|
Машина мирно дремлет себе на стоянке, вывозя нас только по выходным в город и на природу. Грустно все, отпуск мне дали только в сентябре. Погода в Алма-Ате какая-то противная, мысли поехать по окрестностям гоню от себя прочь. Просто буду сидеть дома в четырех стенах. Конечно, маршрут к морю уже неоднократно прикидывался и просчитывался по затратам, да и более того, был пройден ранее полностью или частично. Но что делать на море в сентябре? Помочить ноги? Позагорать? Деньги на ветер. Да, есть форумчане, которые пишут про бархатный сезон, про купания, но это же суровые сибирские мужики, которым и на Иссык-Куле вода горячая. Еще и отец присылает смс-ки, что в Краснодаре стоит жара… и бабушка с дедушкой еще не разу не видели правнука… да и живем один раз и киснуть дома совершенно не хочется. Гоню машину к Денису, механику, который за ней следит, думаю, ну сейчас-то он мне там как насчитает по ходовке, по тому, по сему, что все раздумья сами отпадут. А он мне так уверенно: «Все нормально, доедете».
Вопрос решен. Сборы занимают один день и в пять утра в путь.
Экипаж
Виталий, Жанна, обоим по 28 лет, и сын Илюша, почти 2 года.
Машина Toyota Mark II, 1997 года, 2,5 л в 100-м кузове.
Сразу оговорюсь, есть немало интересных мест, куда мы не заехали, Случайно или намеренно. Причины были самые разные от отсутствия времени-денег, до отсутствия терпения у ребенка. Но это хорошо, потому что уже сейчас спустя пару недель есть интерес поехать еще раз и будет что посмотреть. Перед самой поездкой фотоаппарат отказался сотрудничать с нами, поэтому на видеокамеру были возложены дополнительные обязанности по фотографированию.
День первый
Просто едем. Собственно ясно одно, что выехали 6-го сентября и пока ясно, что на месте отдыха хорошая погода, то желательно туда приехать пораньше. Поэтому поспешаем, стараемся не отвлекаться на природу и прочее, города пытаемся проходить по объездным. По дороге до Балхаша становится ясно, что Илья отвык от долгой дороги, объелся, обпился и нещадно блюет. Пакетики быстро кончаются, терпение жены борющейся с катаклизмом на заднем сиденье — тоже. Еще и папа как-то долго вливается в трассовый режим. Но после Балхаша проблема прекращается сама собой и больше о себе не напоминает. В Балхаше завтрак и летим дальше. Караганда — обед, Астана впервые по объездной без плутания по городу и так почти до Кокшетау (Кокчетав), там, бегло оглядевшись, находим небольшой мотельчик в 14 км от поворота в сам город, оборудованный в бывшем посту ГАИ, где вполне комфортно и недорого (3 500 тг.) проводим ночь.
Дорога первого дня занимательна тем, что начинается не слишком хорошим 200-километровым участком в 120 км от Алма-Аты на Куртах и заканчивается идеальным шестиполосным автобаном с указателями на зеленом фоне от Астаны до Кокшетау, по которому согласно казахстанских правил разрешено ехать 140 км/ч. В прошлые поездки все это великолепие находилось в той или иной стадии строительства, но конечный результат превзошел все ожидания. Я понял, как должна выглядеть трасса, на которой я не смогу превышать установленную скорость. Ненаказуемых 150-ти км/ч мне вполне достаточно, а дальнейший разгон дает уже незначительный выигрыш во времени при значительном росте расхода топлива. За день пройдено чуть более 1 500 км.
