Южными границами. На плато Укок и по краешку Тывы на MMC Delica

01.06.2012 | 36131 просмотр

Часть 1

Барнаул—Бийск—Акташ—Курай—Кош-Агач—Теплый ключ—оз.Кальджинколь-Бас—Кош-Агач—пер. Бугузун—оз. Хиндиктиг-Холь—Кош-Агач—Акташ—Барнаул.

Где лучше всего провести остаток лета? Конечно же, в территориях, приравненных по суровости условий к Крайнему Северу. Только мне такое может прийти в голову.

О плато Укок я узнала еще пару лет назад, но тогда у меня эти места не вызвали никакого интереса. Моя велосипедная подруга Настя из Новосибирска очень туда рвалась, а я была наслышана о холоде этих мест и ехать туда отказывалась. До поры до времени. В этом году меня шибануло, что я туда очень-очень хочу. Совершенно неожиданно для нас обеих мы выбрали автомобильное путешествие по Алтаю, которое потом дополнилось заездом в Тыву. В ходе долгих обсуждений, замен, подгонок, утрясок, утрусок, у нас получился маршрут Укок—Тыва и два экипажа на всепроходных микроавтобусах 4WD Mitsubishi Delica. Автотуризм это для меня что-то новенькое, потому что до этого я всегда предпочитала велотуризм.

Итак, 28-го августа я приехала в Новосибирск, где мы встретились с Настей, поехали на казахском поезде в Барнаул и остановились у нашего знакомого. День погуляли по Барнаулу, с которым меня связывают корни моей семьи.

Барнаульский политех, здесь учился мой отец.

Утром 30-го августа мы прибыли на точку сбора. Наша группа уже собралась на квартире. Огромненные рюкзаки, обычная скованность и стеснительность при первой встрече. У меня из рюкзака торчит плюшевый кот — подарок моего знакомого. Я, наверное, странно выгляжу с ним, но делать нечего, девать его некуда, кот поедет со мной. Перед самой поездкой выясняется, что одна из машин сломана и поедет другая. Настя рада, ведь с водителем Даней она была в Монголии и других поездках. Даня помимо автотуризма известен как знатный велогонщик, спортсмен и отчаянный велотурист. Он знаком с красноярскими байкерами и спортсменами, приезжал в Красноярск на соревнования. А на вид скромный молодой человек в очках, и не скажешь, что такой боевой товарищ. Даня вегетарианец, так же как и Настя и еще одна девочка из Новосибирска Катя. Остальные — мясоеды. Команда интернациональная — молодая пара Света и Андрей из Москвы, еще один москвич Дмитрий, Игорь из Новокузнецка и четыре новосибирца — Настя, Катя, Сергей и Алексей.

Барнаул провожает нас проливным дождем. Мы с Настей грузимся в Данину зеленую «Делику», с нами москвичи. Остальные садятся в «Хонду», которая повезет их до Курая. В Курае нас будет ждать Данин знакомый Олег. Он возит в Актру туристов, тоже на «Делике». У той «Делики» слабый мотор и ездить она может не больше 40-60 км/ч, что для тех дорог вполне себе нормальная скорость, даже перебор.

Знакомые уже пейзажи, несемся по республике Алтай, немного утомительная дорога. Семинский перевал, Чике-Таман, тут я не была, мы объезжали их в 9 году.

На перевале Чике-Таман.

А вот уже знакомый нам с Настей участок Чуйского тракта от Ини до Акташа, здесь мы были на великах. Легкий перекус в Акташе.

От Акташа мы едем прямо, а налево дорога на Улаганский перевал. Уже вечереет. И вот перед нами предстает Северо-Чуйский хребет во всей красе, в снегу и закатных лучах. Даня заводит машину на пригорок, и мы идем снимать. Дует резкий холодный ветер.

Северо-Чуйский хребет.

Курайская степь.

В Курае ждем Олега. Подъехали пьяные алтайцы на машине и жаждут общения с нами, расспрашивают, сколько стоит такая машина и прочее. Ну, хоть денег не просят. Олег приехал, перегрузили вещи к нему и покатили по Курайской степи на стоянку. Первые элементы джиппинга — вваливаемся по крутому уклону на полянку по камням. Уже темно, небо усыпано звездами. В темноте ставим лагерь. Даня и Олег выгружают столик, раскладные стулья — вот так батон-поход, с комфортом :).

Ночная Чуя.

Олег начинает стращать, мол, снег выпал очень рано, говорят, на Укоке снега по колено, мы туда не пройдем и нефиг туда тащиться. Даня ему внимает, но решения никакого пока не принято.

Меня 700 автокилометров настолько ушатали, что я падаю спать без еды. Да и не особо хочется в таком состоянии. Настроение не очень, не знаю, как перенесу весь поход, раз меня так укачивает. Настя пришла спать и сообщила, что из-за возможного снега решено сначала поехать в Тыву, а потом уже на Укок, авось к тому времени все потает.

31 августа, день первый. р. Чуя — Кош-Агач — Джумалинские озера

Теплая ночь, приятное сопровождение шумящей бирюзовой Чуи. Утренняя кашка от Дани. Настя предупредила, что Даня встает первый и варит кашки. Очень любит манную кашу. На первый завтрак он приготовил именно ее. Я воздержалась, ночь беспробудного сна не вернула мне бодрость духа после укачивания.

Утро на Чуе.

Солнце мгновенно прогрело воздух, стало очень жарко. Мы с Настей посетили небольшой водопад неподалеку. Нас заметили ночующие неподалеку туристы. Они подошли к нам и, узнав, куда мы собрались, начали ту же песню про снег по колено. Впрочем, планы изменились, и мы все равно едем сначала на Укок, а потом уже в Тыву согласно первоначального плана.

Водопадик.

Нас в машине осталось четверо пассажиров. Мы экипаж № 1. «Номер 1, потому что мы везем еду, везем дрова» (с) Даня. Еды, и правда, огромное количество, все разложено в аккуратные пластиковые ящики. Не представляю, как мы все это съедим.

Сначала мы едем в Кош-Агач. Плато Укок — приграничная территория, и нам нужно получить пропуска для проезда там. У Дани были списки с полными данными, и оформление не должно занять много времени. Кош-Агач — шумный поселок с оживленным движением, причем это все местные туда-сюда гоняют, очень много женщин за рулем. Население — преимущественно казахи.

На заправке Даня и Олег залили большие канистры топливом на все четыре дня пути, на Укоке нет ни магазинов, ни связи, ни заправок. Должно хватить.

В Кош-Агаче (фото Леши).

У отделения к нам привязался страдающий похмельем алтаец, выпрашивающий шесть рублей на одеколон. Мы отмазываемся, как можем, ибо если дать ему шесть рублей, то через десять минут у нашей машины будет пол Кош-Агача. Игорь, веселый взрослый дядька, за пять минут загрузил его так, чего мы не могли сделать почти час. И он ушел восвояси переваривать информацию.

В Кош-Агаче мы провели почти два часа. Оказалось, в справку закрался небольшой косяк, погранцы прикапывались к каждой букве.

И наконец, все формальности утрясены, мы получили заветный коллективный пропуск и рванули в путь. Асфальта нет, началась тряска по пыли и камням. Олег угнал вперед, а Даня жалеет машину. Впрочем, мы не особо спешим. В машине солярий, тепло и хорошо.

Появляется погранзастава Солонешное. Строгие погранцы вызвали всех из машины и по лицам сверяли паспорта.

Едем неспешно, около 40 км/ч. За бортом дует сильнейший ледяной ветер, а в машине тропики. Вот перед нами возникает Южно-Чуйский хребет, покрытый снежком. Выныриваем пофотать и тут же назад в машину.

Манюня пылит в Чуйской степи.

Птичек разглядываю.

Южно-Чуйский хребет.

Показались Джумалинские озера, а за ними горы с снежниками, и везде цветные пятна осенней растительности.

Первое Джумалинское озеро.

Второе Джумалинское озеро.

Дорога уже фиговенькая, крадемся потихоньку. Стоять будем на озере, потому что сегодня уже поздно ехать в перевал Теплый ключ, он сложный и долгий. Перед стоянкой наши проводники решили заехать к турбазе неподалеку, за дровами и за информацией о состоянии перевала, правда ли, что там снег. Короткое расстояние преодолеваем очень долго, такая вот дорога. Здесь выходят радоновые источники, и стоят ванны в домиках и открытый бассейн. Подойти нам туда не дали, потому что было занято. Мы же здесь ночевать не будем, заедем завтра с утра посмотрим. Народ настроен покупаться, а меня смущает непрекращающийся ледяной ветер. Кроме нас тут еще тусуется народ на джипах, собирающийся сегодня в перевал. Даня скептически относится к этому мероприятию. А Настя все вспоминает, как она ехала в этот жуткий перевал под дождем и снегом прошлым летом.

(фото Леши).

Какие-то матрасы собрались на Укок (фото Леши).

Завтра нам туда, на вид безобидно.

Мы возвращаемся к озеру и скачем по камням до берега. Ветер жуть. Я еще не знала, что он будет сопровождать нас до конца маршрута. Но солнце жарит еще, и настроение пока бодрое. Время около четырех дня. Мы с Настей ставим палатку и идем гулять и покупаться на второе озеро. Озеро оказалось гораздо дальше, чем мы думали, мы шли шли долго, солнце скрылось за тучи, стало неуютно, да и к озеру оказалось, что не подойти, сплошное болото кругом. Весь Укок практически — это болото. Несолоно хлебавши мы вернулись в лагерь, уже стемнело и начало стремительно холодать. Ветер не стих еще, но солнце уже не давало тепло, и было зябко.

Наш лагерь.

Цыганщина (фото Леши).

Вечером в попытке снять со штатива закатные горы, я уронила фотик. В результате падения, фотик лишился штатного объектива. Т.е. снимать всю красоту стало нечем. Очень обидно. Из широкого угла осталась лишь мыльница. Что ж, будем снимать на 105 мм.

Ночью сидели всей толпой у костра на стульчиках и грелись. На небе были шикарные звезды, мы смотрели на них и разгадывали созвездия. Ветер к ночи утих, стало совсем хорошо.

1 сентября, день второй. Перевал Теплый ключ — плато Укок — озеро Кальджинколь-Бас

Проснулась от разговора около палатки: «Юг Алтая? Север Китая!». Время 7 утра, жутко холодно. Вылезаю из палатки — она вся покрыта снегом, и все вещи в тамбуре тоже. Даня сообщает, что температура окружающей среды -4 градуса.

Снежок!

Но постепенно солнце прогрело воздух и снова стало весело жить. Даня сварил кукурузную кашу. Не особо впечатлило, пожевала ее с сыром.

Завтрак.

Красавицы-горы в утреннем свете.

Даня укрепляет защитку.

Сегодня у нас план перевалить Теплый ключ, проехать по плато до погранзаставы Канас, отметиться и встать на озере. Мы заехали на источники, где нам провели подробную экскурсию, показали домики с ваннами, открытый бассейн. В бассейне очень много мелких рыбок. Мы купаться не стали, посоветовали нам перед дорогой не делать этого, искупаться на обратном пути. Однако ноги в бассейне с рыбками мы помочили. Было прикольно, когда они начали покусывать за пятки.

Рыбки.

Бассейн с рыбками (фото Насти).

Купальня.

Вид на озеро с источников.

Дальше была адская дорога, сплошные огромные каменюги. Пришлось пройтись немного пешком, чтобы облегчить машину. По пути встретили маралов, они стояли на склоне и смотрели на нас. Дорога очень узкая, только для одной машины, слева, справа — склоны. Здесь действует негласное правило — кто едет вверх, того и дорога. А едущие вниз должны как-то раскорячиться, но уступить. Пейзажи фантастические — сопки, усыпанные темно-серыми камнями, горы и оранжевые поля карликовой березки, про которую я сначала думала, что это лишайники на камнях.

Маралы.

Где-то там источники.

Едет в гору (фото Насти).

А мы идем.

На вершине перевала маленькое озерцо с ледяной водой. Кроме пары летне-осенних месяцев перевал практически непроходим даже для внедорожников, заносит снегом. Вспоминаем слова пугавших нас с самого Курая, что на Укоке выпало по колено снега. Тут даже признаков нет, все сухо и хорошо. Высота перевала 2 940 м. Самочувствие не очень, видимо, подкрадывается горная болезнь. А может, опять укачало.

На вершине перевала Теплый ключ.

(фото Насти).

На перевале нас встречает кусочек Табын-Богдо-Ола, в переводе с монгольского «5 божественных гор». Он находится между четырьмя государствами — Монголией, Китаем, Казахстаном и Россией. Мы пока не видим пять вершин, однако то, что видно — уже впечатляет — одна полностью покрытая снегом вершина, как мороженое, и другие частично. Максимальная абсолютная отметка — г. Хуйтен (Кийтын) — достигает 4 374 м и является после Белухи второй по высоте вершиной гор Сибири. В высокогорье ок. 35 ледников общей пл. ок. 150 км²; крупнейшие — ледники Потанина (19 км; 56,5 км²), Пржевальского (10,8 км; 30 км²).

