|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Предлагаю Вашему вниманию рассказ об очередном нашем автопутешествии, которое успешно сложилось из двух составляющих — морской и сухопутной. Немного предыстории.
Ещё в ноябре 2019 года (!) на 2020 год была забронирована и оплачена 2-местная каюта на круизном лайнере «Князь Владимир» (более подробно об этом см. «Из Москвы в Архангельск, Соловки и Сочи в августе 2020 года»). Однако в силу известных обстоятельств (COVID-19) в 2020 году разрешение на навигацию корабль так и не получил. Нам было предложено два варианта действий: либо ожидать возврата денег до 31 декабря 2021 года (а это, к сведению, 71650 руб.), либо перенести дату круиза на этот же 2021 год с сохранением всех условий размещения. После некоторых раздумий был выбран перенос рейса на 22 августа с. г., который таки состоялся, но стал в этом году последним — следующие 3 рейса вновь были неожиданно отменены (об этом даже сюжет по каналу «Россия» показывали). Так что нам крупно повезло!
Маршрут круиза: Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь и обратно.
Кроме того, в конце октября 2020 года неожиданно появилась возможность сменить имеющееся средство передвижения. Так с 2016 года в наличии имелся автомобиль Тойота Ленд Крузер Прадо (комплектация «Стайл», дизель, 2,8 литра, автомат, 177 л/с., расход 7,8-8,0 л/100 км по городу и 6,7-7,0 л/100 км по трассе), на котором и осуществлялись все поездки. Но в 2019 году был проведён рестайлинг этого автомобиля в стиле «Ленд Крузер 200», что вызвало определённый интерес. Однако я, что называется, ещё «держался». Но когда в этот новый кузов «воткнули» новый двигатель — 200 л/с, сдался.
Поясню, в чём здесь положительные нюансы (кроме нового кузова) лично для меня. Во-первых, представляется, что «тяга» в 177 «лошадок» была несколько маловата для такого автомобиля, в чём приходилось убеждаться, штурмуя в 2020 году сочинский серпантин — иногда на подъёме, когда надо резко «поддать газку», прежний мотор слегка пасовал. Во-вторых, расход топлива на прежнем двигателе, при увеличении скорости до 120-130 км/час ощутимо возрастал, достигая 10-11 л/100 км, а на новом данный показатель, несмотря на передвижение как со скоростью 110 км/час, так и со скоростью 120-130 км/час (например, на платных участках М4), никогда не выходил за пределы 8,6-8,7 л/100 км. И прошу меня здесь не «ловить на цифрах», речь здесь идёт исключительно о движении по трассе, по городу же расход составляет 9,0-9,5 л/100 км.
Повторюсь, неожиданно появившаяся возможность смены автомобиля позволила провести мониторинг наличия нужных машин у «официалов», реализующих Тойоты. Оказалось, что все они привозятся «под заказ» с предоплатой 10-20 тыс. руб. Наиболее выгодное предложение по деньгам и условиям сдачи уже имеющегося «железного коня» в «trade-in» поступило от Тойота Центр Люберцы, который гарантировал поставку заказанного автомобиля в течение 2-х недель и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР дополнительного оборудования (да, были времена!). В итоге имеем: Тойота Ленд Крузер Прадо, ноябрь 2020 г. в., комплектация «Престиж», дизель, 2,8 литра, автомат, 200 л/с., расход 9,0-9,5 л/100 км по городу и 8,6-8,7 л/100 км по трассе. В процессе приобретения проблем с дилером не возникло, все договорённости были более-менее соблюдены.
Вот они красавцы: слева — «старый», справа — «новый».
В целом замысел автопутешествия был таков: так как отпуск случился с 16 августа, то до 22 августа (день начала круиза) было спланировано посещение 3-го Ратного поля России (Прохоровка) и осмотр Белгорода; затем, 22 августа, следовало отправиться в недельный морской круиз, оставив автомобиль в г. Сочи; а по возвращении, с 28 августа по 11 сентября, отдохнуть в Абхазии, разместившись в пансионате «Айтар» (г. Сухум). Поездка проводилась в период с 15 августа по 11 сентября с. г., общий пробег «от подъезда до подъезда» составил 4612 км (расстояние по маршруту, плюс «наезженный» километраж в местах отдыха при осмотре имеющихся достопримечательностей). Состояние пройденных дорог, уровень цен в посещённых местах и некоторые выводы из увиденного будут, по сложившейся традиции, приводиться по тексту, а величина понесённых расходов — в конце рассказа. Ну, что? Едем!
Традиционная встреча рассвета на МКАД в день выезда.
Маршрут пролегал по М2 через Подольск — Серпухов — Тула — Орёл — Курск — Прохоровка. Отмечу, что дорога до Прохоровки находится в прекрасном состоянии и поэтому ничем примечательным не запомнилась.
Проживание в Прохоровке заранее бронировалось по телефону в одноимённой гостинице «Прохоровское поле». Она очень удачно расположена прямо возле искомой достопримечательности (3-е Ратное поле), а 2-местный номер, типа «стандарт», обошёлся нам в 2000 руб. с неплохим, включённым в стоимость проживания, завтраком. Рядом имеются две бесплатные автостоянки: перед гостиницей и на заднем её дворе. Рекомендую.
Гостиница «Прохоровское поле».
