|
Всем привет!
Начну с того, что идея поездки на Байкал родилась еще зимой, когда однажды вечером я со своим другом из Оренбурга как бы невзначай заговорил о том, как нам провести наши очередные отпуска летом. Сам я из Башкирии, меня зовут Александр, Друг мой — Виталий, родом тоже отсюда, а посему привыкли отдыхать в этом живописном краю, благо от Оренбурга рукой подать. Но в тот вечер мы задумались о том, как бы нам «расширить наши горизонты» и открыть для себя новые места отдыха. И выбор пал на Байкал! Почему не на море? Честно говоря, у меня не было особого желания ехать туда, хотя оно и ближе к нам. Виталий уже успел там побывать и не в восторге. Да и сказать: «Я был на море» — все равно, что ничего не сказать. А вот сказать: «Я был на Байкале!» — по нашему мнению, это дорогого стоило! В общем, чаша весов склонилась в сторону Байкала.
Поначалу идея показалась немного бредовой:), ведь от нас до Байкала четыре с половиной тысячи километров, да и состав участников был не определен. Но мысль прочно засела в наши головы и даже превратилась в навязчивую идею! А время между тем шло, обстоятельства складывались то в нашу пользу, то работали против нас. Становилось понятно, что поехать смогут только три человека: Виталий, его младший брат Вадим (студент 4-го курса, на фото справа) и я. Мы уже твердо решили ехать и именно этим летом, пусть даже и на одной машине! Отпуск у меня был по графику в конце августа — начале сентября (не самое благоприятное время для поездки на Байкал), но перенести его я никак не мог. Зато друзья смогли подогнать свой отдых под эти временные рамки. И вот, потратив кучу нервов, подписав все отпуска и отгулы, прочитав в Интернете отзывы о подобных поездках и закупив все необходимое для дальней дороги, мы, наконец, назначили дату — 20 августа 2009 года.
Путь наш начинался из города Салавата, что на юге Башкирии (200 км от Оренбурга). Итак, маршрут оговорен, машина подготовлена, вещи в багажнике, бензин в баке, и мы полны решимости добраться до самого глубокого озера!
Автомобиль «ВАЗ 2113» (восьмерка) 2008 г. выпуска с пробегом 30 600 км принадлежал Виталию, управлять им мы договорились все по очереди, дабы сильно не утомляться от дороги. Ориентировочно в день планировалось проходить по 1 000 км и до Байкала добраться примерно за четыре дня. Ближайшие 170 км до Уфы знакомы мне как свои пять пальцев, да и трасса от Уфы до Кургана через Челябинск была пройдена мною однажды (правда на «Жигулях»), поэтому было решено доверить управление мне, чтобы заодно привыкнуть к автомобилю.
Траса М-5 на ее участке Уфа — Челябинск довольно сложная, она проходит по отрогам Уральских гор, и перепад высот тут составляет в некоторых местах больше километра. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, пару раз даже попадали в пробки из-за ремонта дороги (мостов), но места довольно живописные!
Проезжая по М-5 поймали себя на мысли, что после Урала (Башкирии) нас будет сложно чем-либо удивить. Как мы ошибались:)! Но обо всем по порядку…
Думаю, нет смысла описывать впечатления от вождения автомобиля всем нам известной марки, хотя в Иркутской обл. часто удивлялись — мол, что за машинка? Скажу лишь, что передвигаться в пространстве можно довольно быстро и с приемлемым комфортом. Скоростной режим старались «сильно» не нарушать, крейсерская скорость была в районе 110-120 км/ч, но иногда наваливали и больше. В общем, старались ехать в пределах правил и разумного расхода…
И тут же, едва выехав за пределы Башкирии, появился какой-то «резиновый» скрип от подвески правого переднего колеса, природу которого мы так и не смогли выяснить до конца (!) поездки. Он то исчезал перед опытным взглядом какого-нибудь сервис-мена, то появлялся вновь. В конце концов, после очередного осмотра в сервисе мы поняли, что ничего серьезного нет, и перестали обращать на скрип внимание, (может так и должно быть на «Тазе»)? :)
В итоге, в первый день мною «на одном дыхании» было пройдено 700 км, и еще 200 км под вечер одолел Вадим. Остановились неподалеку от города Кургана в придорожном бору, и — надо же было — почти возле свалки, но в темноте искать другое место было проблематично, поэтому встали тут поодаль:). Наутро, перекусив еще домашней едой и выпив чаю, двинулись дальше.
