|
Разработка маршрута
Вообще, поездка задумывалась на южный берег Телецкого озера. На северном берегу мы были несколько раз, и теперь хотелось доехать на машинах до юга. Тем более про Кату-ярык было написано очень много. Интересна была и сама дорога.
Но тут такое дело. Понятно, что времени на поездку нужно потратить больше, чем выходные, чтобы не только рассматривать красивые виды из окна автомобиля, но и походить ногами подальше к горам. Поэтому решено было взять на поездку неделю. С другой стороны поняли, что в эти сроки можно уложить две основные точки. Решили, что это будут: 1 — альплагерь Актру и 2 — долина Чулышмана с южным берегом Телецкого.
Тут очень кстати оказался отчет Kor73, путешествовавшего в прошлом году по тем же точкам, что и мы. Спасибо ему большое за отчет и за консультации в организационном плане.
Вообще, разработкой маршрута занимался Гера — мой друг и водитель первой машины в нашей экспедиции. Тут будет уместно сказать несколько слов о машинах:
День первый
Итак, поехали! Жить решили в палатках, поэтому список вещей был приличным. Честно говоря, выезжая из Новосибирска с пятью людьми на борту, в первый раз я использовал ВЕСЬ объем багажника сурфа. Последние рюкзаки пришлось уже утрамбовывать :). Доехали до Бердска, пересеклись со второй машиной, пересадили им одного человека и переложили много вещей. В зеркале заднего вида появилась хотя бы небольшая щелочка дороги :).
Ехать старались с минимумом остановок. Поэтому после заправки перед Маймой (как же скакнула цена бензина) остановились уже на Семинском перевале.
Потом на Чике-тамане.
Еще несколько лет назад, впервые очутившись за Чике-таманом, был поражен тем, как сочная растительность зеленых гор среднего Алтая уступает место желтым степям. Горы становятся все величественнее, а машины — все малочисленнее. И то, и другое навевает на философский лад.
Ну, вот и пока сворачивать с Чуйского тракта. Конечная точка на сегодня — «Перевалка» перед девятикилометровым подъемом к верхнему альплагерю Актру.
Ехали сначала по дорогам, потом посмотрели на навигаторе направление и покатились напрямую по степи.
Доехали до первого брода, который преодолели весело.
Довольно легко преодолели крутую короткую дорогу непосредственно перед «Перевалкой». Первая пониженная и межосевая блокировка позволяют спокойно ехать по крутым каменистым спускам и подъемам. Одна из моих любимых цитат — «Сейчас мы медленно спустимся с горы…».
Погода начала портиться еще на подъезде к «Перевалке». Конкретный же дождь пошел, как только нам показали место, где можно разбить лагерь. Поэтому палатки и шатер ставили быстро :).
В нижнем лагере в этот вечер кроме нас стояла еще одна палатка, рядом с ней микроавтобус. Когда развернули лагерь, от той палатки подошел бородатый мужчина, зовут Андрей, поприветствовал как земляков и поинтересовался нашими дальнейшими планами. «Наверное, сами будете прорываться», — глядя на наши машины, — «а то местные предлагают подъем за 3 000 руб., хотел скооперироваться с кем-нибудь». Мы сказали, что преисполнены решимости. «Ну, когда поедете, позовите меня, хотел пофотографировать и детишкам показать». «Показать, как не надо делать», — ухмыльнулись мы :). Андрей оказался священником и бывшим геологом, учился на ГГФ НГУ. Рады были встретить, у нас в команде три НГУ-шника, ЭФ и ММФ.
Пока не стемнело, сходили с Герой посмотреть на брод. Гера все разглядывал частично разрушенный деревянный мост, прикидывая, как можно переложить бревна, чтобы машина проехала. Но мне показалось более правильным ехать вброд, очень уж много у моста было недостающих фрагментов.
