|
Приветствую всех посетителей данного сайта. Хочу рассказать о поездке на автомобиле в удаленный район Горного Алтая. Меня зовут Роман. На момент поездки мне было 28 лет. Поездка состоялась на автомобиле Toyota Carina, 1999 года выпуска с объемом двигателя 1,8 литра, 115 лошадиных сил.
Идея съездить в район, где находится гора Белуха, появилась достаточно давно. Данная поездка была уже третьей поездкой на автомобиле в Республику Горный Алтай. Для поездки в Усть-Коксинский район обычных выходных недостаточно. Нужны какие-нибудь праздники. Причем из-за качества дороги и прохождения через пограничную заставу не уверен, что хватит трех дней. Нужно брать отпуск, либо ехать на новогодние праздники. Ну, обо всем по порядку.
Первое знакомство с Горным Алтаем состоялось 23 февраля 2008 года. В этот день мы приехали в Чемал. Продолжительность нахождения в Горном Алтае составила всего два дня. За это время успели покататься по окрестностям Чемала и съездили на Семинский перевал. Общий пробег в эту поездку составил примерно 1 500 км. Состав участников: я, моя девушка Ирина и друг с девушкой. В Горный Алтай ехали в ночь, обратно возвращались днем.
Вторую поездку в Горный Алтай запланировали на большие выходные в июне 2008 года по случаю государственного праздника — День России. В 2008 году выходные в июне были действительно большими — четыре дня. Из Новосибирска выехали 11 июня 2008 года в 22:30. Состав участников поездки: я и моя девушка. Рано утром 12 июня 2008 года мы уже находились на палаточных стоянках возле Талдинских пещер. В этот день сходили на экскурсию в пещеру, погуляли по окрестностям, пожарили шашлыки.
На следующее утро выехали оттуда и поехали по Чуйскому тракту в сторону Монголии, так как очень хотелось проехать весь Чуйский тракт. За день с остановками во многих местах доехали до Курая, где в конце второго поселка остановились в частной гостинице, которая представляет собой частный дом. Утром 14 июня 2008 года мы решили прокатиться по Курайской степи в сторону нижнего лагеря Актру, так называемой Перевалки. Цель — проехать до нижнего лагеря — перед собой не ставили, а предполагали заехать в горы, насколько будет позволять качество дороги. Поднялись на первые возвышенности, пересекли первый брод, который больше был похож на большую лужу, и проехали еще метров сто. Дальше не поехали, так как дорога стала заметно хуже, начался дождь, а нам еще хотелось в этот день доехать до границы с Монголией, поэтому решили дальше не ехать, а вернуться на Чуйский тракт.
Поворот в поселок Курай находится на 828 километре Чуйского тракта. До границы с Монголией оставалось проехать около 130 километров. Пропуска для посещения приграничной территории оформляли в Кош-Агаче. Пограничную заставу наши не сразу — многие местные жители не знают, где она находится. На оформление пропусков ушло около 1,5 часа. Дорога от Кош-Агача до Ташанты очень хорошего качества, пролегает по ровной степи, поворотов немного. Расстояние в 50 километров между данными населенными пунктами я проехал за 22 минуты.
Из Ташанты в Новосибирск выехали в семь часов вечера 14 июня 2008 года. Темнеть начало, когда мы проезжали в районе Курая. Оставшуюся часть Республики Горный Алтай я проехал в ночное время со скоростью 100-120 км/ч, «упав на хвост» какому-нибудь автомобилю. В Манжерке остановились на два часа для сна. Около 1 часа дня 15 июня 2008 года были в Новосибирске.
Итак, вернемся к поездке в Усть-Коксу.
В октябре 2008 года я и моя девушка Ирина решили встретить Новый год в Горном Алтае. Первоначально планировали встречать Новый год на лыжной базе «Динамо», расположенной на вершине Семинского перевала. Но, узнав стоимость встречи Нового года на указанной базе — 8 500 руб. на человека за четыре дня — посчитали, что это достаточно дорого. Кроме того, новогодняя программа там начиналась 30 декабря, а этот день еще был рабочим.
На Чемал и в другие находящиеся рядом с ним места ехать не хотелось, так как понимали, что там будет много людей. Хотелось более спокойной обстановки. Через Интернет начали рассматривать предложения туристических баз и гостиниц в более отдаленных районах Горного Алтая. По Чуйскому тракту за Семинским перевалом ничего не понравилось.
