|
Приветствую Вас, уважаемые друзья, водители, перегонщики, любители путешествий и автомобилей.
Настало время познакомить Вас с историей перегонов своих автомобилей из Приморья через всю нашу огромную страну Россию в самый центр, в столицу... Всего их в моей практике произошло восемь. Общий материал я разбил на несколько частей ввиду большого объема текста и фото. Сейчас предлагаю Вам первую часть...
Не скрою, большим стимулом для продолжения рассказа послужили Ваши отзывы на мой последний перегон Toyota Granvia, который размещен вот здесь.
Постараюсь все Ваши советы и рекомендации учесть при написании этого материала. Особенно обращаю внимание на последние страницы моих дорожных историй (которые будут опубликованы позднее), там я дам все ссылки, как получить описание и маршрут по GPS, который я использовал в своих последних поездках...
Итак, начнем.
Для начала предлагаю небольшой исторический экскурс, как это все начиналось.
Прошу прощения за фото, размещенные в описаниях первых моих поездок. Цифрового фото тогда у меня не было. Зато теперь при помощи сканера получены копии снимков обычного зеркального фотоаппарата ФЭД, надежного друга не только моего, но и целого поколения любителей фотографии. Также спасибо за некоторые фото нашим Диксонским сайтам и моим землякам Диксончанам.
А вот с чего, собственно, все и началось. До 1998 года я жил и работал на Крайнем Севере, на острове Диксон Красноярского края.
Как и многие, занимался немного торговлей и частенько ездил в Красноярск по работе.
В Арктике было несколько своих экспедиций на гусеничной технике по побережью Карского моря в условиях полярной ночи и не только.
Еще в далеком феврале 95-го мы с тремя приятелями прошли на одном вездеходе 920 км от острова Диксон к острову Правда в архипелаге Норденшельда, где посетили полярную станцию, правда, уже не функционирующую к тому времени.
К сожалению великому, поскольку даже во время Великой Отечественной войны эта станция принимала на себя удар немецких кораблей и на одном из близлежащих островов была оборудована артиллерийская батарея для прострела стратегического пролива.
Поскольку техникой я занимался профессионально, то и работу выбрал себе по душе. Был механиком в лесоперерабатывающем предприятии, 7 единиц техники, 2 катера.
Самостоятельно изучал штурманское дело, радиосвязь и все то, что нам помогало жить и выживать на Крайнем Севере.
У многих друзей летчиков к тому времени уже были японки и, прокатившись как-то на очередной обновке друга до аэропорта Черемшанки, ощутил здоровую зависть к имеющим такое авто.
В 97 году появилось жилье в Петербурге и годовалая девятка приятного цвета майя. Примерно в то же время выходит запомнившийся мне номер журнала «За рулем» со статьей «Километры риска», где образно рассказывалось, каким образом народ гонит авто из Приморья, преимущественно зимой. Было понятно, что дорогой, как таковой, там и не пахло ни в каком виде. Как ни странно, трудности такого рода и подвигают мое тело на их преодоление.
В общем, ставлю «9-ку» на продажу в салон, продалась за несколько дней, кстати. Беру билет на самолет у Танюши, кассира на Ленинском проспекте, и... лечу! Санкт-Петербург-Омск- Чита-Владивосток. В Чите удивило большое на то время количество литературы по японкам в аэропорту, да и самих авто на стоянке было уже достаточно.
Прилетаю в аэропорт Кневичи и почему-то еду в Находку, а, вспомнил, в том же журнале что-то было про этот красивый живописный городок на берегу. Да, и еще один мореман оставлял мне свой адрес, и хоть дома его не было, а был в рейсе, но его родные пустили меня, незнакомого человека на ночь, спокойно. И низкий Вам за это поклон, дорогие.
Ну, вот я на рынке, долго или нет, искал я свое счастье за 7 тыс. убаюканных енотов. Как сейчас помню, выбирал между Toyota Hilux Surf и Toyota Corona. Сыграла свою роль внешность и салон Короны 93 года, дизель не турбовый, 2 литра объем, 4WD. А коробка — механика! И я, вчера еще катающийся на Жигулях, ее покупаю. Ну, посмотрел я ее, как мог, мужики с подозрением спросили:
— Ты хоть знаешь-то эти машины?
— Еще бы, я ж технарь по образованию!
— Ну, мы пошли...
И ушли...
А я, значит, пару кругов-то точно нарезал вокруг машины, не знал просто, как подступиться. Купил потом домкраты разные с аптечками и в путь. Часто удивлялись вокруг тогда моей машиной люди с ее коробкой механикой, а мне первое время было не до шуток, особенно по городу.
Прошел тогда я до Шимановска своим ходом, хотя основная масса грузилась на платформы до Белогорска и в нем самом. К слову сказать, в каждом большом поселке зазывали на погрузку.
А помните, парни, кто был тогда на перегоне, как стояли в ожидании парома в Хабаровске на берегу Амура длинные очереди машин, а жулики собирали дань с ребят, и было это все в норме...
