|
Москва — Ростов-на-Дону — Кавказские минеральные воды (Кисловодск, Пятигорск, Приэльбрусье (Кабардино-Балкария), Домбай (Карачаево-Черкессия) — Майкоп — Туапсе — Адлер — Абхазия (Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон) — Сочи — Джубга — Краснодар — Москва.
Идея дальней поездки на автомобиле возникла уже давно. На этом сайте уже неоднократно писалось о плюсах и минусах автопутешествия. Многие перед путешествием задаются вопросом: в чем смысл такой поездки — экономия финансов, драйв, свобода перемещения? Для нас все три момента играли важную роль. Накануне поездки я узнал цены на пребывание в хорошем пятизвездочном отеле на две недели в Турции (из Москвы). Цена вопроса от 220 до 300 тысяч за всех нас (два взрослых + два киндера + один инфант — это сленг турфирм). Больно дороговато, да еще местные расходы (ну любим мы поездить и посмотреть достопримечательности).
Впечатления от драйва автопутешествия мы уже получили во время зимней поездки в Финляндию. Также мы с коллегами ездили на авто весной в Стокгольм на научную конференцию. Тоже было весело. Наличие собственного автомобиля гарантирует присутствие своих любимых вещей, почти как маленькая квартира в которой есть практически все. Таким образом, решение было принято и началась подготовка и проработка маршрута.
Немного о любимом пепелаце. Автомобиль Dodge Durango 2006 года выпуска, двигатель Hemi Magnum 5,7, мощность 350 л.с. Выбор данного автосредства (б/у) в свое время был обусловлен увеличившимся семейством. Для комфортного размещения всех членов семьи двух рядов сидений уже не хватало, а еще коляски, вещи и т.д.. Понятное дело выбор стоял между минивэном и джипом с тремя рядами. Минивэн на тот момент не рассматривался. Не знаю, может быть, это мнение кто-то не поддержит, но при возникновении аварийной ситуации рамная машина, с длинным капотом имеет больше шансов к сохранению жизни пассажиров, чем минивэн. Среди джипов б/у с тремя рядами рассматривались: Toyota Land Cruiser (дорогой, угоняемый, необходимость брать из хороших рук), Lend Rover (очень дорогой, суперный внутри, крайне ненадежный как новый, так и б/у), Mitsubishi Pajero (просто не очень нравился). На этом выбор был практически исчерпан. «Тахо», «Эскалейд» как-то не рассматривались. Абсолютно случайно увидел на стоянке trade in машин своего «Доджика». Честно говоря, я даже раньше не знал такой модели. Мы выбирали с товарищем. Каково же было удивление продавца, когда мы первым делом ВДВОЕМ залезли на третий ряд сидений. У него даже улыбка с лица сошла. Для меня же была актуально, насколько тесно сзади. Двоим (а показала практика и троим) здоровым мужикам тесно, но возможно там ехать.
Позже я поднял доступную информацию по автомобилю и его приобрел. Доволен до сих пор. Можно спорить о внешности данного авто, но выглядит он очень брутально, особенно спереди. Сразу отвечу на вопрос о расходе по городу: 19-22 литра в спокойной манере. Зажигаешь — 25-27 литров 92-го бензина. Дополнительную инфу по авто оставлю в соответствующем разделе этого сайта.
Подготовка автомобиля включала в себя смену масла. Свечи я решил поменять после поездки, поскольку кто его знает, каким бензином придется заправляться. Также оформил на один месяц страховку «Каско», что составило 11 тысяч рублей (к счастью не пригодилось). Поскольку машина к моменту поездки прошла более 95 тысяч км, уже требовалась смена резины, но также решил поменять ее после путешествия. В качестве музыкального сопровождения было скачано несколько дисков Трофима, Круга и много хороших старых советских песен, что очень помогало не уснуть за рулем. Дети при этом пользовали ДВД-проигрыватель «Пролоджи» и пересмотрели множество мультфильмов и детских фильмов.
Cостав команды путешественников: я, супруга, и трое детей — сын десяти лет, дочка пяти лет и еще годовалый сынок. С учетом того, что мы с женой врачи, то с собой был взят целый набор медикаментов, включающий и таблетки, и инъекции, и даже капельницы, позволяющий оказать помощь не одному десятку пациентов. К счастью, ничего этого не понадобилось, кроме одной таблетки аспирина в Абхазии (после дегустации большого количества вина).
Кстати для информации — для всех сильнодействующих медикаментов необходимо иметь либо рецепт, либо выбросить упаковку с названием. У одного из моих коллег был случай на трассе «Дон», когда остановили гаишники, начали досмотр и нашли сильное обезболивающее в дамской сумочке! Пришлось откупаться деньгами, поскольку рецепта на него не было. Вооруженный данной информацией, я некоторые препараты упаковал в коробки с другим названием. Надо сказать, никто — ни ГАИ, ни таможня — даже не смотрели на лекарства. И вообще, наличие детей в машине значительно облегчает общение с сотрудниками разных силовых ведомств. Но об этом позже.
На протяжении всей поездки СТАРАЛСЯ следить за тем, чтобы дети были пристегнуты. Старший штатным ремнем, средняя на спецподставке, а мелкий — в детском кресле. Как это ни парадоксально, но без проблем ехал как раз самый маленький (так как спал всю дорогу). А вот старших удержать в сидячем положении достаточно сложно, поэтому они часто лежали за вторым рядом и смотрели ДВД. Но на наиболее тяжелых и аварийно-опасных участках (ночью, при однополосном движении) заставлял пользоваться ремнями безопасности. Кстати, ни разу ни один гаишник ничего не сказал по поводу непристегнутых детей, видимо, потому что не видел (машина сильно тонирована). Однажды дочка открыла заднее окно и поздоровалась с гаишником, так он аж вздрогнул, но сразу отдал документы и пожелал счастливого пути.
Время выезда до самого последнего было не определено. Либо вечер 11-го июня, либо утро 12-го. Но я не угадал, несмотря на то, что выехал в два часа ночи 12 июня. Перед самой поездкой еще раз посмотрел пробки по «Яндексу»: МКАД был свободен. Заправил бак под завязку по 18,50. Обнулил одометр и выехал из дома (Королев). Дорога выбрана следующая: Ярославское шоссе, МКАД, М-4 и далее на юг. Когда выезжал, хотел, как можно дальше отъехать от Москвы, чтобы избежать пробок (впереди три дня праздников), а потом немного поспать уже в машине. Но на пересечении малого бетонного кольца и Каширского шоссе встали в такую пробку, что даже настроение испортилось. Стояли около 40 минут глухо, причины как таковой не было, просто большой поток машин.
Кстати, стоит напомнить, что сразу после заправки загорелась лампа «Сheck», что также не прибавило радости, но это не повлияло на ход поездки. Через 400 км на стоянке я скинул клемму с аккумулятора и через пять минут подсоединил вновь. Все пропало, и уже никогда лампочка больше не зажигалась. Такое иногда встречается у американцев в ответ на некачественный бензин (или с присадками). У меня такое было раньше два раза после заправке на «ВР», причину объяснить не могу.
