|
Летом 2010 года, как известно, в центральной части России наступила аномальная (или не нормальная) жара. Смотрю, все вокруг мечутся, едут на юга, т.е. туда, где еще жарче :). Мы своей семьей, обычно, едем на юг в сентябре, когда здесь уже прохладно, а на «югах» еще тепло. Этим летом решили, что надо спасаться от жары, а не от прохлады, тем более, что варианты спасения есть (ну не считая валяний под кондиционером, конечно). И решили, что точно едем на север, т.к. у жены там проживает родной дядя, который давно зовет в гости.
Задумались о поездке серьезно. Начались всякие муки выбора, в том числе и на чем поехать, поезд VS автомобиль. После нескольких раундов выиграл, конечно же, автомобиль. Основной критерий победы — это свобода и возможность передвижения, и интересных остановок. Как раз уже отошли от поездки в мае в Северный Казахстан — Боровое, и опять хотелось куда-то ехать.
Север к себе манил. Во-первых, длительным автопутешествием; во-вторых, самым севером; в-третьих, была обещана рыбалка на форель, собирание грибов и ягод. В общем, путешествие становилось заманчивым, и если собрать все факторы в кучу, то отказаться было нельзя.
Началась подготовка к поездке. Был проложен маршрут при помощи http://www.ati.su/, и было проведено сравнение через google.map. После некоторых корректировок был составлен план маршрута, длина которого составила 2 540 км. до места назначения. Итак, что получилось: Саратов — Саранск — Н. Новгород — Иваново — Ярославль — Вологда — Вытегра — Пудож — Медвежьегорск — Пушной — Ковдор. Ну и было еще много промежуточных населенных пунктов.
Конечная цель — г. Ковдор. Металлургический город, который находится в Мурманской области в приграничной с Финляндией, зоне. Расстояние между Ковдором и Мурманском — 280 км. Ковдор находится в стороне от основной трассы, на расстоянии 98 км. Вокруг Ковдора — леса, сопки, реки и озера, как, в общем, и во всей Мурманской области, но немного живописнее. После определения маршрута стали подготавливать вещи и предметы, которые нам помогут выжить в тяжелых северных условиях :). Для рыбалки купил все необходимые снасти, привез из деревни болотные сапоги, купил стульчики раскладные, нашел котелок, купил плитку с газовыми баллончиками и много чего еще по мелочи. Спальные мешки у нас уже были. Забегая вперед, скажу, что пригодилось абсолютно все, что взяли. Хотя нет, топором не воспользовался ни разу :). Кроме всего, был взят старый надежный атлас дорог СССР 1980 г.в., кстати не утративший актуальности, навигатор с обновленными картами Navitel. Под сиденье уместился двухлитровый огнетушитель, и усилена аптечка. Сделал трос буксировочной из веревки, купленной в альпинистском магазине. Соответственно, загнал машину на станцию, поменял передние колодки и заменил правый рулевой наконечник, ну и масло, конечно, в остальном все было в порядке. Товарищами — дальнобойщиками, была дана в прокат рация с антенной, чтобы по дороге не скучать :). Так же пытался в инете найти информацию о маршруте, о состоянии дорог, наличия заправок и придорожного общепита, однако инфы было крайне мало, поэтому и решил выложить свой отчет, может кому полезно будет :).
Стартовали из Саратова в 01.08.10 г. в 5:00 по Мск.
В этот период времени, в центральной части был разгар лесных пожаров. В городе тоже уже начинало попахивать дымом. Выехав в область, мы увидели, что плотность дыма увеличивается, но ближе к Пензенской области дым рассеялся. Основная дымовая завеса встретила нас в Нижегородской области, особенно в районе Арзамаса, и продолжалась практически до начала границы Ивановской области. Местами дым был очень густой, но самих очагов пожара мы не видели. Встречались уже обгоревшие леса.
Задымленная Нижегородская область.
Пью чай без отрыва от производства.
