|
Пятьсот первая стройка,
Полуостров Ямал...
А я парень нестойкий,
Я на скрипке играл.
Мох, туман, редколесье,
Да этап налегке...
Я мелодию рельсов
Разучил на кирке.
Эй, полярные волки!
Вы не бойтесь огня.
В свою волчью светёлку
Заберите меня...
А. Розенбаум
В редакции от 04.04.2012 г.
Стрежевой, Новосибирск — 2012, Нягань.
Вступление. Мёртвая дорога
5 марта 1953 года. Скончался Сталин. Огромное потрясение для миллионов советских людей…
Секретная железная дорога «Чум — Салехард — Игарка» (строительство №501 и №503). Она же: «Трансполярная магистраль», «сталинка», «Пятьсот весёлая», «Пятьсот первая», «Пятьсот третья», «Северный БАМ», «Мёртвая дорога»...
Её строительство велось с 1949 года по решению Сталина. Доподлинно неизвестно, но предполагается, что Сталин планировал этой дорогой связать материк с планируемым морским портом в Игарке на Енисее. Этот порт был необходим на случай Третьей мировой войны. Находящийся в глубине страны, он представлялся Сталину малоуязвимым для противника в отличие от портов в европейской части страны, в Архангельске и Мурманске.
Стройка велась в основном силами заключённых ГУЛАГа. Механизация минимальная, в основном ручной труд. Каждые 5 км железной дороги строился лагерь с заключенными. Условия строительства жёсткие: дефицит материалов, тундра, вечная мерзлота, множество ручьёв, болот и рек, короткое и холодное северное лето, отягощённое всепроникающим гнусом, и продолжительная зима с частыми морозами за -40 и метелями. Дорога строилась по упрощенной схеме, практически без проекта.
Жёсткие условия строительства обуславливали высокую смертность. Умерших заключённых хоронили прямо в насыпи. «Мёртвая дорога» строилась на костях заключённых. По разным оценкам на её строительстве погибло до 100 тысяч человек.
Смерть Сталина поставила приговор для почти достроенной дороги (было построено 700 км из 1 300). Уже 25 марта 1953 года выходит постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ, расформировании лагерей и амнистировании заключённых. Нет Сталина, не нужна дорога.
Спешно эвакуируются люди и имущество со стройки. Что смогли вывезли, что-то уничтожили, а часть просто бросили в тундре…
Так и стоят, заморожённые в тундре и времени, бараки, вышки и колючка лагерей ГУЛАГа, перекошенная тундрой железная дорога, полуразрушенные мосты и семафоры и целые паровозы с составами… Музей коммунизма под открытым небом…
О маршруте, участниках и подготовке
О «Мёртвой дороге» я узнал где-то в 2007 году, прочитав отчёт об экспедиции новосибирского офф-роуд клуба в Салехард. Несладко им пришлось, как раз стояли морозы под -60. На Салехард они шли вдоль 501-й стройки по зимнику с Надыма. Меня потрясло, что так недалеко от меня находится такой интересный исторический объект! Начав добывать по крупинкам информацию в интернете, я загорелся идеей посетить эти места. Хотелось увидеть это всё своими глазами, почувствовать дух сталинской эпохи (да что там говорить, практически вернуться назад во времени на 60 лет!), увидеть эти самые паровозы, которым время нипочём…
А ещё я с детства мечтал увидеть полярное сияние. Помню один из телеуроков по астрономии для 9-10 классов (выходившие на 2-м канале в середине 80-х годов) был посвящён Солнцу и возникающими из-за вспышек на нём полярными сияниями на Земле.
Шло время, накапливались знания о дороге, природе возникновения и условиях наблюдения полярного сияния (вероятность его увидеть максимальная именно на Полярном круге (северном и южном)), сформировался автомобильный маршрут. В конце 2011 года я понял: «Пора!».
Было очевидно, что маршрут сложный (зимники, возможные метели и бездорожье, морозы и безлюдность на сотни километров) и в одиночку преодолевать его рискованно. Нужны единомышленники (3-4 автомобиля с экипажем минимум по 2 человека), да и в компании интереснее!
2 ноября 2011 года я открыл на Drom.ru тему о сборе желающих отправиться на север в путешествие по стройкам №501, №503 и посмотреть полярное сияние.
Маршрут предполагался такой: Стрежевой — Уренгой — Долгий — назад в Уренгой — Надым — стройка 501 — Салехард — покатушки на поезде по маршруту «Лабытнанги—Чум—Лабытнанги» — Лабытнанги — Мужи — Приобье — по домам.
Движение планировалось круглосуточное: днём осмотр достопримечательностей, ночью двигаемся и ждём полярное сияние, спим поочерёдно.
Основные объекты по маршруту такие:
В заброшенном посёлке Долгий Ямало-Ненецкого АО посещаем депо стройки №503, где с 1953 года стоят 4 паровоза с составами. До него идём на лыжах примерно 3 км от зимника.
От Надыма до Салехарда идём по зимнику вдоль стройки 501, полностью построенного и заброшенного участка железной дороги с множеством сохранившихся лагерей ГУЛага.
С Лабытнангов едем на поезде по маршруту «Лабытнанги—Чум—Лабытнанги» (единственному сохранившемуся и используемому с 1953 года участку «Мёртвой дороги»). Любуемся Полярным Уралом из окон и условиями строительства «сталинки».
Разумеется, на форуме сразу появились мнения, что мы на наших машинах («паркетниках») никуда там не уедем. Метель начнётся и нас там сразу заметёт. И вообще по зимнику можно передвигаться разве что на «Урале»-«лаптёжнике». А если ударит мороз, так спасемся, только если сожжем свои автомобили. А как сгорят, так всё, кранты… Советов было дано предостаточно, полезных и не очень.
Анализ метеосводок по Салехарду и Надыму за последние 6 лет в даты нашей экспедиции на самом деле говорил, что вероятность сильной метели невысока (1:30), температура в среднем держится -15...-25, с возможностью понижения в отдельные дни до -40..-45.
Желающие начали отписываться в моей теме. За месяц с помощью Drom.ru сформировалась наша команда:
Стрежевской экипаж: Я (Alex_626, Алексей) и мой товарищ Ринат (IRR), автомобиль Nissan X-Trail 2006 г.в.
Слева направо Ринат (IRR) и Алексей (Alex_626).
Новосибирский экипаж: Кезя (тоже Алексей) и Павел (он же Паха), автомобиль Subaru Forester.
Слева направо Паша и Алексей (Кезя).
Няганский экипаж («Ирландцы»): Андрей Чеклов и Игорь Самохин (наш кино-, фоторепортёр), автомобиль УАЗ-«Патриот» («Патрик»).
Слева направо Игорь Самохин и Андрей Чеклов.
Новосибирский экипаж отписался в этой теме первым, а няганский — последним. Были ещё желающие, но половина отсеялась сами по себе (как и предполагалось).
