Новосиб — Екатеринбург — Казань — Питер — Москва — Сухум — Новосиб в сентябре 2010 на Toyota Funcargo

01.11.2010 | 25340 просмотров

Идея путешествия и подготовка к нему

Приветствую всех дромовцев! Это не первое наше автопутешествие, но впервые я решил написать отчет о нем, поэтому не судите строго. Собирая инфу о маршруте, я перерыл тысячи страниц, прочитал кучу отчетов, но ответов на некоторые интересующие меня вопросы так и не нашел. В своем рассказе я буду стараться отмечать такие моменты, как состояние дороги и ее оснащение (количество полос, развязок, освещения), трафик, количество засад ДПС, уровень их технического вооружения, количество праворуких машин в регионах и машин сибирских регионов, встретившихся нам по пути, а также выкладывать фотки различных достопримечательностей и интересностей. Надеюсь, отзыв будет полезен тем, кто только собирается отправиться по аналогичным маршрутам.

Отчет получился обширным, но я постарался фрагментировать текст по главам так, чтобы не приходилось читать лишнее. Если читать «многабукаф» совсем в лом — в заключении сосредоточены основные мысли.

Идея путешествия зародилась еще зимой, когда во время сорокоградусных морозов хотелось солнца и тепла. Изначально мы планировали ехать вчетвером на MMC Delica— машине моего друга (с которым три года назад гоняли в Питер на моем «Марковнике»), но за месяц до поездки стало ясно, что поехать они не смогут. Решено было ехать вдвоем на своей машине.

Экипаж: Я (Евгений (prototipnsk), 26 лет) — в прошлом профессиональный водитель, а теперь предприниматель и соискатель степени кандидата экономических наук. Занимаюсь продажами масел и всяких расходников (если что нужно — обращайтесь). Моя девушка (Марина) — экономист.

Фунтик — простой городской поджопник, хорошая, продуманная в целом машина за те деньги, что стоит — наше надежное средство передвижения. Стоит ли говорить, что «колобок» мало пригоден для передвижения по трассе, но выбирать было особо не из чего. В плане подготовки к поездке я не делал с ним ничего особенного — промыл радиатор, глянул колодки, перебрал ходовку и заменил в ней все, что требовало замены (помните, какие по весне у нас были дороги?), как результат — в машине больше ничего не гремело, не стучало, не гудело и не скрипело, машина просто бесшумно ехала, бесшумно ровно настолько, насколько это возможно для бюджетного универсала с практически отсутствующей шумкой.

Почему мы решили поехать на машине, а не на поезде? Потому что по деньгам это дешевле, а посмотреть можно гораздо больше. Машина — это независимость, это — полная свобода передвижения и изменения маршрута. Не стану скрывать, что я как водитель хотел покорить новые дороги, бросить им вызов, проверить себя и машину. Конечно, ехать сутки без остановок может показаться утомительным или даже дико сочетающимся с отдыхом, но я люблю рулить, люблю управлять мечтой :).

Изначально мы хотели съездить только в Питер, в Москву и на неделю попечься на черноморском побережье, уложившись в 16 дней отпуска, но изменения в составе повлекли не только проблему с количеством водителей, но и преимущество в виде того, что теперь мы могли себе позволить уехать на целый 21 день. Марина нигде западнее Новосибирской области не была, и хотелось ей многое показать. Было принято решение заезжать в некоторые города, лежащие по нашему маршруту, чтобы, во-первых, посмотреть какие-нибудь достопримечательности в центре, и, во-вторых, иметь возможность отдохнуть от сидячего положения и рулежки. Как я склонен считать теперь, заезжать в города было очень правильным решением. Да, из-за этого мы провели на море на день меньше, чем могли бы, но зато, сколько всего узнали и посмотрели, и дорога не была такой утомительной.

Итоговый маршрут.

Для того чтобы не плутать в городах, нужно было провести большую предварительную работу по наложению маршрута на карту еще дома. Нужно точно знать, где что расположено, как въехать в город и как выехать из него, или как проходит объездная, где есть паромы — нужно знать время их работы, хотите посетить музеи — нужно знать время их работы. Заранее написать план поездки также очень важно, чтобы утром не стоять в пробках в город, а вечером — из города. При написании такого плана нужно реально оценивать свои силы. Передвигаться со средней со скоростью 100 км/ч — слишком оптимистично, если едете в первый раз — закладывайте ее в пределах 70-80 км/ч. Заправки, кафешки, ремонт дороги, светофоры — все это отнимает время. Если вы не планируете заезжать в крупный город, лежащий на вашем пути — проезжайте его ночью. Время с 00 до 07 — самое продуктивное время для движения, и если оказаться в 18 часов в районе Барабинска, это не повлечет серьезной задержки в пути, то, поверьте мне, большой ошибкой станет оказаться в 18 часов на МКАДе.

Про бдительность сотрудников ДПС, особенно в Ростовской области, Краснодарском крае и Башкирии, я был хорошо осведомлен и выезд «под знак» для меня было табу. Думаю, не стоит говорить, что не надо обгонять, если есть сплошная разметка и стоит знак «Отмена всех ограничений» или, наоборот, или стоит знак «Обгон запрещен» с табличкой «Зона действия 15 км» — не создавайте двусмысленных ситуаций и будет вам счастье. Про себя скажу, что я очень боялся лишения прав, потому что работаю на машине и поэтому всю дорогу был сверхбдительным. Я не позволял себе завершать обгон за сплошной линией, обгонять на перекрестках, где есть сплошная линия, на крутом серпантине, «случайно» заезжать одним колесом на сплошную линию и т.п. Максимум — это обгон затупков по обочине справа (раз пять, наверное, было дело) и превышение скорости до 40 км/ч.

Самые известные мне ментовские разводы — это «6 километров назад вы выехали на полосу встречного движения, обгоняя трактор — это видел инспектор, наблюдающий за дорогой из стоящей на обочине гражданской «Волги», «плетущийся 10 км/ч «Камаз», «загороженные фурами знаки», «невидимая против солнца разметка, нарисованная специальной люминесцентной краской — вам ее не видно, а установленной камере, смотрящей вам навстречу — очень даже хорошо видно», «фотографирование заезда за сплошную линию, разграничивающую соседние полосы перед перекрестком», «впаривание наличия алкогольного состояния». Цель вменения каждого псевдонарушения — вымогательство денег.

Скажу сразу, что за все 12 350 километров я ни разу не был остановлен инспектором просто так для проверки — ни в городе, ни на трассе, ни на постах. Однако за всю поездку общаться с инспекторами пришлось трижды — всегда за дело.

Глава I. Сборы

Итак, настал долгожданный день! В ночь с 29 на 30 августа мы планировали выезжать. После тяжелой субботы перед отъездом (нужно было завершить множество дел) я проспал до 15 часов и толком не выспался. Я наивно предполагал, что Марина уже собрала почти все шмотки по списку, написанному ранее, но ошибался. Что-то нужно было взять у моих родителей, что-то — у ее, что-то в гараже, что-то у друзей, надо было заехать в «Ленту» за продуктами и на пару заправок — залить бак проверенного касмалинского бенза и бак газа. Посему могу дать вам еще один совет — собирайте вещи заранее, просто скидывайте их в кучу и отмечайте галочками, что сложено. Проверить и перетаскать все в машину можно за 30 минут.

Что взять с собой, каждый решает сам, я перечислю лишь те вещи, которые касаются машины — я взял ящик с инструментами, которые бы позволили произвести любой мелкий ремонт, по банке масла — в движок и в коробку, пару масляных фильтров, свечи, пару полуистершихся передних колодок, оставшихся с замены, лампочку H4, запаску, домкрат, балонник, холодную сварку и комплект для ремонта колес.

Вещей было не просто много, а очень много! Весь багажник фунтика и задние сиденья были завалены по уровень подголовников всяким хламом. И если в начале поездки все это было систематизировано и разложено по пакетам, то уже через два дня все было беспорядочно, вперемешку разбросано по всему салону. Кто ездил в длительные путешествия — тот меня поймет. Как следствие — машина была перегружена и просела сзади. Нужно было что-то делать!

В итоге, обнулив одометр, все на нервах после сборов, из города мы вырвались только в 22 часа. Мы решили не возвращаться домой, так как первая остановка планировалась у моего дедушки в г. Чулыме, что в 150 км от Новосиба. В пути мы выработали ряд мер по разгрузке машины. Во-первых, мы решили разложить задние сиденья и переставить самые тяжелые пакеты ближе к передним сиденьям, банки с маслом и пятерик с водой поставили в ноги пассажиру. Мы брали с собой зачем-то 15 л воды, 10 выкинули сразу. Как показал опыт, больше 5 литров и не требуется. Пока ехали — думали, что выкинуть у деда. Также мы решили впредь не держать такой запас хавки и сжечь 20 литров бенза — бак находится как раз в задней части машины. Совокупность всех этих мер дала ощутимый результат — на машине можно было нормально ехать.

После первой остановки, плотно пообедав и немного отдохнув в час ночи мы прощаемся с родней, выруливаем на М-51 и берем курс на Омск. Можно считать, что с этого момента наше путешествие начинается.

Глава II. Дорога Новосиб — Питер с заездом в города (30.08.2010 — 04.09.2010)

Дорога Новосибирск — Омск, как и мне, многим, наверное, хорошо знакома. В последние годы самые позорные участки от Чика до Чулыма закатали свежим асфальтом, остальные участки и так были в великолепном состоянии. Ночная трасса позволяла двигаться с любой скоростью. Марина задремала, а я шел стабильно 130 км/ч, притормаживая перед немногочисленными ограничениями, и в 6 утра мы были уже в центре Омска (пройдено 650км). За всю дорогу засад и ментов на постах замечено не было. В целом трассе могу поставить 5 баллов. Местами не помешало бы все же построить развязки. Запарковавшись около Омского ТЦ, забатонились на пару часов прямо на передних сиденьях, потому что немного все же срубало на сон.

Проснувшись в 8, пошли бродить по еще сонному городу (на Омск у нас было запланировано два часа). Омск, конечно, не туристический город, но в целом произвел на нас благоприятное впечатление — красивый, зеленый, просторный, легко ориентироваться, на дорогах движение организовано разумно. На дорогах преобладают праворульные машины. Из того, что особенно понравилось — памятник водопроводчику и Свято-Успенский Кафедральный собор. В городе строится метро, как я понял — планируют открыть первую очередь к 300-летию города в 2016 году.

Свято-Успенский Кафедральный собор.

Памятник водопроводчику.

В 10 часов выезжаем из Омска и держим путь в направлении Тюмени до д. Голышманово, где на кольце нужно будет повернуть на Тобольск. От Омска 40 км идет четырехполосная дорога, далее на всем протяжении 2 полосы. В целом дорога от Омска до Голышманово тянет на «4-«. Присутствуют довольно длительные участки с жесткой колеей и совсем уж угашенная дорога перед Ишимом — около 30 км. На участке копошатся ремонтники, есть небольшая надежда на то, что этот позорный участок ликвидируют уже в этом году. В целом ехать можно, бывает и хуже. Если не брать в расчет те 30 км, то даже по колее можно двигаться 100 км/ч, на недавно отремонтированных участках шел 130. На трассе было замечено всего два экипажа ДПС (встречка)

После своротка на Тобольск начинается совсем другая дорога! Пустая, свежезакатанная, но извилистая, проходит через многие населенные пункты. Места глухие. Природа шикарная. Ехать можно и 130 и больше, но местами есть крутые повороты на 180 градусов. Впервые сажу Марину за руль и даю наставление ехать не больше 90. Марининым правам — год, опыт вождения и того меньше, поэтому стараюсь ее контролировать. Неспешная езда убаюкивает, и я все же временами пытаюсь дремать, но любое резкое торможение или крен — подскакиваю и хватаюсь за руль, быстро при этом пытаясь сообразить, что происходит. Здесь Марина проехала свои первые 200 километров за рулем фунтика (у нее другая машина), доехав до Тобольска. Этому участку дороги смело можно поставить «4+». Ментов замечено не было вообще.

Итак, в 19 часов въезжаем в Тобольск. Тобольск — древняя столица Сибири. Я там не был и всегда хотел побывать, полюбоваться на древнюю архитектуру, в особенности на жемчужину города — Тобольский кремль.

Тобольский Кремль.