Благополучно преодолев по М2, порядка 700 км, спокойно переночевав и плотно позавтракав, ранним утром выдвигаемся на осмотр окрестностей. На это было отведено полдня (полагаю, что времени вполне достаточно). А посмотреть тут есть что: сразу напротив гостиницы находятся Петропавловская церковь, музей бронетанковой техники, множество скульптур с изображением подвигов советских солдат, выставка нашей военной техники тех времён, композиции с разбросанными по земле частями, видимо, немецкого «железа», паровоз с теплушками и платформами с зенитным вооружением и др. Но… Был понедельник, музей не работал, в связи с чем нам пришлось довольствоваться обзором экспонатов, расположенных прямо на улице.
Что-то немецкое (неужели Ауди?!).
Отсюда до самого Прохоровского поля около 4-5 км.
Слева видна Звонница, справа — Прохоровское поле.
Звонница. На улице было очень жарко.
Делегации из Германии тоже, как видим, здесь бывают.
Рядом со Звонницей находится ещё одна выставка советской техники.
Здесь представлены танки Т-34 различных годов выпуска и модификаций (Т-34-76, Т-34-85), СУ-100, САУ-152, танки ИС-2, ИС-3. Из немецкого вооружения ничего нет. Видимо, не сохранилось. А жаль, было бы интересно посмотреть в сравнении.
Имея представление о ходе Прохоровского сражения и затем воочию побывав тут, как говорится, «с привязкой на местности», постоянно задаёшь себе один и тот же вопрос: из чего же были сделаны эти люди, как они смогли всё это пережить и сломать хребет мощнейшей армии Европы?! Уму непостижимо! Да, сейчас появляются новые версии о потерях сторон, но отрицать очевидное невозможно — это были герои, порой оставшиеся неизвестными, с большой буквы!
От Звонницы через парк Победы идёт аллея Боевой доблести с различными скульптурами, которые символизируют знаменательные события того сражения. В конце аллеи находится вполне приличное кафе «Привал», где можно неплохо пообедать, что мы с удовольствием и проделали. Обед на двоих обошёлся в 450 руб.
Посвятив таким образом осмотру Прохоровского поля время, примерно до 14 часов, перемещаемся в Белгород (что-то около 70 км). Участок дороги от Прохоровки до М2 также в великолепном состоянии.
Останавливались в гостинице «Белые росы» (2 ночёвки и 1 день на осмотр города), в которой 2-местный номер также бронировали заранее по телефону. Стоимость проживания — 2450 руб. в сутки, отличный завтрак, автостоянка, wi-fi. Весьма комфортные номера, приветливый персонал, тихое и уютное место. Несмотря на то, что сие заведение находится возле железнодорожного вокзала, к нашему удивлению, никаких проблем с шумом не было — как-то она так хитро расположена, не слышно ничего. На «ресепшене» мы сразу выяснили, что можно посмотреть из достопримечательностей, доехав до них на общественном транспорте. Кроме того, в шаговой доступности от указанной выше гостиницы находится городской пляж на р.Северский Донец. Также попутно было выполнено ТО1 (10000 км) для автомобиля. Обошлось данное мероприятие в 17700 руб., что оказалось на 3000 руб. дешевле, чем в Москве.
Белгород (не ругайте за качество фотографии — всё на ходу).
Железнодорожный вокзал (снято с пешеходного перехода).
Так как было очень жарко (30-35 градусов тепла уже в 10 утра), то просто прошлись по некоторым знаковым местам города.
Здание диорамы «Огненная дуга» (к сожалению, было закрыто на реконструкцию).
Выставка техники за зданием диорамы «Огненная дуга».
Памятник «Честному гаишнику» (см. Интернет).
Посетили и Харьковскую гору с монументом князю Владимиру.
Вид на город со смотровой площадки (внизу справа — бесплатная автостоянка).
Заранее предваряя вопросы в комментариях к рассказу, сообщу, что в рамках излагаемого повествования совершенно невозможно охватить все достопримечательности Белгорода. Для этого нужно ехать сюда специально на несколько дней. Поэтому прошу с пониманием отнестись к короткому перечню представленных выше фотографий объектов. Всё, что оказалось под силу (напомню, что было очень жарко), осмотрели. Так был пройден пешком почти весь проспект Б. Хмельницкого, «исследованы» парк Победы и здание аэропорта, который находится прямо в городе. Также неплохое впечатление сложилось от посещения Тойота Центр Белгород, где сделали ТО1 для автомобиля — быстро, качественно, дополнительные услуги не навязывали и даже предложили тест-драйв на Ленд Крузер 300. К сожалению, пришлось отказаться — уже наступил вечер, устали, в городе пробки и т. п. В другой раз. В целом, Белгород понравился и к посещению однозначно рекомендуется.
Далее предстояло преодолеть 820 км до хутора «Весёлая жизнь». Едем.
Через Ломово — Новый Оскол — Алексеевку — Россошь — Богучар вышли на М4. Почему-то её правая сторона, начиная от Богучар до границы с Краснодарским краем, вся подразбита — выбоины, заплатки, «наплывы» асфальта, колеи от грузовиков и прочее. Очень некомфортно передвигаться.
На ночёвку встали вот в такой уютной гостинице. Столовая — внизу.
Стоимость 2-местного номера составила 1800 руб., парковка, интернет. Перекусить — за «отдельно», но кормят хорошо. Рекомендую!
Утро, пора в дорогу. Отсюда до Сочи ровно 450 км.
На участке от Джубги до места назначения погода заметно хмурилась.