Уже на этапе общения, обсуждения поездки по почте, телефону я понял — ребята подобрались интересные, надёжные и целеустремлённые. Что и абсолютно подтвердилось в поездке — ощущение, что мы всю жизнь друг друга знаем.
Учитывая страшные советы, готовились к поездке соответственно: запас пищи и топлива для автономного проживания в тундре на несколько дней на случай метели или поломки, лебёдки, троса и т.п.
Чтобы все подготовились к экспедиции как следует, я составил План экспедиции (в виде word-овского документа), в котором описал план-график движения, требования к общему и коллективному оснащению экипажей, режиму и порядку движения и прочие организационные и технические вопросы. План очень помог. Благодаря нему мы почти ничего не забыли и почти всё предусмотрели.
Общаться между машинами решили по СВ-радиостанциям, а в поле — по переносным УКВ-рациям.
Так как наш маршрут проходит в приграничной зоне, а также по ведомственному зимнику «Ванкорнефть», мне пришлось добывать пропуск на нахождение в приграничной зоне в ФСБ и разрешение у владельца зимника. Кроме того решил заручиться поддержкой МЧС Ямало-Ненецкого АО, для чего зарегистрировал у них нашу группу.
О том, что для получения всех документов потребуется выполнить столько действий и потратить столько времени, я даже не предполагал! Временной запас в два месяца для оформления документов оказался нелишним.
Документы на пропуск в Салехард в ФСБ были отправлены в декабре по почте заказным письмом первого класса. До сих пор не дошли! Вовремя сообразив, что «Почта России» — это чёрная дыра для писем (и денег) я отправил в ФСБ ходатайство факсом. Удалось это не с первого раза, с телефонной связью у них тоже напряги, судя по всему, телефонная линия ещё со времён Сталина не модернизировалась. Да и телефонную трубку они берут только по праздникам (со слов прапорщика: «Работы у нас очень много!»). А электронной почты в ФСБ нет! Такая вот информационная блокада, всё для народа!
К счастью, с пропуском на зимник «Ванкорнефти» и регистрацией в МЧС все получилось без проволочек, легко и просто! Спасибо работникам «Ванкорнефть» и МЧС ЯНАО!
В итоге в предпоследний день перед поездкой все пропуска, разрешения и регистрации были готовы!
Официальный старт из Стрежевого был назначен на 9:00 27 февраля 2012 года.
Экспедиция День первый26 февраля 2012 года. Новосибирские и няганские экипажи вышли на маршрут.
На сегодня план такой... Новосибирцы приезжают в Стрежевой, ночуют у меня. Няганцы ночуют в Сургуте. Утром все выдвигаемся по маршруту и в Когалыме встречаемся.
День ничем особо примечательным не отмечен, разве что новосибирцы затратили 7 часов на преодоление Орловского зимника (90 км). Зимник плоховат, мягко говоря…
День второй
27 февраля 2012 года. 9:00 по томскому времени (здесь и далее время томское). Температура за бортом -20, ветер 2 м/с, безоблачно.
Фотографируемся с новосибирцами на Центральной площади города (носящей, как ни удивительно, имя Ленина) с флагом Оборонно-спортивного клуба «Десантник», под покровительством которого мы готовились, и отправляемся в путь (с задержкой на час от графика).
Планы на сегодня:
Встречаемся в Когалыме с экипажем из Нягани.
К утру следующего дня мы должны прибыть в район депо Долгий. Двигаемся без остановки на ночёвку.
На центральной площади Стрежевого.
Нагнав график в пути почти в означенное время мы встретились в Когалыме с няганцами.
Няганский «уазик» подготовлен без фанатизма.
Сделав совместное фото, трогаемся в путь. Не найдя по пути в Когалыме закусочной, решаем отобедать на природе.
Кушаем культурно. Мусор весь забираем с собой.
Дальше двигаемся без остановки — поворот на Ноябрьск, Губкинский, Пурпе. Здесь, на насосной станции «Ванкорнефти», мы получаем пропуска для проезда по зимнику вдоль трубопровода с Ванкора. Мастер трубопроводного участка инструктирует нас об особенностях езды по их зимнику, бешеных грузовиках под управлением шофёров «с юга» и с особой любовью — об особенностях прокладки трубы магистрального нефтепровода в условиях тундры. Мастер любит свою работу!
Несмотря на то, что мы прибыли почти через час после закрытия столовой, но специально для нас сделали исключение. Спасибо Вам, добрые работницы столовой! Отужинали мы вкусно и плотно. И обошлось это нам всего по 40-45 рублей на брата… Нефтяной коммунизм!
Двигаемся дальше. Коротчаево. А где пост ФСБ? А его убрали, оказывается! А я столько времени потратил на получение пропуска в погранзону…, ладно, может пригодится где-нибудь всё-таки…
День третий
Полночь. Уренгой. За бортом -17, штиль.
Здесь река Пур делит железную дорогу на 501-ю стройку (со стороны Салехарда) и 503-ю (со стороны Игарки). Основная часть 503-й стройки так и не была построена. На участке от Пура до депо Долгий есть только телеграфная линия, действовавшая до 90-х годов.
Нам направо, в сторону Игарки в депо Долгий, где нас ждут дореволюционные паровозы марки «Ов» («Овечки»).
Переправа через Пур перед Уренгоем платная — по 50 рублей за легковую. Проехав Уренгой, выходим в направлении Южно-Русского месторождения.
КПП Южно-Русского месторождения. 2 часа ночи. Ничто не предвещает сложностей — иду в КПП, объясняю, что мы автоэкспедиция, едем в сторону Красноселькупа и т.д. Ответ озадачивает: «А что это у вас за наклейки? Мы организации без письма на имя генерального директора нашей компании не пускаем! Езжайте через Заполярку!». Объясняю ему, что наклейки — они для обозначения автомобилей, что мы экспедиция, короче, для красоты, и что наклейки никакой юридической силы не несут, что мы частные лица, машины личные и никакая не организация и нам всего-то надо проехать через вашу территорию… И что через Заполярку нам мягко говоря не по пути — это крюк 500 километров зимника туда и 500 обратно. Да и с письмом-то не проблема — знали бы, естественно, написали. Но хоть бы кто, где в инете упомянул, что на этом КПП такие проблемы с проездом. Ни на красноселькупском форуме ничего не сказали, вообще нигде…
Охранник, посоветовавшись со своим начальством по рации, выдаёт: «Мы организации не пускаем! Езжайте через Заполярку! Там все ездят.» Пробую ещё раз объяснить, что мы НЕ ОРГАНИЗАЦИЯ, но понимаю — бес-по-лез-но…
К беседе присоединяется Алексей (Кезя), вдвоём ему пытаемся разъяснить, донести до него неправильность его мироощущения и миропонимания… Никак! Предлагаем снять наши наклейки. Не соглашается — «Я уже начальству сообщил. Вчера пропустил машину с наклейкой, так меня чуть не уволили». Но по охраннику видно, что он бы и пропустил бы нас, но страшно ему — строгий начальник не велит и обсуждать возможность нашего проезда не желает. Да и сам охранник признался, что частники на Красноселькуп без проблем у них проезжают. Но организациям нельзя!
