепостроенном мотеле «Эллин» на трассе между Артемом и и Владивостоком, где с одной стороны дорога, с другой стороны пустырь или хоз.постройки, цена номера от 2 500 руб. до 5 000 руб. Есть теннисные корты, но, вдумайтесь, аренда корта в час — 1 500 руб! И о каком развитии туризма в Приморье мы можем говорить с таким бардаком в головах хозяев этих заведений.
Но есть и приятные моменты. При въезде на приморскую землю куда-то исчезли замотанные, тучные и суровые мадамы за стойкой администратора. Вас встречают красивые девушки, в изящном макияже, красивой одежде. Я начинаю вспоминать, что подъезжаю к местам, где живут самые красивые женщины в стране.
Кстати, очень не советую гостям города въезжать в город в темноте. После Уссурийска начинаются круглосуточные дорожные работы, много грязи, непонятных объездов, грунтовки. Потом отсутствие разметки, освещения, при подъезде к самому Владивостоку разметки нет вообще. Шесть полос переходят в две, потом опять в шесть, потом четыре и везде неосвещенные бетонные блоки, котлованы, дорожная техника. Даже я, местный житель, пропустил съезд на объездную Седанка — Патрокл, а уж у приезжего от всего этого просто крыша съедет. В общем, трасса очень небезопасна.
Зато, как только въезжаешь в город, в районе Второй Речки вы встретите красивую аллею, разноцветные огни рекламы, яркую иллюминацию, хорошие дороги. Город производит впечатление очень богатого, праздничного.
И в завершение моего рассказа, скажу, что нигде более, как в прилегающих к Владивостоку районах, я не встречал, чтобы при свободной правой полосе, машины плелись по левой, затрудняя движение другим водителям. Это чисто владивостокское ноу-хау, некий подвид местных упырков, которые произросли на нашей земле под влиянием какой-то аномалии.
Заранее извиняюсь перед гостями города за их неимоверное количество и соответствующее поведение. Относитесь к ним, как к местной экзотике, вроде белых акул, которые приплыли к нам в прошлом году, и обходите их по свободной полосе, сохраняя хорошее расположение духа и не портя себе настроение перед посещением нашего, действительно прекрасного в летнюю пору, города.
Всем читателям желаю всего хорошего. Путешествуйте, потому что неважно сколько лет ты прожил, важно, сколько ты увидел.