Обратили внимание, что достаточно много мест, где можно встретить Новый год, находится в Усть-Коксинском районе Горного Алтая. Среди них такие места как: турбаза «Высотник» в Тюнгуре, гостиницы «Уймонский ковчег» и «Уймонская долина» в Усть-Коксе, коттеджи в Шершеневке недалеко от поселка Катанда, не доезжая 12 километров до Тюнгура и «Заимка Камза» около деревни Тюгурюк.
Посмотрев фотографии предлагаемых мест, решили поехать в Усть-Коксу в гостиницу «Уймонская долина». Взяли двухместный номер повышенной комфортности за 1 530 рублей в сутки на двоих на трое суток, начиная с 12 часов дня 31 декабря 2008 года. По описанию в Интернете номер в гостинице около 30 квадратных метров, с двумя большими кроватями, санузлом с душевой кабиной. Также в номере были маленький холодильник, телевизор, чайник и мягкий уголок со столом. В общем, набор предметов для минимального уровня комфорта присутствовал, и нам его было достаточно.
Проживание в гостинице было оплачено через одну новосибирскую туристическую фирму. Данная фирма предлагала нам поехать в коттедж в Шершеневке, но мы отказались, так как он находились дальше Усть-Коксы и не в населенном пункте. Соответственно, при желании куда-нибудь сходить — сходить будет некуда. Также менеджер данной туристической фирмы предложила заранее оформить для нас пропуска для въезда в приграничную территорию.
Первоначально решили выехать из Новосибирска в 11 часов вечера 30 декабря 2008 года, но все дела перед отъездом закончить не успели, долго собирались и выехали только в 2 часа ночи 31 декабря. На заправке залил 50 литров бензина. Машин на трассе было немного (этим мне и нравятся ночные поездки) и, двигаясь со скоростью 100-110 км/ч, местами 130 км/ч, через четыре с половиной часа уже проезжали через Бийск. За Бийском сделали небольшую остановку на 30 минут, так как мне очень хотелось спать. Поставил будильник на 7 часов утра и отрубился. В 7 часов утра после звонка будильника поехали дальше и с рассветом в 8 часов утра проехали стелу на границе Алтайского края и Республики Горный Алтай.
По мере удаления от Новосибирска температура воздуха все понижалась — в момент выезда из Новосибирска было 11 градусов ниже нуля, в Бийске — 14 градусов ниже нуля, в Майме — 17 градусов ниже нуля. Оставалось только догадываться, насколько холодно будет в Усть-Коксе.
В 11 часов дня мы уже были по другую сторону Семинского перевала, на повороте в сторону усть-канской степи. Это 611 километр Чуйского тракта. На повороте стоит указатель, согласно которому до Усть-Кана было 96 километров, а до Усть-Коксы было 216 километров. Забегая вперед, хочу сказать, что расстояние оказалось именно таким. Хотя на Чуйском тракте не все указатели соответствуют действительности — в Майме при движении в сторону Новосибирска есть указатель, информирующий водителя о том, что до Новосибирска осталось 402 километра, а на самом деле примерно на 30 километров больше.
После того как мы свернули с федеральной трассы М-52 (Чуйский тракт) в сторону Усть-Кана и Усть-Коксы, качество дорожного покрытия заметно ухудшилось. Асфальт был с ямами и кочками, но и он закончился примерно через 30 километров. Дальше пошла грунтовая дорога, но хорошего качества. Я не любитель разбивать подвеску и считаю, что лучше ехать дольше, чем потом ремонтировать автомобиль. Поэтому скорость движения снизилась до 40-50 км/ч.
Оставшиеся до Усть-Кана примерно 60 километров проехали нормально примерно за 1 час 20 минут. За это время проехали через Ябоганский перевал. Его высота не очень большая — чуть выше 1 500 метров и нет таких поворотов, как на другом горноалтайском перевале Чике-Таман. Подъем на перевал и спуск с него примерно по три километра. С вершины перевала открывается живописный вид на усть-канскую степь. После перевала снова начался асфальт, километров через 5-7 закончился.
