|
В то лето мне, в общем-то, повезло. Год назад я устроился в хорошую фирму, дела у нас процветали. В этом была немалая заслуга нашего шефа, да и я, конечно, старался, ведь, в конечном счете, вся работа превращалась в рубли, и хорошие личные премиальные позволили мне собрать некоторую сумму (ну, чтобы вам было понятно, примерно на пол-жигулей). Отношения между мной и руководством были прекрасные и, в конечном счете, мне предложили бесплатную путевку, и не куда-нибудь, а в Сочи, о чем я никогда даже и не мечтал. С этого все и началось.
Мы с женой Ольгой прилетели в Сочи в середине июня. Я, бывший офицер, прослуживший более двадцати лет в армии, конечно, много повидал. Служил даже за границей, но Сочи, этот воздух, пальмы, море, да и сам санаторий «Сочи»… Каждый, кто впервые приезжает в этот город, меня поймет. Но рассказ не об этом.
Двадцать дней пролетели быстро, и оставшиеся две недели от отпуска мы решили провести у матери в Благовещенске, что на Амуре. В то время начиналась эпопея продажи японских подержанных автомобилей, а деньги у меня были все с собой. Почему? Я не знаю. Наверно, я подсознательно все-таки мечтал о таком автомобиле, но средств не
хватало.
Конечно я, ярый автомобилист, не мог не пойти на авторынок, где неожиданно обнаружил, что мне хватает денег на покупку автомобиля. Я выбрал «Хонду Аккорд». Пусть моей Хонде было 10 лет, но это был Автомобиль. Правый руль меня нисколько не смутил, как и автоматическая КПП. К автомобилю я привык за 2-3 часа и уже не хотел из него выходить. Конечно, никакого сравнения с имевшейся у нас «Четверкой».
Несколько дней на подготовку и прощание с близкими, и вот мы, ближе к вечеру, выезжаем. С собой 7-литровый бачок с водой, продукты, минимальный запас инструмента, сырая резина и 65 литров бензина (с бензином тогда было плохо).
Как никогда жаркое лето, но в машине кондиционер, и мы поем песни. От радости распирает грудь. «Хонда» словно сказка. Двигателя неслышно, подвеску не слышно. Машина стремительно проглатывает километры, и вот мы за каких-то пять часов в Шимановске. Позади 400 километров. На улице уже темно, и, так как мы решили по совету знакомых и с целью экономии ехать по приграничной полосе, а не грузиться на платформу, мы стали на ночлег.
Здесь, наверное, стоит сделать отступление. Дело в том, что с Востока до Читы дороги нет. То есть, ее нет, совсем (не было в 1992 г.). И расстояние от Шимановска, что в Амурской области, и примерно до Чернышевска автомобили двигаются на железнодорожной платформе (за исключением движения по зимнику). Но знатоки утверждают, что можно проехать по границе, конечно, если разрешат пограничники.
На этом закончился первый день нашего пути. Такой счастливый!
Рано утром удалось заправить 20 литров АИ-93, и к началу рабочего дня мы были у пропускного пункта пограничной заставы. На удивление, быстро мне удалось договориться с начальством, и вот мы уже за колючей проволокой по приграничной полосе двигаемся по дороге. На примечание начальника заставы о том, что дорога отсыпана скальником, и что по этой дороге машина проезжает один раз в сутки, я как-то не обратил внимания, а зря.
Итак, день начался, как и все это лето, прекрасно! Грунтовая дорога петляла между небольших холмов и оврагов. Сочное разнотравье, изредка встречающиеся небольшие кустарники, море цветов. Так и хочется остановиться и поваляться на этой нетронутой траве. Вся эта идиллия, размещенная между колючей проволокой и великим Амуром, продолжалась недолго. Скоро дорога сузилась, начался небольшой спуск и вот тут-то и начался скальник. Скальник ― это обломки гранитных глыб, размером от крошки и до размеров хорошего арбуза. И все эти обломки имеют острые края. На любой другой дороге, где много движения, больших обломков давно уже бы не было, а мелкие давно бы превратились в маленькие камушки. Но здесь, где в сутки проходит одна машина, да еще и армейский Уазик, все было не так.
Первый «прокол» случился буквально сразу. Чего было расстраиваться. Мало ли приходилось «ловить» гвоздей. Спокойно ставлю запаску, и едем дальше. Душа еще поет, но беспокойство уже появилось. Окончательно до меня дошло, что к чему, после второго прокола, который случился буквально через пять минут после первого.