День второй
Вполне бодрые мы стартуем с утра пораньше. Задача пройти таможню как можно скорее. Проходим таможню через Петухово, с удивлением обнаруживаю отсутствие очереди. Паркуюсь, спрашиваю у пограничника, что да как, он мне: «Страхуйся, да заезжай». По-быстрому страхуюсь, отдаю за месяц 1 700 рублей, при этом выясняю, что можно застраховаться по мощности в л. с. или в киловаттах, т.к. обе они указаны в техпаспорте, получается, что лошади дороже, выбираю киловатты. Казахскую таможню прохожу с беглым досмотром и паспортным контролем минут за 15. На российской приходится заполнить таможенные декларации на всех трех пассажиров, но все это занимает тоже не много времени, таким образом, прохожу таможню примерно за полчаса. Это рекорд.
Обязательств на вывоз автомобиля, которое занимало основное время, больше заполнять не нужно. Там же знакомлюсь с отцом с сыном, которые едут на ПМЖ в Питер и гонят старенького «Фольксвагена», как они мне сказали, теперь за него не нужно платить таможню, и вроде бы на таможне никто не был против их проезда. Порадовавшись, что хоть какая-то реальная польза от таможенного союза есть едем дальше. Задача — добраться до Татарстана, где нас ждут друзья.
Едем поспешая, любуемся природой, дорога ничего особенного из себя не представляет, в сторону Кургана колдобистая, дальше чуть получше. Помня рассказы форумчан об ужасном ремонте моста в г. Сим, пытаемся обойти этот участок через мелкие населенные пункты. Надо сказать, что в дорогу я попросил на время навигатор у своего друга, который он мне дал, честно предупредив, что карты по Казахстану нормальные, а по России он не знает, и лучше скачать посвежее. Времени и желания возиться со скачивание и разбираться с картами у меня не было, поэтому поехали с теми, что были. Сразу после границы Казахстана стало ясно, что навигатор тут сам не местный и постоянно теряется. Окончательно утвердившись, что это далеко не самый необходимый в дороге прибор, с покупкой которого можно и подождать, продолжили ориентироваться по карте, лишь изредка поглядывая на порой просыпавшийся и норовивший послать нас не в ту сторону прибор.
Сразу при съезде с трассы не доезжая до Сима, стало ясно, что ориентироваться по карте без дорожных указателей невозможно, а сами местные жители не часто выбираются из своих поселков. Не тратя время на блуждания, развернулись, вернулись на трассу и вскоре добрались до полностью открытого и отремонтированного моста через р. Сим. Никаких ограничений. Невольно подумалось, что если в обычных условия на ремонт такого маленького моста уходит несколько лет, то что же будет если его разрушат враги? Уральские горы с их серпантинами больше не представляли для меня никаких проблем, мощности двигателя хватало, привычка ездить в горах и предгорьях у меня есть. Конечно, не радовали плетущиеся фуры, но приходилось мириться.
Где-то посреди гор меня остановили местные гиббоны. На фотографии была моя машина и скорость 132 км/ч. Надо сказать, редкое хамло и бездельники — эти уральские гаишники, собрав огромную очередь и не вылезая из машины целый день, они пишут протоколы, видимо, именно это и называется обеспечением безопасности, когда оштрафованный и потерявший кучу времени водитель наверстывает его, двигаясь еще быстрее. Останавливают преимущественно иностранцев, то ли потому, что они больше торопятся и быстрее едут, не зная, где спрятаны камеры, то ли потому, что с них безопаснее тянуть деньги, ведь им некогда жаловаться. Очень похоже, что не брезгуют и откровенными разводами. При мне были остановлены отец с сыном дальнобои на «американце» с казахскими номерами, которым пытались вменить обгон в запрещенном месте, при этом в грубой форме отказываясь дать им телефон доверия. После того как я без колебаний согласился свидетельствовать в пользу водителей, они были немедленно отпущены. Уверен, что при реально зафиксированном нарушении они бы так просто не отделались.
Потеря времени около получаса была досадной помехой, но мы продолжили свой путь. Уже ближе к ночи, стараясь держаться за спонсорами, мы добрались до Татарстана, немного поплутав, нашли дом наших друзей. Нас уже ждали, после отличного ужина мы просто мгновенно отключились.