Первое явление Табын-Богдо-Ола.

Схема горного массива.

Налюбовавшись, мы начинаем долгий утомительный спуск. Стрелка спидометра практически все время лежит. Машины крадутся по камням как будто шагают по ним.

Внезапно Олег, идущий первым, резко останавливается. Рации мы не включили, поэтому все переговоры вживую. Оказывается, Олег нашел дрова. Мы их забираем себе. На Укоке практически нет дров (окромя столбов линий электропередач, но о них позже), поэтому все, что мы встречали, тут же подбирали себе, нам тут тусоваться четыре дня.

Дровишки! (фото Насти).

Постепенно спускаемся на плато, Табын-Богдо-Ола все время рядом. Укок завораживает с первых минут. Невероятное умиротворение поселяется при виде этих совсем не бескрайних просторов. Я думала, что это похоже на Хакасию. Так-то оно так, но не совсем. Ощущение невероятное. Само плато достаточно небольшое, 30 на 50 км, обрамлено вокруг горами, что создает ощущение уютности и спокойствия. Не зря Укок так и переводится — Покой. Нас встречает щит «Зона покоя — плато Укок». Впрочем, не мудрено. Укок — это древнее алтайское кладбище.

Мы пересекаем многочисленные броды через реку Калгуты. Река маловодна, порой только каменистые русла от нее остались. Табын-Богдо-Ола открывается перед нами во всей красе, мы едем уже прямо на него. Но над горами бушует снежная буря и все пять вершин нам практически не видны. Горы слева от нас, а справа такая же картина. Только мы едем по солнечному коридору.

На одном из бродов Олег застрял в грязи. Они вяжут трос, и Даня его вытягивает из трясины. Сам Даня проезжает без проблем.

Застряли…

Тянем.

Свобода!

(фото Леши)

По всему плато видно присутствие человека, притом что людей тут бывает немного. Поскольку это приграничная зона, тут натянута колючая проволока, стоят столбы с электро- и радиопроводами. Граница проходит по хребту гор. Многие столбы уже пущены на дрова, лишь провода рядом валяются, отсюда на цветной лом их никто не потащит. Все эти антропогенные элементы среди плато, плюс снежные бури по бокам, создают ощущение апокалиптичности окружающей обстановки. Что самое печальное, очень много мусора кругом. Бутылки стеклянные и пластиковые жестяные банки в большом количестве кругом.

Время — 5 вечера. Мы добираемся до озера Гусиного, белого, как молоко. Ахтунг вокруг продолжается. Черное небо, белое озеро, желтая трава. Тут уже оживленнее, встречаются палатки. Это Газпром уже примеряется строить через Укок газопровод в Китай.

Это вовсе не туристы (фото Леши).

Лагерь Газпрома (фото Леши).

Ковыряют Укок: ( (фото Леши).

Озеро Гусиное.

Делики» на Гусином.

Переваливаем небольшой перевальчик и катим по плато к реке Ак-Алаха. Вокруг многочисленные озера, маленькие и покрупнее.

Вдалеке виднеется заснеженная гора Канас, это часть Китая. Даня рассказывает, что там за Канасским перевалом цивилизация. Озеро Канас очень популярное среди китайцев, там все как надо, даже есть вай фай. Под рукой у меня атлас Горного Алтая, я листаю, ищу озеро, где мы будем ночевать, взгляд падает на озеро Канас, которое почему-то находится в России. Мы с Даней долго спорим, кому верить — атласу или ему. Даня даже останавливает машину, дабы проверить, где именно находится Канас в этом атласе. Потом он несколько раз повторяет: «Учи географию!» и прекращает дискуссию :). Оказалось, что в атласе перепутаны местами озера Канас и Ак-Холь, которое как раз находится в России.

Помимо озера и горы Канас, есть перевал Канас, который ведет в Китай. Канас по-казахски означает «кровавый перевал». Это связано с историческими событиями 1936 года, когда казахи бежали от коллективизации в Китай со своими стадами, как раз через этот перевал. До поры до времени их выпускали, а потом в один день там перестреляли целый род казахов.

Мы подъезжаем к Ак-Алахе. Все время рядом с нами идет забор из колючей проволоки. Старый мост разрушен, однако уже стоит новый.

Колючка (фото Леши).

Дорога к Ак-Алахе (фото Леши).

Старый и новый мосты через Ак-Алаху.

Зимовье около Ак-Алахи.

Проезжает машина, а за ней бежит собака. Видимо, тренируется. Мы ее видели потом до самой погранзаставы, до которой от моста было 7 км.

Собачка и вчерашние джиперы.

Мы двигаем дальше и попадаем в совершенно не примечательно с виду, но сенсационное в недалеком прошлом место — курган Принцессы Укока. Искать мы его даже не искали, можно сказать, случайно наткнулись.

(фото Насти).

Побродив вокруг камней и колючки, мы поехали дальше. Встретили вчерашних джипперов-матрасов, они то ли возвращались с погранзаставы, то ли вовсе уезжали восвояси.

К 7 мы добрались до заставы. Здесь гора Канас была видна во всей красе.

Погранзастава Канас.

Проверка затянулась на полчаса, и стало ясно, что засветло мы не доберемся до ночевки. Было уже очень холодно. Выезжали провожаемые красивейшем закатом, отражающимся на облаках и снеге Табын-Богдо-Ола.

Дорога к озеру КальджинКоль Бас, которое должно стать нашим пристанищем на ближайшие дни, была адовая. Таких буераков я еще не видала, болтало нас знатно, а почти вертикальные подъемы наводили страх. И вот пошли озера, в них отражались горы, а мы все ехали и ехали по кочкам. В темноте прибыли на КальджинКоль Бас. Кроме нас на озере еще стоял какой-то браконьер (так сказал Олег). Мы раскинули лагерь, приготовили ужин и завалились спать. Я заныкала в спальник бутылку с горячей водой для сугрева. Слава Укока как холодного места меня пугала. Завтра дневка, можно спать долго. Кстати, следов снега по колено по-прежнему мы не обнаружили.

2 сентября, день третий. Дневка, поход на «видовку» им. трех девиц

Ночь была относительно теплая. То ли подогретая вода помогла, то ли пять кофт и трое штанов, то ли просто было тепло. Снега на тенте, по крайней мере, не наблюдалось. На небе ходили тучи, и было непонятно, увидим ли мы что-то сегодня. Я встала пораньше и пошла обозревать окрестности. Поскольку тут была «степь да степь», обозревать их пришлось уходить довольно далеко от лагеря.

Наш лагерь на берегу озера.

Тучи ходят со всех сторон.

Даня удивляет каждый день. Сегодня он сварил пшеничную кашу. Это малосъедобное на мой взгляд блюдо, украшенное майонезом и сыром, пошло очень даже хорошо. Ведем разговоры о еде, на что Даня постоянно говорит: «Опять они завели гурманские разговоры! Ну сколько можно?» Разговоры о еде — любимая тема за завтраком и ужином.

Решаем, куда пойти.

В 11 утра мы вышли в наш мини-поход, чтобы посмотреть с высоты на Табын-Богдо-Ола и другие горы Южно-Алтайского хребта, а так же, если повезет, и на Белуху. Взяли еды с собой. Леше достались консервы — паштеты для мясоедов и кабачковая икра для вегетарианцев, а также сладости. Андрею я дала хлеб, а себе взяла палку сырокопченой колбасы. Идти было прилично, около 25 км туда обратно. Мы больше часа шли вдоль озера. Поверхность — сплошные болотные кочки, очень бесят. Мало что спать пришлось на них, так еще и ходить, спотыкаясь на каждом шагу, приходится.

На том берегу наши палатки.

Впереди подъем.

Когда я дошла до ручья, отделяющего меня от подъема в гору, я обнаружила, что мы остались без хлеба — Андрей, Света и Сергей отстали совсем. Впрочем, паштет и сладкое мне тоже не светили. Леша шагал далеко впереди. А Даня так вообще быстрее всех убежал, за ним поспевала только Катя. Я дожидаюсь Настю, и мы лезем в гору. Она вся заросла березкой, мы прем по ней напролом. Маленький, но жесткий кустарник доставляет нам массу неприятных эмоций. Катя бодро идет с Даней и Лешей впереди. Перевалили за горку и пошли по небольшому подъему к той самой вершинке 3200 м, на которую смотрели из лагеря. Идти до нее еще ого-го. Задолбались просто идти. Катя отстала от парней, я вообще потеряла их из виду.

Табын-Богдо-Ола все время с нами.

Укок — это болото

Перевалили за горку (фото Насти).

Наша цель, идти и идти…

Судя по Даниному темпу, он уже покорил вершину. Впереди чернеет курум. Я обошла Катю, сидящую на камне с крайне уставшим видом, и пошла дальше. Настя шла где-то сзади. Ощущение фантастическое. Вокруг нереальной красоты виды, я одна практически в этом всем, иду себе, прогуливаюсь. Только ветер нарушает звенящую тишину этих мест. Невероятное уединение в этих просторах, не описать ощущение спокойствия и умиротворения, которое сошло на меня, когда я бродила по этим горам. Некуда спешить, незачем бежать, время остановилось.

Я наконец-то обнаружила Лешу, он только добрался до курума. Можно и отдохнуть, ориентир на человека есть. Я села на камень и пожевала колбасы и мармеладок. Дошла Настя, посидели с ней и двинули покорять курум. Я слежу за Лешей, идем за ним. Катю мы потеряли уже из виду, решили, что она устала и пошла обратно. В глубине души я сомневалась, что такая путешественница, как Катя, оставит идею добраться до вершинки, но ее красная куртка нигде не мелькала на черно-желтом склоне.

Мне легче скакать по куруму в туриках, Настя в кроссовках обходит опасные места. Мы упорно лезем и лезем, открывается вид на Белуху, правда, она в тучах, плохо видно. С другой стороны Табын-Богдо-Ола. Видны четыре вершины в ясном небе, за пятую зацепилась тучка и не уходила. Мы дошли до перегиба перед самым крутым подъемом и сдались. Насте стало нехорошо, она подозревала горняшку. Осталось совсем чуть-чуть, однако наступила точка невозвращения засветло. Мы не хотели возвращаться в темноте.

Нелегка дорога в гору.

Где-то там в тучах Белуха.

Ак-Алаха — молочная река болотные кисельные берега.

Просторы…

Марсианские ландшафты

Даня прыгал по склону, Леша еще до вершины не дошел. Посидев немного, пожевав колбасу и яблоки, мы собрались вниз. Кстати, пшеничная кашка оказалась чудесной. Несмотря на весь день в пути, есть совершенно не хотелось, так лишь просто пожевать от нечего делать. Очень сытная штука. А Настя ожила от яблока и втопила так, что я еле за ней поспевала.

Мы шли и шли вниз, ветер доносил до нас разговоры Дани и Леши. Хотя мы их не видели, казалось, что они за соседним камнем. Они говорили о Кате. Мы спускались с курумника, а парни все звали Катю. Потом Леша выпустил ракету, и мы почуяли неладное и остановились подождать парней. Решили, что что-то случилось — Даня спускался как-то неуверенно, а потом и вовсе пропал из виду. В голову полезли мысли о том, как его отсюда транспортировать в лагерь, а также задумались, у кого из группы есть водительские права. В общем, всякая фигня.

Наконец, Леша до нас дошел. Оказалось, что они видели Катю все время, она шла гораздо ниже нас, поэтому мы с Настей ее и не видели. Потом они ее потеряли из вида. Леша пошел с нами в лагерь, а Даня остался искать Катю. Солнце стояло еще высоко, и мы бодро шли по горе. Леша, замученный новыми ботинками, отстал от нас, а нас же понесло траверсом искать обходной березку спуск к озеру. Но это было бесполезно, либо крутой скальник, либо она, чертова березка. Вместо укорочения пути мы шарахались зигзагами по колено в березке в поисках удобного спуска. Потом занырнули в высокую зеленую траву по пояс, на что Настя сказала: «Зеленая трава на Укоке это не к добру». Шли мы очень долго, шансы вернуться засветло стремились к нулю. Леша же нашел нормальный спуск и шагал по травянистому склону. Мы встретились на болоте, которое за день подтаяло и раскисло, от чего мы шли постоянно увязая. Даню мы слышали до тех пор, пока не перевалили на спуск. Было тревожно за него, как он будет возвращаться, фонарика у него нет, из одежды шорты, флиска и сандалии.

Смеркалось….

Вдоль озера мы шли уже в темноте. Из лагеря светили фонариками, мы посветили в ответ. Очень надеялись, что Катя уже там сидит и пьет чай, ибо было совершенно непонятно, что делать, если ее там нет. Потеряться там сложно, обзор с вершины хороший, и человека в красной куртке должно быть видно.

