|
Сразу скажу — доехали. Итак, ранее утро 18 июля — выезд из Омска. Часовая пробка в Новосибирске перед ГЭС, остановка на ней на традиционный перекус и дальнейший путь в сторону Усть-Семы, не доезжая которой 5-7 километров и планировали остановиться на берегу Катуни на пару дней для осмотра местных достопримечательностей.
Побывав в этих местах прошлым августом, хочется отметить высокий уровень Катуни, по крайней мере, островок метрах в 15 от берега и длиной порядка 40 метров, на который лег глаз в прошлом году, был полностью под водой (в этом году на прежнем месте остановиться не получилось — приехали в пятницу вечером и мест свободных почти не было). Высокий уровень воды отмечался также и далее по ходу поездки (год такой выдался, или разница в пару-тройку недель так сказывается — особо разбираться не стали).
Из местных достопримечательностей руки дошли (вернее, колеса довезли) только до озера Манжерок, да и то в последний из двух проведенных на этом месте дней.
В прошлом году (из вышеуказанной компании был только ВАЗ) был и сплав по Катуни, и Чемальская ГЭС, и Манжерок. «Хонда» с «Маздой» оказались тяжелы на подъем :), да и погода не благоприятствовала. Потому вечером двинулись в сторону Семинского перевала, где и планировали переночевать. Массу эмоций вызывали огромные сверкающие молнии и следовавшие за ними раскаты грома, затягивающиеся порой секунд на 20. Все это происходило по пути на перевал в кромешной тьме на фоне мрачных очертаний гор. Казалось, двигаемся в сторону ада. Кое у кого появились первые позывы вернуться домой. Следующим утром продолжили путь. Планировали прокатиться по подвесному мосту после поселка Иня,
«выглядеть» в горах два «лица» духа гор,
посмотреть наскальные рисунки (примерно 720 км Чуйского тракта),
полюбоваться водопадом Ширлак,
пофотографироваться на Красных воротах,
и остановиться ночевать на базе «Узун Кёль», о которой было вычитано на этом же сайте в иных рассказах автопутешественников и составлено хорошее впечатление. Мы не ошиблись. Правда, расположились не в предлагаемых домиках, а в палатках на склоне к озеру. Но вид на снежные вершины был отмечен всеми, туда и развернули входы палаток и лобовые стекла машин. Романтика. По нашим прикидкам там должен был быть ледник Актру, который у нас так же был в планах.
Должен отметить, что по ночам погодка на Узун Кёле оставляет желать лучшего в плане тепла (ниже приложена утренняя фотография палатки). По крайней мере мои две ночи здесь начинались в палатке, а заканчивались утром в машине :). И если в первую ночь я не был достаточно подготовлен, то вторую встретил во всеоружии (читай всеодежии). Впрочем, итог указан выше, хоть и совсем чуток не дотянул до восходящего солнца. Еще из запомнившегося — стремительно налетевший шторм с градом.
Впечатление было такое, что сейчас нас поднимет вместе с палатками и понесет по воздуху. Фиксируйте палатки колышками — нам это в некоторой степени помогло.
Рыба парой затаившихся среди нас любителей-рыболовов на озере поймана не была (в столовой угощают местной пелядью), но были собраны грибы, которые были на костре сварены, поджарены и даже двумя из нашей компании попробованы под бодрящий менделеевский напиток. Да, пара-тройка раз спуска к озеру с этого склона заставляет задуматься о своей физической подготовке. Сотовой связи на базе нет. Утром выдвинулись на Улаганский перевал (появилась связь).
Усть-Улаган с заправкой в канистру нескольких литров бензина «на всякий случай» (заправились почти под завязку еще на Чуйском в Акташе). Городок показался при первом проезде вполне приличным, о чем свидетельствовали и оформленные сайдингом здания. Далее был Балыктуюль (где местами тоже можно было поймать связь)
и дорога на перевал Кату-Ярык (мечта 2004 года, когда впервые удалось побывать на ЮБТО, путешествуя с поселка Артыбаш на северном берегу на катерке по водам Телецкого озера; «верховка», «низовка», тряска при пересечении озера к водопаду Корбу, порой переходящая в нервные смешки с потиранием «причинного места» — ну как тут не вспомнить про старика Менделеева с его зельем).
По пути встретили трех пешеходов, подвезли до перевала. Два автостопщика (причем, девушка шла с Минеральных вод через Хакасию, недалеко от которой присоединился второй) и местную жительницу решившую, я так понял, навестить родной поселок Балыкча.
