|
Поездка на озеро Инголь была запланирована еще в конце осени 2008 года, когда был закончен теоретический курс и курс закрытой воды в бассейне PADI Open water diver, успешно сдан теоретический экзамен. Для получения международного сертификата осталось только пройти курс открытой воды. Так как сделать это осенью и зимой в окрестностях Новосибирска маловероятно, то открытая вода была запланирована на июнь 2009 года на озере Инголь.
Озеро на карте Красноярского края.
Озеро Инголь находится в живописной гористой местности, практически на границе Кемеровской области и Красноярского края. Происхождение водоёма природное, максимальная глубина, по рассказам местного населения, достигает 60 метров. На практике никто глубину не промерял, но наши дайверы 40 метров нашли. Рельеф дна ровный, илистый, растительность очень бурная, много разной рыбы. Озеро хорошо подходит для подводной охоты, так как водится крупная щука и окунь. Видимость под водой 5-10 метров, на 30-метровой глубина можно совершенно свободно обходиться без фонаря. Вода в озере очень чистая, содержит серебро, по чистоте вторая после Байкала. В народе ходит легенда, что озеро Инголь каким-то немыслимым образом соединяется с озером Байкал. Судя по достаточно мощным течениям под водой и волнам на поверхности, начинаешь верить в местные легенды.
Инфраструктура на берегу данного водоема достаточно развита. Есть база отдыха, пионерский лагерь, санатории. Есть и просто места дикого отдыха, бесплатная целебная глина и чистый воздух.
Наша цель — база отдыха где будет расположен наш палаточный лагерь и передвижная дайверская база.
Наш экипаж: Евгений, 36 лет, водитель; Ксения, 29 лет, штурман, по совместительству жена; Илья, почти 2 года, пассажир, по совместительству — наш любимый сынуля.
Наша машина — Toyota Sprinter Marino 1992 года выпуска. Пробег — где-то около 260 тысяч км (по спидометру). Реальный пробег установить невозможно. В августе 2007 года в районе 235 тысяч было произведено снятие двигателя, полный разбор, промывка, прочистка, замена всего, чего только можно, установлен новый масляный и воздушный насосы, новый радиатор. После сборки и установки двигателя были заменены стойки и задние пружины. За неделю до отъезда были заменены обе гранаты и левый подшипник ступицы. Одним словом машина была готова к поездке.
Вот и настал июнь 2009 года и долгожданное ожидание подходило к концу. Но погода никак не хотела нас баловать теплом, каждый день поливали дожди, погода была холодная и пасмурная. Но даты уже установлены, 23 июня — выезд из Новосибирска, 28 июня — обратно. Отступать некуда. Начали рассматривать варианты. На предложение поехать одному жена сказала стойкое «нет». Вариант поехать вдвоем, а ребенка оставить у родственников тоже отпал. Оставалось только ехать втроём. На крайний случай мной дано было обещание жене отнырять за два дна положенные погружения и поехать домой, не задерживаясь до 28 числа.
Сборы был долгими и мучительными. Погода стояла самая непредсказуемая. То светило солнце и было жарко, то небо затягивало тучами и начинал поливать дождь. Прогноз погоды тоже не предвещал никаких изменений. Поэтому вещей было взято очень много, на все варианты погоды, включая купальные костюмы и осенние куртки и шерстяные свитера. Еду тоже набрали с собой, хотя на базе и была столовая, но по отзывам прошлого года там кормили, мягко говоря, не очень вкусно. По скромности взяли с собой бутылку водки и бутылку коньяку на случай если после дайва будет очень холодно, а так же пива сколько-то 2,5 литровок. Ну и весь свой походный комплект: палатка, спальники, надувной матрас, стол, стулья, газовая печь, фонарь.
Вечером в понедельник 22 июня все было погружено в машину, багажник был забит полностью, часть вещей еще было в салоне. Установлено детское кресло за спиной водителя. Для приличия проверил уровень масла и долил воды в бачок омывателя.