Бортируя пробитое колесо, я обратил внимание, что у колеса боковой порез. Еще не веря в случившееся, я осмотрел второе пробитое колесо. Так и есть. Тоже боковой. Внимательно осмотрев колеса, я наконец-то сообразил, что у моей «Хонды» ну очень мягкая резина и к тому же бескамерная. Да и вид ее далеко не новый. И эти острогранные камни… Конечно, порезы небольшие, но где гарантия, что не будет больших и, к тому же, у меня только ручной насос. Финита ля комедия? Значит дорога против меня? Но я тоже упрямый и мысль «случалось и похуже» не оставляет меня.
Используя сырую резину, клею колеса, одеваю на диски и пытаюсь накачать. О, это надо было видеть! Что есть силы, со скоростью, на какую способен, я работаю насосом. Ольга (а она в то время на третьем месяце беременности) мучает покрышку, пытаясь прижать ее к ободу. Сделав более тысячи качков насосом, мы все-таки побеждаем. Правда, на это ушло часа три и половина запасов воды. На Ольгу больно смотреть, да и у меня нет никаких сил. И жара! Заведя двигатель, мы отдыхаем при работающем кондиционере. Решаем, что же нам делать дальше. Ольга, как и я, авантюристка, и опыт автопробегов у нас с ней солидный: от Братска (где мы тогда жили) мы успели съездить на Запад до самой Ялты и на Восток до Комсомольска-на-Амуре. И это все на стареньких «жигулях». А тут японский автомобиль, и колеса с трудом, но накачаны, да приобретенный опыт! В общем, мы решаем не возвращаться. Под действием кондиционера мы высыхаем от пота и потихоньку трогаемся вперед.
В итоге мы проехали за день 458 км. Если учесть, что мы за раннее утро до границы проехали порядка 250 километров, то за день получилось 200. Еще дважды мне пришлось заниматься колесами, и сил просто уже не было. Кроме того, Ольге становилось все хуже на жаре, и, спасая ее, приходилось не глушить двигатель. Так что бензина мы сожгли примерно 70 литров. К тому же воды осталось на донышке, но мы победили. Мы выехали из-за колючей проволоки в районе исторического села Толбузино. Первый пограничный этап был пройден, и мы довольны. Дорога покоряется нам! И то, что мы стали на ночлег со спущенным в который раз колесом, нас не особенно огорчило.
И это был наш второй день пути. Такой беспокойный.
Ночью рядом с нашей машиной стали еще три. Утром познакомились. Перегонщики. Гонят японские машины на заказ. Машины так себе, моя лучше, но резина… Новая! Обменялись впечатлениями, удачами и не очень, и они уехали дальше, оставив мне баллончик для шин. По их словам, этого баллончика хватит на четыре колеса, и так как заднее правое у меня было опять пустое, я остался ремонтироваться.
Заклеив колесо, я занялся подарком проезжающих. По инструкции положено часть жидкости из баллончика залить в колесо с давлением в 0,5 атмосферы и затем накачать до нормы. И никакие проколы не страшны. Я так и сделал, и мы тронулись. Через 10-15 минут, при прохождении левого поворота, правое заднее «разувается»! Жирная смазка из баллончика всюду, даже с наружной стороны. Колесо выскальзывает из рук. Все понятно. Чуть приспущенное колесо, и борта покрышки соскальзывают с диска. Ставлю, утром отремонтированную запаску, и мы едем дальше. Часов девять утра, а жара уже допекает. Что-то будет днем.
А днем был ад. В общей сумме я бортировал три раза заднее правое и два раза заднее левое. И это в неимоверную жару и духоту. Как я умудрялся накачивать эти бескамерные шины простым насосом, я теперь не знаю. Но так было! Причем покрышки были липкие и скользкие, и прижать к диску колеса их удавалось с превеликим трудом. Ольга от жары сначала спасалась кондиционером, но бензин быстро убывал. А деревьев поблизости не было. Кроме всего кончилась питьевая вода. Это было самое страшное.
Покрышки после применения «противопрокольной» жидкости очень тяжело было обезжирить, и клеить их стало почти невозможно. Во рту все пересохло, стало тяжело говорить.
