|
Привет, уважаемый читатель!
Спасибо моей маме, если бы не она, этого путешествия не было бы и в помине... Но обо всём по порядку. Было у меня в далёких планах два пунктика: проехать через всю Россию с Востока на Запад и посетить Гран-при Формулы-1. В марте мамуля полетела в гости к родственникам в Армавир. Вернувшись обратно, она огорошила меня новостью, что она купила дом в Армавире и в мае они с отцом переезжают. Подумав, решил, надо мне иметь в Армавире своё авто, ну и заодно выполнить один пунктик — проехать на нём через всю страну. Тут мой друг Димон подкинул идею о посещении Гран-при Сочи, так исполнялся второй пунктик! К тому же, это первый Гран-при, который проводится в России. Мечты сбываются!
Про покупку и подготовку авто к путешествию читать тут https://reviews.drom.ru/toyota/corolla/82903/
Кому не охота смотреть про реанимацию авто при помощи распила, три фото ниже! Первые два фото, авто после приобретения. Третье фото, что получилось после реставрации!
Пока шла подготовка автомобиля, был куплен билет на трибуну Даниила Квята, забирать его нужно было по приезде в Сочи. Попутно составлялся предварительный маршрут. Первое место, которое запланировал посетить, село Лебяжье в Красноярском крае, я там был на целине в 1988 году, служа в армии. Дальше заехать в Ачинск к родне, потом Томск, увидеться с форумчанином Максимом Малиновским и посетить Кемерово, заехать к форумчанину Ренату Arct1c. Хоть ненадолго заехать посмотреть Горный Алтай. Оттуда в Казахстан, в Алма-Ата к сослуживцу, с которым мы и были на целине в Лебяжьем. Выезжать из Казахстана планировал на западной стороне страны. Еду один, поэтому ночевать буду в авто, не зря же я универсал приобретал! Отъезд запланировал на сентябрь, чтоб успеть проехать на летней резине через Забайкалье и Сибирь...
К середине сентября короллка и я были готовы к выезду, но по независящим от меня обстоятельствам старт состоялся только 20 сентября.
День первый, 20 сентября. 65564 км на одометре.
Двадцатое сентября, с утра непродолжительные сборы, замена масла в авто. Собрались друзья, накрыли стол, пожарили шашлычок, вручили мне КОТЭ и атлас автодорог. Котэ, чтоб мне не скучно было одному в дороге, атлас, чтоб по ней не плутал!
Сейчас живёт в Армавире, у мамы.
В три часа дня я стартовал, впереди две огромные страны. Мост через Амур и я в ЕАО. За мостом пристроился в хвост «еврею» на лексусе LX 570, номера 001. Валил он не по-детски, пытаясь сбросить меня с хвоста. Он был у меня тральщиком, если его за скорость нахлобучат, я успею притормозить. Несколько раз он пытался оторваться от назойливой короллки, но у него ничего не вышло, хоть и раскатывался он порой до ста восьмидесяти, так мы долетели до Биробиджана.
Нулевой километр, обнуляю одометр.
Ферма дореволюционного моста на постаменте.
Возле поста, где сворот на город встретился с форумчанином Алексеем — iFreeman... Пофотались, пообщались, Алексей сам прокатился за рулем короллки, ему понравилось.
Путешествие началось, даже не верится.
Я двинул дальше, в этот день за десять часов, проехал девятьсот километров. Дорога хорошая, только заправок и кафешек маловато. Ночевал в авто, уже в Амурской области рядом с дальнобойщиками.
День второй, 21 сентября. 66448 км на одометре.
С утра умылся и полетел дальше. Амурская область закончилась, начался Забайкальский край. С Дальнего Востока переместился в Сибирь. На 1383 км от Хабаровска в стекло прилетела птица, хорошо без последствий для меня, не знаю, что случилось с птицей...
Перегонщик, в одного, два авто перегоняет.
С утра было солнышко, но ближе к Чите начало накрапывать. После Чернышевска шел дождь, и на горизонте была полоска светлого голубого неба, дорога уходила туда, к солнцу.
После дождя выглянуло солнце, опять голубое небо!
Читу обошёл стороной, доехал до кафешки и перекусил. К двенадцати часам ночи нашел место и завалился спать. Эта ночь была самая холодная за всю поездку, около десяти градусов мороза. Овчинный полушубок, накинутый сверху на одеяло не спасал от холода, пришлось заводить машину. За день прошёл 1331 километр.
День третий, 22 сентября. 67779 км на одометре.
Выехал в 7:30 утра, всё в инее, мелкие озёрца и болотца были во льду. Там, где глубина побольше, от воды валил пар! Ехал сначала потихоньку, не мог прогреть резину, стала как пластмассовая.
Тут глубоко, вода парит. Кто-нибудь видит слона из кустов и инея?
