Тропой шамана, или День независимости — 2010 по-хакасски

16.09.2010 | 19716 просмотров

На июньские праздники решили не отсиживаться дома, а посетить хотя бы несколько достопримечательностей Хакасии.

Народу набралось на два экипажа. Экипаж №1 Toyota ist (1nz), экипаж №2 Kia Sportage (бензин). Всего десять человек.

День первый. Красноярск — Белый Июс

Решили разделиться и поехать из Красноярска разными путями. Один экипаж рванул через Ачинск. Второй — через Дивногорск и Балахту. Договорились встретиться в Ужуре. Дальше поехали через Копьево на мост через Чулым. Дорога до этого моста от Дивногорска заняла три часа.

На счет Копьево — есть одна хитрушка. По указателям мелькает несколько раз Копьево, и на карте их тоже два. Нам нужно то, что поменьше. Ориентиром послужил мост (тот самый через Чулым), хотя сразу пролетели мимо и пришлось возвращаться. Проехали Большой Сютик, дальше все время по трассе, пока не показалась долина Белого Июса. Так как было уже поздно и начало темнеть, стали искать место на ночлег. Заехали в поле недалеко от воды, там и встали. Пробила полночь.

День второй. Сулекские писаницы. Сундуки

Очнулись на пастбище. Поняли это по коровьим «следам». :)

На этот день запланировали Сулекские писаницы и Сундуки. Так как путь был немного не продуман, нам пришлось вернуться в Копьево, и оттуда уже в сторону Саралы поехали искать те самые писаницы. Найти их было и легко, и сложно. Сориентировались только по фотографии в путеводителе. На самом деле ищем остановку в районе поворота на Устинкино. Она сразу бросается в глаза, так как стоит одна посреди степи. А там уже достаточно посмотреть по сторонам и найти степную дорогу в сторону каменных холмов. Дорога хорошо притоптана, так что проехать можно на любой машине. Дорога эта заканчивается полянкой под несколько машин и видом на сульфатное озеро. Оттуда уже идем искать наскальные рисунки древних некогда живших тут людей. Не обошлось без образцов современной наскальной гравюры. Экскурсия заняла примерно час.

«Сулекские писаницы Орджоникидзевского района являются шедевром изобразительного искусства эпохи тюхтятской культуры. В народе эти писаницы называют «Пичиктиг-Таг» (писаная гора). Относится к Окуневской культуре 2 тысячилетия до н.э. Рукой художника выполнены на скале сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных. Есть сюжеты, связанные с шаманскими обрядами. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского письма. Верхняя надпись (которую мы не нашли) гласит: «Вечная скала», т.е. скала с рисунками, оставленными на вечные времена. Как памятник древней культуры Сулекские писаницы имеет не только местное, но и всемирное значение».

Что упустили:

Могли бы подняться ещё и на соседнюю гору, перейдя через маленький лог, и посмотреть на остатки древнего сооружения в виде стены, сложенной из плоских камней. Оттуда открывается великолепный вид на долину Чёрного Июса со скалистыми горами, поросшими лесом, озерами, отражающими небо, желтыми степями на дне долины и бесчисленными курганными камнями — символами гордого духа людей, погребенных здесь. Об этом красивом месте узнали уже после поездки, покопавшись в материалах других путешественников.

Дальше наш путь лежал на Сундуки. Подъехать к пятому, самому южному сундуку, можно практически вплотную. Ехали мы со стороны поселка Шира к Черному озеру. Между селами Марчеглаш и Топаново надо свернуть направо — к поселку М. Кобежиков на шоссе, пересекающее Белый Июс, и проехать по железобетонному мосту. За мостом (второй поворот направо) — и есть та гравийка, что мимо Сундуков ведет к железнодорожной станции. Но мы про станцию не знали и просто ехали по накатанной и приехали мимо могильников прямо к подножию горы.

«Сундуки. Массив из пяти (некоторые насчитывают их больше) отдельно стоящих гор-останцов. Сундуки относятся к гряде Хызыл-Хая, берущей своё начало в районе Ефремкинского хребта. Сундуки имеют порядковые номера. Самый северный из них — Первый Сундук, Самый южный — Пятый. С их вершин на многие километры вокруг видна бескрайняя степь с бесчисленными курганами и линиями древних оросительных каналов и по многим из них до сих пор течет вода. Название «Сундуки» горы получили от первого Сундука, на вершине которого находится скальный останец в виде куба. Есть мнение, что эти горы являются древней обсерваторией, так сказать, сибирский Стоунхендж. И вообще, это место считается энергетически очень сильным, у некоторых людей бывают видения и пр. чудеса. Поговаривают, что тут по ночам случаются разные аномальные вещи.