Перед Усть-Каном проехали развилку, на которой стоял указатель на Солонешное. Через Солонешное самая короткая дорога от Бийска до Усть-Кана, но, говорят, что она плохого качества. Поскольку мы ехали на переднеприводном седане, то проверять не стали. Хотя как-нибудь летом обязательно проедем по ней.
Последняя заправка, которую мы встретили на Чуйском тракте, находилась как раз на повороте в сторону Усть-Кана. Так как бензина в баке еще было достаточно, то решил не заправляться. От медленной езды по гравийной дороге стрелка уровня топлива в баке встала на нулевой уровень. Под нулевым уровнем еще около десяти литров. Я, конечно, понимал, что оставшегося бензина по километражу точно хватит до Усть-Кана, а там точно должна быть заправка, но лучше не доводить до того, когда при передвижении по незнакомой дороге в бензобаке остается мало бензина.
К тому же бензин там оказался дороже на 1,5 рубля, чем на Чуйском тракте. В Усть-Кане я заправлялся по 18 рублей за литр АИ-92. В Новосибирске в это время бензин стоил около 16 рублей.
Первая заправка показалась на подъезде к Усть-Кану. С момента выезда из Новосибирска и до заправки перед Усть-Каном я проехал 705 километров и истратил примерно 45 литров бензина. Считаю, что расход бензина нормальный. На данной заправке я залил еще 40 литров бензина.
Поселок Усть-Кан является районным центром. Поселок ухоженный, чистый. В центре поселка стоят невысокие кирпичные здания с красивой внешней отделкой. Мы его проехали минут за пять по главной дороге и выехали в сторону Усть-Коксы. Почти сразу же за поселком асфальт закончился и началась гравийная дорога. Ее качество было значительно хуже, чем дорога между Чуйским трактом и Усть-Каном.
Передвигались со скоростью 10-30 км/ч, иногда 40 км/ч. Впереди еще было около 115 километров. Думал, что с такой скоростью движения на месте будем не скоро. Самая плохая дорога на границе Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.
Через примерно пять километров после границы двух районов качество дорожного покрытия улучшилось, и мы поехали со скоростью 40-50 км/ч. Вокруг лежат заснеженные поля.
Но радость от достаточно быстрой езды длилась недолго. Проехав через Кырлыкский перевал, в начале второго часа дня мы уперлись в шлагбаум с будкой. Это была погранзастава.
В туристической фирме, где мы оплачивали проживание в гостинице, нам сказали, что наши пропуска для проезда в приграничную территорию будут готовы заранее и нам для их получения нужно будет только показать свои паспорта и договор, заключенный с туристической фирмой. На мой вопрос о том, какие документы нам необходимо иметь с собой при передвижении по Усть-Коксинскому району, менеджер туристической фирмы сообщила, что договора с их фирмой и паспортов будет достаточно. Такой ответ меня удивил, поскольку известно, что основанием для легального нахождения в приграничной территории может быть только пропуск.
Остановившись по требованию сотрудника погранзаставы, я спросил про наши пропуска. В ответ услышал, что ему об этом ничего не известно. Начальник погранзаставы дал мне такой же ответ. Интересно по чьей вине пропуска не были оформлены — менеджера туристической фирмы или сотрудников погранзаставы?
Помимо нас у пограничной заставы стояли еще два автомобиля. Через 40 минут, выдав нам пропуска, наконец-то подняли шлагбаум и запустили нас в эту таинственную местность. Вскоре на дороге начался асфальт, и мы поехали со скоростью 80 км/ч.
На этом отрезке дорога почти прямая и без резких поворотов. Горы вокруг не очень высокие. Но впереди уже показались снежные вершины Катунского хребта, среди которых находится самая высокая гора Алтая — Белуха. Асфальт неровный, но ехать можно.
Когда закончился асфальт, местность, по которой мы ехали, стала изменяться — горы стали ближе к дороге, справа появился глубокий ров, на дне которого протекает река Кокса, дорога стала сильно петлять. Такая дорога продолжалась до самой Усть-Коксы, до которой оставалось ехать около 40 километров. На этом отрезке пути очень красивая природа. Но в тоже время, управляя автомобилем, нужно быть очень внимательным, так как дорога идет по краю неогороженного обрыва. Осенью 2006 года здесь уже слетала с дороги в обрыв машина под управлением барнаульского судьи.
