|
ГЕРМАНИЯ
Только по километражу догадались, что едем по немецкой земле. Не заметили, в каком месте пересекли так называемую границу. На первой автостоянке по WС (все оборудование суперсовременное, не сразу разберешься, что к чему) поняли, что мы уже в Германии и до Гамбурга осталось 60 км. У нас нет путеводителя по Германии, нет карты. Немецкий язык не знаем. Будем по программе «Автороуд» ориентироваться.
Указателей на кемпинги нет. Свернули в г. Bad Bramstedt. На местной заправке узнали, что примерно в 3 км есть кемпинг. И, действительно, кемпинг Roland за 19 евро принял нас на ночлег. Хозяин — чистый немец (по-английски ни-ни) проехал на велосипеде, указал нам место для палатки и машины, душ, туалет и удалился. Кемпинг небольшой, чистый. Наше место оказалось у самой дороги, только ее не было видно из-за близко посаженных деревьев. Вот теперь мы в густонаселенной Европе, каждый ищет место под солнцем.
5 августа. 408 км
Ночью и утром шел дождь. Впервые оставили стол, стулья, скатерть, полотенце на улице. Всё промокло, конечно. После завтрака поехали в банк. Поменяли остатки норвежских и шведских крон на евро. Датские мы истратили все. В информационном центре г. Bad Bramstedt не оказалось карт, нам посоветовали информацию брать в Интернете, правда, дали каталог кемпингов этой местности. Купили перегоревшую лампу в переднюю фару. Мальчик продавец неплохо знает русский язык, жил в Казахстане полгода. Посоветовал вечером посмотреть на светомузыкальные инсталляции (бывшие предприятия, которые сейчас превращены в рекреационную зону). Мы видели подобное на фотографиях у нас в городе в фотографическом музее «Дом Метенкова». Это просто здорово! У нас в России превратить бы бывшие заводы в катки и бассейны! Нет, не стали оставаться до вечера из-за шоу в этом небольшом городке.
Выезжаем на немецкий автобан. Модельный ряд богаче и новее, чем в Дании. Чистые ухоженные машины. Отличная информативность дороги. Скорость 110-120 км в час. Огромные знаки «AUSFARHT» — это указатели на развороты и съезд на другую дорогу. Скорость не соблюдается, все идут в скорости потока. Не так педантично, как в Скандинавии. В Гамбург решили не заезжать. Проезжаем мимо этого портового промышленного города.
Едем в Бремен. Дорога становится узкой, так как идет ремонт встречной полосы. Из одной полосы сделали две и ехать сложно, много машин, фур, кемперов.
Мы в городе, про который знали из детства по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». Интересно было познакомиться с городом не по книжке. Бродили четыре часа по городу.
Поразил Собор Святого Петра своим размером и величием. В центре много мимов, фокусников, разнообразных развлечений. В Presshom купили атлас Германии и Европы. На будущее пригодится.
Долго не могли выехать из крытого паркинга.
Автомат не принимал никакие карты. Пришлось заплатить наличкой. Потом никак не могли выехать на нужную дорогу. На окраине города поговорили с водителями фур, которые изъясняются только на немецком языке. Выяснили, что нам нужно выехать на дорогу Е-22. Настраиваем навигатор на Амстердам. Навигатор показывает правильный километраж, только когда поставили ему задачу на платные дороги. Мчимся по автобану со скоростью 150 км в час, на участке, где снято ограничение 130 км в час. Но я сильно возмущена, драйвер доволен машиной, она просто едет как по маслу, в салоне тишина. Но все же снижает скорость, и мы плавно въезжаем в государство Нидерланды.
НИДЕРЛАНДЫ
Чудесные дороги, ухоженные земли вдоль дорог. Сворачиваем в ближайший городок Enter и остаемся в кемпинге с милой разговорчивой хозяйкой, которая впервые видит русских на своей кенгурятне. У нее кроме небольшого кемпинга содержатся кенгуру, фазаны. Всего за 9 евро мы остановились на вылизанной зеленой полянке.
6 августа. 230 км
Распрощавшись с хозяйкой, которая посоветовала нам поставить машину в порту Амстердама, отправились в путь. До Амстердама 130 км.
Оставив машину в порту, сели на бесплатную морскую «маршрутку», пересекли канал за пять минут и оказались у железнодорожного вокзала в Амстердаме.
Не буду описывать достопримечательности голландской столицы. Но скажу, что одного дня мало, чтобы узнать, увидеть и оценить этот своеобразный город. Смотрите фото:
Лучше уж такие туалеты, чем просто у обочины справлять нужду.
Площадь Дам и Королевский Дворец.
Квартал Красных фонарей.
Уставшие, полные впечатлений, вернулись в порт, где нас ждала машина. Уже вечер, пора подумать о ночлеге. Решили ехать в Роттердам, благо, до него 60 км. Изначально этот город не входил в наши планы. Но там живут наши земляки, которые любезно согласились нас принять и познакомить со своей страной. К сожалению, получилось так, что им срочно нужно уехать, но ключи они нам оставили у соседей. Поздно вечером мы были у крыльца их дома. Сосед объяснил, что с парковкой машин у них очень строго, поэтому утром лучше убрать от дома. Завтра воскресенье, разрешено до 12 часов утра быть на стоянке, в обычные дни до 9 часов утра. Нет, но если заплатить, то стойте, пожалуйста. Сегодняшний вечер прошел в домашней обстановке, правда, без хозяев квартиры.
7 августа. 90 км
Мы в Роттердаме — втором по величине городе Нидерландов. С 1968 года это самый крупный порт в мире. Роттердам раскинулся на обоих берегах северного рукава дельты Рейна, который называется Ньив-Маас. Берега соединены множеством мостов, туннелей и паромных переправ.
С утра совершаем экскурсию в город Делфт (почти пригород Роттердама). Прекрасный город, в каналах которого отражаются старинные дома, часто называют «голландской Фаенцей» (название этого итальянского города означает «фаянс»). Город знаменит искусством делфтской керамики — изумительного бело-синего фаянса с давней историей.
Долго не могли припарковаться. Городок небольшой, но все парковки заняты. В городе тишина, ни одного человека не видно. Чуть позже мы поняли, где народ. Сегодня воскресенье и все на утренней службе. Мы подошли к старой церкви «Аудекерк» в тот момент, когда закончилась служба. Выходили из церкви люди разных возрастов: от младенцев, тинейджеров до глубоких старцев. Нас поразил этот факт. Замечательно, что люди находят время и считают для себя важным в воскресное утро прийти на службу!