День третий
После двух дней пути сил на ранний подъем уже не было. Выспавшись, позавтракав и недолго прособиравшись, мы тронулись дальше. В дорогу друзья нам дали симку местного оператора связи, и у нас наконец появилась связь с родственниками. (до этого мы проходили большие города по объездной, а до такой цивилизации, когда симку можно купить на каждом углу и в любом поселке дело пока не дошло). Дорога третьего дня показалась нам ужасно утомительной, дело было не в качестве дорожного покрытия, которое как раз таки оказалось сносным, а в огромном количестве фур, да и усталость двух дней пути, видимо, начала сказываться (прошли около 700 км).
По дороге нас дважды останавливали гаишники, одни понавешали целую кучу временных знаков и ловили на них, другие пользовались несоответствием знаков и разметки. Денег я им принципиально не даю. Нет, не потому, что такой правильный и никогда ничего не нарушаю, а просто потому, что считаю, что надо платить за услугу, а не просто так. Здесь же я за собой никакой вины не чувствовал, как и услуги с их стороны. Видимо, все понимали, что со мной можно долго и упорно спорить, доказывая свою весьма сомнительную правоту, когда мимо проезжают деньги, поэтому с гаишниками я вполне мирно расставался. Пройдя совсем небольшое расстояние, мы заночевали за Саратовом, на объездной. Так как мы ехали в седане и с нами был ребенок, то мы нуждались в более-менее цивилизованных условиях проживания, поэтому мы останавливались в мотелях. Стоит сказать, что разброс условий в разных регионах, а порой и в одном населенном пункте, очень велик. Мы старались уложиться в 1 000 рублей. Здесь же заехав в первый мотель («Оазис»), где жене нахамили, мы не захотели оставлять им свои кровные. Проехав пару сотен метров, заселились в абсолютно новый отель, с отличными номерами за 1 200 рублей, при этом в номере были две большие кровати, телевизор, душ и туалет.
На первом этаже нас вкусно покормили.
Вообще о кормежке в дороге. В этот раз меня поразил размер порций. Нет, абсолютно везде по России порции еды, что первого, что второго рассчитаны на девочку-подростка, которая мечтает стать моделью. Причем от стоимости еды это никак не зависит. В Казахстане с этим значительно лучше. Может быть, я, конечно, и люблю поесть и имею габариты чуть больше среднего, но ведь и по трассе ездят в основном мужики.
День четвертый
Проехали наш нелюбимый город Сызрань. По прошлым поездкам он произвел впечатление ничем не примечательного населенного пункта, с запутанной схемой дорожного движения и малоинформативными указателями. В этот раз указателей стало больше, но без расспросов местного водителя не обошлось. Так и не любим мы Сызрань.
Очень хотелось заехать в Волгоград, нравится мне этот город и в прошлые поездки я неизменно проходил его через центр. В этот раз, похоже, как-то изменилась организация движения, и мы ушли по какой-то объездной, лишь захватив кусочек окраины. Пошел дождь, желания плутать в чужом городе и мокнуть не возникло. Заезжать не стали. Заправившись на роснефтевской заправке и перекусив там же в кафе, мы порадовались наличию нормального туалета с горячей водой.
Дождь на трассе. Ничего страшного, если бы не одно но. Колеи. Дорога за Волгоградом ими просто изобиловала. Колеи, даже едва заметные, наполнились водой, моя летняя резина за первые дни пути уже явно подтерлась, указывая на невыставленную геометрию колес. Машина начала планировать. Противное ощущение, что корма начинает ехать быстрее морды машины и выбирать траекторию самостоятельно. К тому же машина отвратительно тормозит. В результате после моей попытки обгона разъезжались со встречной машиной через левую обочину. Обочина оказалась глинистой, и, чтобы выбраться на дорогу, машине пришлось слегка побарахтаться в грязи. Дождь проводил нас до самого Ростова.