Тобольск производит двоякое впечатление. Множество старинных особняков в полуразрушенном состоянии, храмы и церкви, встретившиеся нам по пути с осыпавшейся штукатуркой. В противовес этому — самый центр поддерживается в прекрасном состоянии. В центре не ведется высотного строительства, все дома до пяти этажей, и не хрущи в стиле баракко, как у нас, а весьма интересные архитектурные композиции — будет что посмотреть и через 100 лет.

Тобольский кремль, стоящий на крутом берегу.

Из всей архитектуры наиболее интересен, конечно, кремль, стоящий на крутом холме, на месте, где Тобол впадает в Иртыш, а также сооружения на его территории и рядом с ним.

Тобольский кремль, взвоз.

Во время осмотра также интересными показались скульптурные композиции по мотивам сказок Ершова, выставленные неподалеку прямо на улице. В них чувствуется душа автора. Также великолепно выполнена запряженная лошадьми карета.

Упряжка.

На тот момент в Тобольске мы провели два часа. За день мы немного устали и не пошли в нижнюю часть города. Решили выбираться из города и ехать до Тюмени, где планировали заночевать. Но выбраться из города оказалось сложной задачей. Дело в том, что практически все дороги в городе односторонние и приезжим крайне тяжело ориентироваться в городе. Окольными путями выбрались на пригородную трассу, ведущую вдоль реки, которая в итоге нас вывела к посту ДПС на пересечении с дорогой, по которой мы заезжали в город. Это была нужная нам трасса Тюмень — Тобольск.

Сказать про трассу, что она хорошая — ни сказать ничего. Она идеальная. И пусть на ней всего две полосы, но зато она широченная, с шикарной разметкой и на ней нет ни одной ямки, она идет в обход населенных пунктов. Легко можно обгонять, едучи посередке третьим рядом. За два часа пролетели 250 километров до Тюмени и въехали в город уже ближе к полуночи. Трассе смело выставляю оценку твердые 5 баллов. Было замечено три засады — за скорость и обгон.

Всего за эти сутки мы прошагали 1 600 км и посмотрели два города. Было две альтернативы — накачать надувной матрас и спать в фунтике либо искать гостиницу. Пока ехали, увидели рекламный щит «Гостиница от 250 руб./чел.». Позвонили, нам сказали адрес. «Дубльгис» в помощь. И через 20 минут мы подъехали к частной гостинице. (ее тел.: 83452796477) Оказалось по 300 руб. с человека + 50 за машину. Более чем бюджетно за приличный двухместный номер! Правда, туалет и душ один на несколько номеров, но за такую цену нас все устроило. В принципе, нам и требовалось только кровать, душ и присмотр за машиной. Перед поездкой мы закладывали жилье в дороге в 1 000 рублей за ночь. Останавливаться в гостиницах планировали через ночь.

Мне лично не понятен такой разброс цен на гостиницы и мотели. Практически за одно и тоже одни хотят по 500 рублей, другие по 2 000. Причем, эти два мотеля могут стоять через дорогу.

Пробатонившись до 11 часов, сходили еще раз в душ и поехали смотреть центр.

Город понравился — динамичный, развивающийся, много строек (ну еще бы — сидеть на нефти и не строиться). Прогулялись по парку в центре (Цветной бульвар), прокатились на колесе обозрения (ничего кроме парка не видно с него), позавтракали в кафушке, пошли гулять по городу — прошли по нескольким улицам в центре.

Парк в Тюмени.

Потом поехали к мосту влюбленных. Здесь меня постигла первая встреча с ДПС. Едучи по незнакомому городу, все мое внимание приковывается к знакам, показывающим направления движения — чтобы ни в коем случае не выехать на одностороннюю дорогу или на встречку. За знаками движение по полосам поглядывает штурман. Остальные знаки мной практически игнорируются. И вот — взмах полосатой палочки и я паркуюсь около паребрика. Выхожу из машины. «Бла-бла-бла… знак видели? — Нет. — Пройдемте в машину». Оказалось, я проехал под знак «блин», за что полагается наказание в виде предупреждения или штраф в размере 100 рублей. Выписали мне предупреждение, сказали не нарушать больше, рассказали, как лучше проехать, куда нам нужно. Пока сидел, по рации объявили (а дело-то шло к 1 сентября) что идет трехдневка, посвященная безопасности детей на дороге и чтобы инспекторы обязывали всех водителей включать ближний свет фар. Я в шутку говорю ему «У вас что тут обособленное княжество что ли, что такие инструкции дают?», — а он на полном серьезе давай меня убеждать, что они (ГИБДД) заботятся о безопасности дорожного движения и что включенный свет существенно снижает количество наездов на пешеходов. В общем, пожелал нам доброго пути, и мы поехали дальше.

Прошлись немного вдоль строящейся набережной — видимо, ее построили в этом году — здесь, наверное, два километра построенных с нуля! (В обе стороны.) У нас бы так строили хоть что-нибудь!

Набережная в Тюмени.

Прошлись и по мосту влюбленных. Вешать замочки в день бракосочетания — местная традиция. Как мы потом поняли, свои традиции на этот счет есть во многих городах.

Пешеходный мост влюбленных в Тюмени.

Далее мы доехали до Свято-Троицкого мужского монастыря, расположенного неподалеку, и двинулись из города в направлении Екатеринбурга (было 16 часов по нашему времени).

Свято-Троицкий мужской монастырь.

Нам понравилось, как организовано движение в Тюмени. Много развязок, мало затупов. Местами в городе висят знаки «80», «90» в таких местах, как наш Димитровский мост или продолжение станционной. И думаю, никто не подумывает повесить там знак «50» по зиме. Машины не бьются — повысили максимально разрешенную скорость. Также в городе легко ориентироваться — перед каждым крупным перекрестком есть указатели улиц и направлений на другие города.

Каких-то 350 километров до Екатеринбурга мы плелись шесть часов. Полпути рулила Марина, полпути — я. От Тюмени 30 километров четырехполоски, перед Екатеринбургом также 30 километров четырех-шестиполоски, остальная дорога всюду двухполосная, много участков с протяженными ограничениями по скорости и обгону. Трасса весьма загруженная, много фур. Состояние асфальта оставляет желать лучшего — много колеи и вспученной дороги. Насчитали 14 экипажей ДПС (обгон, скорость). Особенно тупое движение стало километров за 100 до Екатеринбурга — нескончаемые деревеньки с ограничением 40 и повсеместным запретом обгона. Фуры плетутся и того меньше. В одном из таких населенных пунктов за два километра насчитали аж четыре экипажа ДПС. Все заточено под обгон. Наверное, ночью там ехать легче. Трассе Тюмень — Екатеринбург могу поставить только «3+».

В итоге приехали в Екатеринбург, когда уже смеркалось — около 9 часов вечера. Город нас сильно впечатлил. Понравилось многое. И городской пруд, и небоскребы, и многочисленные здания старой постройки и храмы.

Беседка на набережной городского пруда Екатеринбурга.

Старинное здание там же.

Фонтан у часовни.

Один из небоскребов (50 этажей).

Правительственное здание.

Вид на ночной город с набережной.

Город красивый и современный. Екатеринбург однозначно занимает второе место в России по высотному строительству. Дороги в целом хорошие, омрачает все это только уставший местами асфальт, но зато все продумано, много развязок, как в городе, так и в пригороде, водительский менталитет, как в Новосибе — где можно, все едут бодро и предсказуемо. Много дорогих и заряженых машин. Кстати, это крайний город, где хотя бы половина автопарка легковых машин с правым рулем, дальше их будет совсем мало. Два часа мы гуляли по центру, пока совсем не стемнело, и поехали дальше, разменяв уже за городом третью тысячу километров.

Прошлая моя поездка по Башкирии запомнилась надолго и лишний раз в «мусарской регион» (02) ехать желания не было, поэтому на Казань мы решили прорываться через Пермский край и Удмуртию.

На заправке мужик сказал: «Зря вы тут поехали — в пермском крае совсем нет дорог. «Газели» оттуда все в глине приходят. Еще 150 км и все — дальше нет дорог!» Нас это, конечно, не могло не насторожить, но оказалось не так страшен черт, как его малютка. Обо всем по порядку. До конца Свердловской области, как и было предсказано заправщиком, (150км) — отличная, местами трехполосная дорога, (скорость стабильно 130, лишь за самим Екатеринбургом была четырехполоска с жесткой колей). За всю поездку, скорей всего, по этой причине перевернутых и покоящихся во всевозможных позах я насчитал около 20 фур. Фотать не стал — у людей горе все-таки.

Недалеко до конца хорошей дороги на приличной скорости вкатал замешкавшую на дороге лису. Думал, нет бампера, но когда вышел не увидел ни лисицы, ни косяков на машине. Видимо, прошла по касательной. Следующие 150 километров до Перми дорога была старая и разбитая, давно не видевшая даже ямочного ремонта. Местами, впервые за всю дорогу, попадались реальные рытвины в асфальте глубиной с полколеса. Ехали этот участок дороги 60-80 км/ч, местами даже приходилось ехать 40. Там же впервые за всю дорогу словил яму, на которой пробило стойку. За эти 300 км насчитали четыре засады, заточенных на обгон.

Пермь прошли за 30 минут по объездной. Такой контраст с предыдущим участком! Дорога идет по пригороду, свежайший асфальт, пустая трасса, везде развязки, все просто и понятно. 50 километров пролетели просто незаметно! Пройдено 2 300 км. Воткнулись между фур прямо на обочине у стоянки и на несколько часов забатонились на передних сиденьях. Когда проснулись и двинулись в путь, чудесный асфальт оборвался точно так же, как и начался. Участок мало отличался от того, что был перед Пермью. 150 километров стремной дороги, по которой реально ехать лишь 80-100, из них 50 километров еще более стремной, по которой реально ехать только 60.

Далее было два варианта — ехать по федералке через Ижевск и Набережные Челны и далее на Казань или ехать напрямую на Казань через Игру по дороге, обозначенной в атласе менее жирной линией, но которая была короче на 200 километров. Мы выбрали второй вариант и не пожалели. Въезжаем в Удмуртию. Дорога старая, но движения по ней практически нет, и она сохранилась, видимо, еще с советских времен в превосходном состоянии. Проезжаем Игру по городу, выезжаем на эту дорожку и понеслись.

Трафика нет вообще. У меня такое же ощущение было, когда три года назад мы поехали из Омска по указателям на Челябинск и воткнулись в казахскую границу. Я мысленно понимал, что дорога Пермь — Казань не может быть такой пустой днем. Бывало, что за 10 минут я не встречал ни одной встречной машины. Но дорога была широкой и кайфовой. Сначала я ехал 130, потом стал ехать 150, ни одного мента начиная от Перми мы не видели, и шанс быть пойманным в такой глухомани мне казался нереальным. За час пролетели 150 верст и, заехав на газовую заправку в Кильмязи, поинтересовался о состоянии дороги у заправщика. Он усмехнулся и сказал, что там паром и асфальт скоро оборвется. Было 11 утра по местному времени, а паром отходил с этого берега по четным часам. Я не знал точно, сколько мне предстоит проехать, поскольку указателей не было. Возвращаться обратно смысла я не видел, было решено ехать прямо. Асфальт не обрывался, но лучше бы его не было. Стоял информационный знак, что дорога на протяжении предстоящих 10 километров «находится в неудовлетворительном состоянии» — прямо так и написано. И это была правда. Яма на яме. Это можно сравнить лишь с нашим северным проездом этой весной. Кое-как пробрался. Далее километров 20 такого же хорошего асфальта, как был до этого, и дорога сходит на песок — немного похоже на Каракан, но только с глиной. Становится понятным, почему «Газели» приходят все в глине! Здесь — немудрено! Чуть вправо, чуть влево — и ушел с трассы. Самое настоящее ралли. Появились указатели, что до парома осталось 18 километров. У нас 21 минута! Успеваем? Постараемся! Надо ехать с средней скоростью 60 км/ч. Дело идет за принцип и водительское мастерство. Фунтик местами перелетает через небольшие трамплины, местами пролетает по лужам, не касаясь дна. Обгоняем неспешного, обгоняем грейдер (!) и … успеваем. Прямо за нами убирают трап, и мы отходим. На пристани появляется неспешный, которого мы пять минут назад обогнали. Мы успели, а он — остался ждать два часа следующие паром. Не то, чтобы меня распирало злорадство, скорее — я был просто доволен собой!

