|
Напишу вам о том, как один мужчина провёл свои выходные поинтересней, чем многие другие.
Т.е. напишу о себе. В длинные новогодние выходные я задался целью посетить орденоносный город Красноярск (орден Октябрьской революции). Результаты этой поездки для меня оказались крайне интересны и несколько неожиданными. Я расскажу, помимо прочего, занимательную историю, которая сочетает в себе любовь, патриотизм, здоровый прагматизм и оперу «Юнона и Авось» и как всё это относится к Красноярску.
Итак, 3 января 2020 г. рано утром я выехал из Междуреченска в Красноярск. Это 850 км пути. Пассажирами у меня стали 3 человека, найденные на одном известном сайте по поиску попутчиков. Все трое — молодые люди до 30 лет, один из них, Евгений, по виду студент, за 11 часов пути произнёс меньше десятка слов: здравствуйте, мне вот здесь остановите, до свидания. Потрясающе!
Дорога пролегает через Новокузнецк, Кемерово, Мариинск, Ачинск. Почти на всём протяжении покрытие хорошего качества, и это обстоятельство позволяло поддерживать высокую среднюю скорость. После Мариинска и до Красноярска пролегает дорога Р-255 «Сибирь» с большим количеством поворотов и небольших перепадов по высоте. Установлено бесконечное количество знаков «обгон запрещён» и камер видеофиксации нарушений. Повезло, что я ехал в выходные — минимум грузовиков и тракторов. Дорога далась не очень-то и легко. Всё дело в погоде. Отличная погода для прогулок, но крайне опасная для езды. Околонулевая температура и свежевыпавший снег делают дорогу довольно скользкой. Как говорят метеорологи, имеют место быть гололёдные явления.
На одной из немногих прямых меня резво обогнал кроссовер Хендай. Я очень удивился бесстрашию пилота этой машины. Через несколько минут мы встретились снова. При том мастерству его пилотирования я удивился ещё раз, так как на моих глазах он сиганул с дороги через сугроб в поле с соответствующими визуальными эффектами — не хуже чем в кино. Увы, но в этот день водителя Хендая посетила только одна разумная мысль, зато реализовал он её блестяще: увидев, что тормоза не помогают ему вписаться в пейзаж, он отвернул в кювет. Хотя дорожную ситуацию было видно за километр: обочины заставлены машинами, т.е., по всей видимости, какое-то ДТП. Так и оказалось: две машины в кювете, одна с разбитой «мордой» на дороге. Печально, но все живые, только сильно расстроенные.
Самое удивительное чувство в поездках по России — это осознание наших пространств. До чего же велика Россия-матушка! Я ехал весь день со скорость 100 км/ч и всего лишь достиг другого города в соседнем крае. Да и сам Красноярский край простирается на половину глобуса! Тут детей возят на каникулы на вертолётах, как в этой новости с краевого новостного ресурса: «На севере края аварийно сел вертолёт. Вертолет перевозил 13 детей, которые возвращались с каникул. Судно вылетело из Хатанги, но в районе Сындасско было вынуждено сесть из-за отказа одного из двигателей. Посадка произошла без проблем, все целы и живы. Не пострадало и воздушное судно».
Наконец, поздно вечером достиг Красноярска. На въезде в город, на высоком холме, установлен большой крест. В темное время суток он подсвечен и оттого выглядит зловеще. По-моему, местные власти явно перегнули палку. Наверняка, хотели сделать конструкцию в стиле «Христа-Искупителя», как в Рио-де Жанейро, но что-то пошло не так: судя по всему, скульптор делал карьеру в ритуальном агентстве — он и сваял то, что умел лучше всего.
Хотя город перешагнул отметку в миллион жителей, мне он не показался огромным мегаполисом. Так же, как и Междуреченск, расположен среди холмов (горами это не назовёшь). Изюминка Красноярска — это обилие красивых и всё ещё крепких, старинных деревянных зданий даже в центре города.
Через город протекает река Енисей. А заселился я в гостинице «Ермак». Эти два слова: «Енисей» и «Ермак» и есть символы не только Красноярска, но и в целом Сибири. Немного об этом подробнее.
