|
Прочитав большое количество отзывов о путешествиях, выложенных пользователями на Drom.ru, решил оставить и свой след среди данных опусов, тем более, что появился повод.
Отпуск в 2012 был выбран летом, сроком аж на три недели (обычно берем одну-две), но, поскольку путешествие было запланировано заранее, в две недели уложиться было бы проблематично. Несмотря на сопротивление начальства, был истребован отпуск в три недели, и началась подготовка. Когда коллеги спрашивали, где собираюсь провести этот отпуск, я отвечал, что планирую поехать в край, где много солнца, чистого песка и белые ночи. Короче говоря, было решено поехать на родину жены в с. Средний Васюган Каргасокского района Томской области.
Немного географии. Данный населенный пункт расположен на берегу одноименной реки Васюган, берущей исток из знаменитых Васюганских болот и впадающей в Обь. Средним он зовется в силу того, что расположен примерно в середине течения реки. Сама река Васюган получила свое название от остяцкого (одна из народностей коренных жителей Сибири) «Вас Ёган», что переводится как «желтая вода». Вода в реке чистая, однако в силу того, что берет начало из болот, оттенок у нее действительно желтый, хотя, если не обращать на это внимание, ее вполне можно пить. Насчет солнца, песка и белых ночей я нисколько не преувеличил, поскольку летом там действительно много солнца, песок там кругом, поэтому найти пляж так же не проблема, была бы лодка с мотором. Белые ночи там действительно есть.
Данный населенный пункт я посещаю уже не первый раз, был там и зимой и летом, и тянет туда снова, в силу специфики, на которую местные жители вряд ли обращают внимание. Лично меня там привлекает то, что жизнь там идет иначе. В силу географического положения там некуда спешить. Попав туда, я начинаю ощущать себя островитянином, голова отключается от текущих жизненных проблем, поэтому и отдых получается качественным. Островитянином себя ощущаешь только летом, поскольку как ты не рыпайся и не желай, раньше срока оттуда не уедешь. Когда осознаешь эту истину, мозг выключается и начинает отдыхать.
В летнее время Средний Васюган практически лишен связи с «большой землей», поскольку вокруг много болот, в силу чего построить туда дорогу невозможно. В летнее время добраться туда можно двумя способами: либо по воздуху, либо по воде. По воздуху иногда из райцентра Каргасок летает самолет марки «Ан-2», он же «кукурузник», билет на который приближается к цене билета на вполне комфортабельный «Боинг» до Москвы. Помимо цены, на него очень проблематично попасть. Полет занимает около 40 минут, при условии, что попадете на рейс. Если повезет, и договоритесь с нефтяниками, то долетите на вертолете, «по-дружбе», стоимостью около 4 тыр. Самый доступный летом путь по реке, на барже, занимает примерно 1,5 суток, однако он хорош тем, что поехать можно на своем автомобиле, который на время пути становиться вашим домом. Этим летом удовольствие от прогулки по реке на своем авто оценивалось в 2 300 руб. Зимой нефтяники прокладывают зимник, по которому, за скромную плату можно проехать до места. По зимнику я ездил последний раз в марте 2011, и немного слов уделю этому виду дороги позже. Транспортная доступность повышает стоимость практически всех товаров в разы, т.к. все завозят издалека.
Изначально поездка планировалась на бывшем тогда автомобиле ВАЗ-21063, учитывая количество пассажиров и багажа, планировалось оставить дома заднее сидение (вместо него ровным слоем распределить шмотки) и поставить багажник на крышу. Буквально накануне отпуска решился финансовый вопрос, и был приобретен более емкий автомобиль в кузове «сарайко», он же универсал ВАЗ-21113, благодаря чему мне не пришлось слишком напрягать мозг, придумывая, как все и всех разместить.
Выезд был назначен на утро, 18.07.2012. На берегу Васюгана для погрузки на баржу надлежало оказаться не позднее 06 утра 20.07.2012. По пути было решено заехать к друзьям в Чажемто, дабы приятно провести время и искупаться в «Фонтане» — это местная достопримечательность села Чажемто Колпашевского района Томской области помимо одноименного санатория и источника минеральной воды с одноименным названием.