В Сочи приехали 19 августа. Соответственно, нужно было «скоротать» оставшиеся до начала круиза дни (напомню, что это 22 августа). Остановились в гостинице «Жемчуг» по цене 4000 руб. за 2-местный номер с завтраками. Почему здесь — поясню. Так, в процессе поиска места проживания до начала круиза Штурманом телефонным способом было охвачено множество сочинских пансионатов и отелей. Однако, в большинстве их то требовалась частичная предоплата, то не было завтраков, то отсутствовали автостоянки (извечная сочинская проблема). В итоге с «Жемчугом» удалось договориться на оплату по прибытии (мотивировав их тем, что у нас уже оплаченный круиз и точно приедем). Плюс подкупило то, что отсюда около 10 минут пешком до моря, а автостоянка расположена сразу напротив отеля (300 руб. в сутки). Ну, а что делать? В целом отель неплохой, но на первых 2-х этажах в номерах присутствовал запах канализации. Пришлось требовать переселения повыше. Переселиться получилось.
Отель «Жемчуг». Автостоянка за спиной, до пляжа «Приморский» 10 минут неспешным шагом.
Пляж «Приморский». В 10 часов, что называется, уже яблоку негде упасть, поэтому встаём пораньше, идём побыстрее.
Таким ленивым образом было проведено 2,5 дня до начала круиза. Особо в Сочи никуда не ходили, так как всё здесь облазили в прошлом году. Распорядок дня был таков: завтрак в отеле, пляж до обеда, обед в столовой «Сели — поели», вечерняя прогулка и… Отслеживание с замиранием сердца круизной судьбы «Князя Владимира». Удалось встретиться и с давними знакомыми, переехавшими в Сочи на ПМЖ. Не виделись почти 20 лет.
Основной проблемой, как мне казалось до приезда сюда, был вопрос размещения автомобиля на неделю круиза. Но на деле всё оказалось очень просто. Первоначально думали оставить авто здесь же, на стоянке отеля, но посчитали, что не совсем удобно: от морского порта не очень близко, нужно грузить вещи, предназначенные для поездки по морю, в такси, по возвращении из круиза эту же операцию проделывать обратно. А это время, пробки и проч. Но не зря же мы ценим наших знакомых сочинцев — подсказали, как быть. Оказывается, в морском порту есть автомобильная стоянка, чуть ли не возле борта лайнера. Платишь 350 руб. в сутки и идёшь (или плывёшь), куда тебе заблагорассудится. Да, чуть дороже, но с оплатой такси от «Жемчуга» и обратно было бы также. И удобно: приехал, подхватил чемоданчик из багажника и на корабль. Обратно таким же макаром. Забегая вперёд, информирую, что всё закончилось хорошо — машина оказалась в полном порядке. Фото автостоянки нет, поэтому даю телефон дежурного по ней, вдруг кому пригодится.
Круизная гавань, д. 4. В отражении виден кусочек автостоянки.
Ещё немного подробностей: отправление лайнера каждую субботу в 19 часов по маршруту Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь (вдоль побережья), а обратно (Севастополь — Сочи) — целый день в открытом море. Прибытие через неделю, в воскресенье в 9 утра. Причём морские переходы осуществляются в ночное время, утром — прибытие в порт, вечером — отправление в следующий город. 3-разовое питание по системе «шведский стол», анимация, развлекательные программы, конкурсы, поздравления именинников (кто отмечает данное событие на борту). Скорость перемещения по морю — 20 км/час (именно так, не в морских милях, лично спросил у капитана). Дабы не утомлять уважаемую аудиторию, намеренно не привожу остальные тактико-технические характеристики сего чуда инженерной мысли — вся информация в Интернете имеется.
Утром 22 августа, спокойно искупавшись в море и очень легко перекусив (на корабле ожидалось гастрономическое изобилие), к 16 часам приехали в Морпорт. Разместив автомобиль на упомянутой выше стоянке и непринуждённо прихватив из багажника машины по чемоданчику вещей на одно лицо, прибываем на регистрацию. Всё стандартно, как в аэропорту: паспорт, билет, сканер вещей, сертификат о вакцинации. И добро пожаловать на борт! Утомительное 1,5-годовое ожидание рейса подошло к своему логическому завершению. Волнительно, конечно. Опасения, что опять начнёт «шалить» краснодарский Роспотребнадзор (а после нашего рейса он так и сделал!), совершенно новый опыт (в речных круизах бывали, в морских — в первый раз) и прочее.
Круизный лайнер «Князь Владимир» у причала. Чего в нём только нет (см. сайт «Черноморские круизы»).
Невольно вспоминается «бородатый» анекдот: выходит стюардесса и объявляет, что «… на борту нашего воздушного судна 2 библиотеки, 3 сауны, 4 бассейна, 5 баров, 7 ресторанов, танцпол… И теперь со всей этой х #!@$ й мы попытаемся взлететь...»
Ну, в нашем случае — отплыть! Приглашаю на корабль!
Задняя (или как она там называется у моряков?) палуба.
Слаженная работа буксирной команды. Отходим.
До встречи через неделю, Сочи!
Все гуляли до 2-х часов ночи. Утро встречаем в Новороссийске.
Морвокзал, скульптура «Ждущая», крейсер «Михаил Кутузов».
Плотно позавтракав на корабле, вышли в город. Было пасмурно, дул ветер и собирался дождь. Решили съездить в Абрау-Дюрсо (450 руб. на Яндекс-такси). Водитель попался разговорчивый, рассказал, куда ещё можно добраться на общественном транспорте.