В 15:30 мы въехали в Усть-Коксу.
Через пять минут, двигаясь по центральной улице, подъехали к гостинице. За 13 с половиной часов проехали 830 километров.
Село Усть-Кокса было основано в 1807 году. Сейчас в нем проживает около 4 000 человек. Русского населения достаточно много. Также там проживают алтайцы и казахи. В переводе с алтайского языка название села переводится как «синяя вода».
Заселили нас в 209 номер на втором этаже. Всего в гостинице три этажа.
Поскольку в этот день мы уже не планировали поездки, то занесли все вещи в номер и поставили машину на стоянку во дворе гостинцы. Стоит такая услуга 50 рублей за первые сутки, остальное время не оплачивается.
Помимо нас в гостинице еще находилась семья из трех человек, которые приехали на автомобиле марки «Вольво СХ 90» черного цвета с номерами 43 региона. Первый раз мы видели их на погранзаставе. Позднее я узнал, что это номера Кировской области. Также на территории данной автостоянки стояла «Газель» с новосибирскими номерами.
В этот день температура воздуха в Усть-Коксе была 24 градуса, естественно, ниже нуля. В новогоднюю ночь похолодало до 28 градусов. Поскольку аккумулятор у меня стоял уже далеко не новый, а при такой температуре машина может замерзнуть и стоимость ее разморозки будет достаточно дорогой и потребует много времени, то я решил регулярно ходить и прогревать ее. На первый прогрев пошел через три часа. Машина завелась нормально, продолжительность прогрева была 15 минут.
В связи с тем, что накануне была бессонная ночь, то очень хотелось спать. Потом смотрели телевизор, сервировали новогодний стол, встречали Новый год. Через 30 минут после наступления Нового года я пошел прогревать машину. С момента прошлого прогрева прошло шесть часов. Внизу еще и охранник меня дополнительно «порадовал», сказав, что на улице сейчас 30 градусов мороза. Думаю, ну все, хана аккумулятору.
Добегаю до машины, вставляю ключ зажигания, поворачиваю и держу, двигатель крутится, но не заводится, срабатывает аварийка. Я ключ зажигания не отпускаю, так как знаю, что со второй попытки уже точно не заведется. Примерно через минуту машина завелась! В этот раз я ее прогревал 30 минут. Решил ночью ходить на прогревы каждые два часа по 10-15 минут. До 9 часов утра было четыре прогрева общей продолжительностью 50 минут.
В это время в Усть-Коксе проходили новогодние гуляния. Поселок освещался фейерверками. На центральной улице было много народу.
За время нахождения в Усть-Коксе мы планировали съездить в Тюнгур, на Кайтанакский перевал и может быть еще куда-нибудь. Рассчитывали из Тюнгура увидеть гору Белуху. Этот поселок является ближайшим к ней населенным пунктом. Про Кайтанакский перевал я раньше читал в Интернете и узнал, что с его вершины открывается потрясающий вид на окрестности.
Поговорив с охранником гостиницы, я узнал, что расстояние до Тюнгура 64 километра, половина из которых асфальтирована, но асфальт плохого качества. По поводу Кайтанакского перевала он сказал, что там сейчас все занесено снегом и есть только тропа, по которой проходит лошадь с небольшими санками. Летом дорога туда вполне нормальная. Тем не менее, я решил туда съездить.
Также от охранника я узнал, какие экскурсии предлагаются в летнее время и что он выступает в качестве гида. Оказывается, в этом районе Горного Алтая летом бывает много иностранных туристов. Предлагаются следующие основные экскурсии:
1 января в 11:30 мы поехали в Тюнгур.
Асфальт закончился через 25 километров. Дорога проложена через Уймонскую степь. Здесь же стоит указатель расстояний до населенных пунктов Уймонской степи. Названия населенных пунктов написаны на алтайском и русском языках.
В том месте, где заканчивается асфальт, находится последняя заправка.
Там же с основной дороги есть ответвления в село Верхний Уймон, Мульту. Стоимость бензина марки АИ-92 везде по 18 рублей за литр. В Усть-Коксе я видел две заправки. Кстати, между Усть-Коксой и Усть-Каном на протяжении 120 километров заправок нет.
Дорога в Тюнгур проходит по живописной местности.
Зимой там безлюдные места. Встречных и попутных машин было не больше десяти.
