|
Всем ПРИВЕТ! Решилась написать отчет о поездке по Алтаю, чтобы внести теплую струю летнего горного воздуха в наши будничные морозные дни. Так как начала писать еще осенью, то фраза «в этом году» обозначает 2010 год, соответственно, «в прошлом году» — 2009 год.
В свое время, начитавшись на Drom.ru отчетов о Горном, мы заразились идеей побывать в этом прекрасном крае. Таким образом, первое знакомство с Горным Алтаем у нашей семьи состоялось в 2009 году. За четыре дня мы посетили северный берег озера Телецкое, Тавдинские пещеры, перевалы Семинский и Чике-Таман, проехали Курайский перевал и обратно. Нам так все там понравилось, что очень хотелось вернуться и узнать этот край еще ближе! Поэтому в этом году мы планировали посвятить Алтаю больше времени. Но, по закону подлости, с летним отпуском я обломилась, и все, что нам осталось, — заработать отгулы и снова в путь «галопом по Европам», т.е. по Горному Алтаю.
Мне достаточно было показать прошлогодние фотографии своему брату, и у нас была готова компания в небольшое турне по Алтаю. В нашем распоряжении в этот раз было аж целых пять дней с 9 по 13 июля 2010 г.
Маршрут: Прокопьевск—Бийск (через Кузедеево—Целинное)—Чемал—Улаган—Кош-Агач—Горно-Алтайск —Артыбаш (сев. берег Телецкого озера)—Турочак—Таштагол—Прокопьевск.
Два экипажа на «правильных» машинах Toyota Corolla Runx (2005 г.) и Toyota Raum (2001 г.)
Первый экипаж: мой муж — водитель; я — организатор, идейный вдохновитель, фотограф и главный штурман; наша дочь — ценитель прекрасного, музыкальное сопровождение на привалах (играет на гитаре).
Второй экипаж: мой брат — Водитель (с большой буквы «В»), кинооператор, фотограф; племянник — второй водитель и фотограф (обязанности водителя в этом экипаже большей части пути он взял на себя, предоставив возможность родителям отдохнуть и наслаждаться прекрасным, за что уважаю); моя сноха Людмила — главный шеф-повар нашей команды и второй ценитель прекрасного.
Подготовка: Так как с палатками мы решили не заморачиваться, а ночевать на турбазах, то я заранее просчитала наш маршрут так, чтоб хватало времени в пути на отдых и на осмотр достопримечательностей. По интернету нашла базы отдыха, забронировала места (за неделю до поездки). Неизвестно было только место ночевки на Улаганском перевале или в самом Улагане, хотя из предыдущих отчетов я знала, что базы там где-то есть, но не нашла ни телефонов, ни координат. Поэтому туда ехали по принципу «авось повезет» (да и племянник, как бывалый турист, все же прихватил с собой палатку «на всякий пожарный»). Из продуктов брали чай, сладости, крупу гречневую и рисовую в пакетиках (готовить удобно: отварил, воду слил и каша готова), тушенку и, конечно, шашлык и то, что к нему прилагается… В качестве печки брат, как водитель со стажем, приспособил паяльную лампу. Вода в чайнике закипала за десять минут. Это было удобно, экономично и быстро!
День первый, 9 июля: Прокопьевск—Чемал
Стартовали в восемь утра из Прокопьевска, в Листвягах встретились со вторым экипажем и двинулись дальше в сторону Бийска через Кузедеево. Дорога по Кемеровской области замечательная. Остановились на пять минут на границе Кузбасса и Алтайского края, во втором экипаже произошла смена водителя (молодое поколение рвалось в бой). До Пуштулима было еще терпимо, а потом от асфальта одно название осталось: яма на яме и ямой погоняет. В прошлом году мы уже ездили по этой трассе и матерились, а сейчас и словарного запаса не хватает.…
Немного вздохнули с облегчением после Целинного района. Местами ведется ямочный ремонт по «новой технологии»: без соответствующей обработки, в яму лопатой забрасывается полуостывший асфальт и ей же прихлопывается, а катком выступают машины, которые едут по этой трассе, — экономично :).
