|
В общем, пошла последняя неделя отпуска, и мы с женой решили поехать на Алтай, а куда, сами не знали… не было определенного маршрута. Маршрут родился в четыре утра в воскресенье, в 14:00 мы, собрав все, что было дома, не забыв палатку, погрузив все это в Nissan Cefiro, стартанули в путь. Первоначально мы ехали одни, наш путь лежал в сторону ледника Ак-тру.
Первую остановку сделали в Тальменке, чтобы покушать и купить карту горного Алтая, ибо дорогу знали, типа, «ехай по трасе М-52 (Чуйский тракт) и где-то есть деревня Курай в Кош-Агаченском районе» и не более того. Но… Тальменка не порадовала нас наличием карт.
Проехав Барнаул, Бийск, предчамальский район, попив кофе в кафе — а время было уже 11 вечера — мы переехали мост через Катунь в районе Усть-Сема и, двигаясь по указателя М52 — Ташанта, поехали в неизвестное…
Продолжать путь пришлось в ночное время, цивилизация закончилась, осталась только трасса, ночь, полная луна и темные верхушки деревьев, проплывающие по правую сторону где-то снизу... Вот тут стало немного страшно. Ехали часа три, никаких тебе ярких кафешек, только указатели, спящие деревни и горная, довольно извилистая дорога. Заночевали на Семинском перевале в машине, причем, спать хотелось очень сильно, ибо предыдущую ночь почти не спали, но проспали всего два часа, по внутреннему ощущению показалось, что спали часов восемь, поворочавшись и осознав, что оба заснуть больше не можем, решили не терять время и двинуться в путь (на обратном пути, кстати, выяснилось, что на Семинском перевале можно купить карты и разные путеводители).
Остановились мы попить кофе, поднявшись на еще один перевал: Чике-Таман.
Спустившись с перевала, мы решили заправиться, кстати, бензин там стоит: 92-ой — 24,00, да и иногда вид заправки смущал, хотя я с собой взял присадку в топливо, но, на удивление, бензин оказался хороший.
Удобств по дороге было мало, так что приходилось иногда так сказать на природе :).
Сделали остановку в живописном месте, где Чуя в Катунь впадает, где природный парк Чуй-Оозы, пофоткались, и следующая наша остановка была на водопаде Ширлак.
После водопада следующая остановка была в Кош-Агаческом районе, в селе Курай, вернее, даже не в Курае, а, свернув в Курай, проезжаешь через село и там сразу будет еще одна деревенька, к сожалению, название не помню.
В деревне мы нашли гостиницу (сей деревенский дом так и называется), 400 руб. с носа в сутки и 100 руб. — стоянка на территории, и мужчину Эдуарда, который перевозит людей на ледник. Со слов местных, нам дали понять, что лучше машину оставить тут, а самим на перевалочную базу за 1 500 рублей машина( «уазик») нас доставит до места, либо за 3 000 к самому леднику.
В общем, расценки такие: из «гостиницы» до перевалочной базы 1 500 — туда (обратно столько же). До альпинистского лагеря — 3 000 (соответственно, и обратно столько же). Перевалочная база представляет из себя территорию с двумя домиками и местом под палатки, без электричества, но есть баня, стоимость домика (один с печкой) — 200 руб. А с самой перевалочной базы наверх в альпинистский лагерь возит другой мужик и берет 500 руб. с чела туда и обратно. Мы, выспросив дорогу как проехать до нижней базы, поехали сами.
Проблема в том, что не джип у меня, а вода высокая. Доехав до брода, я прикинул: два брода я пройду нормально, а вот третий мне был бы по стекла дверей... На этом наше путешествие на машине закончилось, и нам пришлось возвращаться в деревню.
Приехав в деревню, мы у гостиницы познакомились с еще одними желающими попасть на ледник, они были на двух машинах на «Лексусе-470» и на «Спасио», поговорив с проводниками, выяснили, что машина стоит 1 500 до перевалочной базы и может увезти пять или шесть человек, так что, поняв, что в складчину дешевле, мы скооперировались и, закинув часть вещей в джипа, а часть — в «УАЗик», двинулись в путь.
На перевалочной базе мы взяли домики 200 руб. за чела... Утром решили двинутся в путь, уазик стоил 500 руб. с человека, нас было десять человек, поднимались в два этапа, так как все не влезли (видео поездки выложу позже).
Мост сломан в конце поэтому ехали на «УАЗике» вдоль моста!
И вот мы у ледника. Там есть большой Ак-тру и малый, мы двинулись вначале к малому Ак-тру.
Залезли на малый Ак-тру, почти на самый верх залезла только жена и скатилась, половину дороги на ногах, половину на попе. На большой Ак-тру сил уже не было, к вечеру мы вернулись на базу, а потом уехали в деревню вниз. План созрел: всей толпой поехать в сторону Чулышманской долины через Красные ворота. Сходив баню( пар отменный), переночевав в гостинице, зарядив фотики, сотовые и подкрепившись, утром мы двинулись в путь.