За пять километров до Тюнгура стоят информационные щиты, предупреждающие об объездах, связанных со строительством дороги Тюнгур — Иня. Расстояние от Новосибирска до Тюнгура составляет 894 километра.
Иногда дорога очень близко подходит к Катуни.
Вдалеке видны коттеджи комплекса «Шершеневка».
Несмотря на почти 30-градусный мороз, река была не замерзшей и от воды шло испарение.
Тюнгур сильно отличается от Усть-Коксы по размерам.
Новых домов очень мало. Почти все дома одноэтажные. В центре поселка есть подвесной мост через Катунь, по которому могут проезжать автомобили. Обычное село, каких в России тысячи.
Мы не поехали по подвесному мосту, а только дошли пешком до его середины. На мосту видели следы от трактора. Так что мост достаточно прочный.
На другом берегу Катуни расположена туристическая база «Высотник», с которой осуществляются экскурсии, в том числе и на Белуху.
Белуху из Тюнгура мы так и не увидели. Возможно потому, что смотрели не совсем в правильном направлении. Как я узнал позднее, Белуху из Тюнгура видно только в одном разрезе гор и от въезда в село. Из других мест Тюнгура Белуху не видно.
Решили проехать через поселок и посмотреть, что находится за ним.
По центральной улице пересекли поселок и поехали вдоль берега Катуни.
Дорога вполне нормальная для проезда. Ширина дороги позволяет проехать только одной машине.
Доехали до километрового столба с номером 69 на обратной стороне.
По всей вероятности, это старая дорога на Чуйский тракт к поселку Иня. Часть данной дороги была выдолблена в скалах над Катунью и со временем обрушилась в реку. Сейчас там можно только пройти пешком либо проехать на двухколесном транспорте. При этом километровые столбы остались.
Пофотографировавшись, мы поехали обратно в Усть-Коксу. По пути заехали в село Чендек. Но поскольку уже темнело, ничего интересного там не увидели. В 5 часов вечера мы были в гостинице в Усть-Коксе. Весь вечер находились в гостинице. В ночь с 1 на 2 января количество прогревов и их продолжительность были меньше — с 5 часов вечера по 12 часов следующего дня было четыре прогрева общей продолжительностью 50 минут.
2 января проснулись, позавтракали и около 12:30 поехали на Кайтанакский перевал. Бензина в баке оставалось около 20 литров. В Усть-Коксе залил еще 30 литров бензина 92-го по 18 рублей. Поскольку от Усть-Коксы до Кайтанакского перевала примерно 25 километров, планировали вернуться рано и съездить в музей Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон.
Дорога вся без асфальтового покрытия. Качество дороги хуже, чем сторону Тюнгура. Передвигались со скоростью 20-30 км/ч. Большая часть пути проходит вдоль Катуни. При этом часто дорога поднимается вверх и спускается вниз. После населенных пунктов Березовка и Огневка дорога идет по полю. Рядом с основной дорогой накатаны полевые дороги. По этим дорогам можно ехать быстрее, чем по основной дороге. До Кайтанака ехали примерно полтора часа, так как были остановки для фотографирования.
Поселок Кайтанак огорожен забором. Въезд в поселок осуществляется через металлические трубы, находящиеся друг от друга в 8-10 сантиметрах.
Позднее от местных жителей я узнал, что это сделано для того, чтобы домашние животные не могли выйти из деревни и потоптать посевы, находящиеся за поселком. Корова, наступая на трубу, соскальзывает с нее, ломает ногу и не может идти дальше.
Приехав в Кайтанак, я начал спрашивать у местных жителей дорогу на Кайтанакский перевал. Как ни странно, первые три человека не знали, где он находится. Поскольку у нас была карта, на которой в пяти километрах в сторону Казахстана был отмечен какой-то перевал и дорога к нему в виде пунктирной линии, то решили ехать туда. Выезд из деревни был также через трубы. У выезда из поселка мы встретили женщину, которая подтвердила, что мы едем в сторону Кайтанакского перевала и даже показала на него, но сказала, что сейчас перевал занесен снегом. Было примерно 3 часа дня.
