|
Привет всем посетителям данного сайта! Вот наконец появилось свободное время для написания рассказа о проделанной нелёгкой работе, а точнее перегоне автомобиля Mazda Premacy (2001 год, 7 мест, комплектация Astral Elegant) по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Тула.
Машина была куплена 5 мая 2007 года в Уссурийске за $7,7 тыс. Описывать процесс покупки я не стану, но вот про обратную дорогу рассказать стоит.
Как только выехали с авторынка, то поняли, что впереди что-то стучит. Настроение, и так подпорченное долгим выбором, окончательно упало. Как оказалось позднее, это всего лишь изношенная стойка стабилизатора, или просто «линка». Затем заехали на сервис заправить кондиционер, но всё напрасно. В радиаторе оказались две небольшие дырочки. В суете на рынке плохо всё посмотрел. Машинка оказалась незначительно битая в правую сторону, но этого хватило, чтобы повредить нежный радиатор.
Далее ещё интереснее! На скорости более 90 км/час ощущалась сильная вибрация. Заехали на шиномонтаж, сняли колёса и чуть не выпали в осадок от увиденного. Оказывается, отверстие в дисках под ступицу было меньше чем на самой ступице. А чтобы колесо хоть как то прилегало, были подложены какие-то шайбочки, и то не везде! Продавец — урод, снял литьё и поставил что было. Вдобавок ко всему нужных дисков не оказалось в наличие не только на этом шиномонтаже, но и на двух следующих. А ехать ещё более 1 000 км! С горем пополам нашли более-менее подходящие диски и доехали до дома. Радиатор потом заварили всего за 200 деревянных, а линки поменяли.
Причина сего перегона такая. Мой отец закончил службу в армии (вышел на пенсию), а так как родом мы из Тулы, то жильё было приобретено там. В выделенном отцу 20-тонном контейнере поехал грузовичок Nissan Atlas и домашний скарб. После того как узнали, что 20-тонник стоит более 70 тысяч рублей, способ доставки второй машины стал очевиден.
В июне я сдал сессию, собрал документы для перевода в другой ВУЗ и начал сразу готовить машину к поездке. Поменял масло, жижу в автомате, свечи и все фильтры. Проверил ходовую. Всё в порядке. Поставил заранее купленную всесезонную резину Мишлен Макс Айс с мелким протектором. Повесил широкие брызговики. В багажнике колесо на диске, трос, ключи, китайская газовая плитка, две подушки с одеялами и еда. По совету бывалых обклеил машину малярным скотчем, чтобы камнями не побило, но сильно пожалел в будущем. Машину с учёта не снимали, чтоб ехать с номерами. И вот, наконец, авто готово, и мы тоже готовы.
2 июля в 8:30 двинули в дорогу. Прощай, Дальний Восток! Впереди тысячи километров необъятных российских просторов.
Примерно к часу дня были в Хабаровске.
Дорога отличная, только мошек море. Стекло приходилось чистить каждые 40 минут. Благо на морду натянута сетка. Затем свернули на Биробиджан.
Немного поплутали в городе. А вот километров через 100 после него дорога кончается, и начинается гравий. Пыль, жара и нескончаемые колонны перегонов. Тут от проезжающей мимо Honda Stepwgn был получен камень в стекло. Как следствие небольшой паучок. Хорошо, что в верхней части стекла и маленький. После этого стали снижать скорость и прижиматься ближе к краю, если кто-то обгоняет. Дорога представляла толстый слой мелкого щебня с колеёй. Ближе к ночи перед Белогорском начался хорошего качества асфальт. Далеко за полночь усталость взяла своё, и решено было сделать остановку у заправки. За первый день было проехано 937,6 км.
3 июня. Подъём в 5:40, легкий завтрак, осмотр автомобиля, заправка и далее в путь, пока солнце не взошло и не так жарко. Сразу после Белогорска асфальт заканчивается. Но вскоре появляется вновь. Но лучше бы он не появлялся. Дорога идет сильно извилистая и напоминает лунный пейзаж. Ремонтировали её, наверное, лет 30 назад. Часов в 11 останавливаемся в придорожной забегаловке перевести дух и набрать воды.
