|
Здравствуй, уважаемый читатель моего рассказа. Начну с того, что давно вынашивал идею испытать себя и свой автомобиль в длительной поездке. В далеком детстве я уже был в приветливой Киргизской ССР. Воспоминаний о той поездке у меня осталось совсем мало.
Мой автомобиль — Toyota Corolla Fielder, 2003 г.в, двигатель 1,8, 132 л. с. Вместе со мной отправились подруга и друг. Подруга друга в последний момент соскочила с этого «увлекательного» путешествия. В автомобиле был уверен, недавно поменял правую шаровую опору, мастер сказал, что подвеска в порядке. Взял атлас дорог, трос, знак, аптечку, огнетушитель, литр моторного масла, домкрат. Из инструментов: баллонный ключ, отвертку и пару гаечных ключей. В общем, полностью доверился на вечное качество «Тойоты». Маршрут был таков: Омск — Павлодар — Астана — Балхаш — Шу — Чолпан-ата.
Дорога до российско-казахской границы хорошая. Решив проверить свой автомобиль на стрессоустойчивость, разогнал до 180 км/ч — полет нормальный. Российскую таможню прошли быстро, приветливый пограничник поинтересовался, куда едем, узнав, что в Киргизию, пожелал удачи, напоследок сказав, что казахи и киргизы очень любят русских туристов и деньги. В тот момент я даже не подозревал, как сильно они нас любят.
На казахской границе попали на пересмену, благо в автомобиле есть DVD, смотрели фильм, ожидали. Когда дали зеленый свет, поехали на пункт пропуска и оформления документов, тут я обнаружил, что у меня сильно спустило колесо, но ехать можно. Оформил документы, двигаюсь на осмотр. Останавливаюсь, подходит пограничник. Мол, ты не туда поставил машину, что-то там нарушил, будем штрафовать. Нудил он недолго, поняв, что от меня ответной реакции нет, сказал, что на первый раз прощает.
Проехали границу, застраховались на месяц (400 руб.), до ближайшей деревни километров 30. Начинается плохая дорога, точнее, это вообще не дорога, а яма на яме и так до самой деревни. Починились, оказывается, пропускал ниппель и дальше отправились на Павлодар. Я думал, что кошмар закончился, но это оказалось только начало. От деревни ещё 30 км мы ехали по какой-то жуткой гравийке. Дорога на ремонте, скорость 40 км/ч, зато потом до Павлодара летели по идеально гладкой, только что построенной.
В Павлодаре, заправились, 96-й бензин —19,5 руб, к тому времени у нас он уже стоил 21,5 руб, поменяли в «Сбербанке» деньги и отправились на Астану. Выезжаю за город, вижу ограничение «50», впереди пост. Еду 50 км/ч, почти проезжаю гайцов, как один, заприметив российский номер, резко срывается и останавливает меня. Так и так, нарушаем, превышаем, будем штрафовать. Я считаю, что прав, точно не нарушал, отпираюсь, на что гаишник говорит, что меня засняли на камеру, видео могут привезти. Я не против, везите. Он что-то на своем перетер с коллегой, вручает права и отпускает. Благополучно добравшись по хорошей дороге до Астаны, остановились в придорожном отеле.
Переночевали в двухкомнатном полулюксе: 700 рублей с троих человек, с горячей водой и телевизором (в дальнейшем, для вашего удобства ценник буду указывать в рублях). Ужин и завтрак нам обошлись в 100-150 руб. с человека, тут первое, второе и, как говорится, компот. От таких приятных цен настроение у меня улучшилось. Заезжаем в Астану на экскурсию, это нужно видеть! Современный город, всюду новые здания из стекла и бетона, современная архитектура, очень красивый город.
Трасса Астана — Балхаш так же очень хорошая, но едешь по холмам, много знаков «Обгон запрещен». Уже съезжая с холма, обгоняю фуру, коих на этом участке дороги оказалось много, через сплошную под запрещающий знак. Кто, вы бы думали, ехал мне навстречу? Вот они, бравые блюстители порядка. Отмазываться смысла не было, после небольшого торга сошлись на 1 000 руб.