Наша группа планировала стартовать от бассейна «Водник» в 8 часов утра 23 июня. Маршрут следования группа выбрала следующий: по федеральной трассе № 53 до Кемерово, далее на Мариинск, не доезжая до Мариинска, в районе Верх-Чебулы, указатель направо на Шарыпово, Тисуль. Итого 560 километров. Так как дорога от Верх-Чебулы до конечной точки находится в процессе вечного ремонта и местами попадается гравий, нами было принято решение изменить маршрут движения и ехать не в общей группе, а одним. За это решение и говорил тот факт, что вставать придется очень рано, чтоб к 8 утра приехать к месту старта из Краснообска. Да и ребенок мог потребовать незапланированных остановок, что не очень хорошо при движении колонной. А ехать должно было более десяти машин.
Настало утро 23 июня. Встали в 8 часов утра, приготовили легкий завтрак, приготовили термоса с кофе на дорогу и бутерброды. Ребенок никак не хотел просыпаться, но потом все-таки смирился со своей участью. Все готовы, вещи упакованы, все расселись по своим местам. Поехали.
Маршрут был изменен в сторону удлинения, но улучшения качества дорожного покрытия. После Кемерово нам предстояло проехать Мариинск, потом поехать в сторону Красноярска до Тяжинского, здесь уйти на право, на Тисуль. Далее поехать той же дорогой, что и основная группа по указателям на Шарыпово. Получалось всего 580 километров.
Накануне загрузили в навигатор карты всего маршрута, Кемерово, Мариинска, проблем с прокладкой маршрута возникнуть не должно.
Выехали, наверно, часов в 9 утра, курс на Новосибирск, предстояло проехать через весь город, постарались объехать все пробки и примерно в 10 утра мы выбрались из города и двинули в сторону Мочище, Сокур. Машин много, обгон затруднителен, встречные моргают о ДПС-никах в засадах. В населенных пунктах ограничение 40. Едем не торопясь. Качество дороги — так себе, но бывает и хуже. Постоянно моросит дождь, но мы подумали, что дождь в дорогу — это хорошо. После Мошково дорога стала лучше, машин стало меньше.
Первая остановка — Болотное. Вроде дождик перестал, но пасмурно, просветов на небе не видно. Размялись маленько. Кушать пока не хочется. Сходили в знаменитый туалет с турникетами, как в метро. Заправляться бензином тоже пока рано. Так что наш путь лежит дальше на Кемерово.
Едем дальше. Дорога хорошая. Машин мало. Едем нормально. Начались спуски-подъемы, на вершинах стоят ДПС-ники с биноклями и высматривают нарушителей. Судя по стоящим машинам, заработок стабильный и неплохой. В районе какой-то деревни на спуск стоит знак «Населенный пункт», встречные моргают. Не успеваю оттормозиться и вижу, как довольный сотрудник ДПС направляется в мою сторону. Останавливает. Просит пройти в машину. Ну в машине ваще цирк. Сидит ДПС-ник с ноутбуком, на нем фотка моей машины с номерами, со скоростью 84 км. Я просто выпадаю в осадок от оснащенности ДПС города Топки. Но денег не даю, выписывают штраф на 300 руб. Пока писали протокол, остановили еще парочку машин за превышение. Штраф пока не приходил, что будет дальше — посмотрим. Рассказал жене — она тоже в шоке…
Ну вот и Кемерово показался. Проехали пост ДПС. Навигатор проложил дорогу через город, решили ему не мешать. Вижу указатель с поворотом направо на Мариинск, навигатор посылает нас прямо. Едем по частному сектору, навигатор ведет нас какими-то поворотами. Вроде дома показались большие, наверно думаю, выведет. Вот очередной поворот налево какой-то проспект и навигатор выдает прикольную фразу — «продолжайте движение 220 километров». Теперь наша дорога идет прямо на 220 километров. Опять идет дождь, не сильный, но моросит, как осенью. Было принято решение остановиться около хозяйственного магазина и купить пленки на обустройство тента от дождя на месте отдыха.
После непродолжительных поисков и гуляния по городу был обнаружен магазин, где мы наконец-то купили пленку, чему потом были очень рады. Все упаковано, экипаж по местам и следует далее 220 километров прямо.
На выезде из Кемерово узкая дорога, сплошная полоса разметки, много машин, знаки «Обгон запрещен». Впереди не торопясь едет машина ДПС со скоростью 40-50 км/час, и за ними плетутся два десятка машин. Даже там, где заканчивается сплошная линия разметки, никто не торопится обгонять их машину. Так плетемся за ними в колонне минут 20. Далее есть не приметный поворот на Мариинск, который почему-то все воспринимают, как какой-то мелкий отворот с основной трассы. Навигатор уверенно говорит, что надо поворачивать. Колонна уходит влево, и мы оказываемся на узкой пустынной дороге на Мариинск. Машин практически нет. Начинаются крутые повороты и постоянные спуски.