В это время на стоянке собрался консилиум из 4-х перегонщиков на тему очень высокого расхода масла у одного из них на Toyota Vitz. Он за 800 км сожрал около литра. Вот это расход на литровом двигателе!
Возле поселка Сиваки начинается затяжной объезд вдоль транссиба. Благо дорога хорошо укатана и похожа на асфальт. В Магдагачи решили зайти в кафе. Но, ничего не заказав, поспешили поскорее оттуда удалиться, потому как все её посетители — сплошь лица кавказской национальности, и музыка играет ихняя. Вокруг глушь, какие-то развалины. Сразу стало как-то не по себе. Далее начинается интересное. Дорога проходит через заброшенный аэродром прямо по взлетной полосе. Но найти её очень сложно, т.к. указатель на Читу едва заметен. Лучше если впереди едут перегонщики.
После взлётки началось такое! Узкая лесная дорога с такими ямами, что мало не покажется даже вездеходу. Хорошо, что дождя не было, а то завязли бы по самые помидоры. После дорога выезжает снова на федералку, где ведется активное строительство будущего автобана. Поразило, что трассу на этом участке сначала выкладывают плитами! Рядом расчищены огромные территории под кемпинги. На один из них заезжаем на обед. Как на зло, не заметили, что встали на расплавленном палящим солнцем битуме. Сандалии безнадежно испорчены! Хорошо, взяли с собой китайские тапки.
Под вечер жара спадает, чего нельзя сказать о потоке машин на запад.
Мной замечен один интересный факт: как бы быстро не ехали перегонщики, но на ночёвку становятся все в одном месте. Одна и та же машина может обогнать тебя несколько раз, а суммарная скорость у нас одинаковая. Так зачем тогда так нестись и рисковать жизнью?
В 22 часа остановились на ужин в какой то рыгаловке-вагончике. Это просто ужас! Мух столько, что воздух темнеет. В меню только сосиски, один салат и плов. Пришлось есть сосиски с хлебом. Начал накрапывать дождик, который сбил пыль с дороги. Это хорошо.
На ночлег встали возле Ерофей Павловича у кафе Багульник, обклеенном купюрами. Перегоны всю ночь пили водку, что-то громко обсуждали, а на утро похмелились и двинули дальше!
За этот день пройдено 689,7 км.
4 июня. Подъем в 6 часов. На стоянке более 70 машин. Поменяли фоздухофильтр. Их с собой нужно брать побольше (3-4 шт.), так как забиваются по такой дороге они со скоростью света, а возможности их купить нет никакой.
Дорога становится всё красивее и красивее. В 11 заправляемся в Семиозёрном, а в 12 обедаем в Таптугарах. Кухня довольно вкусная, да и сама кафешка чистая. Спрашиваем у женщины, разносящей заказы, дорогу дальше. Она говорит, что надо ехать через Давенду и Ключевский, т.к. на федералке огромные булыжники и так будет быстрее. Дорога становится похожей на лунный пейзаж. Множество глубоких ямок распределены по всей площади, и объехать их невозможно.
По обочине стоят деревья с завязанными на них цветными лоскутками. Что это за традиция, осталось тайной. Далее начинается узкая лесная дорога со спусками и подъемами в 40 градусов. Вскоре въезжаем в Ключевский.
Красотища! Поселок стоит в долине среди высоких сопок. Едем за перегонами, т.к. сами дороги не знаем. Далее Давенда, в которой стоят нищие детишки с протянутой рукой, но останавливаться не стали. Сразу после неё полузаброшення Ксеньевка. Я сразу вспомнил эти деревушки из поездок на поезде.
Дорога тихий ужас. Пошла глина и чернозем. Накатана большая колея.
