|
Если не знаешь идти или не идти — не иди,
Если не знаешь любить или не любить — не люби
Если не знаешь жить или не жить — не живи...
Из кодекса чести самураев «Бушидо»
Те, кто боится машин с правым рулем — пусть ездят с левым!
Машинам с правым рулем посвящается!
От автора
Пролог
Существуем много разных способов, как нам прожить жизнь, как сделать ее счастливой, интересной, незабываемой, здоровой, долгой. Чтобы, оглянувшись назад с высоты прожитых лет, гордиться своими поступками, достижениями, успехами, делами, семьей, детьми, друзьями, карьерой. Человек сам творит свою судьбу. Поговорка: «Все что ни делается — все к лучшему» — бред, потому что ее употребляют люди, у которых жизнь складывается благополучно, и в их жизни не было поступков или обстоятельств, из-за которых уже ничего нельзя исправишь.
Мы боремся за выживание...
Прежде чем решиться на такой нелегкий поступок, как перегон автомобиля через всю страну, пришлось много взвешивать все за и против. Ведь это большой риск. На такие расстояния я никогда не ездил. Мне много рассказывали о всяких криминальных действиях, которые происходят с потенциальными покупателями автомобилей, приезжающими за дешевыми японскими машинами в Приморье, о проблемах, которые возникают в дальней дороге.
Я принял решение.
Я не считаю это подвигом.
Я просто решил эту задачу для себя.
Подготовка
Во Владивосток я прилетел со своим знакомым с Камчатки (на Камчатке я провел первую часть своего отпуска). Перелет занял около 3-х часов. Это уже второе мое посещение Приморья. Летели мы на самых «блатных» местах в ТУ-154 — в хвосте. Посадка прошла благополучно.
Приморье нас встретило жарким октябрьским днем. Владивосток — это почти субтропики, если посмотреть географическую карту, то можно заметить, что Владивосток находится на той же примерно широте, что и Сочи. После +5 на Камчатке (днем) первые несколько дней в Приморье показались теплым раем +25. Нас встретил сын моего знакомого, с которым я прилетел, он живет в Уссурийске. Сам аэропорт находится в Артеме. Получили багаж, сели в машину и поехали во Владивосток (это около 40 км), решили сразу посетить авторынок «Зеленый Угол». Город очень красив, расположен среди сопок, в сочетании с берегом Тихого океана производит неизгладимое впечатление в памяти. Мне он очень понравился еще в первый мой приезд в эти места. Есть какое-то сходство с Петропавловском-Камчатским, но Владивосток гораздо больше, выше и более развит. Когда въезжаешь в город, то справа тянется череда различных санаториев. Движение интенсивное. На границе города стоят девочки, которые предлагают дешевые интимные услуги. Транспорт почти весь японский, реже корейский. Отечественные автомобили кажутся здесь иномарками и выглядят как-то нелепо среди изящных форм японского и корейского автопрома. Город очень растянут. Знаменитый авторынок Владивостока «Зеленый Угол» расположен на сопке. Он представляет собой много небольших площадок, на которых выставлены автомобили на любой вкус. Практически на каждой площадке есть офис, который сразу оформляет куплю-продажу автомобилей (справку-счет, доверенности, страховки, выдаются транзитные номера). Купил и поехал! Пока добираешься к рынку, обращаешь внимание, что автомобильный бизнес тут является одним из основных. Повсюду авторемонты, сервисы, продажа запчастей, аксессуаров, покраска, тюнинг и вообще все, что только можно придумать, чтобы поставить в машину и «сделать машину под себя»...
В первый день, а это была пятница, я машину не купил. В душе затаилось сомнение, что мне денег не хватит на автомобиль, который я хочу, а хотелось купить джип среднего класса, если быть точнее — Nissan Terrano. Ценовая политика на востребованную мной марку автомобиля была несколько выше, чем я думал. Надо рассчитывать свои силы, что машину нужно еще гнать через всю страну (топливо, еда, расходные материалы, об этом ниже) и еще надо здесь жить, пока не купишь машину. К счастью, проблемы с жильем я не испытал, потому как все время пребывания в Приморье я жил у сына моего знакомого в Уссурийске.
После посещения авторынка времени на другое уже не осталось, мы поехали в Уссурийск (120 километров на Север), мимо Артема (он остался в стороне). Дорога не утомляет. Где-то на 3/4 она имеет по две полосы в каждом направлении. Поэтому скоростной режим здесь быстрый. Главное, не нарваться на ГИБДД. Когда едешь на японском автомобиле, то педаль газа «нажимается сама». Получаешь удовольствие от комфортной езды, скорость почти не чувствуется, если не смотреть на спидометр, то кажется, что едешь не так быстро, как это происходит на самом деле.
Примерно за 5 км до Уссурийска с правой стороны находится уссурийский автомобильный рынок, далее следует развязка на Хабаровск. Недостроенная часть трассы «Владивосток-Хабаровск» М-60.
Переночевав, мы с моим знакомым и его сыном направились на автомобильный рынок в Уссурийск. Он не такой большой, как «Зеленка» во Владивостоке. Вообще, на авторынке, как на любом рынке, надо иметь ухо востро. Деньгами не трясти, товар выбирать с умом, так как можно попасться на удочку различным аферистам. Тут, конечно, надо знать толк в автомобиле. Нельзя кидаться на дорогую музыку и блестящую окраску — это, конечно, внешний вид машины, но не надо забывать, что на этой машине надо ездить, а это значит, что двигатель и подвеска — это то, от чего зависит, доедешь ты до намеченной цели или сломаешься в дальней дороге.