Вид озера, неоднократно демонстрировавшегося на этом сайте в рассказах:
И наконец, вот он — столь долгожданный перевал КАТУ-ЯРЫК. Оценить масштаб перевала нагляднее поможет виднеющаяся внизу база с крупногабаритной автотехникой.
Нафотографировавшись, встретили только что поднявшийся квартет машин «джиповой наружности». Скептический взгляд на две из нашей тройки машин, разговор про высокую воду и броды, закончившийся резюме, что на ЮБТО нам не проехать. Напоследок совет: спускаться на первой передаче, поскольку в их квартете при спуске вниз у «Нивы» отказали тормоза от перегрева. Спутницы «Хонды» и «Мазды» с детьми спЕшились при виде такого зрелища и проделали путь вниз пешком.
Мы тронулись. По ходу движения фотографировали.
Примерно на середине минут на пять вставали «охладиться», благо, позволяло место на повороте. Наши спутницы с чадами успели нас «заснять» в натуральную величину (ориентироваться по красной точке чуть левее середины снимка :) ), огибая очередной поворот.
У самого низа замечаем проблемное место для будущего подъема наверх — самый крутой подъем метров в 30 длиной «изрыт» колесами, с выступающими булыжниками. С надеждой, что к моменту нашего возвращения перевал почистят, ожидаем спускающихся спутниц с детьми. У самого подножия спуска располагается дорожная база (звучит громко, но при поправке на местность все встает на свои места), работники которой, собственно, и должны следить за состоянием перевала. В принципе, можно остановиться и на этой базе, о чем поведал подъехавший к нам автотурист, поделившийся заодно впечатлениями от наблюдения поднимающихся на перевал и старающихся это сделать автомобилей. По крайней мере, он там находился вторые сутки, во время которых ему подремонтировали его железного «коня» с помощью обычной проволоки.
Доукомплектовавшись нашими успешно спустившимися попутчицами с детьми с разговорами, что наверх тоже пойдут пешком (на что моя скептическая улыбка еле успела быть отведена в сторону), продолжаем путь в долину Чулышмана.
Через два километра располагается уже вполне приличная турбаза, но мы едем дальше. Виды восхищают и завораживают.
До ЮБТО нам от Кату-Ярыка предстояло ехать чуть более 80 километров, притом самых сложных. Постепенно приходит осознание, что сегодня до цели мы не доедем и прикидываем по GPS-навигатору место предстоящей ночевки. Решено остановиться у «слияния двух рек» — Чульчи и Чулышмана (примерно на половине пути от Кату-Ярыка до ЮБТО). Как впоследствии оказалось — самое удачное место на пути к ЮБТО. Многие только сюда и едут — к водопаду Учар и каменным грибам по ту сторону Чулышмана, предпочитая их основной цели нашего автопутешествия — южному берегу Телецкого озера. Благо дорога туда вполне проходимая, даже для путешествующей с нами спортивной «Хонды» (при аккуратной езде и опытном водителе, конечно), на что было получено неоднократное удивление попадающихся нам местных алтайцев.
Решено-то решено, но тут техника решила сделать наше автопутешествие более запоминающимся и экстремальным — у «Мазды» (одна тысяча девятьсот девяностого года рождения) слетел карданный вал.
Возите с собой инструменты, минимум необходимых запчастей и прочие сопутствующие аксессуары. И еще человека, неплохо разбирающегося в автомобилях. У нас он был :) — водитель «Хонды» Алексей.
Стремянки на заднем левом колесе ослабли, гайки закручиванию и откручиванию почти не поддавались. После полуторочасовой «борьбы» с помощью ключей и ВД-40 кардан был временно поставлен на место — необходимо было проехать километра два до предстоящей ночевки. Традиционный костер, ужин, ночевка в машинах.
Утро осветило своей красотой: окружающие горы скрывались за облаками. Надо отметить, что погода в течение дня здесь менялась очень стремительно.
Утренний осмотр колеса и кардана навевал воспоминания о рассуждениях мужиков из Гоголевских «Мертвых душ» о бричке Чичикова. Рассуждения свелись к тому, что не только до Омска такому колесу не доехать, но и не «дойти» до ЮБТО и не «подняться» на Кату-Ярык. Кардан опять норовил вот-вот выпасть, на что указывало вновь отодвинувшееся назад колесо. ЮБТО и оставшиеся 40 с небольшим километров все больше казались призрачными. А ведь еще не было даже обещанных бродов. Решено было продолжить работы. После очередного колдовства Мастера с ВД-40, наконец, удалось раскрутить гайки на стремянке, не сорвав их.
