|
Мысль о посещении Байкала не была спонтанной, она возникла года 3-4 назад, но каждый раз возникали препятствия для ее реализации. И вот этой зимой, поняв, что набирается серьезная команда желающих, мы начали планировать маршрут и собирать информацию. Сразу же определились, что едем на север Байкала — нетронутая природа, заповедники, мало туристов. Как позже выяснилось, не ошиблись. Поехали мы впятером на десятилетней газельке. Но это еще ерунда! Ибо двигателю уже двадцать лет :) Выехали 12-го августа 2011 вечером из Казани по трассе М-7 на Уфу.
До Башкирии добрались без проблем, стояли в пробке под Челнами, была страшная авария. Башкирию проскочили ночью, несмотря на это, периодически встречаются инспектора ГИБДД. К рассвету въехали в Челябинскую область. Уральский хребет преодолели без проблем — погода стояла сухая, солнечная. Миновав Челябинск по объездной, держали путь на Курган, а по указателям на Вахрушево. В Курган прибыли вечером, город обошли по объездной. После Кургана на Новосибирск. С трассы лучше уйти и, не заезжая в Казахстан, объехать по населенным пунктам Макушево, Частоозерье, Бердюжье и Ишим. Под Бердюжье дорога вся в выбоинах, скорость минимальная. Ишим лучше проехать через город, качество покрытия лучше, чем на объездной. После Новосибирска по гладкой как стол той же трассе, выложенной плитами на болоте, 650 км до Омска. От Омска на Кемерово, а затем на Красноярск. Все города миновали по объездным, везде знаки и никаких проблем не возникает. После Красноярска вначале поехали по трассе на Иркутск. Трасса, особенно ближе к Тулуну, с постоянными объездами ремонтируемой дороги. На плакатах стоит год окончания строительства — 2011. Канск рекомендую проходить не по объездной, а насквозь через город — дорога гораздо лучше! Доехав до Тулуна, свернули на региональную трассу на Братск. Проезжаешь Братскую ГЭС. Впечатляющее зрелище. К сожалению, хорошая дорога заканчивается в Братске. Затем идет гравийка, в редких местах превращающаяся чудесным образом в асфальт.
В населенном пункте Видим — ужасная заправка, стоит бензин аж 30 рублей за литр (при разбросе от 21 до 28 рублей), а по качеству 92 сильно смахивает на 76. Населенные пункты становятся все реже. Наиболее крупный из населенных пунктов — Усть-Кут, в месте впадения речки Кут в Лену. В Усть-Куте нужно переехать по мосту через Лену и по горному серпантину вдоль БАМа миновать поселки Звездный, Магистральный, Улькан. В каждом стоит памятник строителям БАМа.
Видимо дорогу проложили в то же время, и ничего не изменилось. Видели грейдеров, выравнивавших дорогу снятием верхнего слоя. Самый тяжелый участок трассы начался на перевале Даван — это граница между Иркутской областью и Бурятией. Дорога через сопки, старые деревянные узкие мосты, которые того и гляди готовы развалиться, камни, пыль. Максимальная высота подъема, зафиксированная gps-ником, была 1001 м над уровнем моря.
На перевале машины довольно редки. С началом республики Бурятии дорога чуть-чуть улучшается. Проезжаешь полузаброшенную Кунерму. С заправками напряженно, точнее их нет вообще, заправляться в Улькане надо по полной программе, следующая только в Северобайкальске. Покрытые толстым слоем пыли, но счастливые, прибыли под вечер (по местному — ночь, +5часов) в Северобайкальск.
Шесть дней провели на Байкале. Посетили горячие источники Дзелинда, забросились на катере до губы Аяя.
Постояли на озере Фролиха.
Затем вернулись и объехали Байкал по западному побережью. Остановились на месте бывшей деревни Талая.
Видимо, в связи с необходимостью пересекать речку вброд кроме нас и четверых туристов на лошадях народу не наблюдалось.
Обратный наш путь ничем не отличался от пути на Байкал. Прибыли 29 августа. Общий наш километраж с учетом передвижений на Байкале составил 11 000 км, четыре поломки.
В одну сторону наш путь занял 5 дней без остановки на ночевки в три водителя и два спальных места сзади. Максимально возможная скорость — 90 км/ч. За первые сутки доехали до Кургана, вторые — до Новосибирска, в третьи — до Красноярска, в четвертые — до Братска и в пятые, самые тяжелые, мы преодолели небольшое по километражу расстояние до Северобайкальска. Обратная дорога, в связи с остановками на ночь, заняла 6 дней. Сервис в придорожных гостиницах и питание в Сибири находится, на мой взгляд, на гораздо более высоком уровне, чем к примеру на Урале. Возможно что просто нам не повезло.