Укокский ветрище стих, и в глухой тишине с другого берега пискнула сигналка Даниной «Делики», и хлопнула дверь машины. Неужели они нас обошли, вот это радость! Приободрившись, мы помчались дальше.

В кромешной тьме мы добрались до ручья, в котором я утром промочила ноги до колен. Сейчас очень не хотелось мокнуть на холоде. Мы отыскали место, где побольше камней, и начали переход. В темноте не видно было ни воды, ни ее глубины, лишь белеющие под светом луны сухие камни. По ним мы и скакали, чувствуя себя героями компьютерной игры, и не думали о том, что камни могут шататься или быть неровными. Проскочили весело и без потерь.

Еще немного и мы добираемся до лагеря. Кати нет… И Дани тоже. Но машина открыта, значит, Даня где-то неподалеку, смог открыть машину с того берега. По противоположному берегу движется фонарик. Хочется верить, что это наши потеряшки. Раз фонарик, значит, Катя.

Пришли. Вдвоем. Ура! Оказалось, Катя упала в обморок почти на вершине от горняшки. Даня несколько раз оббежал всю гору, сорвал голос, пока докричался до нее. Шла она действительно совсем другим путем, нежели мы, поэтому и потерялась из виду для всех. Хорошо, что все благополучно закончилось.

А пока мы гуляли, Олег наловил хариусов и сварил вкуснейшую уху.

Итак, из всех покорил вершину только Даня. Катя и Леша не дошли метров 50, а мы с Настей 100 в высоту.

3 cентября. День четвертый. Озеро КальджинКоль-Бас — река Ак-Алаха

Ночь была так себе, терпимо. Я ожидала более сильных ночных холодов, хотя температуры были явно минусовыми. Порадовалась, что еще пара таких ночевок, и мы переезжаем в Тыву, где явно будет потеплее.

Утро было ясное и солнечное, даже жалко, что мы вчера сходили на видовку, просто 100% ясность, видны все пять вершин. В 8:30 было уже настолько тепло, что я решила искупаться. Вода в озере была теплее, чем я думала, ветра не было, гладь озера была зеркальной.

Даня с утра порадовал манной кашей. А я позавтракала вчерашними хариусами из ухи и восхитительным прохладным арбузом, который везли аж из Кош-Агача. Вопреки предположениям товарищей арбуз не заледенел за ночь в нашей полевой кухне и оказался необыкновенно вкусным. Кухня, или как Олег ее называл «шерпа» — это тент от палатки-вагона, который ставили, чтобы кушать там за столом, спрятавшись от ветра. Но народ ее не жаловал, все кушали у костра, в кухне только готовили. А со временем уже и стулья потеряли актуальность. Если сначала на них сидели все, то потом большинство уже садилось просто на землю.

Я спросила у Дани, как называется вершина, куда мы ходили вчера. «Три тыщи двести, — отвечает Даня, — Нет названия, хочешь, назови Две девицы, или Настя, или Олеся». Я назвала вершину имени Трех девиц, которые до нее дошли :).

Перед выездом Даня обнаружил, что ключ зажигания погнут. Но это не беда, если есть два топора.

Олег увидел в руках у меня плюшевого кота, которого я каждый вечер забираю с собой в спальник и каждое утро уношу в машину, и спросил, как зовут зверушку. Я решила назвать кота Укок :). Боевой кот уже запылился изрядно, что с ним будет к концу пути…

Сегодня мы переезжаем к реке Ак-Алаха и там встаем на дневку. Снова феерические буераки. Олег на «Манюне» (так нежно он называет свою машину) ускакал далеко вперед, а нас останавливают колоритные пограничники на конях и с собакой. Встреча удачна, нам не надо возвращаться на заставу отметиться, а можно двигаться дальше на стоянку.

В машине очень жарко. У дороги впервые увидела близко легендарного сурка. О размерах сурков я была наслышана от Дани, причем, размеры сурка увеличивались по мере продвижения вглубь Укока. К Кальджин-Колю они стали уже размером с небольшого медвежонка. И тут из норы вылез настоящий сурок, довольно крупный, Даня не обманул. Здесь заповедная территория, и сурков никто не трогает, они растут себе и растут. Сурок стучал хвостом и издавал грозные звуки — неподалеку бежала лиса. В Укокской тишине его было отлично слышно. На нас он не обращал внимания.

Не самое удачное фото сурка.

По очередным буеракам мы приехали на чудесную стоянку на Ак-Алахе.

Дорога (фото Леши).

И это тоже дорога (фото Леши).

Впервые ровная площадочка под палатки. У нас с Настей в этом походе был чемпионат по поиску самого бугристого и покатого места под палатку, над чем Даня ржал каждый день. Все люди как люди, и только у нас все не так. Вот тут уж мы наконец-то выспимся, не огибаясь вокруг кочек и не скатываясь друг на друга или к входу палатки.

Ак-Алаха.

Солнце жарит так, что мы в первый (и в последний) раз в этом походе надели майки и шорты. Позагорать бы, но дует резкий ветер. Тут все так переменчиво, космические пейзажи, космический климат. Вот жарко, а через минуту задул ветерок и все, надеваешь тут же курточки.

Раз дневка, то решили с Настей сварить суп. Поскольку в походе все время готовил Даня, он с радостью выдал нам продукты — мол, делайте, что хотите, лишь бы без меня. Ак-Алаха, белая река, действительно молочная на вид, вода представляет собой взвесь с глиной. Сомнительное удовольствие варить на ней. Олег и Даня пробуют ее перебродить, за ней виднеется Калгуты с чистой водой. Олег в болотниках ушагал первым. Взяв у Сергея трекинговые палки, с котелками в руках, Даня и Леша отправились за водой. Даня тут же оказался по пояс в воде, но ему это явно было в радость. Они принесли воду, и мы занялись супом. Катя, забыв вчерашнее, ушла гулять на ближайшую гору, опять одна. Леша бдительно смотрел ей вслед, не упуская из виду. Даня тоже ушел куда-то, не дожидаясь супа.

Креативная сушилка.

Брод или не брод? (фото Насти).

Все-таки брод.

А вот и водица (фото Насти).

После обеда и мы с Настей пошли на горку. На нее было идти гораздо меньше, нежели вчера. Мы быстро забежали туда и долго любовались открывшимися видами на такой фантастический и волшебный Укок, бегущие по нему Ак-Алаху и Калгуты, в месте впадения которой долго идет темный прозрачный след среди белых вод Ак-Алахи и на заснеженные горы Южно-Алтайского хребта. Здесь я поняла, на что похож Укок. Это же тундра чистой воды.

Плоскогорье Укок.

Слияние рек Калгуты и Ак-Алахи.

Ак-Алаха убегает в ущелье.

Уже практически родной Табын.

Тур на вершине.

Вид на наш лагерь.

Подъем был очень крутой, и мы пошли по другому склону, более пологому. Шли по сурочьим тропам, напоминающим следы от машины и вышли на дорогу. Катя уже давно вернулась и отдыхала в палатке, Дани еще не было. Солнце зашло, резко похолодало, снова надевать на себя все, что есть. С берега, где сидели мужчины, послышался смех. Через реку снова по пояс в воде брел Даня. Он так загулял по хребту горок, что оказался за рекой.

Вечер.

Вечером поднялся сильный ледяной ветер. На ужин наварили спагетти с сыром, которые застывали, еще не добравшись до тарелок. У костра сидеть было невозможно, от дров шел такой резкий вонючий дым, как будто жгли шпалы. Я ушла спать в 10-м часу, на таком холоде не хотелось ничего.

4 сентября, день пятый. Ак-Алаха — Теплый Ключ — р. Тархаты — р. Каланигер

Спали долго. Ночь была муторная, очень холодная, снилась всякая хрень, Приснилось даже, будто утро уже наступило и я пришла к нашему костру, где уже сидели наши мужчины. Разочарование было велико, когда оказалось, что только пять утра и спать в холоде еще долго.

Утром вся наша поляна была покрыта толстым слоем инея — трава, палатки. А на Табын-Богдо-Ола и долину спустился густой туманище.

Утро туманное.

Все травинки были покрыты инеем.

В ожидании завтрака.

Однако, погода стоит по-прежнему ясная, к 10 уже становится очень тепло, выматывающий ветер стих еще ночью, и если б не холодные ночи, то можно считать курортом. Очень нам повезло с погодой на Укоке. Настолько тепло, что даже появились насекомые, которых мы видим впервые за всю поездку. Даня опять смеется над нами, на ровнейшей за поездку площадке мы все равно умудрились поставить палатку на какой-то яме.

Сегодня планируем проехать плато, перевалить Теплый ключ и подъехать как можно ближе к Кош-Агачу. По пути у нас сафари на местную живность. Сегодня Укок нас порадовал не только сусликами и сурками. Мы встретили цаплю и пару лебедей.

Пролетели все плато. Табын-Богдо-Ола сияет на солнце как карамелька, ни единой тучки над ним. В районе Гусиного появилось еще больше палаток.

Карамелька.

Граница.

(фото Насти).

Калгуты очень маловодна (Фото Насти).

(Фото Насти).

Вот последние броды через Калгуты и мы поворачиваем на дорогу к перевалу. В сердце поселяется сожаление от прощания с этим местом. Последние несколько дней были самыми необычными по ощущениям за все мои поездки. Я поняла, что недооценивала Укок. Глядя на фотографии, я спорила с Настей, что Укок — это та же Хакасия, и мне туда не интересно, степи эти я и тут могу увидеть. Однако, дело тут вовсе не в степях. Невероятное ощущение спокойствия и звенящая тишина, когда стихает ветер. Безмолвные тундры и сопки, снежные горы, за которыми уже другие страны, практически полное отсутствие людей и бескрайнее синее небо. До свидания, Укок, я рада, что увидела тебя до того, как Газпром разрушит твой уют и спокойствие.

Катим вверх (фото Насти).

Мы вваливаем в перевал без приключений. Табын-Богдо-Ола провожает нас до самой вершины. А на вершине Даня въезжает в небольшую на вид лужу с грязью, и вот через пару секунд крен на левый борт, и мы висим. Тут же началась паника. Даня пытался вырулить, пощекотав наши нервы, но мы лишь еще больше накренились. Пришлось вызывать по рации второй экипаж. Они вернулись, и наши товарищи тут же высыпали из машины и навели объективы. Вот ведь люди :). Мы выбрались через Данину дверь, потому что наши открывались прямо в лужу. Несколько волнительных минут, и наша машинка освобождена.

Манюня пришла на помощь (фото Насти).

Сидим (фото Леши).

Тянут (фото Леши).

Вытянули! (фото Леши).

Вот такая лужица.

Продолжаем спуск по перевалу следом за Олегом. Машина делает опасные трюки, переваливается по камням, в какой-то момент клюет носом с отрывом задних колес от земли. Сердце уходит в пятки. Наша машина проходит опасный участок спокойно, потому что в машине остался только Даня — все выскочили наружу, едва наш водитель остановился посмотреть, что там дальше :).

(фото Леши)

Такие вот дороги здесь (фото Леши).

Дальнейший спуск прошел без приключений. Остановились вновь на источниках, народ изъявил желание покупаться. Экипаж № 2 отбыл, а мои попутчики ушли в купальни с радоновой водицей. Я же радону не доверяю, и решила воздержаться.

Начало вечереть. Мы преодолели каменистую дорогу от источников мимо Джумалинских озер и потихоньку выехали уже на хорошую практически дорогу. Даже разогнались до 40 км/ч, нереальная за последние дни скорость. На дороге встречаются километровые столбики и знаки. Но я эту дорогу совершенно не помню, хотя мы по ней ехали три дня назад.

Просто скоростной автобан (фото Леши).

Почти в темноте выбрали живописную стояночку на берегу реки Каланигер, там росло три дерева на склоне. Первые деревья после Укока! Площадка ровная, но вся в камнях пришлось, их выковыривать. Долго спорили с Даней, что варить на ужин. Время было уже позднее, рис очень долго, гречку никто не хотел, самое быстрое — только макароны, но он уперся, что два ужина подряд макароны это не комильфо. В итоге все равно сварили рожки. Стоянка была очень теплая после Укока, и мы долго сидели у костра, самые стойкие — мы с Настей, Даня, Катя и Леша.

Разговаривали обо всем, причем получалось так, что обязательно кто-то один оказывался не в теме. Так и назвали посиделки «Вечер, когда кто-то не в теме». Впервые так долго просидели. Я аж до двух ночи. Пошла спать, а они еще сидели. Под шуточки сидящего у костра Дани «А в зеленой палатке завелся сурок», я завернулась в спальник и вырубилась. Подъем назначили на 7 утра.