Птицы летают в дождь… воробей, мерзкий звук об стекло на уровне лица. На стационарном посту, что около моста через р. Дон, попросили дать денег за не пристегнутых задних пассажиров, на что я вежливо отказался. С тем и разъехались, в дальнейшем пристегивались ближе к постам. За сегодня надо было доехать до бабушки, живущей в станице Брюховецкой под Краснодаром. Ближе к ночи и уже по темноте нам это удалось. Здесь очень выручила симка, данная нам друзьями, по указаниям дедушки мы доехали до самого дома.
У бабушки с дедушкой мы прожили два дня. Хорошо, природа, кошки, утки, куры, речка. Малышу очень понравилась вся эта живность. Два дня он питался практически одним виноградом, который растет во дворе, и в дом его было не просто загнать.
На третий день мы выдвинулись в Краснодар. Побыли два дня у моего отца и двоюродной бабушки, передохнули, собрались с мыслями, помыли машину.
На мойке забыл выключить кондиционер, разрядили аккумулятор, пришлось прикуривать, благо люди помогли.
Заменили масло в двигателе, заодно попросили посмотреть ходовку. Никаких проблем обнаружено не было. Единственное, что стало ясно, что летняя резина, похоже, доживает последний сезон, так как по правому краю стерлась значительно сильнее.
Моря
Хотелось не ограничиваться на море одним местом отдыха, а посмотреть разные варианты, проехав по побережью. Более того, очень хотелось посмотреть Азовское море. Было решено, сначала отправиться куда-нибудь в сторону Темрюка и Тамани и сориентироваться на месте, а оттуда двинуться по побережью Черного моря.
Довольно бегло проехав через поселки и станицы, оказались в Тамани. Поискали, где бы нам устроиться на отдых, как-то само собой получилось заехать в ст. Пересыпь. Где, как оказалось, множество частных гостиниц, в которых сдаются номера. Поинтересовавшись ценами, остановили выбор на одной из тех, что были ближе к морю. Номер стоил 1 100 рублей в сутки. Приличная комната, душ, туалет, машина на территории. Вокруг зелень, экзотические растения, типа китайского финика и киви.
Питаться мы ходили в соседний пансионат Азов, где есть вполне приличная столовая. Что можно сказать про поселок, главным образом он состоит из крутых особняков и частных гостиниц. Тихо, спокойно, сто метров до моря. Чистые пустынные пляжи, покрытые ракушками. Я читал про них, но как-то не верилось, все оказалось правдой.
До моря действительно было подать рукой. Мы пробыли в этом месте два дня. Погода была прохладная, а море неспокойное.
Разумеется, несмотря на это мы в воду залезли, но покупаться вдоволь было явно не реально, поэтому ограничились главным образом прогулками по берегу.
Целый день сидеть в номере или гулять по пляжу было не интересно, поэтому бегло глянув на карту, мы обнаружили, что совсем не далеко находится коса Чушка, которая с одной стороны омывается Черным, а с другой Азовским морем и до этого места рукой подать. Туда и выдвинулись. По дороге проезжали необъятные поля виноградников. Не удержавшись от соблазна остановились и купили винограда, прямо с поля.
Полюбовались окрестными видами. Проехали через населенные пункты с интересными названиями.
И доехали до поста у въезда на косу. Здесь долго интересовались нашими документами, унесли их на пост, проверили регистрацию, паспорта. Удивились, что мы заехали по удостоверению личности и, либо проверив нас по своим базам, либо просто потеряв к нам интерес, т.к. мы не выходили и машины и спокойно ждали разрешения проехать, нас отпустили.
Все же интересное место, эта коса. Пляжи там дикие и ракушки с азовской стороны особенно крупные.
С одной стороны абсолютно прозрачная и теплая вода, с другой стороны вода мутная и прохладная, волны. Прозрачное море Черное, мутное Азовское.
