|
Наше путешествие изначально было большой авантюрой, но мы все-таки решились на него. Объясню почему. Во-первых, времени у нас было всего неделя, а конечная цель — южное побережье Телецкого. Во-вторых, это путешествие мы собрались совершить на двух машинах, которые, как нам сказали, изначально там не пройдут. Это Ford Focus и Nissan Laurel!
Но мы были бы не мы, если б не махнули на все предостережения и не поехали!
Итак, 21 июля 2008 года мы выехали из города Новосибирска на двух машинах в количестве 7-и человек. В «Форде» ехали мой брат, его жена и я, а в другой — мой старший племянник, младший племянник с подругой и их общий друг. И так как время поджимало, то мы решили проехать максимальное расстояние до первой ночевки. Но красоты Алтая не дали это сделать. И наша первая остановка случилась в п.Усть-Муна, чтобы посмотреть на подвесной мост через р. Катунь. Там нам предложили экскурсию на водопад на моторных лодках. Отказаться не смогли! И не пожалели!
Водопад очень живописный, а еще лучше дорога обратно «с брызгами». Выброс адреналина огромный! Советуем попробовать!
Так как потратили много незапланированного времени на обзор местной природы, пришлось срочно искать сверток с дороги на ночлег. С трудом нашли на берегу реки Сема. Там быстренько пожарили шашлык, запили пивком и по палаткам, нам предстояла долгая дорога до следующей ночевки.
Утром собрали лагерь (а это три палатки, 4 надувных матраса и куча одеял и подушек). К слову сказать, погода была не из лучших. День еще ничего, а вечером дождь и холод. Но на то мы и туристы, чтоб все преодолевать.
Проехав 40 км, мы остановились на Семинском перевале высотой 1 717 метров.
Купили сувениры и дальше в путь. Решили ехать без остановок, но на перевале Чике-Таман высотой 1 295 метров не остановиться не возможно. Красота необыкновенная.
Самый настоящий горный серпантин, где нас накрыл сильный ливень. Четыре км спуска с перевала ехали в сплошном потоке воды. Около поселка Малый Яломан остановились заправиться и обалдели! Вот он, настоящий Горный Алтай! Пейзаж прямо космический!
Проехав 50 км, очередная остановка на водопаде. Очень красиво, но пять лет назад он был гораздо мощнее.
Следующая остановка у нас была запланирована на слиянии рек Чуя и Ербалык, там просто потрясающе красивое место, да и сами речки необычные Одна белая, как молоко, а в нее впадает прозрачная горная речка. Она настолько чиста, что мы заполнили все пустые бутылки, и смело пили ее всю дорогу.
А вечером был прекрасный повод повеселиться. У одного члена нашей компании был день рождения. Целых 19 лет! Мы приготовили шикарный ужин (обязательно надо иметь газовую плитку; как ни странно, вокруг лес, а дров нет, так что плитка нас всегда выручала), даже торт со свечками сделали. Придумали разные конкурсы, спортивные соревнования, а закончили настоящим салютом! Распугали всю округу, но зато было весело.
Утром снова в путь! И опять масса незапланированных остановок! Но проехать мимо невозможно. Во-первых, красота, а во-вторых, отдых для водителей. После п. Окташ асфальт кончился, пошла «стиральная доска». Проехав около 5 км, попадаем в сказочное место. Это Красные ворота. Сам по себе это узкий проезд между скал. Но сами скалы КРАСНОГО цвета. Очень необычное зрелище.
А дальше еще лучше! Дорога шла вдоль «Мертвого озера» протяженностью 3 км. Гладь озера была просто зеркальной, и в ней отражались деревья и небо. Казалось озеро бездонным. КРАСОТА!
Незаметно дорога привела нас в край 1 000 озер! Их действительно тысячи — больших и маленьких, и все изумрудного цвета.
А дальше случился погодный «казус». В долине реки Чуя температура была +23, но дорога вела на Улаганский перевал высотой 2 080 метров. И когда мы забрались на макушку перевала, температура уже была + 3, и пошел снег. А мы все в шортах и майках! КЛАСС! Поэтому, сделав пару-тройку фоток, попрыгали в машины и рванули вниз, в лето.
В п. Улаган попытались купить запасные диски для видеокамеры, но, по-моему, местные аборигены даже не понимали, о чем идет речь. П. Балыктуюль был последним оплотом цивилизации, но мы не догадались спросить дорогу к озеру и свернули не туда. Зато проехали очень красивый перевал Ажу высотой 1 714 м и попали в п. Паспарта. На вопрос, куда ведет эта дорога, нам ответили: «Никуда! Дальше дороги нет!» Полное ощущение, что это край света. Пришлось возвращаться обратно. Поплутав еще немного, на перепутье «семи дорог» (а их там было гораздо больше, то вдоль, то поперек) мы все-таки нашли верный путь на перевал Кату-Ярык и верных друзей. Познакомились с семейной парой, путешествующей вдвоем на Toyota Land Cruiser, и не раз в дальнейшем выручавших нас. Дорога до перевала показалась очень долгой, но просто волшебной. На высоте 2 133 метра мы попали в туман. Справа заоблачная гора, слева обрыв такой же глубины, а мы по серпантину спускаемся вниз. Оглянувшись, понимаем, что это не туман, а облако! Мы ехали в облаке!