Впереди встала Toyota Caldina, на которой ехал дед со своей женой и родственниками. Женщины вылезли и закатывают ему истерику, мол, куда ты нас завез? Они думали, что это будет беззаботное путешествие. Но не тут-то было! Так что женщин с собой лучше не брать. Для них никаких условий. Здесь оторвался передний левый брызговик. Сдавал задом, и его подмяло под колесо. Через полчаса мучений выезжаем снова на федералку. И тут начинается самый хреновый участок! До горизонта тянется дорога, как после авианалёта. Скорость 0-5 км/ч. И так едем более 3-х часов. Нервы уже не выдерживают. Думаем, зачем мы связались с этой авантюрой, доедем ли вообще. Ощущение такое, что это никогда не закончится! Попытались ехать с темпом перегонов, но поняв, что от подвески ничего не останется, снизили темп. Вскоре дорожная насыпь кончилась, и путь далее пролегал по небольшой равнине. Везде строительная техника, огромные БЕЛАЗы. Под вечер пошли высокие перевалы с хорошо укатанным гравием. Скорость выросла до 80-90 км/ч. Медленнее ехать хуже. Тряска такая, что можно получить сотрясение мозга. К стуку камней о колесные арки и днище за 3 дня привыкли настолько, что уже не замечали. В 22:30 остановились на ужин возле поворота на Жирикен. Подкрепившись консервами и дошираком, двинули дальше.
И, о чудо! Широчайшая трасса с новым покрытием и яркой разметкой! Думали, что мираж. Ан нет, вышли, пощупали и точно — асфальт! Вероятно, это показной участок для Путина. Но, увы, хорошего понемногу. Километров через 100 он неожиданно оборвался. Зато какое удовольствие по нему ехать. Никакой тряски и абсолютная тишина! В Чернышевске началась хоть какая-то цивилизация за последние 3 дня. Заправились и вскоре встали на ночлег. Этот день был самым тяжелым. Пройдено всего 476,5 км.
5 июня. Встаём рано. На улице идёт дождь. Ночью началось странное явление: просыпаешься от ощущения того, что машину как будто трясут или она едет. У отца то же самое. Наверное, начался некий дорожный синдром после 3-х дней бездорожья. Завтракаем в приличной закусочной, где по телевизору узнаём, что Сочи выбраны местом проведения зимней олимпиады 2014 года. До Читы остается чуть более 300 км. Горные перевалы уступили место равнине. Примерно за 100 км до города начинается асфальт.
Проезжаем Читу и останавливаемся на придорожном прудике отлепить скотч, помыть машину, да и самим помыться. Вот тут-то я и понял всю бесполезность этой обклейки. Пороги всё равно немного побило камнями, а на краске остались полосы от скотча. Смывается он лучше всего бензином.
Вывод один: оклеивать стоит лишь пороги, и то не скотчем, а чем-то более толстым и мягким. Например, строительной подложкой «изолон» (это своеобразный вспененный полиэтилен). После Читы начинается самая интересная часть во всём путешествии — Бурятия. Отличная дорога и красивейшие горные пейзажи. Природа такая, что словами не описать. Трасса изобилует множеством крутых поворотов, в которые часто входишь с визгом покрышек. Но ехать очень интересно.
В 1:00 по хабаровскому времени проезжаем мост через Селенгу с оленями на берегу, а затем и столицу республики — город Улан-Удэ. Отъехав 20 км от города, становимся на ночлег. Дневной пробег составил 906,3 км.
6 июня. Начался пятый день нашего путешествия. На завтрак пробовали национальное блюдо буза-поззы. Это такие горшочки из теста с отверстием сверху, фаршированные мясом, что-то вроде мантов. Очень вкусно!
Подкрепившись, мы бодро двигаем дальше на запад. Ближе к 12 трасса подходит к Байкалу. Асфальт не самый лучший, весь в заплатках, поэтому приходится много работать рулём. Вдобавок к этому дорога представляет собой узкий, загруженный большими фурами, горный серпантин. Ехать нужно крайне внимательно и осторожно. И вот впереди авария. Лоб в лоб новая Honda Inspire и Toyota Harrier, слава богу, без жертв. На выезде из Слюдянки первый раз на протяжении всего пути останавливают на посту ГИБДД.
Проверка документов и едем дальше, но через 5 минут останавливаемся купить омуля и сделать снимки. Место здесь очень красивое: вершина горы, а внизу весь Байкал, как на ладони. Дальнейший путь — это спуск с высокого перевала. От разницы давлений становится нехорошо и закладывает уши.
К трем часам въезжаем в Иркутск. Город плохо приспособлен для транзитников, так что легко заблудиться. Но нас это миновало, и мы берём дальнейший путь на Красноярск.