Дорога от Кургана на Омск проходит через Казахстан, карты местности посоветовали нам объехать границу с Казахстаном через городок Ишим, что в Тюменской области. Это был довольно приличный крюк, местами с плохим асфальтом, но мы благополучно его проехали, добравшись до Омска. Кстати, этот участок дороги контролируется вертолетами ДПС! Далее курс взяли на Новосибирск и поздно вечером, вернее, уже почти ночью были в третьем по численности населения городе нашей необъятной Родины.
Несмотря на то, что от Омска до Новосибирска (где-то 670 км) дорога довольно хорошая и скучная (я не припомню там ни одной ямы!), мы немного выбились из нашего «графика» и, поскольку где-то после Красноярска нас ждет плохая дорога, где наша скорость будет совсем низкой, было решено продолжить путь ночью. Легко проехав почти через весь город, кстати, дорогу нам доходчиво подсказала молодежь из Кемерово, мы перекусили в круглосуточном кафе на выезде и взяли курс на Красноярск. Ехать ночью досталось мне, а парни кое-как улеглись на сиденьях. Не спеша, преодолев 260 км приличного асфальта, на рассвете были в Кемерово. За городом — смена водителей, разминка затекших конечностей на заправке (бензин дорожает), легкий завтрак и снова в путь!
Отобедать мы решили в городке под названием Ачинск, благо, на въезде была неплохая харчевня «Лимонадный Джо». Название запомнилось неслучайно, приличное место и кормежка там неплохая, во всяком случае нам понравилась, и кипяток в термос бесплатно. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути мы так же посетили это место!
Далее, не заезжая в Красноярск, по указателям направились в Иркутск и к вечеру были в городке с красивым названием Канск.
Не в обиду будет сказано канчанам:) (или жителям города Канска), но город не понравился, в отличие от названия, ощущение было, что заехали в какую-то пердь:(! Мы порядком устали, был субботний вечер, и сам Бог велел вымыться в какой-нибудь городской бане. В Канске сделать это оказалось непросто! С полчаса колесили по грязным и узким улицам в поисках рабочей бани, спрашивая у матерых таксистов дорогу и, наконец, нашли! Минимум удобств, холодные скамейки, тесная парилка, но мы уже и этому рады. Надо сказать, канчане — народ неплохой! Бодро и с небольшим сибирским акцентом подсказывали дорогу, угостили кипятком в магазинчике! Но, ночевать все равно было решено «подальше отсюда:)». Чистые и уставшие после бани, кое-как выбираемся из города на трассу. После Канска и до Тулуна, насколько мы знали, должна была начаться плохая дорога, да тут еще погода совсем испортилась — пошел холодный дождь, и мы решили спать прямо в машине возле ближайшей заправки.
И вот, наутро следующего дня кончился асфальт!
По отзывам мы примерно догадывались, в каком состоянии этот участок дороги, там даже есть отрезки свежеуложенного асфальта. Но дорога оказалась хуже, чем мы думали, местами приходилось ехать буквально «пешком», иначе машину начинало трясти, как в припадке, были и крутые подъемы, и острые камни, и ветхие мосты. На этом фоне знаки ограничения скорости «70 км/ч» выглядели довольно цинично.
В общем, не смотрели на бешено несущиеся «японки» и внедорожники, ехали потихоньку, берегли машину на обратный путь. Что интересно — федеральная трасса М-53 проходит прямо почти через все населенные пункты, будь то деревня или небольшой город. Никаких объездных дорог! И весь транспорт (фуры и прочий транзит) прет прямо по разбитым улицам!
Где-то на середине этого «бездорожья» есть населенный пункт Алзамай, рядом на трассе хорошая стоянка — «У Петра» называется. Еще в Интернете вычитали, что там можно неплохо поесть и действительно — пообедали на славу! Есть разная кухня на выбор, сауна, гостиница, тут же рядом заправка! Цены ну может чуть выше среднего. Очень популярное место среди дальнобойщиков. Так же заехали сюда и на обратном пути.