Поздно вечером добрались до города Балхаш. Серый грязный город с нереальным курсом — четыре тенге за один рубль, везде курс 4,7. Найти гостиницу было непросто. В общем, ночлег нам стоил: два номера — 1 500 руб. На следующее утро отправились в путь, остановились искупаться на озере, вода бирюзовая, погода безоблачная, вода теплая, хорошее место, мне понравилось.
С трассы Астана — Алма-ата есть поворот на Шу, дорога так себе, но 90 ехать можно. Вечереет, все устали, но сегодня обязательно нужно пересечь границу, быстро ужинаем, проезжаем Шу, вижу, как выруливает с второстепенной дороги Toyota Camry. Догоняет и жезлом из форточки тормозит нас.
Паспорта, эмиграционные карты, документы на авто. Все предоставляю, на что сотрудник объявляет, что у них проходит какая-то операция, что мы сейчас поедем в участок и там нас хорошо прошманают на предмет наркоты и незадекларированные вещей. Я в ужасе, не понимаю, что происходит. После этого мент приглашает меня в машину и объявляет ценник — 3 000 рублей. На эту милую просьбу соглашаюсь ехать в участок, скрывать нам нечего. Забирает мои документы, и мы на двух авто двигаемся в участок. Останавливается на заправке и подзывает меня, просит 600 руб., я начинаю торговаться, сил и желания разбираться с этими уродами у меня не было и я отдаю 500 руб.
Подъезжаю к казахско-киргизской границе, плакат гласит: «Поборемся вместе с коррупцией», ну, думаю, сейчас поборемся. Оформляемся, подходит таможенник, спрашивает, как я буду проходить осмотр, рассказываю печальную историю про гайцов в Шу. Он в негодовании, возмущается, посоветовал в следующий раз воспользоваться сотовым телефоном и обратиться в службу собственной безопасности. Тем не менее, просит оставить сколько не жалко на чай. Оставляю в документах 100 руб. Видели бы вы лицо этого служащего.
Пересекли границу и тут же заночевали в придорожном убогом отеле, хозяева даже не удосужились убрать за прежними посетителями, по всей комнате бычки, банки из-под пива, короче …лядовник. На следующее утро двинулись в Чолпан-Ату, нужно было проехать 250 км. Не обошлось без штрафов: превысил в населенном пункте, отдал 385 руб, просил больше, но поторговался. Гаишники в Киргизии могут стоять на трассе, ловя на радар превышение свыше 90 км/ч, такого я нигде не видел, ладно, под знак или ограничение, или сплошная.
На обратном пути за невключенный свет меня хотели лишить прав, не сходились в цене, пришлось подчиниться — 140 руб. Вообще, будьте готовы к тому, что за любое правонарушение вам выпишут временные права, пока вы не заплатите квитанцию. Но любой киргизский или казахский гаишник с удовольствием готов помочь вам решить вопрос на месте.
Чолпан-Ата — небольшой курортный поселок вдоль побережья Иссык-Куля, очень много кафе, есть киргизские банки, банкоматы принимают «Visa». Мы поселились в двухкомнатном номере на пять спальных мест, цена — 385 руб. с человека за сутки. Номер большой, в ванной комнате был установлен бойлер, в котором быстро кончалась горячая вода. Во дворе стоял теннисный стол. Питание можно было заказать дополнительно — примерно 150 руб. До берега 15 минут ходьбы через дорогу, но нам пообещали, что будут возить и, конечно же, обманули. Каждый раз, когда я просил администратора нас подвезти, автобус был то в ремонте, то возил других туристов, то ещё черт знает где. Ругаться мы не стали, прогуляемся, ничего страшного. А на пляж нам довелось ходить нечасто: из семи дней, что мы там были, дня три лил дождь, сидели в номере, смотрели телевизор, играли в теннис. Вообще, само побережье не очень чистое, много бытового мусора, нет туалетов, постоянно кто-то кричит: «Пиво, рыба, семечки», народ не стесняется, пьет водку прям на пляже.