Не боясь навлечь на себя, быть может, уместную критику, скажу прямо — никак не впечатлило. Лучше бы вместо этого отправились на «Малую Землю» (потом пожалели, что не получилось туда добраться, хотя были в 1999 году). Да, соглашусь, что прогуляться по территории Абрау-Дюрсо один раз можно, но не более того. Стоимость дегустации из 6 напитков, если правильно помню, 1500 руб. за одного человека, цена бутылки вина та же самая, что и в Москве, причём до 11 часов ничего не продавали. Пейзаж такой: озеро, беседка, несколько кафе, магазин, завод по производству шампанского. Ну, собственно, и всё! Побродив тут около часа, сели на маршрутку (кажется, 40 руб., а ехать что-то около 50 минут) и с большим удовольствием вернулись в город.
Вход в дегустационный зал. Желающих не очень много.
Вот город — да, тут есть, на что посмотреть! И погода наладилась. В итоге прошлись по улице Советов, фотографируя всё, что видели глаза.
Великолепный памятник Брежневу Л. И. Наш дорогой Леонид Ильич!
Бюст маршала авиации Савицкого Е. Я.
Новороссийская бухта с «Князем Владимиром» (видны синие трубы).
Время к обеду. Все спешим на корабль.
Незаметно наступает вечер и мы покидаем Новоросийск.
Традиционно проведя замечательный вечер на организованном концертной группой лайнера дискотеке, утром швартуемся в Ялте.
Собственно, по сравнению с 2005 годом (довелось посетить ещё при «прежней власти») здесь никаких особенных изменений обнаружить не удалось. Та же набережная, те же стоящие у уреза моря прогулочные кораблики, те же киоски с обильным предложением всевозможных экскурсионных поездок со стандартным набором: Ласточкино гнездо, Воронцовский и Массандровский дворцы, Бахчисарай и т. д. и т. п. Единственное, что бросается в глаза — это отсутствие буквально прилипавших к тебе на набережной «зазывал» на морские прогулки и рыбалку. Всё теперь происходит весьма чинно: «Молодые люди, а не желаете ли посетить?» Повторюсь, что в 2005 году большинство местных достопримечательностей было охвачено, и к тому же, практически все они находятся не в городе. Поэтому решили ограничиться неспешной прогулкой по набережной и близлежащим улицам. Отмечу также особый порядок работы мобильной связи в Крыму — входящие с «материка» бесплатно, исходящие — 2 руб. минута, несмотря на имеющийся у абонента российский тариф. Интернет также покупается отдельным пакетом. Вот так!
Забитые припаркованными автомобилями улицы Ялты.
Вечер традиционно был проведён в компании веселящихся людей на верхней палубе «Князя Владимира». Утро встретили в Севастополе.
Севастополь!!! Полагаю, что этот легендарный город, овеянный военно-морской славой (да, именно так!) никого не может оставить равнодушным. Поэтому быстрый завтрак на корабле и вперёд, нас ждёт очень много интересных мест!
Встали нормально. Графская пристань в двух шагах.
Первым делом — в Херсонес. Добираться удобно: от площади Нахимова, как мне помнится, 26-й автобус приходит прямо под кассы комплекса. Ехать минут 30. Быстренько оформляемся: всевозможные ветераны бесплатно, остальные льготные категории оплачивают по 300 руб. Территория комплекса велика — большое количество мест раскопок из древних эпох, знаменитые колонны с 200-рублёвой купюры, Свято-Владимирский собор, остатки греческого амфитеатра, несколько старинных церквей — всё это не оставит равнодушным никого! Плюс осознание того, что, по существующей легенде, именно где-то здесь крестился князь Владимир, ставший впоследствии известнейшей личностью в отечественной и мировой истории. Единственное, что затрудняло экскурсию, жара, доходящая до 35-40 градусов.
В древности поселение Херсонес было якобы таковым.
Посетительницы охотно позируют на фоне вечности.
Свято-Владимирский собор. Да, это «новодел», но смотрится величественно.
Передохнуть тоже есть где — возле него вода, фонтан, туалет, тень.
Море у мыса Херсонес — в воду так вот запросто не зайдешь, камни.
В Севастополе лайнер «Князь Владимир» находился аж 2 дня, поэтому посетили ещё пару знаковых мест.
Теперь туда в самостоятельном порядке не пускают, только с экскурсией за 350 руб. (льготы есть). Такая вот «фишечка» от крымчан!
Усыпальница адмиралов (слева направо: Корнилов — Лазарев — Истомин — Нахимов).
Место ранения адмирала П. С. Нахимова.
Вид на Севастополь с Малахова кургана.
В парке на набережной Севастополя.
Ещё одна встреча (спустя почти 30 лет).
Памятник затопленным кораблям. Рядом можно искупаться.
К сожалению, время пробежало быстро и нам пора на борт.
Нас даже провожают (машем руками мы, машут нам).
Традиционное вечернее времяпровождение. Завтра — день в открытом море.
Завтра наступило — идём в открытом море (до Сочи 600 км).
Короче говоря, свободный день в открытом море позволил немного прийти в себя после недельного морского круиза: навести порядок в чемоданах, отдать вещи в прачечную (услуга не очень дорогая), закупить сувениры с символикой корабля, позагорать в шезлонгах, подремать в креслах на теневой стороне палубы и прочее. Стоимость коктейлей в барах соответствующая — 300-700 руб., разливное пиво от 150 руб. за 0,5 литра.