Наконец где-то после Тулуна начался нормальный асфальт, мы немного дали жару и вечером были уже под Иркутском. А тут и до Байкала «рукой подать».
Еще дома, готовясь к поездке и собирая информацию об отдыхе на Байкале, мы узнали о многих местах, которые стоило посетить. Было решено ехать на остров Ольхон — эдакая туристическая Мекка. Поэтому сразу, не заезжая в Иркутск, направились в сторону острова.
Не побоюсь повториться, для тех, кто не знает, как туда доехать и объясню подробно. На въезде в Иркутск надо держать курс по указателям на Качуг. Пройдя по трассе на Качуг примерно 120 км, будет населенный пункт Баяндай, там не пропустите поворот направо в Еланцы, это еще где-то 77-80 км горного асфальта. На 22 км стела Ольхонского района (не путать со стелой Ольхонского лесничества!), обязательно остановитесь, полейте ее водочкой и попросите у местных духов удачной дороги — таков обычай:)! В Еланцах последняя на материке заправка, дальше до парома и на острове заправок не будет, так что заливаемся по полной! Бензин у местных на острове не в счет — на нем можно вообще никуда не уехать. После Еланцев и до МРС (Маломорская рыбная станция), где паромная переправа на остров, — примерно 40 км, асфальта нет — довольно паршивая гравийка (внимательнее)! При въезде на паром держитесь ближе к впереди стоящей машине, много желающих протиснуться, местные — сама борзота. На самом пароме тоже осторожнее, паромщику важнее забить паром под завязку машинами, поэтому возможна мятая жесть, берегите зеркала и глушитель — съезд с парома задом!
Ехать снова пришлось ночью, чтобы утром быть на пароме по возможности первыми. Погода была отвратительная, шел дождь и был сильный туман, так что в темноте и тумане я перепутал стелу Ольхонского района со стелой лесничества :) (между ними примерно 500 м), на всякий случай обильно полив и ту и другую огненной водой! В темноте горный серпантин дороги казался таинственным и безжизненным, ни встречных, ни попутных машин не было почти от самого Иркутска, парни крепко спали, чувствовалось приближение большой воды. До МРС мы добрались без проблем, но времени потратили прилично! Только на рассвете были у переправы и оказались первыми. Оно и понятно, в это время основная волна туристов уже прошла.
Паром долго ждать не пришлось, он подошел со стороны Ольхона чуть позже семи. Мы и еще пара машин разместилась на палубе и отчалили на остров. Плыли недолго, минут 15-20, и вот мы наконец на Острове! Вокруг нас — синие воды Байкала! Остров довольно длинный, примерно 70 км в длину и имеет один небольшой поселок Хужир, до которого километров тридцать пять не очень живописной местности, непригодной для стоянки. Под колесами все та же песчано-гравийная каша. Шел дождь, и подъемы давались нам с трудом. Вообще из транспорта на острове практически одни УАЗики, да прочие внедорожники, поэтому на нас поглядывали с удивлением.
В Хужире решили отведать поз, (бурятская национальная кухня, они похожи на татарские манты) и, конечно же, купили омуля с пивом! Благо, кафе и позные в поселке почти на каждом шагу!Подкрепившись, двинули дальше, на поиски подходящего места. Еще до поездки мы многое узнали про остров и в том числе то, что без полного привода (4WD) там делать нечего, ибо вся красота и удобные подходы к воде находятся в труднодоступных местах! И действительно, там, куда мы смогли проехать, было не очень уютно, место открытое и напряженка с дровами. Но, прекрасно зная возможности отечественного переднего привода, я уже начал беспокоиться, что в такую погоду мы и тут рискуем остаться надолго. Усталость от дороги и бессонная ночь давали о себе знать, и мы все же разбили лагерь. Это почти рядом с каким-то крошечным поселком Харанцы, (есть там еще и такой!), хорошо хоть местных жителей не видели почти ни разу.
В тот день и вечер мы просто отдыхали, бродили по берегу, наслаждаясь красотами Малого моря, постепенно понимая, куда мы забрались! Погода не радовала, было прохладно и шел мелкий дождь, но мы воспринимали это как данность.