С восходом солнца потеплело, резина прогрелась, рядом с дорогой появилась Селенга. Скоро Улан-Удэ и Байкал.
Подобрал женщину с ребёнком, попросила довезти до Улан-Удэ. Разговорились, она сказала, что ночью было - 10, подсказывала, где полицейские засады, пару раз стояли. Деревню проезжали Десятниково, как сказала женщина, «семейская», т.е. исконно русская. Дома из толстых брёвен, и на главную улицу обязательно три окошка смотрят.
Объехал стороной Улан-Удэ, перекусил в кафе бухлёром, это суп из молодой баранины, забавное блюдо.
По дороге к Байкалу пристроился за клюгером с иркутскими номерами, хорошо ехали, быстро, он дорогу знал. Тут чуть было не было! Догоняем легковушку, едущую за грузовиком, клюгер на обгон, и я за ним. Тут легковушка передо мной на обгон выпрыгивает, без поворотника, не глядя в зеркала и очень медленно!!! Оттормозился чудом, подрубая передачи на автомате! Когда позже обогнал легковушку, всё понял, за рулём барышня, да ещё и блондинка. Въехал в какой-то посёлок и вот оно, славное море, священный Байкал! Его я наблюдал из окна поезда не один раз. Когда ехали на целину, даже искупался. Но сколько раз видишь Байкал, столько раз не перестаешь восторгаться им! Начал искать съезд к озеру и нашел...
На 822 км от Улан-Удэ есть сворот направо, и по руслу ручья, под железной дорогой выехал на берег Байкала, попил воды, умылся, вода чистая, холодная и вкусная. Байкал поражает своим величием и красотой.
Продолжаем путь на запад, проехал 3000 км от Хабаровска, впереди Иркутск.
Забрался на Култухский перевал, красота, попросил паренька на хонде эдикс сфотать меня. Он едет из Питера во Владивосток, четыре дня в дороге, путешествует.
Эта хонда едет из Питера во Владивосток. Четыре дня в дороге!
Обошёл Иркутск по объездной и на Красноярск. За третий день проехал 1240 километров. Ночевал в авто, ночь была теплая.
День четвёртый, 23 сентября. 69019 км на одометре.
С утра опять в дорогу, проехал Нижнеудинск, пересек границу Красноярского края. До Красноярска 300 километров, от Хабаровска отъехал на 4000 километров.
В Канске первый раз попробовал навигатор, неудачно, завёл меня куда-то на север, блуданул километров 50. Заехал в Красноярск, чтобы уйти на Абакан, попробовал запустить навигатор, не вышло. Он стал тупить и пришлось спрашивать дорогу. Ничего не понял из объяснений добрых людей, понял только, что надо на другой берег Енисея перебираться и уходить правее. Переехал по мосту, через Енисей и интуитивно ушёл вправо, добрался до Красноярской ГРЭС. Перед ней по мосту переехал на другой берег и поехал на юг к Абакану, вдоль Красноярского водохранилища.
Новый мост? За ним Красноярская ГЭС.
Паром. Ходил через Енисей, когда моста не было?
Шумахер и его тазик под откосом.
Доехал до Новоселова, увидел знак паромная переправа, очень хорошо, не надо объезжать вокруг Красноярское водохранилище, чтобы добраться до Краснотуранска и Лебяжьего. Проехал через посёлок выехал на берег, вот он паром стоит. Паром бесплатный, полчаса ходу и мы на другом берегу водохранилища.
Уже в темноте доехал до Краснотуранска, заправился и двинул к Лебяжьему. Перед посёлком свернул с дороги и баиньки. 1100 километров пройдено.
День пятый, 24 сентября. 70117 км на одометре.
Проснулся и поехал в деревню, вот барак, в нём было наше общежитие. Клуб, куда бегали на танцы и в кино. Магазин, в котором в 1988 году были пустые полки. Запомнилось, как привезли в магазин сельдь иваси, в круглых железных банках. Вся деревня собралась, чуть до драки дело не дошло…
Целина — это помощь Советской Армии колхозам в уборке урожая во времена СССР. Вот на такое мероприятие я и попал в 1988 году. Но обо всём по порядку. Целинные роты начинали организовываться еще с весны. В моём случае, в поле, в 20 километрах от поселка Барабаш, где я служил, организовывался полевой лагерь. Привлекались «партизаны», народ с поселков забирали на переподготовку в армию. Готовилась техника, которую выделяли воинские части. Порой привозили в поле раму от Зилка-130 и доки с номерами. «Партизаны» гурьбой окружали зампотеха со списками требующихся запчастей. Через полторы-две недели, Зилок, еще с голубой кабиной, без кузова, бодро передвигался по парку. «Партизаны» собирали их на ура! Я тоже, еще с весны, торчал там вместе со всеми. Почему торчал, у меня был бензовоз в порядке, мне не нужно было конопатить борта, чтобы зерно не сыпалось. С собой везли движки, мосты, коробки, ГСМ — всё, что могло понадобиться при ремонте авто на целине. На складе мосты поленницами, движки полянами! Всё собиралось в кучу, комплектовалось, и к середине лета всё было готово! Дальше погрузка на эшелон и фиксация авто проволокой, морока ещё та. Бортовые зилы грузили елочкой, первый ровно на платформе, следующий, передними колесами ему в кузов. И так елочкой, одну на одну ставили. В роте было два бензовоза, их, полные топлива, поставили в конец эшелона. В середине эшелона две теплушки, одна кухня и продсклад с прапорщиками и майором, командиром роты, во второй солдаты с «партизанами».
