|
Рассказ про путешествие по Кавказу на Тойоте осенью 2007 уже размещался на Drom.ru. Но вот пролетел год и настало время вновь собираться на Кавказ. Тур, как обычно, до последнего дня был полон вопросов.
Сначала не могли разобраться, на чем едем. «Тойота» уже стояла без номеров, а Honda Mobilio, купленная еще в июле, никак не могла добраться до порта назначения. Из-за той же «Хонды» было непонятно, когда едем. Соответственно, не могли определиться кто поедет, хорошо еще не было вопроса — зачем едем.
Но в конце-концов на «Хонду» решили забить и ехать на Daewoo Nexia Санчиса в октябре в составе пяти человек: Санчис, Сергей, Андрей, Миха и Ксюха.
Все эти человеки обладали правом на управления ТС, но Ксюха и Андрей наотрез отказались их использовать, сославшись на свою неопытность.
За неделю оснастили «Nexia» фаркопом, закупили еды и в пятницу вечером поехали цеплять прицеп. Тут возникла первая трудность — никто из нас никогда не ездил с этим чудом, но немного смекалки и кувалда, найденная в гараже, помогли воссоединить прицеп и авто. Хотя фонари на прицепе почему-то работали совсем не так, как было надо.
Прицепив знак аварийной остановки, потащились к автоэлектрику, который в лучших традициях совдепии пообещал решить нашу проблему за 500 рублей «завтра утром». За полчаса до конца рабочего дня браться за прицеп он не хотел. Пришлось брать отвертку и лезть самому, видимо, диплом радиофизика был получен не зря, и фонари через 10 минут стали работать, как надо.
Поехали!
По окончании разборки с электрикой прицепа и всеобщих сборов было принято решение, откуда именно должен начаться тур, оригинальностью не блеснули, выбрали речку Белая в республике Адыгея.
Пару слов можно сказать о «Нексии», машин в целом неплохой, если не считать механической коробки передач и неработающего кондея. Хотя создатели этого чудесного транспортного средства вовсе не рассчитывали, что на нем будут впятером и с огромным прицепом ездить по горам. Этот недочет выразился в том, что раскочегарить авто до 100 км/ч было практически невыполнимой задачей, а на обгоны тихоходов приходилось выходить на второй передаче, что скорее всего добавляло немало седины пассажирам.
В Адыгею добрались за одну ночь. Тут опять не стали менять традиции: на стоянку встали там же, где и в прошлом году, у начала Гранитного каньона. Первый день прошел без особых приключений. Мы поплавали по верхней части речки, а вечер посвятили прогулке вдоль каньона и употреблению пивка, купленного в деревеньке неподалеку.
Вот за это обожаю Кавказ! Для поездки туда не надо рассчитывать раскладку, питаться одними консервами, жрать всякую дрянь, пить исключительно спирт, а можно купить все, что душе угодно, в деревеньке, которая находится неподалеку. В том числе и восхитительное местное пиво!
Отжиг в Гранитном
На следующий же день, Андрей, видимо, решил, что просто прокатиться по каньону — мало, и успешно запустил внутрь свою лодку, которую в дальнейшем пришлось искать нам с Санчисом, после того как лодка была найдена, на веревках спускать Андрея на дно каньона, чтобы он смог ее достать.
В итоге все достали, повеселили местных жителей и получили кучу впечатлений. После того как лодка была доставлена в лагерь, мы с счастливым хозяином отправились в Каменомосткий закупать продукты на отмечание успешно завершенной спасательной операции.
Этим вечером весь покупной алкоголь в лагере закончился…
Тогда же был определен и следующий пункт нашего путешествия — речка Чегем в Кабардино-Балкарии. Собственно на Чегеме никто кроме Санчиса и не был. Но узнав, что в 2006 году водка (несмотря на то, что ни один из участников ее толком и не пил) там стоила по 20 рублей за бутылку, ущелье очень красивое, а на речке есть разные участки, мы решили, что это как раз то, что нужно.
Дорога
Зайдя в парк Хаджокская теснина, а затем, пополнив на рынке в городе Майкопа запасы алкоголя и провизии, посетив местную достопримечательность в виде общественного туалета с водой, бумагой и мылом за 2 рубля 00 копеек, мы отправились в Кабардино-Балкарию.
