|
Здравствуйте!
Идея о поездке в горный Алтай была предложена другом примерно недели за две до праздников и была нами принята с удовольствием, так как три дня выходных, как никак, и времени будет не в обрез. Я начал обдумывать маршрут нашей поездки. Хотелось посмотреть что-то интересное. В 2009 я ездил в Тюнгур, точнее в Кучерлу, поэтому примерно представлял качество дорог горного Алтая. Изучал достопримечательности, и выбрал каскад водопадов на реке Шинок. Не совсем горный Алтай, недалеко от границы с ним в Солонешенском район Алтайского края.
Посмотрел по карте месторасположение, составил маршрут. И, чтобы не ездить туда и обратно по одной и той же дороге, решили ехать так: Барнаул — Бийск — Смоленское — Солонешное — Черный Ануй — Усть-Кан — Ябоган — Туэкта — Онгудай — Перевал Чике-Таман — Онгудай — Семинский перевал — Шебалино — Майма — Бийск — Барнаул. На карте отмечен маршрут нашего пути. К слову, в Тюнгур ездил через Чергу, поэтому все дороги для меня были неизвестны.
Утвердив маршрут, обдумав остановки, начали собираться. Заранее решили спать в машинах. Кстати о машинах, я на Nissan AD 1998 года, а друг на Mazda Familia 2003 года. Обе — универсалы. Ездили вчетвером, со своими девушками.
И вот 11 числа, в субботу выдвинулись из Барнаула в восемь утра, ехали не спеша, скорость не превышали, трасса Бийск—Барнаул в хорошем состоянии, Бийск—Белокуриха еще лучше. Когда свернули с белокурихинской трассы в сторону Солонешного, хороший, ровный асфальт закончился, он есть, но весь в заплатках, иногда попадаются ямы, небольшие провалы, так что на скорости 90 км/ч можно неплохо подпрыгнуть. Облегчает ситуацию то, что на трассе почти нет машин. Так потихоньку добрались до Солонешного, здесь намечена заправка. Хоть я и потратил всего полбака, все равно заправляюсь до полного, потому что дальше заправка только в Усть-Кане, а нам предстоит ночевка.
Заправились и отправились в сторону Черного Ануя, к границе с Горным Алтаем, здесь асфальта уже нет, но есть нормальная грунтовка, по ней движемся со скоростью 40-50 км/ч.
Проезжаем села Искра, Топольное и Тог-Алтай. По пути встречаются деревянные мосты в удовлетворительном состоянии и два небольших ручья, мы ехали в сухую жаркую погоду, они не представляли никакой опасности. Проехав Тог-Алтай, вскоре увидели стенд с информацией о каскаде водопадов.
Здесь же начинается дорога к водопадам, грунтовка, идущая в гору, на первый взгляд безобидная. Возле дороги расположен палаточный лагерь.
Мы решили проехать дальше и найти место для ночевки. Проехали базу «Денисова пещера» и вскоре нашли место возле реки Ануй. Народу довольно много вокруг, так что место найти было непросто. Разбили лагерь, вскоре приехал «Nissan X-Trail Клуб» в составе пяти «X-Trail`ов» и одна Honda CR-V. Вскоре покатавшись по округе, они встали рядом с нами.
Первый день мы просто отдыхали, пожарили шашлык, позагорали немного, а к вечеру пошел дождь, легли спать часов в десять, позже наблюдал, как в темноте кто-то приехал и с фонарем под дождем метался в поисках места для ночевки.
Утром проснулись поздно, где-то в 10:30, вскипятили воду, заварили китайскую лапшу, тогда мы еще не знали, как долго мы проходим…
Собрались и поехали к водопадам, оставили машину возле палаточного лагеря. С собой взяли дождевики, кофты, сушки и воду и все… Выдвинулись в 12:00. Мы решили пройти весь путь пешком, а это примерно 8 км до нижнего лагеря, докуда может доехать внедорожник, а оттуда еще примерно столько же до первого водопада.
До нижнего лагеря шли два часа, экипаж «Мазды» хотел вернуться обратно, не дойдя даже до лагеря, но потом передумали. Дойдя до лагеря, решили, что после похода на водопады уедем из лагеря обратно на машине. Стоимость — 250 рублей с человека. Возят на УАЗах и ГАЗ-66 в кузове. От лагеря тропа идет по лесу, встречаются камни, бревна и большое количество бродов, самый глубокий по колено.
Примерно через час-полтора дошли до первого водопада, он называется «Ласковый мираж», он представляет собой больше водоскат с высотой падения десять метров.
От первого до второго водопада идти недалеко, он называется «Йог» или «Двойной прыжок». Его высота 25 метров. Здесь экипаж «Мазды» хотел завершить поход на водопады.
Но все-таки мы их уговорили пойти на самый высокий водопад «Жираф». До него тропа идет сложнее. Она представляет собой крутой подъем, но там привязаны веревки, за которые можно держаться. Затем чуть менее крутой спуск, но уже без веревок, а дальше примерно такая же тропа, как и до первых двух водопадов. Идти от второго водопада до третьего примерно 40-60 минут, еще два или три брода и мы у цели. Водопад действительно очень высокий — 72 метра. На фотографии мелкие фигурки людей, по ним проще определить масштаб.