На пароме.

На пароме мы узнали, что эта речка — Вятка. Пять минут — и мы на том берегу. Последние 150 километров по хорошему асфальту, и мы в Казани! Ментов нет. На одометре 2 900, на часах 14 часов по местному времени. Настроение отличное! Всей разношерстной трассе Пермь — Казань ставим 4 балла с натяжкой!

Казань — по моему мнению — второй по красоте город после Питера в России. Думаю, что при достаточном финансировании, у Казани есть все шансы стать таким же популярным туристическим центром, хотя туристов там и так довольно много.

В Казани есть, на что посмотреть! Старинные особняки соседствуют с современными не менее пышными домами, за которые казанцам, я уверен, не будет стыдно перед будущими поколениями, а современные кварталы высоток за рекой утопают в зелени. Красивые парки, красивые фонтаны — все это радует глаз. Из современных построек чего стоит только один Дворец Земледельцев, что неподалеку от кремля. Во всем чувствуется татарский колорит, но это не вызывает неприязни. Мечети мирно соседствуют с православными церквями. Кремль, и в особенности мечеть Кул Шариф, — просто шедевр архитектуры. Перечислять все, что нам понравилось в Казани, долго, вспомню кроме вышеперечисленного еще лишь пешеходную улицу Баумана, ТЦ «Пирамида» (внешне, внутри — нечего делать), неплохой парк с самым большим колесом обозрения из всех, на которых мне доводилось кататься. Панорама города просто завораживает!

Дворец Земледельцев.

Современная жилая застройка.

Кремлевская башня с часами.

Мечеть Кул Шариф.

В сквере на территории Кремля.

Территория Кремля.

Пешеходная улица Баумана.

Лужайка у кремлевской стены.

Булыжная мостовая.

ТРЦ «Пирамида».

Парк. Вид с колеса обозрения.

И само колесо обозрения.

Проблем с сувенирной продукцией нет, ее продают на каждом углу, вся пешеходная улица практически состоит из сувенирных лавок и кафе. Также целый торговый ряд имеется внутри кремля.

В Казани строится метро. Оно именно строится. Десять лет назад был только проект, а теперь там семь готовых станций и еще две вот-вот введут. Наверное, все дело в том, что там не такие капризные грунты, как у нас на Золотой Ниве?

В целом Казань — старинный, красивый, но в то же время и динамичный, быстрыми темпами растущий город, в который я бы всем рекомендовал посетить! До свидания, Казань, а мы движемся дальше на запад!

Уже стемнело, выбирались из города мы ближе к полночи. Думали доехать до Нижнего Новгорода и поспать в машине уже там, но на середине дороги срубились и решили вздремнуть у ближайшей стоянки фур, разложили матрас и проспали до семи утра. В принципе — выспались.

Дорога Казань — Нижний (около 400 км) практически вся трехполосная, 100 км — четыре полосы. Практически везде жестко выкатанная колея. Видели четыре засады. Трассе можно поставить четыре балла. По дороге останавливаемся и берем ведро яблок за полтинник. В Нижнем нас ждала моя подруга Аня. Она ради нас отпросилась на весь день с работы и устроила нам потрясающую экскурсию по всему городу. Огромное спасибо ей за это! Нижний был первым городом, где мы в прямом смысле уходились.

Нижний Новгород — город хоть и старинный, но в советское время архитекторы потрудились там на славу и от былой роскоши, такой как в Казани, мало что осталось. Что нам особенно понравилось — Кремль, многочисленные соборы, Чкаловская лестница, пешеходная улица, Нижегородская Ярмарка, Собор Александра Невского, красивые виды на Волгу.

Камень, поставленный князем во время заложения города.

Кремлевская стена и вид на Волгу.

Кремль стоит на крутом берегу.

Чкаловская лестница.

Пешеходная улица (Большая Покровская).

Здание Госбанка.

Необычный памятник.

Через этот мост жених должен перенести невесту перед свадьбой.

Вон где, оказывается, жил Кулибин.

Нижегородская ярмарка (в кадр никак не помещалась).

Собор в Честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Собор Александра Невского.

Сувенирами втаривались около кремля. Город проводил нас жесткими пробками (Аня сказала, что все из-за ремонта Канавинского моста). За целый день пребывания в городе я насчитал 7 (!) праворуких машин. Зеленый «турбоскай» на обвесах — привет тебе, если читаешь! Видели, как ты перебирался через трамвайные пути на Рождественской.

Из города выбрались около 19 часов и взяли курс на Владимир. Трасса Нижний — Владимир всюду четырехполосная, в целом продуманная, но омрачает всего два момента — довольно большая колея и множество населенных пунктов, через которые она проходит. В целом можно поставить ей «4+». Ехать можно 110-130. Насчитал пять засад — все в населенных пунктах, за скорость. Въехали во Владимир поздно вечером, ближе даже к ночи. Долго не могли найти гостиницу за вменяемые деньги, обзванивая номера, найденные в Интернете. Наконец-то нашли за 800 рублей двухместный номер и поехали туда. (тел.: 84922330308) По яндекс-карте добрались за 20 минут до места и батонились до обеда. Снова душ, завтрак в местной столовой и едем смотреть город.

Владимир — относительно небольшой город, но очень древний. Центр реально не спеша посмотреть за пару часов. Особенно понравились Дмитровский и Успенский соборы, Золотые ворота, памятник князю Владимиру. Там же втарили сувениров — прямо на соборной площади.

Дмитровский собор.

Успенский собор.

Памятник князю Владимиру.

Памятник Андрею Рублеву.

Золотые ворота.

Следующим пунктом в нашем маршруте был храм Покрова на Нерли. Это в 10 км от Владимира, неподалеку от села Боголюбово. Туда мы и отправились. Эта церковь постройки середины 12 века знаменита тем, что ни разу не перестраивалась. Многие историки считают ее самым совершенным русским храмом. Нам вкатило!

Тропинка к церкви Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли.

Далее едем в Суздаль. 30 минут по хорошей дороге — и мы там. Замечено три засады за обгон на этом небольшом отрезке пути. Суздаль — и сейчас большая деревня. Очень красиво, но многие интереснейшие архитектурные памятники находятся в забытьи и не видывали реставрации десятки, а то и сотню лет. В Суздали крайне богатая архитектура. Все это великолепие сосредоточено на весьма небольшом пятачке. Понравилась вымощенная брусчаткой (видимо, не одна сотня лет этим камням) базарная площадь, остатки кремля, музей деревянного зодчества с настоящей ветряной мельницей и много всего еще.

Базарная площадь и Воскресенская церковь в Суздале.

Строения на территории Суздальского Кремля.

Деревянная церковь в музее деревянного зодчества под открытым небом.

Еще одна деревянная церковь там же.

Качельки :).

Настоящая ветряная мельница.

Наш трудяга у стен Покровского Монастыря.

Уже темнело и мы также уже находились за этот день, поэтому решили ехать дальше. Изначально мы планировали двигаться по северо-восточной четверти Золотого кольца через Ярославль и Рыбинск, вдоль Рыбинского водохранилища и Ладожского озера добраться до Питера. Но, начитавшись про отвратительные дороги и учитывая то, что мы и так сбиваемся с графика, решили ехать в Питер через Москву по известной дорожке, тем более что мы должны были ее проехать ночью. Так и поступили.

Вся трасса Владимир — Москва как и ранее от Нижнего четырехполосная, значительная часть с освещением, и, как и прежде, все омрачают два момента — колеи и многочисленные населенные пункты через которые она проходит. Четыре засады ДПС за скорость, «4+» балла в общем. Ехать можно 110-130. По мере приближения к Москве стало заметно ее влияние, а именно то, что местные водители не обламывались летели «на все» — в населенных пунктах более 120 км/ч, а за городом более 150. Я слился и тошнил свои 100 в населенных пунктах и 130 за их пределами — права мне дороже.

МКАД — без особых комментариев — освещенная десятиполоска вокруг Москвы без единого светофора длинной 109 км и ограничением по скорости 100 км/ч. 20 минут — и мы вылетаем на Ленинградское шоссе. Было около полуночи. Moscow Never Sleeps. Носятся автомобили с запредельными по нашим меркам скоростями. Мы решили ехать сколько проедем. На одометре 3 800.

Трасса Москва — Питер. Из 700 км 400 по четыре полосы, 250 км три полосы и 50 км две полосы. Колея глубокая на большом протяжении, много населенных пунктов, через которые проходит трасса. Что очень радует — на трехполосных участках есть таблички с указанием расстояния зоны действия знака «обгон запрещен» или расстояния на протяжении которого будет две наших полосы. Очень удобно. Трассе в целом ставим 4+. За 200 км до Питера решили найти мотель, но ценники были от 1 000 за самые убогие номера. Накачали матрас и уснули рядом с одним из них. Проспали до рассвета и двинулись дальше.

В Питере нас интересовал центр и пригороды — Павловск, Царское село, Петергоф и Кронштадт. Изначально мы планировали провести в Питере два полных дня, но в итоге получилось почти три. И мы об этом не жалеем.

Глава III. Питер (04.09.2010 — 06.09.2010)

Питер встретил нас прохладой, сочетающейся временами с дождем и пронизывающим ветром. Именно тогда мы пожалели, что не взяли с собой шапки. Напялили на себя все, что было — и все равно было холодно. По одометру пройдено около 4 500 километров.

Еще на трассе, немного не доехав до Питера, увидев указатель на Павловск, мы свернули туда и уже через 20 минут были там. Было в районе обеда. Отправились гулять по парку. Благо взяли с собой студни — мое аспирантское удостоверение и Маринин просроченный студенческий — везде канали за чистую монету. Вход в любой парк и музей для нас был бесплатным или стоил сущие копейки. Благодаря ним за три дня мы сэкономили по моим подсчетам около 2000 рублей.

В Павловске огромный парк, местами за ним не особо следят, местами все на уровне. До Петергофа ему очень далеко, но нам понравилось. Прослонялись мы там часа три, жутко устали и замерзли. Заходили на экскурсию во дворец Павла I. Все интерьеры сохранились с тех времен, конечно, отреставрированными, но нас очень впечатлило. В Новосибе невозможно в буквальном смысле так прикоснуться к истории. Далее нас ждал неприятный инцидент — нашу машину чуть не эвакуировали прямо у нас на глазах. Пока мы были в парке, машина стояла во дворе и я был уверен, что ее не тронут. Но только мы отъехали — решили взять по чему-нибудь горяченькому. Дело было около Павловского вокзала. Смотрю напротив стоит машин ДПС и два эвакуатора. Паркуюсь за остановкой (знака не видел, он, наверное, был, но намного раньше) с осторожностью и плохим предчувствием, и мы идем до ларька. Не свожу глаз с фунтика и вдруг вижу, как эти шакалы перекрывают движение, два эвакуатора переезжают на другую сторону — один к моему фунтику, другой к соседний «камрюшке». Я тут же перебегаю через дорогу и сажусь в машину. Думал, менты начнут дрючить, но они не обратили на меня внимания — просто взяли соседнюю машину. Я уехал, развернулся и забрал Марину с покупками! А ведь зазевайся еще на минуту и вызволяй потом фунтика непонятно откуда! Вот зачем же делать все так исподтишка…? Кстати, в Питере эвакуаторы работают исправно, не раз еще мы наблюдали эту безрадостную картину.

В Павловском парке.

Каменный мост там же.

Во дворце Павла I.

Там же (чтоб я так жил!).

Далее поехали в соседний Пушкин (Царское село). Там мы увидели самый одновременно огромный, красивый и роскошный дворец из всех, что нам доводилось видеть — Екатерининский. Внутрь не попали, потому что уже было поздно. Зато попали во дворец Александровский. Он поскромнее, внутри примерно тоже самое, что мы видели в Павловском дворце. Только интерьеры более современные, похоже на конец 19 века. Так оно и было, в общем-то. Прогулялись по Екатерининскому парку — очень красиво, и под впечатлением от увиденного побрели мимо лицея Пушкина к машине. По дороге наткнулись на прикольные сувениры — рисованные картины серии «Коты Петербурга». В Царском селе много зданий, сохранившихся еще со времен Пушкина, как и в самом Питере. Я ни в Павловске, ни в Царском селе во время нашей прошлой поездки не был. Нам с Мариной все очень понравилось, а я втайне предвкушал ее восторг по поводу ночного Питера и Петергофа, поскольку там все же красивее.