Начинается настоящий ливень, едем не больше 50-60, дворники работают постоянно. Вокруг очень красивые горы, поросшие лесом, но постоянно идет дождь, и останавливаться фотографировать нет никакого желания. Оставляем фотографии на обратную дорогу. Кажется, что мы постоянно спускаемся. Думаю, что скоро начнутся подъемы. Дождь то успокаивается, то снова усиливается. Пришла в голову мысль, что пора заправляться. Заезжаем на заправку — есть только солярка и 80-ый бензин. Ладно, думаю, на другой заправимся…
На четвертой по счету заправке я уже начал прилично волноваться. Стрелка стремительно приближается к нулю, а бензина на заправках нет. До Мариинска, где по предположениям бензин-то точно должен быть, ещё далеко. Прикидываю на сколько хватит остатков бензина, плюс литров пять в канистре в багажнике. Мысли неутешительные. Спуски и подъемы закончились, дождик вроде утих, дороги хорошие впереди, но приходится снизить скорость, чтоб поэкономить бензин. Проезжаем пару заправок еще. Та же картина. Смотрю по навигатору — впереди обозначено много заправок, но что там продается?
И вот наконец после очередного поворота — вот она заветная стела на заправке, где горит волшебная циферка «92»! Сворачиваю нафиг налево через сплошную. Никого нет на заправке, зато бензин есть. Заливаюсь до максимума. Пока заправляюсь, на заправке за мной образуется приличная очередь из жаждущих. Надо было сфотографировать. Прикольно — в поле стоит очередь на заправку из десятка машин. Одну даже на тросе уже притянули на заправку. Сроду не думал, что в Кемеровской области такие проблемы с бензином! В прошлом году ездил в Новокузнецк, проблем не было по дороге с бензином, зимой ездил в Шерегеш — тоже все нормально. А тут вот как можно попасть. Поехали дальше. Бензина на заправках по-прежнему нет.
Вот и Мариинск. Появился бензин на заправках. Навигатор уверенно ведет нас по городу. Едем по указателям в центр. Ищем, что бы сфотографировать. Дождя нет. Постоянно петляем по частному сектору, проехали мимо пары пятиэтажек, и вот навигатор говорит, что на выезде передвижной пост ДПС. Город кончился, ничего не сфотографировали. Передвижного поста тоже нет. Ладно, сфотаемся на обратном пути. По дороге перекусили, что брали с собой. Останавливаться в кафе почему-то никто не захотел. Ребенок начал уставать, просится к маме и гулять. Я его прекрасно понимаю, сам бы уже бы приехал и пошел погулять…
Переложили вещи с заднего сиденья на переднее и пересадили штурмана к ребенку поближе. Вроде успокоился маленько пассажир, начал рисовать ручкой на путевом дневнике. И рассказывать маме, что он там нарисовал. Забавно рисует. Тут произошло непредвиденное событие — отключился навигатор. Поставил его на зарядку, должно помочь. Едем по памяти. В Тяжинском уходим направо, на Тисуль. Выезжаем на живописную, прямую, совершенно пустую дорогу. Опять дождик. Но впереди наконец-то видны просветы голубого неба и яркого солнца! Остановились маленько прогулять ребенка и размяться. Подзарядился навигатор, работает. Придется его отключать, чтоб не разряжался сильно. Вокруг очень красиво. Но сил уже мало, а ехать далеко. Вот и Тисуль. Ищем указатель на Шарыпово.
Через какое-то время асфальт закончился и началась гравийка, местами переходящая ваще в грунтовку. Но, похоже, дожди здесь были не сильные и по дороге можно было свободно ехать, не боясь застрять. Тут вот и начались крутые спуски и подъемы. Аж уши стало закладывать из-за перепада высот резкого.
Проехали деревню Едет, там мостик через речку. Говорят, в прошлом году за переезд через мост брали деньги. Нам повезло — денег не требовали. По деревне даже проложен асфальт и есть шиномонтаж. Выехали к железной дороге. Нам налево, вдоль железной дороге, до переезда.