3 часа ночи. Кое-как вытягиваем из охранника телефон его начальника, звоним — минут 20 беседуем. Бесполезно. Он походу решил нас обанкротить — с ним сколько не говори (а поговорить он любит), но результат будет нулевой. А телефонная связь-то недешёвая…
Пробую через МЧСников на них подействовать, прошу дежурного «Ямалспаса» посодействовать. В конце концов, по российским законам они не имеют ограничивать наше передвижение по территории России! Только где мы и для кого эти законы... Здесь они не действуют. Бесполезно. Их вариант — ждать утра, писать в их контору письмо и ждать пока его рассмотрит генеральный директор.
Во время всех этих переговоров замечаю на севере какие-то белесые отблески на небе. Полярное сияние? Или зарево Уренгоя? Но Уренгой светился красным, да и он западнее расположен. Может машины фарами светят так или сварка? В общем, понаблюдали отблески, так и не поняли, что это было.
4 часа ночи. Становится окончательно понятно — не пустят. У охранников есть власть, право поставить запятую во фразе «разрешить нельзя запретить» и они ею пользуются на 100%. Самовыражаются так. Да и мы лишнего наговорили, молчать надо было про экспедицию…
Решаем ехать в Уренгой и наутро договариваться с их руководством.
Уренгой недалеко, километров 10. Возвращаемся. Минут за 15 объехав Уренгой весь вдоль и поперёк, кое-как нашли таки их главный офис — называется их компания «Севернефтегазпром». Хорошее, современное здание, сразу видно — богатая организация.
Ночуем напротив их конторы всем табором, как цыгане…
Часов в 10, за завтраком обсуждаем дальнейший план действий.
Выход один — договариваться. Варианты объезда не рассматриваем — потеряем двое суток минимум.
Фото на память на фоне их конторы.
Небольшой делегацией идём в их контору.
Через охранника получаем ответ от начальника смены охраны, что «пишите письмо, будем рассматривать». Да уж, где-то мы это уже слышали…
Общаемся дальше с этим охранником, на предмет организации встречи с более высоким начальством. Дело идёт туго. Честно говоря, у меня в какой-то момент создалось ощущение, что всё — гуд-бай паровозы, эту стену мы не сломаем. Инициативу берёт на себя Алексей (Кезя) и, наконец, о чудо! Мы получаем приглашение на беседу с главным инженером их компании Сорокиным Анатолием Александровичем.
Поднимаемся к нему, начинаем беседовать… Всё! У нас уже нет никаких проблем с проездом! А для него эти паровозы тоже интересная тема, сам там бывал, показал нам фото тех мест, взял у нас одну схему того района («О, а у меня такой нет!»). На позитивной ноте попрощавшись, быстро покидаем Уренгой.
Голод не тётка, по пути останавливаемся отобедать в хорошем кафе на выезде. Название не помню, находится оно на втором этаже, лестница на улице. Внизу магазин. Кстати, интересная особенность — в меню уренгойского общепита обязательно присутствуют блюда из баранины. Сказывается огромное число водителей «понаехавших» сюда «с юга».
Сотовая связь здесь заканчивается, поэтому сообщаем родным, что исчезаем на двое суток. Смотрю в интернете солнечную погоду (www.meteoweb.ru/astro/sun002.php) — увы, прогноз для сияния неутешительный: на Солнце вспышек сильных практически не было, но солнечный ветер дует с хорошей скоростью. Это немного обнадёживает!
Наконец-то успешно проходим КПП, где дежурит другая смена. Так и не поняли, то ли люди другие, то ли наличие волшебного «согласованного проезда», но как-то по-доброму они нас пропустили.
Фотографируемся на радостях с охраной.
Посмотрите на этого счастливого человека! Мы прошли этот КПП!
Наконец-то, дорога! На сутки от графика отстаём, но это не критично.
Вокруг восхитительные пейзажи лесотундры. Небо ясное, солнце слепит, настроение отличное и боевое!
Дорога пока хорошая — бетонка покрытая «зимним асфальтом».
Замысловатые названия речушек.
Небольшой привал на чистку зубов.
Через 70 км проходим 2-е КПП Южно-Русского месторождения и выходим на зимник на Красноселькуп. Удивительно то, что никаких стратегических объектов между КПП нет. К чему такой жёсткий пропускной режим, непонятно…
Через некоторое время начинают встречаться следы 503 стройки — избы обходчиков заброшенной телеграфной линии «Салехард — Игарка» и телеграфные столбы.
Из любопытства, смотрим, что внутри избы — ничего интересного, нары да печка.
Столбы телеграфной линии без дела не стоят.
Зимник отличный! Не сравнить с орловским. Идём 40-50 км/ч. Зимник проходит в основном по лесу, открытых участков почти нет.
Провожаем заходящее Солнце, наступает ночь…
Движение на зимнике достаточно оживлённое. Уазик при разъезде сильно прижался к краю (хотя ширина позволяла разъехаться свободно) и в итоге припарковался аккуратно меж берёзок в сугробе под 90 градусов к дороге.
Пробуем его вытянуть нашим «Патриком», не получается — крепко сидит. Его вытягивает попутный КамАЗ. Едем дальше. На очередной переправе через речку организуется спасательная операция по подъёму фуры «Рено».
Непонятно, как он вообще сюда доехал? Такая фура, да на таких колёсах ни один подъём самостоятельно не преодолеет. Долго ж ещё её водителю ехать до Уренгоя!
Наконец на 83-м км зимника выходим на зимник «Ванкорнефть», быстро, без проволочек проходим их КПП и вот мы на финишной прямой в Долгий!
Поясню, что на зимниках в качестве навигатора мы использовали нетбук с установленной навигационной программой Ozi Explorer, работающей по генштабовским топографическим картам («Навител» эту местность не знает). Эти карты исключительно подробные, хотя и старые — как правило, 70-х годов. Но с тех пор мало что изменилось. Сталинская дорога на них обозначена как «недействующая».
Проходим ледовую переправу через Таз, на перекрёстке уходим левее. Наконец остаются считанные метры, по карте где-то здесь мы должны пересечь железную дорогу… вглядываемся… и вот она!
Первое пересечение железной дороги 503-й стройки.
Для зимника в насыпи дороги прорыли проезд, а рельсы срезали.
Поясню, что в районе депо Долгий к реке Таз выходят две ветки железной дороги (одна ведёт в депо, другая в село Седельниково, ныне нежилое). Эти ветки недалеко соединяются, а основная линия уходит в сторону Игарки, но через 15 км обрывается. Дальше ничего построить не успели.