А дождь все шел. Вернулись в лагерь и отметили приезд на Алтай. Мясо для шашлыка замариновали в ночь отъезда в Новосибирске — спасибо Илье!
Для чего мы сюда приезжаем? Мне кажется, чтобы в очередной раз осознать незначительность поступков, совершаемых нами ежедневно. Рядом с этими горами вспоминаешь об истинных ценностях и становишься чище.
Kor73 предупредил, что броды нужно проходить в первой половине дня, пока ледники не начали интенсивно таять от солнца и теплого воздуха. До выезда нужно позавтракать и свернуть лагерь. Поэтому подъем запланировали на 6. Забегая немного вперед, скажу, что вставали мы в это время почти каждый день, а неблагодарную функцию доброго побудчика я взял на себя. Народ, слушая мои утренние «пора вставать», укутывался поглубже в спальники и не верил, что я вообще-то «сова» и просыпаюсь в такую рань только из организаторских побуждений. Зато мне всегда удавалось разбудить сознательного Геру, который выполнял функцию злого побудчика и недвусмысленными ударами по палатке поднимал оставшихся.
День второй
Первая ночь во влажной палатке лично у меня прошла плохо — сказалась хроническая спина. Спать не мог, начиная с четырех. Чтобы не будить спавших рядом постоянным перевертыванием, пошел в машину и кантовался там до шести. А дождь все моросил. В шесть часов разбудил Геру. Сходили еще раз посмотреть на брод. Вода, благодаря дождику, практически не опустилась. Дальнейшие действия — вскипятили чай, разбудили остальных, свернули лагерь — проходили как бы фоном, потому что мысли постоянно возвращались к броду и обдумыванию тактики его прохождения.
Свернулись и отправили пассажиров пешком, а сами неторопливо выехали из лагеря. Подтянулся Андрей с детьми, подошли местные. Даже дождик, казалось, заинтересовался и перестал идти, позволив нашим пассажирам занять точки на мостике и расчехлить все фотоаппараты. Поехали!
Сначала Гера.
Потом я.
В общем-то, прошли ровно. Интересное ощущение, когда едешь, а вода выше подножек. Радостные, пожали друг другу руки, расселись по машинам и поехали дальше.
Ну что, на поверку, брод оказался самым легким участком :). Основное препятствие на пути от перевалки до верхнего лагеря — это камни, и в броде, и на подъеме. Я пожалел, что не успел поставить лифтованные задние пружины. Сзади клиренса не хватало, прикладывался глушаком, он стал похож на кобру — приплющенный и изогнутый :). Приходилось высаживать задних пассажиров, зато они фотографировали :).
С нашей конфигурацией машин по дороге нельзя было ехать прямо. Нужно было постоянно обруливать камни и выбираться на гребни колеи, оставленной ГАЗ-66 и «Уралом». Видимо за счет ширины и мощных плеч BFG AT выбиралась из колеи лучше, чем BFG MT.
Но вот мы доехали до места, где МТ-резина однозначно должна была взять реванш. Несколько параллельных дорог, проложенных по лесу, сходились в одну ложбинку с довольно крутыми краями и хорошенько размоченным постоянно накрапывающим дождиком глиняным основанием.
Как и раньше, первым поехал Гера. Понятно было, что надо объезжать по левому краю, но и так довольно крутой диагональный подъем осложнялся еще торчащими из него камнями и корнями. Гера пару раз попытался заехать, но колеса не цеплялись за камни и корни, и машину опасно тащило боком при крутом уклоне.
Посовещавшись, решили прорываться через лужу.
Гера прорвался, от радиатора и редукторов после лужи понятное дело пошел пар, но… я не услышал звука двигателя 130-го «Сурфа». «Лех, двигатель заглох», — крикнул выскочивший из машины Гера. «Только б не гидроудар», — крутилось в голове, пока я сбегал по склону вниз. Конечно, шноркель — очень нужная вещь, но взвесив имевшуюся перед поездкой информацию, мы решили, что можно ехать и на машинах без шноркелей.