Забрезжил исчезнувший было призрак ЮБТО. Далее родилась идея подложить пару гаек чуть большего диаметра, чтобы закрепить их сверху снятыми ранее гайками на участке стремянки с «хорошей» резьбой. Объезд находящихся недалеко машин принес пару нужных гаек, на что была оказана встречная помощь в подкачке колеса автокомпрессором. Также был получен совет не ехать на ЮБТО от смотрительницы находящейся неподалеку от нашей стоянки турбазы (опять таки не знаю, насколько такое название уместно — огороженное место, где можно переночевать и есть домик для «хозяев» плюс баня). В доказательство опять была упомянута «высокая вода» в бродах и пара недавних поломок автомобилей, которых пришлось буксировать обратно к перевалу Кату-Ярык. По пути так же попался УАЗ-«Патриот» с пробитым колесом (благо была запаска).
В недалекое путешествие мы уже были готовы.
Совсем уж привела в чувство хозяина «Мазды» (продумывающего накануне планы возврата в Омск за запчастями на оставшихся двух машинах с последующим возвратом сюда для ремонта) случайная встреча на следующий день с попавшимся навстречу УАЗиком, именуемым в народе «таблеткой». За рулем оказался местный житель поселка Ко Петр. Поняв суть проблемы, пригласил к себе (километров десять в сторону ЮБТО), обещая оказать посильное содействие. Сварка у Петра на наше удивление была (хотя впоследствии она и не понадобилась).
Ранее нам удалось узнать, что сварка есть в поселке Балыкча (в восьми километрах от ЮБТО и сорока от нас), но «нас там никто не ждет» и, возможно, на дорожной базе у Кату-Ярыка. Отсюда и наше удивление. Сделали маленький презент в качестве аванса и договорились на следующее утро. Однако желание «слабых половинок» поскорее «встать на колеса» по причине обострившихся посещений нашего «лагеря» со стороны местной алтайской молодежи (постоянно пьяной), приплывшей с противоположной стороны Чулышмана и устраивающей невдалеке от нас кидания друг в друга камнями, переходящими не то в борьбу, не то в драку, заставило нас подумать о приезде в деревню Ко еще сегодня. Время было часа четыре вечера, путь предстоял в десять километров, потому после неспешной сборки мы двинулись дальше.
И вот они — броды. На противоположной стороне показалась машина. Со слов хозяина поняли — после этого брода предстоял более глубокий с резким уходом дороги влево, что заставило его задуматься той ли дорогой он едет и вернуться к этому броду, не пересекая предстоящий. Иной дороги мы не увидели, и он поехал обратно. А мы скорее для порядка пошли «пощупать» ногами дно, наметить дорогу. Прошли брод успешно. И чего нас так пугали?
Тут стоит сказать, что с нами был еще один — самый маленький путешественник. Такса по кличке Паша. Мы про него в шутку говорили, что он «держал» автомобильный рынок в Омске, поскольку был найден там в стае бродячих собак всего три месяца назад в полуторагодовалом возрасте. Гладить себя не дает — только хозяевам, да и то с «недетским» рыком. В общем, харАктерный пес, что и было отмечено всеми алтайскими коровами и прочей живностью. Загнать пару коров в воду для него дело трех-пяти минут. Хотя и получать ему случалось от них же рогами и копытами. Да и местных алтайских собак отнюдь не боялся — лез напролом, а те, по внешнему виду, на медведя ходили, притом в одного :). Да что там, он с нами (тремя мужиками) на обратном пути на водопад Учар ходил (только в одном месте был взят на руки, где вбиты альпинистские крюки) — кто ходил поймет.
Черненькое пятнышко возле коров — это ОН, вырвавшийся после пересечения брода из машины и переплывший его назад ради встречи с коровами. Те, после некоторого замешательства от такой наглости, собрались и, дружно встав в ряд, начали свое наступление рогами и копытами. Немного позже к ним присоединилась еще одна корова, галопом примчавшаяся на этот шум. Но наш герой не собирался сдаваться. Совершая отступательные маневры, тем не менее при первой возможности старался перейти в атаку. Пришлось хозяину возвращаться и забирать его, поскольку сам он приходить не желал, продолжая неравный поединок, за что и получил пару воспитательных шлепков.
Следующий брод действительно был поинтересней.