На следующий день погода нормализовалась, появилось солнце, и мы решили рискнуть и прокатиться в северную часть острова насколько это возможно. Сразу хочу сделать сноску для тех, кто уже проехал весь остров и знает какие там дороги. Надо признать, что они довольно плохие! И это не жалобы из уст избалованного асфальтом горожанина. Если бы не хорошая погода — мы бы там ни за что не прошли! Конечно, «восьмерка» в умелых руках (и ногах) может ехать там, где другие встанут, но и у нее есть предел. Не хочу преувеличивать свои возможности, мой водительский стаж всего семь лет, у друзей и того меньше. Но все вместе мы проехали, остров до самого мыса Хобой! С ходу штурмовали вязкие пески, осторожно карабкались на крутые разбитые подъемы, плавно переваливались по выступающим из земли корням в лесу. И были щедро вознаграждены увиденной красотой! Виды просто космические! Вот несколько фото, которые скажут все сами за себя.
Лесной участок показался мне самым сложным. Фото не совсем отражает «качество» дороги.
Внизу метеостанция, восточное побережье Ольхона.
Справа в дали виднеется полуостров Святой нос!
Воду пили, не стесняясь, прямо из озера!
Приехали, дорога просто кончилась!
Знаменитый мыс Хобой! Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км) Последние метры до него уже пешком. Вокруг квадратные километры чистейшей воды!
Однако пора было и честь знать, близился вечер, небо быстро нахмурилось и даже начал накрапывать дождь, что грозило нам большими сложностями на обратном пути к нашей стоянке. Поэтому мы поспешили назад, фотографируя по дороге хорошие места для стоянок и просто живописные ландшафты.
Чуть не забыл! В тот день мы не могли себе позволить не искупаться! Не знаю, какой должна быть вода в Байкале (уж наверно не теплой), но днем было довольно солнечно и мы неплохо окунулись! «Отогревались», естественно, пивом и копченым омулем:). Усталые и довольные вернулись в наш «лагерь», хорошо хоть его никто не тронул.
Уже за вечерним ужином начали строить планы на завтра. Сидеть на одном месте просто так мы не могли, и раз уж сегодня мы посмотрели весь остров, делать на нем больше было нечего. В планах у нас еще было посетить поселок Листвянка и восточное побережье Байкала. Да, и еще местные отдыхающие посоветовали нам съездить в Аршан, посмотреть на Саянские горы, что примерно в 300 км на юго-запад от Байкала. Поэтому на следующий день, хорошо выспавшись и собрав за собой весь мусор (специально не поленились взять мешки для мусора), мы к обеду тронулись в сторону парома. Проезжая на обратном пути через Хужир, посетили мыс Бурхан — одна из девяти святынь Азии, где находится Священная скала Шаманка. Тоже довольно красивое место, но и народу прилично!
Там же, в поселке, еще раз поели поз и жареного омуля, прикупили немного сувениров и в сумерках были на пароме, едва успев на последний рейс. Обратная дорога до Иркутска снова отняла у нас почти всю ночь. В городе мы решили сначала съездить в Листвянку (70 км от Иркутска), так как выяснилось, что до Аршана немного дальше, чем мы думали. Тут же, спросив дорогу до Листвянки у молодежи, мы были приятно удивлены тем, что они сами едут туда! И вот, едва поспевая за ними, отправились на выезд из города. В Листвянку приехали еще в темноте и решили скоротать ночь в машине, а проснувшись, утром увидели из окна водную гладь Байкала! Не каждый день приходится так просыпаться!
Честно говоря, Листвянка нам не понравилась, место, конечно, красивое, но не идет ни в какое сравнение с красотами Ольхона. Отдых там довольно цивилизованный: турбазы, рестораны, организованные палаточные (причем платные!) лагеря. В общем, сплошная курортная зона. Единственное, на что можно было потратить время и деньги, это на прогулку на катере, но нас это мало интересовало, поэтому, перекусив в ближайшем кафе, кстати, отвратительными и дорогими позами, мы поехали в Аршан. Путь наш снова лежал через Иркутск. Небольшая фотосессия в центре на набережной — и мы уже на пути в Саяны.