От автопутешествий по Кавказу у меня сложилось впечатление, что сотрудники ДПС при виде автомобиля, обвешанного каяками или другими средствами сплава, сразу испытывают невероятное возбуждение. Возбуждение это проявляется в виде грязных домогательств к водителю в независимости от его пола и вероисповедания. Особенные ужасы рассказывали про КБР, куда мы и направлялись. Учитывая то, что авто и прицеп были оформлены вовсе не на людей в них находящихся, я морально готовился к долгим разборкам на каждом посту, встретившимся нам на дороге. Но, видимо, мы своим видом никого так и не возбудили, поэтому ближе к ночи спокойно свернули на дорогу, ведущую к Чегемским водопадам.
Через некоторое время асфальтовая дорога перешла в узкую грунтовку. Спокойные напоминания о том, что не надо съезжать на обочину, сменились эмоциональными высказываниями о нежелании пассажиров сплавляться не выходя из машины. А отговорки о неудобстве на леворульных автомобилей, особенно на механике и особенно в горах, уже мало кого волновали. Вскоре появился водопад, вид которого завораживал, но мне почему-то никто не дал его хорошенько рассмотреть на ходу…
Ближе к полуночи была найдена площадка над каким-то каньоном. Площадка была довольно длинной, с большим количеством острых кустов, но узкой, не больше 10 метров, с одной стороны заканчивающаяся скалой, а с другой — скальным обрывом. Поэтому после распития запасов пива было решено, что: «При ночных прогулках лучше нагадить в каяк, чем улететь в каньон», после чего все разошлись по палаткам.
Граница
Утром настроение было отличное, будущий сплав представлялся довольно простым и фановым. Но по пути к нему у нас встала преграда в виде новенького блокпоста со шлагбаумом и пограничниками. А в 500 метрах за преградой находилось место намеченного старта. Пришлось оформлять пропуск в пограничную зону. Через час, потраченный на сбор наших данных, мы его получили. Быстро разобрав прицеп, переодевшись, а затем сев в лодки, мы поплыли.
Немного позапускав лодки в свободное плаванье, мы добрались до финиша. Плыть дальше моста ни у кого желания не было. Поэтому решили съездить в поселок за пивом и отправляться отдыхать. Кстати, основная достопримечательность этого поселка осталось, хотя и подорожала: водка местного завода стоила уже по 30 рублей за бутылку, была еще более качественная по 60, но я взял в качестве сувенира именно по 30.
Чудо-настойка
На следующий день я стал водителем, пока все плавали, гонял авто. Сплав прошел довольно неплохо, если не считать одного запуска Андрея в свободное плаванье. На месте вчерашнего финиша Санис решил прокатиться еще немного. Сказав, что будет ждать ниже по течению — уплыл в порог. Плыть же никто не собрался. Привязав катамаран, мы отправились на поиски, просматривая каждый участок реки, никого не было. Встретились мы только у третьего моста. Санчис был там уже полчаса и изрядно замерз. И тут Миха предложил согреться…
Средство согрева представляло собой двухлитровую баклажку с темной жидкостью, а если точнее, настойкой из ягод, сахара и спирта. По вкусу она напоминала компот, по градусу — самогон, из-за чего свободно употреблялась без какой-либо закуски. Пока под начинающимся дождем я направлял машину к месту установки лагеря, остальные активно грелись. Снаружи начинался дождь…
К моменту, когда место предполагаемой установки лагеря было достигнуто, дождь лил во всю мощь. Поставив машину на ручник, я, наконец, смог так же попробовать настойку. После этого выходить на улицу под дождь для установки лагеря показалось чрезвычайно глупой затеей. Оказалось, так же считают и остальные.
Во всем ущелье лил дождь, гремел гром. И посреди этого на пригорке стояла «Nexia». Мы сидели в машине и употребляли различные напитки, ведя беседу на важные темы.
Настоящая идиллия!
Никого в машине не волновало, когда кончится дождь, как устанавливать лагерь, как готовить ужин, да, похоже, вообще ничего не заботило, кроме глобальных проблем человечества и запасов алкоголя в прицепе. На все было положено!
И спустя час кто-то наверху, похоже, это понял. Дождь кончился. На его смену из рассеявшихся облаков появилось солнце. Пришлось покидать машину и разворачивать лагерь, а затем переносить стол из машины к костерку и готовить ужин.
Там же было решено, что завтра рано утром отправляемся в прогулку на верхний Чегем.