Выкатываемся из Приморского края со станции Приморская, говорят, в Казахстан. Через пару дней информация поменялась — выгружаемся в Ачинске. Проездом в Хабаровске повидался с братом и другом Костяном. Разжился деньжатами и гражданкой (гражданской одеждой). Уже в Сибири получили новый приказ — разгружаемся в Абакане.
Целинным эшелонам в СССР была зеленая улица, по дороге туда. Добрались за неделю, ехать было весело, пейзажи красивые, дверь в теплушке сдвинута, глазей — не хочу! Один день неслись двенадцать часов без остановки. Ну, может, притормозит на минуту или две и опять поехал, еда сварена, а поесть не можем! Только собираемся бежать с бачками, а он трогается и поехал, терпели до темноты.
Разгрузились в Абакане, заправили технику с бензовозов. Выстроились в колонну и поехали полевыми дорогами в место расположения, это было село Лебяжье. Добрались, организовали парк на окраине деревни. Возле общежития поставили кухню, и пошла уборка урожая.
К нашим бензовозам прилагался прапорщик, начальник ГСМ роты. С ним и тётушкой Физой, она командовала ГСМ в деревне, поехали в Краснотуранск на нефтебазу. Там нам показали, что и как, и начали мы возить топливо по деревням. Первую неделю ездили с прапором, объездили все селения, куда нужно было возить топливо и после этого ездили вдвоём, с парнишкой на двух бензовозах. Наш прапор запил до конца целины!
Мы тоже время не теряли и меняли ГСМ на алкоголь, закусон и деньги. Молодой был, ветер в голове, порой с утра выезжал, ещё пьяный, не отошедший от вечернего загула! Были разные приколы, которые запомнил на всю жизнь…
Несёмся на двух бензовозах, залитых под горлышко бензином. Дорога под горку и идёт по полю, пыль столбом, ничего не видно, иду вторым. Тут в пыли вроде стопы моргнули, да не должен тормозить впереди идущий бензовоз, тут дорога ровная, я знаю! Подбрасываю газу и тут вижу, точно, впереди бензовоз уже почти остановился! Педаль тормоза в пол, авто гружёное, да ещё из шести колёс тормозят только три! И с криком «БАНЗАЙ» впечатываюсь мордой в корму другого бензовоза! Как на воздух не взлетели, повезло просто! Девять тонн бензина, неплохо бы ахнули! Оказалось, гуси дорогу переходили, вот корефан их и пожалел, о нас не задумываясь. Всё обошлось, авто на ходу, бампер чуток подмялся и висящий под ним глушитель. ЗИЛ-131 крепкая машина, проверено!
Ещё эпизод. Ехал один, до Лебяжьего километра два осталось, смотрю в правое зеркало и вижу, что колесо на среднем мосту, неестественно вылезло в сторону обочины. Остановился, а там колесо со ступицей и полуосью из моста вылезло, сантиметров на тридцать, приехали! Открутил колесо от ступицы и спрятал его в кустах. Во мне весу 60 кг, дохлой комплектации, в кабину не закину, а на бензовозе места нет. Снял цепь с заземления, сзади на раме болталась. Поддомкратил мост, и цепью обмотав, прикрутил её к раме двумя болтами! Подрубаю передний мост тумблером и поехали. Съездили с прапором на склад, в поленнице выбрали откапиталенный мост, и авто снова в строю!
Прапор наш как-то напился и давай чудить, белочка пришла… Посреди общаги коридор и влево и вправо двери в комнаты. Сидим в комнате, она на входе в коридор, тут за дверью шум-гам-тарарам, дверь приоткрывается, и в неё пытается протиснуться лошадиная морда. Толпой даём отпор лошади, навалившись на дверь. Это прапор на лошади в общагу въехал! Выперли его партизаны из общаги, и поскакал соколик по деревне. Раскочегарил лошадку по прямой прапор, да и завернул на полном ходу в переулок. Высекая искры из асфальта подковами, лошадка завалилась на бок, подмяв под себя беспечного ездока! Лошадке-то ничего, а вот прапор ободранный ходил до конца целины, подлечиваясь алкоголем!