Цена на бензин 92 за всю дорогу колебалась в пределах от 18,50 до 22,50, но я почти всегда старался заправляться на «Лукойле» (с капелькой). Насмешило то количество лже-«Лукойлов», «ТНК» («Ликойл», «ТТК» и т.д.), которые похожи только с расстояния более 100-150 метров. Не понятно для каких лохов это делается. Обратил внимание, что чем дальше на юг, тем бензин дороже. Самый дешевый дома в Подмосковье — 18,50, самый дорогой в Адлере — 21,50 ( в Абхазии 22,50).
Хотелось бы отметить, что летнее путешествие на порядок более приятнее, чем зимнее. У нас был опыт зимней поездки в Финляндию: 2 000 км с женой и детьми, так остановки можно было делать только на заправках, а летом — в любом красивом или удобном месте. Сейчас мы брали с собой раскладные стулья и столик (все уместилось в багажнике «Thule»), но пользовались только пару раз за всю поездку. На остановках хотелось немного походить, а детям побегать, поэтому необходимости в стульях не возникло, а может желание быстрее доехать до конечной точки сыграло роль.
Первая остановка произошла около шести часов утра, очень захотелось подремать минут 30, а еще через два часа остановились и полноценно позавтракали тем, что взяли с собой. Когда делал путевые наброски во время поездки в ту сторону, я не очень обращал внимание на заведения общепита. Туалетом пользовались на заправках, а еда была с собой.
Позволю себе отступить от последовательного повествования и сказать несколько слов о придорожном сервисе по ходу трассы «Дон» (М-4). Если при поездке из Москвы мы питались той едой, что приготовили дома, а ужинали в гостинице в поселке Тарасовский (около Миллерово), то обратно мы не стали ночевать, а решили ехать и ночью тоже. Остановка для ужина была в г. Верхний Мамон. Мы обратили внимание на скопление рейсовых автобусов, легковых машин, подумали, что предложение достаточно устраивает спрос, но жестоко ошиблись. Для сравнения цены на питание, что при гостинице в Тарасовском, что здесь примерно одинаковые, но условия отличаются как небо и земля. В первом случае все было очень чистенько уютно, ни мух, ни крошек, ни грязи, ни мусора на улице или в кафе, в туалете чистенько, есть и бумага и вода. В кафе в В. Мамоне стояла такая грязь, что мы заказали еду, но попили только чай. Кругом грязь, мусор, смятые бутылки и стаканчики (на остановке и вокруг, где продают много чая и пирожков). В туалете нет ни бумаги, ни даже воды. При этом когда спрашиваешь в кафе, где туалет показывают, но не предупреждают.
Показателен один эпизод. Представьте, стоит женщина средних лет, очень опрятная, накрашенная, маникюр и все такое — продает чай, пирожки, тортики и т.д. На столе стоит самовар, приятно пахнет дымком, перед самоваром поднос, на нем перевернутые чашечки для чая. Просто идиллия и хочется насладиться чаепитием. НО!!! Процесс мытья этих симпатичных чашечек меня поверг в шок. Эта дама использует для мытья посуды воду из полторашки и так это брезгливо одним пальчиком протирает внутри чашечки. И тут же ставит ее обратно на поднос вверх дном. Я человек не брезгливый, но даже у меня это вызвало приступ тошноты. И это при том, что вокруг много народа из проезжающих автобусов, на этой остановке видимо специально останавливаются для перекуса и похода в туалет. Как уже не однократно упоминалось, нельзя по одному эпизоду судить обо всем придорожном сервисе, но именно эта остановка оставила грустное впечатление.
Вернемся к основному повествованию. Несмотря на езду «в два водителя», за 12 часов по трассе «Дон» от Москвы проехали всего 700 км, причем дважды глухо стояли в пробке. Про одну написано выше, а вторая была после Ельца. Причина — ремонт дороги и небольшая авария. Пришлось объезжать по лесной параллельной дороге, благо в этом помог достаточно высокий клиренс. Дорога эта была укатана почти до асфальтовой плотности, видимо, здесь всегда такой трафик.
За целый день мы прошли всего 900 км и остановились на ночлег в с. Тарасовская в гостиничном комплексе «Ариель». Это село (или станица), раньше была районным центром, и находится за Миллерово в 10 км (ближе к Ростову). Номер пятиместный с душем и туалетом стоил 3 000 руб.+100 за авто. Были номера подешевле без душа и туалета. Очень приятно удивили цены в местном кафе (особенно после московских цен). Очень приличный ужин на пятерых обошелся в 580 рублей, и это с учетом одной бутылки пива для меня. Кушали даже дети, хотя они часто привередничают в еде. В гостинице чисто, уютно, на улице тоже все чистенько и есть даже детская площадка с качелями.
Гостиница «Ариель».
Проснулись утром 13-го отдохнувшие, выспавшиеся. Не знаю как для кого, но для нас душ в номере великое дело! И гигиена, и тонус для всего организма. Как я понял по количеству машин во дворе, номера были почти все заполнены. Немного дегтя в бочку меда про эту гостиницу. Мы же живем в России и по-другому не бывает. Хотели утром заказать оладьев (по меню), а их не было, также, как и блинов, хотя с вечера нам обещали, что все приготовят. Мелочь, конечно, но мы уже настроились хорошо позавтракать. И вот так голодные сели в авто около 6:30 утра, тут же все опять уснули.
Около 10 утра голод поднял моих пассажиров и пришлось остановиться на заправке «Газпром» для завтрака и пополнения запасов бензина. Чай в термосе мы приготовили еще в гостинице, поэтому очень дешево и со вкусом позавтракали. Хотелось бы отметить, что заправки «Газпром» одни из самых новых, но и самых дорогих. Правда, везде есть заправщики, которые протрут стекла, фары, зеркала. Удивило, что такой сервис на трассе, практически в поле.
На протяжении всего рассказа я буду несколько раз отзываться о работе ГАИ, где-то положительно, где-то отрицательно. Кстати, очень много зависит от региона, по которому проезжали, а может, и от людей, с которыми приходилось общаться. Посты стоят в хорошо просматриваемых местах, где часто нарушают разметку (особенно в местах ремонта). Но с учетом того, что дорогу все-таки делают, скоро таких мест будет много меньше. Очень непривычно видеть гаишников в «белом», так и хочется поверить, что они «белые и пушистые». Но это не всегда так. Хотя и празднично. До Армавира останавливали только два раза, и то для проверки документов. В Каменск-Шахтинском гаишник даже извинился за то, что остановил. Говорит: «Понимаете, что у нас за регион, поэтому мы и проверяем документы на угон». Все заняло три минуты.