Также Сундуки являются природно-историческим памятником, организованным для сохранения степных фитоценозов и исторических мест, связанных  с древними поселениями человека (наскальные рисунки, культо-мемориальные комплексы, курганы и т.д.)».

Когда мы поднялись на вершину пятого сундука, нас застала непогода — навалился шквальный ветер и дождь так хлестал, что местами было весьма больно. Но мы — туристы бывалые и везде таскаем с собой дождевики :). Конечно, виды и ощущения впечатляют. Насладившись красотой этого таинственного места, нам стало ясно одно — дня мало и одного сундука тоже. Зародилась идея приехать сюда с целью обойти все сундуки и прочувствовать атмосферу  тонкого мира, который тут явно присутствует.

После дня прогулок по удивительным местам мы остановились на пару часов в замечательном домике села Ефремкино. Баня была как нельзя кстати, а деревенская сметана с булочками была самым вкусным деликатесом.

Но как настоящие путешественники и люди, выбравшиеся на природу не для того, чтобы ночевать с комфортом, мы отказались от ночевки в домике и дружно проголосовали за палатки на берегу Белого Июса у подножия скального массива Тогуз-Аз («Девять ртов»), откуда берет своё начало Тропа шаманов (предков).

День третий. Тропа шаманов — оз. Иткуль

Прогулка по Тропе начинается с удивительно живописного местечка — грота Проскурякова.

Длина грота — 20 м, глубина — 12 м. В Хакасии, после грота Двуглазка, здесь самое древнее известное местонахождение пребывания человека. На стенах грота — рисунки (личины), сделанные охрой приблизительно 4,5 тыс. лет назад, также были обнаружены кости животных более чем 20 видов: мамонт, пещерная гиена, пещерный лев и пр.

Далее вверх по течению Белого Июса располагается Верхнеиюсский карстовый участок, в котором находится шесть пещер. Тропинка вьётся по хребту скального массива вдоль этих пещер, всё время убегая за повороты, в пещеры, гроты, то падая вниз, то круто взлетая.

Наиболее длинными пещерами тропы являются: Сынныкская — 150 м, Оскал Фортуны — 78 м, Беренжакская — 30 м. Тем, кто любит не только легкие походы по красивым тропам, но и что-нибудь поэкстремальнее, наверняка понравятся пещеры побольше, которых так много в районе села Ефремкино и Малой Сыи. Самые известные: пещера «Крест» (ледяная), «Ящик пандоры», грот Тогзасский, пещера «Археологическая», «Крутая», пещера «Черного дьявола», «Пионерская» и т.д.

После отличной прогулки по Тропе шаманов, которая заняла четыре часа, мы выдвинулись на озеро Иткуль. На нем планировали переночевать. Приехали на место в 20:00. Нашли озеро довольно легко. Для стоянки выбрали закрытую для туристов зону :). Видимо, был не сезон, поэтому мы беспрепятственно проехали за предупреждающий плакат и траншею, преграждавшую путь к берегу с кусочком леса. Иткуль оказался большим и невероятно красивым, особенно на закате. Вода настолько чистая, что даже не хотелось заходить в неё, дабы не нарушить первозданность и прозрачность красоты. Но утром перед отъездом некоторые члены экипажей всё же поплескались.

День четвертый. Туим — Красноярск

Распрощавшись с Иткулем, двинули в Туим. Провал мы, конечно, видели, но хотелось поглазеть ещё раз и, как всегда, впечатлились его размерами. Понаблюдали за джамперами, побросали камни вниз и поехали дальше.

«Туимский провал — Киялых-Узень («Своенравный лог»). Это место ещё называют Медной горой. Гора находится недалеко от поселка Туим, на месте закрытой в 1974 г. шахты. Это место полно разных руд: диорит, окисленная медь, малахит, халькопирит, пирит, железная руда, кварц, молибден. Когда на вершине горы стал пропадать скот и образовалась дыра диаметром 6 м., с горой поступили просто — взорвали. Таким образом, появился гигантский провал диаметром 200 м. Он напоминает огромную бутылку с отбитым горлышком. Борта совершенно отвесные. От вершины горы до уреза воды 120 м. Глубина озера, которое находится на дне провала, — 50 м. Цвет воды весьма странный, слепяще-бирюзовый. По шахте с надписью «СССР» водят экскурсии, выдавая туристам сапоги и фонарики.

Следующим пунктом нашего хаотичного метания по Хакасии были Ледяные пещеры, которые находятся в окрестностях Туима. Экскурсии там тоже есть, но можно залезть и самим, что мы и сделали. Прошлись по прямой, чтоб не заплутать, дошли до лифта шахты и повернули назад.

Напоследок, перед тем, как стартануть в сторону Красноярска, завернули на Туим-кольцо.