Экскурсии Чегема
Чегемские водопады известны всем, а вот на верхнем Чегеме мало кто был, а зря. Виды открываются потрясающие! Чегемское ущелье — одно из красивейших на Кавказе. В том числе очень интересен сам Чегем до слияния. Одна протока представляет из себя почти ровную речушку, вторая же — смесь водных эскалаторов и узких каньонов с отрицательными стенками.
После прогулки поплавать никто не захотел. И мы с Андреем вызвались съездить на машине в магазин для приобретения недостающих продуктов, а заодно купили пограничникам ящик лимонада.
Пиво — очень странный объект, если оно есть, то его сразу нет! Так произошло и с шестью литрами «Оболони», купленной на ужин. Данный продукт испарился за время обеда и послеобеденного отдыха. И в магазин снова отправились гонцы. На этот раз мы с Михой. Объяснив пограничном частоту своего покидания пограничной зоны, как «осмотр достопримечательностей и покупка сувениров» и получив в ответ «что это дело хорошее, но все равно стоит быть осторожней на скользкой дороге», мы поехали в поселок.
Шесть литров сувениров были куплены, а в виде достопримечательностей выбраны коровы, которых мы фотографировали не выходя из авто. Сувениры в лагере пришлись по вкусу всем!
Водопады
Утром следующего дня погода обещала фановый сплав. Но, несмотря на яркое солнце, в ущелье появился сильный ветер, а так же у меня сложилось впечатление, что вода стала холоднее, чем пару дней назад. В итоге, к тому моменту, когда мы добрались до финиша, обморозили все, что только могли. Мазохистов не оказалось и все решили вместо продолжения отмороз-сплава поехать смотреть Чегемские Водопады.
Чегемские Водопады — интересное явление! В узком ущелье, срываясь со скал и вытекая из расщелин, падают многочисленные ручьи в протекающий Чегем, образуя при этом множество радуг, что приводит в восторг всех посещающих эти места. Хотя ночью водопады показались мне более эффектными, чем днем, зато теперь можно было увидеть все, а не только пару самых крупных. А также нормально их сфотографировать и приобрести на местном рынке шерстяные изделия, цены на которые оказались вполне демократичными, несмотря на то, что место часто посещается туристами, которых свозят рейсовыми автобусами со всех КавМинВод.
Мое предположение ехать домой сразу после посещение водопадов поддержки не вызвало, и мы отправились ночевать на место первой ночевки, дабы на следующий день поплавать еще немного по нижнему участку.
Go Home
Утро вновь оказалось холодным, все вещи покрылись или коркой льда, или инеем, а момента появления солнца на поляне пришлось ждать долго. После чего пришлось еще около часа размораживать и сушить свои вещи. Затем все отправились плавать по каньонам, а я перегонять авто и фотографировать это.
Через 20 минут все изрядно замерзли и сплав был закончен. Затем, потратив около часа на сбор катамарана и упаковку вещей, мы выехали в Волгоград.
Сотрудники ГИБДД вновь до Элисты не обращали на нас особого внимания. В Элисте мы нашли чудную кафешку, где попробовали местной баранины с картошкой, по довольно демократичной цене. Узнали из новостей, что как раз в то время, когда мы собирали вещи, в соседнем ущелье произошло землетрясение, да и дальше все КавМинВоды немного протряхивало, хотя мы ничего даже не заметили. После позднего ужина мы снова поехали в сторону Волгограда.
И тут произошел забавный случай. На одном из постов нас тормознул молодой калмык в лейтенантских погонах, разных документов у нас было много, поэтому давали их мы поочередно. Редкий представитель власти, прежде чем пожелать нам «счастливого пути», собирал у себя в руках всю кучу. Но калмык, похоже, знал, что ему нужно. Поэтому сразу после того как в руках у него оказались мои права с техпаспортом автомобиля, он потребовал документ на прицеп, а после получения оного, гордо заявил, что документы, выданные в Советском Союзе, ныне недействительны.
От подобного бреда я немного опешил. Хотя через мгновенья придя себя, позволил все-таки поинтересоваться датой кончины USSR, выяснив, что это произошло еще до 1994 года. Пришлось узнавать, в 1994 могли выдавать документы в уже не существующей стране. Калмык, похоже, этого тоже не знал. И, видимо, обиделся, так как после того как отдал документы, даже не пожелав «счастливого пути», убежал обратно в здание поста. Подождав его несколько минут, но так и не дождавшись, мы продолжили наш путь домой.
Куда и прибыли еще до рассвета.
Оригинал текста размещался на сайте http://antivaz.ru
Сергей, Волгоград.