|
Мысль о поездке к старому другу зрела давно. Бывший сокурсник каждый год приглашал к себе в гости. Место встречи старых друзей всегда казалось одновременно близким и далеким: республика Бурятия, озеро Байкал, Чивыркуйский залив. Расстояние от Иркутска до конечного пункта — 750 км. Итак, поехали.
Утро 9 марта. Страна со свинцовой головой спит после 8-го. Дорогу припорошило снегом, а утренний воздух еще наполнен свежим сибирским морозцем. Время на подготовку два часа: накануне купили снасти для зимней рыбалки на Байкале (430 рублей готовые), взяли побольше теплых вещей, еды (как будто в Бурятии купить нечего :)) и выдвинулись. Автомобиль «Хундай-Элантра» вез нас до поселка Баргузин. Там мы пересели на Honda HR-V.
Дорога по серпантинам от Чистых Ключей до Култука, как всегда, опасна и непредсказуема. Именно этим участком М-55 я хвастался перед краснодарским таксистом, следуя ночью по горам Кавказа в сторону Сочи. На верхушках снег подтаивает и превращается в кашу, а на склонах, не прогретых солнцем, — в лед. Вроде заскакиваешь на бугор, а дальше вниз уже как на санках. В общем, пару раз холод в ногах ощутили, но всё, слава Богу, обошлось. На ночь дорога фурам была закрыта, а сейчас самые отчаянные штурмуют подъемы. Кто-то уже встал, кого-то тащит наверх ГАЗ-66.
Сразу за Байкальском (150 км от Иркутска) удивляемся количеством выпавшего снега, особенно в районе Мурино. Пока удивляемся, обедаем и дальше в путь. Дорога идет по побережью Байкала параллельно с Транссибом. Покрытие неплохое, машина дорогу держит нормально, но больше 120 км/ч не едем. Торопиться некуда, все равно весь день «пилить». Иногда на озере видны вагончики и автомашины. Это рыбаки. Невольно задаем себе вопрос: «А зачем нам еще 600 км ехать, если здесь рыбачат?» Продолжаем нестись по весенне-зимним просторам величественной Сибири в поисках ответа.
Расход на «Элантре» порадовал: 6,4-6,6. литра на сотню. Можно было бы на одном баке проехать, но мы рисковать не стали. На бензин (туда и обратно) ушло где-то 3 000 рублей — не так уж и дорого для такого путешествия.
Периодические перекуры и остановки по другим причинам отнимают время, но мы доходим до первой ледовой переправы на реке Селенга. (400 км от Иркутска и почти 50 км от Улан-Удэ).
После этого двигаемся на север. Иногда встречаем гравийную дорогу, но только потому, что рядом работают экскаваторы, шумят бульдозеры и грузовики.
Вскоре мы выбрались на Восточное побережье Байкала. Покрытие там оказалось самым лучшим. Машина идет 130 км/ч так же, как по городу 50 км/ч. Попутных и встречных машин почти нет. Это немного настораживает, как и то, что все попадавшиеся автомобили в основном настоящие внедорожники.
Ближе к закату подбираемся к месту, где уже виден Святой Нос. Судя по Гуглу-Земля до Усть-Баргузина рукой подать. С мнением интернет-сервиса по телефону соглашается друг, говорит, сейчас несколько поворотов и вы уже у меня. Повороты закончились примерно через 100 км.
К 20:00 мы на месте. Уставшие, но довольные. В голове все гудит. Ставим машину, ужинаем. Спим…
Если бы этот рассказ предназначался для кулинарного сайта, я бы с большим удовольствием описал превосходный вкус сагудая («Word» не знает это слово?) из сига, аромат маринованных груздей с лучком, прелесть домашней кабачковой икры и многие другие вкусные блюда, приготовленные женой товарища, но..!