Поднимаемся на насыпь — обнаруживаем, что под снегом есть рельсы. Откапываем — видим штамп «ДЕМИДОВА Н.Т.З. V МЦА 1914 ГОДА». Полагаем, что Нижнетагильский завод Демидова в 1914 году изготовил этот рельс.
Рельс из легендарной демидовской стали.
Двигаемся дальше — до второго пересечения с дорогой, где разобьём лагерь и пойдём в депо к паровозам. Приятная неожиданность — по азимуту мы двигаемся прямо на депо! Я предполагал, что мы пройдём примерно в трех километрах от депо, но зимник идёт прямо по берегу Таза. На удалении примерно 1,8 км зимник всё-таки отходит от реки и второе пересечение обнаруживаем в 2,2 км от депо (N66º 2.983´ E82º 10.254´). Несмотря на более дальнее расстояние от депо решаем расположиться здесь.
Выходим из машин и осматриваемся, зимник пересекает «сталинку» прям по насыпи. И вдруг! Я вижу светлую дугу на небе. Полярное сияние? Быстро всем говорю, чтоб полностью выключили абсолютно весь свет в машинах. Наступает полная темнота, смотрим на небо и наблюдаем его — наше первое Полярное сияние!
Фантастическое зрелище! Зелёная, яркая дуга постепенно разгорается во всё небо, играя и переливаясь оттенками. Затем появляется вторая дуга. Всё происходит медленно, неторопливо и в полной тишине. Создаётся полное ощущение космического движения Земли в солнечном ветре, разжигающем свечение земной атмосферы…
Достаём фотоаппараты и штативы. Первые снимки получились не самыми удачными и по резкости (оказывается у Кэнона «бесконечность» на объективе не в крайнем положении!) и по экспозиции. Да и фотография не может в принципе передать всей красоты этого захватывающего небесного шоу. Увы, видеокамера тоже ничего не увидела…
Сияние продолжалось минут 15 и закончилось постепенным угасанием.
Разбиваем лагерь, готовим ужин, отмечаем 100 граммами успешно достижение первых целей экспедиции и поднимаем тосты за успешное её продолжение.
Ложимся спать со спокойной душой и в отличном настроении! За бортом те же -17, ветер 2 м/с.
День четвёртый
28 февраля 2012 года. Подъём в 9 утра. За бортом -22, ветер 1 м/с.
Осматриваемся по сторонам… Красиво здесь! Вокруг невысокий редкий еловый лес. И тишина!
За машинами видна насыпь основной ветки железной дороги.
План на сегодня — днём лыжный поход в депо Долгий, вечером выезжаем в направлении Надыма.
Готовим завтрак, собираемся в поход. Погода идеальная — умеренный мороз, ясное небо, ветра нет.
Так как Ринат не любитель лыжных переходов, то он остаётся на базе: кашеварить, охранять машины, чтоб не растащили по запчастям, и нас страховать. Для связи с базой используем 2 УКВ-рации.
Обращаю внимание на лыжные палки Андрея (посередине) — натуральная берёза. ФирмА!
Берёза — лучшее решение для лыжника!
И ещё раз обращаю внимание на предыдущее фото. Игорь, он второй справа, наш фото-, кинорепортёр. Он по национальности наполовину узбек, большую часть жизни прожил на юге и на лыжи встал здесь первый раз в жизни!
Выходим в направлении депо. Сначала идём по лесу вдоль железной дороги. Первому идти тяжело — несмотря на ширину, охотничьи лыжи проваливаются местами почти по колено. Снег рыхлый. Поднимаемся на насыпь — здесь идти ещё тяжелее, снег ещё более рыхлый. Спускаемся назад, в лес. Периодически меняем первопроходца.
Наслаждаемся фантастически красивым лесом! Яркое невысокое Солнце, чистое голубое небо! Редкие и невысокие ели и берёзы сверкают миллионами кристаллов льда… На снежной целине встречаются редкие следы лесных зверей. Интересно, чьих? Не можем удержаться, теряем время, но каждые пять шагов щёлкаем фотоаппаратом. Суровая северная природа, это вам не Мальдивы…
Встречаются разрушенные мосты. Большинство мостов на дороге деревянные. Многие или разрушились со временем или сгорели в пожарах.
Первоначально я ориентировался, что до цели мы дойдём часа за 1,5. Увы, по такому снегу это оказалось нереально. Но время идёт незаметно, а навигатор подсказывает, что цель всё ближе и ближе.
Игорь ведёт подробную кинохронику нашего похода.
Занесенная снегом насыпь железной дороги.
Некоторые подъёмы даются нам с трудом.
Жаль, что в Узбекистане снега нет!
Мы находимся на высокой насыпи почти у самого депо. С неё видна река Таз, баржа, на которой переправляли заключённых. К ней мы не пошли, это отняло очень много времени — вниз очень крутой спуск и далеко.
И вот, ещё через 300 метров и 2 часа 40 минут перехода…
Это довольное лицо означает — мы пришли!
… мы увидели знаменитый радиатор трактора «Сталинец»!
Сеанс связи с базой: «Мы у цели!».
А за небольшим леском находится депо. В котором стоят те самые «Овечки», паровозы дореволюционных годов выпуска. Здание депо, увы, не выдержало испытания временем и не так давно рухнуло.
В депо два пути, на каждом стоит по два паровоза с составами. Правее на фото видны развалины депо.
Если открыть передний люк, то увидим дымогарные трубки.
Удивительное место… Здесь время остановилось! Но наше время идёт и пора возвращаться. Есть желание вернуться сюда, но уже летом.
Обратная дорога заняла куда меньше времени — 1,5 часа, по проторенной лыжне идти легко!
По приходу на базу — снежные процедуры.
Настоящий сибиряк из Иркутска.
Примеру настоящего сибиряка последовал наш настоящий узбек. Понравилось!
Адаптация к Сибири прошла успешно!
Пока мы были в походе, Ринат приготовил отличный супчик! За что честь ему и хвала! Но это ещё не всё — запасы «ирландцев» пополнились 30 литрами топлива.
История такая. Ринат у нас башкир. Мимо проезжал на большом тракторе другой башкир. А башкир башкира видит издалека! Разговорились душевно!... Башкир на тракторе уехал с наклейкой, а «Патрик» получил в качестве презента из Башкирии соляру. Увы, Икстрейлу не повезло — тракторную солярку не употребляет!
Ещё поясню, почему «ирландцы» стали «ирландцами». В дороге всегда очень хочется поговорить и о чём-нибудь порассуждать… Где-то на пути к Уренгою разговор зашёл о скрытом смысле сокращёния «Патрик» для УАЗ Патриота. Общий разум сказал, что что-то в нём есть ирландское. Если быть точнее, то имя Патрик ирландского происхождения стопудово… История умалчивает, правда это или вымысел, но с тех пор экипаж УАЗа Патриота получил «ирландскую» прописку навсегда.