ЧАСТЬ 2

Барнаул—Бийск—Акташ—Курай—Кош-Агач—Теплый ключ— оз.КальджинкольБас—Кош-Агач—пер.Бугузун—оз. Хиндиктиг-Холь—Кош-Агач—Акташ—Барнаул

5 сентября, день 6. р. Каланигер — Кош-Агач- р. Бугузун - перевал Бугузун –оз. Ак-Холь

Ночь вопреки ожиданиям оказалась очень холодной. Проснулась от криков Дани: «Зеленая палатка, останетесь без завтрака». Впервые небо было совсем затянуто тучами.

Стоянка у трех деревьев.

Степной эдельвейс.

Река Каланигер (фото Насти).

Еще вчера я узнала, что у Андрея есть маленькие отверточки. И с утра был устроен ремонт объектива. На себя я ответственность не взяла, и раскручиванием занялся Сергей. Все что ему удалось, это только вставить хобот обратно, получился ширик. Диафрагма теперь зажималась вручную поворотом рычажка на байонете. На этом мы перестали его мучить. Получился фикс 17 мм с ручным управлением с фотика, только автофокус управлялся электроникой.

Встали мы очень рано, а выехали все равно поздно. В Кош-Агаче нам надо отметиться у погранцов и продлить пропуск, чтобы выехать из Тывы 9-го сентября. Пропуск у нас почему-то до 7-го.

Стадо.

Петроглифы на камушках около Кош-Агача (фото Насти).

Степь около Кош-Агача (фото Насти).

В Кош-Агаче мы ринулись по магазинам, а Даня ушел в отделение. Коменданта там не оказалось, и погранцы отпустили так, типа, езжайте, ничего страшного. Мы поехали на рынок, и все разбрелись, кто куда. Цивилизация же ж. В итоге проваландались в Кош-Агаче до двух часов.

Сегодня мы едем в Тыву — дикий край, населенный недружелюбными аборигенами. Игорь и я настроены к этому скептически, очень уж много страшилок я слышала от моих друзей, а Игорь там жил несколько лет. Но народ не в теме, настроен позитивно. Дане позвонил его друг, недавно вернувшийся из Тывы, и чуть ли не отговаривал ехать, говоря, что тувинцы туристов грабят просто жестко. Но Даня успокаивал тем, что мы едем туда, где местных практически нет. К слову сказать, незадолго до нашего путешествия у Даниного друга Вани в Тыве во время похода украли два велика.

Мы несемся по асфальту под 100 км/ч, Даня наслаждается асфальтом. Олег с Манюней отстали далеко. По бокам от нас казахские кладбища и руины домов. Руины — последствия большого землетрясения 2003 года.

Последствия землетрясения.

По пути находим рощу из лиственниц и набираем дрова — в тех краях их вообще нет, даже в виде столбов, надо набрать на четыре ночевки. Грузим все на нашу машину, и «Делика» теперь похожа на завалившегося на спину жучка. Едем под звуковое сопровождение скрипящего багажника.

Жукоделика.

После Укока местность радует глаз почти привычными пейзажами — леса, кусты. Мы едем по красивейшей долине реки Бугузун к одноименному перевалу на границе с Тывой. Манюня прет впереди, мы смотрим на нее, и становится дурно. Очковые моменты, машину колбасит во все стороны, едем на боку, приходится ехать и по руслу реки. Кругом толпы безумных сусликов-камикадзе. Встречается заброшенная погранзастава — открытый заржавевший шлагбаум, разрушенный домик, остатки туалета. Памятуя о вонючих дровах на Ак-Алахе, Леша спрашивает в рацию: «Тут шпала лежит, вам не надо?» Даня вежливо отказывается.

Где-то за с. Кокоря.

Река Бугузун.

Самая лучшая дорога за день.

Забрались на перевал Бугузун. Тут стоит тур с ленточками и дует просто адский ледяной ветрина. Олег рассказывает: «Да вы метров сто на боку проехали!» Отвечаем: «Да вы себя-то со стороны видели?». Как едет Олег, его пассажирам лучше не видеть — лично нам было страшно :). Хотя мы сами вряд ли по-другому ехали.

Граница Алтая и Тывы.

Вид на Тыву с вершины перевала.

Куда дальше? (фото Насти).

Как только перевалили вниз, начались желтые степи с блюдцами синих озер. Очень похоже на Хакасию, только горы повнушительней, и вдалеке видны снежники. Мы ехали по Лешиному gps, Олег и Даня тут впервые. Да и карта у нас почти закончилась, остался крошечный кусок с озером. GPS мотал нас туда сюда с дороги на дорогу, со стороны забавно было смотреть наш путь. Часто попадались болота, которые приходилось объезжать.

Где же тут дорога? (фото Кати).

«Да болото тут, надо объехать!» (фото Кати).

Ну, чем не Хакасия?

Часов в 6 доехали до озера Ак-Холь. Неподалеку стояла юрта пастухов. Пастух попросил у ребят сигарет. Мы встали на протоке у мостика. Высота 2 200 м над уровнем моря. Цвет обалденно-синий. Если верить интернет-источникам, то озера там два — Ак-Холь и маленькое Кара-Холь, которые соединяются протокой, на которой мы и расположились. Ветер жуткий и холодный, какого мы не видели даже на Укоке. Вот так мы и погрелись в Тыве. Солнце ушло за гору и стало совсем неуютно.

Протока.

Вечереет.

Лагерь на протоке.

Не успела вода в нашем котелке закипеть, как ниоткуда появился мотоцикл с аборигенами. Вот они те самые безбашенные тувинцы. Метров за 5 один из них сбросил в кусты ружье. Подкатили к нам, пьянющие, еле стоят на ногах, бормочут что-то, нам непонятно ни слова. Катя их как-то поняла и перевела нам, что они спрашивают, кто мы, откуда, куда, и пообещали вернуться. Народ заметно напрягся. Беспрестанно хохоча, гости вернулись к кустам за ружьем, с очень большим трудом завели мотоцикл и поехали к мостику через протоку. Мы молча наблюдали, как они падали вместе с мотоциклом на этом мостике, пытаясь через него переехать. Наконец, они скрылись за пригорком. По GPS Леша нашел, что деревня ближайшая километрах в 30 от нас, и в таком состоянии они будут ехать очень долго туда, и пока доедут, вообще забудут, что нас видели. Настроение было подпорчено, ждем непонятно чего, вдруг и правда вернутся. Да еще и не одни. Бесстрашный Даня грозился порвать любого тувинца при малейшей угрозе для нас. Народ вообще легкомысленно к ним относится, только я да Игорь понимали, что это за люди. Москвичи так вообще далеки от национальных особенностей народов Сибири, хохочут, веселятся. Луна освещает наш лагерь, как днем, да еще и встали на перекрестке.

Через пару часов в темноте со стороны деревни появился огонек фары. Началось в деревне утро… Неужели они повернули назад? Огонек превратился в два — машина. Еще не легче. Туристов в это время года тут очень мало, практически нет, алтайцы на территорию Тывы не суются, значит, местные. Стоим ждем… Машина проезжает мост. «Уазик-буханка». На мосту останавливается. Внутри похоже что никого, водитель выскакивает, осматривает мост, садится и проезжает мимо нас в сторону перевала. Выдохнули.

Через 10 минут машина возвращается и подъезжает к нам. Новосибирские номера. Мы чуть не бросились обнимать своих, но из машины вывалился пьяный алтаец и поинтересовался, какой дорогой ехать в Кош-Агач. Выяснив нужное, он извинился за беспокойство и уехал. Как он в таком состоянии поедет ночью в перевал, мы представляли слабо. Впрочем, вел он уверено, да и через этот странный мост проехал спокойно. Откуда у него машина 54-го региона, мы думать не хотели.

Народ собирался бодрствовать всю ночь, мол, все равно не уснем, волнительно так. Но почему-то в 9:30 всем внезапно резко захотелось спать. Было очень холодно, холоднее, чем на Укоке. Дров мало, и дежурство без дров не имело смысла. Мы собрали все вещи из тамбуров и спрятали по машинам. Надеясь на лучшее, все разошлись по палаткам. Ветер утих, стояла невероятная звенящая тишина, изредка доносился легкий шум работающего где-то невдалеке «Урала» (что он там делал — тоже непонятно). От луны было светло почти как днем, в палатке даже не включали фонарик. Со словами: «Я не буду всю ночь спать» Настя залезла в спальник и вырубилась.

6 сентября, день 7. оз. Ак-Холь — оз. Хиндиктиг-Холь — г. Мунгун-Тайга (где-то неподалеку)

Ночка была веселая. Никто к нам, конечно же, не приехал. Все боялись друг друга, просыпались от каждого шороха. Из палатки москвичей полночи доносился хохот и звон лежащей в ногах посуды. А бдительный Дима на каждый звук кричал из палатки: «Стой, кто идет, отзовись» или «Кто шевелится — отзывайтесь». Я люблю поворочаться в спальнике перед сном, а тут пришлось замереть в одной позе и не шевелиться вообще, дабы не вызывать вопросов.

Утром пришел адский холод. Еще и Игорь разбудил всех в 7 утра. Над озером стоял густейший туман, палатка была напрочь перемерзшая, солнце воздух еще не прогрело, было как-то грустно. Даня настроен решительно еще на два дня в Тыве, народ не в восторге.

Где я? (фото Насти).

Восход.

Туманище.

Туман над лагерем.

Замерзшая «Делика» (фото Леши).

Утро на протоке (фото Насти).

Позавтракали манной кашей с черничным джемом, даже я не смогла устоять. Правда, каша замерзала за считанные минуты на таком холоде. Мимо проскакали два тувинца на лошадях и с ружьями за спиной. Не обращая на нас ни малейшего внимания, они перебродили реку, минуя мост, и исчезли за холмами. С ними жеребенок-подросток. Игорь делает предположение, что они его угнали.

Утренний дубак прошел, мы собрались, просушили палатки и едем очень рано. На часах 9:30. «На нас это вообще не похоже», — сказал Даня. Вокруг молчаливая пустошь с выеденной скотом до корней травой, встречаются небольшие рощицы лиственниц, а так же вездесущая березка по склонам. Едем по кочкам, где по дороге, где нет. Лешин gps болтает нас по странной траектории и приводит к довольно глубокому броду через реку Моген-Бурен. Даня тут же лезет изучать дно, дно вполне проезжабельно. Желающие освежаются пешим бродом.

Где будем бродить? (фото Насти).

Делики ожидают своей участи (фото Насти).

Манюня готовится к броду (фото Леши).

Поплыли (фото Леши).

Манюня легко проскочила (фото Насти).

Едем дальше по плоской степи, попадаются болота, стада, юрты пастухов.

К полудню добрались до озера Хиндиктиг-Холь. Оно очень большое, а посередине два острова. Озеро находится рядом с величественным горным массивом, в центре которого расположена самая высокая гора Тывы — Монгун-Тайга или Монгун-Менги-Хайыракан, она же Монгун-Денгер-Хайыракан. Так величают ее тувинцы. Менги — «ледник», Денгер — «небеса», Хайырыкан– «Бог». Высота — 3 976,9 м. Покорять мы ее не собираемся, хотя Даня был бы не прочь туда сбегать :).

Озеро Хиндиктиг-Холь.

Горы.

Озеро Хиндиктиг-Холь расположено на высоте 2 305 м над уровнем моря. Оно находится на границе горных хребтов Алтая и Саяно-Тувинских гор. Его длина 14,9 км, максимальная ширина 8,6 км. Мы ехали вдоль него, любовались, волновались на опасных участках, хотели подъехать как можно ближе к смотровой горке, но встретившееся на пути болото помешало нашим планам, и мы встали на полянке около озера. Ветер тут очень сильный, но другого места не будет. Поставили машины одну за другой, и за машинами поставили палатки, так ветра стало поменьше.

Даже дорога есть.

Едем почти по воде.

Любимая березка снова с нами.

Судя по всему, в таких суровых условиях поблизости мало кто живет, разве что рыбаки приезжают за харисусом. Значит, нас тут никто не побеспокоит. Леша ушел гулять и вернулся с дровами. Оказывается, это место очень посещаемое, и дров тут лежит очень много, так что живем.

Опять только поставили лагерь и занялись обедом, по озеру поплыла лодка. Ничего тут не остается незамеченным. Местные поставили сети и приплыли к нам. Оказалось, что это Рыбнадзор, пожилые русскоговорящие дядьки. Они поговорили с нашими мужчинами, проверили номера на машине, убедились, что с одной удочкой на 11 человек мы не браконьеры, угостили нас большим копченым хариусом и уплыли. Рыба была офигенная.

Опять цыганшина (фото Леши).

Наши гости (фото Леши).

Кушаем рыбку, а гости уплывают (фото Насти).

Обедали борщом авторства Кати и вспоминали ночь. Димино «Стой, кто идет!» стало темой дня. Сейчас на солнце и в тепле все ночные страхи кажутся смешными, а те тувинцы выглядят напуганными больше, чем мы. Скорее всего, они сами нас испугались, не зная, кто там стоит.