В день выезда пришлось встать раньше всех, дабы без лишней суеты разместить багаж в машине. В итоге получилось примерно так:
При этом пространство в ногах переднего пассажира было занято полностью для компенсации веса пассажирки, в роли которой была дочка Оля. Помимо нее в машине с относительным комфортом разместился я сам, трое взрослых, самый главный пассажир — сын Ваня четырех месяцев отроду и большой мордатый кот в специальной упаковке.
Место переднего пассажира + мордатый кот в специальной таре.
Дорога от Томска до Чажемто порядка 300 км приличного асфальта, была пройдена примерно за 4 часа. Дорогу огорчал дым, который тянуло с горящих этим летом лесов. При этом приятно поразила машина, уверенно державшая крейсерские 100-120 км/ч при такой загрузке. На «Шестере» при такой загрузке, чтобы не козлить по дороге, пришлось бы держать рекордные 80-90.
Остановку сделали на трассе возле д. Новоколомино, у знаменитого рыбного ларька (кто там ездил, тот знает). Там выгрузили одного из пассажиров, который отправился за вторым автомобилем для продолжения путешествия.
Деревянная завалюшка — рыбный ларек.
Про ларек хочется сказать особо. В любое время года торгующие там местные жители, промышляющие рыбалкой, продадут вам как простых язей-лещей, вполне презентабельно упитанных живых карасей, щук, размером с хорошее бревно, а также и рыбу ценных пород: стерлядь (свежая, мороженая и копченая), а равно нельму и муксуна. Цена стерляди — 500 руб/кг за свежую/мороженую и 700 руб/кг за копченую. Не раз, следуя домой, мы оставляли в этом ларьке остатки денег. Кто пробовал копченую стерлядь, то меня поймет. Подходить фотографировать не стал, побоялся, что неправильно поймут, тем более, что большая часть улова — браконьерская.
Из-за дыма в этот по определению солнечный день воздух вполне осязаемо можно было трогать и видеть. Фото для наглядности:
Фото сделано около 12 часов, Солнце почти в зените, однако его видно только ярким пятном, на которое можно смотреть не напрягаясь. Подобная концентрация дыма потом настигала нас по пути на реке и в Среднем.
От этой остановки до Чажемто долетели на одном дыхании и оказались у этого симпатичного домика:
Хозяевам, Валентине и Владимиру — респект.
По прибытии и частичной разгрузке провели подготовку к вечерним шашлыкам, а по прибытии второго экипажа на зверюге марки «Святогор», (кто не знает, АЗЛК 2141 с двигателем «Renault» объемом два литра и мощностью в 109 л/с.) выдвинулись в сторону «Фонтана».
Для справки. В свое время в Колпашевском районе проводили нефтеразведку, однако нефть так и не нашли, однако нашли источник сернистой воды, который уже много лет используется для омовения как местными, так и не местными жителями. Вода круглый год имеет постоянную температуру около 20 градусов. Говорят, хорошо помогает от кожных заболеваний. Главная проблема этого места — полное отсутствие какой-либо инфраструктуры. Из земли торчит труба, из трубы сильный поток теплой воды, под струей навалены бревна и вбиты скобы, чтобы держаться. Напор такой, что даже при своем вполне солидном весе более центнера я не рискнул встать в полный рост, не держась, близко к срезу трубы. Вот как это выглядит со стороны.
Самый главный пассажир также был слегка прополоскан под брызгами, и устроился полежать на пеленке с красивой женщиной.
Ну а мы, вкусив пивка, так же отправились прополоскаться в целебных водах.
В центре я — Толстопуз, изображаю сумоиста и массирую водой позвоночник. Слева родственник Коля, справа «хозяин» данных мест — Владимир.
«Пацаны, пацаны, вы держите штаны…». Потерять их под таким напором можно очень просто.
Водные процедуры, помимо агрессивного массажа сильной струей можно пройти и в тихих водах шелестящего водопада. Романтика…
Для желающих посетить это чудо природы, подскажу дорогу. Выезжаете из Чажемто в сторону Парабеля, на кольце уходите направо по направлению к Колпашево, сворачиваете с дороги возле кладбища налево и едете до отметки 8 км по направлению к деревне Ново«как-его-там-забыл», и сворачиваете направо. Если заблудитесь, спросите аборигенов, но там дорога накатана, и народная тропа туда не зарастает.