Однако причин заглохшему двигателю могло быть много (например, вв-провода или крышка трамблера). Открыли капот и увидели, что вентилятор радиатора обломал почти все лопасти об воду. Немного постояли, чтобы двигатель подсох, крутанули — завелся, но работал с жестоким дисбалансом. Пришлось маленькой пилкой ампутировать оставшиеся две лопасти.
После этого движок работал нормально, но 130-й «Сурф» уже до окончания поездки грел пассажиров двумя печками и сам грелся на перевалах.
По сравнению с первой машиной я прошел халявно. Сколько мог разогнался и поехал прямо по дну ложбины, пока АТ-резина не замылилась и «Сурф» не уселся по подножки.
Но у меня есть рывковая стропа 15 м, которую подарил Гера! Достал, размотал и 130-й меня легко выдернул :).
Затем еще немного каменистых подъемов и спусков, и вот покрытие сменилось. Мы выехали на гальку в долине между гор.
Так мы в первый раз увидели долину реки Актуру… Потом мы ходили вдоль этих величественных скал, видели ледник размером с гору и даже волшебное Голубое озеро на высоте почти 3 000 м. Но больше всего мне запомнилась вот эта картина — фигурки моих друзей и наших машин на галечном дне тысячелетней реки, текущей в коридоре отвесных гор. Я очень живо представлял себе, как огромная масса воды сейчас выхлестнет из-за дальней скалы и неторопливо, но неумолимо займет все свое законное пространство между этих гор.
Здесь мы в первый раз остановились остудить мотор 130-го «Сурфа». К сожалению, в дальнейшем такие остановки стали для нас нормой.
Река Актуру заставила нас пересечь ее еще раз. В середине долины она разливалась на несколько рукавов так, что увесистый камень, брошенный в ближайший рукав, издавал глубокомысленное «бульк» и скрывался под толщей быстрой воды.
Но мы постарались использовать то, что река разливалась довольно сильно. На этот раз первый поехал я. Без пассажиров, чтобы клиренс был максимальный.
Успешно прошел, по моим следам проехал Гера. А мои пассажиры решили, что я за ними не буду возвращаться, и перешли вброд B-).
Дальше дорога была «накатанной», если можно так назвать дорогу по гальке и по мелкой воде :). Сначала база МЧС-ников, потом база Томского университета. Поговорили и с теми, и с другими. МЧС-ники ничего нам не сказали про регистрацию (хотя вроде надо было, раз мы собирались в горы идти), а администратор Томской базы Катерина показала направления пеших маршрутов и приняла заказ на баню.
Второй лагерь, территория базы Томского университета.
Вообще, мы планировали в этот же день сходить до Голубого озера и на следующий день сняться. Но Катерина сказала нам, что на озеро идти уже поздно и погода плохая, а сегодня можно сходить недалеко — до ледника Малого Актру. Поэтому мы сдвинули график на 1 день и, особо не торопясь, разбили палатки, приготовили горячую пищу на огне и отправились на ледник.
Почему-то эти горы с осыпающимися камнями мне казались каким-то технологическим объектом. Хотя сомневаться в природном происхождении этих насыпей не приходится. Склон впечатляет.
Подошли непосредственно к леднику. Очень красивый голубой лед, под которым струится вода. Отсюда и до южного берега Телецкого озера как-то быстро стало естественным пить воду из всех рек (Актуру, Чулышман, Башкаус, Чульча) и бесчисленного множества ручьев на пеших тропах: подставил кружку — и напился воды. Как это просто и здорово…
По дороге на Малый Актру под скалой есть небольшая роща старых кедров. Волшебное место, естественным образом удобное для стоянки человека. Там и приготовлено все для того, чтобы разбить лагерь: стол, скамейки, рукомойник. Никита, мечтательно окинув взглядом место, выдохнул: «Как здесь спится…».