«Пощупав» его со всех сторон решили идти справа полукругом. В этот самый момент с лихими возгласами и без остановок на брод «полетел» видавший виды колясочный мотоцикл «Урал» с водителем и пассажиром (все местной наружности). Остановившись за бродом, пассажир сразу перешел в атаку. Выдавая себя за чеченца, попутно предложил оплатить езду по «его дороге». После недолгих пререканий уехал с миром. Впоследствии этот мотоцикл нам еще пару раз «мозолил глаза».
Поехали.
Проехав еще пару-тройку мест, аналогичных представленной ниже речушке,
вновь сталкиваемся со старыми знакомыми на мотоцикле. На этот раз они умудряются «вписаться» в неожиданно притормозивший перед ними грузовик, временно оказавшийся между нашей троицей. Мотоцикл ехал прямо передо мной, потому это зрелище было мной увидено в подробностях. Пьяный «пассажир-чеченец» стукнувшись головой и потому матюкаясь сразу пошел устраивать разборки к грузовику. Дойти не успел — грузовик не спеша тронулся. Да и всерьез его похоже никто и не воспринимал, вроде он и сам осознавал это.
Водитель мотоцикла тем временем откатил свое транспортное средство в сторону и путем механических манипуляций собственными руками стал приводить своего «коня» в готовность к дальнейшей поездке. Затем подошел к моей машине (я вышел фотографировать очередной ручеек) и начал искоса поглядывать туда. На мое замечание по этому поводу никак не отреагировал, продолжая изучать все, что было доступно его глазу. Я еще раз «фыркнул» на него, сел и поехал дальше. Догнал он нас через некоторое время, мы решили пропустить этих лихачей от греха подальше. Наконец, заехали в деревню Ко. У магазина «Татьяна» прямо по дороге, куда нас направил Петр при встрече с ним, показали дорогу к его дому. Заехав тремя машинами к Петру во двор, приступили к ремонту. Петр достал новую стремянку от УАЗика, нагрел ее на газовом баллоне, придал нужную для «Мазды» форму, остудил. Непродолжительные манипуляции, и мы готовы.
Поскольку становилось темно, а очередных встреч с местными лихачами мы не жаждали, переговорили с Петром на предмет ночевки в машинах у него во дворе. На что было получено согласие, денег с нас не взято (помимо компенсации финансовых затрат за починку). Разговорившись с Петром на общие темы, вынесли для себя следующее. Деревня эта в Интернете слывет дурной славой — ее стараются проезжать, потому в его магазинчике «Татьяна» оборот постепенно падает. Самого Петра, с его слов, в деревне пока еще побаиваются и уважают (в советском прошлом он имел проблемы с законом, после чего работал в церкви), но местное ворье и пьянь постепенно начинают досаждать. Вообще Петр произвел очень благоприятное впечатление — мастеровит, добродушен, работящий. Честно говоря, после выданного накануне аванса в виде пива, не надеялись его увидеть вечером трезвым. Ошиблись. Рекомендуем. У него и его дочери есть и турбаза (домик и баня) у «слияния двух рек», недалеко от которых мы ранее останавливались.
От Петра же и первый раз услышали, что Чулышман выставляют на аукцион и ее скупят москвичи и питерцы. Не совсем поняли, как такое вообще может быть возможно (Эх, Россия).
Милиции в деревне нет, электричество — от дизеля.
Еще с вечера после разговора с Петром про дальнейшую дорогу к ЮБТО решаем оставить «Хонду» и дальше двигаться на двух машинах. Петром так же было предложено довезти нас на его «Газели» до ЮБТО. Обещалась скидка. Нами его предложение, понятное дело, принято не было. На ЮБТО мы и так были, интерес был доехать туда самим. Оставив «Хонду» во дворе у Петра (опять-таки бесплатно), наутро выдвигаемся в путь.
По дороге могу сказать следующее. Проблемные участки были, но, как правило, либо их можно было объехать, либо очень аккуратно проехать. Вообще, довольно часто попадались отвороты с основной дороги, что постоянно наводило на мысль, что существуют более приемлемые участки дороги. «Цепанул» я только один раз на крутом подъеме и то потому, что из-за поворота шла вниз встречная, а откатывать назад уже не хотелось (с места из-за крутизны участка была бы пробуксовка). Серьезного ничего задето не было, и доехали до ЮБТО (и обратно в Омск) своим ходом. Вот некоторые участки дороги:
Балыкча (8 км до ЮБТО). Покупаем свежий хлеб и лаваш. Говорят, с первого августа здесь будет МТС.