А гонки на двух бензовозах, по скошенному полю во время дождя! Рёв двух движков, мокрая земля, фонтаном вылетающая из-под передних колёс высоко в небо! Идём вровень, то один вырвется вперёд на полметра, то другой! Край поля близко, не хочу уступать, где-то тут, скоро, дорога уйдёт влево, уберу друга на позднем торможении. Ура, я его сделал! Судорожно торможу, кручу руль влево — и не выходит. Так с вывернутыми колёсами и ускользил на край поля, а там труба протянута по земле, сантиметров 40 в диаметре. Как дал в неё передними колёсами, она и сломалась, сдвинувшись на полметра! Заднюю и тикать, пока не спалили!
Обратно ехали в конце октября или в начале ноября, точно не помню. По приезде в Приморье уже снег лежал. Ехали в плацкартных вагонах, больше двух недель. Очень было интересно и весело на целине, санаторий для солдата сроком на полгода!
Заскочил на деревенскую заправку, туда на бензовозе возил топливо. Всё находится на склоне над деревней, заезжаешь сверху, там труба для слива топлива. Ниже по склону бочки, куда самотёком и стекает топливо. С ёмкостей уже трубы идут на колонки. Пока там фотографировал, привлёк внимание заправщика, он подумал не диверсант ли я, подошёл и давай пытать, чего и как. Объяснил ему, спросил про бабушку Физу, которая тут заведовала в 1988 году. Умерла, давно уже, 26 лет немалый срок!
Деревня стоит, расстроилась даже, в совхозе новая импортная техника, всё двигается и работает! Двинул в обратный путь к парому, по дороге заехав на берег Красноярского моря. Сколько лет прошло, как оно появилось, а до сих пор все берега завалены древесиной, которая была затоплена и сейчас все берега завалены всплывшими деревьями!
По дороге на паром наблюдал бескрайние поля, всё обрабатывается, даже склоны сопок. Добрался до парома, накатав 5000 км от Хабаровска. Впереди Ачинск, встреча с родственниками.
Обратно быстро не получилось. Пришлось ждать паром. Переправился и пошёл полями на Ачинск. Пока до него доехал, наблюдал три раза подряд неадекватных дальнобойщиков. Хотя за предыдущие 5000 км подобного не наблюдал.
Первый случай: МАЗ обгоняет ОКА, гружёный, еле ползёт. Навстречу КАМАЗ, на МАЗе валит в свой ряд, хоть обгон не довершил. Дедуля на окушке ломился на обочину от полуприцепа, отчаянно тормозя. Полуприцеп прошёл от окушки в 10 см, чуть-чуть и кувыркнулась бы в полтораметровый откос!!!
Второй случай: буквально через десять километров, уже со мной произошёл. Длинный затяжной подъём, иду в гору, навстречу вереница камазов и один из них пошёл на обгон. Пришлось уже мне тормозить в пол и валить на обочину, благо она широкая была. Мат-перемат, разъехались!!!
Третий случай: уже под Ачинском, опять фура на обгон пошла, хорошо у меня скорость была небольшая, заблаговременно оттормозился и свалил на обочину.
На такой короткий отрезок трассы столько неадекватов. В обед доехал до Ачинска, погостил у сестры и в девять вечера выдвинулся к Томску. Проехал пару часов и хотел встать на ночёвку, но везде на больших придорожных парковках для дальнобоев бегут и говорят: «Только для грузовиков!». Или второй вариант, возле кафе легковушки стоят, только подъехал, стучит в окно мужичок.
— Плати давай.
Я ему:
— Скидки для инвалидов есть?
Он в замешательстве. Я говорю:
— У меня и знаки инвалид на лобовом и заднем стекле есть.
Смотрю — не верит, открыл свою дверь, тут он и поверил. Говорит:
— Стой так, не надо денег!
Разложил задние сидухи в ровный пол, на него овчинку, на неё одеяло, вторым укрылся. Подушку под голову и баиньки! За день проехал немного, 527 км.
День шестой, 25 сентября. На одометре 70644 км.
С утра проснулся, умылся и двинул дальше к Томску. Дорога Мариинск — Томск, одна из самых убитых, что мне встречалась в России. Ну и ещё на следующий день был такой же убитый кусок дороги по пути к Горно-Алтайску. Радовало одно, небольшой трафик, а к ухабам короллка подготовлена, приподнята и оснащена более мощными пружинами! Ехал, особо не тормозил. Подъезжая к Томску созвонился с Максимом Малиновским, он меня встретил на своём ипсуме и привёз к себе домой. По дороге к Максу, обратил внимание как много старинных домов! Да и сам Макс живёт в старом двухэтажном деревянном доме дореволюционной постройки.
Возле дома Максима Малиновского.
