|
Доброго времени суток, уважаемые форумчане! Давно являюсь посетителем Drom.ru, с интересом читаю рассказы автомотопутешественников, решил и сам внести небольшую лепту в это дело. Данное путешествие происходило в августе 2007 года, к сожалению, бортового журнала я не вел и каких-либо записей по ходу движения не делал (кроме расхода топлива). Поэтому мое повествование получится немного сумбурным и суховатым (по образованию я технарь и никак не филолог, сочинения в школе давались с трудом), пишу все по памяти, наверняка, что-нибудь напутал, больше, конечно, будет фотографий. Прошу прощения за качество фотографий, снимали на обычную мыльницу 5 Мпиксел. Итак, начнем по порядку.
В августе 2007 года мне вдруг пришла шальная мысль — а не сгонять ли нам на море? Хотелось немного поправить здоровье, запастись солнечной энергией на зиму, поэтому решаем — надо ехать, показать детям море. Вопрос встал с моим отпуском (супруга в то время не работала, так что у нее такой проблемы не было), никак не хотели давать раньше сентября. Пришлось немного схитрить, и вот мне дают всего пять дней отпуска (с учетом выходных получается девять дней). Добро я получил в четверг 16 числа, отпуск с понедельника с 20 числа, 27 надо было быть на работе. Естественно, за такое короткое время на поезде не успеешь, да и с билетами наверняка напряг. Поэтому принимаем решение ехать на машине, тем более за месяц до нас мой младший братишка успел съездить на море, говорит — нормально, можно ехать. Состав команды: я, водитель, штурман и главный идейный вдохновитель в одном лице, моя супруга Зиля, хранительница семейного очага, и две наших дочки, старшая Алсу (семь лет на момент поездки) и младшая Айгуль (три года). Средство передвижения: автомобиль Toyota Sprinter, 1.5 литра, 1992 года выпуска, ПРуль.
Выезжать решили в субботу с утра из Уфы (200 км от нашего города Нефтекамска). Поэтому остаток четверга и пятница ушли на подготовку. Машинка у меня совсем не новая, я бы даже сказал очень не новая (15 лет на момент поездки), но зато японская, которая за два года владения меня почти никогда не подводила. Но все-таки поездочка не близкая, поэтому я меняю масло в двигателе (естественно, с фильтром), фильтр воздушный, тормозную и охлаждающую жидкости, ревизия тормозной системы и шин показала, что все в норме, проверяю знак аварийной остановки, огнетушитель, на всякий случай приобретаю новую аптечку. В багажнике небольшой запас инструмента, запасной комплект свечей, 0.5 л. масла. Сабвуфер пришлось оставить дома. Все, машина готова. Затариваемся гостинцами-сувенирами (в Геленджике у меня живет двоюродный брат, с которым давно не виделись), докупаем пару SD-карт и запасные аккумуляторы для фотика, кассеты для видеокамеры, всякие нужные на отдыхе вещички (зонтики, кремы для загара, обувь легкую, купальники и т.д., чтобы не терять время на месте) и в пятницу вечером выдвигаемся в Уфу. В Уфе братишка мне дает атлас дорог с отмеченным маршрутом, объясняет что и как, закупаем небольшой провиант в дорогу и ложимся спать.
Намеченное время старта проспали, выезжаем только в 8 утра. Погода замечательная, на небе ни облачка. Двигаемся в сторону Самары, планирую за день проехать 900-1 000 км. Отъехав из Уфы порядка 70 км, с ужасом обнаруживаю, что стрелка указателя температуры ОЖ резко ползет вверх, к красной зоне. Как назло, дорога в этом месте ремонтируется, всего две полосы и на обочину никак не съехать, асфальт над обочиной на высоте 30-40 см! Кое-как нахожу место для съезда, двиг не глушу, открываю капот — млин, из под пробки пар, расширительный бачок пустой. Видимо, когда меняли ОЖ, где-то в системе осталась воздушная пробка. Запаса ОЖ с собой нет, вспоминаю, что где-то километр назад была заправка, разворачиваемся и едем потихоньку туда. На заправке есть все, кроме ОЖ. Звоню братишке, он привозит пятилитровую канистру ОЖ, доливаю примерно 1,5 литра в систему. Что делать, ехать дальше или вернуться назад? Принимаем решение вернуться в Уфу, проверить систему охлаждения. Двигаюсь очень медленно, следя за показаниями термометра, вроде нормально. Приезжаем, семью оставляю у братишки в квартире, сам еду на сервис, проверка показала, что все в порядке, видимо, воздух из системы вышел. Заезжаю на мойку, прошу промыть радиатор от грязи, чуть не запороли мне поездку, когда мойщик со всей дури направил струю под давлением прямо на двигатель. Хорошо, я стоял недалеко, вовремя увидел. Сам беру пистолет и аккуратно промываю радиаторы, направив струю изнутри подкапотного пространства. Протираю двигатель, просушиваю высоковольтные провода и наконечники свечей, осторожно завожу, вроде нормально (замечу, что больше за всю поездку с машиной не было никаких проблем). Еду обратно, обедаем и после четырех часов дня выезжаем повторно. М-да, план по пройденному расстоянию нам сегодня наверняка не выполнить. Проезжаем Башкирию, в районе озера Кандры-Куль вспоминаем, что у нас есть фотик, расчехляем, делаем первые фотки.