Следующее утро оказалось хмурым и ветреным. Мы в спешке перебросили еду и амуницию в «Хонду», приобрели недостающие мелочи в магазине и вышли на лед Байкала. Возле второй ледовой переправы на реке Баргузин уже стояло множество приспособлений для рыбной ловли. Но это не наша цель. Сорная рыба в виде сороги и окуня пока не интересна. Мы идем за омулем! Идти в прямом смысле слова не получилось. Свернув на снежную полынью, мы отыскали почти заметенный автомобильный след и прямиком на Святой Нос. Через 500 метров я уже фотографировал, как мой друг работает лопатой. Колея оказалась «не по зубам» переднеприводной «Хонде». Благо, тут же проезжал УАЗ, выдернувший нас из снежного плена. Прежде чем добраться до перешейка (место между Баргузинским и Чивыркуйским заливами, его называют Карга) нас выдергивают еще раз. Ветер усиливается. Мы спешим.
Через час мы попадаем на лед Чивыркуя. Половина пути расчищена грейдером, а вот дальше опять глубокая колея. Нам навстречу следует Toyota Land Cruiser Prado. Кто-то должен уступить, а поскольку он больше, то… через 5 минут мы всей толпой откапываем его.
Наконец на горизонте видим заветные юрты. Местные называют это «Огород». Едем к ним мимо мыса Покойники. Говорят, что много-много лет назад рыбаки поймали здесь огромного осетра. Каждый вдоволь отведал этой вкусной и, главное, очень жирной рыбы, запив холодной байкальской водой. Утром местные насчитали около трех десятков рыбаков мертвыми :(.
Когда до нашей юрты остается всего-то 100-200 метров, мы снова застреваем. Помогает «Паджеро». Мужик вместе с семьей приехал на Байкал с Омска!!! Кстати, здесь взаимовыручка — главный элемент жизни. Никто не просит, вежливо подбирая слова: «А у вас будет время помочь?». Люди без всяких понтов сами идут на выручку и им не нужно взамен ничего, кроме как глубокого взаимоуважения друг другу в условиях полной природной непредсказуемости.
Добрались. Мы в монгольской юрте. Здесь тепло и уютно. Есть печка и стол. Три кровати. Деревянный пол, в котором выпилены 7 лунок. Печка греет прекрасно, очень быстро, но также быстро и остывает. Лег спать — жара. Проснулся — минус 5 и дрова все прогорели…
Под ногами глубина 20 метров!тРыбалка в таких условиях стоит 700 рублей в сутки.
Подробно на рыбалке останавливаться не стоит, скажу лишь, что она не удалась. Ночью поднялась сильнейшая пурга и погода окончательно испортилась. Рыба ушла. Куда, мы так и не выяснили, только лишь с завидной регулярностью варили бормыш и бросали его в лунки, но без особого результата.
Бормыш — лучшая приманка для Омуля.
Знающие сказали, что нужно ждать хорошей погоды. Мы не дождались. Утром было до -25, плюс ветер.
Если мы на воде, значит, это гальюн?
Суровый мужской обед. Вкусный.
Говорят, что домой и дорога короче. Только не в этом случае. Поменяли пробитое заднее колесо. Сразу достали трос. На этот раз нас вытаскивал 80-й «Крузак», ребята с которого, как выяснилось, оказались коллегами из Иркутска.
В этом селе бывали все. 1 января.
Здесь вообще нет королей дороги. Здесь есть те, кому дорога может уступить. В их числе УАЗ-«таблетка», УАЗ-«фермер» и «Крузаки». Хотя на лед самостоятельно или почти пробирались «Хайс», «Кайрон», «Партфиндер»…
«Королл» и прочих «пузотерок» здесь нет, во всяком случае, в этом году.
Отмывшись в бане, возвращаемся назад. Дорога назад утомляет еще больше, но мы рады — нас ждут родные и близкие!
В автомойку решили не заезжать.
И если кто-то спросит, где еще осталось гостеприимство по-русски, я с уверенностью укажу на Баргузинскую долину. Тем более, что до нее меньше локтя по карте :).
Короткое путешествие завершилось. Без ЧП и ДТП. «Элантра» не подвела, «Хонда» удивила.
Автор: Герман 8. Отзыв на авто.