Екатеринский дворец.

Екатериниский парк за дворцом.

Памятник Пушкину около лицея.

Уже было около 8 вечера по местному времени, и мы решили в этот день съездить еще в Кронштадт. Доезжаем до КАД и менее чем через час оказываемся в Кронштадте. Кронштадт — это район Питера, расположенный на острове. Ничего особо примечательного там нет, но хотелось ощутить дыхание Финского залива. В паре километров от берега виднелся форт. Туда возили экскурсии, но было уже поздно. Прогулялись по набережной, прошлись по парку и поехали обратно в город. Заехали в «Ленту» за жратвой и думали, где лучше заночевать. Решили сделать это на парковке крупного торгового центра в пригороде. Так и поступили. Но прежде не удержались и поехали смотреть ночной Питер, так как по плану другой возможности нам бы не представилось. Марина была шокирована увиденным! Она сказала, что никуда отсюда не уедет! Но уехать пришлось, чтобы потом вернуться. Выехали за город и воткнулись на пустынную парковку какого-то торгового центра, накачали матрас и заночевали. С утра хлопнули по чашке горячего чая и поехали основательно смотреть центр.

Запарковались по правилам на Гороховой и пошли по известному мне маршруту от Адмиралтейства по Английской набережной, через Благовещенский мост на Васильевский остров, далее по Университетской набережной до Биржевой площади, далее — по Биржевому мосту перебрались на Петроградскую сторону и на Заячий остров, где осмотрели Петропавловскую крепость, спустились в музей, и взяли полуторачасовую экскурсию на кораблике. По 400 рублей с человека — нормальный ценник за то, что мы посмотрели. Далее продолжили наш пеший маршрут по Петроградке до Троицкой площади, далее через одноименный мост перебрались на левый берег и по Дворцовой набережной вернулись к машине. На все ушло около четырех часов. Мы устали и изголодались. Прям рядом с тем местом, где мы запарковались, была пельменная и мы решили отведать, что там готовят. 600 рублей за две порции пельменей — недешево, но было вкусно. После обеда мы решили пройти вторую часть намеченного пути — по Адмиралтейскому проспекту через Дворцовую площадь по Миллионной улице дошли до Летнего сада, далее прошли вдоль канала Грибоедова до Невского и по нему вернулись к машине.

Медный всадник.

Вид на Петропавловскую крепость с набережной Биржевой площади.

Вид на Зимний оттуда же.

Набережная.

И еще один ракурс.

На корабле.

Здание вывшего Штаба Гвардейских Войск на Дворцовой площади.

Зимний дворец.

Было около 7 вечера. Мы думали, на пару часов попасть в Петергоф и ехать дальше, но не тут-то было. Приехав в Петергоф, мы уткнулись в закрытые ворота. Мы немного опоздали.

Далее было две альтернативы — забить на Петергоф и двигаться в ночь на Москву, и искать, где остановиться, или смотреть его завтра. Решили ехать в город и искать гостиницу или квартиру. Я предлагал спать в машине, Марина не хотела. Я валился с ног, жестко хотелось спать. Марина наконец-то нашла комнату за 1 000 (дешевле никак), и мы поехали туда. Время было позднее. Мы помылись и легли спать. Проснулись уже после обеда. Решили поехать еще раз в центр и слазить на Исаакиевский собор, а потом ехать в Петергоф. С Исаакиевского собора открывается чудесная панорама города. Заплатив, как студенты, по сотке за вход, мы поднялись по крутой лестнице наверх. Невообразимо. Один из красивейших городов мира как на ладони…

Исаакиевский собор.

И панорама города, открывающаяся с него.

В Петергоф в итоге мы приехали уже часам к пяти, прогулялись сначала по верхнему саду, потом спустились в нижний. В общей сложности мы провели в Петергофе три часа, чего, на мой взгляд, вполне достаточно. Петергоф — самый красивый из всех пригородов.

Утки в Питере повсюду. Ничего не боятся.

Главная аллея фонтанов в Петергофе.

Там же.

И еще — вид снизу на Петродворец.

Что нам понравилось в Питере? Все… Это удивительный город. Глупо перечислять все его достопримечательности. Я и не буду. Если ехать туда — то не на три дня, а дней на десять или на две недели, тогда только можно его посмотреть не урывками, как делали это мы, а целостно, походить по музеям и узеньким улочкам, посидеть в питерских дворах, посмотреть, как живут люди, почувствовать, и насколько это возможно для приезжего понять этот город.

Питер, до свидания! Ты навсегда остался в нашем сердце, и мы обязательно еще вернемся!

Глава IV. Дорога Питер — Черное море, с заездом на денек в столицу (06.09.2010 — 09.09.2010)

Выбираемся на Московское шоссе к 9 часам вечера и берем курс на столицу. 3-4-уровневые развязки (а строятся и 5-уровневые (!) на пересечении основных магистралей в Питере и Москве — обычное дело. В большом городе — это необходимость. На мой взгляд, МКАД или КАД в Питере — равноценные метрополитену достопримечательности. Эти сложнейшие инженерные сооружения потрясают масштабом (по крайней мере, провинциальных жителей, не избалованных такими дорогами).

Стандартная для Питера и Москвы развязка.

Обратная дорога пролетела незаметно. За всю ночь мы часок подремали в машине, и к 7 утра уткнулись в пробку за 10 км до МКАДа. На одометре 5 400. В Москве нас ждала Маринина подруга, но так как мы не успели доехать до нее до того, как она поехала на работу, решили отложить встречу с ней до вечера, а весь день прослоняться по городу.

Первое впечатление от столицы (я был там раньше) — большой, замызганный, разношерстный город, с широкими магистралями, заполненными машинами, всюду спешащие люди, все торопятся успеть сделать побольше денег. Мое мнение от столицы не сильно изменилось. И хотя в центре вполне красиво, есть на что посмотреть, но не мое это, не мое, я бы не смог жить в этом городе. А Марине — все понравилось, кроме пробок и цен на жилье, конечно.

Мы проехали по Тверской, была пара мест, где можно было встать, но я протупил. Когда мы были здесь три года назад, всюду были платные парковки, сейчас почему-то отошли от этого, на мой взгляд — зря. В итоге без особых проблем в будний день запарковались на Болотной улице и пошли в сторону Красной площади через мост. Прошли мимо собора Василия Блаженного, зашли в ГУМ (там как раз пиарили аудюхи и выставили ретро-эксклюзив). AUDI DKW F7 так и вовсе выпущена в двух экземплярах! Далее вышли на саму Красную площадь, и пошли в сторону Манежной. Там услышали про автобусную экскурсию и решили прокатиться. Отдали по 350 рублей с человека. Проехали по центральным площадям, заехали на Ваганьковское кладбище и на Воробьевы горы. После экскурсии, пошли по Арбату до Смоленского Бульвара, далее до Крымской набережной и вернулись к машине. Как раз в шестьчасов мы поехали из центра! Это нечто! В принципе, никто не стоит, все едут, но ехать 20 километров со скоростью 10 км/ч занимает два часа! Так и было. Мы заехали к моей сестре, которая учится в химическом институте им. Менделеева и поехали к Марининой подруге на противоположный конец города, где и переночевали.

Вид на Кремль и Москву-реку.

AUDI DKW F7 (1937г.в., выпущен в двух экземплярах).

Фонтаны на Манежной.

Кремль.

Могила Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище.

Высотка МГУ на Воробьевых горах.

Памятник Петяну (имхо, место ему — на Неве, здесь выглядит как-то нелепо).

Целые деревья из замочков :).

МКАД.

Встав в восемь утра, мы воткнулись в пробку на МКАДе и ползли пару часов 40 километров. Нам надо было на Каширское шоссе. Надо было раньше выезжать, чтобы не терять время сейчас. В общем, с трудом протолкались, выехали, но развязка была крайне непонятная. И то, что сначала я выехал туда, куда надо, я понял уже потом — когда дважды развернулся и в итоге поехал неправильно — на Подольск. Посмотрели по карте, что шоссе идут почти параллельно и много, где соединяются, и может, даже лучше, что мы сюда поехали. Но чем дальше мы ехали, тем яснее становилась наша ошибка! Проплутав три часа, мы все же вырулили в районе Чехова на Каширской шоссе, в итоге отдалившись от Москвы всего лишь на 100 километров. Все это время мы ехали по узенькому, загруженному шоссе, большая часть которого пролегала по населенным пунктам, либо висел знак «обгон запрещен». За 200 километров этого Подмосковья нам встретилось шесть экипажей ДПС, неплохо оснащенных приборами видеофиксации различных моделей. Все были заточены на встречку. Дело было к обеду, а мы только отъехали. Было досадно, но что делать, в следующий раз будем умнее — будем двигаться в Москве только с 00 до 06. Только в это время есть возможность полностью насладиться дорогами, многочисленными 3-4-уровневыми развязками, тоннелями, знаками 80, 100 установленными на основных магистралях города.

Да, замечу также особенный стиль вождения, замеченный только в столице — если кто-то хочет с левого ряда через шесть рядов попасть в правый ряд — он просто едет по диагонали направо с включенным поворотником и (о, чудо!) — его все пропускают. У нас по любому такой маневр закончился бы тем, что один водятел припечатал бы его к другому такому же. Не только водительский менталитет, но и уровень водительского мастерства в Москве на уровне.

Итак, мы выскочили на Каширской шоссе, и дела по продвижению на юг пошли веселее. Дело в том, что на протяжении 250 километров от Москвы эта дорога является автомагистралью и можно не обламываясь ехать 150, а то и 170. Ментов я на этом участке не видел. Камеры, возможно, где-то и стояли — не видел. Развязки, развязки, развязки, им нет числа… когда у нас так будет?

Конец автомагистрали.

На нашем пути предстояло три крупных города — Воронеж, Ростов и Краснодар, которые мы намеревались по возможности объехать. Еще 150 км мы проехали по четырехполосной дороге, не являющейся уже автомагистралью. Следующие 300 километров идет строящаяся дорога на Ростов. Где-то ее уже ввели в эксплуатацию, где-то еще нет. И развязки, развязки, развязки, строящиеся и уже построенные. Мне казалось, что их даже не десятки, а сотни. Когда у нас так будут строить? Не могут за три года сделать семь километров Советского шоссе! Городецкий, позор тебе! Здесь за три года построили километров 500 (!) новой дороги и сотню развязок на ней. Конечно, это задел на олимпийский Сочи, но все же масштабы строительства просто несоизмеримы — отличаются даже не в десятки, а в сотню раз.

К шести часам вечера долетели до Воронежа и поехали по указателям на М-4. Это была еще одна большая ошибка, стоившая нам двух часов стояния в пробках через весь город. Нужно было ехать по новой объездной дороге мимо аэропорта, но как можно было узнать о ее существовании, если висело «М-4 — прямо»?

Держим путь на Ростов. Темнеет. Трасса по-прежнему либо старая двухполосная с запрещенным обгоном, либо новая четыреххполосная, местами даже с освещением. Скорость стабильно 130 км/ч. Ночью, похоже, что уже в Ростовской области (километров 200 до Ростова оставалось), еду я себе спокойно 130 километров в час, вдруг взмах полосатой палочки — иди сюда. Оттормаживаюсь, выхожу. Думаю про себя: «Ну, напишешь сейчас мне протокол на три сотки да поеду дальше». «Инспектор Неспящий. Вы двигались в населенном пункте 129 км/ч, то есть превысили скорость на 69 км/ч, за это нарушение забирают права на полгода. Что будем делать?» — отрапортовал он. Я пытался его убедить в том, что какой нахер это населенный пункт? «Вон вокзал, вон дома. Знака что ли не видел? Он стоял ровно 600 метров назад!» — отчеканил следующую заготовку. Честно, я его не видел. Последнее, что помню до остановки, так это одна к одной составленные фуры у обочины. Наверное, знак был за одной из них и я его просто не мог видеть. Но дела это не меняет. Вероятность, что это развод и знака там не было, конечно, существовала, но что я могу сделать в такой ситуации? Пойти посмотреть был ли знак? 1,2 км это 10 минут быстрым шагом…, на машине? — посередине отбойник и непонятно, сколько километров до разворота — не вариант менту отпускать меня, да и если знак там был, то развод будет уже по полной. Прикинул свои шансы и решил не выделываться. Говорю: «Давай на месте решать». Он с довольным видом промолвил: «Это стоит пять рублей». «Ты че с дуба рухнул? Я дома права куплю себе дешевле! Рубль даю да дальше еду». Такого ответа он явно не ожидал, даже растерялся и промолвил в ответ: «Дваа рубля минимум и езжай. Вижу что издалека. Аккуратнее будь». Много потом обдумывал эту ситуацию и сейчас считаю, что надо было торговаться дальше — намекнуть на то, что это полулишенческая статья и если права и заберут, то не факт, что на полгода, а не на четыре месяца. Думаю, на полторахе вполне можно было съехать. Но тогда я был реально измотан, плохо соображал, хотелось спать, и было дикое желание поскорее забрать свои права и валить. Отдал ему кровных два рубля и поехал дальше…

Я был взбешен, я злился на себя… Уже потом, после длительного анализа ситуации на свежую голову, пришел все же к выводу, что если бы это не случилось тогда, это бы случилось дальше — наказан был справедливо и может даже дешево отделался. В общем, мой пыл остыл. Я ехал 100 км в час за городом и 70 в городе. За фурой. И не я один. Замедлились все. Я осознавал, что мы только приблизились к зловещим регионам. Что нас ждет дальше, если уже здесь так? Неужели ростовские менты и вправду такие злые, как про них пишут на форумах? Мы решили остановиться и спать на заправке до рассвета. Забатонились прямо на передних сиденьях.