Ветряные электростанции.
Озеро Кандры-Куль.
Плавно катим, скорость 110-120, в районе Октябрьского отличная дорога — четыре полосы, разделительный газон, не заметил, как разогнался до 130, вдруг из-за автобусной остановки показалась рука «друга» с полосатой палочкой. «Нарушаем, дорогой, скорость 132 км/час», — говорит блюститель закона. Ну, что ж, нарушаем, так нарушаем, пиши протокол, любезный. Итог — 20 минут потерянного времени, протокол на 300 руб. (по-моему так), будем впредь внимательнее (это оказался единственный взнос в пользу государства за всю поездку). Выезжаем из родной Башкирии, въезжаем в славный Татарстан. Начитавшись на форумах о татарстанских гаишниках, скорость держу в районе 100 км/час, пообщаться с местными сотрудниками ГИБДД не пришлось (не видели мы их вообще). Дорога неплохая, ровная, просматривается на несколько км вперед, движение слабое, движка шепчет, музыка играет, лепота... Неожиданно в Самарской области попадаем в гигантскую пробку, куда хватает взора, машины стоят (несколько км), и главное, никто не знает, что случилось, не видно ни машин ГИБДД, ни скорой помощи. Полчаса ожидания ничего не принесли, только сзади нас машин прибавилось. Самые нетерпеливые сворачивают на проселочную дорогу, проходящую с левой стороны. Еще полчаса, и я тоже рванул на проселок. Еще где-то минут сорок плутаний по полям-лугам, выезжаем на трассу (а грузовой транспорт так и стоит, куда ему деваться-то, по полям не поскачешь). Не доехав километров 40 до Самары, в темноте, накрапывает дождик, замечаю придорожный мотельчик, решаем заночевать.
«Командир, есть где переночевать? — КАнешна, дАрАгой, пАчти люкас»,— и тут славные представители некогда союзных республик зарабатывают себе на хлеб. «ПАчти люкас» оказался комнаткой размером 2х3 м с парой кроватей и небольшим диванчиком, из удобств только сетка от комаров на окне. Ну-да ладно, выбирать не приходится, 1 500 руб. перекочевали из моего кошелька в карман гостеприимного южанина. Там же в кафе перекусили (вполне сносно), приняли душ и спать. За день проехали около 600 км, маловато…
Тот самый «пАчти люкас».
На следующий день встали пораньше, перекусили и в путь. В общем-то дальше дорога не представляла из себя ничего интересного, почти все населенные пункты оставались в стороне, движение плотное, народ едет на юг и обратно массово (напомню, был конец августа), запомнились только названия городов Маркс, Энгельс, Пугачев, напоминавшие нам о революционном прошлом нашей необъятной Родины. Волгу пересекли в Саратове, очень красиво и величественно течет она через всю Россию, сразу вспомнилась экскурсионная поездка школьником в истоки этой великой, без преувеличения, реки. Кстати, на мосту много видеокамер наблюдения, сплошная, и все равно находятся лихачи, которые летят с нарушением правил, не могу их понять, выигрыш в 1-2 минуты, а на выезде с моста все равно гонсчигов останавливают ГИБДДшники.