В целом круиз оцениваю на «отлично». Прекрасная организация отдыха на самом лайнере, шикарные развлекательные программы, великолепное питание (по приезду пришлось срочно садиться на диету), высокий уровень бытового обслуживания (когда на любой твой бестолковый вопрос осмысленно отвечают и оказывают всяческую помощь), анимационные программы для детей и т. д. Отмечу лишь несколько завышенную, на мой взгляд, стоимость экскурсий, организуемых с борта корабля (от 1500 руб. и выше с 1-го чел.). Ну, вдвоём ещё можно потратиться, однако семейный бюджет компании от 3-х человек и более это, полагаю, уже будет слегка напрягать. Уверен, что при должной сноровке в работе с картами Google, можно всё посетить самостоятельно, с учётом передвижения на общественном транспорте. Но в море интернета нет, поэтому осмотр достопримечательностей без помощи корабельного экскурсионного бюро следует планировать заранее в местах стоянки. То есть стоим в Новороссийске, смотрим, куда и как добраться, например, в Ялте или Севастополе. При этом услуги Яндекс-такси в Крыму отсутствуют.
Также свидетельствую, что «Князь Владимир» почему-то постоянно оказывается заложником внезапных и совершенно неожиданных действий Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. Повторюсь, что навигации в 2020 году не было вообще, а наш рейс (22-28 августа) оказался последним. Прибывшим клиентам на следующие рейсы, скажем так, м-м-м, просто НЕ ПОВЕЗЛО. Все они были отменены по надуманным причинам прямо в день убытия (ну чё, Россия, мля!).
Насладившись таким образом видами Чёрного моря в течение целых суток, утром возвращаемся в пункт отправления — г. Сочи.
Утро следующего дня. Впереди Сочи.
Слаженная работа швартовочной команды.
В день прибытия завтрак на корабле и до 12 часов предписано покинуть этот «плавучий рай».
Прощай, всем так полюбившееся место гастрономических утех.
Нас долго уговаривать не надо: на стоянке морпорта нас ожидает личный автомобиль, а впереди поездка в г. Сухум. Общее расстояние от морпорта до места отдыха в Абхазии составляет всего 150 км.
Немного отвлекусь от описания дальнейшего маршрута. Не скрою, готовясь ко второй части (автомобильной) нашего летнего путешествия, было прочитано огромное количество отзывов и рассказов о «Стране душИ». Весь этот объём информации условно можно разделить на два больших блока — либо отрицательные отзывы, либо сугубо положительные. Соответственно, в процессе проработки маршрута и поиска места отдыха в Абхазии, наше настроение менялось по нескольку раз в день: «Смотри, смотри, пишут, были — понравилось… А-а-а, чёрт! Вот рядом рассказ, вчера вернулись, плюются…» Ну как тут быть?! Может ну её, эту Абхазию, а? В итоге решили, никаких рассказов более не читать, едем сами, смотрим на месте. Действительно, не понравится — вернёмся, мы же, в конце концов, на машине и к билетам на самолёт или поезд вообще не привязаны. Тогда хоть в Дьюти Фри на границе заскочим. Всё, погнали!
Заехали в банк в Сочи и сняли необходимую для оплаты проживания сумму. Во всех ранее прочитанных рассказах настоятельно рекомендовалось проделать эту операцию: мол, банковские карты к оплате вообще не принимаются, только «наличка». Свидетельствую — всё не совсем так плохо: в крупных магазинах и отелях никаких проблем с оплатой по карте нет. А вот Интернет и звонки оттуда — да, дОроги, назывались суммы от 350 руб. за минуту разговора. Экспериментировать не стали. Выход был найден такой: все «интернетные» вопросы решались путём подключения к wi-fi отеля, а в качестве навигации по Абхазии использовалась предустановленная программка maps me (работала отлично).
Достаточно быстро преодолев участок Сочи — Адлер, на границе упираемся в автомобильный хвост. Стояли не очень долго, минут 40. С нашей стороны досмотр более тщателен. Но при словах «едем в отпуск» суровые сердца пограничников смягчились (Штурману, в виде исключения, даже разрешили пройти границу вместе с водителем, хотя всех пассажиров отправляют на отдельный вход). Абхазский участок границы пройден ещё быстрее, там досмотр является полнейшей профанацией (не критикую!).
КПП на российско-абхазской границе.
Ну, думаю, сейчас заскочим в Дьюти Фри, возьмём с собой пару-тройку шампанского, вина, шоколадок и прочего. Но нет, здесь нюанс: оказывается, попасть в сиё приятное заведение можно лишь на обратном пути. Оно находится с другой стороны дороги и отгорожено от её правой стороны бетонными блоками. В принципе, развернувшись чуть дальше, можно вернуться назад, но тогда заново придётся проходить границу. Вот так! Некоторые так и делают. Потом выяснилось, для чего введено это ограничение: предприимчивые абхазы, возвращаясь из Сочи домой, в промышленных объёмах закупали продукцию указанного магазина по соответствующим ценам, потом её сбывали туристам уже по другим, нужным, ценам. Ну, в общем-то, логично! Немного расстроились, но, как говаривал в своё время М. Жванецкий, «у нас с собой было». Поэтому возвращаться назад и мутить всю эту схему с повторным прохождением границы не стали, оторвались на обратном пути.
Первые километры по абхазской территории.
Субтропики. Приходится и так объезжать припаркованные авто.
Отель «Айтар» в г. Сухуме был рекомендован как один из лучших мест отдыха в республике. Ориентирую по стоимости: 2-местный номер (балкон, холодильник, душ, туалет, кондиционер) в 1-м корпусе с 3-разовым питанием «шведский стол» — 4340 руб., без еды — 3120 руб. в сутки. Здесь могу дать совет: так как еды много, и чтобы не быть привязанным ко времени приёма пищи, мы, впоследствии, отдельно покупали завтраки, обедали, если хотелось здесь или на выезде, ужин — тоже по желанию. Всё это на «ресепшене» отдельно можно прикупить очень быстро.