Пейзажи за стеклом сменяются на скучные равнинные. Позади остаются убогие деревушки. Общая усталость начинает всё сильнее накапливаться и хочется скорее уже приехать. Но пройдено лишь меньше половины пути.
Вечером в Тулуне заезжаем в мастерскую вылечить стекло от трещины. Здесь от опытного перегонщика на Toyota Harrier 2002 года узнаём, что дорога дальше будет очень плохая. Так оно впоследствии и оказалось. Два часа едем по песчано-глинистому подобию дороги с большими ямами! Хорошо, что сухо.
Картину дополняют огромные фуры, которые ползут со скоростью улитки.
Итог за день пройдено немного немало 842 км.
7 июня. Шестой день в пути. Начинаем движение в 6.00. На улице сильнейший туман и вообще мерзкая такая погода. Проезжаем городок Нижнеудинск. Ну и дороги же в нём! Городские улицы представляют ямы, наполненные грязью. Впечатления удручающие. Может, просто ехали по окраине? Дорога после него не улучшается, а наоборот. Вчерашняя глина размокла от дождя, и машину начинает ощутимо таскать. Глубина колеи всё увеличивается, и тут начинаешь добрыми словами вспоминать федералку с укатанным гравием. Часов в 11 заезжаем поесть в настоящий оазис. Это стоящий на относительно хорошем участке дороги комплекс «У Петра». Там есть всё: магазин с запчастями и инструментами, кафе, гостиница, баня, туалет, автомойка и многое другое. Все чисто, аккуратно. После него трасса на протяжении примерно 100 км имеет неплохое покрытие. Но вот дальше и вплоть до Канска начинается настоящий полигон боевых действий!
Все дыры в асфальте объехать просто невозможно. Режим движения рваный: с 60-70 км/ч приходиться останавливаться полностью и объезжать выбоины. В итоге суммарная скорость не превышает 30-40 км/ч. Ближе к 15:00 проезжаем Канск. Объездная вокруг города — это что то! Ехали по ней более полутора часов. Но вот потом начинается отличная трасса, скорость возрастает до120км/ч и более. Примерно в 18:30 проезжаем Красноярск.
Транзит через город организован хорошо, и блудить не пришлось. И вот на выезде мы попадаем в руки доблестного ГИБДД. А суть в следующем: идёт ремонт магистрали, и приходиться съезжать через виадук на другую трассу.
А уже на повороте стоит знак «одностороннее движение» или что-то типа того (сейчас уже не помню). Явно какая-то ошибка дорожников, но хорошая кормушка для гайцев. В общем, мне было инкриминировано движение по встречной полосе с лишением прав. Но после недолгих переговоров лишение было заменено на 300 рублей штрафа. Самое интересное, что местное население знает об этом казусе и съезжает чуть дальше. Дорога дальше идёт отличная. Две полосы в каждую сторону почти на всем протяжении до Ачинска. Побольше бы таких.
В Ачинск прибыли часов в десять вечера и сразу же заблудились. Пропустили знак на въезде и заехали в город, который оказался совсем небольшим. После сорока минут блужданий выехали, наконец, на трассу М53. Дорога отличная, а придорожные пейзажи приобретают все более равнинный характер. Останавливаемся на ночлег далеко за полночь. Проехано 910,4 км.
8 июня. Пошел седьмой день поездки. С утра проехали Мариинск, где свернули не в ту сторону. Можно было ехать и через Анжеро-Судженск, но это крюк в 70 км, так что пришлось вернуться. Благо отъехали недалеко.
Асфальт и воздух все сильнее раскаляются, значит денек будет жарким. К полудню были уже в столице Кузбасса — Кемерово. Замечательный город.
Проехали на одном дыхании. Порадовали чистота улиц, хороший асфальт и удобные указатели. На границе с Новосибирской областью второй штраф за превышение скорости. Всего 100 рублей и едем дальше. Ближе к Новосибирску движение усиливается. На въезде в город остановились посмотреть проходившее авиашоу. Маленькие спортивные самолёты выделывали в воздухе такое! Я даже не думал, что так возможно. Очень впечатлило.