Я много читал про бандитов и разбои на трассе и немного боялся этого. Основной совет — ни в коем случае не съезжать с трассы и не останавливаться «где незаметно в лесу» или прямо на трассе. Встал в зоне видимости поста ДПС, на заправке или на парковке фур — и все будет нормально. А если вас преследуют — пытайтесь дотянуть до поста, населенного пункта или просто перекрыть трассу. Шумиха никому не нужна.

Проснулись, поехали. Далее какое-то время я не позволял себе так разгоняться. Но как говорится — глаза боятся, а руки делают! В Ростовской области буквально через каждые 10-20 километров стоит стационарный пост ДПС, и все дороги просто обвешаны камерами! Местами на одном посту ночью я насчитывал по 6-8 работающих инспекторов (особенно запомнился пост в Цукеровой Балке), останавливавших всех подряд. Ментов там просто немыслимое количество! Хотя засад практически нет. Если ты заедешь за разметку или сильно превысишь скорость, то тебя просто остановят на ближайшем посту и покажут видеоролик, а то и несколько. Поэтому не ведитесь на мнимое отсутствие присмотра за дорогой, соблюдайте ПДД!

Добрались до Ростовской объездной. Зловещее кольцо на своротке на Краснодар — с постом ДПС, корявыми знаками (установленными после поворота) и со стоп-линиями на самом кольце! На одометре — 6 600. В целом всей трассе Москва — Ростов можно поставить 4 балла. Думаю, через год-два ее достроят, и она всюду будет автомагистралью, что низведет к нулю поборы на дороге. Ну а пока — только твердая «четверка». По поводу количества засад — мы сбились со счета.

Трасса Ростов — Краснодар (около 300 км) — в основном вся трехполосная, нормальная дорога, местами попадаются куски с подуставшим асфальтом. Ничего примечательного. По-прежнему нужно быть бдительными. Ставим 4 балла. В Краснодарском крае режет глаз прикид местных дпсников — только белая парадная форма.

На объездной Краснодара сворачиваем на Джубгу (она уже стоит на море). У кого заканчивается провиант — настоятельно рекомендую заехать в «Ленту», стоящую на объездной, дальше выбор гипермаркетов будет просто никакой — только монопольные «Магниты» с конскими ценниками. От Ростова насчитали пять засад, все заточено на обгон.

Остается 100 километров до моря. Мы читали, что на предстоящем участке пути, скорее всего, скорость передвижения будет невелика из-за большого числа желающих проехать к морю/с моря. Но реальных пробок мы не видели (время было 10 часов утра). Были затупы, но как и везде. Вскоре появились горы и дорога начала петлять. Практически вся дорога до Джубги трехполосная, ставим «4+». Насчитали пять засад — все пасут обгон, по-прежнему много камер.

Глава V. Отдых на Черном море в России (09.09.2010 — 11.09.2010)

После увлекательной и одновременно утомительной первой части нашего путешествия мы планировали добраться до ближайшей точки побережья и пару дней никуда не ездить. Просто отоспаться, покупаться и позагорать, а потом двигаться в Абхазию, где планировали провести оставшееся время отпуска. В Абхазии я был ровно десять лет назад, и меня привлекало там чистейшее море и спокойствие. Кроме этого, мы хотели съездить на озеро Рица (на котором я не был) и попасть в Новоафонскую пещеру (входящую в десятку крупнейших подземных полостей мира). В 50 км по дороге от Джубги в сторону Новороссийска, на тупиковом ответвлении была расположена деревня Бэтта, куда нам насоветовали ехать по тем же причинам — из-за чистого моря и спокойствия, царящего в небольшой деревушке. По дороге мы ехали и все ждали, когда же, наконец, появится море? Но море все не появлялось и не появлялось. Увидели мы его уже в пяти километрах от Бэтты, да и то в случайном прогале густой растительности. Ровно в полдень мы были там. На одометре было 7 100 километров.

Вот оно — Черное море…

Снять жилье — не проблема. Мой совет — не вестись на уговоры завлекал на трассе (хотя многие из них — простые люди, сдающие жилье), а просто свернуть в частный сектор подальше от главной дороги и зайти в пяток понравившихся домов и сравнить предложения. Там буквально все живут за счет туристов и на калитке каждого дома есть вывеска «есть места», «мест нет». Так как мы приехали уже в сентябре, то желающих сдать было куда больше, чем желающих снять, и на этом рынке мы имели преимущество. Мы сняли вполне приличную комнату в 200-х метрах от моря на два дня за 250 руб./чел. в день. Мы рассчитывали на цену в 300-350 рублей. Думаю, если бы мы решили остановиться хотя бы на пять дней, можно было спокойно скинуть цену до 200 рублей. Я торговаться не стал. Загнали машину, стаскали вещи и улеглись спать.

Мы сильно устали и проспали почти до вечера. Встали и пошли на море. Дул сильный ветер, на море были барашки, вода нам показалась холодной, хотя по уверениям местных ее температура составляла 25 градусов. Вранье! Купаться было откровенно холодно. Мы пошли домой. Решили снова забатонится.

Утром встали и пошли на море. Та же картина. Купаться не стали, чтобы не простыть. Звонил маме, она в этот день купалась в Обском. Че за херня? Я готов был надевать здесь куртку, потому что ветер реально пронизывал. Солнца почти не было из-за облаков. На улице днем 22 градуса! Решили посмотреть прогноз погоды по всему побережью. 3G-модем в дороге (у нас был «МТС») — милое дело. Всего лишь 170 рублей за 100 мегабайт трафика и Интернет всю дорогу под рукой. Картина с погодой была безрадостной. В Сочи и Адлере следующие два дня должно быть солнечно и тепло, а потом три дня облака и дожди. Примерно то же самое и в Абхазии, и на севере (в Геленджике и Новороссийске). Мы приуныли. Весь день просидели дома. К вечеру еще раз сходили на море, постояли и пошли спать. По пути зашли в магазин. Цены конские! Еще и умудрились обсчитать. Купили лаваш, 300 грамм печенья и молоко. Сказали: 210 рублей. Я отдал не задумываясь так как отвык от такого. По пути мы насчитали всего 120 рублей, если предположить цену лаваша равную 30 рублям (не знали, сколько он точно стоит стоит). Возвращаться не стали. Осадочек остался.

На следующий день немногое изменилось. Жарило солнце, но по-прежнему с моря дул холодный пронизывающий ветер. Марина сбегала до моря и сказала, что вода не айс (то есть, наоборот, — айс). Собрались и поехали на юг. Дорога от Джубги до Бэтты, кстати, не очень, тянет на «3+» максимум, повсюду обгон запрещен и колея, видели всего одну засаду.

В Джубге сменил масло. Местный тимуровец залил мне 2,5 литра в движок и сказал, что уровень «между рисками». Не стал ничего ему говорить, просто выехал и вылил еще 1100 мл, так как точно знаю, что до верхней риски в 2NZ-те помещается 3,6 л.

Дорога Джубга — Сочи идет по жесткому серпантину. Здесь встречаются живописные развороты на 270 градусов в сочетании с 30º спуском. Но все еле плетутся, и насладиться дорогой не получалось. Решил на обратном пути проехать этот участок глубокой ночью. Я боялся, что может закипеть движок, так как видел множество машин с открытыми капотами. Моя ситуация осложнялась еще тем, что на приборке фунтика нет стрелки с температурой, есть только лампочка которая горит синим, если движок холодный, и красным — если горячий (только на сколько горячий? Не поздно ли будет лить баржом, когда она загорится?). Какой японский недоумок только это придумал? Конечно, дома перед поездкой я снимал и промывал радиатор и сменил антифриз, но все-таки по дороге подгонялся за это и когда ехал в гору всегда на полную включал печку.

Климат менялся существенно. Уже в Лазаревском была совсем иная погода. Въехали в субтропики как-никак! Жарило солнце, и ветра почти не было. Мы остановились и пошли купаться. Море — теплое. Надо было сразу валить оттуда! Казалось бы — 100 километров южнее. Решили двигаться максимально на юг. Только часам к шести добрались до Сочи. Вокруг Сочи построена новая двухполосная объездная дорога, с шестью тоннелями, местами по нескольку километров. Две полосы — что-то слабенько. Кто-то чуток вотрется — и все встали. Объехать не будет возможности. На каждом четвертом столбе (!) в буквальном смысле висит камера! Не заезжайте за сплошную линию и не превышайте скорость. Хотя превысить скорость там сложно — дорога узкая и извилистая. 30 минут — и мы уже в Адлере. По дороге на горе Ахун виднелась обзорная башня. Я читал про нее, что в хорошую погоду оттуда просматривается побережье на сотни километров, но своротка на нее мы так и не увидели и, так как уже темнело, искать не стали. Подумывали остаться переночевать в Адлере и уже по светлу ехать через границу. Сунулись в частный сектор. Выбор просто безграничный. Нам предложили вполне приличную комнату (с кондером!) за 500 рублей (за двоих), и мы уже готовы были остановиться там, но когда хозяйка узнала, что мы хотим завтра валить — задрала ценник до 700 и, вдобавок, сказала, что, если вы хотите ехать в Абхазию, то лучше ехать сейчас без пробок. Короче, мы не стали останавливаться и поехали.

По дороге встретился гипермаркет «Магнит», и мы заехали в него пополнить запасы провианта. Выбор приличный, но цены выше тех, к которым мы привыкли. К границе подкатили в 10 часов вечера.

Глава VI. Абхазия (12.09.2010 — 15.09.2010)

Граница проходит по реке Псоу. Наш пост на этой стороне, формальный абхазский — на той. Очереди не было. Передо мной стояло всего три машины. Порядок такой, что водитель с машиной проезжает отдельно, остальные идут пешком и там встречаются. На границе у нас не работали телефоны («Мегафон», «Теле2»)

Процедура прохождения границы у нас заняла 20 минут. Из доков потребовались только паспорт и свидетельство о регистрации на машину. Все довольно мудрено — здесь паспортный контроль, там транспортный контроль, там досмотр багажа… постоянно надо проезжать вперед, от машины не отойдешь. Могли бы сделать все в одно окно. В вещах не рылись, попросили открыть багажник, спросили про оружие и наркоту. Ответ, что ничего такого при себе нет, их устроил.

Переехали речку…и началось. Сюда дай, туда дай. Марина пока переходила, оформила на нас страховку жизни (вроде как обязательно) — это стоило по 250 рублей с человека. По идее она действует, если едешь более чем на три дня. Страховка же на три дня стоила 30 рублей, но у них были только такие. С меня взяли «за постановку машины на временный учет» 150 рублей — выдали листочек, с которым только в туалет сходить и записали ручкой у себе в тетрадке, что я въехал. Также надо было оформить местное ОСАГО. Спросил, сколько, сказали 700. Сажусь в машину читаю — написано на полисе «200 рублей». Меня это выбесило и я вернулся к окну. За мной уже стоят машины и сигналят (дорога в одну полосу с ограждениями). Подхожу, говорю: «Какого тут написано 200, а я заплатил 700»? Он говорит — это на три дня 200 стоит, а на месяц — 700. Тебе для отчетности надо или че? Говорю — да. Он просто так берет ручкой и исправляет пропечатанную сумму и сует мне лист обратно. Думаю — ну, дела. Не стал спорить с этим ублюдком — свои нервы дороже. Тем более, что сзади уже водители нервничали немного. Итого проезд в Абхазию встал нам в кругленькую сумму — почти 1 500 рублей! На форумах писали, что в прошлом году «вкруг» отдавали около 500.