Наш лагерь находился на высоте 2 100 м над уровнем моря. По-моему, из деревьев там растут только кедры и лиственницы. Шум воды в десяти метрах от палатки — это мы уже проходили, не мешает абсолютно :). Но, наверное, мы в первый раз спали так высоко в горах. Близость ледников и горы, цепляющие дождевые облака, создают абсолютную влажность — промокшие под дождем вещи не сохнут нигде, кроме как непосредственно над костром. Солнце при нас заглядывало в долину несколько раз на пару минут, в остальное время там прохладно. В одну ночь я вышел из палатки и увидел звезды — но зуб на зуб не попадал, прояснилось и похолодало.
День третий
Катерина предупредила нас, что пеший выход на Голубое озеро занимает восемь часов. С учетом разношерстности нашей компании и большого внимания фотографированию заложили 10-11 часов. Поэтому — 6 утра, «Подъем»! Когда набирал чайник, увидел, что вода в реке реально спала. Обратил на это внимание Геры: завтра ведь в обратный путь.
Про Голубое озеро написано довольно много. Возле него находится хижина гляциологов, куда мы в этот день пришли самые первые и успели расположиться там до дождя. Потом туда пришли еще люди. Как выяснилось по приезду домой, одним из них оказался форумчанин базилевс, выложивший фотоотчет и описание похода на озеро. А вот что увидели объективы наших фотоаппаратов.
Очень впечатлила черная скала, возвышающаяся над самым крутым участком дороги.
Высятся тысячелетние горы. А между ними лежит такого же размера ледник. Это поистине край исполинов. Наверное, они даже не замечают эти маленькие фигурки на себе.
Кто-то в нашей команде уже перестал верить, что мы увидим сегодня Голубое озеро, но вот оно! Темно-зеленая зеркальная гладь без единого движения. Точь-в-точь озеро со стражем возле ворот Мории у Толкина.
Обратная дорога была, конечно, легче. Что ж, это был славный пеший выход. Отметили его и разошлись по палаткам. Завтра сворачиваем лагерь и на следующую точку!
День четвертый
Опять 6 утра, «Подъем!». Дождя нет, сквозь облака проглядывают кусочки голубого неба.
Иду набирать чайник, воды в реке очень мало. Это нам на руку, нужно не затягивать со сборами. К этому дню я уже выработал стратегию укладывания вещей в багажник: на дно походные принадлежности, потом еда, и на самый верх сумки с вещами пассажиров, к которым идет постоянное обращение (погода меняется очень быстро и хочется то шортов со сланцами, то штанов с кроссовками).
Довольно легко доезжаем до памятной ложбинки. И тут нас поджидало два сюрприза. Во-первых, на противоположном краю копошились буханка и «Делика» в колее от больших машин. Мы не то, что от других машин, мы от других людей немного отвыкли. Вообще, в горах, конечно, меняется мировосприятие сильно. Допустим, когда идешь по тропе в пеший выход, то появление другого человека — событие, откуда-то приходит понимание горного этикета, и с ним здороваешься. Никита высказал мысль, что это принято отчасти для того, чтобы на подсознательном уровне у тебя эта встреча зафиксировалась. И если с этим человеком, не дай бог, что-то случится, то ты сможешь вспомнить и рассказать, где его видел.
Второй сюрприз состоял в солнце! Оно выглянуло из-за туч и начало горячо припекать и подсвечивать яркие горные джунгли. И оказалось, что в этих джунглях полно обитателей! Комары, мошки и даже слепни радостно вылетели проводить нас и сделать острее воспоминания об обратной дороге из альплагеря :).
Мы высыпали из машин и пошли посмотреть, как проезжают «буханка» с «Деликой». Тут послышался шум мотора и навстречу нам на гору гордо выехал уазик-козел без номеров и с одним смуглым водителем в темных очках на борту. Не раздумывая, он поехал на те камни и корни, которые пару дней назад пытался взять Гера, и с 3-4 попытки таки забрался на них (кузов при этом угрожающе раскачивался). Съехав на ровное место, водитель остановил машину, сразу же заглушил мотор, вышел и небрежно сплюнул под ноги.