Дороги в Саратовской области напомнили мне наши родные башкирские дороги — узкие, в заплатках, без разметки, концентрация ГИБДДшников повышенная. На выезде из Саратова я немного замешкался с перестроениями, наметанный хищный глаз инспектора тут же выцепил меня из потока. «Здравствуйте, инспектор такой-то, предъявите документы, откуда и куда едем? — Так на море, отдохнуть», — говорю. «Аптечка, огнетушитель есть? — А как же, обижаешь, гражданин начальник», — после общения в такой шутливой форме он отдает документы с пожеланиями счастливого пути. Далее проезжаем Волгоград по объездной, останавливаемся перекусить в придорожном кафе. Хотелось, конечно, взглянуть поблизости на Родину-Мать, но отсутствие карты города и времени не позволили осуществить задуманное. Ладно, когда-нибудь обязательно приеду сюда и покажу детям.
Ночь застает нас в пути между Волгоградом и Ростовом, останавливаемся у симпатичного придорожного гостиничного комплекса, время за полночь, остался только один номер, правда, удобства все на улице, нам не привыкать, берем его за 1 000 руб. Огромная комната, 5-6 кроватей, шкаф-стол-стулья, чистое свежее белье, нормально. Поздний ужин, душ и спать. Сказывается усталость, вырубаемся быстро. За день прошли около 900 км. Встаем рано, еще темно, уже понедельник (отпуск начался), осталось около 600 км ходу, планирую прибыть в Геленджик к обеду. Проезжаем Ростовскую область, переезжаем Дон в Ростове, дороги лучше саратовских, въезжаем в Краснодарский край.
Чем ближе к югу, тем становится жарче, кондиционер плохо справляется со своими обязанностями, остановиться для отдыха практически негде, кругом степь, спасают только заправки, где можно чуть-чуть отдохнуть под навесом, пополнить запасы холодной водички.
Дороги в Краснодарском крае просто отличные, везде разметка, три полосы, средняя с переменным направлением движения, обогнать не проблема, естественно, находятся нетерпеливые, которые летят под знаки «Обгон запрещен» и через сплошную, в итоге всегда попадают в лапы доблестной ГИБДД. Я держал скорость 100-115, под знаки не лез, сплошную не пересекал, даже когда вся колонна позади обгоняла меня и впереди идущий тихоход, я не поддавался стадному чувству, чем сэкономил немало денег и нервов. Проезжаем Краснодар, уже видно вдалеке такое долгожданное море, природа очень красивая, горы, грудь переполняет радость от скорой встречи с морем, на котором я не был 13 лет.
Берендеево царство.
Далее Новороссийск, в котором немного поплутали. Забавный случай произошел на одном из перекрестков. Рядом со мной на светофоре остановился 140-й «мерс» (600-й из анекдотов про новых русских) с московскими номерами, опустилось тонированное стекло (а я до этого ехал по улице ну очень медленно, постоянно перестраивался, не знал куда ехать, ну, думаю, сейчас будет меня учить, как надо ездить), браток за рулем спрашивает, куда, мол, путь держишь, может подсказать чего надо? — в Геленджик, говорю, — держись за мной, брателло. Вот те раз! На выезде из Новороссийска он мне показал дорогу и свернул куда-то в сторону, в благодарность у меня получилось только моргнуть аварийкой, спасибо, браток!
Дорога от Новороссийска до Геленджика проходит по берегу моря, петляет по серпантинам, не разгонишься. Останавливаемся на берегу возле стелы, фото на память, младшая дочка замечает внизу в море резвящихся дельфинов.
Мои путешественники, сзади видно нашу машинку.
Далее идут поля виноградников, небольшие деревушки, и вот мы въезжаем в Геленджик.
Пять минут плутаний по городу, и вот мы на месте, брат живет в коттедже на окраине города. Встреча с родственниками, знакомство (они первый раз видели мою супругу и детей, моя племянница уже вышла замуж, а я ее помню совсем маленькой школьницей), машину загоняем во двор, садимся к столу. Как и планировали, прибыли в два часа дня. Время здесь московское, с нашим разница два часа, я перевел часы, на сотовом оставил свое время на случай, если придется звонить домой. После теплого приема я заикнулся о том, что надо бы поискать жилье, на что мой брат коротко и ясно дал понять, чтобы я не порол чушь — будете жить в нашей двухкомнатной квартире в городе, правда там, мебели минимум. На том и порешили.