Ну ладно, сели в машину и поехали, надеясь компенсировать все это дешевизной жилья и фруктов. Заезжаем в Гагры уже в 11 вечера. Город засыпает. Мы пытаемся найти где переночевать. Либо никто не открывает, либо заламывают ценник 300-350 рублей за человека. Пытаюсь объяснить им, что мы ехали сюда не за такой ценой и что дешевле было снять жилье в Адлере, на что мне дерзко отвечали — ну и езжайте в Адлер и закрывали дверь. Я был взбешен. Мы объехали несколько кварталов и всюду все было также. На форумах я читал множество комментов о том, что не проблема снять жилье по 100-150 рублей с человека и рассчитывал на это. Бесило даже больше отношение к нам, приезжим туристам, тем, кто приносит в их экономику львиную долю всех доходов. Абхазцы, где ваше былое гостеприимство? Или деньги вас совсем разложили?

Решили, что, возможно, дело в том, что Гагры — самый мажорный курорт и самый первый от границы и двинулись дальше. Въехали в какую-то деревеньку и увидели свет в окне. Остановились, поговорили с хозяйкой. Она была куда более приветливой, чем все, с кем мне довелось общаться «за границей» до этого. Договорились на 500 рублей и заночевали. На утро предложила нам кофе, срезала с собой в дорогу винограда (никогда не ел такого винограда!) и груш из своего сада. Спасибо Вам! Настроение немного улучшилось.

Жарило солнце, и мы решили доехать до озера Рица, а потом проехать еще дальше по побережью и остановиться на 3-4 дня там. Вообще, по Абхазии идет одна дорога практически по побережью и есть небольшие своротки с нее в горы. Побережье более равнинное, чем это было на российской стороне, где скалы врезались в море. Самым длинным своротком (около 50 км) был как раз свороток на озеро Рица. Это высокогорное озеро — расположено на высоте километра над уровнем моря. Дорога шла сначала вдоль реки, потом начался довольно крутой затяжной подъем. Проехав 20 километров от основной дороги, мы уперлись в шлагбаум — оказывается, озеро находится на территории «Рицинского парка» и посещение его платное. Отдали 20 рублей за машину и по 250 рублей за человека (!). В прошлом году, судя по отзывам, было в разы дешевле! До озера было еще несколько достопримечательностей.

Первая из них — водопад Девичьи слезы — небольшие струйки воды капали прямо с горы на протяжении десятков метров, далее был аналогичный «водопад» Мужские слезы и Голубое озеро — небольшое по своей площади и неглубокое, но с водой насыщенного синего цвета. Довольно красиво. Но запомнилось оно нам не этим.

Водопад «Девичьи слезы».

Увидев, как все фотаются около озера слева, и припаркованные машины у обочины — справа, я ничего не подозревая, встал прямо за ними. Взяли фотик и пошли фотографироваться. Вдруг подъезжает машина ГАИ и в матюгальник называет несколько машин прямо по регионам. Подхожу. Говорят: видел знак? Говорю: нет. Он: читай. Суют местный КОАП. «Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, остановки, стоянки.» Штраф: от 10 до 30 МРОТ (от 600 до 1800 руб.). Ох, лучше бы я почитал их дома (http://abhazia.com/book11-137.html) я просто в ахуе от таких тарифов! Когда я гуглил инфу про Абхазию, многие говорили, что здесь нет ментов, нет правил и нет штрафов. Новые правила вступили в силу этим летом! Говорю: а где был установлен знак? Показывает. На этот раз иду смотреть. Действительно, метрах в 300 до этого стоял знак с табличкой действия 650 метров. Но до этого знака три километра была сплошная линия, и вставать тоже было нельзя, а после этого места — въезд в тоннель! Нам что, по их мнению, чтобы остановится по правилам надо было топать 3 километра? Делать нечего, надо отдавать деньги на месте, иначе заберут права (забирают за любое нарушение) и вызволить я их смогу только в местном ГАИ после уплаты штрафа! (дикая страна = дикие законы). Кстати, если бы не подошел к машине могли бы запросто скрутить номера. Спрашиваю — даю тебе на месте минималку? Давай! Пытался сделать это незаметно для других, но он просто выхватил у меня деньги и отдал права! Отдал шесть соток за остановку в неположенном месте! Охренеть! Коррупция здесь просто процветает. Спросил его — может ли моя машина постоять здесь еще 10 минут? Может — сказал он. Сделали свои, ставшие «золотыми», снимки и покатили дальше. Я был снова вне себя.

Около следующей достопримечательности, названной «каменным мешком» мы останавливаться уже не стали (хоть знаков я не видел). Дорога шла по узкому ущелью шириной метров 50-100. Справа и слева нависали карнизы метров по триста. Это и был Каменный мешок. Конечно, очень красиво, но тогда я думал совсем не об этом!

Каменный мешок.

Добрались до Рицы. Висит знак «Остановка запрещена». Гы. Плавали-знаем. Вот и машина ДПС пасется за поворотом. Едем дальше. Упираемся в стоянку. Выходим. Подлетает тип и говорит: «Здесь платная стоянка». Говорю: «А где бесплатная? — Тут одна стоянка». Отдаю 50 рублей и идем. Вот нахер было акцентировать внимание на том, что ЗДЕСЬ стоянка платная? На озеро смотреть желания не было. Настроение сплошным царившим хамством было испорчено еще надолго. Хоть бы коровье дерьмо убирали с дорожек, раз гребут такое бабло. Прогулялись вокруг озера. Мне его описывали, так как будто это чудо света какое-то: «Божественно! Великолепно!» А по мне так озеро и озеро, каких миллион на Алтае, с такой же синей водичкой, как мы видели до этого! На дне только виднеются бутылки и пакеты. В общем — помойка. Не стоило это уплаченных в общей сложности 1 170 рублей.

Озеро Рица.

Валим обратно. Решили доехать до Гудауты и остановиться там. Снова называют ценники — 600 рублей непонятно за что! Едем дальше. Поселок Приморский. Это прямо за Гудаутой. Подходим к хозяйке — говорит: по 250. Уже лучше. Говорю — давай по 200 на три дня. Она запричитала, что тут постель стирать дороже выйдет. Она что курьером в столицу отправляет в прачечной постирать? В итоге сошлись на 200, но мы достали свой комплект постельного белья, взятого с собой и даже еще не распакованного. Мелких денег не было — отдали ей 1 500. 300 она нам, типа, была должна. Дом стоял прямо на шоссе. За домом проходила железная дорога, а прямо за железкой — море. От дома — 200 метров. Загнали машину, скинули шмотки и на море… Солнце жарило, море было спокойным и чистым. Вот такого отдыха я и хотел! Все неудачи последних суток на время забылись. Не вылезали из моря три часа, барахтаясь на небольших волнах! Немного уставшие, пошли в дом, когда уже солнце садилось. Поужинали — и спать.

На следующее утро встали в 10, позавтракали и собрались съездить в Новоафонскую пещеру. Небо частично было затянуто облаками. Мы подумали — как раз к вечеру разгонит. Пока, собрались, поехали, добрались только к 12. Снова всюду запрещенная парковка, платим сотку и за нашей машиной обещают присмотреть. Идем к пещере. Немного поплутали, но нашли. Было около часа дня. На кассе нас ждало тройное разочарование — во-первых, была длинная очередь, во-вторых, билеты оказались по 300 рублей — вдвое дешевле, чем в прошлом году, ну и в-третьих, без всякого предупреждения билеты в кассе выдали только на 15:20. Еще 2,5 часа мы были вынуждены слоняться без дела. Купили литр мандаринового сока за сотку и пошли в парк. Зависли там на часок на лавочке. Потом решили сходить оформить по местной симке, чтобы звонить в Россию. В Абхазии нет российских операторов сотовой связи, есть свои два. Звонки стоят примерно одинаково — по пять рублей за минуту на любой российский телефон. Все бы ничего, только минимум, за сколько можно было подключиться, был 300 рублей (200 на счет). Мы решили, что нам ни к чему час разговаривать с Россией в ближайшие два дня, пошли на почтамт неподалеку и позвонили домой по 8 рублей в минуту. Дешево и сердито. Кстати, мобильники ловили наши сети от границы с Абхазией на протяжении примерно 15 километров.

Заросли из банановых пальм.

Финиковые и другие пальмы.

Новоафонский мужской монастырь.

Сходили перекусили и пошли к пещере. Разрешение на съемку стоило еще 50 рублей. Никто не следит за этим — не платите деньги. В пещеру ведет тоннель, по которому ходит натуральное метро (правда, вагончики маленькие, раза в два меньшие обычных по всем измерениям). Ехать два километра. Слазим с паровоза. Сама пещера — супер. Там девять залов, но экскурсия была только по шести. Высота местами более 100 метров, свои реки и озера… просто потрясающе! На выходе нас ждет поезд, который вывозит нас на поверхность.

В Новоафонской пещере.

И еще.

Фрейд бы позавидовал).

«Слойка».

Идем к машине и едем домой. Небо все такое же — большую часть времени закрыто облаками. Не жарко, но мы все же идем купаться. Не так долго, как вчера, но час точно пробултыхались. Вода теплая. Идем домой. Готовим ужин и спать.

Утром становится совсем ненастно. Дует ветер, солнце не видно совсем. Кругом плывут злые грозовые облака. Так и есть. Полил дождь. Хозяйка сказала, что дождя тут не было три месяца. Весь день провели сидя под навесом или собирая пазлы у себя в комнате. Легли спать. Дождь лил всю ночь и весь следующий день без перерыва. Этот день прошел также как предыдущий. Море штормило. Легли спать, протупив весь день. Утром дождь прекратился, мы встали и пошли на пляж. За час насобирали ведро ракушек — рапанов, вынесенных штормом на берег. Пошли домой, собрались и решили ехать в Россию. Выехали ближе к обеду. Бабка внезапно потерялась и долг нам не вернула. Пришлось уезжать так. Поэтому пара советов касательно денег — имейте разменянные деньги. Лучше пачка полтосов, чем один рыжик. Также мы старались, чтобы с собой нала было 5-10 тысяч. Все остальное не карточках. 0,75% за обналичку в «Сбере» — не такая уж большая плата за сохранность денег.

За час доехали до границы и увидели жесткую пробку. Решили вернуться в Гагры и зависнуть там до вечера, пока она рассосется. Пошли на море. Выглянуло солнышко, но с моря дул ветер, сильный ветер. Волны были балла 3. Я решил искупаться. Марина тоже хотела залезть в воду, но я ее отговаривал. Я раньше купался в такой шторм и знаю, что это такое. Отговорить не сумел — полезла со мной. Марине вдруг стало страшно, и она направилась к берегу. Но выйти из воды не так то просто. Дождавшись небольшого затишья сказал ей — выходи бегом. У нее получилось. Потом призналась мне, что было жутковато ощущать, как тебя сносит отливом волны обратно и никак не можешь противостоять стихии. Я поплавал еще минут 10 и тоже вылез на берег. Пока мы еще часа два были на пляже, я видел только троих купающихся.

Барашки на море.

Вид на Гагры.

Пальмовая аллея.

В кафе.

Думаем, куда бы еще съездить.

Обсохли, посидели в кафе и думали, что делать дальше. Марина уболтала меня сгонять до Сухума — бабка сказала, что ей известно, что там светит солнце, а у нас была возможность в принципе зависнуть еще на денек в Абхазии. Поехали. Чуда не произошло — в Сухуми была такая же погода и также штормило. Сам город производит удручающее зрелище. Стены домов изрешечены пулями и снарядами, многоэтажки стоят с выбитыми стеклами, местами не жилые. Втарили сувениров и поехали обратно.