Был накормлен и напоен семьёй Малиновских, а потом Макс устроил мне экскурсию по городу Томску. Макс сел за руль моей короллки, я с фотоаппаратом на заднее сидение и поехали! У города недавно было День Рождения, в начале сентября ему исполнилось 410 лет. Красивый город, мне очень понравился!
Чем-то напоминает мосты в Питере...
Старинная пушка и оградка, чтобы не скоммуниздили!
«Пожарный» наблюдает» за городом!
Памятный камень на месте основания города.
Булыжная мостовая, сохранённая с царских времён!
Томский Государственный Университет.
Заехали, заделали скол на лобовом стекле, который я получил по дороге из Мариинска в Томск. Когда дело дошло до оплаты, Макс отстранил протянутые мной деньги, и сам рассчитался с мастером! Спасибо Максу и его жене Татьяне за тёплый приём!!! Двигаемся дальше, едем в Кемерово.
По дороге в Кемерово. На въезде на армейский полигон.
Ближе к вечеру добрался до него, встретились с Ренатом, пообщались и направился в сторону Алтая.
Навигатор опять тупил, но я опять, как в Красноярске, умудрился выбраться из Кемерово и попал на автомагистраль, которая вела на юг, на Новокузнецк. Отличная трасса, у нас на ДВ таких нет!
Стемнело, и к двенадцати ночи встал на ночлег рядом с дальнобоями, предварительно перекусив. За день пройдено 915 км.
День седьмой, 26 сентября. На одометре 71559 км.
С утра навигатор опять забастовал и завёл меня на дорогу, шедшую по полям и местами вдрызг убитую, как сутки назад под Томском! Доехал до Бийска и вышел на Чуйский тракт.
Пожалуйста, подскажите, что за злак здесь рос?
Еду, заезжаю в деревню Сростки, знакомое название? И тут доходит, это же родина В. М. Шукшина! Проехать мимо я не мог, побывал в музее, который находится в старой бревенчатой школе, в ней и учился Шукшин. Много экскурсий, автобусами привозят школьников, классное место! Даже не планировал, не думал и так срослось неожиданно!
Парк с деревянными скульптурами.
Съездил за Горно-Алтайск, проехал вдоль Катуни. Полдня что я там пробыл, конечно, очень мало, но время поджимало. Есть повод вернуться, планирую приехать на несколько дней! На Горном Алтае всё приспособлено под отдых, везде сдаётся жильё, различные развлекательные мероприятия. Полетать на вертолёте или самолёте, сплавиться по реке, прокатиться на лошади или на квадроцикле, пожалуйста, любой каприз!
На обратном пути заехал на мойку в Горно-Алтайск, помыл короллку, а то за шесть дней в дороге, стала довольно грязная.
Мойка 120 рублей, дешевле чем у нас.
К вечеру был в Барнауле, встретились с Forsage Никитой, пообщались, он напоил меня чаем, и я выдвинулся к Казахстану. К полуночи отбился в машине возле кафе на трассе. За день проехал 904 километра.
День восьмой, 27 сентября. На одометре 72463 км.
Наступил ещё один день, уже неделю в дороге! Сегодня едем в Рубцовск и дальше в Казахстан. Добрался до Рубцовска, нашёл СТО, заехал, поменял масло. Масло TRD и оригинальный фильтр брал собой. Осмотрел авто снизу и сверху под капотом, ничего не предвещало беды, но об этом позже.
От Рубцовска до границы совсем чуть-чуть.
Сразу на переходе заправка, залил полный бак под горлышко. Это было правильное решение, потому что в Казахстане, оказалось, проблемы с топливом. Тут же на заправке выписал казахскую страховку на десять дней и вперёд, проходить границу.
За час прошел российскую таможню. На нейтралке постоял в очереди, заехал к казахам. Паспортный контроль и потом авто на досмотр. Если российские погранцы досматривали авто как положено, то казахи забили болт на это дело. Подписал бумагу, всё вали отсюда, в итоге час сорок семь времени ушло на все процедуры.
Добрался до бывшего Семипалатинска, по незнанию поехал в Алматы не по той дороге, хоть и говорили мне туда не соваться! Короче, поехал я через Аягоз на Талдыкорган.
Поначалу дорога была хорошая, но чем дальше от Семея, тем хуже и хуже, да и селений, и вообще, цивилизации всё меньше и меньше.
В глуши, дорога ад, бензина нет!
Еще я допустил одну ошибку, не разменял рубли на местную валюту. Уже в глуши, бензина минимум, заезжаю на заправку. Бензин есть, но тётка заправщица отказалась заправлять за рубли, говорит: «Езжай дальше, через 30 километров заправка, там заправят». Шутка это была или нет, я не понял, но через 100 километров, с давно горящей лампочкой дотянул до Аягоза. Заправки есть, бензина нет, местным десять литров по талонам выдают! На заправке на въезде, молодой казах «вошёл в положение», плеснул сорок литров бензина на рубли. Получилось где-то по 38 рублей за литр, ну и разменял он мне немного рублей на их валюту. На выезде из Аягоза, на второй заправке уговорил заправщика и по дорогой добил бак до полного. До Талдыкоргана хватит, там, сказали, есть бензин.