Атаман волжских казаков Ермак — это русский национальный герой, одной величины с нашими прославленными полководцами. Ермак Тимофеевич был человеком невероятно смелым, хитрым и с удивительной дипломатической хваткой. Он был нанят купцом Строгановым, для того, чтобы решить две задачи: первая — это охрана своего бизнеса (меховое производство) от «наездов» предводителя Сибирского ханства Кучума (в то время Сибирь ещё не принадлежала России), вторая задача — развитие мехового производства в виде расширения сырьевой базы за счёт ресурсов Сибири. Обе задачи планировалось решить одним ударом: разгромить Сибирское ханство и в процессе — уничтожить Кучума и захватить Сибирь.
Вот так раньше дела делали: встретились два мужика, обговорили детали и на том решили: ни больше ни меньше как колонизировать Сибирь. В 1582 году Ермак с бригадой в 800 человек перешел через Урал и направился в Сибирь. Через три года он погиб, но это не помешало русским отрядам продолжать захватывать просторы Сибири с невероятной скоростью. К 1648 году под их властью находилась территория до тихоокеанского порта Охотска. Владение землями, захваченными Ермаком Тимофеевичем и его казаками, превратило Московию, второразрядное княжество, в самую большую континентальную империю в мире.
Река Енисей — это одна из самых длинных и полноводных рек мира. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина почти 3500 км. На реке расположены 3 гидроэлектростанции, одни из крупнейших в мире: Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС, Красноярская ГЭС. Река судоходная, но в пределах Красноярска не очень-то и большая, не больше нашей Томи. Однако там, где Енисей впадает в Северный Ледовитый океан, по этой реке свободно ходят атомные ледоколы и другие морские суда. На набережной на приколе стоят баржи и два совсем древних речных круизных судна, привет из СССР! С середины мая и по середину октября открыта продажа билетов на круизы по Енисею. Только вот цены на речные круизы вызывают изумление! К примеру, рейс на 11 дней в августе 2020 г. из Красноярска до Дудинки на теплоход «Максим Горький» 1974 года постройки вам обойдётся в сумму от 400 до 740 тыс. руб. Это цена за одноместное размещение в каюте выбранной категории, а не за аренду всего теплохода. Программа круиза включает пешеходные экскурсии по деревням, рыбалки и чаепития. Сильная заявка, нечего сказать. Только вот нет никакой проблемы переплыть через Атлантику за 100 тыс. руб., а за 200-300 тыс. руб. можно обогнуть всю Южную Америку, и это будут лайнеры в 5*. Конечно, там не будет такого эксклюзива как рыбалки и хождения по деревням. Но, извините, отвлёкся.
Основные достопримечательности Красноярска можно увидеть на купюре достоинством в 10 рублей. Там изображены: Красноярская ГЭС, Коммунальный мост и часовня Параскевы Пятницы. И у меня есть целый список, что к этому можно добавить! Вот этот список:
1) Очень насыщенный и толково сделанный Красноярский краеведческий музей.
Необычна сама архитектура здания. Она выполнена в … египетском стиле! Когда впервые его видишь среди мороза, ветра и снега сибирского города, ты просто останавливаешься. До того это кажется необычным! Расположен он рядом с Коммунальным мостом на набережной Енисея.
Здесь много интересного. Вот один пример: знаете, как появился алфавит у малых народов Севера? Очень просто он появился — алфавит был разработан и утверждён в 1932г.
Об этом свидетельствует соответствующий документ. До этого момента в ходу были наскальные рисунки.
2) Музей-пароход «Святитель Николай».
Он любопытен тем, что является образцом технической мысли конца позапрошлого века, а также тем, что в силу исторической иронии на нём побывали в разные годы цесаревич Николай Александрович (будущий царь Российской империи Николай II) и Ульянов (будущий председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ильич Ленин). Сам пароход построен в 1886 г. в Тюмени. Паровая машина мощностью 500 лошадиных сил была доставлена из Швеции. Его практически спасли от разделки на металл в 70-е годы прошлого века, поэтому аутентичность конструкции парохода сильно пострадала. Но осталось в целости паровая машина и внешний вид парохода.
3) Красноярский художественный музей им. В.М. Сурикова.