И вот наконец-то знаменитый перевал Кату-Ярык. Вокруг неземной красоты пейзаж.
Посмотрев на склон горы, по которой нам надо было спускаться, мы, старшее поколение, задумались, а стоит ли... Но наша молодежь не дала нам время на раздумье и сомнение, и смело ринулась вниз. На первом же повороте мы глубоко пожалели, что ввязались в эту авантюру. Страх неимоверный! Но поворачивать уже поздно, да и невозможно. Дорога узкая, только вперед. Впрочем, съехали нормально, без приключений (они были впереди).
Ночлег решили сделать у водопада.
Вокруг такие валуны, как будто их специально разбросал какой-то великан. Молодежь быстро разбила лагерь. Организовали шашлычки. Мы в это время обменивались впечатлениями с новыми знакомыми и попивали коньячок. Засиделись допоздна под шум водопада и приятной беседы. Но стало опять так холодно, что все разбрелись по палаткам под теплые одеяла.
Утром тронулись дальше. Дорога ужас! Джипу хорошо, у него посадка высокая, а мы ползли на брюхе, но машины наши выдержали и это испытание. Господи, как красиво вокруг!
Дорога вьется вдоль реки Чулышман. Справа горы, слева горы, а посередине изумрудная долина. Первое препятствие в виде брода мы преодолели смело, почти не останавливаясь, а вот на второй речке пришлось искать брод. Для джипа это была не проблема. Он речку вдоль и поперек проехал, зато нашел оптимальный проезд для наших машин. Отдельное им спасибо за это.
Проехав пару мелких деревушек с поголовно пьяным населением, преодолев 37 км за 7 часов, мы наконец-то увидели то, к чему так стремились. Вот оно, Телецкое озеро во всей своей красе.
Правда, мы не свернули на турбазу, а проехали прямо. И пожалели! Народу много, берег грязный, завален мусором и поваленными деревьями (откуда взялись?), поэтому на берегу останавливаться не стали, а сняли пару домиков в ближайшем кемпинге. Приготовили ужин, съездили на лодке за пивом (на турбазу) и расположились на отдых. После пары-тройки тостов за отдых и путешествие решили искупаться в озере. Но так как в это время уже начал как всегда накрапывать дождь, и температура воздуха сравнялась, наверное, с температурой воды в озере, зайти туда решились только самые отважные. Ими оказались, как ни странно, две женщины — моя сноха и наша новая знакомая. Правда, потом еле хватило коньяка, чтобы привести их в чувства. Зато какое впечатление!
Утром, так как время поджимало, решили ехать обратно. Да и погода не способствовала длительному отдыху: днем жара, вечером дождь и холод. Обратная дорога до перевала оказалась гораздо короче. Доехали за четыре часа. И вот она — проблема!
Эта дорога вверх на 800 метров и длинной 3,5 км оказалась гораздо страшнее и сложнее, чем спускаться вниз. Попробовали заехать сами, но препятствие в виде камня, который торчит посредине дороги и который все так живописно описывали, не дал и нам справиться с подъемом. Тогда наши друзья на джипе взяли на буксир Ниссан, и у них получилось преодолеть этот камень, а всю дорогу дальше Ниссан проехал сам! Так что нет таких преград, которые нельзя преодолеть! Даже для таких машин. Ну а мы своим Фордом рисковать не стали и, заплатив местному Салавату 1 000 рублей, на буксире за Газ-66 заехали тоже. Но было все равно очень страшно и в то же время захватывающе. Не зря это перевал называют «Дорога в ад». И когда вырываешься из этого «Ада», невольно хочется тоже положить камушек в общую пирамиду. Ну, кто там был, тот поймет меня.
Ну что же, цель достигнута. Мы побывали там, куда не каждый решится на таких машинах доехать. Но предстояла еще дорога домой, а бензин на нуле. На свой страх и риск еще там внизу купили у местных 10 литров АИ-80. А что делать, если не подумали об этом раньше. Ну, ничего страшного. До цивилизованной заправки доехали без проблем, не считая того, что у Ниссана пришлось менять колесо и оставшиеся 850 км до дома ехать на «банане».
На обратном пути сделали еще одну ночевку. Причем на Ер-Балык мы уже не попали, т.к. съезд к реке перекрыли шлагбаумом, чтобы сделать платный отдых. Пришлось искать другое место. Ставили палатки уже в темноте. Отдохнуть нормально не удалось, т.к. к 4 утра температура опустилась до 0. И это в июле месяце! Лагерь свернули за 7 минут, установив, наверное, мировой рекорд, и поехали вниз в долину, в лето. Все настолько замерзли, что решили ехать сразу до дома, не останавливаясь.
Преодолев 800 км, 26 июля вечером мы были в Новосибирске.
Машины выдержали испытания на отлично. Поломок не было, не считая колеса у Ниссана, и слегка помят порог у Форда.
Получили массу новых впечатлений, адреналина и огромный заряд бодрости до следующего отпуска!
На форумах Drom.ru существует раздел «Путешествия и приключения», где можно обсудить планируемые и состоявшиеся поездки.