Теперь про дорогу. Она в асфальте, но он такой горбатый, душу вытряхивает, и зубы лязгают, хорошо хоть воронок нет! Подвеска на королле отрабатывала вложенные в неё деньги на все сто. Ни разу не пробило ни одну стойку, да и пузо нигде не шоркнул. Свою дань дорога взяла позже, на следующий день. Ночевал в каком-то крупном ауле неподалёку от поста ЖП (Жол Полициясы) среди дальнобойщиков. За день проехал 974 километра.
Девятый день, 28 сентября. На одометре 73437 км.
Проснулся, умылся и двинул дальше. Километров за 300 до Алматы по кузову пошла вибрация и приёмная труба начала постукивать по подрамнику.
Открутилась подушка ДВС на правом лонжероне и движок сел на правую сторону. Краткий осмотр выявил: на подушке две шпильки, одна сломана, гайки потерялись. Болт сверху остался в подушке, это хорошо, осталось найти гайку. Гайку взял снизу с крепления задней подушки. Поддомкратил ДВС, скрутил всё и поехал дальше, на всё про всё ушло минут 30. Так я и проехал всю оставшуюся поездку и ничего больше не делал.
Пока занимался ремонтом, мимо проезжали казахи, разглядывая меня, скачущего на одной ноге вокруг короллы с поднятым капотом и открытым багажником, ни один не остановился, не спросил нужна ли помощь. Ну, мы и сами с усами.
И здесь лошадка, только далеко.
Скоро въехал в Талдыкорган, навигатор опять тупил, вёл по полям, по долам, много новых дорог, он их не знает! Поменял рубли, заправил короллку. Не обманули, бензин в Талдыкоргане был везде. На выезде из города подобрал русскую барышню, попросилась до Алматы, едет от мамы, которая живет в Талдыкоргане.
Разговорились, она начала жаловаться, мол, как тут русским плохо живётся. Хочет уехать в Россию вместе с мамой. Спрашивала цены на жильё. Ей ответил: «У меня друг, русский, тоже живёт в Алматы, четверо детей, хорошо живёт, не жалуется». Надо доехать послушать, что расскажет сослуживец Андрей Занин по этому вопросу (о притеснении русского населения в Казахстане), и тогда можно будет делать выводы.
После Талдыкоргана до Алматы грандиозное строительство дороги на всём её протяжении. Две бетонные полосы в одну сторону, две в другую. На отсыпанную насыпь стелют полотно и кладут бетонные полосы с арматурой внутри. Дорожка получается загляденье!
Вот что после этой машины получается!
Кусок старой дороги петляет по сопкам, встречка моргает, и её водитель подносит к лобовому стеклу руку с двумя вытянутыми пальцами. Засада, ЖП за поворотом на спуске. И тут доходит — два пальца две засады :)! И точно, следующий поворот, стоят субчики! Позже, на строящемся участке, состоялась и моя первая встреча с ЖП. Подъём уже отсыпанный под бетонку, медленно ползущий в гору гружёный самосвал. Впереди казах пошёл на обгон самосвала, я за ним, за мной еще местный. Обогнали, и тут же сзади из клубов пыли мигалки. В два открытых окна высунулись, двумя палками машут, нас троих тормозят! Знаков не было, чего нарушил? Решил сразу полицаев обезоружить, открыл дверь и выпрыгнул ему навстречу, он был явно в шоке от увиденного!
— Ты откуда?
— Оттуда, из Хабаровска.
— А это где?
— В России.
— Где в России?
— На Дальнем Востоке.
Он долго думал, не глядя перебирал документы, отдал их мне обратно и задумчиво ушёл в патрульку. Это был первый опыт общения с ЖП, но не последний!
Добрался до Алматы, высадил барышню и по навигатору поехал к сослуживцу, в этот раз он привёл меня точно по адресу. Добрался, вроде туда, а позвонить не могу! Перед городом звонил, был роуминг на мегафоне, заехал в город, и нет связи. Выпрыгнул из короллы и попросил у проходящей русской женщины с дочкой набрать номер друга, сказать, что я приехал! Они, косясь, молча прошли мимо. И тут наблюдавший всё это казах подошёл и сказал:
— Я жену жду, она в магазине, выйдет, с её телефона позвоним. На моём денег нет.
Вышла жена, набрали номер Андрея, дали мне трубку, не боясь, да и куда я на одной ноге сбегу! Поговорил с Андреем, от души поблагодарил супругов за помощь!