На знаменитой Цукеровой балке было такое количество гаишников «в белом», да в пилотках, что мне невольно вспомнилось пионерское прошлое, не хватало только красных пионерских галстуков. Вот сквозь этих «пионэров» я и проехал, улыбаясь до ушей. Никто не остановил, хотя и смотрели строго. Я, правда, был готов остановиться и даже хотел спросить про их знаменитый «броневик», поскольку его не было на посту. Но меня не остановили и вопрос «повис в воздухе».
Я вообще решил для развлечения применить одну тактику общения с гаишниками. Может, у кого есть другие рецепты? Если останавливают, то стараюсь первым начать разговор, чаще с вопроса. Интересный разговор вышел под Армавиром. Надо было ехать «50», я ехал «103». Взмах полосатой палочки и наш линкор причаливает к правой обочине. Я: «До Ставропольского края далеко?». Он: «А вы куда едете?» … Тут у меня зазвонил телефон, я взял трубку и попросил перезвонить. Пока шел разговор по телефону, я краем уха услышал два слова: праздник и магарыч. Не поняв до конца (думал, он спрашивает, пил ли я вчера), я ему говорю с очень строгим выражением лица: «Вы знаете, я врач, сам не пью и Вам не советую». Он (обалдевший от таких слов), говорит: «Да я ничего не говорю, просто сегодня праздник, может что-нибудь дадите на магарыч». Я рассмеялся и дал 200 рублей. Он тоже заулыбался и пожелал счастливой дороги. Вообще-то я противник давать взятки, когда идет наглое вымогательство и хамство, но иногда не хочется связываться и терять время.
Немного про дорогу: трасса от Москвы до Ростова скоро будет очень хорошая. Уже есть участки (около Каменск Шахтинского) просто «хай-вей», ровная трасса по две полосы в каждую сторону. Супер! Дорога от Ростова до Кавминвод тоже ничего (на «4»), правда, достаточно волнистая. Американская машина и так очень вальяжная, а тут вообще как на корабле: и килевая, и боковая качка. Короче, надо обладать очень сильным вестибулярным аппаратом, чтобы не укачало. Члены моей команды опять впали в спячку, только сын смотрел кино.
К Минеральным Водам подъехали где-то к 17 часам, прошли от дома 1650 км. Не заезжая в город свернули на Кисловодск. Дорога очень приличная, порадовало то, что почти каждый день останавливали на кисловодском посту. И всегда одни те же вопросы: «Куда, где остановились, кто едет с вами, покажите страховку». Позже говорил детям, чтобы открывали окна, когда подъезжаем к посту, тогда не останавливали. В Кисловодске остановились в санатории «Красный октябрь». Номер был со старым советским ремонтом, обитые тканью стены, ДСП, двери дерево массив. Интересно было окунуться в ностальгию (если кто раньше бывал на советских курортах в номерах типа «люкс» или «полулюкс»). Жить там долго — вредно для здоровья, все-таки сырость, прохлада, граничащая с холодом, да и горячую воду давали по часам. Но детям очень понравилось.
Цель поездки именно на КМВ была двоякой: посмотреть этот регион, и поучаствовать в научной конференции, которая в это время имела место в Кисловодске (НЕ УДАЛОСЬ:)). Кроме того, нас ждал частный дом в Пятигорске, где я тоже забронировал отдельную комнату. Но от нее пришлось отказаться, так как мой «Жорик» вместе с багажником на крыше не входил по высоте во двор. А снимать багажник очень не хотелось. Кстати в Пятигорске есть одна дорога под мостом, где я тоже никак не проходил, в первый раз чуть не снес багажник «Thule» (вовремя увидел, что как-то низковат потолок у тоннеля). Все время приходилось объезжать другой дорогой.
С учетом того, что этот сайт посвящен автомобилям, не буду слишком подробно останавливаться на достопримечательностях пройденных регионов, только на тех фактах или местах, которые наиболее сильно удивили. В Пятигорске за последние 15 лет ничего не изменилось ( а может, и последние 50 лет). Конечно, это касается старой части города. В этом городе я уже четыре раза, первые два раза был с родителями, потом с женой (она была беременной на шестом месяце), и вот теперь уже всей семьей.
Дороги очень плохие, дома не ремонтируются, и только вдоль пр. Гагарина появились новые кафе и рестораны. Но была и позитивная нотка. Однажды гуляя по городу, мы забыли закрыть одну из задних дверей (она была открыта нараспашку). Прошло три часа, и мы подошли к машине с другой стороны. Когда я увидел, что машина полностью открыта, по спине прошел некоторый холодок. Последней из машины выходила супруга, но, как и все женщины, она была не виновата. Короче крайнего искать было бессмысленно, но из машины НИЧЕГО не пропало! Не знаю, почему, может просто случай. А там были и вещи, и некоторые документы. Приятно, но повторять не советую.
Очень понравился в Пятигорске Верхний рынок. Такой выбор продовольственной продукции местного производства мы больше не встречали нигде: мясо, сыры, фрукты (не только местные), всякие сладости. Даже в Абхазии выбор гораздо более бедный. Раньше еще был большой выбор осетровых, а сейчас в открытой продаже мы не видели. Короче, мы накупили всего очень много. Интересно, что будучи в Италии я пробовал сыр моцареллу из молока буйволиц. Бесподобный вкус, в Москве моцарелла совсем не похожа, и только в Пятигорске у одной хозяйки нашел сыр с похожим вкусом и консистенцией. Только эта хозяйка не знала, что такое моцарелла. В один из дней поднимались на гору Машук. Там дочка покаталась на ослике. Мелочь, конечно, но радости «полные штаны». Может и надо жить, для того, чтобы видеть, как радуются твои дети?
Были на Провале, сын вначале хотел окунуться в «бесстыжие ванны», но понял, что эти ванны показаны «тем, кому за 50». Он только «омыл» ноги.
Конечно, попили знаменитый «теплый нарзан». Пить его надо с осторожностью, поскольку желудочно-кишечный тракт реагирует достаточно быстро и требует очищения. Происходит это, как обычно, в самый неподходящий момент (знаю по прошлым поездкам :)).
В один из дней пребывания на КМВ, мы поехали в Приэльбрусье. Дорога туда достаточно хорошая. На посту после Пятигорска остановили для проверки документов. Побеседовали очень доброжелательно. У меня в документах на авто лежат и документы на травматическое оружие. Гаишник попросил показать оружие. Оно у меня было в сумке. Единственное, что я сразу вытащил обойму. Он говорит, что обязательно надо носить в кобуре, что за нарушение правил ношения полагается большой штраф. Я сказал, что кобура где-то лежит, найду и обязательно воссоединю эти две части (кобура+пистолет). Он отдал документы и пожелал счастливой дороги. Кстати, я до сих пор не знаю, существуют ли такие правила.