Нижний Новгород прошли в объезд, были указатели, запутаться сложно, плюс навигатор не подводил. Лампочка бензиновая уже горела, а заправиться хотелось желательно на «Лукойле». Не доезжая Балахны, как раз попалась АЗС «Лукойл», заправился, порадовало, что скидка по карте уже 5% (в Саратове только 3%).
Примерно в 15:00 дня старта стали искать место для привала, а именно поесть нормально и, если получится, вздремнуть. За плечами было пройдено уже 700 км., а для себя ставил как бы план — не меньше 1 000 км за день. Гнать мы особо не любим, поэтому делать броски по 1 300 — 1 500 км. за маршрутный день, мы не хотели. Место выбрано было на развилке дорог, одна из которых шла на Иваново, а другая на Чкаловск. Перед этой развилкой текла река Юг. Проезжая через мост, мы увидели на обратной стороне песочный край берега среди леса и небольшую полянку. Проехав мост, мы развернулись и вернулись обратно, чтобы съехать в лес и желательно пробраться к этому месту. Съезд был. Но был и шлагбаум и сторожка со сторожем. Дядя пояснил, что территория частная (вот почему-то ничего удивительного для меня вообще не было) и соответственно въезд платный. Сошлись с ним на 200 руб., т.к. нам надо 2-3 часа, а въезд на день стоил 600 руб. Шлагбаум был открыт, и мы въехали. Вообще, это была дорога на заброшенную запасную взлетную полосу. Но до неё мы не доехали, а съехали на понравившийся нам кусочек берега с поляной. Место было красивое, там мы и потрапезничали, испробовав прикупленный «примус». Так же там, я и сынок искупались, жена почему-то отказалась. Отдохнули там часа три, я немного вздремнул, и двинулись дальше впуть.
Дорога пошла по Ивановской области, хорошая, неровностей мало. Природа вокруг была чисто русская, по пути очень было много деревень. Дома в этих деревнях, как правило, все были бревенчатые, и в большинстве по одному проекту. Нигде не видели газовых труб, во дворах у всех дровники, т.е. такой центр России, и сколько не газифицированных населенных пунктов.
Смотреть на все это было интересно. Проехали г. Шуя (известные Шуйские ситца), дальше г. Иваново, его прошли по навигатору. Невест в городе видели много :). Дальше Ярославль, вот по нему пришлось поплутать, т.к. во многих местах шли ремонтные работы и соответственно проезд был запрещен. Навигатор почему-то долго настраивал объездные пути, поэтому ждали сигналов от него. Но в итоге все нормуль, выехали из Ярославля на Вологду, пройдено 1 000 км. Уже стемнело, решили искать место для ночлега. Дорога между Ярославлем и Вологдой отличная, расстояние между ними всего 200 км. Но кемпингов на этой дороге почему-то не встречалось. В итоге, проехав уже 100 км, после опроса местных граждан, было установлено, что есть гостиница в п. Пречистое, что в Вологодской области. Она находилась не вдоль дороги, а немного в глубине, но тем не менее нашли. Гостиница, конечно, совкового типа, но очень чистая, со свежим бельем. За переночевать отдали 800 руб., кстати, очень там выспались. В 8:00 второго дня пути двинули дальше на Север, не забыв купить в этом Пречистом питьевой воды и немного провизии, для разнообразия.
Завтрак решили устроить на свежем воздухе. Хочу сказать, что трасса была очень хорошая и оборудованная, было много съездов на площадки со столиками. Но мы легких путей не ищем :) и решили съехать в поле, где только скосили пшеницу. Запах был обалденный, и очень красиво. Хочу сказать, что Вологодская область нам понравилась наличием живописных лесов, хороших дороги и развитым сельским хозяйством, т.к. нам не встречались неухоженные поля. Заварили свежего чайку (из пакетиков мы чай не уважаем), сделали бутербродов, сыну заварили кашу. Завтрак получился один из самых запоминающихся! Обязательно убрали за собой все (что делаем всегда и везде и всем советуем) и рванули дальше на Вологду.