Весьма интересный музей с коллекцией работ Василия Сурикова. Размещается он в старинном особняке, в котором в 1913 г. останавливался великий норвежец и большой друг России Ф. Нансен. Полярный исследователь и путешественник Фритьоф Нансен провёл в Красноярске 4 дня в ходе своего путешествия по Северу России, по Сибири и Дальнему Востоку. Россия на него произвела до того мощное впечатление, что по итогам поездки он написал книгу «В страну будущего». На книге его участие в делах российских не закончилось. В 20-х годах, когда в Советской России царил голод, а Европа с Америкой с любопытством смотрели, как более 30 миллионов человек в стране охвачены бедствием, Нансен отдал часть Нобелевской премии на устройство сельского хозяйства СССР, а другую часть — греческим беженцам (из речи Нансена: «В США пшеница гниёт у фермеров, которые не могут найти покупателей для излишков зерна. В Аргентине скопилось такое количество кукурузы, что её некуда девать и ею уже начинают топить паровозы»).
Василий Суриков (1848-1916) — уроженец Красноярска, но обучался в Санкт-Петербурге за счёт мецената. Кстати, пару слов о логистике 19-го века: путь из Красноярска до Санкт-Петербурга у Василия Сурикова занял 2 месяца! В музее можно увидеть такие картины Сурикова, как «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» и «Милосердный самаритянин» (см. фото), а также несколько картин менее известных.
Отдельная история о том, как меня встречали абсолютно во всех музеях. Такого радушия я ещё не встречал! Для меня специально выключили освещение в залах музея Сурикова, чтобы я смог фотографировать картины без световых бликов, а кассир музея-парохода «Святитель Николай» кратко, но ёмко рассказала о истории парохода. Удивительные люди!
4) Театры Красноярска.
Мне удалось (но, увы, не посчастливилось) побывать в двух театрах этого славного города. Так вот, если только рассудок и настроение дороги вам, держитесь подальше от Дома Актёра. У меня глаза на лоб полезли от того, какие, прости господи, спектакли там ставят! Вам интересны сюжеты из жизни проституток и сутенеров?!? Так вот, я на эти моменты из их зажигательной жизни смотрел полтора часа и заплатил 600 руб. Актеры как могли передавали атмосферу 90-х и сленг у подобного рода публики. Жалко и время и денег и ещё жальче себя, бедного — натерпелся страстей.
А вот Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина оставил более приличные вспоминания.
Комедия положений «Он, она, окно и тело» отлично скрасили мой досуг. Неплохой сценарий, 5 (пять!) заслуженных актёров РФ, занятых в этой постановке. Сюжет, конечно, уж слишком прост, но для новогоднего спектакля, думаю, вполне уместен. Но и здесь я не увидел каких-либо открытий и откровений, хотя потенциал у актеров всё же чувствуется, им бы режиссёра поприличнее...
Само здание театра и по размерам и по отделке уступает Новокузнецкой драме (тут я бываю довольно часто).
5). Покровский Кафедральный Собор (или церковь Покрова).
Построена на месте древней деревянной церкви, стоявшей при выезде из Красноярского посада на Московский тракт. Покровская церковь является одним из лучших образцов сибирской архитектуры 18-го века, своеобразным и редким произведением енисейской школы. Строительство шло с 1785 по 1795 годы. Это старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска.
В отличие от более пафосных, московских: своды пониже, но искренности побольше. Судьба у здания обычная для России: трижды горели на этом месте деревянные церкви, соорудили вот эту, каменную, в 1961 г. разместили в ней скульптурную мастерскую (роспись, само собой, закрасили), в 70-х оборудовали выставочный зал, в 1989 г. церковь вернули хозяевам — православной церкви.
«Юнона» и «Авось».
Один из вечеров, коротаю его в гостинице: пью чай, читаю газету. Звонок из дома, мама. После бытовых разговоров, состоялся примерно такой диалог:
— В центре города есть памятник Резанову, иди, посмотри.
— Так он же в Москве похоронен, — удивился я, имея в виду Эльдара Рязанова, известного режиссера.
— Это другой человек, просто с похожей фамилией, и это странно, что ты поехал в Красноярск, не узнав всё о городе как следует!
По-моему, голос мамы стал расстроенным. Я был до крайности огорчён, спал плохо. Утром следующего дня я, с чувством вины, нашёл этот памятник и узнал о весьма необычном и интересном человеке. Речь идет о Николае Петровиче Резанове (1764-1807).
