|
Еду в Магадан… Так поется в песне Васи Обломова
Идея уехать своим ходом на «материк» из Магадана зрела у меня последние три года. Особенно грели эти мысли холодными зимними днями, когда представлял путешествие под звук дорожного шансона, с остановками на рыбалку, заездами на Байкал для отдыха.
И вот в конце 2009 года посчастливилось приобрести в столице нашей Родины автомобиль-легенду — Nissan Patrol Y61. Отдельное спасибо за это Жене-Longeron’у. В Москве были дополнительно приобретены расходники, два колеса-запаски на родных дисках и всякая мелочь.
Отпуск намечался на май-июнь 2010 г. В середине мая рейсами Магадан—Москва и Москва—Красноярск прибыл я в Красноярск. Здесь меня уже ждала легенда, пришедшая ж/д транспортом из Москвы.
Старт намечался на начало июня, дабы не застрять на берегу Алдана (кто не в курсе, через Алдан нет моста, в теплый период ходит паром).
Поэтому было решено две недели погостить у родителей и срываться в путь.
В Красноярске были приобретены навигатор xDevice microMAP imOla Deluxe с предустановленным Навител 3.2, радар-детектор, позже мухобойка, наборы ключей, компрессор, аптечка и т.п., продлены транзиты на 20 дней.
Захватив с собой младшего брата, 14 мая двигаем к родителям в Хакасию (пгт. Коммунар, Ширинский р-н). Расстояние небольшое, порядка 430 км через Дивногорск. Машина порадовала расходом — в среднем выходило 11 л/100 км.
Вдоль Енисей в сторону Дивногорска.
К вечеру были уже дома у родителей. Между Бирюсой и Балахтой в нескольких местах «дежурили» ДПС — обычное место дислокации за поворотами, на территории действия знаков ограничения скорости. Спасал радар-детектор.
Следующие две недели пролетели в суете. За это время успели съездить в С-Енисейск (640 км от Красноярска и почти 1 100 км от родителей) и вернуться обратно.
Попытки съездить за черемшой 16 км от дома.
Перед Шира (по пути в С-Енисейск).
Подготовка к отъезду на Колыму заняла не более двух дней. Было поменяно масло в двигателе, фильтры воздушный и масляный. Закатано в банки соленое сало, подготовлены домашние мамины заготовки. В багажнике две запаски, канистра 30 л с дизтопливом. Навигатор перепрошит с возможностью установки кроме «Навитела» других программ (в частности, установил дополнительно Озик с картами 5 км).
30 мая в полдень выезжаю. Воскресенье.
План такой: по пути сделать небольшую петлю к другу по институту (320 км к северу от Красноярска, потом уже выезжать в сторону столицы Колымы.
Обед в Балахте. На въезде в Красноярск останавливают на посту. Тщательная проверка и я в городе. Красноярск прохожу спокойно, далее через Солнечный на Енисейский тракт. Не доезжая 30 км Лесосибирска, в Крутом Логу переправляюсь на пароме через Енисей в Стрелку. Здесь меня ждут. Еще 40 км, и мы в Новоангарске. Время около 9 вечера.
Мои друзья (половина пирожков перекочует позже ко мне в машину).
Итого пройдено порядка 750 км. Далее ванна, душевные разговоры о жизни и сон. Подъем в шесть утра. Антону с Надей на работу, детям в детский сад, а мне направление на Иркутск.
Примерно около 8 утра переправляюсь обратно через Енисей. Погода балует. На берегу основательно прописываю трек в Магадан на навигаторе, решив «идти» по «Навителу».
Не спеша, к обеду добираюсь до Красноярска. Решаю не заезжать в город, теряя время в пробках, обхожу его стороной по новому мосту в районе «777».
В Канске на выезде минут десять плутаю, выезжаю. Трасса М-53. Асфальт сменяется гравийкой, скорость резко падает.
Средняя скорость уменьшается более, чем в два раза.
Отсутствие ветра «держит» пыль на дороге.
От одиночества спасает музыка. Аж целых шесть дисков, записанных перед поездкой. Среди них Мадонна, сборники шансона, «Сектор газа» и еще всякая мелочь.
В Нижнеудинске догоняю три «Камаза», которые гонят на восток. Примерно в районе Тулуна останавливаюсь на ночевку — выбираю для этих целей проселочную дорогу, съезжаю и быстро вырубаюсь. Итог второго дня — порядка 1 000 км.
Утро вторника встречает хорошей погодой. Умываюсь, завтракаю и в путь.