Проехали Вологду на ощупь, т.к. карты в «Навителе» почему-то не оказалось. Далее путь лежал на г. Вытегра, до которого 300 км., других населенных пунктов не было, за исключением маленьких деревушек. Дорога в основном шла сквозь леса и мимо больших озер, природа очень поражала! В каждом месте хотелось останавливаться и отдыхать, но время.
После проезда Вытегры был сделан привал на обед, на это раз остановились в одной из придорожных беседок. Наличие вокруг мусора нисколько не радовало. Поражаюсь людям, которые считают, что можно вот так легко выкинуть на природе мусор. Мы как-то целый день везли в машине мусорный пакет, т.к. не было место для его выброса, и ничего с нами не случилось.
После Вытегры поехали по правой стороне Онежского озера, через Пудож. Можно было поехать по левой стороне — через Петрозаводск, но эту дорогу мы оставили для обратного пути. Ближайшая цель — г. Медвежьегорск, который находится на противоположной от г. Вытегра стороне Онежского озера. Там была запланирована заправка. Дорога, прошу заметить, была очень хорошая, трафик совсем небольшой, местами останавливались для фотосессий :).
Написал «Саратов», если кому не понятно :).
Проехав Медвежьегорск, выехали на прямую, которая уже вела на Мурманск, не заблудишся :). Хочу отметить, что в этом направлении, которое мы проехали, очень редок придорожный сервис, поэтому нами и было решено готовить самим, что очень у нас неплохо получалось, тем более газовая плитка выручала :). Так вот, после Медвежьегорска вся дорога шла, в основном, вдоль лесов и болот, там даже остановиться, редко где найдешь, ни говоря о размещении придорожного сервиса.
Но сервис в одном месте был, при повороте на населенный пункт Сегежа. Ехали мы и думали, где же встать на привал, на наличие гостиниц и не надеялись. Едем, смотрю на часы — время где-то 22:30, а солнце все продолжает светить в лицо, я не понял, позвонил за одно домой маме, сказать, что все у нас хорошо, ну и спросил — темно ли на улице, а она мне напомнила, что мы едем на Север, где в это время светлые ночи :).
Время 23:00, а солнце только как бы садится.
В общем ехали мы так до 24:00, пока не доехали до п. Пушной. Перед поселком была крупная АЗС «ТНК» и рядом огромная площадка, где стояло полно машин, остановившихся на ночлег, что и нами было сделано. Однако сразу заснуть было сложно, т.к. на улице было светло, но не так, конечно, как днем, но и не ночь.
Хочу отступить и сказать про мобильную связь в дороге. Не берите с собой «Билайн», в этих краях рулит «Мегафон» и «МТС», прием везде хороший, а я намучился с этим «Билайном», ловит только местами. Хорошо, что у жены была симка «МТС», выручила.
Про бензин: в северных краях он дороже, везде стоил ровно 25 руб., у нас в это время 22,8. Некачественного не попадалась, а заправляться старался только на «Лукойле», но опять же Лукойл в Мурманской области не рулит. Там больше преобладает «Роснефть» и немного «ТНК», ну и местные, конечно.
Проснулся я первый в 7:00, заправился до полного, купил в кафе на АЗС свежих пирожков и дальше на Ковдор. По нашим подсчетам до финиша оставалось 550 км. пути. Дороги в Мурманской области одни из лучших, в Карелии похуже. За рулем чувствовал себя нормально, даже помощь супруги и не понадобилась за все время путешествия. Она отдыхала и развлекала сынулю, чтобы ему тоже не скучно было, хотя к нашим дальним поездкам он уже привык. Так же у нас имелся портативный ДВД-плеер, который тоже не давал скучать в пути.
Проехав примерно 30 км от ночлега, после поворота на г. Кемь, съехали к небольшому озерцу, дабы позавтракать. Место нам понравилось не очень, поэтому завтрак был спешный. Далее по дороге мы увидели указатель на родник, было решено набрать воды. Интересно, что родник находился среди болот, к нему лежала дорожка из досок, а сам родник был обустроен и освещен.