Это был великий патриот, безмерно преданный России, руководитель первого русского кругосветного плавания, действительный камергер (высшее придворное звание) императора Александра Первого, почетный академик Петербургской академии наук, первый российский посланник в Японии, Уполномоченный императора в Русской Америке. Этот человек стал прототипом героя поэмы «Авось» поэта А.А. Вознесенского. Позже поэма легла в основу рок-оперы «„Юнона“ и „Авось“» и телефильма с таким же названием (исполнитель главной роли — Николай Петрович Караченцов). Интересно, что и у Резанова и у Караченцова имя и отчество одинаковы и умерли они при очень схожих обстоятельствах: в результате травм, полученных в дорожных происшествиях. Знак судьбы?
Поэта А.А. Вознесенского вдохновила на творческий порыв история любви Резанова к испанской девушке. Эта история стала впоследствии легендой, хотя изначально обе стороны преследовали сугубо меркантильные цели, но прошло время и что-то заставило обоих изменить отношение друг к другу.
Вот эта красивая история: на Аляске располагалась русская колония (дело было до продажи Аляски Америке), которая испытывала острую нужду в продовольствии — люди буквально умирали с голоду, так как продовольствие доставлялось очень долго: из России до Охотска, далее морем на Аляску. Это обстоятельство и обнаружил командор Резанов в ходе инспекции. Для решения проблемы Резанов приобрёл судно «Юнона» и построил тут же, на Аляске, судно «Авось». Продовольственное снабжение колонии планировалось наладить из Калифорнии. Калифорния в то время принадлежала испанцам, а Испания была союзницей Наполеона, и поэтому отношения с русскими не приветствовались. Николай Резанов попытался договориться с калифорнийским губернатором о закупке продовольствия. Переговоры шли вяло, и тогда, спустя несколько недель ожидания, мореплаватель решил ускорить дело. И выбрал для этого весьма нетривиальный способ: он сделал предложение дочери коменданта, Марии де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло (есть и короткое имя — Консепсия, в поэме она Кончитта). Только вот Николаю Резанову было 42 года, а Консепсии всего 15 лет (в России в то время девушкам можно было идти замуж с 13 лет). Родители, мягко говоря, не приветствовали такой союз и убеждали её одуматься, однако решимость Консепсии в конце концов победила. Дело закончилось помолвкой, но для брака православного и католички требуется разрешение Папы Римского, которое Резанов надеялся получить через русского императора.
Как следует из его писем, он не потерял голову от любви. Резанов человек вполне холодного расчёта и с известной долей цинизма, готовый для достижения своих целей зайти весьма далеко. Но нужно учесть одну очень важную вещь: его решение позволило быстро решить вопрос с закупкой продовольствия для русских колоний на Аляске и спасти от голода сотни людей.
Свидетели тех событий считали, что и со стороны Консепсии было больше расчёта, чем страсти.
Скорее всего, Консепсия просто увидела в русском своего. В течение последних 6 лет она воспитывалась в Париже, потом оказалась сосланной буквально на край света — и вдруг такой кавалер! Пусть 42 года, но — из столицы, из Санкт-Петербурга! Камергер двора! Командор Мальтийского ордена, свободно изъясняющийся по-французски и по-испански! Резанов внушал ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе и указывал на убожество Калифорнии. И вскоре она только и мечтала стать женой русского камергера. После этого на «Юнону» и «Авось» стали привозить продукты в таком количестве, что «Юнона» не смогла сразу отойти от причала.
Сразу после помолвки Резанов отправился назад, в Россию. Он ехал просить императора Алесандра I о ходатайстве перед папой Римским дать своё согласие на брак. По его расчётам на это должно было уйти два года, так как только дорога из Охотска до Красноярска у него заняла 7 месяцев, а до Петербурга надо было ехать ещё 2 месяца! Консепсия заверила его, что будет ждать.
В сентябре 1806 года Резанов добрался до Охотска. Начиналась распутица, но командор принял решение двигаться дальше верхом. Перебираясь через холодные сибирские реки по тонкому льду, несколько раз падал в воду. В итоге зимой, уже 1807 года, сильно простудился. Едва встав на ноги, снова сел на лошадь. Но дорога его доконала — однажды упав с лошади, он сильно ударился головой. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он и умер. Резанов был похоронен 13 марта на кладбище Воскресенского собора в центре Красноярска. В начале 1960-х годов Воскресенский собор был снесён, могила была утеряна, но остались сведения, что гроб был перенесен на одно из кладбищ Красноярска. И только в 1990-е г. стараниями энтузиаста краеведа и некрополиста Ольги Аржаных захоронение Н.П. Резанова было найдено на Троицком кладбище Красноярска.