Кстати, баня — 100 руб. с человека была и парься сколько хочешь, и, мне показалось, из кедра она была — запах специфичный. Вечером после бани поговорил с хозяином. Основное их питание — мясо и картошка, причем, картошку они не садят, не тот климат, высыхает она. Обратил внимание, что огородов в деревне нет вообще, даже цветников каких-нибудь, ни смородины, ни малины, ни яблонь как-то нигде на глаза не попались. Занимаются только животноводством и картошку они обменивают на мясо. А вот зимой там -55…
Дальнейший наш путь шел обратно до села Акташ, а оттуда нужно доехать до райцентра Улаган, там лучше поспрашивать у местных правильное направление, путь лежит через Красные ворота.
После деревень асфальт заканчивается :), и начинаются степные да горные тропы, в сухую погоду езда доставляет массу приятных, иногда щекочущих ощущений, (например, когда едешь по кромочке горы), но обратный путь под проливным дождем оказался неожиданно трудным и непроходимым: размокшая глиняная вперемешку с камнями, дорога с частыми взбираниями вверх, толканиями машин, поиском объездных путей прямо по коварной степи (большие камни прячутся в траве)… И этот кошмар длился примерно 80 км, растянувшихся почти на полдня…
Но туда мы доехали (с трассы до долины где-то примерно 120 км) довольные и счастливые.
Вот она Челушманская долина:
Спустились мы в долину по перевалу, длина его 3,5 км, высота горы 800 м. Все чудно, вечером сходили пешком до моста, перешли через него. Мост подвесной, 1986 года выпуска. Там дальше нужно было в брод и подняться к водопаду. Решили переложить на утро, а еще там есть водопад, стекает с горы, образует озеро, а вода из озера уходит под землю, потом есть грибы каменные и, короче, много чего интересного.
Ночью пошел дождь, шел всю ночь и все утро.
Местами шел град.
На базе, где мы ночевали, нам сказали, что на перевале во многих местах сошел сель (через который мы прорывались потом отчаянно). Было принято решение рвать когти, со слов местного персонала, дожди в долине могут зарядить на неделю и была перспектива застрять там надолго. Связи нет никакой, даже спутниковой.
Подъем экстремальный, особенно, когда прошли дожди... Несмотря на работающий «ГАЗ-66», решили подниматься самостоятельно, там таких, как я, на пузотерках «ГАЗ-66» за 1 000 рублей на перевал поднимал. Мы на трех машинах: «Цефиро», «Спасио» и «Лексус-470», — стояли и рассуждали, сможем преодолеть перевал или нет. Решили «Спаську» на трос к «Лексусу» и в гору, как пройдут первый подъем, должен попробовать я.
Трос часто рвался, и «Спаську» приходилось толкать всем скопом. Я на «Цефире» проехал сам, только в одном месте меня подтолкнули. В итоге посмотрев на наши геройские усилия вся очередь которая накопилась в низу поехала за нами, ГАЗ 66 приуныл. Следом за нами шла «КИА» на механике, «хондарь-ЦРВ» в новом кузове 50х50, 4WD и еще пара пузотерок. «ЦРВ», когда поднимался, успел назад отъехать и с горы валуны пошли огромные, пять штук прям перед ним, если бы не среагировал вовремя, улетел в пропасть. Мужику реально повезло. На последнем подъеме часть дороги была просто кашей из грязи и камней, и на наш взгляд, она была неустойчива, так как сель проходил именно здесь.
На фото как раз выезд с перевала и группа горячих сердец, которые покорили этот перевал в подъем. К удивлению окружающих, ехал всю дорогу сам, ехал почти все дорогу, переключался то на «L» то на «D2» по грязи в гору на «L». «Цефиро» рулит! Проехав грязь и выехав на трассу М-52, мы заправились и стали решать, куда нам поехать.
Заночевать решили на базе Кордор, что не доезжая до с. Купчегень (в селе действует: краеведческий музей, а в окрестностях встречаются места древних захоронений и курганы.), где Катунь сливается с большим Ильгумень (левый приток Катуни).
Там мы расположились на ночлег в домиках, сварили суп из курицы (у наших знакомых с собой была газовая миниплита). Сходили в баню (800 руб./час), бурно обсуждали наш дневной марафон и разошлись спать.
Проснувшись, позавтракав, мы решили прогуляться до песчаного пляжа (к сожалению, его мы так и не нашли из-за большой воды), но зато были поражены той красотой, которая нас окружала.
Вернувшись с прогулки, поев супа и обсудив, когда мы встретимся еще раз и куда поедем, попрощавшись с нашими попутчиками, мы поехали домой в родной Новосибирск. Ехали не спеша, так как резина была в хлам убита, а на одном колесе вылезла грыжа, но это не могло нас огорчить. Мы были под впечатлениями о проделанном пути: выехав в 14:00, дома мы были в два часа ночи.
На этом наше путешествие закончилось. Но на этом мы не остановимся!
Алексссс[quo te=Саша и Настя]Оооо!!! А это наша работа (Надпись: САША НАСТЯ)!!! Спасибо за это фото. Мы обажаем это местечко! фотоотчет в работе...а нас точно так же зовут.поэтому и сфотали этот камень