Набрав воды и проехав километров 50, мы остановились на берегу очередного залива, чтобы заварить свежего чаю из этой водицы. Место нам понравилось очень, причем видно, что у него есть постоянные «клиенты», т.к. в кустах были сложены напиленные пеньки, которыми мы и воспользовались. Испив чаю и убрав все за собой, мы двинули дальше, на этот раз конечной точкой уже был г. Ковдор.
Природа была разнообразна, болота остались в Карелии, озера и реки сменялись лесами, леса скалами и т.д. Остановлен ДПСом был всего один раз, в Лоухском р-не Карелии, за превышение скорости, квитанция на 300 руб. пришла в Саратов :).
Это еще дорога на территории р. Карелия.
Дороги в Мурманской области везде такие.
Примерно в 15:00 третьего дня пути мы добрались до Ковдора, где нас встречал дядя супруги на своем «Москвиче-2140», 1986 г.в. Ну, соответственно, как полагается, стол накрыт, бутылочка коньяка распита. Автомобиль загнал к нему в гараж, особо не разгружал, т.к. мы планировали жить на даче в р.п. Слюда — 40 км. от Ковдора.
Заснуть было тяжело, т.к. в 23:00 солнце вовсю светило в окно, в итоге по максимуму было завешено.
На следующий день были произведены всякие необходимые закупки провизии, которые понадобятся для проживания на даче. Я старался купить всего, т.к. там ближайший магазин километрах в 25, в соседнем поселке. Как говорил, до п. Слюда от Ковдора 40 км., из них 20 км. через лес по накатанной песчано-каменной дороге.
Слюда — это бывший рабочий поселок, который был основан в конце 30-х годов, на месте зарождения самой слюды. Были построены шахты, прекрасно была развита инфраструктура, в тяжелые времена, в магазины завозили все, чтобы уставший шахтер ни в чем себе не отказывал. В конце пятидесятых дядя Слава, будучи юным парнем, приехал трудится шахтером в этот поселок, где и проработал до самой пенсии и до развала самой шахты. Слюда считалось самой лучшей в России. Добыча слюды прекратилась с развалом Советского Союза, соответственно и жизнь в поселке тоже прекратилась. По расчетам специалистов слюды осталось на 40 лет добычи. Финны неоднократно предлагали взять добычу слюды в разработку и платить при этом немалые дивиденты в бюджет Мурманской области. Однако наши, как всегда, чешутся. Все жители Слюды получили квартиры в г. Ковдор, а дома используют под дачи. В поселке нет ни газа (вообще-то его и не было никогда), ни электроэнергии, ни центрального водоснабжения. Зато в округе шикарная природа, леса, реки, грибы, ягода. Половина домов брошенных, приезжай и живи.
Дом у них неплохой, кирпичный, на двух хозяев, имеется при доме не большой огородик, плюс еще участок недалеко от дома. В огородике растет клубника, к нашему приезду она как раз поспела. Она реально вкусней, чем наша, мы ее там объелись и варенья еще накрутили домой. Кроме того, у них растет офигенная картошка, у нас далеко не такая.
В доме д. Слава сделал сам аж три печи, одна находится на кухне для приготовления пищи, с духовкой! Вторая в помещении ванной комнаты, которая обшита деревом и переделана под парилку, с двумя ярусами, пар очень даже хороший (я почти специалист в этом деле), и третья печка стоит в одной из комнат и служит котлом для разведенных батарей (в сентябре начинает подтапливать). Соответственно печи на дровах.