Подъехали к границе уже в 7 вечера. Очередь не только не уменьшилась, но даже стала больше. Встали последними. По мере продвижения к ее началу стали ясны причины такого медленного ее продвижения. В эту очередь непрерывно вклинивались лоховозы с туристами, шедшие по отдельной дороге без очереди, а также блатные. Насколько я понял, схема следующая: к тонированному «линкольну-навигатору», стоящему недалеко от шлагбаума, подъезжал мажорик, давал туда три рубля и устремлялся по встречке (там был отбойник между направлениями) прямо к границе. Встречные ему машины, идущие по всем правилам, только щемились от таких ублюдков в карманы, как могли. Услуга пользуется спросом! На одну простую машину приходилась пара блатных. То есть в день, по моим подсчетам, там собирается миллион, а то и больше левых рублей. Неплохой бизнес. Мы отстояли четыре часа и только в 11 были на той стороне. Машину смотрели также поверхностно. Пограничник спросил лишь — много ли вина набрали? Мы не брали ничего, и из спиртного у нас была только поллитра суздальской медовухи.

Я вздохнул с облегчением. Слава богу, мы в России! Абхазия, прощай! Вряд ли когда вернемся вновь!

Я показал вам Абхазию, такой, какой увидел. Суммировав мои ощущения от страны, сделаю неутешительное заключение — делать там нечего. Абхазия уже не такая, какой я ее знал до этого. Хамство и коррупция процветают. Оставив машину без присмотра даже в центре города у кафе на полчаса, вы рискуете с большой вероятностью остаться с разбитым стеклом и без ценных вещей — об этом нас предупреждали все, у кого мы останавливались, а также пограничники на въезде. Также не будет лишним упомянуть, что почти в каждом доме имеется один, а то и несколько калашей (народ мирный, но это так, на случай войны). Постоянное выкачивание денег за все — это современная Абхазия. Такое ощущение, что они живут последним сезоном, срубить больше сейчас — единственная цель у всех, кто связан с туристическим бизнесом, а таких там 99%. Абхазцы, кто поедет к вам еще раз после такого гостеприимства?

Еще несколько моих наблюдений. Ментов (ГАИ) в Абхазии много больше, чем в России (на единицу площади). Местных они не трогают, только россиян. Несколько раз замечал такую картину: мимо засады проносится пяток машин, из которых первые четыре с абхазскими номерами, а останавливают последнюю — с российскими. Оснащения ГАИ просто никакое. Всего лишь дважды я видел в руках у инспектора простой радар. Может, и скорость они меряют на глазок? Знаков и разметки в стране нет. Местные знают, где главная дорога и носятся как угорелые. Дороги. В принципе, асфальт сносный. Есть участки, где дорога не видела ремонта лет 20-30, но выбоин нет. От Сухуми на 50 километров к северу положили новый асфальт. Основная марка автомобилей — «Мерседес», такой их доли в автопарке я не видел больше нигде, причем довольно много свежих «C-шек» и «E-шек». ВАЗ — только на втором месте. Фрукты не дешевле, чем в «Ленте» в Новосибе. Хотя они растут прямо на улицах. Мы рвали гранаты в лесу, яблоки, груши, сливы, виноград, финики также растут повсеместно. Мандарины, апельсины, лимоны, киви, бананы и даже кофе были замечены на плантациях местных. Кофе и бананы вряд ли выспевают, но растут и плодоносят. Потрясает количество пальм — они повсюду. Их гораздо больше, чем в Сочи, где они встречаются только посаженными. Здесь они разрастаются сами.

Плодоносящая банановая пальма.

А так растут киви.

В общем, если вы хотите дешево отдохнуть на черноморском побережье, то Абхазия — не для вас. Если все же хотите ее посмотреть, — езжайте туда на туристическом автобусе. Во-первых, вы сэкономите кучу времени на границе (как оказалось, четыре часа — это еще быстро), во-вторых, не будете плутать по незнакомой стране (указателей нет вообще), в-третьих, заезды ко всем достопримечательностям будут хорошо организованными по времени и будут стоить вам дешевле, вы будете лишены общения с доблестными инспекторами ГАИ республика Абхазия, ну и можно будет отдохнуть от руля! Однодневная экскурсия из Сочи, с посещением озера Рица, пещер, Новоафонского монастыря и пляжа в Гаграх стоит порядка 1 500 рублей. Это — недорого!

Глава VII. Дорога домой (16.09.2010 — 19.09.2010).

Итак, в полночь, проходим Сочи и держим путь на Туапсе. Машин немного. Я наслаждаюсь дорогой. Асфальт хороший. Чудеса на виражах! Люблю дорожки, где надо рулить! В целом дороге Джубга — Адлер можно поставить 4+ балла. Скорость передвижения невысокая из-за постоянных серпантинов. Если поедете днем, то средняя скорость 50 км/ч — это максимум, на что можете рассчитывать из-за жуткой загруженности дороги. Ментов много. Они стоят в основном на самой вершине подъема и чикают только за встречку. Причем часто даже не за обгон, а просто достают из потока невнимательных, одним колесом заехавших на сплошную линию. Все с камерами без исключения. Я что туда, что обратно, всегда смотрел в оба и старался держаться поближе к обочине.

Глубокой ночью доехали до Туапсе, накачали матрас и забатонились в фунте. Проснулись уже после 11. Бабушка просила привезти пальму, и мы отправились в центр, чтобы купить ее. Помню, что когда я был в Сочи последний раз, они стоили копейки, но в этот раз мы не были там днем. Тщетные попытки найти ни к чему не приводили. Никто ничего не знает. В итоге купили какую-то непонятную траву за полтос в цветочном магазине — сказали через пять лет вырастет пальма из нее. На одной из улиц навстречу проехал белый «Краун-атлет» на местных номерах! Не ожидал увидеть здесь такую машину! Привет тебе, если читаешь! Кстати, праворульных машин в Краснодарском крае наибольший процент среди всех регионов европейской части РФ. Видимо, сказывается наличие морпорта. Погоды по-прежнему не было, и мы решили ехать домой. Было около 16 часов местного времени, когда мы выехали из Туапсе. На одометре было 8 150 километров.

Обратно мы решили ехать совсем по другой дороге, полностью исключив из маршрута злую и перегруженную трассу «Дон». Первоначальным нашим крупным ориентиром был город Волгоград, до которого мы намеривались доехать в этот же день. Мы точно знали о наличии нормальной прямой дороги, но в свежем атласе ее не было. Не было ее ни в яндекс-картах, ни в gps-нике, который специально достали для этой цели. Во всех атласах между населенными пунктами шли лишь второ- или даже третьестепенные дороги. Но то, что дорога есть, мы знали наверняка — про нее много пишут на форумах. Дорога должна была идти вдоль железки.

Мы нанесли примерный маршрут: Туапсе — Хадыженск — Апшеронск — Белореченск — Курганинск — Новокубанск — Новоалександровск — Красногвардейское — Песчанокопское — Сальск — Пролетарск — Котельниково — Октябрьский — Южный — Волгоград. В атласе лишь дорога Песчанокопское — Котельниково была обозначена как второстепенная, остальные дороги шли по полям. На самом деле — везде более чем приличные дороги, по крайней мере, гораздо лучшие, чем федералка в среднем, по которой мы ехали на море. Огромными преимуществами второстепенных дорог являлись практически полное отсутствие ментов и маленький трафик. Недостаток — мало указателей, мы часто останавливались и спрашивали дорогу у местных.

По Краснодарскому краю и республике Адыгея, а также Ростовской области дороги на твердые «4+», даже «проселочные» укатаны шикарным асфальтов, лежащим, видимо, еще с советских времен и сохранившиеся до сих пор в великолепном состоянии. Единственный щебеночный участок из всего этого был на перевале перед Хадыженском (6 км) — сущий пустяк.

В Волгоград въехали часа в два ночи, проехали через весь город (килметров 50). Все довольно просто по указателям. Нужно свернуть всего дважды. Дорог в Волгораде, да и в области просто нет. Не знаю, с чем это сравнить! В Дубовке, что в 100 км за Волгоградом, забатонились на пару часов прямо на передних сиденьях и в 7 утра двинулись дальше.

Маршрут мы проложили по следующим ориентирам: Саратов — Сызрань — Самара — Уфа — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск. До вечера запланировали доехать до Уфы, где у меня живут родственники, чтобы там переночевать.

До конца Волгоградской области был конченый асфальт. Реально было ехать не больше 100, и то местами. Второй раз за всю поездку словил добрую яму, на которой пробило стойку. Дорогам Волгоградской области ставим «3-« и наконец-то въезжаем в область Саратовскую, где дороги на уровне. Где-то в тех краях видим горы арбузов у дороги. Остнавливаемся. Три рубля килограмм. Берем пяток. Протягиваю сотку. Он мне еще хотел дать сдачу, но я сказал, чтобы оставил. Он все же всучил еще один арбуз. В сибе арбузы были по 18 рублей к нашему приезду! Нехилая разница. А про качество сибовских и говорить нечего! Более чем за тысячу километров от Туапсе до Саратовской области насчитали всего лишь четыре ментовские засады! Хороший показатель!

В Саратовской области дороги хорошие, но много ментов. Приходится сбавлять скорость и ехать 110/80. Десяток экипажей насчитали только на одной саратовской объездной, еще столько же — по всей оставшейся Саратовской области.

За Саратовом были указатели «Самара — прямо», «Сызрань — налево», мы, ошибочно думая, что М-5 — четырехполоска, решили поскорее выскочить на нее и поехали на Сызрань. Это была наша еще одна и последняя ошибка в дороге. Дорога до Сызрани разная. Где-то можно вваливать, сколько позволяет совесть, а где-то дорога, прямо сказать, не очень. Пейзажи офигенные — небольшие горы белого цвета. Белая растительность, уходящие в стороны белые проселочные дороги. Оказывается, это жемчужина Поволжья — край меловых гор.

Меловые горы Поволжья.

Перед Сызранью сворачиваем по свежим указателям на Самару, но, проехав 10 километров, упираемся в тупик — объездная не достроена. Возвращаемся и едем через город. Все довольно понятно по указателям, но дороги в городе раздолбанные поэтому все плетутся. Только через час проезжаем город и выскакиваем на М-5. Нашему разочарованию нет предела. М-5 не только двухполосная, но и перегруженная. Спасибо фурам, которые максимально сдвигаются вправо, пуская ехать по середке. Так как щемятся с обеих сторон, то это помогает слабо.

Доезжаем до Жигулевска, где надо будет перебраться через Волгу. Если после Саратова мы видели всего лишь три засады, то здесь на небольшом клочке их было целых четыре. Обгон запрещен почти повсеместно, все плетутся. Упираемся в «Камаз», который под гору (!) едет 10 км/ч. За рулем была Марина. Командую обходить по обочине. Все четко сделано, едем дальше. Опять такой же тупой и сплошная одинарная линия. Можно протиснуться слева, не заехав за сплошную линию. Так и делаем — до линии 20 сантимов, до фуры — столько же. Впереди — ментовская засада. Нас не трогают, а следующую машину тормозят. Фуры — явная подстава, уверен на 100%, что им приплачивают. Почему нас не тормознули? Наверное, потому что все снимают на камеру и у них без спорных ситуаций хватает клиентов, хотя могли бы вполне сослаться на то, что одинарная линия разметки говорит о том, что тут один ряд в каждую сторону, бла-бла-бла… Это они умеют. Может, конечно, сыграло роль, что за рулем была девушка и машинка была довольно диковинного для тех краев вида. Переезжаем через Волгу и идем на Самару. Слева остается Тольятти — город «приор». Других машин здесь практически нет. Если не «приора», то «калина». Народ косится на фунта. Здесь таких машин просто нет.

«Тольятти — Самара» — неплохой четырехполосный автобан. Едем 130, как и все. В районе Самары довольно много развязок, дороги сносные — на 4 балла. Столько же можно поставить и всему участку Саратов — Самара.

Берем курс на Уфу. Уже вечереет. После Самары трафик плотный, но через 50 километров становится свободно. За всю Самарскую и Оренбургскую области ментов замечено всего лишь несколько экипажей. Места пустынные, крупных городов нет. Я мысленно предвкушаю Башкирию, памятуя о прошлой поездке. И вот она начинается. Я еще более внимателен. Смотрю по сторонам. Ментов нет. Вообще нет. Дороги, кстати, в Башкирии зачетные. Много что изменилось в положительную сторону с прошлой поездки. Где висел знак «обгон запрещен» с табличкой «зона действия 15 км», сейчас две полосы в нашу сторону, где был убитый асфальт — положили новый. Ехать приятно. За всю Башкирию увидел всего лишь одну засаду! Доехали до места ровно в полночь по местному времени, и после душа уснули как убитые. Проснулись только в три часа дня. Трассе «Самара — Уфа» ставим 4+ балла. На одометре 10 300 километров.