Впечатления от отеля — поздний СССР, но чисто, порядок наводят, постель регулярно меняют и прочее. Нареканий не было. Правда, просят 30% предоплаты. Но после недолгих переговоров, проведённых заранее аж через «третьи руки», дав честное слово, что не подведём и в любом случае приедем, удалось договориться об оплате на месте. Причём, как уже говорилось выше, приняли по банковской карте без всяких проблем (наличка, снятая в Сочи, почти вся провалялась в чемодане).
Предваряя, быть может, справедливые комментарии к устоявшемуся мнению об Абхазии и её жителях как о неспособных за 30 лет навести порядок на собственной территории, сразу хочу высказать свою точку зрения по этой теме. Так, на потраченные деньги мы получили то, к чему стремились — тёплое море, солнце, фрукты, отдых и новые впечатления. Поэтому, честно говоря, все эти стенания некоторых российских путешественников о «заброшках», нежелании местных властей как-то облагородить в целом республику и прочих нюансах местной жизни нас, в общем-то, мало волновали. Категорически заверяю, что никто к нам не приставал, не пытался обмануть или как-то обидеть. Напротив, любой, кого о чём-то спросишь, всегда всё подробно расскажет и покажет. Да, абхазы «себе на уме», это не Турция и прочие изысканные курортные места, но, повторюсь, пребывание в качестве гостей здесь вполне комфортно и безопасно, если не искать приключений на одно известное место. Полагаю, избранный ими образ жизни — это их личное дело и нас это не касается вообще, пусть как хотят, так и живут. Как-то так.
Бич абхазских дорог — бесконтрольно гуляющие коровы.
Нужно быть очень внимательным за рулём, особенно в вечернее время.
Пляж отеля. Впереди, чуть левее по побережью виден морвокзал.
После нескольких дней отдыха на пляже, начинаем объезд местных достопримечательностей. Первый на очереди г. Сухум.
Въезд в город со стороны Сочи.
Знаменитое здание Верховного Совета ААССР. Внутрь не заходили, говорят, уже опасно, всё рушится.
Попали под тропический ливень. Дождь шёл почти 3-е суток.
С балкона номера это выглядело так. Просто стена дождя.
Здание морвокзала в виде корабля.
Посетили и известную кофейню «Брехаловка» — ничего особенного, не рекомендую. Кофе так себе, мороженное не очень.
Улица в районе городского рынка.
Памятник событиям прошедшей грузино-абхазской войны.
Повторюсь, чувствуешь здесь себя вполне комфортно, денежная единица — российский рубль, расчёты за покупки на рынках проходят, как правило, наличкой. Но, повторюсь, в отеле и на заправках «Роснефть» оплачивал по карте без всяких проблем (кэш-бек таки!). Стоимость 1-го литра дизельного топлива «у Игоря Ивановича» (это я про Сечина) — 52 руб./литр. Кстати, на всю Абхазию от нашей границы в Адлере до границы с Грузией (200 км) всего лишь 3 заправки «Роснефти», где мы и заправлялись всегда (на местных АЗС не рисковал). Вся эта трасса, кстати, в очень хорошем состоянии, проехали «от границы до границы».
Стиль вождения «местных мачо» вполне приемлем. Да, порой мчат через сплошную линию, но чтобы ездить так, как в ночной Махачкале (имею представление), такого нет, не припомню. К слову, разъезжающих на автомобилях из России много, регионы разные. Отношение ДПС Абхазии к «российским номерам» — полное игнорирование (если, конечно, приезжий гость дружит с головой). Так, в районе парка Свободы попали под какую-то массовую облаву на автомобилистов, но бравый старший лейтенант выдернул меня жезлом из толпы паркующихся — мол, давай, проезжай, это шоу не для тебя. Было не совсем удобно перед коллегами по дорожному потоку (шучу!).
Приведу стоимость некоторых товаров и услуг: проезд в маршрутке — 20 руб./чел. (в троллейбусе, говорят, ещё дешевле), персики — 130-150 руб./кг., орехи — 130 руб./кг., арбуз 20-30руб./кг., дыни — дороже, продукты — как в Москве. Ещё одним способом, как говаривал незабвенный О. Бендер, «относительно честного отъёма денег» абхазами у российских туристов является наличие платных стоянок возле всех экскурсионных мест (150-300 руб.). И к этому надо быть готовым. Либо авто оставляешь на дальних подступах к объекту и идёшь пешком, либо платишь требуемую сумму и с комфортом заходишь в него (объект), практически из машины. Ну, мы делали по-разному, в зависимости от настроения и ситуации.
Следующая вылазка из Сухума состоялась в Новый Афон. Туда потом ездили несколько раз, вполне освоившись на разделяющем их перевале, и гоняли, уже ни в чём не уступая аборигенам (в разумных, разумеется, пределах).
Дорога на перевале между Сухумом и Новым Афоном. Вполне.
Платформа Псцырха. Наверху горы видна белая точка — это Анакопийская крепость (туда мы доберёмся чуть позже).
Водопад возле Ново-Афонского монастыря.
В следующий наш приезд в Новый Афон была осмотрена Анакопийская крепость. Намеренно не стану утомлять почтенную публику тактико-техническими характеристиками сего сооружения, все они в Интернете достаточно подробно приведены. Поэтому продемонстрирую несколько фото и изложу личные впечатления.