Поужинав, перед отъездом решили изучить рельсы, торчащие в районе пересечения зимником. Рельс оказался 37-го года, начало сталинских репрессий…
Оставляем здесь на дереве нашу наклейку, фотографируемся и отправляемся в путь на Надым. Утром по плану надо быть в Надыме. На улице -17, ветер 2 м/с.
На пересечении железной дороги с зимником.
День пятый
29 февраля 2012 года. За бортом -16, ветер 2 м/с.
Уже за полночь проходим Уренгой. Сегодня у нас в планах:
Посетить экспозицию по 501-й стройке в Надыме;
Посетить сауну для приведения себя в порядок.
Выйти к вечеру на зимник «Надым — Салехард», на 501-ю стройку.
«Ирландцы» после Уренгоя ушли вперёд, помчались в гости в Новый Уренгой, а мы остановились в кафе поужинать. Утром в Надыме условились с ними встретиться.
Двигаемся дальше. После Нового Уренгоя сон начинает отчаянно клонить всех водителей. Решаем остановиться на сон. Всё-таки двигаться круглосуточно тяжело — как ни крути, а сон начинает наваливаться на обоих водителей одновременно. Спим часа три.
Рассвело. Доезжаем до Надыма к 10 часам. Созваниваемся с Игорем Кузнецовым, он нам покажет экспозицию по стройке 501. Договариваемся о времени.
Игорь Кузнецов — гуру в знании объектов 501-й стройки, да и многих других вещей, связанных историей ЯНАО. Он является учёным секретарём отделения Русского географического общества (РГО) в Ямало-Ненецком автономном округе. В составе экспедиции он летом проходил пешком весь маршрут от Надыма до Салехарда по 501-й стройке. По результатам экспедиции была составлена подробная карта расположения всех лагерей, объектов железной дороги. Масштабная работа!
Навигатор в Надыме выводит нас к «Дому природы», а нас там уже ждут! «Дом природы» что-то вроде клуба юных натуралистов. Это экспозиции по истории их края, мини-зоопарк с попугаями и та самая экспозиция на серьёзную тему.
Милые сотрудницы «Дома природы» проводят для нас экскурсию с рассказами о быте ненцев, устройстве ненецкого чума и правилах поведения (будем знать, вдруг в настоящем чуме окажемся!), о животном мире Ямала… Спасибо им большое, было очень интересно!
Рината в ненецкой одежде от настоящего ненца не отличить!
Дождавшись «ирландцев», идём смотреть экспозицию по стройке №501. Экспонаты производят впечатление: дверь карцера, колючая проволока, артефакты, привезённые с лагерей… Это всё свидетельства сталинской эпохи.
Напоследок Игорь нам даёт координаты наиболее интересных лагерей, и мы покидаем «Дом природы».
Теперь нам предстоит подкрепиться и найти сауну. Не без труда находим хорошую столовую и сауну. Сытые, чистые и посвежевшие покидаем гостеприимный Надым!
В 18:30 выходим на зимник «Надым — Салехард». Этот зимник протяжённостью порядка 270 км, населённых пунктов на всём его протяжении нет. За бортом -15, ветер 2 м/с.
Сегодня планируем успеть посмотреть один лагерь и встать на ночёвку. Следующий день весь посвятим лагерям и железной дороге.
Солнце идёт на закат, зимник отличный. Идём 40-50 км/ч. Опять попадаются машины «за бортом».
Этой «Татре» мы ничем помочь не сможем.
До темноты остаётся отчаянно мало времени...
Через десяток километров от Надыма, сбоку от зимника появляется железная дорога — насыпь и разрушенные мосты.
Проезжая мимо одного из мостов, видим, что к нему ведёт дорога. Решаем туда проехать, разворачиваемся и… Я соображаю, что это буранница и проезжаю мимо. Не успеваю предупредить по рации, а новосибирцы уже на ней. Предупреждаю, новосибирцы снижают скорость и… проваливаются, метрах в 15 от дороги. Намертво!
Выходим, оцениваем обстановку, но недооцениваем. Чтоб дёрнуть, заезжает ирландский «Патрик» и садится на мосты. Дабы не усугубить положение «Патрик» больше не буксует, обкапываем его.
Один копает, остальные руководят процессом.
Цепляем к «Икстрейлу» «Патрика» и без труда вытягиваю его на твёрдую поверхность.
Младший брат старшего спасает.
С «Субару» оказалось сложнее, «Патрик» его не осилил, но без проблем осилил «Урал», проходивший мимо.
Окончив спасательную операцию, пешком идём к мосту. Деревянный, специально разрушенный мост, чтобы сделать проезд. Подобных мостов нам в дальнейшем встретились сотни…
За мостом видна насыпь строящейся автодороги «Надым — Салехард». Строительство ведётся глобальное, отсыпается полотно, возводятся мосты. Туда-сюда носятся огромные самосвалы. Но особенность строительства автодорог в данном регионе такова, что отсыпка полотна ведётся только зимой, чтобы сохранить вечную мерзлоту. Иначе дорогу постигнет участь «Мёртвой дороги» — мерзлота растает и дорога «поплывёт».
Солнце уже зашло за горизонт. Наблюдаем красивое природное явление — солнечный столб, один из видов солнечного гало. Продолжаем движение.
Встречаем компанию нетрезвых ненцев на буране. Одежда у ненца, что справа, впечатляющая!
Андрей фотографируется с коренными жителями Севера.
«Министерский» мост. Легенда гласит, что с него при сдаче в эксплуатацию упала дрезина с министром. Министра спасли, а мост получил имя.
Мост интересен тем, что основной пролёт металлический, а опоры деревянные. Металлических мостов на этой дороге практически нет. Мы видели только 2.
В 21:00 достигаем первого сохранившегося лагпункта на разъезде Щучий. Здесь и везде проблемы посещения лагерей не было — везде были натоптаны тропы, при необходимости можно было идти и по целине, снежный покров не сильно глубокий.
Переодеваемся в тёплую одежду и идём смотреть.
На табличке написано: «Сей крест освящён и установлен на территории бывшего сталинского лагеря в честь празднования 2000-летия Рождества Христова. Никольский храм г. Надым».
Ходим по лагерю, пытаемся определить предназначение сохранившихся зданий.
Покосившийся барак для заключённых.
Внутри остатки нар и развалины печки.
Колючая проволока. Она кругом…
Ощущения от посещения сложные. Понятно, что в лагерях содержался разный контингент: и обычные преступники — воры, насильники, убийцы и политические заключённые, по сути безвинные. Но условия содержания шокируют. Могли ли тонкие стены временных бараков сохранять тепло в морозы за -40 и -50, которые здесь не редкость? Упомянутое где-то воспоминание о «примерзавших к стенам под утро волосам» не кажутся вымыслом. Наши ощущения хорошо передаёт следующее фото.
Покидаем лагерь с мрачным ощущением. Искать место для ночёвки будем подальше…
Находим стоянку с парой полуразобранных тракторов и базируемся здесь на ночёвку.