«Привет, дядя Женя!», — крикнул водитель «буханки». «Привет», — усмехнулся дядя Женя, — «что ж у вас, машины серьезные, лебедка есть, а торчите здесь?» «Дядя Женя, покажи, где лучше проехать?», — не смутился бухановод. Надо сказать, что дно ложбины к этому дню было испещрено колеями от больших машин, и проехать по моему сценарию «как сюда» не представлялось возможным. И дядя Женя показал. Нужно было придерживаться левой стороны ложбины и прорываться по луже. Этот маневр успешно проделали все четыре машины: «буханка», «Делика», 130-й и 185-й «Сурфы».
Между тем в ложбину со стороны перевалки въехал еще один уазик-козел. Все то время, что мы по очереди проезжали лужу, он не оставлял попыток забраться на те самые камни и корни. Но то ли резина у него была хуже, чем у дяди Жени, то ли водительское мастерство B-).
Дальше микробусы ускакали вперед, Гера тоже старался проходить участки быстрее, пока двигатель не нагрелся, а я продолжил неторопливо обруливать камни и лужи. В одном месте провалился в колею, но выбрался потихоньку сам.
Все-таки спускаться — не подниматься, и вскоре «Сурфы» стояли у брода.
В одной из луж Гера поддал газку. Доволен :).
Обратно брод прошли совсем легко.
После брода стало совсем жарко. Мы радостно переоделись в шорты. Сложные участки дороги были позади, а впереди ждали новые интересные места. Немного отъехав от перевалки, мы оглянулись назад. Гряда гор со снежными шапками оставалась за спиной, а под ногами лежали залитые солнцем степи с неторопливыми изогнутыми лентами дорог.
В Акташе остановились на заправке. Расплачиваюсь на кассе, мельком вижу знакомое лицо, поворачиваю голову — Серега! Работаем в одном здании, а за 700 км от Новосибирска встретились :). Они тоже двигались по Алтаю в две машины, но в более свободном режиме. До Кату-ярыка наши пути совпали.
Едем дальше, солнце светит, настроение отличное, виды за окном интересные. Постарались сделать красивую фотографию в Красных воротах.
Дальнейшая дорога напомнила мне участок Горно-Алтайск — Артыбаш, только без асфальта :).
Недалеко от дороги блестели красивые синие озера.
И вот за очередным изгибом дороги открылся ОН.
Как я уже писал выше, про Кату-ярык много написано, много сделано фотографий, и я узнавал все эти виды, выложенные во многих отчетах. Но никакие матрицы фотоаппаратов и мониторов не способны, конечно, передать дух этого места.
Горы... Есть в них то, от чего загораются глаза и проясняются мысли. В своей жизни я видел разные. В Казахстане — когда подъезжаешь к Алма-Ате, немного уставший от перегона в 1 200 км, смотришь на полоску облаков на горизонте в этой бесконечной степи, и вдруг радостно понимаешь, что это не облака, а гряда могучих гор! А потом ходишь по городу, хочешь увидеть их и просто поднимаешь глаза — а в конце почти любой улицы в просвете между домами видны они — хранители города моего сердца. Или в Шерегеше — когда приезжаешь ночью, спишь три-четыре часа, утром едешь на подъемник, садишься даже на самый нижний бугель, немного проезжаешь и с улыбкой оборачиваешься — а там залитые утренним солнцем лежат они и тоже улыбаются тебе в ответ! Или в Сочи — возвышающиеся из буйной зеленых субтропиков, коренастые и невозмутимые. Или возле Чемала — изумрудно-зеленые, но высокие, изо всех сил тянущие свои верхушки к облакам. Или на Байкале — суровые скалы, охраняющие покой тысячелетнего озера. Или опять в Казахстане — когда едешь по очередной степи, и думаешь, ну, где же в этой глади могут быть горы, а они хоп — и вырастают перед тобой оазисом Борового. Или в Турции, на берегу Средиземного моря, помнящие флотилии гордых кораблей и сверкающие латы тех, о ком пишут в учебниках уже совсем древней истории.