Подъезжаем к ЮБТО. По пути закрытые ворота и готовые их открыть ребятня-алтайцы. Всего- то предлагают купить местных вареных шишек с орешками (нам по десять рублей за штуку). Едем дальше. Попался грузовик с предлагающими приобрести медвежьи шкуры (15 тысяч рублей) и рога на выбор. Отказываемся. Кстати, еще с Узун-Кёля нам несколько раз предлагали свежую тушку барана (2 500 — 3 000 рублей), или даже полтушки (1 500). Вес при этом почему-то дипломатично умалчивался.
Далее дорога раздваивается, но мы знаем куда нам надо — на базу «Кырсай», у берега которой мы останавливались на катере в прошлом году. Вдоль склонов близлежащих гор то и дело летает самолетик, впервые увиденный нами еще на пути к Балыкче.
Подъехав к турбазе, вспоминаем про «высокую воду». В прошлогоднем месте, где мы и планировали поначалу разбить палатки, практически не оказалось места. Вдобавок там было перегорожено. Пока мы осматривали окрестности в поисках места стоянки, такса Паша вырвался из машины. И именно тут пара коров была отогнана Пашей метров на 50 в сторону и вдобавок загнана в воду. Правда, Паше тоже пару раз досталось. Видать, коровы не очень любят воду, потому отчаянно сопротивлялись.
Тем временем, изучив местность и прикидывая вариант размещения на турбазе «Кырсай» (кому интересно — ниже выкладываю их прайс), принимаем решение возвращаться к раздвоению дороги и ехать влево вдоль горы в сторону причала с дальнейшим выездом на песчаную косу (длиной под километр), на которой и решили остановиться. Дорога в районе этих баз после дождей оставляла желать лучшего, но непроходимых мест не оказалось. На самой косе ВАЗ-21102 забуксовал, по причине чего был взят на трос и благополучно отбуксирован к месту будущей стоянки (забегая вперед, скажу, что обратно хоть и был прицеплен на трос, но почти весь путь проделал самостоятельно). Читал ранее, что в этом месте просто необходимо понизить давление в шинах, но мы не стали так заморачиваться. Проблем с дровами на косе, мягко говоря, не было.
Встали, разбили лагерь.
К вечеру с косы поуезжали несколько машин, остались две — три компании, включая нас. Потому было ну очень просторно, рядом никого не было. Временами высоко в небе парили птицы, на мой взгляд, орлы. Одну удалось снять на косе.
Дети, тем временем, развлекались на надувной лодке. Такса Паша тоже наслаждался природой.
Затем пришел мой черед.
Ночью такса Паша периодически подавал свой грозный голос. Как пояснил утром свидетель этого беспокойства, спавший в машине, наш герой защищал наш лагерь от налетевших поживиться остатками нашей дневной роскоши птиц. Схватка опять была неравной, они, расправив свои крылья, пытались взять его в кольцо. Безуспешно. Злые языки поговаривали, что это были большие вороны, но после коров, лошадей и алтайских собак мы меньше чем на орлов не согласны. Такое наше твердое мнение.
Следующим утром поехали назад к Петру.
К одному из ранее обозначенных проблемных мест заметили объезд.
Прикупили лавашей и прочей «мелочи» в магазине Петра «Татьяна». Кстати, у Петра имеется в продаже и столь дефицитный здесь бензин, правда по «кусающейся» цене — 35 рублей за литр 92, но бывают случаи, когда и такому безумно рад. В Акташе и Усть-Улагане бензин был по 25 рублей (вот когда понимаешь, что 21,5 в Омске — это совсем неплохо).
Забрали «Хонду». Презентовали Петру трехлитровую банку ананасов. Он, не сразу поняв, что это такое, потихоньку спросил у одного из нас — что это? Поняв, рассмеялся, поскольку никак не мог взять в толк, зачем мы ему презентуем банку краски.
Думаю, не нарушу этики или иных не писанных алтайских правил, если опубликую здесь его фотографию. Дай бог ему и его близким здоровья.
Задерживаться у Петра не стали и по его совету решили посетить водопад Учар и каменные грибы. Прошли уже знакомые броды.
И приехали на турбазу «Учар» к дочери Петра. Перекусили и двинулись к водопаду (восемь километров по пересеченной местности в одну сторону).
Поздний выход и усложнившаяся тропика вскоре заставила задуматься о целесообразности идти вместе с детьми и их мамами. Решено было продолжить путь втроем. Плюс такса Паша. Поначалу было предположение, что идти надо до высокого водопада на фотографии, приложенной ниже (светлые точки вдали на склоне слева).