Вообще мне такой отдых очень понравился, не было ни радио, ни телевизора, отдыхали от всей этой цивилизации. Но у него тоже все предусмотрено, сделана разводка на 12 В, стоит большой аккумулятор, от которого работают лампочки, так что совсем в темноте не сидели :). Когда аккумулятор «подседал», д. Слава заводил генератор и заряжал его. Заодно и у нас была возможность зарядить фотоаппарат и ДВД-плеер (ребенку иногда хоть мультики включали). Так же в поселке находилось два родника, в которых вода была разная и в обоих хорошая, поэтому вся вода привозилась с родников, проблем не испытывали.
Днем ходили по грибы, по ягоды, вечером шашлыки жарили, да и так культурно сидели. Картошка с грибами каждый вечер в обязательном рационе, когда еще дома с северными грибами поешь :).
На «Москвиче» объезжаем окрестности.
Немного фотографий того, что осталось от шахт и добычи слюды.
Открытая шахта, мародеры растащили железо накрывавшее ее.
Ну и обещанная рыбалка на форель, как мне обещал д. Слава.
Повторюсь, что мы легких путей не ищем, да и по всей видимости, д. Слава тоже :). Вся Мурманская область насыщена реками и озерами, отдыхай, лови рыбу «не отходя от кассы». Но д. Слава рассказал, что лучшая рыбалка на форель на реке, которая находится в приграничной зоне, примерно 20 км. от Слюды, и поедем мы туда на мотоцикле! У него стоял в деревянном гараже мотоцикл «ИЖ» с люлькой, 1976 г.в., но работал как часы. Сделали всю необходимую подготовку, собрали снасти, съездили в соседней колхоз, в навозе наковырять червей. Д. Слава подготовил моцик, сделал диагностику, наколил свечей в запас. Стартанули примерно в 13:00. Дорога каменистая, лежала через лес и сопки, в низинах лужи, но мотоцикл делал свое дело.
Вот она дорога, дальше еще хуже.
Примерно через часа полтора пути добрались до места назначения. Мотоцикл спрятали в кустах, отсоединили аккумулятор и вместе с ключами и инструментами спрятали недалеко под пнем. Пешком дошли до реки, было одно неглубокое место, где можно было перейти вброд в болотных сапогах. Перешли на другую сторону, и по лесу пошли вверх по реке. Смысл рыбалки состоял в том, чтобы обратно спускаться вниз по реке и ловить удочкой рыбу, все снасти, улов и паек на себе. Для рыбы у д. Славы сделаны специальные контейнеры с ремешками, которые надеваются через плечо, там же коробочка с червями, все остальное в рюкзаке. Все это не похоже на классическую рыбалку, когда сидишь на стульчике, на бережку, ловишь рыбку и поднимаешь рюмочку за каждую пойманную :).
Пройдя примерно через лес часа два, мы свернули по направлению к реке, пришлось пройти через болота, я шел по кочкам, которые были выше колена, и так дрожали (кочки), когда по ним прыгал. Река очень прозрачная, шириной примерно метров 7-8, средняя глубина метра два, но дно видно очень хорошо. Так мы потихоньку шли вдоль речки и ловили форельку. У д. Славы, конечно, получалось половчее, чем у меня, соответственно, его улов был в два раза больше. Естественно, сама рыба меня интересовала меньше всего, я получал удовольствия от самой «прогулки».
Где-то к 23:30 мы решили устроить привал, заварить чайку и перекусить. В это время еще было светло, поэтому мне казалось времени меньше. Совершив чаепитие, мы решили на этом закончить и возвращаться обратно.
Шли тем же путем, через лес, существенно смеркалось уже, не темно, но уже и не так светло. Тут д. Слава, в такой жуткий момент, решил провести со мною инструктаж о том, как надо себя вести, если встретим медведя. Вот прям вовремя, раньше как будто не мог. Ну ладно, выслушал внимательно, теперь, думаю, главное его и правда не встретить. Идя обратно, увидели свои следы на мху, а рядом с нашими следами следы медведя (нисколько не преувеличиваю). Настроение у меня резко поменялось, было реально очень жутко. Кроме того, в сумерках, мы еще никак не смогли найти место, где можно перейти реку вброд, у д. Славы был определенный ориентир, но он почему-то его никак не мог найти :(. Он и сам уже начал нервничать, тогда я взял это дело на себя. Разложив не полностью удилище, начал прощупывать дно реки, спустя некоторое время нашел, перешли (в другом только месте, которое дальше от тропинки, ведущей к мотоциклу).