Скажу сразу, у меня были хорошие советчики, до этого у меня уже были японские автомобили, поэтому «кота в мешке» я брать не хотел. Конечно, внешний вид для меня тоже имеет не последнее значение, но дорога-то дальняя. В общем, посмотрел я несколько интересующих меня джипов: или большая для меня цена, или проявляются какие-нибудь косячки за внешним лоском. Например: неустойчиво работает двигатель, разбиты подушки сапунит, тест коробки неважный, масло с осадком, проблемы с документами на машину (обычно говорят, что все будет в порядке, но надо подождать, этому верить я бы не советовал, лучше брать машину с готовыми документами, хотя и тут можно нарваться на подставу) и т. д. Что я хочу сказать, в основном, продавцы, которые торгуют автомобилями, нормальные люди — это их бизнес, они сюда приехали, чтобы продать одну или несколько машин. К сожалению, в России не все русские люди любят работать, есть категория паразитов. Эти нехорошие люди считают своим долгом зарабатывать за счет других, «разводя на деньги». Поэтому нельзя терять внимания, находясь на рынке, можно нарваться и на «кидалово». Конечно, 90-е уже позади, когда творился беспредел, и люди пропадали бесследно, но нам еще далеко до цивилизованного общества.
На Уссурийском рынке тоже можно сразу оформить все документы на машину, только в отличие от «Зеленки» он работает не ежедневно. Понедельник-вторник выходные. Во сколько открывается, не помню, но в 9 утра уже идет бойкая торговля, а в 14:00 там делать уже, как правило, нечего.
Итак, во второй день я машину тоже не выбрал!
Воскресенье рынок был вообще неважный, я опять был на уссурийском авторынке.
На неделе ездил пару раз во Владивосток: на «Зеленку», там вообще ничего не прибавилось из интересующего меня, а также рассматривал несколько вариантов по объявлениям местных газет, основной является «ДальПресс». Газеты нужно брать в день их выхода в продажу, иначе машины могут уже быть проданы. А лучше, когда еще верстается номер. Тут также есть определенная категория граждан, которая зарабатывает на этом деньги. Они получают доступ к еще неопубликованным объявлениям, скупают дешевые машины, в лучшем случае подшаманят их и выгоняют на рынок с другим ценником, иногда даже меняют документы, делая тем самым автомобиль якобы «беспробежым». Варианты, которые я смотрел по объявлениям, тоже меня не воодушивили, хотя цена меня устраивала. Вся надежда была на торговлю в выходные в Уссурийске. Пятница и суббота — это наиболее продуктивные дни. Есть много мнений по поводу того, что цены в Уссурийске меньше, чем во Владивостоке, а ведь есть еще и Находка. Из своего наблюдения могу сделать следующий вывод: на «Зеленке» машины более свежие и, как мне показалось, нет машин с пробегом по России; в Уссурийске же машины попадаются всякие: и с пробегом, и без пробега по России — там это не особо скрывается. Есть продавцы, которые торгуются и там, и там (в среднем 200-300 долларов, можно даже сторговать и до 1 000). Лучше торгуются в Уссурийске. Бывает, что продают нормальную машину дешево или, наоборот, какие-нибудь «дрова», но дорого. Рынок!!! Не редко под завершение торгового дня продавцы скидывают цены, если у них машины не купили, так как их поджимает время (надо ехать за новым товаром). Но ассортимент автомобилей уже не тот, что был утром.
Да, 9 машин из 10 подкрашены, таким образом обновляется их внешний вид, пряча недостатки былой эксплуатации (даже если машина только пришла из Японии): царапины, сколы, а где-то и следы аварий.
Как я и планировал, в пятницу нашел свою «красавицу». Среди нескольких вариантов эта машина мне сразу приглянулась. По деньгам было несколько дороговато, но мой знакомый вошел в мое положение и немного помог мне материально.
Дизельный двигатель, цвет, салон, комплектация, запаска снизу — все меня устроило. Она мне так-то сразу понравилась. Проверили двигатель, погоняли его в разных режимах, проверили коробку, жидкости, залезли под машину, подергали разные железки. Резина стояла не новая, но на перегон хватит. Я КУПИЛ МАШИНУ!!!
Машина куплена — надо ехать. Прежде всего, проверили еще раз подвеску, вдруг не заметили что-то на рынке, к счастью, она оказалась в нормальном состоянии. В дальнюю дорогу я поменял масло в двигателе, купил запасные фильтры (воздушный, топливный, масляный), взял масла для возможной замены и доливки, обязательно посоветую взять комплект резины (минимум один, лучше на дисках), что я и сделал, правда, без дисков. На китайском рынке в Уссурийске набрал разных примочек к машине: ветровики, «очки» на фары, вонючки, средства по уходу за машиной (внутри и снаружи), лампочки и т. д. Выбор различных аксессуаров настолько велик, что разбегаются глаза, были бы деньги. На набор нормальный инструмента, к сожалению, денег не хватило. Тут же набрали еды, купили газовую горелку с баллончиками, нержавеющую посуду, чтобы можно было вскипятить чай или разогреть пищу, взяли также одеяло и подушки. Всю переднюю часть машины я измазал клеем ПВА (по совету сына моего знакомого) в несколько слоев (у меня ушла 2-х литровая банка). Бока обклеил бумажным скотчем. Практически все перегонщики пользуются различными способами защиты кузова, чтобы уберечь машину в дороге от механических повреждений (камней, песка), т.к. не весь путь пролегает по асфальту.
Да, чуть не забыл, когда машина куплена и приходится уже самому ездить за рулем, нельзя забывать об опасности, подстерегаемой со стороны местных криминальных структур. К сожалению, криминал не дремлет, в свой предыдущий приезд в Приморье я уже был свидетелем такого «развода». Мои знакомые имели неосторожность после покупки автомобилей остановиться в Уссурийске. Подъехал дядечка и начал нагружать. Все это было на моих глазах. Настолько все неприятно и гадко. Пришлось заплатить отступных по 100 баксов с машины, причем, этих «нечестных» людей даже не пугало, что в прямой видимости (около 100 метров от нас) стояли сотрудники ГИБДД. И что самое интересное, этот криминальный человек написал расписку, в которой написано, что с нас взяты деньги и больше нас не трогать на такой-то территории. Даже оставил контактный телефон!