Вкусный обед (фото Насти).

День проходил в блаженном батонстве, пока вдруг внезапно не изменился ветер. В считанные секунды небо затянуло тучами, ветер сменился и подул на палатки, резкий и холодный, на озере начался шторм. Стало стремительно холодать.

Штормит.

Спасайся, кто может! (фото Леши)

Народ попрятался в палатки, которые ветер рвал безжалостно. Мы с Настей посидели в нашей палатке, где быстро стало скучно, и пошли в «кухню», где за столом заседали мужчины. Они называли это «пингвинарий», потому что там тоже было нежарко.

Мы ждали вечернего стихания ветра, чтобы сготовить ужин. Красивый закат порадовал глаз, но ветер не унимался. В 9 мы потеряли терпение, согрели чаю и поужинали консервами в «пингвинарии». Хоть раз «кухня» нам пригодилась.

Монгун-Тайга в закатных тучах.

Андрей снимает закат.

Холод стоял жуткий, иней выпал уже в 8 вечера. Мы с Настей приуныли, наша летняя палаточка была непригодна для таких условий. Мужчины настойчиво предлагали нам поставить палатку в «кухню», но Насте лень было ее таскать туда сюда с вещами. Едва мы вышли из «кухни», чтобы идти спать, Настя тут же передумала. Ситуация была конечно комическая. С хохотом мы тащили в ночи нашу палатку под большой тент. Там было довольно уютно, и даже какое-то время тепло. А ветер так и не утихает, рвет большой тент. Опять у нас отбой до 10 вечера.

7 сентября, день 8. оз. Хиндиктиг-Холь — р. Бугузун

Несмотря на перенос палатки, мы все равно замерзли ночью. Ветер до утра так и не стих. Проспали до 9, пока солнышко не начало греть.

Матрешка.

Наш лагерь с горки.

Идеальный порядок (фото Леши).

Сегодня план в обед уехать отсюда. У народа нет желания мерзнуть на ветру. После завтрака все разошлись кто куда погулять. Сегодня ждем рыбаков, они обещали приехать. Мы приготовили им подарок в виде сладостей и чая, и ждем рыбку. Народ хочет купить копченой. Но они что-то не едут с утра. Леша даже выпустил ракету, в надежде привлечь их внимание.

Настя прогулялась за этим кадром (фото Насти).

В 2 часа мы собрались выезжать, уже упаковались и утолкали в машины вещи. И тут рыбаки поплыли проверять сети. Приплыли к нам, но без копченой рыбы. Нашим вкусняшкам они были очень рады, со сладким у них тут проблема. Вообще дядьки оказались очень приятными в общении, веселые. Олег заказал им 200 кг хариусов, он приедет позже с двумя бочками.

Выехали в самое палящее солнце. На небе ни облачка, никаких следов вчерашней бури, солнце светит прямо в глаза, да такое яркое безумно. Озера сияют густым ультрамариновым цветом, непередаваемый оттенок, нереальный. Едем как в вате, кажется, что время остановилось вокруг. Даня видимо не в духе, всю дорогу молчит. Молчим и мы.

(фото Насти)

Тува… (фото Леши)

Часам к 7 мы добрались до долины реки Бугузун. Олег остановился на пит-стоп. Решил залить топлива в бак. У Олега хитрая система — канистра на крыше, из нее по шлангу топливо льется в бак.

Дозаправка (фото Кати).

На ночевку встаем неподалеку от стрелки Бугузуна и Карагая. Место живописнейшее после степных просторов, но ветер ледянющий и такой сильный, что карематы и пакеты моментом летят к реке. Очень красивый закат, но нам не до него. Под таким ветрищем палатку ставить это та еще задача — ее просто вырывает из рук, выворачивает дуги во все стороны. Однако мы справились.

Вечереет (фото Насти).

Я задолбалась уже мерзнуть и не понимаю, как не мерзнет Даня. Он все время гоняет исключительно в бриджах, майках без рукавов и сандалиях. Лишь по вечерам надевает флиску, пуховый жилет и шапочку. А мы все изображаем капусты, надевая по вечерам все, что у нас есть.

Сегодня так оголодали, что ели все, что видели: консервы, сладкое, салат, рожки с сыром и тушенкой, прям как велосипедисты после долгого маршрута. На сыр в гости пришла мышка и, не стесняясь, начала его есть, таская прямо с тарелки. Она не смущалась даже света направленных на нее фонариков. Потом она возвращалась еще. Я даже покормила ее с рук. Хотела снять видео, но мышка за сыром больше не приходила. Сначала она пыталась залезть к Насте, от чего та заорала на всю долину, а потом «пощекотала зубами» ногу Дане. Мы так и не дождались ее и ушли спать. Ветер к этому времени уже стих, и стало даже не очень холодно. Опять ранний отбой, в 10 вечера.

8 сентября, день девятый. Дневка на р. Бугузун

Спали ну очень долго. Я встала в 10, а Настя аж в первом часу дня. В палатке жарища. Ночью мышки съели шнурки на ботинках Димы, что веселило нас почти весь день.

Стоянка при свете дня была еще живописнее. На противоположном берегу рос почти настоящий лес, осенний, желтеющий. Сама река бежала в каньончике, блестела и переливалась. Однако вброд ее перейти было сложновато, приходилось уходить далеко от лагеря, чтобы найти место помельче.

Долина реки Бугузун.

Река Бугузун.

Пока Настя спала, я побродила по близлежащим горкам, присматривала, куда пойти вечером. Леша ушел собирать дрова на вечер. Ему надоело ложиться спать в 10, и сегодня он намеревался сидеть до последнего.

Наш лагерь.

Леша с дровами.

Вид на лагерь с Лешиной стороны (фото Леши).

Мы девочками батонимся, а Даня и Олег чинят Данину машину. Олег жутко матерится. Даня молчит, но Олег старается за двоих, особенно когда Даня прищемляет ему пальцы чем-нибудь. Мы с Настей потихоньку фотаем все, чтобы они не заметили. Хотя они и так не замечают, ныряя по пояс во внутренности машины. Жара стоит знатная, но ветер все портит, поэтому загораем в одежде.

Даня один.

Вдвоем (фото Насти).

Поменялись (фото Насти).

Обеденное время (фото Насти)

Часов в 5 пообедали и разбрелись на прогулки. Мы с Настей ушли на горку, погуляли там до темноты. Особо красивого заката мы не увидели. Убрели зато далеко от лагеря, и добирались уже по холодку.

Две фигурки на вершине — это мы с Настей (фото Леши).

На ужин мы наконец-то сварили рис, который хотели варить уже неделю. Народ во всю лопал сало, кабачковую икру и консервированные абрикосы с чем-то горячительным, и ужина особо не ждал. Поэтому можно было не опасаться, что кто-то заголодает до приготовления риса.

Когда окончательно стемнело, я поэкспериментировала со съемкой звездного неба. Ветер вечером сегодня слабый. Или это мы уже к нему привыкли.

Несмотря на долгий утренний сон, в 11 ушли спать, а Леша еще долго медитировал у костра.

9 сентября, день десятый. Р. Бугузун — Кош-Агач — окрестности Акташа

Полночи в тамбуре копошилась мышь. Результат наутро — съеденные шнурки на Настиных кроссовках. Что за любовь такая у них к шнуркам? Может, повеситься хотела? Не смогла добыть шнурков и утопилась в ведре у Олега. Поутру он выловил утонувшую мышку. Не знаю уж, ту или не ту. Настя же не растерялась и вставила вместо шнурков веревочки, которые были у нее с собой.

Сегодня едем в Кош-Агач. Бодро проскакали по долине Бугузуна, красиво же все-таки там. Даня очень рад, после ремонта машина просто летит. Мы предвкушаем шоппинг на полдня на монгольском рынке, в супермаркетах. Но не тут-то было.

Пограничники подкинули проблем. Как мы помним, пропуск у нас до седьмого сентября, и в прошлый визит пограничники его не продлили, сославшись на отсутствие коменданта. Мы предполагали, что будут вопросы, возможно, придется писать объяснительную, но рассчитывали на быстрый и благополучный исход. Тем более, они же сами отпустили.

На посту около Кош-Агача оказалось, что мы злостные нарушители режима приграничной зоны. Мы полчаса проторчали на посту, Даню, как старшего, мурыжили-мурыжили и наконец вызвали машину из отделения, которая нас сопроводила туда, видимо, чтоб не сбежали по пути. Там Даня опять пропал. А потом позвали и нас. Начальник отделения сказал, что будет оформляться протокол на нас всех, и заставил писать объяснительные, почему мы нарушили. А мы даже не успели обсудить, что мы будем писать. Катю оставили у начальника, а нас провели в другую комнату. Даню мы не видели вообще. Основная легенда у нас — поломка машины. В принципе так и было, почти весь день машину чинили. Катя рассказала начальнику, что у нас есть фотки ремонта. У меня оказался с собой фотик, и мы пошли к начальнику. По его лицу было видно, что никто не собирается нас сажать в тюрьму, просто забавляются над туристами. Я отдала ему видео и фото. Он поворчал, что все неправдоподобно, не видно запчастей, машина на видео гудит. Как будто он не автомобилист. Ведь гудящая машина, не факт, что может ехать. Пытал, что там сломалось, но мы при всем желании не смогли бы ответить, поскольку не разбирается. Прочитал нам лекцию, что в таких местах при подобных ситуациях мы должны документировать абсолютно все, чтобы не попасть в такую переделку. В итоге выписал Дане штраф на 300 руб. за то, что он сломал машину, а нас отпустил без протокола и штрафов.

В это время Олегу позвонили и сообщили, что на Актру большой пожар, и ему нужно ехать вывозить людей. Поэтому в Кош-Агаче мы не задержались. Мы летели к месту стоянки, где Олег собирался оставить своих пассажиров. Мы ехали по Чуйскому тракту и видели пожар, причем горел не только Актру, а еще и за Акташом поднимались клубы дыма.

(фото Леши)

Пожар в Актру (фото Леши).

Пожар за Акташом (фото Леши).

Мы остановились на базе около Акташа, Олег попрощался с нами и умчался.

Близость турбазы оказала морально разлагающее действие на наших товарищей, и они решили остаться ночевать на базе. Домик 1 200. Вчетвером, может, и нормально, но нам с Настей это не подходило. Да и хотелось последний вечер перед погружением в цивилизацию провести на природе. Мы с Настей, Даня и Катя решили уехать ночевать на берег Чуи к недостроенной ГЭС. Я оказалась в заложниках у трех вегетарианцев и предложила съездить в Акташ покушать в кафешке, рассчитывая поживиться там чем-нибудь из настоящего мяса. Даня был не против. В Акташе я умяла 4 немаленьких манта и прихватила еще чебурек. Невероятно вкусно. Тут еще из настоящего мяса готовят, а не из ливера, как в городе. Манты поселили во мне умиротворение, и я готова была ночевать хоть на Укоке, хоть в Тыве, холод не страшен.

И снова Северо-Чуйский хребет.

Мы приехали на берег Чуи, но там был аншлаг, стояли машины, бродили люди. Мы как-то отвыкли уже от них. Мы углублялись все дальше, пока не уперлись в скальный выход в воду. Все, дальше дороги нет. На полянке стояла палатка и рядом трое заросших парней нерусской наружности. Сначала мы подумали, что это местные. Но Даня сказал, что местные с палатками не ходят. Потом мы подумали, что это греки или французы, и на этом успокоились. Проехали мимо них и встали поодаль. На этой дороге мы вспомнили укокские и бугузунские дороги, камней тут было куча. А сама стоянка чудесная. Здесь Горный Алтай был горным — возвышались скалы, вдалеке виднелись ледники Северо-Чуйского хребра, голубая Чуя убегала за скалу и шумела перекатами, лес был разнообразный и уже по-осеннему раскрашенный. И что самое классное — тут было очень тепло. В семь вечера солнце уже за гору ушло, а все еще хожу в шортах и мне не холодно! Просто райское местечко, отличная точка нашего похода.

На полянке.

Через несколько минут на нашу полянку влетает по камням УАЗик, из него выпрыгивают два мужика и две тетки, надевают резиновые сапоги и с удочками убегают по скалам. Что за видение?

Даня занялся мытьем машины из котелка и кружки, а мы — ужином. Было тихо и скучно. И тут к нам пришли гости. Пришел наш сосед босиком и в вязаной шапке. Спросил, говорим ли мы по-английски. Мы, конечно же, говорим :). По традиции русского гостеприимства мы угостили его чаем с конфетами и печеньем, которых у нас осталось просто море. Попросили пригласить друзей, они пришли.

Наши гости.

Даниэль, Омер и Ор приехали из Израиля, они отслужили в армии и теперь год путешествуют. Они были в Китае, Монголии, на Байкале, добрались до Алтая. Здесь они ночуют после похода на Шавлинские озера. Завтра собираются в Кош-Агач, куда дальше, пока не решили. В пути они уже 40 дней. Стесняются своей небритости, сравнивают длину щетины у себя и у Дани. Даня к десятому дню путешествия из скромного мальчика в очках превратился в бандита :).