Кое-как д. Слава сориентировался, минут за 40 дошли. Установили аккумулятор, все подключали — не заводится. Тут д. Слава обнаружил, что еще забыл все подготовленные свечи :(. Идти реально 20 км, минуя три сопки — не вариант. В итоге, после некоторых манипуляций, конечно его завели, двинулись, фара горела слабо, но хоть так. Кое-как доехали, застряли один раз в луже. Обратно ехали час сорок (я засек). Домой приехали в пятом часу утра, супруга переживала, связи у нас не было!
На следующий день (было воскресенье) планировали ехать в Мурманск, на экскурсию, но из-за затянувшейся рыбалки пришлось поездку перенести на понедельник.
В понедельник была пасмурная погода, несколько раз настигал ливень, но дорога хорошая, поэтому доехали до Мурманска без проблем (от Ковдора около 300 км.). Хотели попасть на атомный ледоход «Ленин», но был выходной там :(. Покатались по Мурманску, посмотрели город. Хотели доехать до Североморска (наивные), но там погранпост и нас не пропустили :(. Заехав в местный супермаркет, прикупили вкусностей всяких и двинули назад в Ковдор. Кстати, город нам очень понравился, мы его как-то более серым представляли. При выезде из Мурманска была одна единственная АЗС «Лукойл», где скидка по карте была аж 8% :), до полного естественно! Практически всю обратную дорогу шел ливень, жена с сынишкой спали, а я ехал.
По дороге от трассы до Ковдора, есть одно примечательное озеро, называется «Авва-губа». Понравилось тем, что через озеро имеется насыпная дорога на другой берег, где тоже имеются дачи, мы тоже по ней прокатились. Подъезд к берегу озера через лесопасадки, берег песчаный, отличное место для отдыха, но нам немного не повезло с погодой. А в центральной России в это время жара за 40! + еще пожары :(.
Отдохнув еще три дня, за которые занимались сбором грибов и ягод, наварили варенья из черники и местной клубники. Грибов насушили и насолили, для себя и в гостиниц мамам нашим. Отлично провели время, отдохнули от городской суеты, цивилизации, информационной загруженности.
Жена с сыном насобирали грибов.
Обратно выехали из Ковдора, не слишком рано, точного плана маршрута не было, рассчитывали, как получится. В день отъезда, как назло, был солнечный день, потеплело. Обратно ехали не торопясь, фотографировали окрестности, останавливались так же где понравится. Остановились у родника, набрали вкусной водицы в дорогу.
Надписи на скале, типа, «здесь был Вася».
В такой солнечный день пришлось уезжать.
Стелла обозначающая границу Заполярья.
Это надо было так все увешать!
Байкеры, которые ехали на слёт в Мурманск и из Европы тоже.
После п. Пушной передним колесом поймали яму, вылезла немаленькая грыжа. Нашли место для привала, пока супруга собирала обед, я поменял колеса местами с переднего на задний, для этого пришлось пошарить в лесу и найти подходящее бревно, чтобы подставить под балку (пришлось снимать сразу два колеса).
Обратно, как упоминал, поехали по другой стороне Онежского озера, через Петрозаводск. К вечеру добрались до него, Навигатор помог проехать без проблем, АЗС «Лукойл» — до полного. После Петрозаводска началось смеркаться, начали задумываться о ночлеге. Дорога лежала вдоль Онежского озера, увидели еле заметный съезд через лесопосадки. Подъехали к берегу, вокруг сосны, красота. Я первым делом искупался в озере, потом чай, легкий ужин, кинцо и сон в машине. Пожалел, что нет палатки (а если бы была, остались бы там на пару дней). Утром, при восходе солнца, там оказалось еще красивей.