После фонтана, шашлыков и ночевки следующим днем около 16 часов выдвинулись из Чажемто в сторону райцентра Каргасок — последнего оплота цивилизации на краю Васюганских болот. До Каргаска идет средней паршивости грейдерка, местами переходящая в асфальт. Если жалко машину, то выше 60-70 км/ч разгоняться страшно, так как отлетающие камни лупят по машине, как по голове, да и россыпи щебня по центру колеи при наезде на них с хорошей скоростью не оставят шанса удержаться на дороге.
От Чажемто до Каргаска примерно 180 км такой типа «дороги». Дальше Каргаска дорог нет, там начинаются направления, похожие на грейдерку, но позволяющие держать по ним те же 60-70 км/ч. Любопытно, в этих местах смотреть на навигатор: он часто показывает, что едешь по глади водоема. Едущим дальше Каргаска следует запастись топливом, так дальше заправок не найдете, а если где и найдете горючку, то скорее всего бодяжную. Топливо в Каргаске улыбнуло ценой — при цене А-95 в 25 руб/литр в Томске, в Каргаске А-92 идет по 29,26 руб за литр и ни копейкой меньше.
От Каргаска нам предстояло преодолеть еще порядка 70 км до места на берегу реки Васюган, именуемое Волчий Бугор. В этом месте стоит памятный крест — значит, в этом месте в 30-х с барж сгоняли в чисто поле раскулаченных. Таких крестов полно по берегам Васюгана, давно сгинули в лету поселки несчастных, оставивших свои кости в этих болотах, остались только кресты.
Еще засветло мы добрались до Волчьего Бугра (с этого места отправлялись впервые, и искали его по словам бывалых), и на берегу увидели ожидающий погрузки транспорт, на котором нам предстояло доплыть до Среднего Васюгана.
Транспорт состоит из двух состыкованных барж, сзади зацеплен толкач, который при необходимости, при прохождении мелей цепляется спереди. Баржи вполне приспособлены для 1,5 суточного путешествия. На той, что слева, есть туалет, на той, что справа, помимо туалета есть еще и баня. Про баню укажу отдельно на обратном пути. Именно благодаря этому транспорту Средний в летнее время снабжается товаром. Обеспечение на время пути питьевой водой, продуктами и средствами для приготовления — забота едущих. На пароме есть только аварийный запас питьевой воды, хотя, если сильно прижмет, и из речки попьешь.
Поскольку прибыли мы вечером, заночевать, в ожидании погрузки, пришлось на берегу в машинах. Неудобно, душно, но деваться некуда. На берегу нас ждали оголодавшие комары размером с воробья. В ночи было хорошо видно зарево от газовых факелов, расположенного неподалеку месторождения.
Вживую вид был гораздо эффектней.
Вишневый «Москидос» — второй участник забега.
Немного о мордатом коте. Сей экземпляр поражает своей способностью спать везде и всюду. Причем если обычно коты спят свернувшись и выставив уши, то этот спит растянувшись как угодно, нисколько не беспокоясь тем, что на него наступят. Вот подборка спящего мордатого:
На пароме пришлось пробыть более 1,5 суток. При старте в 06 утра 20, на месте мы высадились только около 18 часов 21. Ночь с 20 на 21 пришлось провести под звон голодных озверевших комаров возле берега, поскольку из-за обмеления реки и сильного задымления идти ночью опасно. Далее прилагаю подборку фото плавания.
День в разгаре, Солнца не видно, зато тепло и дымно.
Машин много, немного тесно, зато еду в отпуск!
Походная кухня. Много БИЧ-пакетов и две поварешки…
Завалинки не нашлось, но посидеть с пивком можно и так. Неспешное движение толкает на философские мысли о смысле бытия… Куда мы вечно спешим, за каким х…, когда в мире столько прекрасного?
Березовка. На берегу очередной крест…
Пока плыли, пару раз включал навигатор. Показывает то четко середину реки, то чисто поле. Зато исправно показывает среднюю скорость движения — 8 км/ч.
В одном из особо обмелевших мест нашему толкачу перетянуть баржи помогала встречная КээСка. Осадка баржи около 40 см, в этом месте этим летом глубина 40 см. Обычно глубокий Васюган этим летом во многих местах можно перейти в сапогах.
Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна…
Наконец впереди показалась долгожданная пристань. К концу плавания до смерти надоели дым, комары, духота и пиво, в котором можно заваривать чай. Водные процедуры из ведра приносили облегчение не надолго. Мечталось о бане, холодной водке и чистом воздухе, однако в Васюгане нас снова ждал дым и духота
Средний Васюган. Пристань «Коньково».
Долгожданная выгрузка на берег. На берегу нас ждал дед на своем боевом коне.
По прибытии сбылись мечты о теплой бане, холодной водке, заботливо охлажденном пиве и мягкой постели. Оставалось ждать солнца и чистого воздуха. Забегая вперед скажу, что солнце и чистый воздух все же нам достались.
Отдых был посвящен праздному ничегониделанию, рыбалке, поездкам по деревне, купанию. В этом году первый раз прошелся с неводом. Эта процедура ловли заслуживает отдельного описания. Невод представляет собой сеть с мотней (карманом) в центре. Невод растягивается по ширине водоема и тянется за веревки с берега. В зависимости от величины в роли тягла выступают люди, кони, автомобили. Наш невод был длиной в 70 метров, даже в сухом виде весил как упитанный поросенок и занимал целый мешок. На рыбалку я с собой ф/а не брал, боялся утопить.
Бродят с неводом на озерах, оставшихся от весеннего разлива Васюгана. Неудобство в том, что доплыв с приемлемым комфортом по Васюгану до места, выгружаешься из лодки, и бредешь с неводом на плечах до озера. Путь не близкий, вокруг кочки и злобные пауты, размером с ворону. Когда мы дошли до берега, то выяснилось, что бродить будем на другом озере, после чего один из родственников погрузился в обласок и с неводом пересек первое озеро, в то время как нам пришлось его обходить в траве по плечи среди кочек по колено. Далее обласок и невод по суше были переправлены ко второму озеру.
Обласок заслуживает отдельного упоминания. Это самодельная плоскодонка, используемая местными жителями для плавания по мелким водоемам. Сидят в ней на корточках, управляясь одним веслом. На мой взгляд штука крайне неудобная. Мои попытки пару раз оседлать обласок заканчивались принудительным купанием. Однако аборигены умудряются вполне успешно на нем передвигаться. Короче говоря, на втором озере невод был растянут, благодаря своей ширине, практически через все озеро, и началось тягло.
Сразу скажу, что тянуть здоровый невод под водой, идя по берегу в траве по плечи и с кочками по колено, а местами по щиколотку утопая в грязи, — занятие не из легких. Зато данные усилия по завершению прохода увенчались вполне ощутимым мешком крупной рыбы: щуки, окуни, караси, чебаки. По возвращению в деревню окуней и щук ждала горячая коптилка, превращающая обычную рыбу в чудную горячую копченку.
Обратный путь до берега Васюгана оказался гораздо сложнее. До первого озера пришлось тащить не только мокрый невод (который и сухим не фига не легкий), но и обласок с мешком рыбы. Ну а далее предстояло преодолеть дорогу до берега, правда, без обласка, который был оставлен на берегу.
По моим личным ощущениям такая «физкультура» избавила меня от пары-тройки лишних килограммов. На обратном пути, идя к лодке с мокрым неводом на загривке, я по-новому оценил известную всем с детства сказку «О золотой рыбке». Ранее дед-рыбак представлялся мне дохлым сморщенным стариканом, закидывающим с бережка в синее море что-то вроде авоськи. После прогулки с неводом дед стал мне представляться могучим великаном ростом около двух метров с большой седой бородой. Человек, который мог в одиночку тягать невод из синего моря, по определению не мог быть дохлым стариканом. Однако при такой силе дед оказался сущим лохом, раз терпел такую вредную старуху, хотя вполне мог пустить ее на наживку или прикормку для рыбы. При такой силе это ему труда бы не составило. Правду люди бают: любовь — зла.