Баксанское ущелье достаточно красивое. Как говорят экскурсоводы, что Приэльбрусье отражает мощь Кавказа, а Домбай его красоту. Может это и так, но нам понравилось и там, и там. Поскольку раньше мы были на Эльбрусе, решили подняться на канатной дороге на Чегет. У подножья располагается очень много новых гостиниц, летом пустых, зимой, видимо, они пользуются спросом. Сервис в стиле «наша раша». Поразила безопасность на подъемникам, близка к нулю. Как-то мы уже привыкли к тому, что на современных горнолыжных подъемниках цепочки не используются, а здесь повсеместно, а на одноместных вообще просто хлипкие палочки. Местные служители подъемников считают выше своего достоинства подойти и помочь сесть в кресло посетителям с детьми. Для чего они там тогда работают? Не хочется всех грести под одну гребенку, может это частные впечатления, но у каждого свое восприятие.
Но эти негативные эмоции были с лихвой сметены необычной красоты природой. Правильно пел Владимир Семенович Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Конечно, эта песня про альпинистов, но даже для нас, простых смертных, данное выражение тоже актуально.
Может кто меня поправит, но после трагедии в Кармадоне (Северная Осетия), когда сошел селевой поток, вторым местом, где может повториться это, называли именно Баксанское ущелье. С Чегета хорошо видно, что данный поток камней уже формируется, преграждая путь воде (целое озеро), из него и берет начало река Баксан. Данному «накоплению» уже не одна сотня лет, поскольку у окончания растут достаточно взрослые сосны. Когда этот селевой поток сдвинется с места и пройдет по долине, как говорят, неизвестно. Опять таки, говорят, раз в несколько сотен лет. Но когда знаешь это и представляешь, с высоты птичьего полета, что может натворить эта груда камней, грязи и воды, становится жутковато. Думаешь, хорошо, что ты выше этого (в смысле на горе). Снизу этого не заметно, горы, леса, река — красота! Не думаю, что это повод отказываться от путешествия в Приэльбрусье, рекомендую увидеть это своими глазами. Лучше использовать бинокль. Я же пользовался телеобъективом для фотокамеры «Sony a100». Некоторые снимки сделаны с его помощью.
Обратная дорога до Кисловодска вспоминается, как в кошмарном сне. Пошел такой ливень, который я не видел никогда в жизни. Дворники моей довольно мощной машины с огромным трудом на максимуме справлялись с работой, видимость была метров 50, а то и меньше. Я ориентировался на габариты впереди идущего автомобиля. Потом и он остановился, я же ехал, но достаточно тихо. Вода стояла стеной. Удивил и впечатлил вид наполняющегося Баксана, просто на глазах река становилась просто бешеной. Может быть этот факт заставлял меня все-таки ехать, а не остановиться, как большинство машин. Тем не менее, с Божьей помощью мы доехали в целости и сохранности. Как обычно всей «прелести» этой дороги никто кроме меня не оценил, поскольку после обеда на природе и прекрасных хычинов (лепешки с сыром и мясом), детки и супруга погрузились в царство Морфея. Шум дождя только этому способствовал. Ливень сфотографировать не смог, да и было не до этого.
Совсем другие впечатления оставила поездка в Карачаево-Черкессию, т.е. на Домбай. Наличие автомобиля развязывает руки в выборе маршрута поездки. Но в тоже время уменьшает объем информации, которую предоставляют экскурсоводы за время всей экскурсии. Мы восполняли это через Интернет, накануне поездки, но все равно сеть не заменит человека, особенно, если ему нравится рассказывать о своем крае. Маршрут этого дня поездки был выбран следующий: Кисловодск — Медовые водопады — перевал Гумбаши — Домбай. День выдался пасмурным, облачным, и я никак не ожидал, что это может так повлиять на впечатления о поездке.
Медовые водопады. Интересное, красивое, частное (!) место. Может быть потому, что оно взято практически в собственность, поддерживается чистота, сделано много мостков вдоль реки, лестниц, что значительно удлиняет маршрут и позволяет сделать множество интересных кадров.
Перевал Гумбаши. Прикольный серпантин, часто в облаках, иногда видимость близка к 15-20 метрам. Машин немного, дорога сильно не утомляет. Пару раз встречались гаеры, «как орлы, парящие вверху серпантина и бдящие нарушивших разметку». Но попутных машин не было, поэтому они остались с носом. На самом верху перевала есть смотровая площадка, можно отдохнуть, пройтись, думаю, даже пожарить шашлык. Но мы ехали на Домбай, поэтому планов плотно покушать не было. Кстати, дорога достаточно приличная и ехать было приятно.
Сразу хочу извиниться, если обижу кого-нибудь из жителей Карачаево-Черкессии, но поразила угрюмость и неприветливость окружающих. Может быть, это личные ощущения, но в Кабардино-Балкарии, в Баксанском ущелье люди гораздо более приветливые и улыбчивые.
Автопарк города состоит в большинстве своем из «нашемарок», причем довольно старых и разбитых. Дороги приличные и продолжают ремонтироваться. Вот теперь расскажу про один случай, который несколько омрачил всю поездку. Конечно, это касается сотрудников доблестной ГАИ. Где-то на середине пути от Карачаевска до Домбая ехал спокойно и обогнал медленно плетущийся бензовоз, по абсолютно пустой и прямой дороге. Впереди в полукилометре были ремонтные работы. Моя скорость не превышала 70 км/час. Еще через пять километров сзади пристроилась гаишная девятка с моргающими «люстрами». Я остановился и вышел с документами. Пригласили в авто, и жестко, но на «Вы», начали предъявлять: превышение скорости до 126 км/час (показания перемотанного изолентой старого прибора), и обгон через сплошную, поскольку стоял знак «Обгон запрещен — ремонтные работы». Я твердо решил больше тысячи не давать. Начал по простому, мол, денег только тыща, остальное на карте. Он молча пишет протокол и говорит: это нарушение тянет на год лишения прав. Я говорю: докажите, я не ехал с такой скоростью, да и остановили вы меня через пять километров от места нарушения. Он: дорожные рабочие пойдут в свидетели, а там пусть суд решает. И еще, мол, что такое тысяча за год лишения прав — меньше 100 рублей за месяц. Я говорю, а сколько? Он: 25.
Я уже хотел плюнуть, пусть оформляет, но решил доказать, что он зря связался со мной, денег не увидит. Пришлось поднять свои московские связи по телефону (благо у врача всегда найдутся помощники), и вышел на одного местного начальника (не из органов). Этот человек (дай Бог ему здоровья) попросил, чтобы гаер взял трубку. Гаер отказывается. Попросил назвать фамилию. Ответил. Но трубку не берет, и только после того как я попросил назвать номер подразделения, взял трубу. И разговаривали они на карачаевском 20 минут, на повышенных тонах (кстати, говоря по роумингу:)). Я уже понял, что вопрос решен, и начал наглеть. В один момент понял два слова по-русски: сто сорок. Думаю, рассказывает про мою скорость. Я говорю очень громко: «Не надо врать, я столько не ехал». Гаер: «Это не про Вас». Еще пару раз я сделал вид, что понимаю, о чем разговор, и тоже вставил, что я этого не делал. В конце концов, он отдал документы с очень противной рожей и говорит: «Вот так всегда, никого нельзя наказать по строгости закона. Ну дай хоть рубль, мне же еще протокол надо уничтожать». Я оставил тысячу, бросив ее на «торпеду». Хотел не оставлять, но я ехал еще только в сторону Домбая, семья, дети, кто знает, что ждет на обратном пути. Но напоследок я ему сказал, что надо оставаться человеком и Всевышний все видит. Хлопнул дверью, сел в свою машину и поехал.