На участке от Иркутска до поселка Култук (самая южная точка Байкала) дорога представляет собой горный серпантин, и вдруг, на очередном подъеме Виталий замечает, что не включился вентилятор и стрелка температуры охлаждающей жидкости находится почти в красной зоне! Аварийно останавливаемся на обочине, не глуша двигатель и включив салонный отопитель, чтоб хоть как-то сдержать температуру, включаем вентилятор напрямую от аккумулятора. Поиски неисправности длились недолго, оказалось, что не было контакта на монтажной плате предохранителей. Поправив ситуацию, поехали дальше.
На границе с республикой Бурятией нас ждала еще одна «неприятность» в виде поста ДПС, на котором нам какой-то местный бурят-стажер хорошо заученным текстом объяснил, что мы собираемся въехать на территорию национального парка «Тункинский» и что это удовольствие стоит 150 рублей. На всякий случай сфотографировав приказ, согласно которому взимался оброк, мы заплатили, и нас отпустили с миром.
К вечеру были в Аршане. Это небольшой поселок у самого подножья Саян. В нем находится какая-то лечебница, которая основалась на целебных источниках. Горы действительно высокие!
Вершины некоторых даже скрывались под облаками! Искупаться в источниках нам не удалось, так как эта процедура платная, а касса уже была закрыта. Поэтому ничего не оставалось, как немного пройтись вверх по течению небольшой речушки, которая текла откуда-то с гор, и полюбоваться местными красотами! Тропа была довольно исхоженная, и мы без труда добрались до первого из 12-ти водопадов на этой реке.
Дальше идти не позволяло время — скоро должно было стемнеть, а мы еще хотели посетить Буддийский Храм, что в километре от поселка, традиционное для буддизма сооружение.
Надо сказать, что воздух там какой-то особенный, то ли это был запах гор, то ли леса, а может, это был просто запах чистого воздуха:)? И тишина! Почти в сумерках мы нашли неплохую стоянку ниже по течению той речки, что текла с гор. Смываем усталость ее водами, выпиваем, закусываем, и засыпаем сном праведников:).
На следующий день было решено вернуться на Байкал и проехаться по его восточному побережью, посмотреть Кругобайкальскую железную дорогу, Слюдянку и вообще все, что там есть. Доехав до Култука, взяли курс на Улан-Уде. В Слюдянке ничего интересного не оказалось. Далее, проезжая город Байкальск и ЦБК, специально принюхивались к воздуху, так как были наслышаны о запахе от комбината, но ничего такого не почувствовали. Вообще дорога сначала горная и идет почти по самому берегу, а ж/д пути — так вообще возле воды! Места красивые! Но потом трасса постепенно выравнивается и отгораживается от озера деревьями, да и мест для стоянки подходящих мы не видели. Так что, протянув еще примерно сотню километров по побережью, после населенного пункта Танхой мы поняли, что дальше ехать нет смысла, и в последний раз подъехали к воде как можно ближе — так сказать, смочить колеса.
Добираться до полуострова Святой Нос не входило в наши планы (зря, наверное), ввиду отсутствия полного привода, а без него, насколько мы знали, там делать было нечего, плюс ко всему, еще начала портиться погода — поднялся холодный ветер, и Байкал начал «волноваться» — впечатляющее зрелище! Шум волны, пена, брызги! Искупаться здесь мы уже не рискнули…
Вот таким коротким и незабываемым получилось наше путешествие на Байкал. В запасе у нас было еще несколько дней и, повернув назад, мы раздумывали, как бы нам их провести с пользой, и какие живописные места можно еще посетить. Хотелось увидеть еще горный Алтай и Западный Саян, а для этого надо было вернуться хотя бы до Новосибирска. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
Вечером того дня, на обратном пути, едва выехав из Иркутска, мы пропустили нужный поворот и по ошибке заехали в Ангарск. В темноте и отсутствии указателей, безуспешно спрашивая дорогу, заблудились окончательно. Мы с Виталием уже начинали нервничать, Вадим спал на заднем сиденье. Видно, сама судьба завела нас в этот промышленный городок, из которого нам никак не удавалось выбраться. На одной из улиц решили в очередной раз спросить дорогу у таксиста, стоявшего у какого-то магазина. И тут произошло следующее: проезжая часть в том месте довольно широкая, приняв вправо, Виталий поравнялся с машиной таксиста и почти остановился, как вдруг мы услышали сзади визг тормозов и через мгновение ощутили сильный удар! Нас бросило на спинки сидений, головами ударились о подголовники, машина по инерции отлетела еще метров на пятнадцать и окончательно остановилась.