Итак, машина куплена. Осмотр показал, что она готова к дальней поездке. Предметы первой необходимости в дороге взяты. Бак залит под горловину. Купил я в Уссурийске «Атлас автомобильных дорог», так как еще пока не стал счастливым обладателем навигационной системы GPS. Кстати, атлас нам здорово помог!
Инструктаж:
— не ездить в одиночку;
— нельзя оставлять машину где попало;
— если пришлось остановиться, то только в людных местах;
— останавливаться только на платных стоянках;
— машина, набитая вещами, сразу бросается в глаза, поэтому загружать машину желательно только перед дорогой;
— хорошо изучить местность по картам, GPS, если такая имеется, чтобы не спрашивать лишний раз у прохожих как проехать;
— средняя скорость движения вне населенного пункта 120 км/ч;
— в дорогу нужно брать обязательно минимум один комплект запасной резины, лучше сразу на дисках;
— минимальная дистанция между машинами, не давать кому-нибудь вклиниться между вами, чтобы отсечь вас от группы.
В добрый путь!
Дорога
День первый, понедельник.
Выехали мы часа в 2 ночи в понедельник. Это связано опять же с тем, чтобы вероятность столкнуться с криминалом на дороге была минимальная. А именно, миновать село Михайловку, которое находится буквально в 15 км от Уссурийска. Братки в свое время там «кинули» много перегонщиков. На момент выезда появилась информация, что эту группировку сильно подкосили работники правоохранительных органов, но осторожность не помешает. А также по той же причине (криминал), нужно было проехать Хабаровск в утреннее время.
Температура за бортом около +5 градусов.
Что можно рассказать о ночной дороге. Она не загружена. Ехать, если ты себя чувствуешь бодро, легче и быстрее. До Хабаровска около 700 км. Трасса Владивосток-Хабаровск — М-60. В основном это асфальт, довольно приличный, без ям и каких-то грубых неровностей. Километров за 100 до Хабаровска есть пост ГИБДД, перед которым тоже ночуют перегонщики по той же причине — проехать Хабаровск утром, чтобы риск столкнуться с криминалом был минимальный.
Мы не стали рисковать ехать через весь Хабаровск, а решили обогнуть его по максимуму, для этого свернули в Кругликово направо в направлении Сито. Крюк этот составил около 60 км. Полностью объехать Хабаровск не получилось, так как надо пересечь реку Амур по единственному в том районе мосту — это окраина города и одновременно выезд из него, если ехать на Москву. О самом Хабаровске сказать нечего, потому как его мы практически не видели. Мост через Амур — сооружение красивое и величественное. Если я правильно понял, то он одновременно является и железнодорожным (первый ярус) и автомобильным (второй ярус, нижний). Река завораживает своим взором. Очень широкая. Вообще, конечно, я большие реки пересекал очень редко, и сравнивать мне не с чем, а те, которые есть в Новгородской губернии, не подстать этой. Сразу после моста Хабаровск заканчивается.
С момента выезда из Хабаровска начинается федеральная трасса Чита-Хабаровск «Амур», М-57. Её протяженность составляет около 2 700 км — это самый трудный участок дороги всего перегона по нескольким причинам: во-первых, дорога проходит в малообжитой местности, во-вторых, сопутствующая инфраструктура (заправки, шиномонтажи, автосервисы, кемпинги) очень ограничена или только строится, в-третьих, добрая половина ее составляет грунтовая дорога, по которой иногда приходилось ехать со скоростью 10-15 км в час даже на джипе. Но перспектива у этой дороги должна быть хорошая. В строительство данной автомагистрали вкладываются очень большие деньги — это видно по размаху и объемам сделанного. Еще характерной особенностью трассы является практически односторонняя направленность движения: почти все машины движутся на Запад.
Одна из главных целей перегонщика в первый день состоит в том, чтобы доехать без каких-либо остановок до Биробиджана. Он находится всего в 170 км от Хабаровска, но здесь можно спокойно остановиться отдохнуть, покушать, осмотреть машину и т. д. Цена на топливо по трассе меняется в зависимости от близости к цивилизации — чем дальше от нее, тем дороже. Так от Владивостока до Читы она возрастает, потом начинает падать. Например, во Владивостоке дизтопливо можно было купить по 16-17 рублей за литр, в Биробиджане оно уже стоило где-то 18 рублей, а в Чите — 21 рубль. Я сохранил почти все чеки от заправок во время своего путешествия. Просто не выкидывал их и складывал в бардачок. После повышения цен на топливо в конце года даже не берусь судить, сколько сейчас оно там стоит.
До Биробиджана участок дороги если не сказать идеальный, то очень в хорошем состоянии. Дорога двухполосная (по одной в каждом направлении). На въезде мы заправили полный бак и покушали. Биробиджан — «столица» перегонов, так между собой называют его перегонщики. Сам город чистенький, аккуратненький, в основном это двух-, трехэтажные постройки. Что мне бросилось в глаза, так это не такие как везде (в других городах, в которых мне посчастливилось побывать) светофоры. Отличие не принципиальное, а скорее немного нестандартное: оптика на них не такая, как я привык видеть в других местах. Город небольшой. Трасса М-57 проходит через него, петляя по улицам. В городе заблудиться сложно, указатели направления трассы висят практически на каждом перекрестке.
Задача первого дня — пройти максимально возможное расстояние, чтобы во второй день покрыть расстояние и выехать к Чите.