По полю в сторону перевала шла заснеженная дорога, по которой мы и поехали. Дорога была ровная, снег не глубокий, ехали со скоростью около 30 км/ч. Через два километра нас догнал 412-ый «Москвич», за рулем которого был молодой парень. Он спросил нас, не видели ли мы барана? Барана мы не видели. Он обогнал нас и уехал вперед. В это же время дорога стала заметно подниматься вверх.
Примерно через километр мы снова увидели стоящий 412-ый «Москвич». Оказывается, у него вылился тосол и закипел двигатель. При этом он заехал в сугроб. Я помог ему выбраться, парень залил тосол и поехал обратно в поселок.
Дорога стала совсем плохой. На фотографии видно, что до нас тут на машине давно никто не проезжал — перед машиной нет такого широкого следа. Через несколько метров дорога ушла направо от дороги на перевал. От этого места на перевал вела тропа, по которой ходила лошадь с узкими санками. Остальная часть дороги была под снегом. Толщина снежного покрова здесь была больше, сантиметров 30-40.
По чуть-чуть мы начали продвигаться к вершине перевала. К этому моменту я уже понял, что на машине заехать не вершину перевала не получится. Я планировал еще немного проехать, оставить машину на тропе или где-нибудь рядом с ней. Так мы проехали еще метров 400-500 и… застряли.
Машину снесло с тропы вправо. Я начал сдавать назад, чтобы вернуться на тропу, оставить машину и подняться на вершину перевала. До вершины оставалось совсем немного, может быть метров 600-800. Но вернуться на тропу не получилось — при движении задним ходом, переднюю часть автомобиля снесло в снег немного вправо, а там оказался достаточно большой камень. Машина наскочила на этот камень правым передним брызговиком и встала на камне, как на домкрате, причем как раз в том месте, где ставится домкрат.
Из подручных средств, которыми можно было откапывать машину, у меня была только бейсбольная бита. После отгребания снега стало понятно, что слезть с камня своими силами вряд ли удастся. Тем не менее, я посадил девушку за руль, а сам толкать машину. 20-30 минут таких попыток результата не дали. Решили идти в поселок и искать тракториста, так как когда мы проезжали по поселку около часа назад, встретили трактор. Расстояние до поселка было примерно четыре километра, время уже было почти 4 часа дня и солнце уже начинало садиться.
До поселка мы шли около одного часа. Девушка не могла быстро идти, не говоря уже о том, чтобы бежать. Оставлять ее одну в дороге к поселку было нельзя, так как могли встретиться подвыпившие местные жители, а также я не исключал наличия там диких зверей, например, волков. Только метров за 200 до въезда в поселок, я побежал искать помощь. Договорились, что девушка будет ждать меня у входа в поселок.
Из местных жителей никто не знал, как найти тракториста. Я продолжал бегать по улицам поселка и тут встретил одного нетрезвого алтайца, которому на вид было около 25 лет. Я объяснил свою проблему и попросил помочь найти дом тракториста. Алтаец мне сообщил, что тракториста сейчас дома нет, но он ездит где-то в поселке. Идя по одной из улиц, минут через пять мы услышали звуки едущего трактора. Догнав трактор, я попросил тракториста за вознаграждение вытащить мою машину. Тракторист куда-то ехал и отказался помочь.
Алтаец предложил пойти в дом главы поселка. Когда мы прошли через калитку в дом председателя, я увидел того парня, который час назад на «Москвиче» искал потерявшегося барана. Его зовут Алексей. Главы поселка дома не было. Парень оказался сыном главы поселка и сразу же согласился помочь, сказав только, что нужно будет оплатить бензин. Я попросил его взять с собой лом. Мы сели в «Москвич» и поехали освобождать мою машину. На выезде из поселка мы остановились, чтобы я сходил в магазин, где меня ждала Ирина.
Примерно через пять минут мы уже были у начала тропы. Здесь было решено оставить «Москвич» и дальше пройти пешком. По пути алтаец все удивлялся, как я додумался заехать на седане по занесенной снегом дороге так далеко. Когда мы подошли к машине, было уже 6 часов вечера. Уже давно стемнело и стало холодать.
Сачала попробовали перекатить машину назад через камень. Но сделать это не удалось. К тому же был риск, что при переезде передним колесом через камень можно было повредить передний бампер или порвать колесо об острый край камня. Решили ломом отдолбить землю под камнем, для того чтобы камень просел вниз, а после этого можно было бы проехать немного вперед и вправо либо вытащить камень.