В общем, часа в четыре после обеда мы стали в очередной раз с правым задним колесом, и я не смог его сделать. Минут на десять завели двигатель и немного остыли. Бензин на пределе. Сил накачать колесо не хватает. Покрышка свободно скользит на диске, и прижать ее не удается никак. И пить, как хочется пить! Язык распух, не помещается во рту. Жара допекает, а в округе даже лужи никакой нет. Становится ясно, что срочно нужна вода. Я так Ольге и говорю, что если найдем воду, я что-нибудь придумаю. Не может быть, чтобы не было выхода. А пока.… Снимаю покрышку с колеса, и заднее правое остается на диске (благо, что передний привод).
Вот так и едем. Со скоростью пешехода, но двигаемся. Голова немного остыла, появилась злость. В хорошем смысле этого слова. И я обещаю Ольге, что если найдем воду, я обязательно доеду на этих колесах. Не может быть, чтобы колеса были сильнее меня!
Наконец, километров через десять дорога пошла в низину, и там (о, спасибо всем богам!) ручей. Мне кажется, что я с головой окунулся и так пил. Долго. Потом мы минут тридцать отдыхали, и решение пришло само собой.
У меня же есть одно (последнее) хорошее колесо. Справа впереди. И есть шланг от насоса. Стоит их соединить с накачиваемым колесом и давления должно хватить, чтобы прижать борт покрышки. Дальше все просто. Тщательно мою покрышку, подкачиваю хорошее колесо и соединяю с накачиваемым. Через несколько секунд покрышка плотно садится на диск. Как все просто.
Примерно через час мы тронулись, но дорога в этот день была еще очень длинной. Сырая резина плохо держала (а, может быть, все-таки из-за смазки), и колеса постоянно приходилось подкачивать. Последние 80 км (правда, уже не по границе, а по нормальной дороге) мы подкачивали буквально через 15 минут оба задних колеса. Отслеживали по часам. Иначе покрышки отставали от дисков. И все-таки не уследили. За три километра до Сковородино спустило правое переднее. Глубокая ночь, всполохи приближающейся грозы и отсутствие всяческих сил. Мы так и уснули на обочине уже теперь с тремя пустыми колесами и двумястами километрами позади.
Так закончился наш третий день пути, такой трудный!
Утро встретили с ясной погодой и твердыми намерениями дальше двигаться на ж/д платформе, благо мы все-таки добрались до Сковородино. Полдня на ремонт шин и дальше все просто.
Может быть, тут можно и поставить точку, так как дальше особых трудностей не было, и мы благополучно проехали на платформе и еще две тысячи км на колесах но, думаю, стоит еще вспомнить пару нюансов.
Загрузили нас на платформу, где уже стояли две машины. Один из водителей, уже в движении выслушав наш рассказ, молча ушел и принес две практически новых покрышки. На мое возражение, что у меня не осталось денег, только на бензин, он заявил, что иногда бывает в Братске (сам он с Новосибирска), мол, как следующий раз приедет, так и рассчитаемся. Ему оказалось достаточно моей визитки!!! Жаль, я не записал тогда его фамилию и имя, а со временем забылись (через полгода он приехал, и я рассчитался), и хоть его колеса мне в дороге тогда не пригодились, на платформе все качественно сделал, моя благодарность и по сей день безгранична.
Последнее, о чем можно вспомнить, как по объездной узкой дороге по тайге в районе Заларей Иркутской области ночью впереди раздался грозный и страшный рокот, скорость была небольшая, но когда из-за поворота показался страшный монстр, фары светят откуда-то сверху, и он сам от себя отбрасывает тень, я думал, что моя машина стоит, так хотелось скорее убраться с дороги. Влетел прямо в кусты, а мимо нас на огромной скорости (как показалось), подпрыгивая на ухабах, промчался дорожный грейдер. Никогда не думал, что они могут так быстро двигаться. Долго курил, руки дрожали. Поэтому в эту ночь мы дальше не поехали. А на следующий день мы все-таки добрались до дома, причем на своих много раз ремонтируемых шинах.
Сейчас мы давно уже живем в Сочи. Все мои машины праворукие, пробовал ездить на немцах, но быстро отказался. Сейчас владею «Тойота Вокси» «керамики 2». Машина просто сказка. Конечно, она специфическая, можно назвать микриком, но мне такая и нужна. Причем за год эксплуатации так понравилась, что мы с сыном решили и ему такую же купить. Теперь их у нас две.
Не бойтесь D4, это уже далеко не такие насосы, как были первого поколения.
С глубоким уважением ко всем правильным (да и леворуким тоже) автомобилистам!
Сергей |