Сам город проехали без особых затруднений, благо все указатели есть.
Жара стоит такая, что подошва плавится, а кондиционер не справляется с нагрузкой. Дорога превращается из отличной в ужасную. Калейность в асфальте, наверное, сантиметров 25-30! Прямо как трасса для бобслея. К концу дня пошел долгожданный дождик, и жара немного спала. На подъезде к Омской области начинается асфальтированная бетонка. Едем 150-160 км/ч, настолько ровная дорога. Сегодня остановились на ночлег еще засветло и возле поста ДПС. Пройдено 944 км.
9 июня. Ночью спать становится труднее и труднее. Часто просыпаешься от ощущения тряски. Сегодня в планах добраться до Челябинска. На стоянке спрашиваем у дальнобойщика на МАЗе, как проехать Омск и каким путем попасть в Челябинск. Такой речи мы еще не слышали! Из цензурных слов были только предлоги, но всё на удивление понятно. Проезжаем Омск и берем курс на Ишим. Дорога довольно сносная. К обеду проезжаем его и поворачиваем на Бердюжье. Дальше дорога пролегает прямо по полям.
Участками идет строительство, участками уже есть асфальт. Стоит отметить местных оводов, размером с небольшого воробья, которые несутся за машиной, как быстро бы ты ни ехал. К вечеру подъезжаем к Челябинску.
Через город решили не ехать, т.к. шел сильный дождь. Окружная дорога очень продолжительная, где-то около 60 км. Только ближе к темноте мы выехали на трассу М5. Заночевали недалеко от города на платной стоянке у закусочной. За этот день пройдено максимальное расстояние за всю дорогу — 1 185,8 км.
10 июня. В 6:00 время стоянки кончилось, и мы двинули дальше. В мыслях было добраться, наконец, до дома, для чего придётся ехать всю ночь. Но обстановка на Башкирских дорогах эти мысли быстро развеяла. Началась узкая убитая дорога, сплошь забитая тяжелыми фурами. Движение потока не превышает 60-70 км/ч. Единственная позитивная вещь — это красивые уральские пейзажи. На обочинах вовсю торгуют всевозможными надувными изделиями (матрацы, шары, животные) и медом. После Уфы и вовсе начался кошмар. Всё те же злополучные ползущие фуры и знаки «Обгон запрещён». На каждом холме стоит зоркий орёл с биноклем. Про башкирских ментов написано уже много, так что еще раз писать, какие это «замечательные» люди, смысла нет. В итоге было оставлено 1 000 и 500 рублей штрафов.
Вечером, когда проезжали пост в Тольятти, нам был устроен недетский шмон.
Гайцы на посту облазили все сумки и салон. С чем это было связано, непонятно, но осадок остался неприятный. В этот день сил хватило доехать только до пензенской области. Прошли 1 044 км.
11 июня. И, наконец, осталось преодолеть финишный участок пути Пенза-Тула длиной каких-то 688 км. Это было сделано к 16:00 по местному времени.
В итоге было пройдено 8 700 км. На одометре 74 840 км. Израсходовано 710 литров бензина на сумму 14 258 рублей. Средний расход получился 8 л на 100 км, и это с постоянно работающим кондиционером и полным багажником вещей. Получено много опыта и впечатлений.
Машина показала себя с наилучшей стороны. Ни одной неисправности в пути не возникло, даже колёсо не пробили. Ночевка проблем не доставляла, т.к. салон очень просторный (мой рост 189 см) и легко превращается в 2 кровати. Единственные негативные последствия для машины — это втулки стабилизатора и задние поперечные рычаги, и то это из за приличной загрузки + незначительные сколы на порогах и днище. Так что ехать лучше налегке. Сейчас все это с легкостью устранено.
Заключение. По прошествии времени часто вспоминаем с отцом эти дни, прожитые в дороге. А после просмотра записей и снимков опять хочется проделать тот же путь ещё разок! Соглашусь на 100 % с теми, кто ездил по этой дороге, что федералка как наркотик. По ней хочется проехать снова и снова. Пусть что бы там ни говорили всякие трусы, но если ты уверен в своих силах, то проехаться по дороге «жизни» все же стоит.
Впечатлений останется море!