В полдень прохожу Иркутск, навигатор ведет через центр города. Это единственный крупный населенный пункт, где понравилось, как отрабатывает он свои функции: «через 300 м поворот налево», «через 50 направо» и т.п. Вывел из города быстро. На выезде покупаю холодной минералки и начинаю штурмовать байкальские горы.
На спуске к Байкалу останавливаюсь в кафе, обедаю. Через полчаса открываются просторы озера, вдоль которого мне предстоит ехать продолжительное время.
Еще перед стартом выбрал тактику — заправляться по мере возможности через 300-500 км, чтобы не нарваться на некачественное топливо. Подъезжаю к АЗС то ли в Култуке, то ли в Слюдянке. Подхожу к кассе. Цена на дизтопливо 21 с копейками. Диалог:
— Сколько литров берете?
— Порядка 30. Наливом.
— А 50 можете?
— Зачем? Не войдет.
— Тогда скидка будет.
— Не уверен.
Заправляюсь, получается порядка 30 л, бак полный. Иду за сдачей к кассе.
— С Вас столько-то со скидкой (сделали порядка трех руб./л). Какую вы воду предпочитаете: с газом или без?
— ???
— Ну, в подарок еще вода.
Был приятно удивлен сервисом. Взял газированную бутылку иркутской воды и с приподнятым настроением покатил дальше.
Вдоль Байкала температура окружающего воздуха упала до 12-13 0C. Пейзажи красивые — заснеженные пики гор, быстрые речки, впадающие в Байкал. Если б не время, которое поджимало, да присутствие напарника, «завис» бы на паре речушек половить хариуса.
При въезде в Бурятию останавливает ДПС. Проверка документов и пожелание счастливого пути. Улан-Удэ проезжаю ходом.
Немного путает дороги «Навител», показывая разные значения с разницей в 300 км до пункта назначения (причину так и не выяснил, по какой дороге изначально проложил он маршрут). Навстречу стали попадаться перегоны — в основном это малолитражки, упакованные спереди и по бокам скотчем для защиты от камней гравийных дорог.
Ночевать останавливаюсь, не доезжая км 350 Читы. Быстрый провал в сон. Утро, умывание и снова в путь.
В обед в Чите. Навигатор плутает так, что сам зависает. Еду по визуальному направлению. Выезжаю из Читы на Забайкальск, ухожу на Хабаровск возле поста ДПС.
Дорогу «АМУР» интенсивно отсыпают, кладут сетку и асфальт. Часто попадаются «дорожники»: 20 км гравийной дороги, 20 свежего асфальта. Интенсивность работы связана со сроками сдачи объекта.
Скорость ввиду этой причины прыгает от 100-120 до 40-50 км/ч.
За Амазаром снова останавливаюсь на ночлег. Звоню дядьке (он живет в Нерюнгри). Обещаю приехать завтра (в четверг).
Уже в 7 утра перед Сковородино. Завтрак в кафе, вкусные блины. Звонок в Нерюнгри и вперед. Пошла гравийная дорога вперемешку с асфальтом. Красивые перевалы, лес, мелкие речушки. АЯМ, как я узнал позже (М-56).
Въезжаю в столицу БАМа — Тынду. Девятиэтажки, гуляет ветер. Проезжаю город. Асфальт с дырами. Подвеска машины сглаживает их.
В районе Нагорного спускаюсь к красивой реке — небольшой перекур. Чем дальше на север, тем природа сменяется на наш, северный лад: низкие лиственницы, по сопкам стланник.
В первом часу дня в Беркатите на посту. Проверяют документы, спрашивают, в Магадан ли еду. Дают разрешение на проезд. Дядька встречает недалеко от поста. Набираем в источнике воду и в город. Останавливаемся на стелле, фотографируем.
До воскресенья отдыхаю у дядьки. Он здесь с основания города. До этого не виделись с ним лет десять. Город красивый, достаточно чистый.
Тут экскурсия по городу, дача, баня, все, чего не хватало последние дни.
В воскресенье собираюсь в дорогу. Выезд получился около 13 часов. Перед выездом делаем несколько зарисовок.
Остается чуть до Нижнего Бестяха (порядка 770 км), а там и до дома рукой подать.
Возле Чульмана навстречу вижу регион М49, мигаю фарами, в надежде поговорить с земляками. Реакции не последовало. Еду далее.
В Алдане очередная заправка. Цены на топливо соизмеримы с амурскими — 23,5 руб за 1 л.
Типичная дорога перед Якутском.
Не доезжая порядка 60 км до Н. Бестяха, ночую.