Возмущению моему не было предела. Наверное, я поступил неправильно с точки зрения Врача, но эмоции сделали свое дело, он, думаю, немного тоже понервничает. Вот так были испорчены впечатления от Домбая. Дальше — больше. Подъезжаем к посту ДПС на въезде в поселок Домбай. Остановили, вежливо попросили зарегистрироваться. Захожу в будку, переписали документы и говорит один старлей: машину надо оставить здесь — пограничная зона, но если дадите сто рублей, можете ехать дальше. Увы, но дал.
Подъехали ко входу в Тебердинский заповедник. Стоит «буханка», люди из которой разворачивают и не пускают дальше машины. Подъезжаю, спрашиваю: «А дальше дорога есть?». Отвечают, что есть, но только на джипе, или с ними на «буханке». Но въезд платный. По 150 рублей со взрослого, 100 рублей за машину. И, типа, дети бесплатно (детолюбы, мля). Но тут случается чудо, лесник (или егерь, не знаю) дает мне чек! Я чуть с ума не сошел, вот думаю, как на Западе, кассовый аппарат. Позже я посмотрел, чек пробит датой тремя днями ранее и уже надорван. И здесь накололи. Конечно, подняться в Тебердинский заповедник на кладбище альпинистов, стоит, таких пейзажей не видел нигде. Поднялись насколько смогли до следующего лагеря, но пошел дождь, камни на дороге стали скользкими, а резина уже не самая лучшая, поэтому начали спускаться. Обратно доехали без проблем, но ощущение какой-то мерзости осталось.
Кстати, по всей территории КЧ, на телефоне появлялся восклицательный знак. Последний раз я такой видел на телефоне во время захвата «Норд-оста» в Москве. Говорят, что это тотальная прослушка. Может, кто уточнит?
Кладбище альпинистов в Тебердинском заповеднике.
Обратная дорога по Карачаево-Черкессии ничем знаменательным не отличалась, если не одна особенность все на том же перевале Гумбаши. Когда едешь в облаках, видимость просто нулевая, как в молоке. Дома, люди, автомобили возникают просто из ниоткуда. Я вспомнил относительно недавний фильм по Стивену Кингу «Мгла». Видимость такая же.
Несколько слов о других городах Кавказских Минеральных Вод. Как и ситуация с Пятигорском, все по-прежнему. Запомнилась отвратительная ситуация в Ессентуках, на продовольственном рынке. Заехали купить детям фруктов. Время работы рынка подходит к концу, но народ еще ходит, смотрит, покупает. Большинство торговцев из Дагестана (там фрукты поспевают раньше). И тут начинают обход мордовороты из охраны рынка. Таких бы в спецназ, а не на рынке командовать. Вот эти жлобы начинают забирать у всех подряд торговцев чаши весов, да еще оскорбляют всякими неприличными словами. Женщины за ними бегут, плачут, умоляют отдать. Подходит и к моему продавцу и тоже забирает, у меня рядом дети. Пришлось ему немного сказать, чтобы помягче выражался при детях и, если хочет еще здесь работать, отдал чашу весов. Мозгов у них нет — глаза вытаращил, рот раскрыл, видимо, не ожидал, что ему кто-то будет возражать. Но отдал, быдляк. Дочка начала задавать вопросы: «Папа, а зачем дядя тетеньку обижает?», — я не знал, что ответить.
В целом же Ессентуки очень понравились. В центре города стоит памятник казакам, основавшим станицу и погибшим в разные годы. Памятник понятный, очень мужественный, внушает уважение к стране, истории, людям.
Памятник казакам. Ессентуки.
Не знаю, как кому, но среди всех минеральных вод, ессентукские мне нравятся больше всего. Могу сказать как врач, очень жалко, что за последние годы совершенно нарушилась связь между стационарами и санаториями. С одной стороны долгое время у людей не было денег ездить по санаториям, с другой стороны уходят опытные врачи, знавшие толк в санаторно-курортном лечении, в грамотной реабилитации больных. Сейчас часто люди едут «просто попить водички», а это может принести не только пользу, но и вред. Постепенно современные санатории оснащаются современной аппаратурой, но специалистов все равно не хватает. К сожалению, сталкивался с этим не один раз.
Кисловодск выгодно отличается от других городов КМВ. Многие знают про его красивый парк. У меня появилось желание покататься на велосипедах по его терренкурам: и красиво, и полезно, и безопасно (не сшибет авто). Кто раньше не был в Кисловодске, очень советую посетить магазин кисловодского фарфора. За относительно небольшие деньги можно приобрести достаточно занимательные вещи. Наличие автотранспорта позволяет довезти. Были в краеведческом музее. Очень понравилась экспозиция, посвященная раннему казачьему быту, многие экспонаты передаются музею до сих пор.
Посещая такие музеи явственно представляешь себе всю кратковременность человеческой жизни, пролетающей как один миг. От кого-то остался шлем, от кого-то только череп. Поколения сменяются, иногда даже не остается ничего в памяти людей. Кстати, во многих городах и станицах Ставрополья стоят большие кресты в память о казаках. Может, они установлены на месте казни, или еще какая причина. В Кисловодске тоже есть свой крест.
После отдыха на Кавминводах наш путь лежал в сторону Сочи, а затем Абхазии. Маршрут был выбран через Майкоп и Шаумянский перевал, при этом мы выезжали на трассы до Сочи в районе Туапсе (Джубга оставалась севернее). Дорога приличная. Опять остановили гаеры на посту, один начал говорить, что пять километров позади стоит гражданский автомобиль с сотрудниками, которые передали по рации, что я пересек сплошную при обгоне трактора. Очень любят они авто из московского региона. На это я ему очень громко, чтобы слышали другие гаеры и водители, что пять километров назад за рулем ехала супруга, а в километре от них мы обедали и стояли ровно один час, и никаких тракторов не было (главное, что это было именно так). Потребовал старшего, сказал, что покажу место остановки, и сказал, что у меня есть свидетели. Внимание всех я привлек довольно быстро, наше дело правое. Да еще вышли из авто дети и жена. Мент молча отдал документы. Короче, очередная победа над гавишником (так называет этих чертей маленький сын моих друзей).
Дорога достаточно хорошая, машин очень мало, но помня о возможной встрече с сотрудниками ехал не больше 100-110 кмчас. Особый интерес заслуживает Шаумянский перевал. Дорога гравийная, резкие повороты, достаточно крутые подъемы, но в целом здорово, хотя и много пыли. Подъехали к Туапсе, дети обрадовались, увидев море. Им, конечно, очень нравилось в горах, на КМВ, но каждый день они спрашивали: когда же будет море?