Кстати, этой же технологии придерживаются дорожники и в Горном Алтае (наблюдали по дороге на Телецкое и в Турочаке). При въезде в Бийск неплохая заправка, чем мы и воспользовались. Затем сразу свернули налево и по объездной дороге двинулись по указателям в сторону Ташанты (на трассу М-52). За мостом через Бию трасса идет вдоль красивого соснового леса, где мы и остановились передохнуть.
Вторая половина пути уже шла по трассе М-52. Несмотря на насыщенный трафик движения, достаточно быстро доехали до границы с Горным Алтаем.
Катунь, по сравнению с прошлым годом, здорово разлилась и цвет воды не такой бирюзовый, но все равно красавица. Береговая линия в 2009 году проходила по нынешнему островку с ивами, который виден впереди.
С каждым километром горы становятся все выше и интереснее.
В четыре часа дня были уже в Чемале, где остановились в усадьбе «Вежа». Я заранее созвонилась с хозяйкой Татьяной и договорилась о сдаче нам на сутки гостевого домика (цена 1 200 за домик, без учета кол-ва человек).
Условия проживания нас вполне устроили. Хозяева гостеприимные. Хозяин усадьбы возит туристов на УАЗе по местным достопримечательностям. Мы бы тоже съездили, но на это надо выделить день, которого у нас пока нет. Поэтому оставим эту экскурсию на потом. По приезду племянник, как опытный турист и альпинист, сразу пошел покорять местную гору.
А мы, немного передохнув, решили прогуляться на остров Патмос и Чемальскую ГЭС. По дороге видели машину на лошадиной тяге.
Узнали, куда сбывают вещи от «потерявшихся» туристов.
Остров Патмос и окрестности.
На острове находится храм действующего женского монастыря. Благодаря монашкам, ничто на острове не пропадает бесследно :).
Далее, по растоптанной многочисленными туристами «козьей тропе», пошли любоваться Чемальской ГЭС.
Здесь видно, как изумрудная вода Чемала впадает в Катунь.
А вот и сама Чемальская ГЭС. Она хоть и небольшая, но еще действующая. Понравилась!
Все вокруг подчинено туристическому бизнесу: тарзанки, водные мотоциклы, катания на бананах, сплавы и т.д.
Когда вернулись в усадьбу, хозяева нам уже приготовили баню, запарили свежий веник. Под шашлык и домашнее вишневое вино отметили начало нашего путешествия. Первый день прошел замечательно. Все, что запланировали, выполнили.
Итог первого дня:
Проехали 502 км за восемь часов (общий отдых в дороге около полутора часов). Около 100 км от Пуштулима до конца Целинного р-на дорога отвратная, скорость от «переползи яму» до «не влети в яму». В остальных местах трасса нормальная.
День второй, 10 июля: Чемал — Улаган
Почти всю ночь шел дождь. К нашему отъезду погода снова установилась нормальная и уже через час от ненастья почти и следа не осталось.
Выехали в девять часов утра и взяли курс на трассу М-52 в сторону Улагана.
В районе Семинского перевала снова пошел дождь, так что проехали его, даже не увидев, но почувствовав. В прошлом году мы проезжали этот перевал на Toyota Corolla Fielder (2001, 1,8 л), влетели на него и не заметили. А в этот раз «влетели» не получилось, зато узнали, что «да, это перевал и не маленький».
Дождь шел до самого Чике-Тамана, поэтому снимать было особо нечего. И только при подъеме на перевал появился просвет.
Конечно, перевал Чике-Таман не такой высокий, как Семинский, но по красоте он просто «сказка»! Словами описывать нет смысла, это надо видеть!
Проехав перевал, еще раз убедились в высказывании, что «настоящий ГОРНЫЙ АЛТАЙ начинается после Чике-Тамана!» Это другая природа, другая атмосфера, другие эмоции! Дорога от Чике-Тамана до слияния Чуи и Катуни.