Переехали переезд. Прямо дорога на Шарыпово. Нам направо, опять вдоль железной дороги. Ну и далее по указателям на базу «Инголь». Вот мы и увидели озеро первый раз.
Ну вот мы и на месте. Наши приехали час назад. Дождя пока нет, но судя по небу — ожидается. Самое время ставить лагерь. Пройдено за день 580 километров. На базе есть домики для проживания, магазин, столовая, баня, фито-паробочка, прокат. Есть футбольное поле, теннисный корт, баскетбольная и волейбольная площадка. А так же есть свежий воздух и тишина.
Обустройство места жительства.
Ребенок сразу успокоился и нашел себе занятие.
Ну вот наконец-то и начался долгожданный отдых. Можно расслабиться, выпить пива, пообщаться с друзьями, покурить кальян…
24 июня. Утром в 9 утра на брифинг надо. Встал в 8:30, что-то голова гудит. Наверно, надо было поменьше радоваться жизни. Ну щас схожу на брифинг, покушаю и нормально все будет. Попил кофе. Дождик собирается. Совсем не жарко. Лагерь, похоже, спит весь… Кто смог встать, тот пойдет, значит, сегодня нырять. Получилась у нас группа сдавать — четыре человека, короткий разбор плана погружения, быстрая отработка навыков и через полчаса получаем снаряжение и в воду. Да уж! Я такого совсем не ожидал. Но отступать уже некуда и начинаем сборку снаряжения. Возвращается группа из четырех человек, которые с раннего утра ходили на дайв. Для нас, новичков сообщение неутешительное — вода на поверхности 10 градусов, на 10 метрах — 4 градуса. Че-то я очкую! Да ну это всё нафиг! Жрать охота. Собираем снаряжение в джинсах, кофтах, в куртках, а еще и воду надо нырять. Набираемся смелости и вперед!
Люди вон в куртках, а мы нырять…
Нырнули в воду. Поплыли потихоньку к месту погружения. Самые неприятные ощущения — это когда холодная вода проникает в мокрый гидрокостюм. Постепенно вода в костюме нагрелась от тела и стало тепло и как-то более комфортно. Но все равно, на душе как-то неспокойно. Первый раз под воду и не на 3-5 метров. Это не бассейн. Вода, конечно, прозрачная и видимость под водой отличная, но все равно страшно. Тем более на дне ил, и если интенсивно его взбалтывать, то не видно ничего. Добрались до места погружения. Начался дождь. Нам уже все равно. Мы и так мокрые… С первого раза погрузиться на дно не удалось, хоть и пять метров. Хоть нас и четверо новичков и с нами один инструктор и два мастера. Но, как говорится, первый блин комом.
Со второго раза мы всей группой, кто как может, но всё же на дне. Ура! Я сделал это! Мне хорошо. Все страхи остались на поверхности, я расслабился и получаю удовольствие. Мне тепло и хорошо. Я любуюсь рыбками, водорослями, соседями, которые отрабатывают навыки. Мы чего-то там делаем, что положено по программе, снимаем маски под водой, теряем и находим регулятор и еще что-то там. Ну вот все закончено что положено на занятии, и поступает команда на всплытие. Так хочется еще полазить по дну, полюбоваться рыбками, мы же вроде только занырнули. Но на поверхности оказывается, что мы были под водой больше 40 минут. Как бежит время!
На поверхности нас встречает солнце. Я совсем не замерз, хоть и холодная вода. А вот мою бадди партнершу аж трясет от холода. Ну всякое бывает… Надо скорее что то скушать, а то сегодня еще один дайв. Жена обустроила наш лагерь в лучшем виде, у нас непромокаемый, благодаря пленке, тент. В общем самочувствие и настроение у всех прекрасное, отдыхаем. После обеда опять занятие и еще один дайв. Вечером жарим шашлыки, пьем коньяк, пиво и наслаждаемся жизнью.