Ужинаем и поднимаем стандартные 100 грамм за будущие свершения. Вдруг опять вижу на севере зеленоватое свечение неба. Поднимаю новосибирцев (они уже успели лечь спать) — ждём небесного зрелища… Увы — свечение еле заметное, еле видное даже на фото с длинной выдержкой. Продолжения всё нет. Новосибирцы ложатся спать дальше («Разбудите, если начнётся…»). В итоге остаётся только Игорь, который продежурит всю ночь, но, увы, ничего не увидит...
День шестой
1 марта 2012 года, 9:00 утра, первый день Весны. Температура за бортом -23, ветер 2 м/с.
Завтракаем. Мороз не сильный даже по меркам Стрежевого, но кашу съесть всё равно не успеваем — замерзает она раньше.
Выдвигаемся в дальнейший путь по лагерям. Сегодня в планах весь день посвятить железной дороге №501.
Зимник идёт прямо вдоль дороги, иногда даже по её насыпи. Основная масса мостов разрушились, но некоторые сохранились в очень неплохом состоянии, хоть сейчас паровоз пускай. Если бы дорога не была заброшена, то поддержание её в работоспособном состоянии стоило бы больших усилий. Мерзлота с лёгкостью выдавливает опоры моста из земли на метр, так что рельсы повисают в воздухе. Тундра поглощает песчаную неустойчивую насыпь. А зимой эксплуатация осложнена частыми метелями, образующими труднопроходимые перемёты.
Мерзлота выдавила опоры моста. Рельсы повисли в воздухе.
Подходим к очередному сохранившемуся лагерю. Лагерь большой, на переднем плане нас встречает сторожевая вышка. Вышки стоят по углам ограждения лагеря.
Многие здания в полуразрушенном состоянии. Но в некоторых сохранились стёкла на окнах и печи.
За периметром лагеря расположены дома или вольно наёмных или персонала лагерей. Это бараки с комнатами с отдельным входом и печью. В одной из комнат мы заметили на окне отрывок газеты «Правда» (?) от 15 августа 1952 года. Газетами заклеивали щели на окнах, готовились к зиме 52-53 годов, которая стала последней в жизни лагеря.
Щели на окнах заклеивали газетами.
Крыши бараков покрыты деревянной черепицей — расколотые на тонкие пластины вдоль волокон деревянные чурки. До сих пор крыши успешно выполняют свою задачу.
Крыша до сих пор выполняет свою функцию.
В хлебопекарне, тоже расположенной за периметром лагеря, мы увидели печь и разбросанные формы для хлеба.
Возвращаемся к машинам и продолжаем движение. Зимник накатан отлично, широкий. Но встречные попадаются всё реже и реже. Из легковых встречались только рамные внедорожники, «пузотёрок» не видели ни одной.
«Дедмороздорстрой» потрудился наславу!
Возле ещё одного металлического моста на деревянных опорах («Генеральский»?) видим сторожевую вышку.
Поднимаемся на вышку и видим прямо и налево ограждение из колючей проволоки. Вдали виднеется ещё одна вышка. Лагеря внутри территории не видно — либо разобрали, либо сгорел.
Вдали виднеется ещё одна вышка.
Едем дальше. По пути берём тайник TR3278 (координаты N 65° 50.670' E 70° 28.433', сайт http://www.geocashing.su/). Тайник не сразу нашли, подумали даже, что его кто-то разорил, но он оказался спрятан ниже описанного места. Взяли спички, оставили фонарик и записались в журнал.
Неподалёку от тайника обедаем и обнаруживаем рельс 1913 года.
Едем дальше и наконец, километре на 120-м зимника, видим семафор! Странно, ведь разъезды каждые 10 км и на каждом разъезде должен быть семафор. Может, их все поснимали после окончания стройки?
За семафором, на дальнем плане виден разрушившийся мост. В механизмах семафора мы нашли ещё один тайник, не обозначенный в интернете — ли птицы, то ли животные запаслись на зиму брусникой.
Раскапываем снег и обнаруживаем рельс производства США 1911 года (или 1917?) и немецкий рельс 1931 года.
Солнце шло к закату, когда мы подъехали к лагерю у разъезда «Глухариный». Это последний лагерь, скоро стемнеет. Новосибирцы и Андрей решают не идти, остаются отдыхать.
Идём втроём. Лагерь тоже большой — есть зона, ограждённая вышками и колючкой, и рядом гражданские дома с отдельными комнатами.
Заходим внутрь — маленькая комната с отдельной печью.
Стёкла от времени «потекли» и искажают окружающий мир.
В одной из комнат обнаружили затянутые плёнкой окна, дрова и рабочую печь. Здесь видно останавливаются охотники.
Одно из зданий оказалось или столовой или клубом.
На стене обнаружили интересный автограф путешественников из Воркуты, братьев Пищулиных, оставленный в 1988 году.
Где вы сейчас, путешественники из Воркуты?
Идём на территорию лагеря. Упираемся в частокол с колючкой поверху и сторожевыми вышками. Так огорожен карцер. И всё это находится на территории лагеря, обнесённой двумя рядами колючки с двумя КПП (внешний и внутренний). Здесь зона особого режима!
Карцер. Окна закрыты колпаками, чтоб из камер не видно было, что творится на улице. Окна только для доступа света.
Входим в карцер… четыре тесных одиночных камеры и комната для охраны. В камере короткие деревянные нары, зарешеченное окно. Дверь, обитая железом изнутри камеры. Над дверью узкое, зарешёченное окно для вентиляции и отопления — печка находится в коридоре, камеры фактически не отапливаются. В сильные морозы были ли здесь шансы выжить?
Тесная камера, деревянные нары.
Двери камер закрываются с тяжёлым звуком. Сохранность потрясающая!
Идём дальше по лагерю. Находим бараки для заключённых состоящие из трех секций, в каждой проживало примерно по 20-30 человек. Всё разрушено, но можно угадать где были ряды нар. Сохранилась только печь, стоящая посередине.
Из окна барака видно свободу, но она за двойным рядом колючки.
Левее есть ещё один КПП — внешний.
С неоднозначными чувствами завершаем наши походы по лагерям, садимся в машины и берём курс на Салехард, осталось порядка 150 км.
Быстро потемнело, двигаемся нон-стоп.
Зимник хороший, широкий, накатанный. Но километров за 100 стали попадаться плохо укатанные перемёты протяжённостью по километру примерно. С виду страшные, но проходим их легко, даже не буксуем. Правда, двигаться по ним быстро мы не можем — подвески на наших «паркетах» жёсткие. Из-за этого «ирландцы» просятся вперёд — их Уазик здесь в родной стихии. Начинаем пропускать их вперёд. В зеркало вижу, что «Патрик» как-то сильно к краю зимника прижался, может стянуть с дороги, говорю про это им по рации… и через пару секунд слышу в рации: «НАКАРКАЛ!!!». В зеркало уже вижу, что фары Уазика набекрень…
Начинаем спасательную операцию. Откапываем, обкапываем. Уазик едет, но вдоль зимника, на твёрдую поверхность не может выскочить, верхние колёса не гребут. Встаём на подножки, загружаем их, и «Патрик» благополучно выезжает.