Следующий день преподнес, пожалуй, самую тяжелую дорогу за всю поездку — до переправы через р. Алдан. Начиная с Нижнего Бестяха, цена на ДТ поднялась до 30-32 рублей за 1 литр.
Впервые с начала поездки пробил колесо. Пошел небольшой дождик. Из встречных машин — только УАЗы-буханки, все серого цвета. На этом отрезке пути поразило большое количество озер, находящихся в непосредственной близости от дороги.
Якутские низкорослые красавцы.
У берега Алдана стоял паром. Время около 15 часов. Из легковых машин УАЗ-буханка (якут везет продукты из Якутска в Оймякон). Занимаю за ним очередь, понимаю в то же время с его слов, что тут с этим сложно. Местные стараются «залезть» на паром без нее. За мной приходит длинномер, на пароме еще один длинномер дорожников. Это единственное проблемное место на настоящий момент, чтобы попасть на Колыму. Зимой здесь ледовая переправа, летом ходит паром.
Примерно в 17:30 начинаем погрузку. Сначала оба длинномера, потом «буханка»; за мной заскакивает на паром «Хайс» (едет до Хандыги), потом успевает еще и «КАМАЗ»-налив, идущий в Сусуман. С джипа берут 1 300 рублей.
Время, которое занимает паромная переправа, порядка полутора часов вверх по течению (Мегино—Алдан — Кексиль).
Моросит дождик. На «буханке» меняют колесо. Даю свой компрессор (удивился, когда якут-водитель накачал его до 4 атм. По его словам, это нормально для груженой машины).
После разгрузки 32 км до Хандыги, еще 70 км и Теплый Ключ. Дождик продолжает моросить. В Теплом заправляюсь по 36,7 рублей за 1 литр.
Через км 40-50 от Теплого очередная ночевка. Просыпаюсь утром — рядом стоит «Крузер-80». Как оказалось (позже), человек перегоняет его с Владивостока в Мяунджу (700 км ближе Магадана).
Выезжаю.
Буквально через некоторое время упираюсь в разлившийся ручей. Пробую его форсировать, но, пройдя почти до конца, разворачиваюсь (с той стороны берег сильно подмыт). А отсутствие шноркеля заставляет не рисковать.
Вид с другого берега (на островке я развернулся).
Дорожники ремонтируют мост, а переправу сделали вброд. Как начались дожди, вода быстро поднялась (буквально за два часа до моего прибытия). Пришлось им разрыть погрузчиком канаву, чтобы не смыло плотину, по которой в обычное время проезжает транспорт. Ручей называется Росомаха.
Ложусь спать — ждать, пока вода не спадет. В часов десять утра просыпаюсь — рядом стоит «Крузер-80», который был в месте ночевки. На другом берегу микроавтобус.
Договариваемся с машинистом погрузчика перетянуть нас по перекатам на ту сторону. В итоге за 500 рублей я на том берегу. С моей стороны перетянули «Крузера», с той — микроавтобус и подошедший УАЗик.
После переправы с «Крузером» идем в паре. Еще встречаются 2-3 ручья, которые переезжаем вброд, но воды в них значительно меньше Росомахи. Впереди Желтый и Черный прижимы. На Желтом еле успеваю оттормозиться — сверху камнепад… На Черном прижиме останавливаемся и делаем фотосессию. Внизу бурлит река Восточная Хандыга.
После развилки на старую дорогу (через Томтор и Адыгалах) качество новой дороги на порядок выше той, что была прежде. Это позволяет притопить до 90-100 км/ч. Не доезжая порядка 200 км до Неры, стреляет правое переднее колесо. «Крузер» отпускаю от себя, сам переставляю с запаски. Буквально через 50 км меняю заднее левое. Последующие 150 км до Неры еду со скоростью 50-60 км/ч, т.к. в запасе нет колес. На въезде в поселок проверка документов (экипаж ДПС), затем шиномонтажка и АЗС. Цена на ДТ здесь 30,7 рублей за 1 литр.
К ночи удается добраться до Кадыкчана — тут устраиваюсь на ночлег. Остаются знакомые 700 км с хвостиком. Не спеша, следующим днем добираюсь до города.
Итого пройдено 7 350 км (как выехал из Хакасии). На топливо потрачено 18 853 рубля, средний расход составил 10,3 л/100 км.
В последующий месяц удалось скататься в увлекательные небольшие путешествия по нашей области: https://travel.drom.ru/14687/; http://auto.magadan.ru/talk/index.php?showtopic=42881
Январь 2011 г. (на берегу бухты Гертнера).
Вид на Магадан со стороны Горняка.
Всем удачи на дорогах!