Так вот. Река Чулышман впадает в Телецкое озеро. Десятки километров до него она течет в долине между высоких гор. И эти горы — самые величественные из тех, что я видел.
Головокружительная высота. Мощная горная река кажется узкой ленточкой. Заглядываешь вниз с ущелья и видишь парящего далеко ПОД тобой коршуна. Просто нет слов.
Наверное, народы-хозяева этих мест тоже испытывали чувства, схожие с нашими, потому что сделали это место алтарем.
Когда спускались от смотровой площадки к перевалу, усталость от длинного дня куда-то делась и настроение было прекрасным!
Спустились на 1-2 пониженной, почти не используя тормоза. День уже подходил к концу, солнце висело довольно низко над горами, но долину освещало хорошо. Мы планировали пеший выход на водопад Учар, поэтому нам предстояло проехать еще километров 30 до впадения в Чулышман реки Чульчи.
После перевала дорога стала уже откровенно однополосной, а под колесами захрустели крупные камни. Но никто не обращал на них внимания, все разглядывали величественную долину. Водопады не стекают с этих скал — они обрушиваются с огромной высоты, оставляя в воздухе водяную пыль и радугу.
Возле впадения Чульчи долина слегка изгибается и расширяется, оставляя с обеих сторон Чулышмана много места для стоянки. С нашей стороны реки оно по-братски поделено двумя кемпингами :). Это нам подходило, и мы выбрали лучшее место. За поездку мы разбивали лагерь третий раз, поэтому чувствовали себя матерыми прожжёнными путешественниками :). Полукругом выстроили шатер, две палатки и две машины, отгородившись от остальной территории кемпинга и образовав себе большую площадку.
После захода солнца поднялся ветер, но он был теплым! Очень приятно было после холодного и влажного Актру погреть косточки.
Очень понравилась администратор кемпинга — алтайка из соседнего села Коо, очень вежливая и корректная. Заказали у нее на следующее утро лодку, чтобы переправиться и пойти на Учар, а на вечер — баню. Со слов Александры пеший выход на Учар занимает часов семь. Применив коэффициент нашей команды, получили 10, и не ошиблись.
День пятый
Ну а во сколько подъем, если надо как следует позавтракать, пойти на десять часов и вечером успеть в баню? Правильно, в шесть :). Когда я вышел из палатки, солнце подмигивало мне ровно там, где я предполагал его увидеть — в долине Чульчи.
Конечно, теплая одежда — не холодная, ее в походе можно снять, и понятно, почему Александра посоветовала нам надеть штаны и сказала, что в долине будет тень. Но вот что мы увидели: тень в долине появляется только вечером, Остальное время солнце простреливает всю тропу до Учара за исключением деревьев, растущих вдоль нескольких ручьев, которые стекают в Чульчу. Поэтому очень быстро мы поскидали в рюкзаки кофты, штаны и майки, оставшись только в шортах. А вот насчет обуви без вариантов: она должна быть жесткой. Тропа проходит по склону горы и нужно удерживаться на камнях: больших и маленьких, острых и покатых, твердо сидящих и шатающихся.
Недовольная нашим появлением, с нагретых камней тропинки степенно уползла змейка.
Для себя сделал такое открытие: из каждого встреченного ручья нужно напиваться по максимуму, пока можешь пить. После такого солнце переносишь легче. А лишняя для организма вода быстро испаряется :).