Мы на одной из самых больших площадей в Голландии.
С 1866 года в центре площади стоит памятник Хуго де Гроту (1583-1645), которого голландцы называют «отцом прав человека». Вокруг, как и в других городах, располагаются строения, типичные для центральных площадей.
Зашли в антикварный магазин, где местный любитель истории собрал плитку ручной росписи аж с 1620 года и теперь продает ее.
Игорь со знанием дела оценил качество старинной плитки и современной. Так вот, даже в Голландии (не только в России) раньше плитка была толще и прочнее, но зато сейчас красивее.
Прогулялись по городку вдоль многочисленных каналов, посидели в кафе, выпили по чашечке ароматного кофе.
И только собрались выезжать из города, но привлекли наше внимание люди, которые рассаживались вдоль каналов, ожидая чего-то. Мы задержались на час, не смогли оторвать глаз от проезжающих по каналу разукрашенных лодок из композиций цветов, плодов и т.д. Люди в них танцевали, пели, играли на разных музыкальных инструментах. Мы поняли, что попали на праздник цветов, плодов, урожая! Это было великолепно!
Ну, а теперь в центр европейской политики и дипломатии — г. Гаагу. Выбрали для посещения необычный музей под открытым небом Мадюродам. Это мини-Голландия — миниатюрный городок в прямом смысле слова. Мы просто как дети ходили с широко распахнутыми глазами от удивления. Великолепные замки и дворцы Гааги, набережные Амстердама, знаменитый сырный рынок в Алкмаре, польдеры с ветряными мельницами и многое другое. Попутно можно познакомиться с историей и культурой Нидерландов.
С девушками — артистками, развлекающими туристов в Мадюродаме.
Макеты выполнены до мельчайших деталей в масштабе 1:25.
Оказывается, музей построен на средства родителей юноши по фамилии Мадюр, погибшего в концлагере в годы Второй мировой войны. Музей открыт в 1952 году под патронажем королевы Юлианы. Вырученные средства идут на детскую благотворительность.
День сегодня солнечный, но ветреный, мы это почувствовали на гаагском пляже.
Вечер посвятили изучению достопримечательностей Роттердама. Проехали по самому молодому из всех роттердамских мостов — мосту Эразмус (800 м). Он уже успел стать символом города.
Удивили и кубические дома.
Архитектурный ансамбль состоит из кубов, которые, кажется, с трудом сохраняют равновесие на бетонных опорах. В этих кубах живут люди, что кажется совершенно невероятным из-за множества наклонных плоскостей.
Часть этих причудливых домов образует мост, соединяющий ансамбль со зданием Центральной библиотеки Роттердама.
Магазины закрыты, потому что сегодня воскресенье, прямо как раньше в Советском Союзе. Еле нашли кафешку, где съедаем по большой тарелке салата, забираем с собой пиццу и вечер проводим опять в домашней атмосфере, благодаря роттердамским Елене и Евгению. Спасибо вам, ребята, большое! Если бы не вы, вряд ли мы узнали и увидели так много нового и необычного!
БЕЛЬГИЯ
8 августа. 278 км
В городе Гент была изготовлена наша машина — «Форд S-Max».
Деревенской дорогой мимо кукурузных полей, красивых деревенек въезжаем в г. Брюгге.
На парковке за 4 евро оставляем машину на два часа, отправляемся знакомиться с городом. Брюгге в эпоху позднего Средневековья играл роль одного из крупнейших торговых городов и наряду с Венецией был богатейшим городом того времени. Новые строительные веяния его почти не коснулись, и он сохранил своеобразие, которое — благодаря развитию туризма — стало одним из важных экономических факторов. Старый город изрезан узкими каналами, его называют «Северной Венецией».
Гроте Маркт (Рыночная площадь), Ратуша, многочисленные храмы.
Пошел дождь, время истекает и вдруг, мы понимаем, что заблудились и не знаем куда идти. Зашли в необычный храм, где увидели вот это:
Случайно вышли ко Двору бегинок — скромный, обсаженный тополями двор — бегинаж. Бегинки — это одинокие или овдовевшие женщины, которые решили объединиться в общины, во многом напоминающие монастыри. Бегинки ухаживали за больными, воспитывали девочек-подростков, варили пиво. Рядом с бегинажем расположено озеро Любви с лебедями. Красиво!
Опоздали на стоянку на 20 минут, но квитанции на штраф не было. Не успели в этом городе купить магнитов и сувениров, хотели еще проехаться на машине по городу, но дорога вывела на автомагистраль и мы уже мчимся в г. Остенде (26 км. от Брюгге), который находится на побережье Северного моря. Остенде — торговый порт, в нем есть рыбачья и пассажирские гавани (сюда приходят паромы из Великобритании). Сегодня, несмотря на плюс 20, очень ветрено. Оставили машину на 20 минут (оказывается, и так можно, за 0,2 евро), думали выйти на побережье, а оказались на крыше какой-то виллы. Сверху наблюдаем:
Песчаный пляж, волнующееся море, желающих искупаться нет. Выезжаем из этого «южного» курортного городка в направлении г. Брюссель.
Пора подумать о ночлеге. Читали, что в Бельгии очень много кемпингов, но вдоль автомагистрали не видно ни одного. Примерно за 60 км до Брюсселя сворачиваем направо и едем 5 км. Видим надпись ROOM TEA. Останавливаемся, общаемся с людьми и выясняем, что это не кемпинг и не мотель, но мотель есть чуть дальше, едем в указанном направлении. И правда, вскоре видим флаг Евросоюза и Бельгии, знак «кемпинг» Groeneveld. Впервые за все наше путешествие на ресепшене строгая бельгийка попросила паспорт для регистрации. За 22 евро устраиваемся в своей палатке, авто рядом. Душ бесплатно. Среди палаток ходят косолапые утки, поглощают любое количество еды, брошенное им. Интернет только в баре за любую выпивку. Пьем в баре чай до отвала и общаемся с родными через скайп. В 21 час бар закрывают. Ужинаем на своей полянке стоя за столом, не охота было стулья доставать, подумали перекусим по-быстрому и спать. Тут из соседнего кемпера выходит мужчина и несет нам стулья. Стало очень неудобно, поблагодарили его за внимание и доброту, сказали, что все есть у нас. Также, нам не раз предлагали автокомпрессор, чтобы надуть матрац, на котором мы спали, так как Игорь каждый вечер ножками с помощью лягушки это делал. Баловство это всё буржуйское, да и после неподвижного восседания за рулем такая физзарядка в кайф.