У слияния Чуи и Катуни устроили большой привал часа на полтора, приготовили на «чудо-печке» обед, полюбовались природой. Познакомились там с семьей из Екатеринбурга на «Шевроле-Ниве». Они уже неделю путешествовали по Алтаю, и еще неделя у них была впереди. Молодцы! От них узнали, что перевал Кату-Ярык размыло. Как потом сказали местные жители, «сель сошел». Несмотря на это, в душе у меня еще теплилась надежда до него добраться…
Далее по плану был осмотр петроглифов в урочище Калбак-Таш, но непогода снова испортила все планы. Правда, в прошлом году мы их уже видели, но хотелось показать все это семье брата, т.к. для них это было первое знакомство с Алтаем.
Следующим местом для остановки был Белый Бом.
В прошлом году мы все внимание уделили горе, не заметив внизу горную речушку Садаклар.
Конечно же, невозможно проехать мимо, не полюбовавшись водопадом Ширлак «Девичьи слезы». В этом году он вообще шикарно смотрится, да еще и вторую слезу пустил.
Далее на 771 км мы увидели еще один водопад. В прошлом году мы хоть и знали, что он там находится, но проехали и не заметили. Зато сейчас он вполне прилично смотрится.
Доехали до Акташа и свернули с трассы М-52 в сторону Улагана. Первое впечатление: куда мы попали? Асфальт практически закончился. Да еще опять наш друг дождь зарядил, резко потемнело, хотя на часах было шесть вечера. Увидели первое «черное» озеро Чейбеккель — красота!
Едем дальше. Дорога — то гравийка, то асфальт. Так к 19:00 доехали до Улагана. Нашли частную гостиницу в здании администрации района. Комнаты сдают по 450 руб. с человека, но, немного поторговавшись, мы сбили цену на 350 руб., так как кроме нас никого не было. Кстати, на въезде в поселок видели много строящихся домиков. По всей видимости, в следующем году там уже будут туристические базы.
Итог второго дня
Пробег 400 км. Общее время в пути (вместе с привалом и множественными остановками ) — десяь часов. С заправками особых проблем нет, хотя качество бензина порой оставляет желать лучшего.
День третий, 11 июля: Улаган — Кош-Агач — р. Урсул (база «Янтарный сад»), Онгудайский р-н
Утро встретило нас привычным проливным дождем, поэтому окончательно пришлось расстаться с мечтой попасть на перевал Кату-Ярык. В такую погоду это не для наших машин. Ну что ж, будет повод вернуться сюда еще раз! Стоило окончательно принять такое решение, как дождь тут же кончился. Хозяин гостиницы посоветовал нам сходить в музей, который находился совсем недалеко. Но, к сожалению, по выходным дням он не работает. Поэтому в 9 часов утра мы двинули в обратном направлении в сторону Акташа.
И тут ГОРНЫЙ решил показать нам все свои краски и прелести. Первое внимание на нашем пути привлекла горная речка Кубадра.
Затем мы увидели р. Сарыачик и дорогу, по которой ехали в темноте, повезло, что не познакомились с этой речушкой ближе.
Эти камни вокруг обрыва уже мы положили.
Далее мы увидели снежные вершины гор Курайского хребта, к сожалению, не знаю точного их названия.
Больше всего потряс вид Курайского хребта с самого Улаганского перевала (высота 2 080 м). Это один из высочайших перевалов на Алтае, по которому проходит автодорога. Слов нет, одни эмоции!
Плюс ко всему повсюду красивые кустарниковые заросли субальпийского пояса из карликовой березы и ивы, лишайниково-моховые поляны и прочая необычная для наших глаз растительность высокогорья!
Спустились с перевала и новый сюрприз: озеро Узун-Коль — «длинное озеро». Озеро имеет вытянутую с севера на юг форму, его длина около двух с половиной километров при максимальной ширине чуть больше полукилометра. Говорят, что здесь хорошая рыбалка. Надо будет в следующий раз остановиться на турбазе «Узун-Коль», расположенной на берегу этого озера…
Этот край не зря называют «местом тысячи озер». Их действительно здесь много и каждое хорошо по-своему.