Ехали мы с машинами своими 1 500 верст, в отдельном вагоне перегоны, дальше машины в сетках, на частых остановках местные девчонки крутили сомнительную любовь, а ребятишки бегали вокруг и выпрашивали не то что деньги, а просто еду и хлеб.
Запомнилось, как выгружали машины в Чернышевске.
Пьяные молодцы на бортовых ГАЗ 53 сдают задом к вагону. В кузове лежат покрышки, на которые ты должен заехать, играющие роль башмаков. С песнями и криками эта конструкция, с тобой в кузове кстати, несется на дикой скорости к складу, рядом с которым находится помост со спуском. За 5 минут ухабов и кочек ты так и ждешь, что машина твоя, прыгающая по кузову на покрышках, вылетит за борт. Но все обходится. Хлопцы засовывают в пухлые карманы деньги... И ты снова на колесах.
В Иркутске вечером познакомился с тремя подружками. Болтали полночи, а утром взял одну из них с собой — просила отвезти ее к родителям в деревню ближе к Тайшету. Дорога прошла незаметно а, приехав к ней в деревню в старый деревенский дом, тут же набил себе шишку об низкий косяк, поспешил ретироваться, хоть и предлагала поначалу попутчица и баню, и чайку. Судя по речам родителей, я попал в дом староверов.
Недалеко от Нижнеудинска на грунтовке я поймал боковой порез, выбросил последнюю запаску, поставил банан-докатку и тащился на ней несколько сот км до Красноярска. Кстати, что тогда почти 10 лет назад, что сейчас — состояние той дороги не улучшилось.
Вспоминаю, какая диковинка в то время была моя «круглая» Корона и на трассе, и в Питере.
Прокатавшись лето, съездив на юг, я по осени поехал в Архангельск забирать с корабля контейнер с вещами, и на скользкой дороге влетел в меня старый мерс. Продавал в Питере я ее полгода.
Оценка автомобиля. Плюсы — большой качественный салон, крепкая надежная ходовая, малый расход топлива. Минусы — вялый разгон, небольшая максимальная скорость.
После дефолта 98 года я медленно, но верно поднимался, почти как и все поставленный на колени собственным государством. Все это время ездил на подержанных отечественных авто ценой не дороже 2,5 тыс. «усмиренных енотиков».
В 2000 году на битой «99-ой» и 300 рублями в кармане уехал в Москву. А точнее свалился брату на голову в г. Сергиев Посад. Год просто тупо бомбил по столице, узнавая город, тянул младшего брата на платной учебе в Питере и умудрился собрать тысчонку «зелени». По весне напрягся и, продав 99-ую, купил Ауди 80. 2 литра, инжектор, 89 г.в. за 3,5 тыс. «бачков».
Воспоминания об этой машинке самые позитивные и хотя износ двигателя был серьезен, масло вливал литр в два дня, но по трассе ходила надежно. Разгонял до 200 км/час как-то, не пожалев, до упора. Отъездил на ней год.
Устроился на работу. Пора было малышке подыскивать помощника И...
Поднакопив деньжат в районе 6 000 «Бакинских комиссаров», летим с моей умницей женой. Встречал мой дружок по Питерской жизни и просто надежный парень из г. Артем Саша Менякин. Привет тебе, дружище.
Остановились в пос. Галенки недалеко от Уссурийска. Отличные люди живут в этих краях, я вам скажу. Сколько раз, утром собираясь в город, меня подвозили и даже не думали просить деньги за дорогу. И очень общительный и отзывчивый народ, в основном военные.
Купили мы тогда Toyota Hilux Surf 91 года, дизель 2 LT 2,5 литра объем + турбина, за 4,7 тыс. укатанных ежиков. Ухоженный и чистенький был тот джип, продавал его хозяин, попавший первый раз в большие неприятности по пьянке. Но человек был неплохой, по машине видно ведь парни?
Хабаровск проходили уже по новому мосту, на нем хулиганье на легковушках без номеров и зажимала перегонов, одинокий Сурф прошел «ребятишек» без приключений.
На реке Зея еще не было по 2 будки охраны с каждого берега. А хороший асфальт до и после моста появился и растаял тут же, как мираж.
Федералки в то время было еще не очень много, у пос. Ушумун дорога вдоль железки петляла вся в «зубодробильных» ямках, при которых скорость больше 40 км/час может привести к отрыву или рук, или головы, последнее даже лучше — мучиться уже не придется...
Солярка по трассе была в районе 12,5 р., а с КАМАЗов на федералке заправляли по 6-7 р. Собственно, на федералке тогда были небольшие прямые участки, а в основном карьеры и объезды. Сейчас о них напоминают только ниточки колеи по склонам гор, между которых проходит широкая могучая «Федералка».
В основном ехали через поселки по старым, исторически проложенным вдоль железки грунтовкам. И забегая вперед скажу, что только сейчас можно проехать по грубому скальнику напрямую, а не в объезд через перевал пос. Давенда и пос. Кислый Ключ. Была здесь только одна дорога, по которой ехали все, и некуда с нее было деться. И так же как и раньше, дети виснут на подножках и просят не то чтоб денег, а просто еды.. Кстати, соседи по перегону курили уже полчаса, быстрее пройдя прямой участок по скальнику, не обращая внимание на кирпич и предупреждение что дороги нет и не будет...