Километров через 100 после Биробиджана заканчивается постоянное асфальтовое покрытие. Далее характер дорожного покрытия часто меняется: то это асфальт, то это участки ровной грунтовки, такой, что ехать можно как по нормальному асфальту, то какие-то объездные от основной трассы, потому как еще кое-где работают БелАЗы, ведутся подрывные работы. Чем дальше уезжаешь от цивилизации, тем больше видишь разруху от былой славы социализма: разрушенные фермы, хозяйственные и промышленные постройки, брошенные дома. Старики доживаю там свой век или потихоньку уходят из этих мест за молодежью, которая нашла в себе силы убраться отсюда, чтобы окончательно не спиться. Дальний Восток увядает. Удручающая картина. Железная дорога, а теперь и федеральная трасса, которая проходит через эти живописные места, еще вдыхают жизнь в здешние поселки. На трассе торгуют кедровым орехом. Здесь растет самый крупный кедр в России. Громадное дерево, начинает плодоносить только на 25 год своей жизни. А в одном месте нам даже попался поселок с почти заброшенной золотодобывающей фабрикой, так там даже отсутствует школа, а до ближайшего более-менее крупного населенного пункта не меньше полусотни километров. Данную информацию (на достоверность я не проверял и не могу проверить) сказал один из перегонщиков, который оказывал мне помощь через пару дней спустя. Мы проезжали этот поселок по объезду, в одном месте непонятно было, куда поворачивать. К нам подбежали дети, по их словам, тут многие ломают голову, куда ехать. Я был в шоке, когда дети попросили чего-нибудь поесть...
Температура потихоньку опустилась до 0. На одном участке мы даже попали в снегопад. Некоторые перегонщики, которые были к этому не готовы, столкнулись с определенными сложностями, потому как надеялись проехать дорогу на летней резине. И, как следствие, попали (в различной степени тяжести) в ДТП. Мне тут первый раз пришлось прочувствовать прелесть езды на джипе. Включил 4WD и благополучно миновал эту снежную «сказку». Снег сначала перешел в мокрый, потом в снег с дождем, в просто дождь, а далее и вообще осадки прекратились. Весь остальной путь до конечного пункта нашей поездки стояла или ясная, или пасмурная погода, но осадков больше никаких не было.
Дорога шла на Север.
Видимо, трасса разделена на участки, которые закреплены за разными дорожно-строительными отрядами. Поэтому дорога выглядит как пунктир: с асфальтом и без него, причем, примерно одинаковой длины. В одном месте, я был сильно удивлен, строительство дороги проходило даже в темное время. Стояли специальные машины с прожекторами, чем-то отдаленно напоминающие прожектора, которые располагают на стадионах. В этом ярком свете трудились дорожные рабочие, монтируя заграждения на обочине.
Проехав после Свободного еще около сотни километров, мы заночевали на заправке. Температура опустилась до -4.
День второй, вторник.
Встали мы где-то в 5 утра. Термометр показывал уже -8. Снега нет. Немного перекусили и поехали дальше. Как говорит Фоменко в «Русском радио»: «... Русские называют дорогой то место, по которому хотят проехать...» Дальше Федеральная трасса М-57 Чита-Хабаровск «Амур» представляет собой вид, похожий на проселочную дорогу средней полосы европейской части России. Как в хреновом райцентре... Я многое повидал, поэтому удивляться мне не пришлось. Несколько сотен километров пришлось трястись по этой извилистой узкой дорожке. В каком-то месте термометр даже показал -17 градусов.
Путь на Север протекает вдоль китайской границы. Самая северная точка нашего маршрута — Сковородино. В этот населенный пункт мы подъехали уже к полудню. Морозы, видимо, стояли тут уже какое-то время. На заправке в «центре» города мы пообедали в кафе с видом на замерзшее озеро. Кухня отвратительная, особенно запомнился салат «морковь по-корейски» — это жалкое подобие данного блюда. Я люблю корейскую кухню, но это полное издевательство. После «сытного» обеда мы заправили полный бак и поехали дальше. На улице было -12. Дальше наш путь круто меняет направление, т.к. трасса поворачивает на зюйт-вест-вест (на Запад с небольшим южный уклоном). В атласе автомобильных дорог, который я купил в Уссурийске, до Сковородино еще можно разглядеть дорогу, а дальше, до Читы, нет четкой трассы, только какие-то обрывки в разные стороны. Оно и понятно, геодезия не успевает обновлять карты. Трасса свежая, кое-где еще недостроенная. Какой-то проектировщик взял карандаш и прочертил от руки прямую от Сковородино до Читы, по его шаблону дорогу так и построили. Сделано уже немало, еще каких-то пять лет назад летом на легковой машине проехать было практически невозможно, машины гоняли в основном зимой, часть пути проходила по реке Шилка (около 350 км по льду), а если летом, то некоторые речки приходилось проезжать через паромные переправы, ввиду отсутствия мостов. Об этом мне рассказал мой напарник, который помогал мне в перегоне машины. Для него это уже был не первый рейс с Востока на Запад. Когда мы ехали, то через все реки по пути следования мосты были наведены.
Дорога дальше выглядит прилично, несмотря на то, что она грунтовая. Некоторые участки отгрейдерованы так, что можно ехать под сотню километров в час. Если бы там лежал асфальт, то можно было бы смело нарисовать три полосы. Те редкие населенные пункты, которые есть в этой местности, остаются в стороне. Заправки тут редки, в среднем на 50 км одна, кое-где строятся. Если попадается шиномонтаж, а здесь это самое посещаемое заведение, то он выглядит как сарай.
Вдоль всей этой грунтовой дороги наблюдаешь картину, как много машин стоит на домкратах, а водители меняют резину. Один микроавтобус Toyota Town Ace «разулся» прямо у нас на глазах, сразу после того, как совершил обгон. Хорошо, что это было заднее колесо... Как я уже говорил: надо брать запасной, минимум один, комплект резины, желательно уже на дисках. Затрат по времени минимум, да и нервы спокойнее.
Машин с поднятыми капотами на трассе не встречал.