День седьмой
2 марта 2012 года. Температура опустилась до -26, ветер 1 м/с.
Продолжаем движение. Небо ясное. Вдруг вижу справа на небе свечение. Полярное сияние к нам пожаловало! Останавливаемся, наслаждаемся небесным зрелищем, фотографируемся… Эпизод полярного сияния длится примерно 20 минут. Дуги зелёного цвета плавно разгораются, играют. От дуг образуются лучи. Всё на небе плавно и динамично меняется и постепенно гаснет.
Экспедиция «За Полярным сиянием-2012» наблюдает полярное сияние.
Когда сияние сходит на нет продолжаем движение. Через полчаса опять начинается Полярное сияние, да какое! Динамика совсем другая. На небе загораются огоньки и начинают быстро «бежать» по небу оставляя зелёную «занавесь» с красноватой бахромой понизу. Фантастика!
Второй эпизод продолжался примерно десять минут. Двигаемся дальше. Через некоторое время снова разгорается Сияние! Теперь из машин не выходим. Разворачиваем машины в направлении Сияния, поперёк дороги (зимник пустой абсолютно), выключаем весь свет, прячем куртками все светящиеся приборы и лампы в салоне, наслаждаемся зрелищем… В итоге за эту ночь Полярное сияние мы наблюдали четырежды. Незабываемо!
Ближе к Аксарке зимник идёт по обским увалам и в итоге выходит на лёд Оби. Несколько километров ледового автобана, и мы в Аксарке. Отмечаемся на КПП и по асфальту едем в Салехард.
Прибываем в Салехард мы уже под утро. Находим стелу «Полярный круг» (хотя на самом деле Полярный круг находится чуть-чуть севернее) и фотографируемся. На часах 6:00.
Экспедиция достигла Северного полярного круга.
На сегодня по плану поездка на поезде по единственному сохранившемуся и действующему с 1953 года участку 501-й стройки «Лабытнанги — Чум» и обратно, с осмотром из окон поезда окрестностей Полярного Урала, который пересекает эта дорога, и культурным отдыхом. После поезда (он прибывает обратно ночью) с утра смотрим Салехард и вечером отбываем домой.
Едем в Лабытнанги на вокзал. Цена поезда нас шокирует — туда только купе по 1 300 рэ, а обратно плацкарт за 800! Это грабёж среди белого дня! Да и наши финансы уже напевают романсы… Решаем не ехать и ограничиться осмотром Полярного Урала с Харпа.
Едем в Салехард, снимаем двухкомнатную квартиру за 5 000 рублей, располагаемся…
На осмотр Салехарда у нас целый день, Харп оставляем на завтра, а после него прямиком домой.
Салехард. Небольшой по населению городок (42,5 тысячи, что даже чуть меньше чем в Стрежевом) является столицей Ямало-Ненецкого автономного округа! Уютный, чистый, спокойный город. Понравился!
В Салехард пока что нет круглогодичной автодороги, как в 90-е в Ханты-Мансийск. Вообще, эти города похожи — смесь современных, красивых домов в центре и старых двухэтажных «деревяшек» и бараков на окраине… Правда, Ханты-Мансийск погламурнее будет.
Несмотря на малое количество жителей город достаточно большой по площади. Полагаю, что это связано с малоэтажностью застройки, город построен на вечной мерзлоте.
С магазинами в городе проблема. Пробовали найти хороший супермаркет, но не нашли. Наверно, его тут и нет. Купили всё на крытом рынке — и оленину разного вида (свежую у ненцев на улице, копчёную и колбасную внутри) и сувениры для родных. Цены, особенно, на сувениры, пугают! Да и выбор небольшой...
Покатались по городу, посетили местные достопримечательности.
На табличке написано, что этот самый паровоз работал на 501-й стройке. Но каким-то он искусственным и гламурным после паровозов из Долгого показался…
Экспозицию авиации в аэропорту.
Там же встретился нам ещё один собрат «Патрика», местное такси до Яр-Сале и Мужей.
«Патрик» встретил ещё одного брата.
Салехард. Эту «точку», вопреки многим мнениям, мы взяли!
В тот же день пообщались с местными телевидением и радио. Сюжет по ТВ вышел быстро, в 16:00, хотя обещали вечером, что даже не успели посмотреть. Хорошо, что удалось посмотреть утром. Переврали название моего Стрежевого, обозвали Стержневой. Ну да ладно, им простительно… А так хороший сюжет получился.
В музей им. Шимановского не пошли, экспозиции по сталинской стройке у них сейчас не было. В следующий раз обязательно побываем!
Побывали на улице Ангальский Мыс, где раньше был лагерь 501-й стройки, а жилые дома являются бывшими бараками этого лагеря. Мрачный район…
После четырех ночей в машине наконец-то отдыхаем в квартире. Располагаемся, отдыхаем, приводим себя в порядок, отмечаем, как полагается!...
Весь день шёл снег, была сильная облачность. Хорошо, что не поехали на поезде, всё равно ничего бы не увидели в такую погоду!
День восьмой
Утро, 3 марта 2012 года. На улице -27, ветер 1 м/с. Небо ясное! Ура!
Быстро собираемся и мчим в Харп. Основная программа поездки выполнена, теперь очень хочется домой, к родным! Поэтому в Харп планируем ненадолго, на час-два…
Ледовая переправа через Обь на дороге «Салехард — Лабытнанги».
Снова нас окружают пейзажи, глаз не оторвать — солнце, снег, ели, иней, тундра!...
А вокруг белым-бело и снегу намело…
После очередной горки на горизонте вырисовывается Полярный Урал — горный массив Рай-Из.
За Харпом находим дорогу, ведущую куда-то в стороны гор. Едем, но недолго. Дорога превращается в колею от Урала, дальше пробраться проблематично. Позже в интернете я выяснил, что эта дорога недалеко выходит на берег реки Собь.
Пытаемся сфотографировать хорошие виды гор, но тщетно — деревья всё загораживают.
Возвращаемся в Харп и от случайного встречного узнаём, что недалеко есть дорога на рудник и поднимается она на высоту 1 200 м. Это именно то, что нам нужно!
Едем на КПП, естественно, нас там не пускают. Находим руководителя охраны и договариваемся с ним о проезде для нашей экспедиции с целью фотосъёмки. Очень кстати пригодился опыт переговоров о проезде через Южно-Русское месторождение в Уренгое!
Проезжаем КПП и сворачиваем направо по рекомендации руководителя охраны. Ехать по их технологической дороге он настоятельно не рекомендовал… Дорога представляет собой колею от Урала, чего и следовало ожидать. Проезжаем, не без труда, метров 500. На одной из развилок застревает «Субару», вытаскиваем… «Субару» со второй попытки успешно проезжает эту засаду.