Очень достала дорога Туапсе — Адлер. Серпантин, постоянная езда в режиме «ускорение — торможение», резкие повороты. Расстояние в 100 км ехали больше трех часов. На ночь остановились в пансионате «Весна», номер в котором забронировал заранее. Гостиница хорошего европейского типа, соответствует трем звездам. Территория чистая, ухоженная. Сразу пошли на пляж. Не знаю, как здесь днем, но даже вечером видно, что пляж очень маленький. Днем, думаю, люди сидят друг у друга на головах. Непривычно, что вверху постоянно идут поезда. Очень хорошо покупались, практически до полной темноты. Охрана пляжа (или спасатели) были постоянно. У пансионата рядом функционирует очень хороший аквапарк. Много хороших горок, но мы туда не пошли, так было достаточно дорого (700 рублей на день с человека, включая детей). Рассмотрел все с балкона номера.
Еще одна особенность Сочи. Променад весь застроен кафешками, ресторанами, магазинами. Если есть желание развлечений, то скучно точно не будет. Но меня очень сильно раздражала музыка, орущая из каждого ресторана (чаще живая). В одном поют песни группы «Корни», делаешь шаг — голос с хрипотцой выводит Круга, еще пару шагов — другие «модные» песни. Для того, чтобы услышать друг друга надо очень сильно напрягать голосовые связки. И народу, народу…. Отдых очень сомнительный.
Сочи. Адлер. Вечер. Пляж пансионата «Весна».
Вид на аквапарк из пансионата «Весна».
Утром после купания на море решили выдвигаться в сторону границы с Абхазией. На границе нас уже ждал мой коллега. Дорога от пансионата до границы заняла около 20 минут. Таможня, паспортный контроль, осмотр авто занял около часа. Совет тем, кто будет проходить границу: надо ехать как можно раньше с утра, после 11 часов начинает формироваться большая очередь. Помимо того, постоянно лезут без очереди. С автомобилем проезжает только водитель, остальные пешком. Если на улице жара, то просто ужас. Опять неприятно поразили наши таможенники и погранцы. Работаю ОЧЕНЬ неспешно, как будто здесь не люди, а вещи. Многие с детьми, а им плевать, то разговоры по мобильнику, то между собой. У меня попросили открыть багажник и Thule, но рыться не стали. На абхазской стороне все очень быстро. Еще через час мы были в Пицунде.
Абхазия. Эта страна мне очень понравилась. Я даже выразился так, если вдруг что-нибудь случиться, то скрываться буду именно здесь: природа, море, кухня, простой народ. Интересный факт: как я уже писал, у меня был травматический пистолет, и я хотел провезти его в Абхазию (как говорили, страшно там, бандиты кругом). Но мой коллега, сам родом из Пицунды аккуратно и настойчиво отговаривал его везти: таможня, если найдут, будут разборки на границе и т.д. Я послушался и оставил его в гостинице в Адлере в ячейке. Только будучи в Абхазии узнал, что там практически в каждой семье хранится один или два автомата Калашникова (на случай начала войны), поэтому мой «травматик» выглядел бы там немного… смешно.
Пицунда. Остановились на одноименном курорте, в знаменитых еще советских корпусах на берегу моря. Море очень чистое, с глубины более трех метров видно дно. Понятно, иногда по утрам море выносит разный мусор, но он «не человеческого» происхождения, а естественный (мелкие палки, листья). Когда мы только планировали поездку, многие говорили, что море в Пицунде самое чистое. Я не думал, что настолько. Черное море менее соленое, чем Средиземное и Красное. Дети с удовольствием купались. Будучи в Турции, Италии они категорически отказывались купаться в море, поскольку вода попадала в глаза, уши, нос и вызывала жжение. Здесь же можно плавать с открытыми глазами без особых проблем. Интересный берег. Он состоит из крупных и мелких камней. Песок тоже крупный, не пачкается, как обычный желтый. Детям такой песок не нравится, поскольку из него не получается лепить фигурки (рассыпается). Они строили все из камней.
Рельеф берега не ровно гладкий, а в виде нескольких крупных гребней. Очень приятно полусидя на берегу, окунать ноги в море. Как я уже писал, вода периодически выносит древесный мусор, но его регулярно собирают и сжигают, так что пляж всегда чист. Раньше писали, что в Абхазии на пляжах много шприцов, игл… Не видел не только этой гадости, но даже банок, пакетов и прочей человеческой дряни. Мы также ездили на южную окраину Пицунды на песчаные пляжи, где находятся «дикие» пляжи», но и там все чистенько.
Отдельного рассказа заслуживает знаменитая пицундская сосна. Она реликтовая, возраст этого вида несколько миллионов лет (пишут, что была даже во времена динозавров). Остался этот вид только в Пицунде (данные предоставлены экскурсоводами). Иголки у нее гораздо длиннее, чем у других сосен. Интересно, что когда на открытом пространстве стоит жара, войдешь в сосновый бор, как будто включили кондиционер. Территория курорта засажена цветами (розы, тагетисы). Конечно, нет идеально четких клумб, как в Турции, но именно эта простая красота и притягивает. Покрытие основного променада состоит из некрупных плит, и местами они смещены относительно друг друга, что создает определенные трудности при движении детской коляски с маленькими колесами. Еще хотелось бы отметить огромную территорию и небольшое количество людей. Корпуса заселены, но не создается впечатления огромной скученности. Люди купаются и загорают чаще напротив корпуса (расстояние от дверей до моря 60-80 метров). Если вы хотите уединиться, то отойдите метров на сто в сторону и будете практически одни. Народу на пляже утром и вечером очень мало, как лейкоцитов в нормальном анализе мочи — один — два в поле зрения. Днем чуть больше, но все равно никто по головам не скачет и не кричит.
Кстати, мои детки были самыми шумными на пляже, из-за чего приходилось уходить немного в сторону от корпуса (чтобы не мешать другим отдыхать). Размещение, как в старые советские времена, корпуса не переделывались. Но все чисто и уютно, нет висящей штукатурки, плитка в ванной не отваливается. Может быть это ностальгия по детским поездкам с родителями, но я не испытал дискомфорта из-за отсутствия полотенечных «лебедей» на кроватях и минибара. Телевизор, холодильник, туалет, чайник — вот тот набор, который присутствовал в номере, что идеально подходит для любого среднего отдыхающего. Всем будет интересно, сколько стоило это «удовольствие». На пятерых (включая самого мелкого): проживание («полулюкс» — две комнаты+туалет, ванна), трех разовое питание на неделю 26 600 рублей. Вот так, меньше тысячи долларов.