У нас все складывалось благополучно. Хотя на ямках я стал замечать, что начала пробивать передняя правая стойка. Потом и вообще застучала. Километров за 300-350 до Читы постигла неудача с колесами и нас. Как это обычно бывает на большой машине (до этого у меня был микроавтобус), если пробито заднее колесо, да еще на грунтовой дороге, долго не ощущаешь, пока в салоне не запахнет палёной резиной или пока не обратишь внимание, что тяга автомобиля несколько снизилась. Если колесо пробивается спереди — ощущаешь сразу. Остановились. На улице около 6 мороза. Надо менять: снимать пробитое колесо и ставить запаску. Юмор этого предприятия состоял в том, что мы часа полтора потратили, чтобы как-нибудь снять запасное колесо. Дело в том, когда я выбирал машину на авторынке, то прислушался к мнению одного уважаемого мной человека: брать джип, чтобы запаска была снизу, под багажником, а не на «калитке», потому как «калитка» имеет свойство разбалтываться и стучать в дороге. Конечно, от этого теряется более хищный вид у джипа, он становится более похожим на «паркетник» или, как принято сейчас называть модным словом, «кроссовер». А спросить на рынке, конечно, не догадались. Мы так и не смогли придумать как нам опустить эту запаску. Если разобраться, японцы далеко не дураки, чтобы сделать эту операцию сложной. Хорошо, что у нас не было серьезного инструмента, а то бы мы сломали крепление запаски снизу. Уже начало темнеть, дул ветер, я порядком замерз. Решили просить помощи у проезжавших мимо машин. Водители, примерно, пяти автомобилей оказались такими же чайниками, как и мы. Водитель следующего автомобиля обозвал нас «оленями», сказал, что денег на джип нашли, а пользоваться машиной не умеем, (в своей жизни я встречал случай покруче, когда водитель Круизера, проездив на нем 1,5 года, не знал, как пользоваться лебедкой), показал нужное отверстие в кузове. И дело пошло... «... а ларчик-то просто открывался...» Без запаски ехать рискованно. Решили, не торопясь, доехать до ближайшего шиномонтажа, сделать колесо и продолжить путь. Это же не Европа! Тут люди круглосуточно не работают, а так хотелось. Проехали мы пару шиномонтажей, они уже были закрыты. Решили так же потихонечку продолжить путь, пока не найдем работающий. Через некоторое время у нас лопнуло второе заднее колесо... Пришлось заночевать прямо на дороге.
День третий, среда.
Проснулись мы около 9 утра. На улице было -7. Я своего напарника оставил в машине. А сам взял покрышку и пробитое колесо, тормознул попутку, благо их едет поток на Запад, не прекращая днем и ночью, поехал искать шиномонтаж. Каково было мое удивление, что до асфальта мы не дотянули километров 10. Первый шиномонтаж показал, что диски на 16 там не делают. На втором мужик просто отказался бортировать колесо по причине непонятной занятости, может, куда спешил, хотя пока я его уговаривал, прошло минут 10-15, мог бы за это время и сделать колесо: клеить-то не надо, только переобуть, надуть ну и отбалансировать. В общем, поехал дальше. Следующий шиномонтаж не работал. Один мы пропустили, он был в стороне от дороги — метров 400. Таким образом, мы добрались до поста у Читы. Там шиномонтаж находится прямо за постом. Сделали мне там колесико. Ребят на посту я попросил посадить меня со своей ношей на машину в обратном направлении. Спасибо им. Возвращаться пришлось на тягаче, поэтому ехали не очень быстро — километров 50 в час. Шиномонтаж, на котором мне благополучно сделали колесо, оказался чуть больше 100 км от места ночевки. Мой напарник, тем временем, не знаю как охарактеризовать его поступок, подождал до обеда (часов до 3 дня), заволновался моим отсутствием, остановил попутку, забыл марку. Помню, что микроавтобус, тоже Ниссан. На нем стояли диски на 15, но крепление по дыркам подошло. Водитель этого микроавтобуса дал свою запаску на мой джип и в сопровождении его, мой приятель поехал искать шиномонтаж и меня...
Тут можно рассуждать много. Правильно он поступил или нет. Связи нет. Местность незнакомая. Я уехал и пропал... Хотя договорились, что он будет меня ждать.
Хорошо, что я смотрел в лобовое стекло на дорогу, и, уже когда до места стоянки своей машины оставалось километров 10, в проезжавших навстречу автомобилях я узнал свой! Немного поразмыслив, попросил водителя машины, который меня подвозил, высадить меня. Снова тормознул машину в обратном направлении, на этот раз легковую. Ребята колонной шли и меня подхватили. Поехали догонять мой автомобиль. Догнали километров через 60 ))).
Немного выяснив отношения со своим напарником, вернули колесо водителю микроавтобуса. Спасибо ему. Побольше бы таких людей на дорогах!
Заехали на шиномонтаж снова, сделали запаску. Надо в дорогу. Голодные, злые, в 18:00 продолжили свой путь дальше... На посту ДПС у Читы нас тормознули. Как я понял, там останавливают все автомобили, которые едут с транзитными номерами. Переписывают реквизиты машины, откуда-куда едем и отпускают. Никаких претензий. Чита благополучно минуется стороной. Мы, по неопытности, зачем-то свернули в город. Город сам небольшой. Одна длинная улица, как в вестерне прямо. Проехали город с одного в другой конец и обратно. Нашли поворот, где свернули не туда, выехали на трассу и вперед. Километров через 10 остановились на заправке, залили полный бак, поужинали. Цивилизация. Асфальт. Не думал, что буду так радоваться асфальту. Дорога отличная. Скорость 120-130. Душа радуется, что трудности с колесами позади. Короткий миг счастья. Уже темнело, поэтому красоту горного перевала не увидели, пока ехали в Улан-Удэ. Я хоть и прожил 8 лет на Камчатке, а все равно не могу налюбоваться на горы! Где-то недалеко до Удэ снова заправились. За руль сел мой напарник, я решил подремать. Проснулся и понял, что мы заблудились. Хорошо, что уехали недалеко. Опять выяснили отношения. Я вот сейчас вспоминаю со смехом, а настроение мы друг другу чуть подпортили, но дорога нас все равно сплотила. Пришлось ехать через город. Ночной Улан-Удэ страшно не понравился. Произвел какое-то гадкое впечатление. Улицы не информативные. Во 2-м часу ночи в будний день народу в городе полно. Пришлось даже дорогу спрашивать у прохожих, как выехать из города на Москву ))). На выезде пост. Скопилось много машин. Подождали. Стали интересоваться, почему стоим, оказывается, закрыт перевал по причине гололеда и вследствие его — аварии. Подъемы и спуски посыпали песком. Поэтому и не пускали. Решили поспать... Время 2 ночи.