Помимо невождения было уделено время и обычной удочке. Если невождение это скорее почти промышленный способ даже не ловли, а скорее добычи рыбы, то удочка — занятие для удовольствия. С чем можно сравнить спокойное сидение в лодке под тихий шелест воды, пение птиц, жужжание злобных насекомых, имеющих прямое намерение тобой закусить? Буквально после первой поклевки забываешь все проблемы, забываешь про злобных насекомых, про обстановку. Твой мир сужается до точки и движения поплавка. Рывок, подсечка и твоя добыча в лодке. Далее тебя захватывает азарт, который выключает остатки разума, все твое существо сосредоточено на процессе, а плещущаяся в садке рыба только подогревает твой азарт, заставляя тягать до тех пор, пока не кончатся червяки. Наверно так себя ощущает игрок за рулеткой в казино, весь мир которого сосредотачивается в бегущем по кругу шарике. Именно ради таких моментов стоит пройти весь путь до Среднего, ибо рыбалка там знатная.
Один из дней мы с родственником Колей посвятили попытке вернуть к жизни простоявшую два года в гараже Toyota Caldina, 195 кузов, 4 WD с двиглом 3SGE о 180 кобылах. У авто не хватало стекла левой передней двери, была убита АКПП и сорвана с крепления продольная балка, на которой лежит передняя опора двигателя. Короче говоря, машинка пережила жесткий OFF-Road, после чего с трудом была водворена в гараж, и ее жизнь остановилась на два года из-за отсутствия у хозяина сил, возможностей, да и желания для ремонта.
Надо отдать должное, после двух летнего отстоя без присмотра, после заливки бензина и установки аккумулятора, машинка завелась со второй попытки. При этом работала ровно, нигде ничего не потекло. Первым делом слили антифриз и демонтировали радиатор двигателя и кондея, после чего убрали остатки крепежа балки и, засверлившись, притянули ее к кузову сквозными болтами. Далее начали реанимацию АКПП. Был слит декстрон, сдернут поддон и удален основательно загаженный фильтр коробы и очищен поддон с магнитами. Проверили все фишки, вернули на место все снятые детали. По совету мастеров налили декстрона выше крыши. Благодаря данным процедурам авто получило возможность самостоятельно передвигаться, правда на повышенных передачах. Ставишь селектор АКПП на «D», даешь под 2 000 оборотов, двиг рычит, после чего машина, будто получив пинка, дернувшись, начинает ехать. Жесть, конечно, но в таком режиме авто своим ходом до Томска для замены коробы добралось, при этом с багажом и пассажиром.
Пока мы с Колей ковырялись в гараже, наши жены дико угорали над нашим внешним видом. Дело в том, что рабочие портки мы нашли, но вот найти майку, которую не жалко, оказалось сложнее, поэтому пришлось позаимствовать у тещи. Фото по качеству не очень, но по отзывам наших женщин мы выглядели крайне привлекательно.
Как говорил Осел в мультике: «Мы со Шреком — секси!»
Пока мы ковырялись с машиной, по улице бегали симпотные колхозницы.
Сапожки по-любасу модельные, чувак! В сельпо других не держат!
Легкий стёб над нашими женщинами. Не обижайтесь, я шучу, все равно вы лучше всех.
Незадолго до отъезда я отметил в Среднем свой 33 день рождения. Был запланирован выезд на Лисий Мыс, на берег реки, однако из-за обмеления и засухи речка оказалась дальше, чем должна быть, а машину пришлось выталкивать из песка, в котором они слегка завязли. Пришлось разбить лагерь и устроить пикник там, где должна быть вода. Солнце снова затянул дым, зато было тепло и не жарко. Шашлычки с холодным пивасиком были на уровне.
Шашлычный гуру — тесть Сергей Васильевич.
Как ни хорошо было там, но неизбежно пришло время возвращаться. Обратно предстояло выбираться тем же путем. Сначала рекой до Волчьего Бугра, далее Каргасок—Парабель—Чажемто—Tомск. Васюган как будто не хотел отпускать. Буквально по дороге на берег пробил новехонькую покрышку, которую уже прямо на берегу перед загрузкой пришлось, выкинув всю поклажу, менять на сдутую запаску. Запаска безбожно травила воздух, из-за чего пришлось ее постоянно подкачивать. Это была первая и последняя неприятность с авто за всю дорогу. Даже калека «Toyota» с чуть живой коробкой всю дорогу продержалась молодцом, выдержав почти 200 км безбожной тряски по грейдерке от Волчьего Бугра до Чажемто.