«Туим-кольцо — погребально-культовый памятник Хакасии. Здесь вокруг квадратной ограды с выложенными из камня диагоналями племена Окуневской культуры соорудили круг диаметром 84 м из вкопанных менгиров. Этот круг аналогичен кромлехам из мегалитических памятников на Британских островах, во Франции, Южной Скандинавии и Северной Германии. В центре ограды, раскопанной археологами в 1970-х гг., — погребение в ящике из каменных плит. Кто был похоронен в центре этого комплекса, остается только догадываться».

Закончилось наше путешествие остановкой на Дивногорской ГЭС и г. Красноярском.

P.S.

Средний расход за поездку у «Ist» составил 8,5-9 литров, сказывается пять человек в машине, полностью забитый багажник (пенопластовый ящик выкинул в гараже) и сетка на крыше с бензопилой и прочим хламом. Когда мы ездили второй раз, через месяц в ту же сторону только вдвоем и без барахла, расход составил всего 5.8 литров на сотню.

У «Спортейджа» вышло около 9-ти литров бензина.

На данную поездку нас подтолкнул отчет "Поездка в Хакасию — музей под открытым небом", спасибо автору за карту и разъяснения.

Удачных всем автопутешествий!

С уважением, из Красноярска!

ga_iden

фффф
Ачуметь. тыкаешь на одну ссылку, а попадаешь на другую страницу

Молодцы! Хороший отчет +5

69 - Томск! - 71
Бывали в тех местах, разок другой можно съездить..

Черногорск
Ни чё не знаю,ХАКАСИЯ РУЛИТ!))))
Молодцы что заехали к нам!))))

KJA
Здорово!

)))) слоника со второй фотки помню!))))

Просто Петя
А я уж думал, такого кайфа никогда не суждено будет поймать, читая "народный" отзыв: ни одной ошибки, даже - пунктуационной. Учитесь, "кросавчеги"...

И все-таки какая у нас красивая Россия!

Молодцом )))

Тверь
Красота!!!!!!!!!!!!!!!!
Сузуки Аэрио 2001г.1500сс. ATT (правый руль)

Молодцы!! хорошая поездочка. +5
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

lue

ухта
красотища однако

красиво!

В этом году, видимо, Хакасия стала местом паломничества. Так приятно прочесть о том, где были сами чуть позже (как будто снова побывали).Потрясающей красоты природа и масса исторических ценностей, культовых мест. Отличный отчет!
Теперь ждем когда нашотчет опубликуют. Удачи на дорогах и новых путешествий!

да, есть что вспомнить. Второй раз поехали уже вдвоём, "добили" то что не получилось в этом отчете, а точнее "Салбыкский курган" и крепость "Барсучий лог". Есть идея потратить на Хакасию 2-2.5 недели следующим летом, тем более в дороге купили очень хороший путеводитель "ле пти фюте" =) В нём есть информация о местах, не так сильно заезженных туристами. И в селе "Ефремкино" от местных узнали о древней крепости и еще паре интересных объектах. =) Так что там еще очень много всего интересного.

Мы тоже много чего не увидали и много где не побывали. обязательно хотим восполнить этот пробел. В Хакасии есть что посмотреть. А рассказы тех, кто уже бывал лишь подогревают интерес, за что всем и спасибо.

avtA:
:) В следующем году по-любому к вам на Байкал поедем, только на джип придётся накопить за зиму.

ga_iden:
Приезжайте, если что помочь, подсказать и т.д - всегда пожалуйста

medm
Хакасаведы

Хакасия постепенно становится альтернативой Г.Алтаю для жителей окрестных деревень Н-ска,Кем-во, Б-ла и пр.
Тоже были семейством этим летом, ночевали на Шире, жили на базе в Кубайке (спасибо Марине - хозяйке). Стихи, однако:). Кедровый домик на четверых на берегу Оны, 1 чел./сутки с трехразовой отменно-домашней едой стоит 1 тыр. Загорали, когда не было дождя, сплавлялись с детьми, ездили на перевал 2206 м, попали там в метель (август!). Самое основное отличие от Г.Алтая при схожести природы горной - это малолюдность (пока что), отсутствие сотен, даже десятков автомобилей, незатоптанность (сам слово придумал:). Единственное, что сдерживает орды, например, новосибовцев, это расстояние 1000 - 1300 км.
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

красивая природа на фото!

прим
Не на Шире, а на Шира. Не склоняется вообще-то.
Извините, конечно, но глаза резануло прям.

Врангель
>_<

интересные места

Удмуртия
молордцы! отлично прокатились!
был на Туимском провале в этом году во время поездки на ДРОМФЕСТ. фотография не отображает масштабов!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!