День четвертый, четверг.
Пробуждение произошло под сигналы клаксонов. Около 6 утра. Перевал открыли уже, машины начали движение. Мы кому-то мешали выехать. Перевал крутой, преодолели нормально, 4WD — хорошая вещь. Лежал снег.
Байкал. Великое озеро. Красотища: с одной стороны снежные горы, с другой — бесконечная водная гладь. Дорога проходит почти по самому берегу, если не считать ТрансСиб (железную дорогу), который находится еще ближе к воде. Конечно, всего величия Байкала ощутить не удалось. Но протяженность трассы вдоль озера внушает — несколько сот километров. Сделали остановку, сфотографировались и дальше в путь. Особых претензий к асфальту нет, да и к его виду уже начали привыкать. Можно и повыделываться. Постов не помню. Доехали до скандального Байкальска. За ним по серпантину наверх. Пообедали на самом верху в кафе с видом на озеро. Попробовали омуля, набрали чуток с собой. Прощай Байкал... До Иркутска дорога проходит по лесу. Сплошные повороты, подъемы и спуски. Заправились перед въездом в город. В Иркутске пришлось постоять в пробках. Проезд не сложный, все обозначено. Потратили минут 40. На выезде небольшой участок трассы с разделенными полосами движения в каждом направлении. Асфальт нормальный. Да, чуть не забыл, цена на топливо до Иркутска и после него разная, после — дешевле, причем, на рубль-полтора. Ближе к Красноярску топливо дешевеет. Кругом поля и степи. Населенных пунктов не много. Дорога однообразная. Самый главный вывод, который я для себя сделал: все поля обрабатываются — вспаханы, убраны или убираются. Это приятное удивление! Думал, что в нашей стране после 90-х уже все похерено. Сравнивал с Новгородской областью.
До Саян дорога нормальная, дальше — черти что. Бесконечный спуск, объезды, грунтовка. Опять снег. Фуры на обочине. На границе Иркутской области и Красноярского края дорога так вообще почти закончилась. Километров 100 такое ощущения, что линию фронта пересекаешь: бетонка, когда-то покрытая асфальтом. Средняя скорость 30 км/ч. Кое-как дотянули мы до Канска. Там вообще какой-то дебильный объезд через город по каким-то трущобам. Благо, что указатели везде есть. Заночевали на выезде, у какого-то кафе... 1 ночи.
День пятый, пятница.
Проснулись, позавтракали в кафе, у которого ночевали. В путь. Дальше, слава Богу, дорога нормальная, асфальт хороший. Дави на газ, да и только...
До Красноярска недалеко, доехали быстро. Ехать через город несложно. Надо только быть внимательным к указателям. В одном месте опять свернули не туда, развернулись, нашли проскоченный поворот и выехали из города где-то в районе аэропорта. Заправились и опять в путь.
Дорога до Кемерово прошла как-то незаметно. Я все не переставал восхищаться обработанными полями. Должен даже сказать, испытал гордость за страну — может, и не все так плохо, как я думал.
Кемерово — единственный областной город, через который мы проезжали, где есть нормальный хозяин. Улицы аккуратно убраны, везде стоят урны, все улицы подписаны, даже у предприятий и то ухоженный вид. Губернатор на своем месте. По городу ехать несложно. Мы опять куда-то не туда свернули. Спросили у прохожих, где выезд на Юргу и попали на отличное шоссе, практически без движения до самой Юрги. По моим подсчетам, тут мы срезали около 50 км.
От Юрги что-то около 10 км до трассы. Выезжаешь на федеральную трассу прямо у поста ДПС. Да, в Юрге у нас проверили документы.
Через некоторое время закончилась Кемеровская область и началась Новосибирская. Видимо, тут очень хотят навести порядок на дороге, потому что примерно через каждые 30 км стоит стационарный пост ДПС. Причем, только в Новосибирской области, в других регионах на всем пути следования такого нет.
Небольшое отступление: весь путь, пройденный до этого, очень много брошенных постов ДПС. Как правило, на область или край — один-два поста ДПС, иногда патрульные машины. В европейской части нашей необъятной Родины «советской власти» гораздо больше.
К Новосибирску подъехали уже под вечер. Путь по городу занял около 1,5-2 часов. Ужасный город! Очень оживленное движение, едут все как хотят, прямо как в Москве. После трассы нужно быть внимательным, того и гляди кто-нибудь въедет. Объездной нет. Направление движения указано, как ехать в сторону Москвы, таблички везде висят, только маленькие какие-то, нужно быть внимательным.
Выехали мы из Новосибирска. Через несколько километров поужинали в придорожном кафе. Кухня становится дороже, а качество пищи падает... Сразу ощущаешь близость к «Центру» страны: очень много попадается на дороге фур. В следствие чего — километров 200 от города едешь в асфальтовой колее, как по волнам. Неприятно бросает, водит, нужно быть осторожным при совершении обгона. Потом асфальт становится ровнее. Дорога до Омска практически прямая, все населенные пункты в стороне. Мечта водителя...
Не доезжая до Омска километров 100, заночевали. Время 1 ч 30 мин.
День шестой, суббота.
Встали в 6 утра. Позавтракали в машине. И в путь...
Омск мы объехали еще в темноте. Трасса проходит мимо него. Если смотреть трассу дальше по карте, то часть ее пролегает через территорию Казахстана. Это означает, что нужно проходить две таможни. Поэтому решили с этим не заморачиваться, сделать лишних пару сотен километров (когда едешь 10 000 км, то на такие мелочи не обращаешь внимания) и проложили маршрут через Тюменскую область. При этом в саму Тюмень заезжать не надо — она благополучно объезжается задолго до нее.
На границе областей Омской и Тюменской снова появился снег. Чем дальше на Север, тем дорога становилась более скользкой. На улице температура опустилась до -8.
