|
Конец сентября. Маршрут из Москвы в Махачкала, а потом в горы. Расстояние — 1 800 км от МКАДа до въезда в столицу Дагестана. Выезд наметил на шесть часов утра. Ремонт дороги на Каширском шоссе в трех местах. Ремонтировали мосты. До моста через речку Ока езда без проблем. Дорога нормальная, по две полосы в каждую сторону. А после дорога разделяется: М-4 в Ростов-на-Дону и М-6 — Астрахань. Задача доехать до Волгограда. дорога по одной полосе в каждую сторону. Скорость теряешь. Идет много большегрузных автомобилей. Осенью много груженных с юга — овощи-фрукты. На юг полупустые. Много ДПС на дорогах. Не обгонишь, не превысишь скорость. На одном месте останавливает и говорит инспектор, что я превысил скорость, т.е. ехал по трассе со скоростью 103 км/час, по трассе положено 90. Я знаю, что по правилам каждое превышение на 10 км наказуемо. Но с точностью как педаль держать, чтоб было именно 99 км/ч? Особенно на подъем стараемся чуть превысить скорость. Но не езжу я 160 и выше.
До Волограда 1 000 км. При таких ограничениях на дорогу уходит более 12 часов. В Волгограде доехал к гостинице к 21 часам. Имея телефон гостиницы, позвонил, чтоб место оставили для ночлега. По Волгограду длина 60 км. Там имеется объездная, но никому в данное время не советую.
Утром следующего дня из Волгограда выезжаю в сторону Элисты — Калмыкия. Дороги по Калмыкии — вокруг степь. Дороги в общем нормальные. После Москвы машин мало, воздух степной теплый, легкий и приятный. Хочется ехать быстрее, дороги свободные, никаких пробок, как в больших городах. Но за скоростью слежу. И для себя надо, и идут постоянные проверки скорости по видеонаблюдениям, дорожной полиции достаточно.
Элисту объезжаю согласно дорожным знакам. В город въезд транзитному транспорту запрещен. Объезд достаточно большой. Скорость по объездной ограничена. Следить за знаками. К сожалению, линии на дороге стертые, не видно иногда, поэтому следить надо за линиями. Видно, кому-то выгодно, чтоб нарушали, выполнять просто так план, по сбору штрафных денег.
Часто вижу такие размазанные дорожные знаки.
На административной границе Калмыкии имеется пост, там выборочно проверяют. Я проехал — не остановили. На дагестанской стороне тоже пост, но там никого нет. Раньше не только проверки документов и всю машину чуть ли не наизнанку, потом еще регистрация.
Дальше от границы — первый крупный поселок Кочубей, дороги разделяются на Южно-Сухокумск и дальше в Ставропольский край. В 1970-е годы, помню, надпись на магазинах в Кочубее дублировалась на грузинском языке. Поскольку овец из некоторых горных районов Грузии перегоняли на зимовку в Дагестан. Страна-то была одна и проблем не было поехать в Грузию. Жаль, что нет страны, где не было никаких границ и виз. В таких случаях ностальгия по СССР.
А мне в сторону города Кизляра, где производят знаменитые коньяки.
Коньяки можно купить в фирменных магазинах в Кизляра и Махачкалы.
В Кизляре выпускают ножи.
Раньше Кизлярский район выращивал хороший рис. Надеюсь, когда-нибудь возродиться выращивание риса.
Шкурки овец, выделенные, продают около трассы.
В основном дороги проходят по населенным пунктам, поэтому превышать скорость не стоит.
Впереди Махачкала, до въезда в Махачкалу пост ДПС, называется Сулакский пост, поскольку рядом течет река Сулак. Там часто останавливают для проверка документов. Впереди Махачкала. Дорога хорошая. Но многие едут с превышением скорости. Я сам соблюдаю ПДД.
До въезда в Махачкалу строят частные дома. Прямо перед въездом — тоже ДПС, проезжаю без проблем. Движение в Махачкале такое, можно сказать, едут как попало. Главное, думаю, лишь бы не зацепили. Инспектора на дорогах часто ловят нарушителей, но и отпускают. Кто-то кого-то знает. Кто-то чей-то родственник или сын. А кто-то друг или знакомый. Дорожной полиции работ хватает. Мне ночевать надо доехать в южную сторону города. Пересечь надо весь город. Центральная улица раньше называлась, как было принято во всех советских городах, — Проспект Ленина. Сейчас называется Проспект Р. Гамзатова,
А дальше Проспект Петра I.