После секундной паузы, понимаем, что все мы целы. Вадим проснулся и тоже в порядке. Отстегиваясь, выходим из машины. В легком шоке оцениваем обстановку и узнаем, кто в нас въехал. А ситуация получилась следующая: улица в том месте имеет разделительную полосу в виде небольшого газона, в котором есть проемы для разворота, в один из таких проемов решил развернуться какой-то таксист-лихач и не уступил дорогу тем, кто ехал прямо, то есть за нами. Он ударил в левый бок старенький «Форд», который двигался со скоростью примерно 40-50 км/ч, отчего тот занесло, и он пролетел около 20 метров, смещаясь к обочине, где в тот момент решили остановиться мы. Там он нас догнал уже правым боком, а мы после удара еще и немного поцарапали таксиста, рядом с которым решили остановиться.
В итоге, никто из людей не пострадал, только машины. Больше всего «Форд», у него сильная деформация кузова и помяты бока, пробито заднее колесо, заблокированы все двери. У нас была серьезно повреждена вся задняя часть и даже немного крыша, оказались заблокированными левая дверь и заднее левое колесо, отчего мы, наверное, и остановились после удара, у таксиста-«виновника» сильно разбита передняя часть.
Вот такой неожиданно-неприятный оборот приняли события. Хотя, если так рассуждать, совсем не обязательно ехать за тридевять земель, в аварию можно попасть и у себя во дворе. Был поздний вечер пятницы, ночевать в Ангарске нам было негде, машина была не на ходу и с выбитыми стеклами. Слава Богу, сами были целы и невредимы. Жалко, конечно, железо, но оно застраховано. Далее следовало пройти стандартную процедуру — вызов машины ДПС, составление схемы ДТП, всех водителей свозили на освидетельствование, все это заняло около часа.
Водителем «Форда» оказался молодой и спокойный парень Дмитрий, почти сразу на помощь к нему прибыли друзья, брат и родители. Надо сказать, добрые и отзывчивые люди! Видя, что мы издалека, они искренне посочувствовали нам, вошли в наше положение и очень помогли! Поначалу мы решили эвакуировать машину на платную стоянку. Но семья Дмитрия отговорила нас от этого, так как сохранность машины и вещей там не гарантировалась, и предложили поставить машину у них во дворе, они живут в своем доме — так будет надежнее. Для этого мы попытались хоть как-то разжать смятое железо, чтобы колесо могло вращаться и не пришлось вызывать эвакуатор, тут нам помог брат Дмитрия! Зацепив, один конец троса за искореженный метал, другой за фаркоп его внедорожника, мы немного вытянули помятое крыло, подправили загнутый глушитель. Колесо все-таки вращалось не свободно, но кое-как на первой ехать было можно, благо их дом находился неподалеку. Потихоньку доехав, мы загнали машину во двор, и тут семья Дмитрия сделала нам еще одно предложение, от которого мы не смогли отказаться. Дело в том, что у них была свободная квартира, и они, понимая, что нам некуда идти, предлагали остаться в ней! Мы и так чувствовали себя неловко из-за того, что стеснили их, загнав машину во двор, а тут еще нам предлагают квартиру, но отказываться в нашем положении было неразумно, и мы согласились. Жилье находилось совсем близко, и Дмитрий проводил нас, оставив нам ключи. Там мы скоротали остаток ночи. Наутро всем водителям — участникам аварии надлежало явиться в ГИБДД, мы понятия не имели, где это находится, и родители Дмитрия опять пришли нам на помощь, свозив нас туда и обратно. В ГАИ нам выдали справки о ДТП, дальше следовало обратиться в страховую компанию, но нужно было дождаться понедельника.