Ближе к вечеру сходили на море, искупались, за ужином решили, что машина остается во дворе, передвигаемся по городу пешком-на автобусе-на такси, благо, расстояния позволяют. Нас с вещами отвезли на квартиру, дали ключи, отдыхайте сколько сможете. «Сколько сможете» не получилось, у нас оставалось только 4 дня на отдых, и мы постарались использовать это время по максимуму.
Небольшое лирическое отступление. Город Геленджик (в переводе означает «Белая невесточка») расположен на берегу живописнейшей бухты в окружении гор. Город небольшой, от центра до окраины минут 30 пешком, чистый, ухоженный, многоэтажек немного, много санаториев, гостиниц, есть великолепный аквапарк, шикарный океанариум, дельфинарий, можно подняться на фуникулере в гору к астрономической обсерватории, сходить в море на корабле, вечером работают дискотеки на берегу, в общем, отдохнуть и поправить здоровье можно. С жильем проблем не возникнет, везде таблички «Сдается», правда, мы были не в самый разгар сезона.
На второй день нашего пребывания на отдыхе мы решили сходить в аквапарк, уж больно экзотично для нас, жителей глубинки, это все представлялось. Ну что сказать — удовольствия через край! Множество аттракционов, от некоторых из которых адреналин готов был разорвать сердце. Супруга на половине из них даже не рискнула прокатиться, я постарался посетить как можно больше. На самой большой горке (длина спуска около 100 м, пролетаешь секунд за пять) главное, как сказал инструктор, «береги то, что тебе особенно дорого», при этом он изображал футболиста, стоящего в «стенке» при пробитии штрафного. Лучше слов атмосферу передают снимки.
Удовольствие конечно не из дешевых, за четыре часа мы отдали 2 800 руб. за входные билеты, но оно того стоило. После легкого полдника повалялись на пляже, потом домой набирать воду (надо сказать, вода подавалась два раза в сутки, по утрам и вечерам по одному часу и только холодная, поэтому все имеющиеся емкости были наполнены водой).
Вечером решили сходить поужинать в летнее кафе, коих имеется большое количество, во многих играет живая музыка. Везде зазывают, мы выбрали одно с приятной музыкой и обстановкой, сделали заказ. Надо заметить, что я, несмотря на свою далеко не атлетическую комплекцию (рост 1,85, вес 73), на удивление много ем, четырехразовое питание для меня самое то. И вот тут я решил попробовать что-нибудь эдакое из местной кухни, ну и назаказывал себе пяток блюд плюс бокальчик вина, супруга с детьми как обычно много не едят, да еще и жарко. Когда все это принесли, на стол не уместилось, порции огромные. Как я ни старался, даже половину не одолел, попросил официанта упаковать с собой. Принесли счет (1 400 руб.), оставляю деньги, и с пожеланиями доброй ночи мы возвращаемся домой, сил больше гулять не осталось.
На третий день мы решили прогуляться на корабле в море. Яхта «Корсар», стилизованная под старинное судно, с мачтами, уносит нас в море. Билеты недорогие (200-300 руб. за два часа), колоритный экскурсовод в костюме пирата рассказывает о Геленджике, конкурсы для детей и взрослых, купались в открытом море, загорали, в общем, весело провели время. Единственное, что немного подпортило впечатление, так это цены на напитки и мороженое. Я, конечно, не скупердяй, купил, но цена за порцию мороженого 200 руб. это, наверное перебор, и не я один так думал, буфет у них практически был пуст (на берегу такая же порция мороженого стоила рублей 30).
Погода в тот день была немного пасмурной, и мы просто гуляли по городу, зашли на базарчик, прикупили сувениров, пофоткались, набрели на магазин CD-DVD дисков, затарились музыкой в обратный путь. Пообедали в прибрежном кафе, распогодилось к вечеру, позагорали.
Вечером пошли домой, приготовили нехитрый ужин, поужинали и задумали сходить в океанариум. Младшая дочь за день настолько устала от впечатлений и ходьбы, что после ужина просто уснула, супруга тоже не изъявила желания составить компанию, и мы со старшей дочерью направили свои стопы в сторону океанариума, прихватив с собой фото-видеоаппаратуру. Там, конечно, очень понравилось, столько рыбы я никогда не видел, тем более такой экзотической, как акула, барракуда, пиранья и т.д., экскурсовод все рассказывает, никаких ограничений на фото-видео и по времени. Мы ходили, открыв рот, и не переставая щелкали затвором фотоаппарата.