Двинули дальше, вниз вдоль озера, на Вытегру. Проехав от ночлега 30-40 км. — кончился асфальт. Началась каменная дорога, типа насыпной, местами, как по стиральной доске.
Вот такая дорога после Петрозоводска на Вытегру, пусть кому-то будет стыдно.
И здесь самый неприятный осадок от всей поездки — налетаю на каменный бугор, при этом вовремя сместил центр, чтобы не налететь картером. Но машина все равно заглохла, и тут мы встали. «Билайн» у меня там ловил плохо и местами, а на «МТС» деньги кончились :(. Я пошел пешком на возвышенность в поисках связи, пытался позвонить знакомым мастерам, чтобы хотя бы примерно установить причину, но тщетно.
Вернулся обратно, возле нас стояли уже два джипа и один из парней что-то манипулировал с автомобилем, но ничего в итоге не получилось. Оказалось, что бензонасос не работает. Ребята эти ехали навстречу нам, но оставили на всякий случай свои телефоны и так же нашли нам телефоны эвакуаторов, спасибо им большое. Я полез смотреть бензонасос, может, контакты какие, тем более, что перед поездкой меняли фильтр и всяко может быть. Пока ковырялся, остановился парень на Honda Element, ехал тоже с семьей, предложил отбуксировать меня в любой населенный пункт в сервис. Ну что ж, зацепили трос, поехали. Пыль летела вместе с камушками, окна не открыть, двиг не работfет, тормоза, естественно, тоже.
Так проехали 20 км., доехав до паромной переправы. Пока стояли в очереди на паром, подошли еще ребята, создали консилиум. Проскользнула мысль, что могла сработать защита бензонасоса, и от удара он мог отключиться, только надо найти кнопку, чтобы его включить. На душе уже немного полегчало, начали искать, но безрезультатно. Подошел паром, женщина на пароме объяснила нам, как лучше заехать. Андрей, который водитель «Элемента», при трогании резко дернул и порвал свой трос, зацепили мой, который сделал я сам. При выезде с парома, один из наблюдающих, позвонил своему товарищу и спросил про кнопку включения насоса на «Матриксе», оказалось, она на виду, под капотом, возле правой стойки. Кнопка включена! Насос заработал! Спасибо всем, кто принял участие, особенно Андрею из Рыбинска! Дальше уже своим ходом, у-уф.
Наши спасители затягивают нас на паром.
После переправы еще км 60-70 не было асфальтового покрытия, представляю, если бы мы ехали на буксире :(. Перед Вытегрой начался асфальт, ну а потом, той же дорогой, которой уже ехали. К вечеру были в Вологде, по пути был привал — обед — отдых.
По пути вот такие забытые деревушки.
И еще такие поселки, недалеко было «Рюмино».
На АЗС Лукойл, опять встретили Андрея, еще раз спасибо. Сил ушло много и очень хотелось спать. Решили остановиться в той же гостинице (между Вологдой и Ярославлем). Я лег спать сразу, супруга с сынишкой еще чаевничали. Проснулся часов в шесть, собрал вещи, сделал завтрак, а потом разбудил всех. Выехали пораньше, Ярославль уже проехали по объездной, дальше дорога на Иваново. Обратно мы решили проехать через Суздаль и Владимир, поэтому, руководствуясь показаниями навигатора, перед Иваново ушли на Владимирскую область, проехав через Комсомольск и Тейково (Ивановская область).
Дорога лежала через небольшие поселки. Мы решили, что будем двигаться по навигатору, а он, оказывается, тоже легких путей не ищет. Вывел нас на какую-ту бетонную дорогу, практически с отсутствующем трафиком, в результате чего мы выехали, можно сказать, из леса между воротами войсковой части и шлагбаумом, находящемся недалеко от ворот. Выехали через шлагбаум, солдаты проводили нас удивленным взглядом.
И таких церквей много встречалось в центральной части.