На другом берегу видна территория Украины, г. Керчь. Несмотря на украинские корни, переплывать пролив мы не собирались, но доехали до конца косы, где находится порт Кавказ. Убедились, что из-за глухих заборов нам ничего интересного не увидеть и повернули обратно. Сомнений в том, что Черное море теплее и нужно ехать к нему, не осталось, поэтому и направились к нему уже следующим утром. Решили проехать по побережью до Джубги, отдохнув в паре разных мест и от Джубги вернуться в Краснодар и домой.
Дорога по побережью оказалось более гладкой, чем по поселкам. Но сначала мы проехали через Тамань, посетили музей Лермонтова. Музей представляет собой пару домиков, напоминающих описанные в произведении «Тамань» и современный зал, в котором выставлены предметы быта того времени и копии некоторых документов и картин, имеющих отношение к поэту.
Мы знали, что несколько дней назад в Тамани проходил большой фестиваль «Атамань», где были концерты, гуляния, а сейчас от него осталась этническая деревня, где можно воочию посмотреть казачий быт. Отклонившись от маршрута буквально на пару кварталов, мы погуляли по улочкам этой деревни и даже пообедали в местном заведении общественного питания, оформленном в том же стиле.
Дальнейший наш путь лежал в город-курорт Анапу, где мы надеялись остаться на отдых. Карты города у нас не было, а наш навигатор вообще не подозревал о существовании Анапы, поэтому мы ориентировались без приборов по указателям. Заехав в пару ближайших к трассе пансионатов узнали, что они закрыты (не сезон) и в спешке проскочили поворот на улицу, где сосредоточены основные пансионаты, немного поплутав по городу в поисках разворота, мы решили, что не судьба, и поехали дальше, убедившись, что карта указывает на наличие пансионатах в ближайших поселках. Хорошо разогнавшись, мы доехали сразу до Большого Утриша, поискали места, но все оказалось несколько дороговато, от 1 500 до 2 500 рублей за номер. Однако в одном из пансионатов охранник нам предложили вернуться в поселок Сукко, где у его знакомого есть более недорогой вариант, около 1 000 рублей за номер с удобствами. Мы последовали совету и уже через 10 минут были в номере.
Небольшой пансионат на территории Федерального детского оздоровительно-образовательного центра «Смена» оказался отличным местом с чистой огороженной и охраняемой территорией, свободной от курения, пьянок, гулянок и прочих радостей приморского отдыха. Пляж галечный, чистый, большой, со спасательными вышками и небольшим количеством отдыхающих. К нашей радости температура воздуха в эти дни была 28 градусов и вода была отличной. Питание в отеле стоило 1 000 рублей на двоих, здесь были нормальные вкусные порции, пожалуй, впервые за все питание в российских заведениях.
Мы пробыли в этом чудесном месте три дня, за это время погуляли пешком по окрестностям, поднялись на соседнюю гору и сходили на дикий пляж. Окружающая природа очень порадовала своей красотой и разнообразием.
Это были самые чудесные дни, но отпуск катился к концу, и надо было двигаться дальше.
Следующим пунктом нашего путешествия, где мы ненадолго остановились, стал город-герой Новороссийск. К этому времени у нас уже был купленный в Сукко краткий путеводитель, где мы нашли телефон крейсера-музея «Михаил Кутузов». Новороссийск встретил нас пробкой на въезде в город. Без особых затруднений мы проехали к набережной адмирала Серебрякова и морскому вокзалу, где, как мы уже уточнили по телефону, и находился искомый нами музей.
Нам очень понравилась городская набережная. Корабль не мог не впечатлить своими размерами, несмотря на краткость экскурсии.
Там же посетили автомобильную выставку. Цена за вход 100 рублей явно завышена, особенно с учетом того, что такую же Ламборджини, что и в музее, сфотографировали на заправке в Краснодаре.
На набережной много памятников героям войны. Вообще красиво, вода чистая, плавают рыбки.
Там же на набережной небольшой, но чистый пляж, фонтаны из воды. Не хватает только зелени. Город как-то расположил к себе. Но планов оставаться здесь у нас не было, и мы двинулись дальше.