Мы полностью погрузились в разговор, было очень легко с ними общаться, потому что английский у них не родной и все слова были нам понятны. У одного из ребят был такой же фотоаппарат, как у меня, я поделилась историей про разбитый объектив, показала ему немного фото. Потом мы фотографировали звезды с моего штатива.

Иногда мы говорили между собой по-русски, и они тут же спрашивали, что значат те или иные слова. Например, Катя дает Насте хобу со словами «Подуй», чтобы раздуть костер, парни тут же спрашивают «What is подуй?». Начинаем им объяснять. Они довольные дуют в костер, говорят «Подуй» и улыбаются. Очень веселые и общительные ребята.

И снова у нас был вечер, когда кто-то не в теме. Даня языка не знает, поэтому он не принимает участия в беседе. Со словами «work, work, work», он уходит домывать машину. Парни интересуются, почему Даниэль (так они его назвали) не сидит с ними, мы объясняем, что он у нас главный, поэтому готовит машину к отъезду, приводит в порядок вещи и продукты. Намерзшиеся на Шавлинских, они спрашивают, почему Даниэль ходит в шортах, ведь очень холодно. Даня понимает, что речь о нем и говорит: «Расскажите им, что я крутой чувак». Так же Даня, услышав, что они собрались в Кош-Агач, предлагает научить их фразам типа «Денег нет», чтобы отвязываться от алтайцев :).

Между делом я позвонила Сергею, чтобы предупредить, во сколько мы приедем и рассказала про наших гостей. Наши товарищи поедали шашлык с пивом и были довольны.

Мы накормили гостей спагетти с сыром и тушенкой и весь вечер пили чай. Парни иногда приносили свои дрова, когда у нас уже закончились. А Даня все намывал машину и перебирал вещи. Иногда он подходил поесть, слушал, как Настя трещит по-английски, и говорил: «Во шпарит, а! И кого я возил две недели?». Потом Даня ушел спать, а мы еще долго сидели у костра. Очень хороший вечер получился

10 сентября, день одиннадцатый. В Барнаул

Это была самая теплая ночевка за весь поход. Утро неожиданно оказалось пасмурным, и даже капал дождик. Я пробежалась за гору, чтобы посмотреть, что там интересненького. А там была осенняя красота, перекаты и вид на ледник Машей.

Наши соседи еще не уехали. Катя отнесла им еще конфет и черничного джема. Джем этот был самый вкусный и ценный в нашем ассортименте. А ребята в ответ принесли нам свежесваренный кофе. Девочки сказали, что он не сильно крепкий. Видимо, парни сварили их последний кофе, чтобы угостить нас.

Заправка чуйской водицы в омыватели.

На этом мы попрощались с ними, погрузили вещи и отбыли забирать наших товарищей. При встрече Леша пошутил: «Как с вами теперь здороваться? Шалом?». Мы немного перетасовались. В Даниной машине едут новосибирцы. Леша забирает всех из Барнаула на своей машине. Здорово! Нам с Настей не придется сидеть до двух ночи на вокзале, и часов в 10 мы будем уже у нее дома.

И вот впереди долгий путь в Барнаул, прощания, обещания сконтактиться, списаться, обменяться фотографиями. Машем на прощание Дане и уже почти родной Крокоделике, три часа в дороге, и вот он Новосибирск, Настин дом, ванна, мягкая постель и утренний поезд.

Очередные приключения подошли к концу, впереди новые планы. Кот Укок стал таким замусоленным и побитым жизнью, его ждет купание.

В заключение хочется сказать спасибо всей нашей компании. Нашим щедрым мужчинам за предложение всего — от варежек до объективов :). Дане за аккуратное и безопасное перемещение наших тел по таким непростым дорогам, за его внимание к нам всем и самоотверженную ежедневную готовку группе мясоедов, и Катюшке за помощь ему в этом нелегком деле :). Ну и, конечно, моей новосибирской подруге Насте за то, что заразила меня Укоком :). Все было здорово!

P.S. Я планировала следующим летом съездить с Даней и Ко еще куда-нибудь, но встреча состоялась гораздо раньше. Скоро на ваших экранах — горнолыжные приключения двух «Делик» и «Ниссана» в Киргизии (выйдет, когда мы наконец-то доведем до ума этот рассказ :)) До новых встреч :).

San Diego
нет лучше велика))

NHK-VDK
Супер!
Мой адрес- не дом и не улица, мой адрес- империя зла!)

красиво

фигасе, пейзажи нереальные!

и кстати делика джипарь!

Очень Молодцы! Читать очень приятно))

КРАСОТА)

Сибирь-Алтай
Красотища!!!
Регистрация товарных знаков, патентов, НМПТ и всё, что с этим связано.

BARNAUL

хороший отчет и хорошая поездка.... хочу туда съездить, но на своей тачке не сунусь.
Outlander XL 3.0 -> Civic 5D

омск
Супер!!!

DGB

Супер

Отличный рассказ
Nissan Patrol Y61
Мой отзыв: Nissan Patrol 1998

"Всё просто супер!!!!!!!, автор текста вообще МОЛОДЕЦ, читается всё очень легко и понятно. Земляки ДЕРЖИ 5+"

Автор девушка.
SGV 2.4
Мой отзыв: Suzuki Grand Vitara 2002

Да! Хорошая поездка.
Мои отзывы: Kia Sportage 2011, Toyota Ipsum 2001

Класс!!!!
Мои отзывы: Ford Focus 2007, Honda HR-V 2001

Потрясающий ОТЧЕТИЩЕ!!! Автору спасибо за гениальное творение! Будто сам побывал на плато Укок... Очень информативно и грамотно... Несмотря на неприятности с фотоаппаратом, снимки получились замечательные (в правильных руках - работает всё). Респект всем экспедиционерам! Жду следующего отчета...

круто. Молодцы

Кызыл
Молодцы!!!Зачёт!!!
Tuareg GP 2007 V6 3TDI

Насколько я знаю, автор только начинает свою мега серию отчетов по самым лютым местам! Так что ждем остальные отчеты.
Олеся, держи 5+!
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.

Просто зачитался! Написано очень легко и интересно! Спасибо!

Новосиб
отлично прокатились =)

Класс!!! Хочу Жып, чтоб тоже так прокатиться!!!

КРАСОТИШША! Только 5!

Павлодар
Меркантильный вопрос: сколько стоит аренда машин?

спасибо большое за отзывы :)
Tinkz:
еще какой!
IvanК:
Ну не такие уж и лютые :) Были и вполне приятные :)
ohotnik2000:
Меркантильн ый вопрос: сколько стоит аренда машин?
Сложно сказать по аренду машин, это было что-то вроде путевки, там не только аренда машин входит.

D:5

Булка-то с Кирпичом - стоковые, не?..
Молодцы! :)
Дороже опыта только дружба.

Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

Нереальные фотки!!! Дух захватывает!
Этож сколько нужно было побродить вокруг лагеря и сколько подъемов совершить, чтоб это все запечатлеть!
Красота!

Пейзажи отличные!!!Сочетания красок будоражат фантазию!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!за отчет +5
Caldina 96,Bluebird Sylphy 02 1.8Vi 4WD

D:5:
Булка-то с Кирпичом - стоковые, не?..
Манюня (Кирпич) лифтованная, она ездит на Актру круглый год, кто знает, тот поймет :) Крокоделика (булка) - тоже лифтованная, шноркель еще есть. Может еще какие тонкости, я не знаю, но они точно не стоковые :)

Круто!! Молодцы!!! Уважаю! Фотографии отличные, стиль легкий, информации много, эмоций от чтения - море!!
Единственный минус за отсутствие организации на подъеме в гору, ребята, так нельзя, Укок и Алтай редко такое прощает.
Экскурсии по Горному Алтаю.

С мышами осторожнее - они разносчики чумы)))
Фоток сильно много. Должна сохраняться тайна. Что каждый у читателей возникло желание увидеть остальное.
а так нормально, но скучновато и суховато.
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Да и про подъём в гору я тоже в шоке! Разбежались как дети, чуть беды не случилось...
Я б в такой компании никуда не поехал.
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Пыть-Ях
Круть!
В отпуске! Кончился(

Классно скатались, фото конечно замечательные. Места выбрали красивейшие, завидую белой завистью. В который раз убедился что Делика это почти что танк. Ждем продолжения:)

Народ! Выход на верху - страшно неграмотный. За это один большой незачет. Вот кто нибудь бы остался там, было бы все не так весело.

Остальное конечно молодцы. За фото большое душевное спасибо.

Нск
Фото очуметь, и небо, что называется - звездатое! Отличное путешествие и отчет!

Супер поездка!!!

Ваня, это у тебя велики туземцы стырили что ли?))
www.InCar22.ru

интересно и подробно! нестрашно на старичках в такой*****о***инск ехать было?

Осётр:
Согласна, непродуманно. Но вот честно, Укок создает такое ощущение камерности и уюта, что совершенно не страшно там. Да и там есть такой большой белый ледяной ориентир, который видно практически с любой точки.
Алекс 626:
Я б в такой компании никуда не поехал.
А я ездила еще и поеду, потому что что бы не случилось, Даня никогда не бросит, всегда поможет, будь то велопоход или автоэкспедиция. он из очень редкой нынче категории великой души людей под называнием Рыцарь, с ним не страшно хоть на край света.
Алекс 626:
Не все могут попасть на Укок, пусть так фотки посмотрят. Тем более ведь неизвестно, что будет с Укоком, если газопровод все-таки построят.
zerg1965:
нестрашно на старичках в такой*****о***инск ехать было?
Неее, старички еще огого, фору дадут нынешним паркетникам :)

Скоро всё засерут.
П.С. это не к авторам, я надеюс.
Могу проконсультировать по вопросам - бесплатно.

Просто Молодцы!

Сообщений: 2099
Какие красивые места!
И фотки супер!
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

Да уж, красив наш край! Но там не маралы, а горный козел, по другому их называют Буны!

Очень красиво, представляю сколько времени было потрачено, чтобы найти красивые ракурсы, снять, отредактировать тысячи фото! Так держать! Молодцы! :о)))

Привет! Матрасы - это мы, Антошкин Игорь ака Игант, и Шишкин Артем ака Артем78 и Гагарин Евгений ака Тугарин. Что такое Mattrazz Trophy тут http://www.mattrazz.ru/ Наше видео как мы проехали по Укоку https://www.youtube.com/watch?v=m4uKgbJHi6g Фото тут https://plus.google.com/u/0/photos/100005409238380067194/alb ums/5648583168903345745 П.с. Не знаю что то уж так ваш, Дан скептически подумал про наш подъем на перевал. За светло поднялись, разбили лагерь на высоте 2900, красота!!!!! Вернулись мы с Укока через п.Богомоюз и маленький бродик через Джазатор.

"Это Газпром уже примеряется строить через Укок газопровод в Китай."

Да, и в наших предварительных планах производства на 2015 год уже предусмотрена поставка газоперекачивающего оборудования для этого газопровода. Так, что скоро на плато Укок "покой будет только сниться".

Выражаю свое восхищение фото, сделанными участниками. Вы, как никто другой, из авторов многочисленных отчетов по Алтаю, сумели передать его дух. А мне, глядя на фото, сразу вспомнилась северо-западная Монголия. До чего же похожи эти места! Был и на Алтае, и там. Разве, что Монголия еще не загажена, и надеюсь, таковой останется.
Поездка хороша, а отчет великолепен! Спасибо.

Сообщений: 20580
Вот это да!!!!!!!!! МЕста,где я служил,спасибо,вспомнил...крас ота то какая!!!!!!!!!!!
-=Toyota Land Cruiser Prado 2021 2.7 TX L Package Black Edition=-

KMV 26RUS
природа п..ц какая красивая
Правильный пацан водит Nissan
В краю высоких гор и низких цен на люля...

Уфа-(Эфэопия)
Хорошо прокатились.Фотки отличного качества.

Девушка там явно лишняя.
То холодно,то жарко,то дорога стрёмная,то кашу варили ей не ту)))
Ещё деньги за экскурсию назад не просила?))
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Еще раз спасибо всем за добрые слова :)
igant:

Алтайский край, Барнаул
Данила дружище на просторах нэта :) ДЕЛИКА ЛУЧШАЯ!!! Ностальгия! Маршрут суперский катался в 2008 году на своей Делики, Укок осенью нереально спокоен, красив. Молодцы что оформили отчет, фото просто мастер- класс!
Лучше быть последним львом, чем быть первым шакалом.

SkyDog:
Ваня, это у тебя велики туземцы стырили что ли?))
Да, туземцы велики тырили у меня , это было за месяц до событий которые описывает Олеся.
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.