9 августа. 153 км
Всю ночь лил дождь, думали, поплывем. Утро наступило переменно солнечное. Только успели позавтракать, как снова зарядил дождь. Кофе допивали в палатке. Погода в Европе неустойчивая, не знаем, как одеваться, оденешься по-летнему — прохладно, наденешь кофту и брюки — жарко. Опять же здорово, что гардероб с собой, удобно, когда захотел, тогда и переоделся.
В Брюсселе мы сразу увидели подтверждение тому, что Бельгия — одна из самых густонаселенных стран Европы. Что сразу бросилось в глаза так это: узкие улицы с плотно стоящими машинами, много чернокожих людей, много женщин в платках. Нам удалось припарковаться недалеко от центра. И вот, мы на одной из красивейших в мире площадей, внесенной ЮНЕСКО в список всемирного наследия — Гранд-Плас. Каждый четный год Гранд-Плас украшают цветочным ковром. Жаль, нынче не четный год.
Ратуша с 96-метровой башней была построена в 1449 г. Скульптура на фасаде, относящемся к эпохе барокко, воспроизводит сцены из истории города.
Теперь к Маннекен Пис. В самом деле, побывать в Брюсселе и не нанести визит писающему малышу — считается неприличным. Эта не раз украденная и вновь восстановленная фигурка возникла в XVII в. и, как считается, служит воплощением бунтарского духа брюссельских жителей. Принято, чтобы главы иностранных делегаций и представители международных организаций привозили милому проказнику национальный костюм своей страны или военную форму.
В последние годы у малыша появилась сестричка, Яннекен Пис, занятая тем же ритуалом. Она за решеткой, чтобы не украли.
Посетили церковь св. Николая.
Быстро летит время, переезжаем в другую часть города к Королевскому Дворцу, который высится в южной части парка Брюсселя, крупнейшего зеленого массива города, где некогда герцоги брюссельские устраивали свою охоту.
Доступ в Королевский Дворец свободный, посмотрели на богатые коллекции стекла, фарфора, серебра.
Едем к Атомиуму — увеличенной в 165 млрд. раз модели атома железа высотой 102 м. Поражает! В круглых павильонах выставка достижений 1958 года.
Мы туда не пошли, а вот посмотреть на экспозицию «Мини-Европа» с моделями знаменитых зданий — с удовольствием. Застряли там на 1, 5 часа. Так тоже можно познавать достопримечательности Европы.
Такой цветочный ковер будет в следующем году на площади Гранд-Плас.
На этом можно было, и завершить экскурсию по Брюсселю, но мы не купили знаменитый бельгийский шоколад. Драйвер упрямо сказал, что в центр второй раз не поедет. Очень уж хаотичное движение в столице и очень много ремонтных участков, так что навигатор такие кульбиты на улицах предлагал делать, что не приведи…. Ладно купим шоколад, например у Церкви Святой Катерины, но навигатор… привел нас в центр Брюсселя. Припарковались и зря заплатили, паркомат нам выдал чек до 9:20 часов утра. Оказалось, стоянка после 18 часов бесплатная. Вобщем, мы снова оказались на Гранд-Плас и гуляли теперь уже по вечернему Брюсселю.
Выехали из Брюсселя уже в девятом часу, покрутились прежде, не сразу нашли выезд. Решили по старому принципу, свернуть с автомагистрали и в небольшом городке искать кемпинг. Но ничего похожего не нашли. На узкой почти проселочной дороге остановили встречную машину, где находилась молодая пара, говорящая на шикарно красивом французском языке. Они пытались нам объяснить, где находится ближайший мотель, но по нашим лицам поняли, что лучше нас проводить. 7 км мы ехали за ними до г. Gembloux. Ох, какой приятный и красивый у них французский говор! «Мерси боку», дарим магнит Екатеринбурга и прощаемся с добрыми ребятами. Но цена за номер в отеле — 127 евро — нас не устраивает. Парень на ресепшене дает схему местности, где указывает еще один отель «Dinastik». Оказалось, в этом китайском отеле — ресторане ни одного свободного номера.
Выезжаем на трассу и на первой стоянке остаемся ночевать.
10 августа. 231 км
Как ни мала Бельгия, ее ландшафты поражают разнообразием. Мы продвигаемся на юго-восток, где высятся поросшие лесами средневысокие горы Арденны. Дорога напоминает Норвегию, извилистая, красивая! Быстро доехали до самого маленького города мира (так, во всяком случае, утверждают туристические путеводители) — Дюрбюи (8 200 жит.). Очень живописное местечко на излучине реки Урт.
Это место, похоже, любят активные туристы. Пока готовили завтрак на стоянке, наблюдали, как проезжают машины, нагруженные каяками, пасутся лошади. Видимо, и конные маршруты предусмотрены. Многие люди совершают утреннюю пробежку.
Городок действительно очень маленький, но такой уютный, чистый с множеством кафешек.
Из Дюрбюи магистраль ведет нас дальше по долине Урта в Оттон. Гордость этого урочища — множество карстовых пещер, что, впрочем, не редкость для Арденн, одна из которых — сказочная Пещера тысячи и одной ночи. Случайным образом попали на экскурсию в эту пещеру (как раз собралась группа), оставили в машине и фотоаппарат и видео, так что всё осталось только в нашей памяти. Мальчик- экскурсовод ведет свой рассказ на четырёх языках (без русского), но нам и так все понятно. Карстовая пещера со сталактитами и сталагмитами, довольно глубокая, с красивыми гротами! Приятный сюрприз сегодняшнего дня!
В не менее живописном местечке у подножия мощной крепости расположился городок Ла-Рош-ан-Арденн.
Крепость была возведена в XI веке и укреплена, когда здесь стоял лагерь короля Франции Людовига XIV. В XVIII веке австрийский император Иосиф II приказал уничтожить крепость.
Этот город еще знаменит тем, что здесь проходили бои и теперь находится музей, в котором собрана информация, документы и экспонаты Арденнской операции (1945 года). Операция немецких войск, проведенная 16 декабря 1944 — 29 января 1945 в Арденнах с целью изменить обстановку на Западном фронте, разгромив англо-американские силы в Бельгии и Нидерландах, и высвободить силы для Восточного фронта, закончилась сокрушительным провалом, и вермахт только впустую израсходовал ресурсы, которые могли бы пригодиться для обороны Германии от вторжения союзников.