Море в Пицунде чаще всего очень спокойное. Рано утром мы с супругой шли на пляж. Часто бывало просто идеальная ровная водная гладь, как стекло. Конечно, для катания на гидроциклах ровная поверхность не дает такого выброса адреналина, как по волнам, но для обычного плавания просто замечательно. Раньше здесь плавал ручной дельфин Ричи, который подплывал к самому берегу и любил купаться с детьми. Но в этот год, увы, его не видели.
Пицунда. Море. Пляж.
Один из корпусов в Пицунде.
Пицундская сосна.
Творение молодого Зураба Церетели (то, что выше, а ниже — мое творение).
Общий вид курорта Пицунда вечером.
Одно из развлечений. Протяженность прогулки вдоль моря более четырех км.
Имея под рукой автомобиль, даже на пляжном отдыхе иногда хотелось выехать и посмотреть местные достопримечательности. Мы это и делали. Наши посещения общепринятые: озеро Рица, Ново-Афонский монастырь, Гагра.
Настоятельно рекомендую попасть по дороге на озеро Рица в кафе-музей «Бзыбское ущелье». Вот уж поистине «нет пророков в Отечестве своем». Автор Виталий Петрович Скрыль над своими деревянными скульптурами работает уже более 30 лет. Очень интересные персонажи, целые скульптурные группы, посвященные как отдельным людям, так и событиям. Все сделано из естественных, иногда причудливо сросшихся кусков дерева. Каждая композиция наполнена смыслом, иногда с очень неоднозначным, но не пошлым юмором. Нам всем очень понравилось.
Голубое озеро. Увы, фото не может передать истинного цвета воды. Вода просто ледяная!
Интересный комментарий к этому фото. Когда мой сын взял ружье двумя руками, как автомат, парень-абхаз (хозяин лошади) говорит: «Дарагой, не так держишь! Поднимай на одной руке вверх, как настоящий джигит!» (это у них в крови:)).
Дорога между скал к озеру Рица. Каменный мешок.
Шурфы у Каменного мешка.
По дороге на озеро Рица проезжали природный каньон, который местные называют Каменный мешок. В некоторых местах не видно дороги ни в одну , ни в другую сторону, и горы высотой до 100 метров.
Интересный факт. В самом узком месте под одной из скал выдолблено несколько шурфов (или углублений). Во время Великой Отечественной Войны, когда солдаты немецкой горной дивизии «Эдельвейс» прорвались на Северный Кавказ и должны были по перевалам перейти к озеру Рица и далее вниз к черноморскому побережью, здесь были заложены мощные заряды. При прорыве немцев они были бы взорваны и тогда проход замуровали бы миллионы тонн горной породы. Но этого не произошло, и в память об этом остались только шурфы.
Будучи в Абхазии узнал для себя много нового, ранее не обращал на это внимание. Сразу хочу сказать, что многие факты являются общепризнанными, но для себя я их открыл впервые. Хотелось бы их озвучить, поскольку они отражают формирование впечатления о стране и поездке как едином целом.
В Сухум мы не попали, так как одной недели на море и осмотр страны — крайне мало. Кстати только здесь я узнал, что Сухуми стали называть на грузинский манер (Сухуми, Батуми и т.д.), только после 20-х годов. По приезду я специально поднял литературу, и впрямь в 1895 году он назывался именно так (Полтавцев Алексей, 1895. Путевые заметки. Кавказские минеральные воды (Пятигорск, Кисловодск, Железноводск). Военно-грузинская дорога. Тифлис. Встреча с И. Г. Чавчавадзе. Боржомское ущелье. Сурамский перевал. Кутаис. Батум. Сухум. Гелатский и Ново-Афонский монастыри.).
Не буду останавливаться на абхазо-грузино-российских отношениях. Но! Весь 19 век прошел под флагом кавказских войн, было ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА. Многие народы в том числе и адыгейской группы (убыхи, адыги, абхазы) были перемещены в Турцию (если я не ошибаюсь, т.н. мохаджирство). При том, что Грузия добровольно и даже не с первого обращения к российскому государю императору была принята под протекторат России. Так вот только в Грузии был поставлен памятник, посвященный оккупации Грузии Россией. У народов Северного Кавказа было гораздо больше причин для этого. Еще раз хочу подчеркнуть, что нельзя по правителям судить о народе и конкретных людях. Просто удивляют и огорчают некоторые факты современной истории.
Относительно бандитизма, воровства и криминальной обстановке в Абхазии. По словам местных жителей случаи мелкого воровства бывают. Но не надо забывать, что и у нас такие случаи не редкость. Если вы оставите барсетку, или фотоаппарат на сиденье автомобиля на виду, как долго они пролежат? Так и здесь. Просто надо быть внимательнее. Вот чего не встречал, так это случаев хамства, как на дороге, так и при пеших прогулках. Отдельно про женщин. Однажды меня пригласили в ресторан друзья моего коллеги, сидим-отдыхаем, пьем вино, разговариваем. Вдруг за один столик садятся две дамочки, лет 25-28, в вечерних нарядах с глубоким декольте. Мы поспорили между собой, сколько времени пройдет до того, как к ним подсядут мужчины. Я проиграл, определив 15-20 минут. Компанию им составили уже через семь минут, а ушли они по парам через час. Думаю, комментарии излишни, кто что ищет, тот то и находит.
Про случаи бандитизма и угона автомобилей не слышал, хотя разговаривал не только с местными, но и другими отдыхающими. Кстати, на дорогах чаще всего гоняют автомобили с российскими номерами. Хотя за рулем вполне могут оказаться и местные жители, так как покупка российских авто не редкость. Гаишники стоят как на постах, так и в засадах. Водители также предупреждают миганием фар. Меня не останавливали ни разу, хотя смотрели всегда пристально.
Озеро Рица.
Дача Сталина. Озеро Рица. «Сталин у телефона».
Типичный абхазский стол. Обязательно мамалыга, хачапури, шашлык, много зелени. Вино.
Еще одна достопримечательность, которую стоит обязательно посетить, называется Ново-Афонская пещера. Открыл ее шестнадцатилетний абхазский парень. Самостоятельно спустился туда на веревке и долго потом доказывал взрослым, что такое место существует. Более чем через 50 лет после открытия его выбрали директором этой пещеры. По размаху строительства эта пещера, как раньше говорили, относилась к стройкам всесоюзного значения. У нее есть свое метро, проложены внутренние мосты, переходы, подсветка. В этом году планируется выступление хора в одном из залов, поскольку акустика просто идеальная. Передать красоту и грандиозность этого природного сооружения через обычный фотоаппарат невозможно, только некоторые фрагменты. Единственное ограничение заключается в том, что если человек не переносит замкнутого пространства, то выйти оттуда можно только вместе со всеми (экскурсия идет по определенному маршруту).
Фото в пещере без вспышки.
Фото в пещере со вспышкой.
Ново-афонская пещера. Подземное озеро.
Сталагмиты. По выражению некоторых туристок — «женское счастье».
Типичная абхазская апацха.
Во времена блокады бумаги не было, научились писать на пальмовых листьях :).
Ново-афонский монастырь.