Усинск
автор молодец,давно не читал залпом!!! и компания подобралась удачно замечательная...., с такими ребятами в любую разведку!!
везделаз на УАЗ

Саянск
Грандиозно! Понравился отзыв!
Daewoo Winstorm 2008г. 4WD LT = Extrime

"сопровождение шумящей бирюзовой Чуи"

Бирюзовая Чуя - это что-то новое :)))
Мой отзыв: Isuzu Bighorn 2001

смысл было таскать с собой зеркалку, если все фотки выложила в 1.3 мегапиксля. фотки красивые, но разрешение фигня((

крутоооооооооооо
TD01W 93г. g16a

kaa

Круть и белая зависть! Ребят, молодцы

)))))5++

silver_lining:
Еще раз спасибо всем за добрые слова :)Привет Матрасам :) Мы переживали за вас, успеете ли вы до темноты :) хорошо что успели :) фотки классные! Северо-западную Монголию смогу оценить очень скоро, через 2 недели мы на Крокоделике стартуем в те края.
Спасибо конечно:) Жаль что не познакомились с вашей командой, ведь не один раз дорожка пересеклась. Фотки Монгольского Алтая тут https://plus.google.com/u/0/photos/100005409238380067194/alb ums/5725999633684472049 Если нужны треки, пишите на мыло igant74@gmail.com Вышлю. Удачи Вам и побольше интересных дорог и открытий. П.С. Мы едем в этом году Тибет-Лаос-Таиланд-Куала-Лумпур -Сингапур.

Медведко:
Бирюзовая Чуя - это что-то новое :)))
Не поверишь, сама первый раз увидела.
Leonid_gx100:
смысл было таскать с собой зеркалку, если все фотки выложила в 1.3 мегапиксля
Я ее таскала вовсе не для этого вообще-то. Выложила согласно требованиям этого ресурса
igant:
П.С. Мы едем в этом году Тибет-Лаос-Таиланд-Куала-Лумпу р -Сингапур.
Фото я все посмотрела уже :) Классный маршрут, удачи вам и без поломок проехать!

Сергей 04:
В точку!
Мои рассказы о перегонах:/travel.drom.ru/18925//travel.drom.ru/19243//travel.drom.ru/19599/

Бийск - Г. Алтай
Болото, тундра, ветер, холод, каждый день необходимость есть кашу, отсутствие мяса, погранцы,шнурки, мыши, объектив, огромное количество еды в Делике - каша рулит!,"страшные", "пьяно - похмельные" алтайцы. Тувинцам тоже досталось - а нечего жить там, где туристы экстримом занимаются! И каждому по шестирублевому одеколону! Загадили Укок -как так? - кто такие? - кто виноват? - Не иначе инопланетяне...
Рассказ конечно очень хороший, фотографии неплохо отразили красоту ГА, только действительно маловаты. Немного раздражают вышеуказанные моменты, особенно отношение к местному населению, какая то постоянная опаска, настороженность, взгляд на россиян как на туземцев, например, Южной Америки или Африки - мало ли что у них там на уме. Ребята - эти люди граждане РФ, и земля, на которой вы занимаетесь туризмом и экстримом -исконно их земля. И они невиноваты, что имеют несколько другой менталитет, образ жизни, традиции и т.д.
Мне думается есть несколько типов туризма, а экстремальный туризм предполагает определенную подготовленность к этому пресловутому экстриму, а поездка на Укок в это время года и есть экстремальный туризм.
Ннадеюсь не очень обидел своими умозаключениями - просто высказал свою точку зрения - всем удачи!

Leonid_gx100:
Дело не в разрешении. При уменьшении размера фотки в 4-6 раз, надо обязательно шарпить. У меня с того же самого Укока фотки намного резче https://travel.drom.ru/18591/

Отлично скатались.
Y60 уже и надолго!
Y61TB45- новый зверь - пока изучаю
Мой отзыв: Subaru Legacy 1995

Tinkz:
и кстати делика джипарь!
На данном маршруте нет бездорожья, строго по дорожке, которая даже в атласе отмечена. :) Главное ехать по камням, а не пытаться объехать по болоту. Много разных микроавтобусов там ездит на маленьких колесиках.

На 68-й картинке, где Делика висит на пузе, стоковый Бигхорн просто проезжает. И левее этой висящей Делики можно без шнорхеля ехать по воде. Метров 50 воды, но дно совершенно твердое и ровное.

Бездорожье на Укоке начинается дальше, в сторону Джазатора. Туда на подготовленных машинах надо ехать.

Здорово!
Отличные кадры.
Аренда автокрана 25т, 32т, 50т. в СПб kran78.ru

Эх ребята молодцы! Отчет супер! Мы в июне 2009 пытались покорить Укок, но он нам не поддался. Сначала я один из всех перешел Джазатор на 17м километре, вторая Нива Ситникова утонула, приняли решение заходить через теплый ключ. Но там как у вас и написано перевал был занесен снегом! Есть мысли повторить поездку, но пока не имеем возможности собраться!!!Респект и уважуха! Брод через Джазатор: https://www.youtube.com/watch?v...
Жизнь Хороша!

[quote=RZ9HW Есть мысли повторить поездку, но пока не имеем возможности собраться!!!Респект и уважуха![/quote] Все впереди :) Еще съездите :) Кстати, одна из героинь рассказа, моя подруга Настя, годом ранее покоряла Укок на велосипеде, и выбирались они как раз через Джазатор. Погода у них была всякая :) http://mypillarbox.ya.ru/repli... вот ее рассказ

Улан-Удэ03rus
super
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Хороший рассказ. Тоже в прошлом году побывал на Укоке. Тогда у меня была Нива. На стоковой Ниве на Укоке вызвал бурю восторгов, так как не каждый подготовленный джип проходил маршрут. У автора есть некоторый литературный талант, не хватает немного смелости.

краснодар
ннда... фотки как с марса +++5 молодчаги! даня человек!+5

Супер поездка!!! Молодцы! Завидуют Вам, сама хочу побывать на Укок, но пока это только мечты! Спасибо за фотки!
Газпром - ****!!! Вместо того, чтоб заниматься разработкой альтернативных источников энергии, они гадят на природу.
Делика - супер машина оказывается)))
Каких феев заказывали, такие и фокусы будут
F**K Роснефти и Газпрому. Езжу на электричестве.

МОЛОДЦЫ!!! это республика Тыва

Да..жаль Алтай..
С тем, кто считает, что обладает истиной, и не ищет ее, спорить невозможно..

Где-то в НСО
Говорят, человек полностью свободен только тогда, когда едет куда захочет.(с)

Это просто фантастика, некоторые фото - картины Рериха
Облей вином молитвенный коврик, если этого требует Наставник Священного Огня

Красноярск - Анапа
ну что сказать...
если коротко - ШИКАРНО! :)

Иваново
Прочитал, теперь захлёбываюсь слюнями... Оттираю клавиатуру...
Toyota Prius 2006 америкос

Tymen
Да...Супер, молодцы!
Мой отзыв: Toyota Dyna 1994

NIK 42:
это республика Тыва
мы до асфальта там не доехали :)
kotovsky:
Это просто фантастика, некоторые фото - картины Рериха
Рерих очень любил Алтай, поэтому в многих картинах это видно. В 9м году в рамках мы были в музее Рериха в Верхнем Уймоне.

Кузбасс
Сказать молодцы, ничего не сказать! +++

Увлекательная поездка.

Путешествие классное! Только Укок не болото, а высокогорная тундра.
Богат не тот, у кого все есть, а тот, кому ничего не нужно.

Молодцы, отличный отзыв, где много качественных фото!
MARK II GX90 1995 год 2,0 был
MARK II JZX110 2003 год 2,5 есть
LC PRADO 120 5L (служебный)

5, молодцы!
Хонда и только Хонда помогает быть человеку свободным и великим))..
Мой отзыв: Honda CR-V 2005

Круто! Много хороших фоток!
Л.с. лишними бывают только в ПТС.

отлично! прочел с удовольствием, автор молодец! особенно понравились фотки ночного неба!!!

Отличное приключение.
Sprinter 100 1993->Prius 2005 -> Prius 2009 ууух...это болезнь

Отчет интересный, только автору писать о таких местах со своим девичьим нытьем негоже. как-то так....

astr1967:
Определитесь уж, или интересный или не стоило писать с девичьим нытьем?

Шикарно прокатились.МОЛОДЦЫ!!!!!!

За Байкалом
Места конечно же красивые!) И Уважение тоже имеется к людям, любящим активный отдых!) Но почти всегда раздражает отношение вот таких "экстремалов-туристов&quo t; к местному населению..."только я да Игорь понимали, что это за люди..." - че за бред сивой кобылы? Да я могу кучу примеров автору привести о неподобающем поведении людей ее национальности, но мне и в голову не приходило сравнивать их со всем народом! В комментах читаешь - "туземцы" и т.д. Кем Вы себя возомнили? Да, согласен что имеются отдельные обстоятельства, связанные с криминалом в отношении туристов со стороны местного населения, но где в России нет такого по отношению к приезжим??? Или пьяные местные и т.п. наблюдается только в национальных республиках? Уважаемые туристы! Уважайте народ, его обычаи, воспринимайте менталитет местных не как отсталость или безграмотность. Удачи всем на дорогах!
рожденный в СССР
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2000

Вологда
серьезные машины, серьезные путешествия! а люди веселые) красота!
на последней фотке что за дудки на делеке? клаксон?)
продаю Сузуку Култус Вагон, 2001, 1.5., 120 т.км., 190000 руб., 8309431.drom.ru

Саяногорск
Жаль в это время чуйка уже отцвела:-))
Mazda Capella '01 1.8 5MT GF8P

томск
классно 5

Леонидус:
на последней фотке что за дудки на делеке? клаксон?)
ага, клаксон. только дудел он как-то не очень громко :)

За Байкалом
silver_lining:
я повидала много разных коренных народностей, несмотря на разные слухи, ни от кого не видела никакой агрессии или зла (например пугают алтайцами часто, вплоть до того что к примеру в селе Инегень обстреливают проезжающих мимо туристов), но только в Тыве такое злобное отношение к русским, неважно, туристы это или те, кому приходится там жить. До сих пор памятна история, как зарезали целый русский класс школьников, выехавших на пикник. Знакомая девочка после мединститута должна была отработать 3 года в больнице в Кызыле (родилась она там), она дни считала до окончания срока, ее гнобили постоянно там, не давали работать, отработала 3 года и уехала, не от хорошей жизни. А как "любят" красноярцы командировки в Тыву, это отдельная песня. Думаю, их "любовь" рациональна, а не просто "одна бабка сказала". Тыва невероятно красива, но ездить туда страшно.:)
Мир такой каким Вы его видите!..., кто ищет приключений на свою задницу, тот их всегда найдет. То, что Вы выше написали я отношу к категории Нытиков, плакс и "маяковских" с "передастами" (услышал, прочитал, передал)..Кстати про нытье по-моему кто-то выше уже писал в комментах. Но тем не менее, я желаю вам удачи на дорогах и новых интересных путешествий и желательно в "не страшные" места, а то страдать бессонницей от страха в таких красивых местах не очень хорошо)
рожденный в СССР

silver_lining:
я повидала много разных коренных народностей, несмотря на разные слухи, ни от кого не видела никакой агрессии или зла (например пугают алтайцами часто, вплоть до того что к примеру в селе Инегень обстреливают проезжающих мимо туристов), но только в Тыве такое злобное отношение к русским, неважно, туристы это или те, кому приходится там жить. До сих пор памятна история, как зарезали целый русский класс школьников, выехавших на пикник. Знакомая девочка после мединститута должна была отработать 3 года в больнице в Кызыле (родилась она там), она дни считала до окончания срока, ее гнобили постоянно там, не давали работать, отработала 3 года и уехала, не от хорошей жизни. А как "любят" красноярцы командировки в Тыву, это отдельная песня. Думаю, их "любовь" рациональна, а не просто "одна бабка сказала". Тыва невероятно красива, но ездить туда страшно.ага, клаксон. только дудел он как-то не очень громко :)
Согласен. Оружие в переговорах с такими лишним не будет. Сразу манеры вспомнят. Такие обычно только с безоружными одиночками смелые и хамоватые.
Это кстати относится не только к троглодитам тувинским, но и к троглодитам нашим. )
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

tuvbur:
Осторожность и внимательность никогда не вредила. Вон на днях 15 пограничников казахских на заставе убили и сожгли. Тоже наверно думали - красивые места, можно и расслабиться.