В тот же день уже были в Джубге. Ночлег долго искать не пришлось, остановились в ближайшем отеле «Корона», где за 1 100 рублей был предложен хороший, уютный номер со всеми делами, дающий скидку на питание в соседнем кафе.
До моря тоже было недалеко, порядка 150-200 метров до городского пляжа. Пляж песчаный, но как-то совсем нам не понравился, много народу, как-то грязно, шумно. Народ курит, пьет на пляже, вода по чистоте, прямо сказать, не ахти.
Окунувшись один раз, мы просто перебазировались в бассейн отеля, который, к счастью, входил в стоимость.
Приятным дополнением к услугам отеля была также бесплатная стоянка на территории и приятный вид с террасы на крыше, где мы на следующее утро позавтракали.
В тот же вечер мы встретились с нашими друзьями из Краснодара Леной и Сашей, которые угостили нас отличным шашлыком, спасибо им. По ощущениям первого дня стало ясно, что оставаться здесь нам не хочется и мы вернулись в Краснодар. Дорожники, как могли, затрудняли проезд через горы в сторону Краснодара, ремонтируя дорогу в нескольких местах, но, к счастью, эти затруднения были не критичными и не помешали мне получить удовольствия от езды по горным серпантинам с нормальным асфальтом на нормальной скорости, на любимой машине.
В Краснодаре мы также задержались ненадолго. К сожалению, рабочий график моего отца сильно не соответствовал нашему отдыху, а других дел в городе у нас просто не было. От самого Краснодара мы оба не в восторге, честно говоря, по нему меня очень напрягает как ездить, так и гулять из-за его весьма запутанного дорожного движения, узких улиц, обилия частного сектора. И мы без особого сожаления двинулись домой.
Путь домой — день первый
Выехали мы не очень рано и после дня пути не добрались до мотеля под Саратовом, как надеялись. Заночевали где-то по дороге в небольшом курятнике, разделенном на множество комнатушек с тоненькими перегородками, отделанными пластиком, с душем и туалетом в коридоре за 500 рублей. Нас к этому побудила как усталость, так и начинавшая сказываться нехватка российских денег (как-то много мы взяли с собой тенге и не очень много рублей, просчитались). Фотографий курятника и комнаты нет, просто не на что смотреть, они все одинаковые, заведения с надписью «комнаты отдыха» вдоль трассы. Нормально поспать нам, конечно, не дали, ближе к 12 часам заселилось несколько шумных компаний с детьми, которые дружно топали и хлопали дверями, орали друг другу из конца коридора в конец то о еде, то о туалетной бумаге, то о чем-то еще. И угомонились только ближе к двум часам ночи, сопровождая свой сон громогласным храпом.
Сын крепко спал, и ему уже ничто не мешало, а вот мы с женой кое-как проворочались до утра и решили выехать не в самом бодром состоянии еще до рассвета, дабы не тратить время. Я не смог отказать себе в удовольствии неспешно проехать вдоль окон тех, кто мешал мне спать, с хорошим бодрящим сигналом. :) В тот же день под Волгоградом, в который поленились заехать, у меня забрали права. Думаю, многие в курсе, что на примыкающей к основной трассе дороге, ведущей, по словам пасущихся там козлов, в Калач-на-Дону, несложно наехать двумя колесами на линию разметки в повороте, что трактуется как выезд на встречную полосу. Денег давать не стал. Просто не захотел кормить эту скотину. Дальше ехал по времянке. Желания строго следовать ПДД не прибавилось.
Был диалог на одном из постов:
— Нарушаете скоростной режим, здесь знак 50.
— А я сколько?
— 83.
— Может забьем на это?
— В смысле, забьем?
— В смысле, ограничимся предупреждением, все равно ни прав, ни денег у меня нет.
— Не нарушайте.