В общем, в Ангарске мы застряли на четыре дня. Выходные потратили на осмотр города, сходили в интересный музей часов! В понедельник утром Виталию пришлось вернуться в Иркутск, так как филиала его страховой компании в Ангарске не было. Вечером приехал оценщик, переписал все повреждения и только после этого, во вторник утром, мы загнали машину в мастерскую (где, кстати, работали китайцы), чтобы разблокировать заднее колесо и дверь, и передвигаться своим ходом. Затем заклеили выбитые стекла полиэтиленом, сложили вещи и во второй половине дня были готовы тронуться в путь. Все эти дни мы провели на квартире у родителей Димы, да еще и в дорогу они дали нам свежих овощей! Мы даже не знали, как их благодарить, ведь они столько сделали просто так для незнакомых им людей! Воистину, в Сибири живут отзывчивые и очень гостеприимные люди!
За эти дни мы немного засиделись, и нам не терпелось снова отправиться в путь. На дворе было первое сентября и у нас оставалось 4-5 дней, а мы еще хотели посетить все города-миллионники на обратном пути. Поэтому решил ехать, не останавливаясь даже ночью. Машина, несмотря на деформацию кузова в задней части вела себя на дороге так же. Добавился разве только шум от трепещущего на скорости полиэтилена, да неудобства доставать вещи, потому что багажник у нас не открывался. Ну и никуда не делся тот «резиновый» скрип от передней подвески, причем он исходил уже с обеих сторон! Начался заметный износ правой передней покрышки. Вот на такой отечественной «развалюшке», заклеенной полиэтиленом, и скрипящей ходовой мы ехали в царстве праворульных японцев, не обращая внимание на удивленные взгляды из соседних машин на каждом светофоре:)!
На следующий день утром, с трудом миновав ночью плохой участок дороги от Тулна до Канска, мы были в Красноярске. Погода совсем испортилась, всю ночь шел дождь. Да и день выдался не лучше. Может, поэтому у меня остались не очень приятные впечатления о Красноярске: мрачноватый и транспортно нагруженный большой город. Много старых интересных зданий! Немного поколесив по улицам и в центре, мы отправились в «Заповедные столбы». Эдакие каменные глыбы, возникшие как будто из ниоткуда! Они занимают довольно большую территорию и образуют целый туристско-экскурсионный район, вход и въезд, куда, естественно, платный. Заплатив 70 руб. за стоянку автомобиля, мы пошли посмотреть на них пешком.
А еще съездили в город Дивногорск, нам хотелось увидеть Красноярскую ГЭС, ту, что красуется на десятирублевой купюре. Внушительное строение!
Затем снова немного поплутали по улицам Красноярска и взяли курс на Новосибирск, ближе к вечеру отобедали в уже знакомой нам харчевне «Лимонадный Джо» в Ачинске, ночью меняясь за рулем, проехали Кемерово и часа в четыре утра встали передохнуть почти под самым Новосибом. В этот город мы не могли не заехать, потому что здесь у меня в НГПУ учится сестра, да и парням хотелось посмотреть на столицу Западной Сибири! Сам я уже неоднократно бывал в этом городе, но поездить тут за рулем довелось только сейчас.
Может это мое субъективное мнение, но в отличие от Красноярска (да не обидятся на меня красноярские водители!) движение здесь не такое хаотичное, хоть и более интенсивное: все едут как-то правильно, или, по крайней мере, стараются! Нам абсолютно никто не сигналил. Как мне показалось, люди с пониманием относились к нашей разбитой русской машине и номерам другого региона. В общем, мы целый день прилично катались по городу, утром встретились с сестрой, позавтракали в студенческой столовой, посмотрели набережную, затем решили все вместе посетить Новосибирский зоопарк! По дороге туда Виталий с братом даже проехались на метро — им было интересно сравнить его с питерским. Зоопарк огромных размеров и посещение его это вообще отдельная история! Рекомендую всем, кто не был! Мы пробыли там почти до закрытия, пообедали шашлыком и даже посмотрели, как кормят хищников! Чуть побродили в центре, на площади, отвезли сестру обратно к ВУЗу и, попрощавшись, двинулись на выезд из города. День прошел здорово!
И снова ночь, снова моя очередь рулить. Экипаж уже привык к такому образу жизни, и друзья мирно посапывают в неудобных позах:).