Пару раз ездили на экскурсии. Сначало это было Мертвое озеро, аналог Мертвого моря. В другой раз мы поехали на водопад. Сам водопад мне был неинтересен, но меня заверили, что можно порыбачить на форель в горной реке. А попутно посмотреть гору Семь быков и Разбитое сердце.
Выезжаем рано утром, старый автобусик «Мерс» года так 1988, вообще, автопарк в Киргизии — это старые немецкие авто годов 90-х. Нет, есть, конечно, и «BMW X-6», но его я видел один раз.
Администратор гостиницы мне сказал, что у них можно лупатого «Мерса» за 12 тысяч долларов купить. Приезжаем на гору Семи быков, сколько я не приглядывался к этой горе, но даже одного быка рассмотреть не смог, тоже самое касается горы Разбитое сердце.
Потом вся группа поехала на водопад, а я сошел на мосту, нашел небольшую заводь и стал рыбачить. В итоге, за два часа меня раз тридцать спросили, сколько я поймал, два раза зацепился и ни одной рыбки. На обратном пути заехали в церковь, мечеть и музей Пржевальского. Уставшие и абсолютно неудовлетворенные поездкой мы поехали в отель. По дороге разыгралась нешуточная буря, ветки деревьев повалило на проезжую часть, и я подумал про свой автомобиль, припаркованный во дворе.
И надо ж такому случиться, шифер с соседнего дома покарябал мне капот. Я начал разбираться, шифер был совсем не закреплен, только придавлен кирпичом. Приехал хозяин отеля, я рассчитывал, что он войдет в моё положение и вместе со мной будет разбираться с соседями. Но по ходу, все киргизы — братья, они в один голос твердили, что это форс-мажор. Я хотел вызывать милицию, но там мне посоветовали МЧС. Думал зафиксировать все это дело и потом, по приезду, выбивать через мировой суд деньги на ремонт, но все тщетно. До МЧС я так и не дозвонился, а мирового суда в Киргизии просто нет. Попытался надавить на хозяев этого дома, но хозяйка с улыбкой на лице сказала, что мы, туристы, все такие, что она нигде не работает и комнаты не сдает. А эту фразу я не забуду никогда: «Если хочешь, возьми мою душу». Вот и всё — ремонта в Омске на 9 000 руб.
Вечером того же дня администратор попросил нас уехать или он сам подберет нам другое жильё. Мол, на наш номер должна заехать большая компания на длительный срок, а нас всего трое и уезжать мы хотели только послезавтра. Настроение было на нуле и на следующий день, закупив сувениры, съездив на рынок, взяли курс на Алма-ату. Опровергну расхожее мнение, что в Киргизии фрукты дешевые: персик — 55 руб., черешня — 140 руб., киш-миш — 55 руб., абрикос — 60 руб. Как видите, не намного и дешевле. Кстати, темными холодными вечерами нас с другом согревал алкоголь. Сначала это был литр виски «Блэк лейбл» за… 600 руб, но, что удивительно, виски эта жидкость все же пахла. В другой раз мы взяли литр «Баккарди» и «Мартини» за 500 и 400 рублей соответственно. Вот тут нам не повезло, вместо мартини было белое полусладкое. Хорошо, хоть не траванулись.
Вообще, вечером в Чолпан-Ате делать нечего, шумные кафе и все, поэтому, если в вашем номере нет пластиковых окон, то не завидую. Итак, мы едем назад, дорога до таможенного поста Кордай не обошлась без штрафов. Причем, вы можете ехать 80 в населенном пункте за какой-нибудь машиной с киргизскими номерами, но, уверяю, остановят именно вас, потому что вы из России и деваться вам некуда: или расчет на месте, или поедете по временным правам.
Итак т/п Кордай, вечер, сторона Киргизии. Казахи, киргизы быстро и без досмотра проезжают на казахскую территорию. Нас попросили прижаться в сторонке и добрый таможенник начал свой монолог: «Братишка, хочешь побыстрее пройти и тебе и мне хорошо, оставь на чай». Оставив за все возможные мыслимые и немыслимые нарушения, которые мне приписывали по дороге до Кордая рублей 500, я ответил таможеннику, что денег у меня нет, он попросил достать сумки, посмотрел и пропустил.