Озеро Чейбеккель (Чойбек-коль, «вытянутое озеро») или «мертвое озеро». Многие путеводители и экскурсоводы утверждают, что местные жители называют озеро Мертвым потому, что в нем нет рыбы и растительности, и даже водоплавающие птицы на него не садятся, и что все это якобы из-за содержания в воде ртутных соединений. Но как показали исследования биофизики озера, содержание ртути в воде не превышает нормы.
Просто озеро высокогорное, холодное, берега в основном очень крутые, горы узкого ущелья мешают проникновению солнца (прочла в энциклопедии). Где истина?
Далее дорога до Акташа проходит по живописному ущелью.
Вот и «Красные ворота»! Видно, что с прошлого года что-то изменилось, вроде как проезд стал немного шире и дорога идет по другой траектории. Оказывается, как рассказали потом местные жители, мост в этом году там размыло, и дорогу заново отсыпали.
Остановились в Акташе, чтобы затариться пирожками у местных жителей, обернулись назад и обомлели, такая красота!
Далее наш путь лежал в Кош-Агач. Сначала Курайский перевал (здесь мы уже были в прошлом году), а затем Курайская степь, обрамленная снежными вершинами гор, которые, к великому сожалению, сейчас скрыты в облаках.
И только впереди виден просвет. Значит, нам дальше в Чуйскую степь, самое сухое место в России, где меньше всего выпадает осадков…
Итак, впереди солнце и лунные пейзажи Чуйской степи, позади тучи и дождь. Значит, нам вперед!
Погода нас все время подгоняет. Позади черные тучи, а впереди ясное небо.
Доехали до Кош-Агача, и тут все переменилось, тучи переместились ближе к Монголии, поднялся сильный ветер, зато обратный путь стал ясным и солнечным. Всё говорило о том, что надо поворачивать обратно. Будет, что исследовать в следующий раз.
Далее, возвращаясь по М-52, остановились на обед на берегу Чуи. Вокруг красота!
Северо-Чуйский хребет тоже приоткрыл свои тайны, постепенно обнажая свои чудесные вершины. Ледник Актру оставили на будущее, здесь уже не получится «проскакать галопом».
Конечной точкой нашего маршрута в этот день была турбаза «Янтарный сад». Тихое место между гор на берегу р. Урсул. По пути фотографировали горы, как будто впервые их видели. Ведь уже не первый раз проезжаем по этой трассе, а они все время разные. Здесь без слов, только фото…
Итог третьего дня: Пробег 440 км. Жаль, конечно, что не попали на Кату-Ярык. И, вообще, всю дорогу было впечатление, будто «погода» нас вела: куда ехать, куда нет… Это природа загадочного «Горного Алтая»!
День четвертый, 12 июля: р. Урсул (база «Янтарный сад»), Онгудайский р-н—Горно-Алтайск—Артыбаш (сев. Телецкого озера)
Выехали утром, в девять часов. Настоящий «Горный» остается позади. Немного грустно. Зато Семинский впервые показал нам свои красоты.
Проехав п. Камлак, свернули в ботанический сад. Это, конечно, моя прихоть: ну, нравятся мне всякие цветочки.
Это местный прикол. Супер-пупер заправка!
Далее по плану было посещение Тавдинских пещер. В 2009 году наша семья была уже там, но хотелось еще раз посетить. Дорогу к пещерам всю перекопали, пришлось ехать по узкой проселочной дороге среди множества баз отдыха. Остановились на какой-то смотровой площадке с памятником Рериху.
Прошли к пещерам. Ввиду плохой погоды, экскурсии проводились только в большую пещеру. Пока ждали очередную группу, хлынул дождь, поэтому решили вернуться обратно. Опять погода корректирует наши планы.