Тюмень — территория, на которой ведется добыча нефти, казалось бы, что топливо должно только падать в цене... Но картина вырисовывается обратная: на АЗС цены дороже, чем в Омской области. Зато вдоль дорог стоит много топливозаправщиков с «дешевым» дизельным топливом, видимо, ворованное. Только пистолет не входит в горловину. Несколько раз пробовал, везде одна и та же картина. В каком-то придорожном кафе мы позавтракали блинчиками. Объехали Тюмень и покатились на Юг до Кургана, чтобы опять попасть на федеральную трассу. Снег начал потихоньку пропадать, а к тому времени, как мы выехали в Курганскую область, вообще пропал. И снова мы очутились в объятьях золотой осени. Листвы на деревьях неопавшей было еще много. Стоял ясный день. Только дул ветер, птицы в его порывах метались, скоро и им предстоял дальний путь на Юг.
Трасса проходит мимо Кургана. Я свел дебет с кредитом и пришел к выводу, что денег нам хватит еще на 1 000 км. В связи с этим пришлось заехать в город: сделать краткую остановку, найти банкомат, снять денег, купить чего-нибудь пожевать — на это ушло не больше 40 минут.
Следующий пункт назначения — Челябинск. Сразу, как произношу это название города, вспоминаю передачу на ТНТ «Наша Раша» с единственным фрезеровщиком нетрадиционной ориентации ))). До Челябинска дорога нормальная. Асфальт ровный. Когда рядом с тобой сидит «штурман», всегда легче ехать. В город решили не соваться, хотя объездной, как таковой, вокруг города нет. Поэтому поехали по пригородам. Очередной раз чуть-чуть заблудились. Маршрут прокладывали по атласу, масштаб его карт, как на компьютере, не увеличишь. Ошибка была понята, вернулись, нашли место, в котором сбились с пути, и выехали в направлении Урала...
Опять горы!!! В сумерках мы уже начали забираться наверх. Сами горы старые, не видно их остроконечных вершин, но красоты от этой мелочи они не теряют. На склонах появился снег. Температура начала понижаться по мере подъема. Само дорожное полотно отличное, дорога достаточно широкая (три полосы) Бесчисленное множество заправочных станций. Где-то в верхней точке Уральских гор температура упала до -12. Мы остановились в придорожном кафе, тут их тоже достаточно много. Названия я не запомнил, что отложилось в памяти, так это много чучел зверей внутри. Мы там вкусно и сытно поели.
Спускаться с Уральских гор мы начали уже в темноте. Мне казалось, что спуск бесконечный. Не знаю, сколько километров, но спускались мы долго. Я даже начал сомневаться: будто мы давно спустились, а я никак не могу перестроиться. У меня в машине стоит альтиметр, показания которого совпадали с моими ощущениями снижения. А внизу, в черной пустоте, тысячи огней, они занимают почти всю пустоту (где-то чаще, где-то реже) — это Уфа. Красотища! Многие вещи, о которых я пишу, надо видеть. Можно ехать без эмоций, считать только оставшиеся километры, но тогда путь становится неинтересным, и в памяти ничего не отложится.
Если продолжить путь после спуска, не сворачивая, то попадаешь автоматически на московскую трассу, которая проходит через Самару. Мы даже сначала так и сделали. Но, проехав несколько десятков километров, остановились, взвесили ситуацию и вернулись обратно к Уфе, объехали ее и свернули на московскую трассу, которая проходит через Казань.
Проехав еще километров 100, очень захотелось спать. Мы свернули к какому-то кафе со стоянкой и заночевали.
День седьмой — заключительный, воскресенье.
Проснулись мы от того, что кто-то стучит нам в окно. Мужик, который нас разбудил, сказал, что стоянка здесь платная, стоит 50 рублей. Это какое-то предпринимательство... или разводка. Тем более, нигде не написано, что стоянка платная. Но спорить мы не стали, сумма не настолько велика, чтобы испортить нам настроение. Отдали этот полтинник, пусть подавится! Время было около 6 утра. Сон нам прервали, поэтому ничего не оставалось, как начать движение...
Скажу честно, что последний день пути запомнимся не особо. Дорога не широкая, асфальт ровный. Так мы и докатили до Казани — государство в государстве. Люди здесь умеют жить достойно. Чувствуется высокий уровень жизни. Порядок на протяжении всей республики. Надо отдать должное Татарстану. Вокруг Казани цивильная объездная с разделенными полосами движения. Думаю, что Казань тоже произвела бы положительные эмоции, если пришлось бы ехать через город.
Когда ехали по объездной, температура опустилась до 0 градусов, и, так как до этого прошли какие-то осадки, дорога превратилась в сплошной каток. Машины на глазах разворачивало. Все фуры прижались к обочине, некоторые из них не могли даже сдвинуться с места, буксовали прямо на асфальте. Нас такая ситуация в тупик не поставила, мы переключились на 4WD и продолжили движение.
Самое дешевое топливо за весь путь здесь. Цена на заправках опустилась до 13 рублей.
Следующий субъект федерации на нашем пути — Чувашия. Дорога опять стала узкой. Ценник на топливо поднялся, но незначительно, копеек на 50. Где-то в деревне мы сделали остановку у магазина, купили продуктов и поели на ходу. Когда я жил и работал на Камчатке, со мной работала русская женщина, у которой был муж, чуваш по национальности. Она рассказывала, что в Чувашии есть некое подобие национализма: покупателя с русской речью в магазине обслужат в последнюю очередь или вообще проигнорируют. Обслужили нас, вроде, нормально, но было ощущение, будто мы находимся где-то за границей, так как все разговаривали на непонятном нам языке... В Набережные Челны заезжать не надо, объездная выглядит как езда по периметру города с перпендикулярными поворотами (на 90 градусов). И здесь, из всего пройденного нами пути, имеется единственный участок платной дороги — проезд через реку Кама. Стоит это удовольствие что-то около 30 рублей.