п.Кривляк
Ну что сказать...крутяк)))5+

Бийск - Г. Алтай
Хочу поддержать автора рассказа, не беря во внимание все замечания по рассказу - он действительно хорош! Автор молодец, текст хороший, фото достойные! Столько сил положил человек, у меня вызывает только уважение и почтение. Хочется сказать - так держать! Пишите девушка еще - мы с удовольствием почитаем. А то что имеются моменты для критики, то это хорошо, всегда будет куда расти, автор, как понял, не профессиональный журналист. По отношению к малым народам - не нужно видеть их через "перекрестие прицела", попробуйте посмотреть на них более объективно, не опираясь на слухи и стереотипы. Уверен, при близком общении с ними, выясните то, что они точно такие же люди. И среди них, как и везде, имеются порядочные люди и не очень. Алтайцы (общее название ряда племен - сеоков (родов)). Алтайцами стали называться в советское время, каждый "алтаец" относит себя к определенному роду - национальности. Отличаются внешне по лицу, по национальной одежде, традициям, обычаям, наречием.
Люди, в основной своей массе, спокойные, гостепреимные, чистые душой, с обостренным чувством собственного достоинства, помнят кто они и откуда - прослеживают свою связь с предками. Как у всех наций, среди них имеются пьющие люди, неадекватная молодежь - вот именно по таким, видимо, и судят обо всех...

Игорек М.:

Спасибо еще раз за ваши отзывы и замечания. При подготовке следующего рассказа учту моменты с фото, надо подумать, как их сделать так, чтоб качество не упало. А по тону - ну нытик я и меланхолик :) С другой стороны, никто не писал в отчетах, что на Укоке так зябко, и я недостаточно подготовилась. А так прочитают другие и учтут при подготовке экипировки :)

автор вы может объяснить зачем нам читающим знать фото Насти или фото Лёши? Первый раз такое вижу. Куча фото и все на один лад, 1000 фото каких то полей не понятных. Ну пару-тройку можно сделать, но не тыщу же. Одно и тоже. Фото пойманной рыбы можно было сделать? И кстати вообще не видно героинь рассказа? Какие то неразборчивые лица в далеке...?

Красивые фотографии!!!!

gena_irk:
У каждого свои принципы выкладки фотографий. В поездке обычно фотает не один человек, есть интересные кадры у других людей, и я всегда указываю авторство, нравится это кому-то или нет, так честно и правильно. Так же я не выкладываю крупных планов участников поездки, потому что им может не понравится, что я их лицом свечу на таком большом портале. Все крупные планы показаны близким и друзьям в контакте и личной фотогалерее. Например, лично мне в чужих отчетах интереснее пейзажи или какие-то жанровые зарисовки. Пойманная рыба? Я в глаза ее не видела, тем более не могла сфотать.
Кому интересно, ниже фото - автор (фото Насти :))) )

шикаарно. а что за фотик был так нечаенно уронен?

Я из лесу вышел, был сильный
У автора оптимизма как у ослика ИА. Читать скучно, посмотрел фото.
Чем моложе блогер, тем хуже ему жилось при Сталине (с)

Несколько слов в защиту автора.Отчет написан очень живым языком и читается с интересом,что является не таким уж частым случаем.Автор одновременно и оптимист,иначе она не оказалась бы в этих краях,и немного..,ну,вобщем,сильно мерзла одна по ночам и отсюда небольшая порция грустных тонов,что вполне допустимо для симпатичной хрупкой девушки.А некоторые приняли это за нытье. Еще раз спасибо автору,ждем следущих творений.Как дилетанту,фото очень понравились.
И напоследок об отношении местных жителей национальных окраин к гостям-туристам.А что бы мы хотели видеть от местных после двадцати лет безработицы и нищеты?

Отличные фотографии, отличные буквы и отличные участники. И организаторы, держу пари, на уровне.
Но вот выводы честно напрягают. Приехали представители "экстремального" отдыха Царь во дворца и требуют чтобы за великий по их меркам гешефт все было по высшему разряду. Чтобы горы были выше и круче чем в прошлых "экспедициях", чтобы питание было вкусни, сочни, свежи, чтобы местные были приветливы и покладисты, а погода теплая и солнечная. Но сами отвечать за себя или друг за друга - ни боже мой. На гору пошли - каждый похомячил из своего запаса, растянулись на километры и в итоге девчонка без чувств чуть не заночевала среди сурков. Помните, даже заплатив деньги и имея за плечами солидный опыт экспедиций не стоит смотреть на остальных как на мышиные фекалии.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

silver_lining:
спасибо большое :) бессонницей я страдаю в основном от холода, и это не нытье, а мне реально холодно, я мерзну даже в +30, что поделать, такой организм.насчет молодежи, к сожалению, это так :( Ну и алкоголь - это зло, тут неважно уже кто - тувинец, хакас, алтаец или русский.
Пожалуйста, только не только на Укок может быть зябко - по всему ГА суточный перепад температур значительный. Днем жара, солнышко за гору ушло - сразу необходимо одеваться потеплее.

Фото интересные. Маршрут замечательный. Кто был на Укок- тот прекрасно понимает "трудности" эмоционального состояния автора. Автор-молодец! Выдержать темп в такой суровой местности не под силу каждому. Желающим прокатится-организуем подобные туры http://www.altaitt.ru Удачи на маршрутах!

Привет Ребята!!!!Вы молодцы! классный, увлекательный рассказ, очень хорошо и легко написано и читается! Девушка молодец!! Фото профессиональные! Ждем Вас в Алматы, Казахстан, Прриезжайте встретим!
Sergey31@rambler.ru

Балаково
много классных фоток!
СК"Турбина" - ЧЕМПИОН!!

Игорек М.:
В 9м году в августе мы 10 дней катались на велосипедах от Усть-Коксы до Телецкого (через Тюнгур-Иню и Кату-Ярык), погода очень радовала! Было изнуряющей жары и особого ночного холода.
Sergey31:
Ждем Вас в Алматы, Казахстан, Прриезжайте встретим! Sergey31@ http://rambler.ru
Спасибо! Алма-Ата классный город, мы там были проездом в январе, хочется очень попасть туда в мае, может быть, на следующий год.

абакан
отзыв понравился, у человека на все свой взгляд, а у аборигенов мало того, что 20 лет безработицы за плечами, а впереди вообще туман...

silver_lining:
Определит есь уж, или интересный или не стоило писать с девичьим нытьем?
Я вот определился,у меня бы пешком назад за такие выкидоны))))
Учись готовить,сдавай на права и закаляйся.
Чё ныть-то,когда другие возят и да ещё кормят не так,как надо.
Сделаешь какого-нибудь мужика несчастным.

доктор vovhu:
Я вот определился,у меня бы пешком назад за такие выкидоны))))
Учись готовить,сдавай на права и закаляйся.
Чё ныть-то,когда другие возят и да ещё кормят не так,как надо.
Сделаешь какого-нибудь мужика несчастным.
Всем довольная женщина - это фантастика. ) Я такого не видел. ))
Автор, кстати раз в 5 крепче обычного стандарта. Другая бы в самом начале пути после укачивания в машине всем мозг вынесла, и ее бы дальше только на руках несли. ))
Nissan Pathfinder 2013 LE

Нет слов! Отличный отчет, отличные фото! Вы просто молодцы!
Ждем новые отчеты!
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!

Привет!! прекрасный отзыв, очень информативный и легко читаеться! Очень хорошие фото! Их много, это достоинство!
Ребята, молодцы! так держать, нужно жить!! Вы живете и получаете от жизни удовольствие, несоозмеримое ни с чем! Смелые и активные, одним словом Вы живые! Девушке Автору особое спасибо! Вы Солнышко!
Приезжайте в Алматы, природа классная, горы, реки, ждем, не разочаруетесь!
Sergey31@rambler.ru

mindblade:
Всем довольная женщина - это фантастика. ) Я такого не видел. ))
Да,согласен.)
Другие достоинства не проверял.)))

хабаровск
молодцы!!!
Мой отзыв: Toyota Aristo 1999

доктор vovhu:
Учись готовить,сдавай на права и закаляйся.
Если что, дорогой земляк, мы с Настей там тоже готовили ;) А насчет прав, скоро пойду учиться, бойся меня, любимый город ))))

ШИКАРНО!!!

silver_lining:
Дерзай,всё в твоих руках!)
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Классно! Фотки красивые, текст читается легко и приятно. Жалко, что подъем на гору прошел как-то не организованно. Просто повезло, что так удачно закончилось. Зато теперь есть опыт. Местные аборигены - так они не только в Туве быдловатые. И в Тюменской области не выезжаю с детьми на красивые озера, котрые находятся рядом с деревнями - ибо попадается пьяная былота за рулем разных вёдер. Тут уж да - уважеют они только оружие или толпу из мужиков. И в Хакассии на геологической практике - иногда были стычки с пьяными местными из поселка Туим... Ухо с ними надо держать востро. Причем, это очень серьезно, а то некоторые пишут, что это всё ерунда. В мае на Урале три местные пьяные мрази ограбили и убили (!!!) 30-летнего московского туриста-фотографа. Вот и путешествуйте по России. http://www.interfax.ru/news.as... http://tltgorod.ru/news/theme-...
Лишили прав?
И правильно сделали! Одним идиотом на дороге станет меньше.

Амакан:
Местные аборигены - так они не только в Туве быдловатые.
Они не быдловатые, они просто такие какие есть, жестокие. Своих детей не жалеют, а чего ждать по отношению к другим? 1 июня житель Тывы убил свою 3хлетнюю дочь за плач http://newslab.ru/news/451474

Кызыл
Кто-то из ваших парней заказал хариусов в 200кг у местных тувинцев с "рыбнадзора" да еще и с ихними же фото очень улыбнуло. Честно говоря вся грязь которая сыпится от туристов автолюбителей проезжающих через те места уже надоела. Лучше бы не ездили, раз боятся. Меньше знаешь- лучше спишь. )))

Н-ск
........... Нет слов.Красота. Скажите,пожалуйста,какой фотоаппарат. На свой не могу поймать ТАКОЕ звёздное небо.

Сообщений: 1955
ШИКАРНО!!!!!
Молодцы! Для девушки такой переход так вообще подобен подвигу! Делики ваши - молодцы! У меня слюни и сопли...
Full Size Truck 4WD - I'm lovin' it !!!

tomsk
НЕТУ ЛУЧШЕ ВЕЛИКА ЧЕМ МИТСУБИСИ ДЕЛИКА!!! ВСЁ ОГОНЬ!

Экстремально.

здорово! может не складно или не литературно или много фоток.... Но я в таком походе не был, завидую белой завистью! Молодцы! Успехов в новых маршрутах!
С уважением Серега теперь из Академа))
Вернулся к Хонде

Робертович:
Этот "парень" - водитель второй делики, живет в Курае, почти что местный, так что не надо мне тут предъявлять про рыбу и остальное. Рыбу он потом забрал, так что эти хариусы на совести рыбнадзора, а не на моей.
Anfear:
Скажите,пожалуйс та,какой фотоаппарат
Фотоаппарат простой, никон д90. Съемка звезд велась на разбитый объектив. Кто-то уже спрашивал что за модель фотика разбитая была, так вот, фотику от удара не было ничего, машина зверь. А вот объектив Тамрон 17-50 2.8 удара не выдержал. Фотик до сих пор радует меня. Объектив ремонту не подлежит. Секрет ловли звезд в параметрах съемки - дырка побольше, исо повыше, и выдержка такая, при которой звезды не начали превращаться в черточки, секунд 10 примерно. Может, профессионалы по другому снимают, я наугад ловила. Снимать с штатива, и лучше с пультиком, хотя тогда у меня его не было, ставила на таймер.

Собираюсь на Алтай, как местные полицаи относятся к тонированым машинам.
Мой отзыв: BMW X5 2001

здесь действует негласное правило — кто едет вверх, того и дорога. А едущие вниз должны как-то раскорячиться, но уступить.... Это гласное правило, прописано в ПДД. А в остальном рассказ порадовал, легко читать, фото класс! Прям захотелось на Алтай. МОЛОДЦЫ!

Хорошее описание. Молодцы!

Блин, ребят, супер путешевствие!

dim0204:
Собираюсь на Алтай, как местные полицаи относятся к тонированым машинам.
честно сказать, в Горном за 4 поездки туда обратно ГАИ мы видели очень мало, а те, что есть относятся как и везде.
Юленько:
Это гласное правило, прописано в ПДД.
Понятно, будем знать :) я сама не водитель.

Железногорск-Илимский
написано очень интересно и грамотно, автором проделана большая подготовительная работа. ну а про путешествие и говорить нечего - остается только позавидовать!!! 5+++
Мой отзыв: Mitsubishi Outlander 2010

Novosibirsk
очень красивые фотки! не качество вызывает восторг, а желание пройтись и найти подходящий неповторимый ракурс. Респект и уважуха фотографам!
Смелое путешествие! Добавить оптимизма и щепоть циничности в изложение - будет супер!
Будущих успехов!
Человек, бросивший ругательство вместо камня стал творцом цивилизации.
Мой отзыв: Honda CR-V 1997

г.БАРНАУЛ.
молодцы.5+
самый осторожный водитель-это пешеход.

Отлично! Читать приятно, смотреть на фотки глаз радуется. Молодцы!