До Омска доходим почти на одном дыхании, дорога даже ночью, несмотря на дождь, позволяет держать нормальную скорость. Карты города у нас не было, поэтому у остановивших нас гаишников спрашиваем, как проехать в центр, получаем ответ — и мы в центре!
Омск оказался больше, чем я себе представлял: широкие улицы, довольно длинная и красивая набережная, немного похожая на набережную Питера. В общем, осталось приятное впечатление от ночного Омска, которое несколько подпортило то, что по указателям выехать на трассу до Тюмени просто так не получилось. В итоге я отрубился и проснулся уже днем, в Тюменской области.
Благополучно добрались до Челябинска, немного прокатились по городу «суровых уральских мужиков» и выехали на родимую трассу М-5. Но по дороге домой мы еще решили заехать на озеро Тургояк, что находится близ города Миасс Челябинской области. Это небольшой крюк в сторону от трассы. Озеро известно тем, что по данным Интернета, вода там чуть ли не чище, чем в Байкале. Поэтому мы были просто обязаны заехать туда и сравнить:)! Сказано-сделано! Вечером того же дня, пополнив в Миассе запасы хлеба и пива, мы уже ставили палатку на берегу действительно прозрачного озера! Конечно, масштабы не те, что на Байкале. Но места вполне живописные, Тургояк озеро небольшое, водичка в нем чистая и не очень холодная, позволяет искупаться даже в сентябре месяце:)! Если знать дорогу, то можно легко подъехать к воде. Правда, за ночь стоянки с нас все-таки содрали 100 руб. Но это мелочи по сравнению с полученным удовольствием! Здесь мы почувствовали себя как дома, ведь нам оставалось всего около 600 км.
Только к обеду следующего дня мы отправились в путь и дома были в четыре часа утра, так как неудачно срезали себе путь через Белорецк. Как сказал один мой друг — лучше известная кривая, чем неизвестная прямая! Но это уже мелочи, главное все вернулись целыми и невредимыми, чего, конечно, не скажешь об авто.
Теперь немного о машине, сразу скажу, что она не подвела ни разу! Это даже удивляет. Честно говоря, я ждал поломки всю дорогу, но кроме скрипа в ходовой и «съеденной правой покрышки» ничего не произошло. На скорости больше 120 км/ч начиналось назойливое биение на руле, не помогла даже балансировка колес. Сход-развал по дороге делать было некогда. А на обратном пути мы и вовсе забыли заглядывать под капот и проверять уровень масла и пр., что, конечно, непростительно:). Не хочу никого раздражать, восхваляя отечественный автопром, сам от него не восторге. Видимо, нам просто повезло, и набор ключей так и пролежал в багажнике мертвым грузом. Из запасных частей брали с собой свечи, трос сцепления, предохранители, лампочки, тосол, и масло на доливку, и еще дистиллированной воды на случай, если аккумулятор выкипит от долгой езды по трассе. Отдельно хочу сказать про какой-то «преобразователь напряжения», который Виталий взял у знакомого! Это устройство, подключаемое к прикуривателю и выдающее на выходе 220 В. Что позволяло нам всегда поддерживать в заряженном состоянии телефоны, фотоаппарат, ноутбук и прочую периферию:).
Всего за 17 дней отдыха нами было пройдено 10 500 км! По скрупулезным подсчетам Виталия средний расход топлива (АИ-92) составил 6,7 л/100 км.
Денег было потрачено 34 тыс. руб. на троих, включая бензин, еду, сувениры и прочие незапланированные расходы в связи с аварией. Получилось по 11,3 тыс. руб. на брата. Согласитесь, не так уж дорого для поездки на Байкал!
Что ж, это было наше первое с друзьями далекое путешествие. Кто-то скажет: «В чем прикол? Через полстраны на «восьмерке», да еще и спать в ней иногда?!» Но, думаю, найдутся люди, которые поймут нас, да и по молодости это не кажется таким уж сложным и нелепым мероприятием:)! Путешествие на авто дает ощущение свободы, а это многого стоит! Не побоюсь загадывать, в ближайшем будущем в планах посетить Горный Алтай (может кто-нибудь что-нибудь посоветует), и мы обязательно учтем все ошибки и недочеты данного путешествия.