Проезжавший мимо местный на «Буране» предупреждает, что дальше дорога превращается в буранницу и ведёт она в Полярное (это станция железной дороги).
Мы в раздумьях. Хороших видов гор опять нет, дальше дорога выглядит вроде вполне проезжабельной.
Дальше дорога выглядит вроде вполне проезжабельной.
Но всё-таки решаем приключений не искать, вернуться на технологическую дорогу и поехать по ней в горы… Да пусть нас простит начальник охраны, ослушались мы!
Дорога идёт стремительно в гору. На высоте метров в 200 пропадает лес, вокруг становится голо! Наконец-то нам открывается отличный вид на горы! Шикарно! Останавливаемся на небольшую фотосессию.
Едём в горы наверх дальше.
Пейзажи меняются один за другим, не успеваем головой вертеть и щёлкать затвором фотоаппарата.
Дорога начинает идти круто вверх. Встречные самосвалы «Скании», перевозящие руду, исчезают после перевалочной базы, дальше наверх ходят только «Уралы», подъём очень серьёзный.
Поднимаемся до высоты 510 метров над уровнем моря и у меня в «Икс-Трейле» появляется запах тормозных колодок. Видно из-за работы ESP, которая имитирует межколёсную блокировку подтормаживанием буксующего колеса, колодки и перегрелись… Останавливаемся, остываем…
Навигатор свидетельствует — высота 510 метров.
Пробуем подняться дальше но, увы, ни «Хитрила», ни Субару не могут одолеть небольшую ложбинку. Не хватает самой малости, буксуем и всё!
А «ирландцы» на «Патрике» уже давно заскочили наверх и обозревают, как мы карабкаемся. «Патрик» здесь в родной стихии, что тут ещё сказать…
«Ирландцы» забрались выше всех.
Ну нет, так нет! Уже давно пора ехать домой. Наблюдаем очередное солнечное гало, разворачиваемся и мчимся домой. Впечатлений и приключений на сегодня хватит!
Опять наблюдаем солнечное гало.
В Лабытнангах ужинаем в кафе — дорого, обслуживание как в советской столовой, но, как ни странно, очень вкусно!
Не без плутаний в 20:00 наконец-то находим выезд на зимник «Лабытнанги — Теги — Приобье» и начинаем путь домой.
Этот зимник ничего интересного не представляет. Широкий, выщербленный, скучный… Вокруг только пойма Оби, да редкие деревни. И так 650 километров. Зимник «Надым — Салехард» несравненно интереснее!
День девятый
Наступило 4 марта 2012 года. В темноте проскакиваем нужный поворот на Азовы и уезжаем в Горки… Долго не можем сообразить, где мы, как сюда попали и куда теперь ехать. Верное направление нам подсказывают из встречной машины: «Назад!».
На одной из многочисленных переправ через реки и протоки помогли гружёному всяким барахлом «жигулёнку» одолеть горку …
Обратная дорога всегда очень тяжела. Появляется усталость и начинает валить с ног.
Делаем остановку на сон.
В Приобье приезжаем уже в 17:00. Итого — на зимник почти сутки ушло вместе с ночёвкой.
Дальше у нас Нягань, где мы даём интервью местной телекомпании и оставляем «ирландцев» — они дома, их экспедиция закончилась.
Вкусно поужинав и немного передохнув у Игоря, нашего кинооператора, едем дальше до Ханты-Мансийска. Спасибо Игорь тебе и твоей супруге за тёплый, домашний приём!
День десятый
5 марта 2012 года. В Ханты-Мансийске делаем остановку в археопарке со скульптурами бредущих мамонтов. Для новосибирцев делаем небольшую обзорную экскурсию по Ханты-Мансийску. Надеюсь, им удастся когда-нибудь посетить этот город хотя бы на несколько дней, он стоит того!
На развилке на Горноправдинск прощаемся с новосибирцами. Им самая короткая дорога через Омск.
Примерно в 12:00 мы прибываем в Стрежевой, а новосибирцы прибывают в Новосибирск на следующий день, 6 марта. Наш пробег вышел около 4 100 км, у новосибирцев — 6 500.
Экспедиция закончена!
Эпилог
Вот мы и прожили те самые хроники «Мёртвой дороги», увидели её следы... На нас, участников экспедиции, это произвело огромное впечатление! Может быть, даже одно из главных впечатлений в жизни. Видеть те условия, в которых строилась дорога, жили и трудились её строители — это всё на грани разума и человечности.
Мы считаем, что все, что там сохранилось — это памятники под открытым небом, свидетельства нашей истории, и они должны быть обязательно сохранены.
Но, к сожалению, дальнейшее существование объектов «Мёртвой дороги» под вопросом. Историки, географы Ямала, путешественники и многие другие сочувствующие безусловно высказываются за их сохранение. Но для кого-то они никакой ценности не представляют.
Особую тревогу вызывает строительство железной дороги «Салехард — Надым» («Северный Широтный ход»). Если трасса железной дороги пройдет очень близко к «Мёртвой дороге» или вообще по ней, то всё попросту снесут для расчистки просеки под трассу и сопутствующие сооружения.
Есть ещё одна опасность. После завершения стройки автодороги «Надым — Салехард» эти объекты станут легкодоступны и со временем могут быть уничтожены безответственными туристами.
Мы надеемся, что будет принято разумное решение и эти свидетельства сохранят для потомков. Они должны знать историю, потому что: «У кого нет прошлого, у того нет будущего (с)».
Пусть больше никогда в России не повторятся стройки №501, 503, 507, 508 и т.д. Пусть власть в стране больше никогда не будет принадлежать единолично одному человеку. Пусть все решения всегда принимаются взвешенно и обоснованно. А человеческая жизнь и здоровье должны иметь наивысший приоритет.
Увы, с авторитарностью власти в России ещё нескоро будет покончено — последние выборы это доказали, да и русский народ любит царей с давних пор. Но надеюсь, что сталинские времена так и останутся призраком…
P.S.: Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить всех тех, кто помог в организации и осуществлении экспедиции:
P.P.S.: Сижу сейчас дома, в тепле, в комфорте, пишу отчёт и вспоминаю путешествие — как красив всё-таки наш Север. Есть что-то особенное там — суровый климат, бескрайние заснеженные просторы, метели, полярные сияния, людская доброта и взаимовыручка... Там понимаешь, как мы ничтожны по сравнению с Природой и Стихией. Но страшно хочется туда ещё вернуться и ещё не раз…
Странно, но я не хочу на тёплое море — хочу на суровый Север! Кто-то скажет «чудак»… Может быть… Хотя без моря тоже никак нельзя…
Куда и когда следующий маршрут будет? Игарка зимой, а 501-503 стройка летом? Или летом всё же на море рвануть? На Карское? ;)
P.P.P.S.: А пропуск в погранзону нам так и не пригодился…
Alex_626
04.04.2012 г.