Потому и удивляли вполне серьезно задаваемые вопросы встречных групп, не с ночевкой ли мы идем. Водопад на фотографии оказался всего лишь примерно на половине пути, затем долина уходила вправо, где и находился искомый водопад Учар. Порой тропинка выглядела вполне прилично.
А порой вот так.
Где-то здесь и пролегает тропинка (немного изменена хронология).
Вскоре стал виден Учар.
На камне — автор этих строк.
Наступающие сумерки, моросящий дождь и холодный ветер со стороны реки Чульчи обещал сделать дорогу назад незабываемой. Невовремя севшая в моем фотоаппарате батарейка не позволила запечатлеть наше обратное шествие в полной красе.
А теперь небольшое отступление. Расставшись в начале нашего пути к водопаду, дети с мамами решили переждать нас на «нашем» берегу Чулышмана, поскольку ожидали нас довольно быстро, а переправа стоила 500 рублей.
После нескольких часов нашего отсутствия их за полцены перевезли на обитаемую сторону Чулышмана — к нашим оставшимся машинам. Вот только ключи мы трое все взяли с собой. Моросящий дождь и неожиданная длительность нашего похода обещала сделать встречу моих приятелей с их семьями незабываемой. Я уже прикидывал, сколько месяцев их жены со мной не будут разговаривать. Спас слишком поздний приход — они успели «перегореть» и были рады просто тому, что мы вернулись. Злые языки поговаривали им во время нашего ожидания, что мы заночуем в горах, и это надо принять как должное. Надо отметить, что последнюю, равнинную часть пути мы просто шли на мелькавшие вдали вдоль противоположного берега четыре огонька (один из них был фонарик ожидавшей нас нашей компании). Метров с двадцати уже нельзя было разглядеть друг друга.
Но вернемся к детям. Десятилетний сын хозяина «Мазды», тот еще жулик, «вскрыл» папину машину. За что ему отдельное спасибо — не дал всем намокнуть. Правда, почувствовав вкус победы, он тут же вынес на рассмотрение вопрос «вскрытия» двух оставшихся машин. С оговоркой, что поначалу сработает сигнализация, но он, мол, знает, как ее отключить. Благо, его преступным планам не позволили сбыться. Но на заметку он нами был взят.
Переночевав, мы двинулись к Кату-Ярыку. Ни ВАЗ, ни «Хонда» самостоятельно подняться не смогли. Уж слишком торчали камни на самом крутом участке, а без разгона этот участок пройти не смогла даже двухсотсильная «Хонда», как мы ее не толкали в две женских и одну мужскую пару рук. «Хонду» взяла на буксир «Мазда», меня ГАЗ с базы (500 рублей). Стоит отметить, что всего-то надо было пройти участок длиной метров 20-30, все остальное ВАЗ и «Хонда» сделали сами. Уверен, что на почищенном грейдером перевале забрались бы полностью сами.
Далее был еще один неприятный подъемчик, на котором «Хонда» слегка зацепилась. Наконец, приехали в Улаган. Думали, остановиться там в гостинице, примеченной еще на пути к ЮБТО. Не сложилось. В магазинчике от подвыпивших местных опять услышали про то, что Чулышман выставляют на аукцион и что тут скоро будет по этому поводу «война».
После короткого обсуждения решили ехать на уже знакомую базу «Узун Кёль» и переночевать там в машинах. Там же в столовой решили и поужинать. Доехали, поужинали, заказали завтраки наутро и легли спать. Денег с нас за стоянку не взяли. Кому интересно — выкладываю информацию по этой базе, найденную на этом же сайте ранее.
«Узун Кёль» — Туристический комплекс. Директор Уханов Виктор Романович. Тел. (38846) 2 43 35. Адрес комплекса: Улаганский район, озеро Узун Кёль. Проживание, питание, баня, рыбалка, пешие прогулки, количество мест: домики — 20, палатки — 8.
За всю информацию не ручаюсь, но тремя машинами с палатками мы стояли там довольно просторно. Директора действительно зовут Виктор Романович. Всех благ ему.
Утром умылись, позавтракали и поехали в сторону так вспоминаемой в последние дни цивилизации. Заезд на ледник Актру за неимением времени по форс-мажорным причинам не состоялся. Будет повод побывать в этих местах еще раз.
За сим закругляюсь. Была мысль выложить напоследок несколько понравившихся фотографий, не вписавшихся в рассказ, но передумал. Сами все увидите :).