В местном продуктовом магазине отдельно выставлены продукты, которые привезены из США, здесь, вообще, особое отношение к Америке Посетили и американский магазин
На этом наше знакомство с Бельгией заканчивается, пообедав в кукурузных бельгийских полях, въезжаем в Люксембург.
ЛЮКСЕМБУРГ
По дорогам разница в государствах заметна. В Бельгии трассы освещены, но качество похуже. В Люксембурге просто отличные дороги! Да, и бензин самый дешевый в Еврозоне — 1,3 евро.
На первой же заправке в магазине взяли каталог отелей, выбрали наиболее приемлемый по цене (60 евро) и уже через 15 минут разместились в уютном домашнем отеле на окраине Люксембурга. С хозяйкой, говорящей на прекрасном «картавом» французском.
Привели себя в порядок и поехали знакомиться со столицей Великого Герцогства. В Люксембурге проживает почти треть населения страны (вместе с пригородами — около 150 тыс. жит.). Наряду с административными, исполнительными и законодательными органами самого Люксембурга, здесь сосредоточены многие органы Евросоюза (в т.ч. Ревизионная комиссия, Европейский инвестиционный банк и Европейский суд).
По сравнению с Брюсселем здесь тихо, спокойно, немноголюдно. Оставляем машину на площади Черчилля.
Проходя через детский парк, с радостью и удивлением наблюдаем, как детишки, играя познают устройство шлюзов, переливания воды.
И еще удивление: на столбах висят ящички, а в них мешочки для сбора экскрементов собак. Так все просто: сходила твоя собачка, возьми пакет и убери. Ну, что тут скажешь, вспоминая нашу раннюю весну и вытаявшее из под снега…
Выходим на площадь Парадов. Эта площадь окружена кольцом уличных кафе и ресторанов. Не торопясь, дошли до уютной площади Клерфонтен, украшенную статуей великой герцогини Шарлотты с надписью «Мы тебя любим».
Отсюда открывается живописный вид на собор Нотр-Дам.
На площади Конституции возвышается монумент, вершину которого венчает изображение богини Победы — в память о павших героях. В просторечии пл. Конституции называют «Гёлле Фра», что означает «Золотая Дама».
Красивый вид на парковый комплекс в долине реки Петрюс.
Нижний город обошли по кольцу, туда спускаться не стали, уже прохладно, а мы оделись слишком по-летнему.
Еще раз прошли в центр к площади Гийома II. В центре площади высится конная статуя Вильгельма II, который, благодаря личной унии, был и королем Нидерландов, и великим герцогом Люксембургским.
В южной части площади находится здание муниципалитета — ратуша в стиле классицизма.
Прикупив сувениры и магниты, возвращаемся в отель и с превосходным люксембургским вином проводим вечер.
ФРАНЦИЯ-ГЕРМАНИЯ
11 августа. 555 км
Прощаемся с любезной хозяйкой и меняем свои планы. Первоначально мы хотели ехать в Трир, Кельн. Но уже насытились стариной, впечатлений и информации много в голове. Поэтому решили ехать на природу. На юг в Fussen (Германия). Из-за активного ремонта и строительства дорог, в Люксембурге навигатор путается и мы попадаем во Францию. Поняли это по номерам машин. Игорь фотографировал номер французской машины, вышел хозяин. Игорь объяснил ему, что мы путешественники, проехали такие-то страны, едем в Германию. Француз долго смотрел в нашу карту, потом сбегал домой принес ручку и листочек, написал, через какие города нам ехать в Германию. Поблагодарив мужчину, показали ему, что кадр с его машиной убрали из фотоаппарата Проезжаем французские городки: Bosse-Rentgen, Himeling, Mondorff.
Едем вдоль французских полей (пастораль Франции), выезжаем в Remich (опять Люксембург) и только после этого попадаем в Германию. Из-за строительства дорог пришлось покружиться (дважды проехали один и тот же 1 км тоннель). Пристроились за фурой и по узким улочкам немецкого городка наконец-то выехали на нужную дорогу — 8 автомагистраль, Е-52. 250 км мчимся по немецкому автобану, ограничение скорости 110, 120, 130. Автобан в основном, трёхполосный в обе стороны с разделительной полосой. Преобладают местные марки автомобилей: «Ауди», «Мерседесы», «BMW», «Вольксваген», меньше «Опелей». Останавливаемся для перекуса и переодевания на парковке (их, кстати, не так уж и много). Температура плюс 26 градусов.
Въезжаем в район виноградников. Перед городами Карлсруе, Штутгард очень интенсивное движение. После начинается двухполоска и движение спокойнее. Открывается вид на Альпы! Красотища! Въезжаем в Fussen.
Туристический городок в горах. Туристов больше, чем местных жителей. В информационном центре узнаем, как добраться до местной достопримечательности — Замка Белого Лебедя Scploss Neuschwanstein.
Съездили к замку (он в 5 км от городка), припарковаться негде, многие оставляют машины в лесу на обочине. Решили устроиться на ночлег, а уж завтра с утра осмотреть замок.
Устроиться удалось не сразу. Комнаты в домах сдают по очень высокой цене (87 евро), в кемпинге не везде есть места. Вместе с нидерландскими байкерами и японской семьей, которые тоже искали пристанища, устроились в одном большущем кемпинге Bannwaldsee (26 евро).
Мальчик на велосипеде указал нам местечко на берегу озера, ну уж очень оно маленькое, мы отказались. Тогда он нам предложил закуток с поленницей, с соседями итальянцами с одной стороны и немецкой семьей с другой. После ужина, променад по кемпингу. Несмотря на такое огромное количество народа в одном месте, чистота везде идеальная. В санитарном домике — комната для мытья посуды. Мужчины моют посуду, а если не хочешь мыть — опусти 0,5 евро в посудомоечную машину. Постирочная с машинами, конечно. Туалет, душ, пожалуйста. И такой комплекс не один, а несколько на весь кемпинг. Нет очередей, все спокойно, а главное чисто!
Уже стемнело. Идем на огонек. И опять удивление: играет немецкая музыка, диджей (пожилой мужчина) за пультом, продают сосиски, пиво, все сидят у большого костра. Костер разведен на большом жестяном листе, дрова подкладывают и поправляют вилами. Народ тихонько сидит, разговаривает. Никто не курит и не плюется! Все это на берегу озера, очень спокойно, тихо, романтично! Погрелись у немецкого костра и спатеньки пошли в палатку. Шумная итальянская семья уже отужинала, немецкая и не шумела вовсе, никто никому не мешает!