Бетонная дорога в лесу, спасибо навигатору :).
Проехав еще пару поселков, выехали на Владимирскую трассу, как раз, через Суздаль. При подъезде к Суздалю, опять появилось задымление от лесных пожаров. Вся Суздаль была в легкой дымке, но тем не менее некоторые красоты нам удалось разглядеть. Доехали до центра, автомобиль оставили недалеко от центральной площади. Одной из целью посещения, у меня было — приобретение суздальской медовухи, но и, конечно, город тоже посмотреть. Прогулялись по центральной площади, купили сувениров, медовухи разной взяли, кваса, сбитня.
Всякие развлекательные услуги.
После прошлись по территории Суздальского кремля, посетили одно из подворий, сынок на лошади покатался. Фотосессия, естественно.
Восстановленная церковь 1766 года.
Времени было мало, потому что этим днем хотелось быть уже дома, хотя до дома оставалось 800 км. Далее Владимир, проехали по навигатору, потом Муром, карты его не было, в связи с чем ушло время на поиск нужного выезда из города. Кстати, в Муроме ничего исторического мы не увидели, может просто не там проезжали.
Кусочек Владимира (весь в дыму).
После Мурома, не доезжая Выксы, у одного из водоемов устроили привал, перекусили и помчали дальше без запланированных остановок. Навигатор выдал дорогу через респ. Мордовию с выездом на трассу М-5 в Каменском р-не Пензенской области, что ж так и поехали (через Вознесенское, Теньгушево, Барашево). Проехав в районе Вознесенского поворот на Дивеево, хорошая дорога кончилась. Началась, местами очень много, неровная дорога, с участками без асфальта, и так примерно на протяжении 150 км.
Вот такое качество дороги, не ездите там.
Зато увидели достопримечательности республики — мордовские тюрьмы. Я их насчитал девять штук, мимо которых мы проехали, все они располагались вдоль дороги, с расстоянием 20-30 км друг от друга, жутковато, конечно.
И таких на территории Мордовии много, будьте осторожны!
До того как стемнело, мы выехали на федеральную трассу, а там уже был трафик, от которого мы отвыкли. Зато можно было побаловаться рацией, поугарать над разговорами дальнобойщиков, сынок тоже выдал в рацию пару своих фраз.
Как я потом посчитал маршрут, если бы мы после Мурома ушли на Дивеево, потом через Арзамас выехали бы на Нижегородскую трассу, т.е. обратно тем же путем, а дорога там отличная везде, то этот путь был бы всего на 30 км! длиннее нашего мордовского, но доехали бы быстрее. Навигатор, негодяй, выбирает маршрут покороче, поэтому не всегда можно на него положиться.
В итоге в два часа ночи были дома, честно сказать, очень уставшие. Путь обратно составил полных три дня, в то время как путь туда — 2,5 дня. Обратная дорога была на 40 км длиннее. Всего было пройдено 5 980 км. Средний расход топлива составил 8 л/100 км. На бензин было потрачено чуть более 11 тысяч рублей. Всего вся поездка обошлась, со всеми гостинцами и сувенирами — 25 000 рублей.
Для себя сделали выводы, что отдыхать, оказывается, можно не только в южной части страны. Северная природа очень разнообразна, и впечатлений оставила о себе гораздо больше, чем южная. В тех краях очень много рек, озер и прочих водоемов. Мест для отдыха масса, и так же много мест, где еще не оккупировано и можно свободно подъехать на берег, разложить палатку, ловить рыбу. В августе-месяце там самая комфортная пора, вода в водоемах уже прогрелась, мошки и комаров нет, дождливых дней мало. Это была разведка, в дальнейших планах туда поехать опять, только уже на более высоком транспорте, т.к. много осталось не изведанных мест. Обязательно отдохнуть на берегу Белого моря, где, как рассказывали, свободно можно ловить на спиннинг треску. Думаю, обязательно все это будет…
С уважением, Игорич.