Сторона Казахстана. Опять же просят прижаться в сторонку, прохожу оформление, регистрацию и тут пограничник спрашивает, откуда я прибыл. Меня этот вопрос немного смутил. Оказывается, когда я въезжал в Киргизию, погранцы не поставили мне отметку о прибытии, я тогда ещё удивился, что меня так легко пропустили, хоть я и не заплатил денег. Пришлось возвращаться. Довольное лицо киргизского работника таможни объявило мне сумму — 700 руб., сторговался до 250. Признаю, был уже измотан, не уследил. Как итог, этот товарищ что-то нахимичил с датами, казахи сильно удивились, что я расстояние в 50 метров преодолевал четыре дня.
Но это ещё не все, началась история про кинолога. Кое-как нашел кинолога, который уже куда-то уезжал. Он на одном экземпляре проверил моё авто, причем настолько тщательно, что мне пришлось снимать воздушный фильтр. Потом нужно было сделать две копии и опять подписать у него. Копии эти я делал час, потому что ксерокс на таможенном посту сломался. Просил другого кинолога проверить, тот ни в какую, искал своего, он уже уехал, искал главного на таможне, все напрасно, никто ничего не знает и пинает от одного к другому.
Потом оказалось, что при выезде из Казахстана я не сдал обязательство на ввоз авто, меня просто никто не предупредил об этом, сразу аукнулись чаевые в 100 руб. В итоге, 700 руб. в маленьком темном кабине и мигом оформляются все документы. Запомните! Все, что вам дают при въезде в Казахстан, обязательно сдавайте при выезде.
Выезжаю с таможни, весь на нервах, паркуюсь, чтоб растолкать все документы. Тут же подходит казахский мент, оказывается, знак «Остановка и стоянка запрещена». Уже не помню, сколько и еду дальше на Алма-ату. Добрались в три ночи, ночуем — 700 руб. с троих. Алма-ата — очень зеленый город, он совсем не такой, как Астана, много советских построек, плотное движение, дорогие автомобили. Заехали на «Медео», в парк аттракционов-фэнтази, потом зарядил дождь, и мы отправились на Балхаш, предварительно заправившись — 20,5 за 98 бензин.
Дорога отличная, летим 120-130, ночью добираемся до гостиницы. Моей подруге наверное в кошмарных снах будет сниться этот номер за 100 руб. с человека. Благо, хозяйка ей дала чистое покрывало. Наутро плотно кушаем — 150 руб. с человека, и на Астану, добрались быстро и без происшествий, решаем сразу двинуть на Боровое, к вечеру добрались, ночуем, пожалуй, в самом лучшем отеле за всю поездку: 1 800 руб. с троих, два номера, один люкс, там телек, душ, а другой пустой, с удобствами на этаже. Проснулись поздно, собираем вещи, кушаем и на Омск через р.п. Одесское, проходим таможню без проволочек, и вот мы в России, я счастлив безмерно.
Итог
Пройдено — 4 800 км в оба направления.
Потрачено на бензин — около 7 000 рублей.
Взятки и штрафы — 4 500 рублей.
Рекомендуемый маршрут: Павлодар — Астана — Караганда — Балхаш — Шу. Обратно с Астаны на Кокчетав и Петропавловск (не заезжая), граница через р.п. Одесское и на Омск, дорога везде отличная.
Вывод: Берегите свои нервы, отдыхайте в цивилизованных странах. В Киргизию я больше не поеду, отношение к туристам, как к мешку денег. Таможня и ГАИ — сплошная нервотрепка. Делать там абсолютно нечего. Я потратил двадцать тысяч рублей на две недели с учетом всех расходов, плюс по приезду нужно ремонтировать авто. Надеюсь, вам было интересно читать мой рассказ. Прежде всего, писал о том, что самого интересовало, читая другие отзывы.