12 августа. 293 км
«На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит…»
Каждый год в этот замок в баварских Альпах приезжает более 1,3 миллиона туристов. Его построил «сказочный король» Людовиг II. Он хотел, чтобы в нем жил и работал Рихард Вагнер. Историю замка Нойшванштайн можно рассказать быстро. Хотя выглядит он издалека старым и загадочным, строительство его было начато в 1869 году и продолжалось 17 лет. Уже через несколько недель после смерти его первого и последнего владельца Людовига II замок открыли для посетителей, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы. Раньше на этом месте располагался средневековый замок Шванштайн («лебединый утес»), но во времена Людовига II от него остались только руины, которые сравняли с землёй, чтобы укрепить скалу.
Поднялись по асфальтированной дороге к замку (20 минут). Можно на лошадке в кибитке проехаться, но все же многие предпочитают пешком.
Вид с вершины великолепный!
Внутрь замка не пошли, много народу. Прогулялись по окрестностям. Здесь можно долго бродить. Есть разные маршруты для пешего туризма, можно в горы на фуникулере подняться. Для этого надо дня 2-3, но мы уже хотим домой. И хотя Игорю очень хочется хоть немного проехаться по знаменитой немецкой альпийской дороге (450 км), все-таки, мы направляемся в сторону дома. Альпийская дорога это уже другая история, другое путешествие.
Ставим навигатор на Прагу. Но за 50 км до Мюнхена, решаем все-таки, заехать в столицу Баварии.
Въезжаем в мегаполис через тоннель и паркуемся на Максимиллианштрассе, где расположены магазины Валентино, Картье и др. 4 евро за 1 час 40 минут. Спросили у мимо проходящего парня (оказался русским), что и где можно посмотреть в Мюнхене.
Весь центр в строительных лесах, жаль. Выходим на Мариенплац. В центре возвышается колонна Марии. В восточной стороне площади — старая Ратуша (1470-1480) с колокольней. Большая её часть была разрушена во Вторую мировую войну, затем в 1975 г реконструирована, теперь в Ратушной башне Музей игрушек. Северную часть площади занимает неоготическая Новая Ратуша (1857-1908) со звонницей, выстроенная по указу Людвига I вместо снесённых 24 домов. Знаменитые часы ратуши с 43 колоколами и 32 фигурками трижды в день дают увлекательнейшее «представление», разыгрывая сценки из жизни Средневекового города.
К машине во время вернулись, обошлось без штрафов. На улице пекло — плюс 29 градусов, в машине еще жарче. Как там купленный бельгийский шоколад?
Выезжая из Мюнхена, постояли в пробке, народ на уикенд едет что ли?
Хотелось купить баварского пива, да и продуктами надо заправиться. Сворачиваем в небольшой городок, ищем магазин, в нем, оказалось, работает русская девушка. Она подсказала, что есть недалеко торговый центр «Landshut» где мы и пиво и продукты купим. И хотя это немного не по дороге, едем в этот центр. В нем, чтобы получить тележку, надо в замок вложить 0,5, 1 или 2 евро. При возврате тележки в «стойло» — деньги возвращаются. И это практикуется повсеместно. Зато нет брошенных, бесхозных тележек на парковках.
На улице темнеет, сворачиваем в деревушку, но никаких кемпингов, никаких мотелей, только молодые косули перебегают из кукурузы в соседний еловый лесок. Рядом огромное поле. Если мы пристроимся здесь ночевать, то немцы нас не поймут. Опять выезжаем на автобан.
Знак «кровать» подает надежду. Сворачиваем в городок. В историческом отеле молодая пара в национальных костюмах, говорит, что мест нет. Но паренек через интернет ищет для нас адрес ближайшего кемпинга. Да, без интернета, без адреса кемпинги в Германии не найти. Кемпинг работает до 22 часов. Торопимся туда, в Campingplatz Straubing.
Строгий немец на ресепшене за 14 евро разрешает поставить только палатку. Машина отдельно на стоянке. О! Такого у нас еще не было. Неудобно, конечно, но ничего не поделаешь. И хотя подошедший молодой человек, предупредил, что сегодня будет пати, а значит будет шумно, мы соглашаемся, так как очень устали. Уже в темноте переносим необходимые вещи из машины на поляну. Ставим палатку, ужинаем. Отдаленный шум большого пати соблазняет посмотреть, как веселится немецкая молодежь. Мне представлялся большой танцпол и все танцуют, пьют пиво, слушают музыку. Но все оказалось иначе. Жаль, мы не взяли ни видео, ни фото.
Жители этого городка Штраубинг все в национальных костюмах, причем независимо от возраста от мальчиков до пожилых мужчин в замшевых капри на лямочках, в носочках и ботинках одинаковых, женщины в красивых платьях одинакового фасона, но разного цвета, на шее у них разной величины пряники в виде сердца. Оказалось, что в городе Straubing с 12 по 22 августа 2012 года проходит народный фестиваль — Volksfest. Сегодня первый день. Основное празднество проходит в парке, где специально для этого сделаны большие шатры с деревянными лавками, много разных аттракционов, много торговых лавок. В каждом шатре играет ансамбль, баварцы, сидя за столами, поют вместе с музыкантами, пьют огромными кружками пиво. Встают на лавки, братаются и поют! Забавно за ними наблюдать. Они просто гордятся своей родиной, своей страной, радуются, что живут здесь! Мы тоже попили пиво. И, хотя я не любитель сего напитка, мне пенистое свежее пиво очень даже понравилось. Одному баварцу было очень весело, он решил все кружки башней поставить, к нему тут же подошел секьюрити и попросил не безобразничать.
В 24 часа музыканты сворачиваются, официанты уносят по десятку кружек в каждой руке! Они такие тяжелые, как они умудряются?!? По мосту через реку, кукурузным полем, лесом и мы в кемпинге. Находим свою палатку. Рядом большая палатка с десятком раскладушек, ребята после фестиваля фестивалили всю ночь.
ЧЕХИЯ
13 августа. 292 км
Дождь задерживает выезд. Машинку к палатке не подогнать. Строгий немец ходит по территории кемпинга и все контролирует. Носим вещи в машину. У мусорных баков пожилой немец тщательно сортирует свой мусор: пакетики от чая в один бак, бутылки в другой, бумагу в третий. Ворчит, что все неправильно делают, что весь мусор в один мешок складывают.