Дальше дорога такая опять узкая. Из-за того, что много фур, скорость движения падает. Участков для их обгона мало и поэтому двигаешься как в колонне. Можно, конечно, нарушать правила, но тут стоят предприимчивые сотрудники ДПС и вылавливают любителей пересекать сплошную...
На границе Чувашии и Нижегородской области пришлось постоять часик из-за аварии. Водитель Газели не рассчитал свои силы, не успел закончить обгон, попал между фурой и автовозом. Вроде обошлось без трупов, но материальный ущерб был нанесен хороший.
Перед Нижним Новгородом на посту ДПС проверили документы. Мы у инспектора спросили дорогу, чтобы объехать город... Но опять что-то пропустили и въехали в город. Нижний Новгород мы проехали минут за 20! И это третий по величине город России по численности населения! А все просто: въезжаешь по одной улице, проезжаешь полгорода, сворачиваешь на указателе, проезжаешь под мостом, выезжаешь на другую улицу и проезжаешь вторую часть города. Элементарно! А я боялся и спрашивал объезд, думал, что зависнем здесь, как в Новосибирске. Нижний Новгород — единственный город на пути следования, с которым меня что-то связывало. Здесь я прожил как-то две недели.
На выезде мы покушали. От Нижнего Новгорода до Москвы трасса простая, движение разделено. Жми на газ и не попадись ментам. Владимир остается в стороне. Топливо в Нижегородской и Владимирской областях не сильно поднялось после Чувашии, но как только проезжаешь административную границу Московской области, ценник на топливо подымается минимум на 1-2 рубля.
К Москве подъехали в сумерках. Был вечер воскресенья. Люди возвращались с дач и загородных поездок. Поэтому пришлось принять участие в пробках, двигались с черепашьей скоростью, пока добрались да МКАД.
36 километров по МКАД пролетели незаметно. Меньше 140 я не ехал. Пять полос, если не ошибаюсь, в попутном направлении. Есть место для маневра. Главное — не пропустить нужный поворот на Ленинградское шоссе.
Около 21:00 мы свернули на Ленинградку. Дорога нормальная, но полно светофоров. Я ехал и думал: когда же кончится Москва. Огни-огни-огни... первая табличка, которая мне попалась на глаза, означала, что мы въехали в Клин. А это 90 км от Москвы! Очень хотелось добраться домой уже нигде не ночуя, осталось всего каких-то 300 километров. В одном месте даже остановили за превышение.
Почти до Твери дорога с разделенным движением. Дальше — трехполоска. Вокруг Твери тоже есть объездная, лишь в одном месте захватываешь небольшой кусок города, где надо пересечь даже трамвайные пути. Когда заканчивается объездная, есть еще небольшой участок трассы с разделенными полосами километров 30 до Медного, а потом опять трехполоска, причем кое-где и двухполоска. Неважный участок возле Торжка: ширина проезжей части постоянно меняется, разметки почти не видно, дорожное полотно давно требует ремонта. Нормальный асфальт начинается недалеко от Вышнего Волочка и до самого Валдая можно ехать спокойно.
«Трехполоска» — дорога, с полосой движения в каждом направлении и полосой посередине для обгона... Хоть Президент и говорит о чрезмерной гибели участников дорожного движения и сетует о безопасности. Я считаю, что такая дорога самая опасная из всех дорог. Очень много аварий, страшных аварий. Лихачей хватает или просто ездюков, которые купили права, разметку не соблюдают, лезут обгонять: у кого-то получается, а кто-то не успевает и портит при этом железо, а кому и жизнь... По этой дороге наезжено много километров. Массу разных ситуаций можно написать.
Уже после Твери, из-за одной очень серьезной аварии, нам пришлось опять потерять еще час.
Голодные, немытые, небритые, уставшие, но счастливые около 2-х часов ночи мы доехали до Валдая!!!
Эпилог
Большое спасибо всем, кто мне помог в дороге!!!
Время в пути — семь суток. В понедельник 15 октября в 2 часа ночи выехали, в понедельник 22 октября в 2 часа ночи приехали.
За время пути пройдено чуть больше 10 200 км, из них по грунтовым дорогам около 2 000 км, 500 км нарезано за счет поворотов не в «ту» сторону или объездов.
Сожгли дизельного топлива около 1 300 литров, затраты составили порядка 23 000 рублей. Цена колебалась от 13 рублей (Татарстан) до 22 рублей (по трассе Чита-Хабаровск).
Средняя скорость вне населенных пунктов составляла 120-130 км/ч, расход при этом получился около 13,5 литров на сотню.
Спали только в машине, раскладывая сиденья. Двигатель не глушили. Вообще, двигатель останавливали только на кратких остановках, когда ели в кафе.
В дороге пробили два колеса. Начала стучать передняя правая стойка.
На еду было потрачено не больше 3 000 рублей.
К сотрудникам ДПС претензий никаких нет. Хотя они напрягают меня своим видом на дороге, но это их работа, и от этого никуда не деться. За всю дорогу документы проверяли раз восемь, несколько раз останавливали за нарушение правил.
С криминалом столкнуться не пришлось. Хотя, как мне показалось, на моих глазах подрезали одну легковушку на выезде из Хабаровска перед мостом через Амур, прямо на автобусной остановке.
Получена масса положительных эмоций и немного отрицательных.
Своему напарнику я оплатил проезд до Владивостока и питание в дороге. После того, как машину пригнали, он мне заявил, что готов со мной еще проделать данный маршрут не один раз.
На вопрос: «Стоило ли гнать машину через всю страну и сомнительная экономия денег?», отвечаю: «Стоило!!!» Хотя по деньгам помучилось примерно то же, что и отправить «сеткой». Я ответственно заявляю, что проехать через всю страну за рулем — это самое лучшее путешествие в моей жизни, и мне не жалко тех денег, которые я на него потратил. У меня было две цели: купить Нормальную машину и проехать через всю страну. И я их выполнил!
Если выпадет мне еще раз такая возможность — я ее не упущу!
С уважением, Александр.
30.01.2008