Тёплая встреча, роскошный стол, виски со льдом, воспоминания о былом. Короче, было весело! Выяснил про отношение казахов к русским у коренного алмаатинца. Всё нормально, никто русских не притесняет, в отличие от тех ужастиков, что мне рассказывала барышня! Да и сам обратил внимание как много русских в Алматы. После недели кочевой жизни в автомобиле, ночевал дома у Андрея, разлагался на большом и мягком диване. За день проехал 481 километр.
День десятый, 29 сентября. На одометре 73918 км.
С утра Андрей устроил мне экскурсию: поехали в горы на Чимбулак. Андрей повёз меня на своём авто, а я глазел по сторонам. Красивый город, много новых домов и магистралей, мне понравилось.
Первая остановка за стадионом Медео, фотосессия и едем выше в горы.
Заехали вверх на авто насколько можно, дальше на канатной дороге поднялись на вершину. В Алматы +20, там, где оставили авто +8, а я в маечке! Не подавал виду, что холодно, мы же с Дальнего Востока, чего нам температура около нуля градусов, которая была на самой вершине! Протупил, забыл взять с собой куртку. Мне простительно, так высоко в горах я ещё ни разу не бывал.
Добрались до высоты 3180 метров над уровнем моря, всё затянуто тучами, ничего не разглядеть. И тут чудо, на пять минут тучи расступаются, выглядывает солнышко! Фотосессия, и через пять минут тучи снова накрывают вершину Чимбулака.
А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи!
Так высоко в горах, я ещё не был!!!
Алматы готовится к универсиаде.
Спустились вниз и посетили Коктобе. Парк отдыха, который находится на сопке на краю города. Там хорошая смотровая площадка, откуда город виден, как на ладони, есть зоопарк, аттракционы для детей, и стоит телебашня. Популярное место, даже в будний день много народа.
Трамплины, наверное, тоже к универсиаде.
Дальше посетили Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Аллея из ёлочек, под ними 28 гранитных обелисков с именами и фамилиями героев. Дивизия формировалась в Казахстане. Аллея президентов, ёлочки посаженные президентами различных стран. И есть ёлочка, посаженная первым российским президентом.
Ёлочка, которую посадил Ельцин.
Есть в этом парке гранитные обелиски, с землёй из городов-героев бывшего СССР.
Монумент панфиловцам с исторической надписью – Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва. Горит вечный огонь в память героям, который не гас ни на минуту, даже в самые лихие времена. Казахи чтут память ветеранов ВОВ и тщательно сберегают! В этом же парке есть памятник афганцам.
Если не ошибаюсь, Дворец Офицеров.
Это старый Дворец Офицеров, если не ошибаюсь.
Пока катались по городу, нас нахлобучили ЖП. Перед перекрёстком подъехали справа, внимательно посмотрели на нас с Андреем и попросили его встать за перекрёстком. У них прохождение техосмотра забивается в базу данных. Предъявляют Андрею, что три года без техосмотра и налоги не уплачены, как-то у них это связано вместе. Андрей ответил, что налоги уплачены, а техосмотра нет, это да. Увели его к себе, долгий торг, и десять тысяч тэнге перекочевали в карманы доблестных полицейских.
К вечеру стал собираться в дорогу, спланировали маршрут по Казахстану. Он такой: Тараз—Чимкент—Туркестан—Аральск—Актобе—Уральск и Россия. Попрощались с Андреем и в путь, добрался до Тараза, проехал его и завалился спать на стоянке с дальнобойщиками. Проехал 502 километра.
День одиннадцатый, 30 сентября. На одометре 74420 км.
С самого утра, как поехал, начали тормозить ЖП. Сначала на посту в каком-то ауле, иди, говорит, запишись, зарегистрируйся. Выпрыгнул из авто и всё, сразу ничего не надо, езжай дальше. За этот день семь раз был остановлен полицаями, два раза с мигалкой догоняли. Последняя встреча, под Аральском, привела к исчезновению пяти тысяч тэнге.
Это были последние тэнге на заправку, как раз доехать до России.
И тут ишак, прямо посредине дороги!!!
Или верблюды, одногорбые или двугорбые…
Дело было так, под Аральском, уже стемнело, впереди местный дальнобойщик, я за ним. Навстречу идет авто и начинает слепить дальним светом, я врубаю дальний в ответ, он переходит на ближний и опять врубает дальний! Словивши зайчика, превысил скорость, это потом выяснилось, через пять минут — сзади мигалки, тормозят дальнобоя и меня! Приглашают к себе в патрульку, новую шкоду и начинают показывать мультики с изображением короллы. Хотели много тэнге, потом десять, сошлись на пяти тысячах. Выгреб последнее и сказал, что больше нет.