Выезжаем поздно, в 11:45. Но уже через час на чешской границе, покупаем виньетку (425 руб.), нам чех наклеивает её на лобовое стекло. Здесь уже все понятнее, чехи и понимают, и говорят почти на русском языке.
Дороги другие, машины тоже другие: «Шкода», «Рено», «Пежо» преобладают.
Видим «Шевроле-Орландо», у нас еще не появилась она в продаже. Проехали Пльзень. Навигатор опять начал нас по деревенским дорогам кружить. На них, правда, тоже неплохо, растут яблоки, груши, но нам — то в Прагу надо.
Пришлось обратиться к местному пареньку, он довез нас до автомагистрали. Спасибо, брат-славянин! На автобане ограничение скорости 100. Навигатор упрямо ведет нас по другим дорогам. Едем по указателям на Прагу. Вдоль дорог много указателей на кемпинги и Panzion.
Мы уже в знакомой нам Праге. Ставим машину в закрытую парковку, правда, там тоже покрутились, такая стоянка большая и многоярусная, с первого раза не понятная.
Спешим на Староместскую площадь, где каждый храм и каждое здание имеют свою историю. К сожалению, посетить площадь, когда она пуста, не удается. Второй раз мы здесь и опять полно народу. Но зато мы успели посмотреть на 12 апостолов, которые появляются в окошках астрономических часов на Староместской ратуше, услышали красивейший перезвон колоколов этих необычных часов. Циферблат этих часов содержит массу занимательной информации — время до восхода и захода солнца, календарь, среднеевропейское и старобогемское время, фазы луны и Солнца.
Прогулялись по знакомым улочкам, купили сувениров, посидели в кафе.
На одной из площадей снималась презентация новой «KIA К-7». Шикарный белоснежный тонированный автомобиль. И съемка велась по-взрослому: по кругу камеры напольные, штанговые, скользящие по тросу высоко вверху, софиты, главные герои, массовка. Прошло несколько неудачных дублей, а потом всё задвигалось и пошло без остановки, и впереди всей массовки важно вышагивает мой драйвер, новоиспеченный актер Игорь.
В Праге все проще: русский язык многие знают, русских людей много, всё дешевле почти в два раза. В 19 часов мы еще раз подошли к часам, трубадуры протрубили в разные стороны свою мелодию, и нам пора ставить навигатор на границу, на Брест, до которого 835 км. Примерно в течение часа выезжали из Праги, строительство кругом и навигатор путается. Указателей на кемпинги не видим. У заведения Hotelinen притормаживаем, оказывается, это пивной бар, там подсказывают, что в г. Mochov есть мотели (в 3 км). И, действительно, в Sportbare есть отель, но у нас нет крон, а если платить евро, то почему-то выходит дороже. После долгих переговоров решили, что оплачиваем карточкой в соседнем более дорогом отеле, а они между собой решат, как конвертировать валюту. Нам это обошлось в 28 евро за довольно чистый номер с двумя кроватями и со всеми удобствами.
Отведали чешского пива
Тинейджеры отрываются пивом, заедая его вепревым коленом.
Карлов мост — самое известное городское сооружение, было построено в 14 веке. Мост сегодня украшен 30 статуями, пополнялся ими в течение нескольких веков, начиная с 17 столетия.
ПОЛЬША
14 августа. 563 км
С утра закупаем в местном супермаркете Albert пиво, продукты. Всё очень недорого и еда наша, в смысле похожа на нашу (любимый творог появился). Проезжаем чешские города: Podebrody, Iaromer, Nachot. Впервые остановил гаишник (или как у них назывется?) за легкое превышение скорости, пожурил немного и отпустил с Богом, потому что была виньетка. Представляю, что бы сделали в этом случае наши гаишники, остановив иностранцев. Через 127 км пересекаем чешско-польскую границу, въезжаем в последнюю страну Евросоюза — Польшу.
Едем не по главным дорогам, но с отличной разметкой и ровным полотном. Проезжаем аккуратные польские городки.
Навигатор уводит с 67 дороги на 46 узкую, довольно извилистую. Встречаются многочисленные указатели на кемпинги, мотели, парковки. Вдоль дорог голосуют автостопщики, девочки себя предлагают. И в Чехии, и в Польше видели много солнечных батарей, напоминающих наши теплицы. Все радары работают автономно, питаясь энергией Солнца. 67- ая дорога перестраивается глобально, серьезной техники нагнали, нам до такой еще, ой, как далеко.
Нам мигают польские водители, спасибо, впереди, и правда, гаишники. Забытые приемчики. В Польше тоже есть автомобильное братство. Это радует.
Чем ближе к нашей границе, тем больше похоже на нашу действительность: вдоль дорог продают грибы, ягоды, из машин летят окурки. До границы остается 285 км, вроде и немного, но где искать в Белоруссии ночлег ночью? Решили еще одну ночь провести в Шенгене. Сворачиваем в ближайший городок к отелю «Панорама», 3 звезды, номер за 85 евро! Ого! Едем дальше и нам везет. Останавливаемся в новеньком, еще не открытом отеле Artis с веселыми красочными буквами. Стоимость за шикарный номер в стиле хайтэк 25 евро (в переводе со злотых).
Металлическая стена сочетается с зеленой штукатуркой, ЖК-телевизор, кожаные кресла, широкая в меру мягкая кровать с белоснежным бельем и пушистыми полотенцами.
Необычный душ — большой блик лейки с тонкими струйками, без двери, небольшая прямоугольная раковина, крышка унитаза и мусорного бака с доводчиками. Видимо, этот новый современный номер нам подарок в последнюю ночь за границей. Спасибо, очень приятно!