День второй
День был несложный. В этот раз мы избежали заезда в Сызрань, прошли через Маркс и Энгельс, где нас впечатлили тяжелые бомбардировщики на постаментах. За ними оказались самые отвратительные дороги на всем протяжении пути.
Мы снова оказались у наших друзей в Татарстане, но на этот раз еще засветло. По дороге меня также пытались разводить башкирские гаишники, показывая какую-то ерунду на бытовой видеокамере и утверждая, что использование подобных устройств законно, на картинке было видно, как на огромном расстоянии машина, номеров которой было невозможно разглядеть, что-то нарушала и выезжала из кадра, при этом ни места, ни времени, ни других обстоятельств установить было невозможно. Но это все ерунда, которая быстро забылась. Ведь мы снова были у родных нам людей, которые нас накормили, выслушали наши рассказы о море и уложили спать. На следующий день никуда ехать нам не захотелось, и мы просто все вместе ездили гулять в соседний городок Октябрьский, проехали по самому длинному мосту в мире, на пересечение которого требуется два часа, сфотографировались у настоящей нефтекачалки (не знаю, как правильно назвать), попили коктейли и поели мороженного из детства и даже погуляли в настоящем лесу.
Наступил четвертый день
Мы, совсем отдохнувшие, двинулись в дальнейший путь, проехали Уральские горы, где местные козлы долго ждали от меня предложений, но не дождавшись (ну вызывают они у меня омерзение, просто не могу себя побороть, да и денег уже практически не было), выписали мне очередной штраф за превышение скорости.
Планировалось проехать как можно больше и заночевать уже поближе к границе. Постепенно стемнело, но спать еще не хотелось, желание поскорее попасть домой заставляло продолжать рулить, даже появилось желание пересечь границу, до которой оставалось еще приличное расстояние. Чтобы помочь себе в достижении этой цели, я выпил банку энергетика. По отзывам, он помогает не всем, но мне помогает, я старался к нему не прибегать, и первые дни поездки мне это удавалось, но ближе к концу путешествия было уже не до размышлений о роли химии в общественном питании. Видимо, именно энергетик вызвал у меня один странный побочный эффект: возле одной из освещенных стоянок фур из темноты вдруг выскочил какой-то синий персонаж и замахал перед моей машиной чем-то похожим на половой орган зебры (как я его себе представляю). Время было позднее, и останавливаться возле персонажа с органом зебры я решил небезопасным, проехал мимо, но на этом удивительные явления не закончились, где-то позади машины я увидел НЛО с синими и красными мигающими огоньками, дабы отогнать наваждение я посильнее надавил на педаль газа, и оно исчезло.
В тот же день, несмотря на позднее время, мы пересекли границу. Таможню прошли быстро, очереди не было.
Задумались о ночлеге, спать в машине возможным не представлялось, решили искать мотель, проехали по окраине Петропаловска, пытались достучаться в какое-то заведение, но там слишком крепко спали, и мы поехали дальше. Петропавловск внезапно кончился и стало ясно, что впереди только трасса и мотель под Кокшетау, в котором мы ночевали, когда ехали к морю в первый день. Оценив свое самочувствие, сочли, что доберемся и до него. Ехали резво, но искали нужную развязку и поворот. Через некоторое время стало ясно, что что-то тут не так. Спустя еще полчаса стало ясно, что именно. Мы каким-то образом проехали свой поворот, даже сейчас не знаю, почему, возможно на свежепостроенном участке дороги не было указателя. Перед нами вновь открылась радужная перспектива сна в машине или еще более интересная поездки до Астаны, но тут нас выручил опыт. Мы знали, что скоро будет поворот на Боровое, где отели дорогие, но их много, туда и свернули. Бдительный страж, караулящий въезд в заповедник, мирно спал в своей будке. Мы не стали его беспокоить из-за такой мелочи, как поднимание шлагбаума и взимание платы. Наш любимый отель «Самал» стал еще более дорогим и, уточнив цену — 15 000 тенге с питанием и бассейном (в сезон 17000~3500 рублей) мы в пять утра заселились в более дешевый «Алмаз» (9000 тенге с питанием, но бассейн отдельно).