Выдвинулись дальше в Артыбаш. По иронии судьбы: только выехали на трассу — дождь закончился. Дорога от Горно-Алтайска до Артыбаша на твердую тройку. Этот участок трассы был самым нудным: сплошные повороты, ямки, — сильно не разгонишься… Повсюду действует ручной метод ремонта дороги: бери больше, кидай дальше. Кстати, в районе Кош-Агача наблюдали интересную картину по укладке нового асфальта. На протяжении километра насыпаны кучи асфальта, которые благополучно остывают, а потом только раскатываются. Странная технология…
Очень понравилась р. Бия.
К шести часам вечера приехали в Артыбаш, там нас уже ждала Влада, хозяйка турбазы «Фруктовый сад».
Итог четвертого дня: пробег 360 км. У второго экипажа сломалась машина. Вечер был посвящен ремонту боевого коня, затем чудесная жаркая баня (приятно, что банька была новая, мы практически ее первые посетители и аромат свежести стоял восхитительный).
День пятый, 13 июля: Артыбаш (сев. Телецкого озера) — Турочак — Таштагол — Прокопьевск
С утра стоит сильный туман. Поездку по Телецкому, в связи с ремонтом машины, пришлось отменить. Нашему экипажу еще повезло, в 2009 мы на катере до Корбу дошли. Решили в будущем посвятить несколько дней отдельно озеру и на теплоходе пройти всё с севера на юг. Благо, теперь через Таштагол есть трасса, и добираться туда стало намного быстрее и проще. Поэтому выкладываю фото озера 2009 года.
Подшаманив немного Raum, выдвинулись около 10 утра в Турочак. Дорога терпимая, машин мало, вокруг красота — здорово!
Проехав Турочак, свернули на гравийку до Таштагола. Сначала подумали: « На кой… мы здесь поехали?» После дождей в районе Турочака, сразу за поворотом на Таштагол, дорога была, как после бомбежки. Тут нам встретились товарищи на Toyota Caldina с кемеровскими номерами, спросили у них о состоянии дороги. Граждане, наверное, пошутили: жуть, сплошные ямы, второй экипаж у них колесо потерял.
Несмотря на эти страшилки, решили ехать. Дорога для гравийки очень даже нормальная. Конечно, если гнать под 120, то можно и в яму влететь, и без колеса остаться. Мы же держали скорость 60-80 и хорошо, не напрягаясь, доехали. Кузбасская часть трассы порадовала больше.
В час дня уже были в Таштаголе. Второй экипаж предложил скататься до горы Зеленой, подняться туда на подъемнике. Поехали, посмотрели, подъемник, к сожалению, не работал. Если бы я не была в Горном, то сказала бы, здорово. А так, впечатлений никаких. Почему-то дух не захватывает.… Хотя есть плюс: горы достаточно пологие и на лыжах кататься здесь действительно хорошо!
От Шерегеша решили сократить путь и поехать по строящейся трассе. Путь-то мы сократили, а вот время… Ощущали себя «ежиками в тумане». Кругом «Камазы», пыль столбом, а мы, как букашки среди них ползаем… В общем, порцию адреналинчика получили. Напоследок устроили маленький пикничок у местной речушки. Через пару часов мы были дома.
Итог 5 дня: Пробег 370 км. Проезд в Артыбаш через Таштагол, а не через Бийск, сокращает путь на 150-200 км. Состояние гравийки приятнее, чем «асфальт» до Бийска.
Наша очередное обзорное автопутешествие прошло успешно. Общий пробег 2 072 км. Расход бензина не считали. Несмотря на небольшую поломку у «Raum», машинки не подвели.
По затратам: проживание — от 300 до 400 руб. с человека; баня — 100-200 руб. за всех без ограничения времени. Люди нам встречались только хорошие. Для будущих путешествий надо времени побольше и машинку повыше, чтоб заехать подальше. Надеюсь, что мой отчет поможет таким же начинающим автопутешественникам, и люди найдут для себя какую-либо полезную информацию. И еще вывод: писать о Горном — значит ничего не писать, смотреть фото или видео — значит ничего не видеть, его надо почувствовать, — это мое мнение. Всем спасибо!