Сразу предупреждаю, что к крепости пешком идти далеко и утомительно, очень крутой подъём. Но на машине можно доехать чуть дальше, до платной парковки (150 руб.) и, купив здесь же входной билет (150 руб.), уже отсюда осуществить восхождение.
Это начало пути от парковки. Чуть правее внизу блестят купола Ново-Афонского монастыря.
Напомню, что подниматься сложновато: под ногами промоины, крупная галька, упавшие от ветра ветки и остальные сопутствующие моменты, касающиеся Абхазии. Соответственно, запасы воды и головной убор строго обязательны. Всего насчитывается 6 ярусов дорожек, но места для отдыха имеются. На всём протяжении дороги виды открываются умопомрачительные, в связи с чем совершенно не жаль затраченных усилий.
Первая башня. Остатки других находятся выше по пути.
Уф, добрались! Помните ту белую точку на горе? Это она.
Вид на Ново-Афонский монастырь с башни.
Очень живописные руины находятся внизу.
Очередь за водой из источника, стекающего прямо с гор.
Спускаемся вниз. Уходить никто не хочет.
В следующий заезд прокатились до Гагры.
Зимний театр «Гагра» напротив колоннады.
Оставив авто прямо у входа, заскочили в ресторан «Гагрипш» (о нём рассказывать нет необходимости, см. Интернет).
Зная примерный уровень цен здесь, шиковать, что называется, не стали. Взяли по солянке, большой «лодочке» (хачапури) и чашке кофе на человека. В ресторане пустовато, сидели лишь несколько компаний, приехавших из России. Обошлось всё в 1370 руб. («на чай» оставили). Порции приличные, сытно. Кофе хороший. Как говорится, один раз посетить можно, для галочки, типа, БЫЛ!
Здесь же рядом находится замок принца Ольденбургского, основателя, как известно, Гагрского климатического курорта (см. Интернет). Найти замок не составляет труда: около 2-х км вниз по дороге от ресторана «Гагрипш». Внизу, под склоном горы имеется автостоянка, откуда можно подняться до его развалин. Однако, продравшись сквозь кусты по еле видной и крутой тропинке, на что-то особенное рассчитывать не стоит. Дорожка упирается в какой-то забор, за которым лают собаки, и бродит охранник.
Похоже, что доступ к самому замку перекрыт намеренно: этот охранник за 100 руб. пропускает побродить по каким-то развалинам. Мы не пошли, но нашли ракурс, с которого этот замок прекрасно виден.
Вот он. Думается, отреставрирован недавно.
Прокатились и до Пицунды. Туда от основной трассы проложена вот такая дорога с новым асфальтом.
К морю ведёт кипарисовая аллея, за проход по которой просят 40 руб.
Кроме пляжа здесь, как мне показалось, ничего примечательного нет.
Попытались посетить оз. Рицу. Но, увы, не получилось.
Смотровая площадка, где все останавливаются посмотреть на открывающиеся пейзажи (мы не стали исключением).
На пути к озеру встречается множество кафе и дегустационных залов, предлагающих попробовать мёд и вино, которые продаются на развес и разлив. Пробовать и покупать сию продукцию не рискнули, так как (благодаря Интернету) были проинформированы о возможном несоответствии товара, предлагаемого на пробу, и товара, увозимого с собой. Отличное абхазское вино, впоследствии, было закуплено в Дьюти Фри в стеклянных заводских бутылках стоимостью 180-200 руб.
Подъехав к КПП, расположенному далее на дороге к оз. Рица, с лёгким недоумением узнали расценки на осмотр этого чуда абхазской природы: 150 руб. стоянка и по 300 руб. с человека за проезд к нему. Итого: 750 руб. за «просто посмотреть на водоём». Причём, на въезд стоит очередь.
Все мои призывы к совести этих коммерсантов успеха не имели, что, собственно, было вполне прогнозируемо. Можете закидать меня камнями, но не стоит оно того, не стоит! Кроме того, выехавшие оттуда посетители констатировали, что озеро в этот день было мутным, так как накануне (выше об этом упоминалось) прошли ливневые дожди. Поэтому дальше не поехали и вернулись назад.
Но пейзажи, конечно, шикарные.
Повалялись ещё несколько дней на пляже в Сухуме и изучили вдоль и поперёк Новый Афон. Ездили туда ещё несколько раз на прогулки. Типа, что делаем сегодня? А может в Новый Афон? Поехали! Затем было решено, так сказать, «закольцевать маршрут» — смотаться в г. Гал до грузино-абхазской границы на р. Ингури. Посмотреть, как говорится, на обстановку своими глазами.
К своему удивлению, в указанном направлении обнаружилось шикарное состояние всей дороги, вполне себе обжитые места, арбузно-дынные развалы по трассе и многочисленные свидетельства закончившегося почти 30 лет назад вооружённого конфликта между бывшими добрыми соседями: разбитые дома, памятники его погибшим участникам и прочее. А все грузинские дома так и стоят не занятые, и, извиняюсь за пафос, «молчаливо взирают на мир своими пустыми глазницами».
С трассы свернули в Очамчиру, в надежде увидеть что-нибудь особенное, но нет, везде антураж одинаков. Немного фото.
Состояние дорожного полотна после Сухума до Гала.
Вдоль дороги много баннеров с фотографиями погибших.
Отлитые в граните мудрости абхазского народа.
Всё, приехали. Впереди граница с Грузией.
Купив на расположенном здесь стихийном базарчике по паре арбузов и дынь, на обратном пути проехались по улицам Гала.