Пока мы были у водопада, наши друзья решили идти обратно, а мы сказали, что догоним их. Когда мы пошли обратно, начался сильный дождь, хорошо, что мы взяли с собой дождевики. Тропа моментально превратилась в скользкую кашу под ногами. На грязь уже просто не обращали внимания. Возле места падения второго водопада начинается подъем обратно, а затем нужно свернуть влево к веревкам на спуск. Мы пропустили поворот и шли в гору, потом уже поняли, что мы так долго не спускались и решили спускаться. На обратном пути нашли свороток, чему очень обрадовались и пошли скорее в сторону лагеря с мыслью, что мы сейчас сядем в УАЗик и спустимся спокойно вниз.
Но когда мы пришли к лагерю, нас ждала немного другая картина. Машин не было никаких, кроме сломавшегося там ГАЗ-66, чьего-то 80-го «Крузера» и нового «RAV-4». Стоит много людей, ждущих машину, идет дождь. К слову, очень много людей были с детьми, начиная с пяти лет и старше. Все они стояли промокшие, дрожащие, с синими губами. Так что знайте, куда вы собираетесь идти, и не таскайте детей с собой, им под конец уже никакие водопады не будут нужны. Хотя бы лет до 13 точно, раньше детям там делать нечего, никакого удовольствия они от этого не получат. Мы немного постояли, как раз подошел хозяин 80-го, они, кстати, были с девочкой лет шести, которая уже чуть не плакала на обратном пути. Они сели в машину и двинули мимо нас.
Но проехал он недалеко, на выезде из лагеря дорога раздваивается, по низу глубокая лужа, а по склону вокруг нее объезд. Но я уже сказал, что все превратилось в жидкую кашу, он начал объезжать по склону лужу, уже почти объехал и тут его потащило вниз, он чуть не завалился набок и раздался громкий хлопок. У него спустили оба колеса, которыми он ударился.
Мы не вдавались в подробности, что с ним случилось, но он остался там, как и «RAV-4», которому в этот день не суждено было выбраться оттуда. Мы побрели пешком обратно, голодные и очень уставшие. На ноги налипала грязь, у нас на глазах буксовал УАЗ с цепями на колесах… Кстати, когда мы пошли к водопадам, в самом начале мимо нас лихо проехала «семерка», он, конечно, не доехал до лагеря, но все-таки далеко проехал, когда мы шли обратно, она еще стояла. И еще парень на Nissan Pulsar бегал в поисках проезда обратно, но там даже ноги скользят, не то что обычная резина. Я уже не говорю о колее, которая образовалась на глазах от ГАЗ-66.
Дальше был еще один «RAV-4», стоящий в кустах. А потом мы увидели смешную картину: спускается гусеничный трактор, а перед ним привязана тросом за бампер (!) Skoda Octavia. Я так понял, он ее придерживал, чтобы он не улетел как попало со спуска. Дальше стояла еще одна такая же «Октавия», обе с томскими номерами. И вот мы, наконец, вернулись, на часах почти 9 вечера, поход был не из легких. У меня даже не осталось сил фотографировать все застрявшие машины. Так что не лазьте туда на пузотерках. Мы пришли грязные чуть не по пояс, тут же переоделись и двинулись в сторону Черного Ануя уже по темноте. Заехали в круглосуточный магазин, взяли бутылку водки, чтобы согреться, так как мы все замерзли. Проехали Черный Ануй, решили переночевать здесь, остановились у речки, поели в машине все вместе и завалились спать.
На следующий день друга разбудил какой-то алтаец в 7 утра стуком в окно, просил его подвезти в сторону Алтайского края. Часов в восемь проснулись мы, было холодно, мы стояли в тени от горы.
Собрались и поехали в Усть-Кан, к 9 были там, дороги в Усть-Канском районе неплохие, вокруг райцентра вообще хороший асфальт.
В общем, заехали в Усть-Кан в поисках места, где можно покушать. В центре нашли кафе «Дракон», кстати, в нем есть даже вип-зал, но туалет на улице за зданием. Кстати, на двери в вип-зал висит листочек, на котором ручкой написано, что это вип-зал. А вообще впечатление от Усть-Кана осталось только положительное, за исключением цен на бензин: Аи-92 стоит 28 рублей. Поселок развивается, строятся новые дома, причем, когда мы проезжали в 2009 году через него, дома строились, так и сейчас строятся новые дома.
Еще сложилось такое впечатление, что все дорожные знаки в Усть-Канском районе расстреляны. Особенно постарались на выезде из Алтайского края.
Дальше мы поехали в сторону Ябагана, как я уже говорил, дорога асфальтированная идет довольно долго. Остановились на Ябоганском перевале, немного размяться и сфотографировать.
Как только выехали из Усть-Канского района, асфальт закончился и началась мозготрясная грунтовка с ямами Онгудайского района. Скорость снизили и ехали не спеша, увидели красивую речушку и решили остановиться сфотографировать.
По дороге ездит очень мало машин. Один раз нас обогнал УАЗ с маралом в кузове.
Вскоре добрались до Туэкты, а тут М-52 и очень хорошая дорога, по ней двинулись в сторону дома, на Чике-Таман решили съездить в другой раз. Тут уже не фотографировали, просто ехали в сторону дома, в Бийске мы разделились, мы решили покушать, а друзья поехали домой, в Барнаул. Добрались мы на час позже них, в 7 часов вечера.
Итоги: пройдено примерно 950 км и сожжено 65-70 литров бензина АИ-92.