Удмуртия
и СШГЭС впечатляет! я просто обалдел от размеров!

молодцы, красивые места.

Мой отзыв: Isuzu Bighorn 2001

TRICK-TRACK, про Алтай вы ерунду какую-то написали. Видимо, дальше Чемальского тракта там не были.

Медведко:
ga_iden, как водила Форда из отчета "Поездка в Хакасию — музей под открытым небом" скажу, что "остатки древнего сооружения в виде стены" - это не более чем несколько камней под ногами. Жалеть не о чем. Зря не поехали на Ивановские озера - это одно из наиболее понравившихся мест из посещенных в "Поездка в Хакасию — музей под открытым небом". Причём, там есть где походить намного больше, чем на 1 день.
К сожалению у нас времени было всего 3ри дня, и 13го июня мы побоялись полноводья (брода к Ивановским). В это же время наши друзья ездили туда на ладе 2111, сперва акорда тягали с воды, потом их. В итоге "выше" оказывается был брод для "пузотёрок", но им никто не сказал. Наш "Ist" на низком профиле бы точно там утонул. А Куня, кстати о Куни, это просто п****тс. Приехали туда в 23.00. Забуксовали в каком-то поле, а вокруг дачи, одни дачи. Не где машину поставить. Ужос. :) Плюнули, и поехали обратно в сторону Абакана, так и уснули на трассе в машине. Да - в Исте тоже можно спать лежа, да - вдвоем. :) (рост 178)

В 1985 году группа ученых из Новосибирска проводила исследование в Кашкуланской пещере, что в Хакассии (Красноярский край). В древности эта пещера была культовым местом, где хакассы-язычники поклонялись, как они говорили, черному диаволу. С тех пор дурная слава идет об этом месте, где временами таинственно исчезали люди.

Завершив свои исследования, новосибирские ученые покидали пещеру. Когда наступил черед последнему из них готовиться к подъему, он почувствовал на себе чей-то взгляд, невольно обернулся и увидел перед собою страшилище с рогами и огненными глазами, которое звало его к себе. От ужаса ученый не мог несколько секунд сдвинуться с места. Его связывала с коллегами, уже поднявшимися наверх, веревка, за которую он стал быстро дергать, подавая тем самым сигнал о неотложной помощи. Помощь тут же подоспела. Но то, что пережил в тот момент этот неробкий, не потерявший самообладания человек, так потрясло его психику, что он больше не отважился спускаться в эту пещеру. Подобное существо видели в этой самой пещере и другие исследователи в другое время.

Один из видов или образов, в котором бесы являются людям, - это снежный человек, который обычно открывает себя в лесах или высоко в горах. Материалисты успокаивают и себя, и других людей тем, что снежный человек - это, мол, далекий предок человечества, существо сродни человеку и обезьяне. Но от встречи с обезьянами или другими приматами в лесу или в зоопарке ни у кого из людей непонятный страх и жар по телу не пробегает. А вот при встрече со снежным человеком это случается довольно часто: люди просто цепенеют от ужаса.

Однажды Иван Сергеевич Тургенев в одном из уголков Полесья среди белого дня повстречался со снежным человеком - волосатой женщиной, которая некоторое время преследовала его, и он вынужден был убегать от лесной незнакомки. Несмотря на свой высокий культурный уровень, великий русский писатель был до крайности потрясен пережитым, и впоследствии делился впечатлениями с собратьями по перу, в том числе и с зарубежными - французскими.

По рассказам очевидцев, рост снежного человека достигает примерно двух с половиной метров, он весь покрыт волосами, голова выходит прямо из плеч, горящие глаза исполнены злобы и гнева, руки достигают колен. От него, говорят очевидцы, исходит тошнотный запах грязной шерсти, такое зловонье, что люди даже теряли сознание. Известны случаи, когда после себя он оставлял на земле след босой ноги до полуметра или перемещался словно по воздуху.

В кругах ученых, занимающихся изучением снежного человека, существует мнение, что известный в древности на Руси леший и снежный человек - это одно и то же существо. Теперь уже можно встретить и в газете, что снежного человека называют лесным диаволом. В том, что снежный человек - это никто иной, как диавол, являющийся в образе человеческом, сомневаться не приходится. Он может на глазах внезапно появляться и также внезапно исчезать, обладает необычно сильным гипнозом, вселяет в души тех, кто с ним повстречается, неестественный страх.

Примеры, подтверждающие явления бесов на Землю в настоящее время, можно было бы продолжить, конечно, не ради интереса к этим диавольским существам (сохрани нас Господи, от такого интереса), а чтобы знать, как уберечься от напастей злой силы, и в некоторой степени мы еще возвратимся к этому вопросу на ближайших страницах.