25 июня. Подъем в 8 утра, сегодня надо совершить крайнее учебное погружение и останется еще один свободный дайв без всяких упражнений и зачетов. Но сегодня-то я подготовился получше, встал пораньше позавтракал. Говорят ночью было 3 градуса тепла. У нас на улице замерзла картошка, стала сладкая. Но мы как-то спали нормально, холодно не было. Сынуля с мамой сопели всю ночь, после дня на природе. Народ ещё приехал, завтра еще больше народу будет. В 9 утра брифинг, крайнее занятие и сборка снаряжения. Сегодня вроде вода потеплее, но предстоит отрабатывать аварийное всплытие с глубины 9 метров на одном выдохе. Главное — не замерзнуть.
На погоду уже никто не обращает внимание, то идет дождик, но обычно быстро проходит, то светит солнце и становится жарко.
День прошел насыщенно, закончена обязательная программа погружений, пережита масса приятных мгновений. Принято решение оставшиеся два дня посвятить обследованию окрестностей, развлечениям, загоранию на редком солнышке, ничего не деланью и питью пива.
26, 27 июня. Вставали поздно. Высыпались по полной программе. Посещали паро-фитобочку. Это такая большая деревянная бочка, к которой подведен пар из котла с травами. Залазишь туда целиком, тебя закрывают и торчит только голова. Сидишь и интенсивно потеешь, пока есть силы. Потом наливают травяной чай. Весьма прикольно, жене понравилось. Вечерами ходили париться в баню, а после ныряли в ледяную воду озера. После бани распивали пиво до самой ночи.
Вечером в пятницу приехала большая компания дайверов из Кемерово. Бухали они наверно часов до 4 утра, музыка орала так, что спать было невозможно. С утра, видимо, не ложившись спать, они похмелились и пошли нырять. Это было что-то. Я такого не видел никогда. Пьяные люди, надев снаряжение, не проверяя его, не смотря на наличие в баллонах воздуха, попивая пиво перед тем как нырнуть, лезут в ледяную воду. Забавно. Их, наверно, никто никогда не обучал ничему. Зато нырнув в воду одно тело понимает, что без перчаток в воде делать нечего, начинает у собравшихся просить перчатки, хоть какие-нибудь. В общем, мы повеселились от души.
Предпринята была попытка в близлежащих населенных пунктах купить водки. Оседлали машины и ничего кроме самогона не нашли. Зато купили пива всякого разного Красноярского края, которое у нас не продают. Жарили шашлыки и пили пиво. Наслаждались жизнью.
В субботу с утра неожиданно появилось солнце и весь день было очень жарко. Полезли в горы. Виды на озеро сверху были просто непередаваемые, фотографии всей красоты передать не могут.
А вечером было празднование окончания обучения, вручение сертификатов, прикольные конкурсы, распитие шампанского и фейерверк. Все были довольны проведенным временем, и даже дождливая погода в предыдущие дни не смогла испортить нам эти короткие дни отдыха на берегу этого прекрасного озера.
28 июня. Утро встретило нас дождем и прохладой. Собираться совсем не хотелось. Кое-как приготовили завтрак, поели и начали сборы в дорогу. Как обычно, в машину ничего не помещалось, хотя вроде и продукты съели, а вещей как будто стало больше. Дождик не хотел нас отпускать и, как мог, мешал нашим сборам. Решили никого не спешить и поехать тем же маршрутом, что и сюда. Народ постепенно собирался и массово уезжал.
Выехали уже наверно часов в 12. Местами сквозь тучи проступало солнышко и радовало нас. Но погода точно так же неожиданно портилась и поливал дождь. По дороге встретилась прикольная заправка, где был всякий бензин, но за деньги можно было купить только 80. Остальное все продавалось только по карточкам. Где взять эти карточки, кассирша не знала. После Мариинска начались горы и опять постоянные спуски и подъемы. Пофотографировать опять не удалось, так как постоянно лил дождь. После Кемерово дождь вроде кончился и жить стало веселее. Остановились где-то на обед. Вывеска обещала русско-украинскую-корейскую кухню. Поели вроде нормально, никому плохо не стало. Во сколько приехали домой, не помню, особо не спешили. Долго разгружали машину и удивлялись, сколько в нее всего входит.
Итого пройдено 1 200 км, средний расход бензина около 8 л на 100 км. Поломок в дороге не было, колеса тоже все целы. Все остались очень довольны поездкой, получили массу положительных эмоций и впечатлений. Хоть и с погодой не совсем повезло, но мы научились давно ко всему приспосабливаться. На следующий год поедем обязательно опять.
Спасибо всем, кто дочитал.