15 августа. 525 км
Едем в направлении на Варшаву. Вдоль дороги много рекламы, ни в одной из посещенных нами стран такого нет. Дорога в заплатках. Надо постепенно привыкать к таким дорогам, скоро встреча с Россией. Навигатор нас провез по окраинам Варшавы, мы не стали сопротивляться. Остановились ненадолго на польской стоянке, туалет платный впервые за месяц поездки. И вот мы на границе. Народу немного. Все прошло бы быстро, если бы не вредный таможенник. Уже после проверки паспортов проехали немного дальше положенной линии, не поняли, где можно остановиться. Никаких запрещающих знаков не было. Подошли к таможеннику спросить, где можно поставить печать на чеки tax free, он их взял и удалился. Мы ждали его минут 20, смотрим, люди сами заходят в какое-то здание и почти сразу выходят. Я зашла туда, никаких проблем, просто, подаешь чеки, тебе ставят печать и ты свободен. Почему тогда мы так долго ждем? Подходим к домику, куда удалился наш таможенник, нам говорят, он обедает. Мы поняли, что здесь что-то не так. Задним ходом подъезжаем к окну (отъехали с той территории, на которой нельзя стоять), подходим к окну, нам подают наши чеки. Он нас так проучил. Вот по-человечески нельзя сказать? Что это мы забыли, куда приехали?
Дальше проверка машины. Польские таможенники в багажник даже не заглянули. Белорусские таможенники осмотрели и салон, и багажник машины, сказали, что пива у нас перебор, можно только три литра на человека. Но все осталось только в виде замечания. Покружились по Брэсту. Посмеялись над их деньгами: поменяли 100 злотых на 169 000 белорусских рублей. На 25 000 белорусских рублей купили продуктов. Такие необычные цены. Когда перевели, то поняли, что продукты очень дешевые: хлеб — 13 рублей, молоко — 10 рублей. Очень хотелось драников попробовать, но ни в магазине, ни в кафе не нашли. Задерживаться не стали, решили южной дорогой ехать домой, взяли курс на Гомель. Дорога прямая, по одной полосе в каждую сторону. Записи в дневник уже не могу делать, очень трясет. До этого спокойно писала во время движения. Дорога пустая, но все равно очень внимательным нужно быть. Совершенно неожиданно на нас понеслась фура со встречки, водитель уснул что ли, еле успели увернуться вправо и мужик опомнился вовремя! Только успели дух перевести, мужик на встречке в кювет уехал. Живой, вышел, ошарашенный из машины! Две белорусские машины остановились помочь мужчине. Вот такая монотонная дорога. Засыпают водители!
Вечереет. Никаких признаков жизни. Ни мотелей, ни кемпингов не видно. Решили свернуть в лес. Всё такое родное. Дров и комаров полно. Разбиваем палатку в белорусском лесу. Сегодня хигге у большого костра!
Такого нет ни в одной стране Европы! И все-таки, ощущение такое, что ворота в благополучный мир остались позади, мы въехали в свой мир, с его проблемами и заботами. Наверное, поэтому я долго не могла уснуть. Как-то сразу навалились мысли о том, что предстоит сделать дома, о том, что нас ждут родные, как мы соскучились по ним. Вообщем, пора домой.
РОССИЯ
16 августа. 582 км
Едем по М-10. Дорога местами километров по пять хорошая, а так вся в колдобинах. Вдоль дорог по обочинам женщины собирают мусор, поэтому довольно чисто. Видели и не раз гнёзда аиста, в одном даже два аиста! Так красиво! Встречаются стоянки, оформленные в белорусском стиле, с домиками, столиками. Вдоль дороги продают лисички. Остановились на стоянке. Игорь не удержался, пошел в лес пособирать лисичек, но, оказалось, что кабанов в лесу больше, чем грибов. Засуха. Но на жареху все же насобирал, заядлый наш грибник. Жара и сегодня. В воздухе чувствуются выхлопные газы автомобилей, это в Польше началось. До этого ни в одной стране такого запаха мы не осязали. На таможне нас даже не остановили, проверяют в основном грузовые автомобили. Видим надпись «РОССИЯ»! УРА! Мы приехали. Хоть всё напряженнее дороги, но наши
Едем по Брянской области. Наши водители едут с ближним светом фар, у белорусов это не принято. Дорога без разделительной полосы, по одной полосе в обе стороны. Глаз да глаз. Свернули в деревушку Овсиенково. Остановились у заброшенного дома. Посидели на завалинке, перекусили. У дороги купили ведро кисло-сладких яблок за 100 рублей. Минуя г. Брянск, поехали на г. Орёл. На дороге обычно, главная идёт влево, мы и поехали влево, но во время увидели кирпич в листве (там уже ехали встречные машины), мы свернули вправо. Слава Богу! Живы! Никакого указателя ни перед разъездом, ни на самом разъезде не было. Направление на г. Орёл и Москву мы, видимо, по определению должны знать.
Вдоль дороги встречаются отели, мотели. Сворачиваем в отель «Ласточкино гнездо», за 500 рублей нам предлагают будущий номер-люкс, там еще не все завершено, но есть двухспальная кровать и два стула. Туалет и душ на этаже. И поскольку уже проехали 500 км трудной дороги, да еще попали в грозу и ливень, условия нас устроили. Принесли в номер свой стол. Славненько поужинали и в мечтах об отдыхе на Волге уснули.
17 августа. 720 км
Мы на дороге А-141, о гаишниках встречные машины предупреждают. В г. Орёл отвратительные дороги. После г. Орёл до Покровского не плохая дорога, потом опять колдобины. В 13 часов въезжаем в Липецкую область. Липецк остаётся в стороне, но промышленные предприятия мы почувствовали, металлурги хорошо работают. Дышать нечем. Несмотря на загазованный воздух, вдоль дорог на плодовых деревьях вызрели груши и яблоки, но стоит ли их кушать? Проехав 20 км от Липецка, свернули в лесок на обед. Потом заехали на подсолнечное поле, каких очень много вдоль дорог, и сорвали 2 спелых головы подсолнечника. Да, простит нас липецкий колхоз!
Объезжая, г. Тамбов через Татаново, встали в долгую пробку в Нов. Ляде. Оказывается, укладывают асфальт. Запахи! Парень с девушкой автостопом путешествуют, взяли бы, да машина забита полностью. На дорогах преобладание русского автопрома. Безопасность в… Не буду выражаться. В 20 часов пересекли границу Тамбовской и Пензенской области. Дорога с Р-208, стала Р-209. Хорошей дороги было км 2-3, потом снова ухабы да колдобины. Дорога почти без разметки. Уже темнеет, хотя день для нас и прибавился ещё на час, но ночлег лучше искать при свете. Свернули в Лермонтово и не зря. Это музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы». В местной гостинице нет никакой воды, но мы все равно остаёмся. Устроились в уютной домашней комнате с двумя кроватями и тумбочками. Так все по-советски, по-родному. Вечер провели за чтением стихотворений М. Ю. Лермонтова, книгу взяли у администратора. Вспомнили школьную программу, начали читать драму «Маскарад».