Возле очередного ручья нас нагнал егерь. О самом факте, что мы находимся на территории заповедника, и проход на Учар является платным, нас предупреждала и табличка на входе в долину Чульчи, и отчеты на Drom.ru, и Александра. Поэтому появлению егеря как такового мы не удивились. Удивились его внешнему виду: как и мы, обнаженный по пояс, упитанный, но мускулистый мужчина в бандане, с длинным ножом на поясе и татуировкой «SFOR» на предплечье. Он перевел дух и, улыбаясь, посетовал на то, что мы «быстро бегаем». Затем наступила официальная часть: он показал удостоверение, билеты и подробно объяснил правила прохода. Мы сопротивляться не стали и заплатили ему 100 руб. с человека. Он строго выдал билеты и на прощанье поинтересовался, не сбивались ли мы с тропы. Затем, мягко ступая, исчез за ближайшей скалой.
Это был единственный человек, которого мы встретили за весь день на этом берегу Чулышмана. И это было здорово.
Но вот долина сделала последний поворот, и показался красавец-водопад.
Дойдя до острова перед самым водопадом, мы разбрелись кто куда: кто-то фотографировал, кто-то решил окунуться.
Я же немного полазил по камням, пришел к костровищу, находившемуся между красивыми колоннами сосен, опустился на хвою и закрыл глаза. Временами веял легкий ветерок, солнце сквозь иголки подсвечивало мягким светом полянку, чирикали птицы, негромко переговаривались мои друзья, но громче всех, конечно, шумел водопад. Проснулся я от запаха консервов: нагретое солнцем на четырехчасовом переходе тело все-таки требовало подкрепления. Друзья уже уселись в кружок на камнях и открывали съедобное содержимое рюкзаков. После легкого обеда на хвою откинулись почти все :).
Но солнце опустилось уже довольно сильно, и пора было отправляться в обратную дорогу. Идти было ужу легче, хотя вес рюкзаков уменьшился не очень значительно (мусор мы унесли с собой). Зато солнышко припекало гораздо меньше, а сложный участок с ровной скалой теперь нужно было преодолевать в легком направлении.
Выйдя из долины, мы вновь шли по полю с гладкими хаотично разбросанными камнями. Эта местность нам с Герой очень напомнила Сарминское ущелье на Байкале, которое испускает самый страшный в тех краях ветер. Может быть, и долина Чульчи обладает похожими свойствами: несколько раз за то время, что жили в кемпинге, мы чувствовали сильный ветер со стороны ущелья.
Беседуя, мы шли с Никитой по полю между камней, как вдруг оба почувствовали порядок в их прежде хаотичном расположении. Камни явно образовывали дорогу! Две ровные параллельные цепочки камней тянулись в сторону Чулышмана, причем расчищенная земля была как внутри «тротуара», так и по сторонам. Дивясь, мы пошли по этому древнему тротуару на небольшом поле в окруженье гор. Никита, сведущий в истории, высказал предположение, что здесь было стойбище древних кочевников, которые и расчистили камни. По сторонам «тротуара» стояли юрты, а сам он представлял собой конную тропу.
Дошли до берега и помахали нашим хозяевам. Параллельно Гера углядел, что они ставят сети в протоке возле кемпинга. У нас с собой была коптилка, а это, похоже, наклевывался шанс ей воспользоваться.
Основательно поесть до бани мы уже не успевали, поэтому решили ограничиться чаем. С кружкой в руке и загаром по лямкам рюкзака я отправился присмотреть берег недалеко от бани, с которого можно было бы нырнуть с Чулышман. Хозяйка предложила протоку, но там было мелко, илисто и прыгать пришлось бы по одному. Я же выбрал галечный берег с крутым заглублением в реку, с которого можно было бы прыгнуть всем одновременно. Правда, от бани далековато, но оно того стоило.
Тут в кемпинг зарулил синий Nissan X-Trail. После совещания с хозяйкой они подъехали к месту между баней и «моим» берегом. Я в таком же виде, с кружкой чая и странным загаром подошел пообщаться. 54 регион, земляки! Водителя звали Арнольд, ехали они до южного берега Телецкого, но устали и решили остановиться здесь. Я честно предупредил, что мы будем бегать мимо них из бани. Но что Арнольд улыбнулся: «Не до утра же будете бегать».