Обязательно следует посетить Ново-афонский монастырь. Очень много интересного, святое место и живая история в одном месте. Экскурсию нам проводил профессиональный гид, друг моего коллеги, истинный патриот, энциклопедист, балагур и просто очень симпатичный парень со старинным «абхазским» именем Форд (папа очень уважал Генри Форда). У меня всегда вызывают уважение люди, искренне верящие в будущее своей родины, и не просто слепо верящие, а каждодневно осуществляющие огромный вклад в ее процветание. Являясь профессиональным гидом, он сопровождает экскурсии из Сочи по Абхазии. Простота, зажигательность, шутки и прибаутки помогают воспринять очень большой объем информации. Очень приятно, когда по жизни встречаются такие люди.
Вокруг Нового Афона очень много интересных мест, железнодорожная станция, первая гидроэлектростанция, старинная крепость. Все зависит от времени и физических возможностей, так как практически все можно обойти пешком.
Побережье около Нового Афона. На рейде российские корабли. Внушают уважение и уверенность.
После отдыха в Абхазии пришло время возвращаться домой. С некоторой грустью и огромным багажом впечатлений и вещей мы отправились в обратный путь. Увы, но мне пришлось стать контрабандистом, перевез 40 бутылок вина 3 литра чачи. Размеры авто, большое количество вещей и потайных мест позволили упаковать все так, что таможня «дала добро». Такие объемы спиртного были просто необходимы в качестве подарков для друзей и коллег.
Обратно: Пицунда — Адлер — Туапсе — Джубга — Краснодар — Москва. Обратная дорога особенно ничем не запомнилась. Опять ужасный серпантин, проходил его вечером с субботы на воскресенье, поэтому машин было немного. По пути встретился опрокинувшийся трубовоз. Такую картину видел впервые. Хорошо, что трубы (всего три штуки, диаметром более двух метров, длиной во всю фуру) свалились на повороте в сторону горы. Произошло это, видимо, несколько минут назад. Кабина помятая, но водитель живой ходил рядом. Дорога стала однополосной. Ох, не завидую я едущим вслед за мной, пробка будет просто огромная.
Ночевали в санатории «Автотраспортник» около Джубги, номер тоже три тысячи, но очень маленький. Две кровати, кресло и раскладушка. Зато с утра опять искупались и в девять утра снова в путь. Решил ехать до конца без ночевки. Немного заплутали в Краснодаре (я отвлекся, а жена по навигатору поехала как-то через город). Дальше дорога без особых проблем. Ночью около двух часов опять ехала моя дорогая, так как я уже входил в опасное состояние между сном и реальностью. И последние четыре часа опять прошли под моим управлением. По мне так, ночью дорога проще, чем «вполутьме», на закате и восходе. Таким образом, около семи утра мы были дома. Дорога из Туапсе до дома составила 1 545км, а времени ушло 22 часа (с учетом часа блуждания по Краснодару и нескольких остановок).
Итого
Бензин. Израсходовано 996 литров, сумма — 19 550 рублей, пройдено — 5 515 км. В среднем цена за бензин — 19,6 рублей. Расход по компьютеру — 17,5 литров, реально — 18 литров. В чем причина, не знаю, может какие-то особенности в зависимости от размерности колес. По паспорту нужен диаметр 17, а у меня стоят 18. В целом, расходы на бензин меня не расстроили, поскольку такая поездка для пятерых человек без своего автомобиля обошлась бы гораздо больше. Проблем со здоровьем не было ни у кого, только укусы комаров (вечерами). Лекарства не пригодились. Одни раз только принял аспирин после чрезмерного возлияния вина в Абхазии (но не помогло). Всего расходы составили чуть более 100 тысяч (с учетом бензина), что в два — три раза меньше, чем за тот же отдых в Турции, а впечатлений гораздо больше.
Так или иначе в Интернете, да и в обществе в целом, постоянно муссируется вопрос по поводу возможности, целесообразности и безопасности автомобильных путешествий. На мой взгляд, в России этот вид отдыха еще сопровождается выбросом адреналина, а в Европе приносит гораздо больше созерцательного удовольствия. Если конкретнее, то Европа создала все условия для кемпингов (специальные безопасные и обустроенные стоянки), у нас же они крайне редки (я не видел ни одной). Наши автомобилисты часто ночуют либо около постов ГАИ, либо черт знает где (на обочине, или где ночь застанет). Уже по приезду прошла информация, что на трассе «Дон» была убита семья сотрудника нижегородского СОБРа, ехавшая в отпуск на авто. И здесь не столь важна причина этой трагедии, сколь сама возможность ее осуществления. Думаю, если бы они ночевали на специально оборудованной стоянке, то хотя бы семья осталась жива.
Кроме того, все обочины загажены мусором. Конечно, это тоже проблема неустроенности стоянок, но и наше быдлячество. Мне иногда дети делали замечание, если я выбрасывал в окно какой-нибудь фантик от конфеты. Было стыдно, поэтому собирал весь мусор в пакет и выбрасывал на заправках. Дороги — еще одна беда автопутешествий. Постепенно европейская часть РФ обзаводится приличными дорогами и разметкой, может, когда и будет что-нить приличное (увы, вряд ли). Ну а разговор про уважение на дорогах вообще вечный.
Может быть, у меня машина большая, но откровенного хамства со стороны участников движения не встречал. Очень напрягали всякие уроды на дорогих авто с мигалками или красивыми номерами, которые очень торопились (может на тот свет?). Я иногда делал очень просто: не съезжая со своей полосы мягко тормозил и сбавлял скорость, и тоже подавал звуковой сигнал. Не знаю, чей сигнал был мощнее, но нервничали они сильно (никто ведь не знает, кто сидит в этом тонированном «Додже»). Но это все детские, никому не нужные игрушки. Жаль, что иногда из-за этих козлов, обгоняющих во всех возможных и не возможных местах, и едущих в лоб до последнего, часто гибнут другие люди. Я же в свою очередь всегда старался и стараюсь вести себя как можно корректнее на дороге и не создавать аварийных ситуаций вокруг себя.
Таким образом, сделать автопутешествия чуть безопаснее и в наших с вами силах. И пусть гаишники стоят в своих засадах — мы будем предупреждать друг друга миганием фар. Может быть определить специальные радиочастоты для рации, как у дальнобоев, (может, они уже есть?), на которых можно предупреждать о засадах и других неприятностях на дороге. В целом, даже это путешествие породило очень хорошие воспоминания и уже сейчас мы задумываемся, куда поехать на следующий год. Восторг и отдых почувствовали не только мы взрослые, но и дети, даже сейчас они почти каждый день вспоминают какой-нибудь эпизод.
Не судите строго, это наш первый отчет о поездке, быть может получилось что-то сумбурное, но хотелось поделиться впечатлениями и затронуть особо волнующие вопросы. В следующий раз буду лаконичнее :).
P.S. Когда писал свои диссертации, на порядок меньше испытал удовольствие, чем при создании этого отчета