День пятый
Мы почти проспали завтрак, но успели на кашу. Питание в Алмазе еще то, но с голоду не умрешь. Не в сезон там отдыхают, главным образом, пенсионеры, остальных не больше десяти человек. Задумались, оставаться ли нам еще на сутки. Обошли соседние отели и решили, что в следующий раз остановимся в другом, где номера поновее и не перепланированы из стандартных общаговско/больничых боксов.
Весь день провели в приятных прогулках на свежем воздухе, по лесу и берегу озера. На озере плавала пара лебедей.
Прогулка по озеру перед сном была менее приятна, так как на берегу темно и в двух разных точках кто-то выл в темноте, что как-то не слишком сподвигло задержаться подольше.
День шестой
Мы уже знали, что за день способны доехать до Алма-Аты. Что и сделали еще раз. Назад этот путь ехать сложнее, так как очень долго солнце светит в глаза и к концу дня это сказывается. На развязке под Астаной повернули не туда и проехали пару лишних километров. В этот раз мне понадобилась помощь Жанны, и она порулила некоторое время, пока я отдыхал. Практически никуда не заезжали, лишь пообедали в кафешке под Балхашем. Купили копченой рыбы. Дорогу под Куртами, которой принято пугать путешественников, мы проходили уже в сумерках и ближе к ночи. Сбили какую-то птицу размером с голубя. Угораздило же ее летать среди ночи, к счастью, для стекла это не было фатальным. Дома были около 22:00. Отпуск удался.
Итоги.
Пройдено около 10 500 км.
Потрачено на все около 1 000 долларов.
Штрафов на 1 300 рублей + отнятые права.
Казахстанские дорожные полицейские остановили два раза (были вежливы, голову не морочили, хотя я и давал им повод своей невнимательностью), козлы останавливали более десяти раз. Такого бардака в прошлые поездки не было и на большем расстоянии, хотя нарушал не меньше. Денег хотели все, но если одни были вменяемы и не упирались рогами в ими же придуманный развод, что-то человеческое в них все же осталось, несмотря на профессию, которая это человеческое искореняет, уральские же показали себя обычным быдлом.
О российском сервисе. Стоит отметить, что уровень культуры обслуживания хоть и чуть-чуть, но все же вырос, но российское хамство неискоренимо. Все же такое отношение к клиенту в Казахстане встретишь редко, не принято заставлять себя ждать, пререкаться, делать одолжения, отвечать вопросом на вопрос. Да, там, где есть конкуренция подвижки более очевидны.
О культуре вождения. Часто поднимается этот вопрос. Все же в целом выше, чем у нас. Этому во многом способствует наличие разметки на дорогах (у нас разметка бывает пару месяцев в году и то не везде). Много женщин за рулем в Краснодарском крае, и не только, водят они по-своему, по-женски, поэтому стоит быть начеку. Когда выезжал из Краснодара, по дороге домой обратил внимание, как водители двигаясь по главной дороге, выпускают через одну машины со второстепенных боковых улиц, последовал их примеру. (конечно, это особенность Краснодара, где этих проулков сотни и каждый из них иногда выезжает). Водительская солидарность по России, особенно по югу, хромает. В Казахстане моргают практически все, гораздо яснее и откровеннее, зачастую даже не проехав патрульную машину.
Поеду ли еще? Поеду. Поеду вопреки отвратительным дорогам и придиркам козлов. Не ради моря. Поеду ради людей, с которыми мне приятно увидеться хотя бы один раз в год, ради дорожных впечатлений, ради скорости и удовольствия от езды на любимой машине.
Вещи нужные в дороге, которые я не упоминал в прошлых отчетах:
Запаски хватает одной
Прошлые отчеты: первая поездка к морю; поездка в Тюмень.