18 августа. 530 км
С утра в гостинице пошла вода. Привели себя в порядок, позавтракали. Едем осматривать музей-усадьбу М. Ю. Лермонтова. Сначала осматриваем церковь святого Михаила. Все-таки, уютно и спокойно в православной церкви, по-родному как-то. Вход в усадьбу, где провел детство маленький Миша Лермонтов, стоит 20 руб. За отдельную плату можно посмотреть Дом боярский, церковь Марии Египетской, дом ключника. У входа в усадьбу милиционер предупреждает и рассказывает, как себя вести в усадьбе. Усадьба большая, ухоженная.
С удовольствием побродили по историческим местам, пытались представить себя в той или иной роли. В 17 км от этой усадьбы находится усадьба В. Г. Белинского. Вернулись в храм святого Михаила, посетили в часовне захоронения бабушки, дедушки, матери, отдельно на улице могила отца Михаила, где помещены стихи Михаила: «…Прости, прости! Ты мне дал жизнь, но не дал счастья… Ты сам был гоним…». Спустились ко гробу самого Михаила. Рано ушел из жизни Михаил Лермонтов, но как много успел сделать! Вот с такими думами, мы и отправились в путь.
Температура воздуха плюс 23 градуса. Видим первый указатель на Челябинск — 1 246 км в районе г. Пенза. Ура! Мы приближаемся к родным местам! Выехали на М-5. Иногда эта дорога радует разделительной полосой, а чаще пугает узостью и множеством фур, которые дымят как старинные паровозы!
За Сызранью в селе Печорском на саратовском водохранилище решили искупаться и пообедать. Первый встречный мужчина оказался пьяненьким и с бутылкой пива в руках, но с желанием нам объяснил, где «хреновый» спуск к воде и с пожеланием: «Будьте осторожны!» пошел допивать пиво. Спускаться на машине мы не стали, спуск и правда опасный. Ножками прошли к водичке, на берегу несколько лодок и одна «яхточка» под названием «Фартовый». Искупались в довольно чистой воде.
У национального парка «Самарская Лука» в районе г. Жигулевск остановились купить рыбки. Разговорились с земляками, впервые за месяц увидели машину со свердловскими номерами. Они путешествуют из Астрахани, Тамбова. Остановились в гостинице в Самаре. А мы не знаем, где нас застанет ночь. Есть в этом своя прелесть, но в России лучше, все-таки, заранее планировать место ночлега. Едем в направлении базы отдыха «Сосенки», расположенной на реке Сок, притока Волги. Проезжаем красивые коттеджи за высокими заборами (этакая местная Рублевка), базы отдыха и вот пляж базы отдыха «Сосенки». Всего ожидали от России, но такого … не видели давно.
Стоят пять больших баков под мусор, а вокруг под каждым деревом кучи мусора. Люди! Вы нормальные? Или вы живете последний день? Попытались найти чистую площадку для палатки, но тщетно. Рядом видим небольшую площадку, огражденную веревкой. Нерусский хозяин за 200 рублей предоставил нам место со столом и лавками, свет, воду и так называемый туалет. Спасибо огромное! Оказывается, это тот самый хозяин, который следит за пляжем. Но, по его словам, люди ничего не понимают, для них бесполезно ставить баки, они все равно будут все делать под себя. Правда, встречаются, но очень редко люди, которые увозят свой мусор с собой — говорит хозяин местного пляжа. Ну, что тут скажешь? Где, когда мы научимся сами, научим наших детей, внуков и правнуков любить свою землю!?!
Как-то быстро стало холодно, перекусив, в 22 часа мы легли спать. Но не удалось поспать, так как на другом берегу реки Сок песчаный карьер, где всю ночь шумно работают машины. Еле дождались утра и в 5 часов поднялись, чтобы быстрее уехать отсюда.
19 августа. 1 000 км
Температура за бортом плюс 8 градусов. Пишем маме сообщение, о том, что мечтаем о борще и жареной картошечке! С этой теплой мыслью едем 180 км по Самарской области, въезжаем в Оренбургскую область, проехав 60 км, въезжаем в Татарстан. Гаишников полно вдоль дорог. Бензин стоит везде по-разному от 25 до 27 рублей. Вот и Башкирия. Знакомая дорога. Несколько лет назад мы по ней ездили с друзьями в Соль-Илецк за арбузами. В атласе, по которому я отслеживаю дорогу, вышли на страничку с Екатеринбургом. Трасса становится напряженней, особенно перед Симом. Даже навигатор заглючил, направляет нас налево куда-то. Фура прямо перед нами решила начать обгон. Ну вот, никакой культуры на дороге! Переводим часы на уральское время. Перед Симом заехали в кафе, пообедали, отдохнули и в путь. Сегодня проехали уже 500 км. После Норвегии Сим нам не кажется страшным, вот только фуры поднимаются медленно, особенно старые фуры, которые уже нельзя выпускать на дорогу, задерживают все движение! После Сима через 20 км свернули с М-5 на Кропачево. Сразу меньше стало фур и машин. Хоть и трясучая дорога, но зато пустая. У минерального источника Кургазак набрали водички. В знакомом магазинчике купили любимого катыка и творога. Проезжаем мимо Янган-Тау «тещин язык» — да, норвежские дороги нас многому научили! В 20:45 въезжаем в Свердловскую область.
У Б. Тавры навигатор предлагает свернуть направо с основной дороги. Мы слушаемся, так как это на 30 км меньше, так домой хочется. Дорога хорошая, но по деревням сильно не разгонишься. В населенном пункте Рыбино и гаишники стоят, и дорога раздолбанная, видимо, ремонтировать собрались, наша скорость тем более снизилась. Проезжаем деревни, которых на карте нет — Бараба, Б. Карзи. Коровы, гуси по центру дороги гуляют. Лучше бы нам ехать по М-5. Совсем стемнело. У нас одна лампа от тряски, видимо, перегорела. Так с одной фарой почти в полной темноте добрались до знакомой освещенной дороги у торгового центра «Мега», и в 00 часов 30 минут мы у своего подъезда, от которого уехали 35 дней назад!
Наше путешествие закончилось! Теперь наступает самое приятное: раздача подарков, рассказ об увиденном!
Спасибо всем, кому хватило терпения дочитать. Желаем новых дорог, новых открытий, новых впечатлений!
Удачи всем и всегда!