В городе. Специально ничего не искали.
Состояние дороги, повторюсь, отличное.
Ну, что же, к сожалению, время отпуска незаметно подошло к концу, и пора выдвигаться в сторону дома.
Прощаемся с Новым Афоном. На горе видна Анакопийская крепость.
Где-то на пути к российско-абхазской границе.
Выехав в 8 утра из Сухума, планировали заехать в вожделенный Дьюти Фри и в этот же день заночевать в отеле «858 км» по трассе М4 за Каменском-Шахтинским (останавливались в прошлом году, понравилось). В Дьюти Фри, конечно, заехали. Набрали спиртного, немного конфет и прочего. Продажа товара за рубли или евро по курсу (был 86,4 руб. за 1 евро). Оказалось, что выгоднее, платить наличкой, так как в этом случае, объяснили на кассе, отсутствует какая-то комиссия. Наличка была в евро, получилось удобно.
Приобретённый товар и его стоимость.
В магазине проторчали около 3-х часов, долго выбирали, что взять из расчёта 3 литра на 1-го человека. Хотя, по ощущениям, можно было провезти и больше: абхазской стороне абсолютно всё равно на это, а наши не особо досматривали. К тому же начался сильный дождь и быстро стемнело. Стало понятно, что далеко нам сегодня не уехать. И действительно, добравшись до Сочи, встали в глухую пробку при въезде на серпантин. Незапланировано пообедали и поужинали по дороге. Соответственно, вынуждены были заночевать в Краснодаре. Штурман сработал очень оперативно и уже около часа ночи мы заселялись в гостиницу «Нива», где стоимость 2-местного номера «Стандарт» составила 1350 руб. в сутки. Гостиница нормальная, рекомендую: чисто, бесплатная стоянка, интернет, завтрак.
Начало пробки из Сочи в горы. Расход топлива на дисплее.
Утром встали в 6 часов, так как из-за срыва накануне графика движения предстояло единовременно преодолеть аж 1350 км от Краснодара до Москвы. Быстро позавтракали и вперёд! Фотографий утреннего Краснодара нет, было не до этого: вышли на трассу и гнали с максимально разрешённой скоростью. Обедали также в столовых по дороге, выбирая их по известному принципу: едим там, где много машин. Здесь ещё одно наблюдение: почти во всех сетевых придорожных кафе на М4 («Помпончик» и др.) еду начали продавать с ценой за 100 грамм. В одном месте (не отложилось в памяти, где) даже первое блюдо наливали из такого же расчёта. Ужас! Такие заведения сразу были посланы по известному адресу. Поэтому советую обедать в несетевых столовых. В них стоимость блюда привычно определена в меню за весь «комплект», там же указан его вес. Получается даже дешевле. Например, обед и ужин у нас выходил примерно по 400-500 руб. на двоих (первое, второе, чай, к чаю, хлеб). При этом по чистоте и уюту такие столовые, на мой взгляд, совершенно ничем не уступают сетевым организациям. Но своё мнение не навязываю, выбор за самим столующимся.
Где-то на М4. Обратная дорога оказалась вполне комфортна.
В 2 часа ночи следующих суток были у подъезда дома и весь следующий день отдыхали.
В качестве общих выводов по всему путешествию считаю необходимым отметить следующее:
морской круиз (даже в России) — это что-то очень хорошее!
в нашей стране, похоже, народ начал весьма активно ездить в автопутешествия, видимо, в силу дороговизны билетов на поезда и самолёты (по крайней мере, мне кажется так);
в настоящее время Сочи превратился в главное тусовочное место всего юга страны;
но этот же Сочи становится местом, в которое прежде чем ехать, подумаешь сотню раз — это «бутылочное горло», куда попасть легко, а выбраться очень сложно (разговаривал с людьми, которые участок от границы с Абхазией до Джубги преодолевали 16 часов (16 часов, Карл!);
стоимость отдыха на российских курортах всё-таки неоправданно завышена, а «сервисное наполнение» оказываемых услуг не всегда соответствует запрашиваемым на эти цели деньгам;
в Абхазию хочется поехать ещё — понравилось, несмотря на всю специфику тамошнего отдыха.
За качество фотографий прошу не критиковать, так как задача выиграть приз на фотовыставке не ставилась. Они являются любительскими и делались, исключительно, для себя (ну, и в надежде, что кому-нибудь пригодятся запечатлённые на них пейзажи при планировании собственных автопутешествий).
Общий бюджет поездки (без стоимости круиза) составил 150100 руб., в том числе:
топливо — 18450 руб.;
стоянка для автомобиля — 5150 руб.;
проживание в отелях и месте отдыха в Абхазии — 79300 руб.;
покупка продуктов в магазинах, обеды в кафе и ресторанах — 18100 руб.;
посиделки и встречи с давними знакомыми — 3950 руб.;
всевозможные экскурсии, посещение достопримечательностей и покупка сувениров — 6200 руб.;
оплата М4 — 2650 руб. (округлено);
билеты в автобусах и такси — 1450 руб.;
товары на вещевых рынках (особенно в Абхазии, куда ж без этого!) — 6300 руб.;
общехозяйственные расходы (пакеты, упаковка, прачечная на корабле и проч.) — 2350 руб.;
магазин Дьюти Фри — 5950 руб.
штрафы — 250 руб. (на М4 в районе Кущёвки);
А если к этой сумме добавить стоимость морского круиза (71650 руб.), то получается каких-то 221750 руб.
На этом все, благодарю за внимание!