Берег оправдал мои ожидания! После второго шага ныряешь в ледяную воду, сразу же выныриваешь и уже не достаешь до дна. Просто волшебные ощущения!
День шестой
На этот день был запланирован южный берег Телецкого. Ехать до него было уже недалеко, лагерь мы оставляли здесь, поэтому желающим дали возможность выспаться. Но мы с Никитой хотели забраться на горку возле кемпинга, чтобы снять панораму лагеря и виды сверху, а Гера планировал закоптить рыбу, которую мы все-таки купили у хозяев. Поэтому — «6 утра, подъем!», но для избранных. Погода начала меняться, по небу заходили облачка. Попили чаю и двинулись.
Наш лагерь.
Восхождение на горку оказалось вылазкой в стан врагов. Многочисленные насекомые, завидев нас, жужжали, стрекотали, поднимались в воздух, атаковали наши тела, а самые маленькие и вредные пытались забиться под солнечные очки. Но путь оказался не напрасным — сверху открывался великолепный вид на устье Чульчи.
А на обратной дороге мы видели вражеского шпиона.
Но вот все проснулись, позавтракали свежекопченой рыбой (Гера, спасибо!), погрузились в машины и направились к конечной точке нашего путешествия.
По дороге помогли подняться в не самую крутую горку «Фокусу» с челябинскими номерами. Муж, жена и ребенок. Ребята молодцы, что путешествуют, но как же они потом поднимались на Кату-ярык, если не могли взять этот безобидный не затяжной подъем?
Преодолев пару десятков гравийки с острыми камнями и неожиданными ямками, на которых задние пассажиры взмывали над сиденьем, а также пару мелких бродов, мы выехали к ЮЖНОМУ БЕРЕГУ ТЕЛЕЦКОГО ОЗЕРА.
Паша, мой брат, сказал: «Офигительная конечная точка для путешествия». Я много думал. Лучше не скажешь.
Как в фильме»Достучаться до небес». Ехали-ехали и приехали. Все.
Оставили машины, и пошли прогуляться по песчаной косе.
На косе валяется очень много топляка, один обломок очень сильно напомнил голову козла. Решили воспроизвести всего :).
Облака занимали все больше неба и начали темнеть. Заморосил дождик. Но фотосъемку не остановить :).
Пожалуй, здесь я и буду заканчивать фотоотчет. Отчасти потому, что парни ленились расчехлять зеркалки на обратном пути. А в сущности, это логический финал не путешествия, но фотоотчета. Как там? «Офигительная конечная точка»? Да-да :).
Итак, две последние фотографии, которые мне хотелось бы привести здесь.
Мы доехали.
Спасибо машинам!
День седьмой
Обратный путь был длиною в 950 км и 22 часа. На перевалах останавливались, чтобы остудить 130-го. С Кату-ярыка нам навстречу спустился мужик на 80-ке с тюменскими номерами. Ехал в одного и активно пользовался тормозами при спуске. Тормоза перегрелись и источали едкий запах.
Алтай провожал нас дождиками по всей протяженности пути. И за это ему отдельное спасибо. Под солнцем мы останавливались бы еще чаще.
Но вот горы... Как я и писал в самом начале, в их окружении пришло понимание незначительности ежедневной рутины и философский настрой. Но появилась и тревога. Становишься старше, все больше дел, все больше ответственности, все больше людей ждут от тебя чего-то, рассчитывают на тебя. И задаешься вопросом: правильно ли я поступаю, то ли делаю, так ли живу. Эти мысли пришли ко мне ТАМ, не покидали на обратной дороге, не дают покоя и сейчас. Как их разрешить? Пока не знаю. Но это еще один повод вернуться ТУДА. Путешествие не за горами!