Через 15 минут долбления земли камень начал проседать и машина встала на землю правым передним колесом. Еще через 5 минут камень удалось достать из-под машины. Всё, машина была освобождена! Можно ехать в гостиницу!
Теперь предстояло развернуться в глубоком снегу. С помощью Алексея мне удалось успешно развернуться и, посадив пацанов в машину, поехали к месту нахождения «Москвича». Добравшись до «Москвича», я поблагодарил пацанов за помощь и дал им денег более чем на 20 литров бензина. Они сели в «Москвич» и поехали в поселок. Мы поехали за ними.
Через десять минут мы уже были в поселке Кайтанак, проехали через него и выехали на дорогу в сторону Усть-Коксы. Примерно через час мы уже подъехали к гостинице. Вечер провели в гостинице. На следующее утро предстоял отъезд из гостиницы. В эту ночь в гостинице появились новые жильцы — парень и девушка, которые приехали на «Чайзере» с кемеровскими номерами. В эту ночь я ходил прогревать машину четыре раза: два раза по 10 минут и два раза по 15 минут. Всего за трое суток пребывания Усть-Коксе я ходил прогревать машину 15 раз. Общая продолжительность прогревов составила 3 часа 35 минут.
Утром 3 января проснулись, позавтракали и начали собираться. Номер нужно было освободить не позднее 12 часов.
В 12 часов дня мы загрузили в машину вещи, освободили номер и поехали в сторону выезда из Усть-Коксы.
По пути много раз останавливались для фотографирования.
В этот день мы планировали около 3 часов дня выехать на Чуйский тракт и пока светло успеть доехать до перевала Чике-Таман, так как хотелось посмотреть, как он выглядит зимой и вернуться на Семинский перевал, чтобы остановиться там на ночь на базе Учебно-тренировочного центра. Были планы на следующий день покататься на Семинском перевале на горных лыжах и в обед поехать в сторону Новосибирска. Но наши планы не сбылись.
Несмотря на многочисленные остановки для фотографирования ехали мы достаточно быстро.
Вокруг очень красивые пейзажи.
Здесь дорога уходит резко вниз и поворачивает налево.
Река Кокса.
Через один час сорок минут мы уже были на пограничном посту, отдали пропуска и поехали дальше в сторону Усть-Кана. Километра через три после пограничного поста начался Кырлыкский перевал. Это невысокий перевал с гравийной дорогой. Спуск с перевала представляет собой прямую дорогу, при этом с одной стороны тянется обрыв, а с другой стороны — земляная стена около 2 метров высотой. Обочина дороги со стороны этой стены занесена снегом.
На спуске с перевала я разогнался примерно до 70 км/ч. Машин там очень мало, одна машина проезжает примерно каждые пять минут. Я ехал по встречной половине дороги, подальше от обрыва. Поверхность дороги была покрыта укатанным снегом. На середине перевала машину немного занесло и левые колеса начало сносить в снег, находящийся возле дороги. Я начал притормаживать и пытался вывернуть на дорогу. Скорость удалось скинуть примерно до 50 км/ч и в этот момент левые колеса окончательно ушли в снег на левой обочине, машина нагребла передним бампером кучу снега почти на всю высоту капота и остановилась.
От удара об снег машина не заглохла. На панели приборов новые лампочки не загорелись. Значит, можно дальше ехать самостоятельно! Осталось только откопаться. Я взял биту и пошел откидывать снег. При этом я понимал, что бампер, скорее всего, треснул, возможно, есть еще какие-нибудь повреждения. В голове начала формироваться мысль о стоимости ремонта. Откопав переднюю часть машины, я увидел, что левую противотуманную фару повернуло на 90 градусов и с левой стороны в направлении колеса большая часть бампера выбита.