Встреча с родными, шашлыки на даче, банька. В 10 вечера прощаемся и заезжаем на часок еще к моей сестре.

Выезжаем из Уфы в полночь. Дорога просто великолепная. Увязываюсь за парой машин с курганскими номерами, и летим всю дорогу 130. Вместе весело шагать по просторам… С обгонами нет никаких проблем. Дорога местами трехполосная, обгон запрещен только там где это действительно опасно. Просто небо и земля с тем, что было три года назад. Также порадовали дороги в Челябинской области до Уфы. Дороге «Уфа — Челябинск» твердые 5 баллов. Без малого 400 километров пролетели за три часа. Ментовских засад не было замечено вообще. За самой Уфой лишь видел пяток сине-белых возвращавшихся с дневного дежурства. Башкирия, ты меня удивляешь! Исключаю тебя из черного списка!

За 50 километров до Челябинска начинается лютая четырехполоска. Много камер, фиксирующих скорость, но мы едем в режиме 110/80.

В прошлой поездке мы поехали по объездной, объехав 3/4 города. И хоть объездная была хорошая, быстрее и намного короче было бы ехать по городу. Ориентироваться проще простого — всегда прямо и лишь в одном месте нужно свернуть по указателю на Курган. 30 минут — и мы выезжаем из города. Начинаются бескрайние степи и поля, дорога перестала петлять средь холмов и просматривается на десятки километров; «марковники», «крауны», «бэчеры» летят навстречу… и, хотя до дома остается порядком, во всем чувствуется, что мы уже на родине.

Еще 250 километров — и мы на Курганской объездной. Дороге «Челябинск — Курган» ставим 4 балла, можно ехать 130 почти везде, но асфальт местами староват, ментов замечено не было. Две засады — но уже на курганской объездной. Незадолго до Кургана, когда стало светать, Марина села за руль, а я пытался поспать (она спала до этого).

Едем до Макушино (дороге 4 балла, ментов нет) и уходим на Ишим. Дорога в целом отличная, новая. Есть один участок, но его делают. Думаю, к следующей осени этот последний 30-километровый участок вкатают свежим асфальтом и вся трасса, наконец, станет образцовой. Вспоминая нашу прошлую поездку — половина этой дороги была в ужасном состоянии, многие километры вообще шла гравийка, а строящиеся участки объезжали по полю. И все из-за чего? Все это из-за того, что 200-километровый кусок М-51 остался в Казахстане, а местные власти относятся к российским водителям примерно так же, как в Абхазии — как к дойным коровам. А могли бы честно зарабатывать на придорожном сервисе, открыв границу для транзита. Ну ладно, мне этого не понять.

Дорога «Ишим — Омск» в обратном направлении тянет на 4 балла, если исключить 30-километровый участок сразу за Ишимом. Ментов — несколько экипажей. За 200 километров до Омска, наконец-то Марина признается, что устала ехать, и я сажусь за руль. Омская область не порадовала количеством ментовских засад. Причем клиентов у них хватает! На одной засаде мент побрезговал «крузаком», влезшим со встречки прямо передо мной, потому что на обочине уже и так стоял десяток машин за обгон под знак. Объездная Омска — везде ограничения «40» или «50» и обгон запрещен. Строительства не видно. Насчитал с десяток экипажей.

Выезжаем из Омска, и остается финишная прямая длиной в 650 километров. Особенно комментировать трассу не буду — 5 баллов, скорость всегда 130 и ни одной засады. В 23 с копейками мы были дома! На одометре 12 350 километров.

Глава VIII. Заключение

В целом, я доволен поездкой! Хотя погода на море могла бы быть более приятной.

Делаем основной вывод: если все грамотно рассчитать и нигде не тупить, то с Сиба до Черного моря более чем реально в четыре руки долететь менее чем за двое суток. Мы ехали ровно 50 часов (4 200 километров), но мы ехали впервые, у нас была возможность срезать по дороге Саратов — Самара, а также не плутать по Ставрополью, — зная дорогу, ехать наверняка. Думаю, если получше зашарить маршрут и оптимизировать его, то он составит около 4 000 километров, причем все время по кайфовой дороге, без фур, ментов и т.п. Еще надо учесть то, на чем мы ехали — фунтик совсем не тянет на машину класса «Gran Turismo». За такое же время реально добраться и до Питера.

Сделаю еще ряд замечаний: самые хорошие транзитные дороги: трасса Новосиб — Омск, трасса Москва — Ростов, вся Башкирия, Татарстан, Саратовская область, Челябинская область, Ставрополье, Адыгея, Ростовская область, Краснодарский край, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Самые конченые дороги: Волгоградская область и Пермский край. В целом, ездить можно и нужно!

Больше всего ментов в Ростовской области, Краснодарском крае, Саратовской области, Свердловской области, Омской и Новосибирской областях, также, думаю, следует включить сюда Башкирию, поскольку там мы двигались только ночью и, по рассказам родственников, их по-прежнему много. Больше всего камер висит в Ростовской области, Краснодарском крае, Московской области и Москве, Ленинградской области и Питере, Тюменской области, Челябинской области и Башкирии. Самые злые менты — на юге: Ростовская область, Краснодарский край, а также Абхазия.

Самый дешевый газ в Омской и Челябинской областях (9 рублей), самый дорогой — на Черноморском побережье — 13,5 в Сочи и 15 рублей (!) в Абхазии. Газовых заправок за Уралом полно (гораздо больше, чем у нас). У меня сложилось впечатление, что их даже больше, чем бензиновых, потому что практически на всех бензиновых заправках есть колонка с газом. Средняя цена газа — 11,38 рублей за литр. Цена бензина обычно пропорциональна цене газа, но этот момент я не следил за ней за неактуальностью.

Праворуких машин в европейской части России немного. Больше всего их в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Ленобласти, в Москве и Московской области, практически нет в регионах Поволжья.

Легковых машин с сибирскими номерами за Уралом практически не встречается, (за рулем я всегда фильтрую регионы). За три недели видел, может, штук 30 таких машин. Видел на абхазской таможне едущую навстречу «приору», да в Саратовской области прошагал мне навстречу «фунтик» с 54 регионом. И все! три года назад было намного больше!

Если бы мне сейчас пришлось долететь с Сиба до Черного моря, я бы поехал по такому маршруту: Новосибирск — Омск (объездная) — Ишим — Бердюжье — Макушино — Курган (объездная) — Челябинск (через город) — Уфа (объездная) — Самара (через город) — Новокуйбышевск — Балаково — Саратов (через город) — Волгоград (через город) — Котельниково — Сальск — Новоалександровск — Курганинск — Белореченск — Хадыженск — Туапсе.

Если бы мне сейчас пришлось долететь с Сиба до Питера, я бы поехал по такому маршруту: Новосибирск — Омск (объездная) — Ишим — Бердюжье — Макушино — Курган (объездная) — Челябинск (через город) — Уфа (объездная) — Набережные Челны — Елабуга — Мамадыш — Казань (объездная) — Чебоксары — Нижний Новгород (объездная) — Владимир — Москва (МКАД) — Тверь (объездная) — Вышний Волочек — Великий Новгород (объездная) — Питер.

За всю дорогу я не был остановлен ни на одном посту (а их было несколько сотен), а также где-либо еще для проверки документов, притом, что большую часть пути проезжал ночью. Как я добился таких результатов? Ответьте сами себе на вопрос — кого интереснее остановить инспектору — грязного, в хлам тонированного «девятоса» в пацанских обвесах, с нечитаемыми номерами и мечущегося между рядами или спокойно едущего по всем правилам следом «фунтика»? Думаю, ответ очевиден. Самое главное, подъезжая к посту не дергаться и не метаться. Вами могут заинтересоваться, прежде всего, если заметят, что вы едете слишком быстро или слишком медленно. Нужно спокойно ехать с максимально разрешенной скоростью. Ни в коем случае не надо жаться к жопе предыдущей машине или шкериться в дальние ряды, если их несколько. Инспектор должен четко видеть, что вы не прячетесь от него, должен видеть ваши номера и то, что происходит в салоне. Едьте так, как будто по десять раз в день здесь проезжаете. Лучше всего смотреть на дорогу, делая вдумчивый вид. Ни в коем случае не надо смотреть на инспектора — если он это увидит, то может подумать, что вы боитесь, что он вас остановит. Желательно чтобы машина была чистой (особенно номера!) Имеет значение марка машины и ее номера. Если есть возможность — пустите под себя заблаговременно небольшой грузовичок или машину на транзитах, или тонированную машину, а лучше сразу несколько таких машин — их останавливают в первую очередь.

Во время движения часть функций должен брать на себя штурман — корректировка маршрута (он точно должен знать, где нужно свернуть или перестроиться) и информирование о знаках и ДПС. Лексикон штурман-водитель должен быть простым и ясным: «знак», «разметка», «отмена», «менты», «можно/нельзя» (обгонять), «город», «50», «посмотрим» (высунься к середине дороги, чтобы посмотреть, есть ли встречка), все остальное общение — другим тоном, как в обычной жизни.

Мне ли вас учить обгонять, но возможно информация для кого-то будет полезной. Самое главное — не надо жаться фуре к жопе! Нужно все рассчитать так, чтобы к моменту прогала во встречном потоке подойти к ней на максимально большей скорости, чем едет она. Если машина перед вами начала обгон, то можно выехать на середину дороги, чтобы самому посмотреть, что там твориться, находясь так сказать «под прикрытием» и далее действовать по обстоятельствам. Нужно использовать дополнительные полосы на перекрестках: за 200 метров вполне можно не выезжая на встречку и не нарушая никаких правил, обойти по второй полосе справа несколько фур.

Думаю, не лишним будет сказать, что в случае если тебя кто-либо (менты в том числе) спрашивает, куда и с кем ты едешь, отвечать, что едешь тут недалеко (называть какой-нибудь городок, заранее заготовленный в голове), к родственникам тремя машинами! Менты вполне могут быть заодно с бандитами и сливать им инфу.

Не скрою, мне было немного ссыкатно ехать вдвоем с девушкой за тридевять земель. Основные моменты, которых я подгонялся — бандиты, ДПС (лишение прав за дело или неприкрытое вымогательство у едущих с деньгами на море людей), ДТП, поломка машины. Не то что я боялся всего этого, но точно опасался, моделировал ситуации еще до поездки и думал, что будем делать, если случится какая-то из этих неприятностей, поскольку в критической ситуации надо было бы рассчитывать только на себя, действовать быстро и четко. Я бы чувствовал себя безопаснее, если имел с собой волыну (пусть даже травматик) и видеорегистратор. Также полезные, видимо, в дороге приколюхи — это радар-детектор и автонавигатор (бучный GPS-ник не удобен). У меня ничего этого не было.

Все, что в дороге я делал с машиной — это поменял масло и починил жгутом небольшую дырочку в колесе. Фунтик, спасибо тебе, что не подвел! Делаем вывод — японская машина = надежная машина.

И сухие цифры

Итого за поездку со всеми объездами, затупами, своротками проехали 12 350 км.

Сожжено 1 108 литров газа и 33 литра бензина. Средний расход фунтика со всеми отжигами, затупами, прогревами и ночевками в заведенной машине, составил 9,23 литра на 100 км или 1,17 руб. на километр пробега.

Истрачено 40 600 рублей. В том числе на топливо — 13 300, гостиницы — 5500, сувениры — 2 500, еда — 8 500, развлечения и экскурсии — 4 000, связь — 1 300, прочее — 5 800 (из них — в фонд поддержки ГИБДД 2 600 руб., поборы на абхазской границе — 1 500 руб.)

Совет напоследок: если ваша цель провести отпуск активно отдыхая, то оставьте последний его день на отдых от отдыха! Это время нужно на то, чтобы отоспаться, встретиться с друзьями, сделать какие-то сверхсрочные дела по приезду. В понедельник мы оба не пошли на работу :).

Удачи всем на дорогах и в жизни, ни гвоздя вам, ни жезла и особенное спасибо тем, кто осилил мой рассказ целиком! Если есть вопросы, обязательно отвечу!