Современный город Махачкала берет отсчет с 1844 года, когда на холмистом взгорье Анджи-Арка было заложено укрепление Петровское, названное так в память о пребывании в этих местах Петра I (в 1722 году здесь останавливался Петр I во время Персидского похода). Создание военного укрепления положило начало строительству на этом месте города, и 24 октября 1857 года укрепление Петровское было преобразовано в город Петровск, что явилось днем рождения современной Махачкалы. Свое название Махачкала получила 14 мая 1921 года в память об одном из организаторов борьбы за советскую власть в Дагестане — Махаче Дахадаеве. Позже приказом Дагестанского революционного комитета Махачкала стала столицей Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики.
Капитан футбольной команды «АНЖИ», Роберто Карлос на рекламе.
Между городами Махачкала и Каспийск, в память пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе Али Алиева
Мемориальный комплекс учительнице.
Мне следующий день в горы, маршрут Махачкала — Лакский и Кулинский районы.
Расстояние около 200 км.
В 1970 е годы время в пути на автобусах около 7-9 часов. В данное время много маршрутных «Газелей». Они добираются за 3-3,5 часов. Сделано много для улучшения дорог. Да и транспорт тоже лучше.
Налево Кумух, Лакский район. Прямо Гуниб.
Место называется Цудахарское ущелье. Мост новый и дорога лучше.
Около Цудахара строится малая ГЭС.
Надпись на русском и лакском языке.
Во второй половине 14 века в Средней Азии появился новый завоеватель, создавший огромное государство, — Тимур, известный на Востоке как Тимуpленг, «железный хромец» (отсюда европейское Тамерлан).
Подчинив себе Среднюю Азию, Тимур в 1385 году пpедпpинял поход в Иран в Азербайджан. Его соперником за господство на Кавказе стал хан Тохтамыш, предводитель Золотой Орды. В апреле 1395 года в долине pеки Терек, в решающем сражении Тохтамыш был разбит. Затем Тимуp совершил карательный, грабительский рейд вглубь Руси по теppитоpии, подчиненной Золотой Орде. В 1396 году он вернулся и направил все свои силы на покорение горного Дагестана.
В авангарде наpодно-освободительного движения против иноземных завоевателей стояла славная дочь Страны гоp — Паpту Патима.
Лакское сказание о Паpту Патиме, созданное на основе реально происшедших исторических событий передает смысл и значимость ее подвига, в критический момент грандиозного сражения одолевшей в конных поединках лучших вражеских богатырей — Тугая и Мубашиpа. В дальнейшем продолжавшей вдохновлять личным пpимеpом своих соратников на победу. «Туда, где противники самые злые, летит она с гордым бесстрашием льва», — говорится в сказании.
После проезда Кумуха асфальтированная дорога заканчивается до следующего районного центра Вачи.
Грузовик с камнями для строительства домов.
Районный центр Вачи на переднем плане и селение Кая.
Конец сентября. Сенокос в горах.
Гора Шунудаг, высота почти 3 000 метров над уровнем моря.
Родина дважды героя Советского Союза Аметхана Султана.
Температура в Цовкрах — пять градусов тепла.
Народный артист СССР Танхо Израилов, в 1958—79 руководил ансамблем танца Дагестана «Лезгинка», родился в Цовкра 1.
Каждые два-три года в Цовкрах проводится фестиваль канатоходцев. Из Цовкра вышли много канатоходцев, в том числе руководители групп Народные артисты РСФСР, Я. Гаджикурбанов и Р. Абакаров.
Овцы пасутся около плато Шунудаг.
Дорога через гору-перевал Кокмадаг в сторону Агульского района — Касумкент—город Дербент к границе Азербайджана.
Дорога обратно в город Махачкала.
Вспоминается фильм Хичкока «Птицы», на обратной дороге не доезжая к границе Калмыкии.
Проезд по Воронежской области в Москву.
Проехал туда и обратно около 5 400 км. Автомобиль Opel Astra, универсал 2007 года, двигатель 1,8 л. Машина не подвела. Расход бензина около 7 литров на 100 км.
В следующем году тоже поеду, желательно в июле-августе. Хочу подняться на Шунудаг. На гору только пешком. В горах воздух чист, нет комаров. Спится хорошо, и просыпаешься утром рано и в бодром настроении.
Фотографии некоторые с прошлых лет.
Удачи всем!