Я посадил за руль девушку, включили заднюю скорость и попробовали выехать обратно на дорогу, при этом я толкал машину спереди. Но выехать не получалось. В это время с вершины перевала в нашу сторону спускался Nissan X-Trail с номерами 22 региона. В машине находились мужчина и женщина в возрасте около 40 лет. Я попросил их помочь вытащить машину на дорогу. «Икстрейл» развернулся, я зацепил трос и сел за руль. Секунд через 30 мой трос порвался. Прицепили трос водителя «Икстрейла» и через некоторое время машина оказалась на дороге. Поблагодарив за помощь водителя «Икстрейла», я начал осматривать повреждения машины — левее противотуманной фары был разбит бампер примерно на 30 сантиметров в длину и 15 сантиметров в ширину, вывернута противотуманная фара, вниз свешивалась нижняя защита, разбита рамка для крепления государственного номера. Противотуманную фару, чтобы не потерять, я снял и убрал салон. Потихоньку, со скоростью около 40 км/ч двинулись дальше.
В связи с аварией на перевал Чике-Таман решили не ехать. Планировали к вечеру доехать до Семинского перевала и остановиться там на ночь.
Когда начало темнеть, до Чуйского тракта оставалось еще около 35 километров, а там еще нужно было проехать примерно 30 километров до вершины Семинского перевала. Сделали небольшую остановку на вершине Ябоганского перевала. Там я сфотографировал повреждения машины.
Не доезжая одного километра до Чуйского тракта, увидел двух алтайцев возле автомобиля УАЗ. Они меня увидели и начали голосовать, махая пустой канистрой. У меня на заднем сидении находилась куча сумок и других вещей. Я отодвинул их в сторону, часть вещей передал своей девушке и посадил алтайца с канистрой. Второй алтаец остался рядом с УАЗом. Возле заправки остановился и высадил алтайца.
В 18:30 мы были возле домиков Учебно-тренировочного центра на Семинском перевале. Нашли администратора и узнали, что свободных мест нет. Поехали дальше. Решили попробовать остановиться в гостинице «Золотой кедр» через два километра от вершины Семинского перевала. Но там тоже не было свободных мест. Поехали дальше. Подъехав к районному центру Шебалино, решили там поискать гостиницу, рассчитывая на то, что в районном центре должна быть гостиница. Гостиницу мы нашли, но, видимо, так как в Шебалино нет туристических достопримечательностей, она оказалась закрыта.
Поехали дальше в сторону Новосибирска. Около 8 часов вечера остановились у придорожного кафе поужинать. Обеда в этот день не было, так как в той части пути, которую мы проехали, придорожный сервис отсутствует. Поужинав, решили не искать место для ночевки, а сразу ехать до Новосибирска. Ехали также медленно и в 11 часов вечера были в Майме. Усталость стала накапливаться и я остановился возле магазина поспать минут 20. В итоге проспал около часа.
В 12 часов ночи поехали дальше. При движении с такой скоростью километры отсчитываются очень медленно. В Сростках на дороге лежала достаточно большая доска. Я ее поздно заметил, пришлось ехать через нее. Машину немного тряхнуло. На въезде в Бийск я остановился на заправке и увидел, что передний номер держится только с одной стороны и скоро упадет. Я его снял совсем и положил в салон под лобовое стекло.
Проехали Бийск. До дома оставалось 340 километров. Примерно через час после заправки меня остановили сотрудники милиции на стационарном посту. Пока выходил из машины думал, о чем же сейчас пойдет разговор — за превышение скорости меня не могли «прихватить», так как я ехал около 50 км/ч. Оказалось, что с 1 до 5 часов у них «ночное время» и они останавливают все машины, водители проходят на пост и регистрируются.
Дальнейшая дорога до Новосибирска представляла собой постоянную борьбу со сном. На подъезде к границе Новосибирской области начался сильный снегопад. На дальнем свете ехать было невозможно, так как он отсвечивал от летящего навстречу снега и дорогу не было видно. На ближнем свете дорога тоже освещалась очень плохо, так как лампы обычные, а не ксеноновые.
Еще около часа поспали на стоянке в Тальменке. Было уже 5:30 утра. На трассе появилось больше машин. В 9 часов утра подъехали к дому. Обратная дорога заняла 21 час времени. Я занес вещи домой, поставил машину в гараж, выпил пол-литра пива и уснул.
Итоги поездки:
Вывод: зимой в Усть-Коксе очень холодно, природа красивая, но не так, как в летнее время года. Зимой больше не поедем в этот район Горного Алтая, но летом обязательно съездим еще и, наверное, не один раз. Там есть что посмотреть.
В конце рассказа прилагаю свою фотографию.
Благодарю за прочтение. Если у кого будут вопросы по поездке, задавайте.