Прощальный взгляд на Коньково. Отплываем домой…
Обратный путь был гораздо комфортнее. На одной барже стояло два пустых бензовоза, а мы на трех машинах разместились на второй барже, где кроме нас стоял только трактор МТЗ, который везли из ремонта в сельхозугодья на половине пути. На нашей барже оказалась баня, которую мы, ради спортивного интереса, истопили.
Вот такой санузел. Открытая дверь — моечное отделение. Слева два бака, для горячей и холодной воды. Вода греется за счет дымохода, бок печки уложен камнями, и выходит внутрь, так что при желании можно даже попариться, не говоря о том, что и вполне сносно помыться. Рядом справа закрытая дверь — туалет и рукомойник.
Вот так и спали. Сына в коляске, либо с мамой и сестрой на матрасиках в полный рост, а папа как полупокер скрючившись сидя на переднем сидении. Днем и мне перепадало поспать с комфортом.
За эту поездку я окончательно и надолго возлюбил свою новую Ласточку в частности, и универсалы (сарайко) вообще.
Обратная дорога до Томска ничем примечательным не отметилась. В Каргаске нашел шиномонтаж, поставил кордовую заплатку на пробитое в Васюгане колесо, а заодно заменил сосок на запаске. Больше не спускает. Не доезжая примерно 120 км до Томска меня догнала усталость и сон (сказалось то, что не выспался на пароме), поэтому пришлось припарковаться и примерно на 1,5 часа покемарить всему экипажу. У дома припарковался около 07 утра 03 августа сего года.
В завершении, как и обещал вначале, вернусь к поездкам в Васюган по зимнику. Я проделал этот путь дважды на ВАЗ-21063 1989 года выпуска. Первый раз в 2007 году, второй раз в 2011. Думаю, что не стоит особо уточнять, что раз зимник, то поездки были зимой, правда с погодой везло: мороз около -10 не мороз, а приятный холодок.
Поездка 2007 запомнилась преодолением ледовых переправ и большими виражами. Когда я по простоте душевной спросил, почему нельзя было проложить дорогу прямо, то получил ответ, что прокладывали дорогу летом по болоту, и зигзаги потому, что прокладывали там, где суше.
Вторая поездка на события была богаче. Начнем с того, что она была приурочена к юбилею тещи, ехали мы сюрпризом, поэтому не доехать не имели морального права. Отъехав около 200 км от Томска, обнаружил, что у меня затроил двигатель. Замена свечей, проводов и бегунка с крышкой (зажигание электронное), проведенные при свете переноски ночью на обочине дороги результата не дало. Прогнав мысли о самом страшном, решил тянуть до Чажемто, где есть круглосуточный магазин запчастей, где купил новые свечи. Поскольку замена результата не дала, в арсенале оставалась только одна причина — прогар клапана. Взвесив все «за» и «против», решил рискнуть, и, не расстраивая пассажиров, продолжил путь. Большой респект моей Шестерке, даже на трех горшках она довезла меня туда и обратно.
Сам зимник начинается примерно в 50 км от Каргаска. Выглядит это так. На краю леса стоит избушка и шлагбаум. Заходишь в избушку, отдаешь лешему 400 рублей с тонны, получаешь квитанцию и едешь дальше. Всего на зимнике две таких избушки. Расстояние от Каргаска до среднего Васюгана по зимнику 260 км. От моего дома до тещи — 735, которые по зимнику на трех горшках с полной загрузкой были пройдены за 13 часов. Зимник — дикое место, связи там нет никакой, но можно рассчитывать, что любой проезжающий водитель обязательно остановиться и поможет. По-другому там нельзя.
От края до края достать рукой.
Дорога в солнечном лесу прекрасна и бесконечна.
Типичная переправа на зимнике — вмороженная в лед баржа.
Зимой рыбалку никто не отменял.
А еще можно на «Буране» погонять.
Как итог. Зимняя дорога хороша своей прелестью, на ней нет пыли, и всего за 13 часов, отмахав 735 км оказываешься на месте. Летняя дорога замечательна поездкой по реке, которая для меня, городского жителя, отличная смена обстановки. Летняя дорога туда и обратно по данным одометра составила 957 км, без учета реки, т.е по 478 км в одну сторону, она короче, но длиннее по времени. Однако постоянно тянет повторить это путешествие.
Благодарю всех, у кого хватило сил дочитать до конца, прошу сильно не ругать, жду отзывов.