Возвращались домой полные впечатлений, погода замечательная, ночной Геленджик красив.
В последний день нашего пребывания на вечер был назначен ужин в гостях у брата, утром мы сходили на пляж, искупались-позагорали, потом я сходил в банк снял немного денег с карточки на дорогу про запас. Вновь походили по городу, мои девочки изъявили желание сходить в дельфинарий, мне не очень хотелось, и поэтому они сходили втроем, я же исследовал окрестности. Набрел на прикольный ресторанчик «Украинский дворик»!, решил сюда прийти вместе и пообедать. Тем временем мои посмотрели представление, им очень понравилось, мне купили ДВД-диск.
Повел я их в ресторан, мои дети его весь исследовали (любознательные до невозможности). Обстановка замечательная, стилизовано под старинный украинский домик, печь, разнообразная утварь, во дворе колодец, без воды, конечно, цены вполне демократичные, а учитывая хороший сервис, вообще здорово. Заказываю украинский борщец, картохи, сало в шоколаде (ну должен был я его попробовать), приносят все это и еще рюмочку горилки. Я говорю, не заказывал, а мне в ответ это, типа, приложение к борщу, ну спасибо вам, дивчины та хлопцi! Ограничиваюсь дегустацией горилки (20 капель), т.к. вечером за руль.
После ресторана вновь побродили по улочкам, фото-видеосессия, отправляемся на званый ужин. У брата накануне родилась внучка, в магазине покупаем огромную мягкую игрушку для ребенка, цветы для мамы, бутылочку хорошего вина и являемся. Приехал зять на своей машине, моя автомобильная душа просится за руль, страшновато, 360-ю лошадьми еще не доводилось управлять. Ограничиваюсь только небольшой фотосессией и исследованием салона и подкапотного пространства, впечатляет, сказать нечего.
После ужина возвращаемся на квартиру (теперь уже на машине), машину на стоянку, короткие сборы и спать. Утром встаем рано, еще темно, загружаемся в машину, ключ от квартиры оставляем в условленном месте и в путь. Обратно нам посоветовали ехать через Джугбу, немного короче и трасса менее нагружена. Все оказалось верно, но плюс к этому дорога проходит в таких живописных местах, что мы не переставали охать и ахать при виде такой красоты, дети даже отказались спать. Конечно, остановились для фотографирования.
Обратный путь лежал по тому же маршруту, в таком же темпе. В первый день успели доехать до Волгограда (около 900 км), на ночевку остановились уже ночью в небольшом придорожном мотельчике, остался только один номер, двухкомнатный за 2 500 р. Бабушка на ресепшене предложила заселиться в него, но если мы согласимся вторую комнату не использовать, то она нам ее отдает за 1 500 руб., стороны пришли к соглашению. Номер очень даже ничего, все удобства, кондиционер, холодильник, мягкая мебель, спутниковое ТВ. Легли спать, до дома оставалось 1 400 км.
На следующий день встали засветло, перекусить решили позже, ограничились бутербродами с соком и тронулись в путь-дорогу. Пару раз проскочили нужные повороты, поплутали в городах. В Ростове пришлось остановиться, спросить у инспектора ДПС дорогу на выезд из города. Спасибо, объяснил толково, выбрались быстро. Перед мостом через Волгу на посту ДПС остановили для проверки документов, проверили страховку и пожелали счастливого пути. Это был третий и последний контакт с представителями закона за всю поездку. В Башкирию мы въехали уже затемно, оставалось до дома 350 км, утром на работу. Усталость накопилась, хотелось спать. Когда становилось совсем невмоготу, останавливался, съезжал с дороги, небольшие физические упражнения и обливание лица холодной водой давали результат, правда ненадолго. За 200 км от дома не выдержал, заехал в лесополосу и вздремнул полчасика, оказалось вполне достаточно, и в 4 утра мы приехали домой. Разгрузились и упали спать. Все, путешествие закончено. В 8 утра я уже был на работе.
Итоги поездки:
Выводы:
Спасибо всем, кто дочитал мой опус до конца, с уважением, Ринат.
Всем удачи на дороге.