Дорога в основном хорошая, новая четырехполосная бетонка, приятно ехать. Попадались и плохие участки. Выехал с Кзылорды, ужас дорога, но хоть немного её. Бензин в этой части Казахстана был везде, проблем не возникало. Заехал за Аральск и баиньки. Проехал 1147 километров.
День двенадцатый, 1 октября. На одометре 75567 км.
Степи, степи, чего-то я начал уставать от Казахстана. Здесь севернее и гораздо холоднее, мало посёлков и заправок. Летают и клюют падаль по обочинам дорог большие стервятники. Не знаю, как они называются и сфотать не смог, сходу не получилось, а тормозишь — сразу улетают. Сидят порой парой на придорожном знаке, такие по полметра в вышину, нахохлились и зыркают на проезжающие мимо автомобили!
К вечеру добрался до таможни, очередь из фур на километр. Перед таможней меня обогнал россиянин на Ларгусе, пристроился за ним и лихо объехали всю колонну грузовиков. Водитель Ларгуса, видать, дал на лапу казахам, его через пять минут запустили за шлагбаум. Остальные и я в том числе ждём. Мимо прошёл казах пограничник, раздавал талончики, дал и мне. Я ему говорю:
— Я инвалид, может, можно побыстрее, без очереди пройти таможню.
Он отвечает:
— Хорошо, в следующей партии заедешь.
Прошло чуть времени, подняли шлагбаум, и казах махнул мне — заезжай. Досмотр, двухметровый казах пограничник просит открыть двери и выйти из авто, выпрыгиваю, и он выпадает в осадок! Откуда, куда?! Моё авто не досматривал, хотя соседние авто переворачивали с ног на голову и досматривали дотошно. На паспортный контроль идти надо было в здание по лестнице. Он подвёл меня к киоску, где принимали дальнобойщиков и попросил принять меня, чтобы я по лестницам не бегал.
Российская таможня, всё быстро. И ура, здравствуй, моя родина Россия, немного проехал, перекусил в кафешке и спать. Проехал за день 1100 км.
День тринадцатый, 2 октября. На одометре 76667.
Поспал немного, часа четыре и в три ночи двинул к Волгограду, решил доехать сегодня до Армавира. Опять затупил навигатор, пришлось делать звонок другу, благо в Хабаровске было 10 часов утра, получил нужную информацию и двинул в путь. Чем ближе к Волгограду, тем хуже становились дороги. Переезжал по мосту реку Волгу. Что сказать, Амур наш Батюшка покруче будет!
Часа в три дня въехал в Волгоград и потихоньку начал двигаться в пробке, которая шла через весь город. Звонок из Хабаровска, спрашивают, ты где? В Сталинграде отвечаю. На Мамаев курган будешь заезжать? Какой курган, такая пробка, да и устал я уже путешествовать, отвечаю. К маме в Армавир хочу. И тут из-за домов выплывает скульптура Родина Мать. Ору в трубку, что вижу ее! Мне отвечают, что нужно бы заехать. Не знаю, отвечаю, навигатор тупит, и домой хочу.
Толкаюсь себе в пробке и вдруг вижу указатель — Мамаев курган налево. Решаюсь, включаю левый поворот и начинаю готовиться к повороту. На светофоре загорается жёлтый, на в стречке во втором ряду перед светофором останавливается авто. Начинаю поворачивать уже на красный. Тут, по первому ряду, на перекресток вылетает тазик шестой модели, уже на красный и летит в мой правый борт. Спасибо 4A-GE под капотом, газ в пол и короллка, буксуя колёсами, уходит из-под удара. Тазик пролетает мимо моего заднего бампера на расстоянии спичечного коробка. Волосы дыбом, всего потряхивает, чуть было не было. Сходил к монументу Родина Мать, поклонился павшим Героям. Вниз не ходил, там реконструкция идёт, да и время поджимало.
Прульки и в Волгограде попадаются!
На 12-й день пути увидел земляка! Сахалинец, идёт с грузом на Кавказ. В волгоградской пробке пообщались.
Выбрался из Волгограда и станицами пошел на Армавир. Ехал до упора и уже 3 октября в час ночи доехал до Армавира. Встреча с родителями, родственниками. Первая часть путешествия закончена. За последний день проехал 1230 км.
Итого, за 12 дней пройдено 12333 км, осуществил мечту, закрыл один пунктик! Попутно побывал в Казахстане, посетил друга в Алматы. Увидел вживую людей, с которыми познакомился в интернете и, вообще, увидел много нового! Потраченные деньги на еду и бензин не вижу смысла пересчитывать, за мечту нужно платить!!! Короллка не подвела, стойки сухие ничего не гремит, колёса не пробивал, будет теперь проживать в Армавире, помогать родителям по хозяйству. Ну и встреча с двоюродными братом и сестрой, племянницей и племянником и остальными родственниками, которых не видел около тридцати лет!!!
Ждите вторую часть, про поездку на Гран-При Ф-1 в Сочи.