Консепсия же осталась верна Резанову. Согласно легенде, она чуть больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. В 1808 году она узнала о смерти Резанова из письма из России, посланного её отцу. Однако выйти замуж она больше не пыталась. В конце жизни она ушла в монастырь, где умерла в 1857 году в возрасте 66 лет, пережив русского жениха на полвека. Похоронена недалеко от Сан-Франциско в г. Монтерей.
Десять лет в ожиданьи прошло
Ты в пути. Ты все ближе ко мне.
Чтобы в пути тебе было светло,
Я свечу оставляю в окне.
Двадцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Ты поборешь всемирное зло...
Я свечу оставляю в окне.
Тридцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
У меня отрастает крыло!
Я оставила свечку в окне…
А. Вознесенский
Эта история, несмотря на трагизм, закончилась хеппи-эндом. В Красноярск приезжал шериф г. Монтерей (Калифорния, США). Шериф развеял на могиле Николая Петровича землю с могилы Консепсии, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо: «И это символически свяжет их до бесконечности».
Как мы видим на этом примере, можно ставить точку в давнем споре какой брак прочнее: по любви или по расчёту. Самый крепкий брак — это брак с сочетанием любви и расчёта примерно в равных пропорциях с проживанием супругов на разных континентах!
Меня же терзали сомнения: если уж судьба занесла меня в Красноярск, то грех не побывать на могиле Н. Резанова. Только вот как её найти в снегу и не зная точного месторасположения? Гугл выдаёт только общую информацию, без конкретики и координат. Занятие, как мне виделось, не имело перспективы на успех. Тем не менее, отправился на Троицкое кладбище. Как и предполагал, никаких табличек или указателей, но благо снега очень мало! Оценил визуально масштабы этого старинного кладбища и решил сначала обследовать его по наиболее нахоженным тропам. Жизнь чему-то меня всё-таки научила, т. к. буквально через 15 минут я увидел памятник: белый массивный мраморный крест, на котором расположены две таблички: «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764 -1807. Я тебя никогда не увижу» и «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791-1857. Я тебя никогда не забуду», хотя праха Консепсии здесь нет. Также изображён силуэт парусника на фоне координатной сетки Земли. Могила выглядела ухоженной, поэтому мне осталось только очистить её от снега и убрать упавшие ветки деревьев.
Трагически сложились и судьбы капитанов судов «Юнона» и «Авось». Уже будучи бывшими капитанами, они погибли в один день. Трагический случай — в 1809 г. они утонули в реке Нева. Их тела так и не были найдены.
А ещё через год затонули и оба судна вместе с командами во время шторма у берегов Камчатки.
Вот такая у меня вышла поездка. Хотел отдохнуть-развлечься, а получил мощный образовательный посыл.
Закончить этот рассказ я хочу цитатой прощального письма Резанова:
«Патриотизм заставил изнурить все силы мои с надеждой, что правильно поймут и надлежаще оценят; я плавал по морям, как утка; страдал от голода, холода, в то же время от обиды и еще вдвое от сердечных ран моих».
Я коснулся легенды — это сильное чувство.
Автомобиль, Ford Kuga 2, 2013 г.в. 1,5л., 4 WD, 90 тыс. км, показал себя в поездке в целом положительно. Отдача двигателя на уровне 2,4 атмосферного мотора, но с более низкой полкой крутящего момента вполне адекватна для дорог России. Из недостатков отмечу: не очень удобные передние сиденья (задние сиденья — вообще лавочки, как в электричке), ближний свет фар и свет противотуманок — полные дрова, ну или около этого. Обзорность с места водителя тоже так себе: широкие передние стойки. Расход топлива А-95 по трассе составляет 8,5-8,7 л/100 км, в городе до 11 л.
Резине шипованной Nokian Nordman 5 (её дарили при покупке машины) можно поставить «тройку». Любит скользить вбок (это пугает), но потом резко стабилизируется (это успокаивает). Чувства надёжности она не даёт, поэтому приходится принимать превентивные меры предосторожности, которые заключаются с соблюдении скоростного режима с особой тщательностью.