В поселках процветали кафешки, магазины, хулиганы и шиномонтажки. А ведь теперь федералка простирается в лучшем случае на расстоянии нескольких сот метров от поселков, в основном, они все достаточно далеко, и едущим с большой скоростью торопящимся домой людям явно не по пути лишние часы и километры.
Читая дневник того перехода, невольно удивляешься обычному дневному переходу:
7.05.2003
Идет тяжелый участок до пос. Ерофей Палыч. показ. спидометра 115 247. Спали хорошо. Подъем в 7:30 утра. Прошли 50 км станция Жанна, «Амур» кончился (кстати, «Амур» — название федералки). Проезд под ж.д. — через 5 км «Амур». До пос. Амазар примерно 10 км. Амур прервался, уходим через ж.д. и реку до поселка. Обед. Заправились по 6 р. с трактора. Через 30 км. Пошла готовая трасса ребристая на 4-. Пос. Могоча 84 км. От п. Амазар, сильно горят леса. 20:00 пос. Ксеньевка — ужинаем. 22:24 пос. Сбега от Амазара 219 км — в поселке вечером много пьяных. Ночуем, спидометр 115 575, прошли за день 328 км! И это за 15 полных часов! Откидываем 2 часа на еду и заправку, делим на пройденный путь, средняя скорость 25,2 км/час. Вот она дорожка-то!
Есть одна интересная особенность, чем хуже дорога и меньше скорость, тем быстрее идет время.
Нравится мне запись, датированная 9 мая у г. Чита: «Пройдено 2 800 км за 5 полных дней от г. Уссурийск. Учитывая трудности, результат отличный!».
Когда до Читы осталось 140 км пробили колесо, первое на этом перегоне! И сразу вторая проблема прикручено гайками под ключ на 21" и заподлицо в диске. Сразу остановился грузовичок, парень достал новенький набор головок и спокойно подождал моих результатов. А вообще, принято помогать друг другу на федералке, не дожидаясь криков о помощи. Здесь действительно сразу видно, кто и что из себя представляет...
Утро на реке Читинка было морозным и ясным.. Посвежевший Сурфик с оптимизмом уносил нас все дальше...
Байкал встретил нас солнечной погодой и льдинами, плывущими по огромному озеру, очевидно, это хорошая примета — брать камушек с берега...
В Красноярске заехали на «столбы», так называемые образования из гигантских валунов, расположенных на больших высотах, неизвестно кем и для чего воздвигнутые. У машины уже после восхождения сняли с одежды 8 шт. энцефалитных клещей, хорошо, что подсказали себя проверить местные ученые.
Дорога от Красноярска, конечно, не автобан, но вполне приемлемый асфальт, за которым следят...
В Ачинске дорога проходит рядом с аэродромом наших самых надежных бипланов «Аннушек».
Сурфик показал себя крепким молодцом за весь перегон до Москвы скопытился только передний амортизатор, правда, с подкачкой, нашел б. у. на разборке за 40 у.е.
На Сурфе проездил я всего 3 месяца. Купили и забрали его осенью в колхоз в Воронежской области... за 7 тыс. 200 «ухлопанных енотиков».
Оценка автомобиля. Плюсы — очень крепкая ходовая, высокая проходимость, обусловленная конструкцией рамного джипа, малый расход топлива: 10-12 литров. Минусы — слабый дизель, боящийся перегрева, неудобная посадка.
Ну, а я снова в путь.
Самолетом летел: Домодедово (Москва) — Емельяново (Красноярск) — Владивосток, пусть с пересадкой, зато за 8 тыс. р. Летел один, так как мы ждали прибавления семейства. А это, как ни крути, уважительная причина.
Кстати, чем интересны записи этого перегона? Они сделаны человеком, который торопился домой, следовательно, будут интересны в плане реального дневного пробега. Даже несмотря на то, что федералка сейчас здорово экономит время. С семьей я езжу в два раза дольше. См. ниже. Плюс практические советы по дороге...
Сумку с авто-принадлежностями, которую собираешь еще дома, сдал в камеру хранения. Очень удобно и недорого. Там в обязательном порядке:
1. Аптечка, аварийка (огнетушитель не проходит по правилам авиаперевозок).
2. Набор ключей и головок.
3. Дорожные гео. Карты
4. Хоз. Принадлежности, кастрюля и т.д. Мал. газ плитка.
5. Обязательно ведерко и губка для мытья...
После на машине заезжаешь в аэропорт Артема, платишь за несколько дней, ну, рублей 150 примерно, зато не таскаешь это все с собой. Ну, это я забежал вперед.
Сразу по прилету поехал на Зеленку, проскочил по рынку без особой надежды что-то выбрать, только обратил внимание на черную Honda Odyssey.
Уехал снова в Галенки, гостиница там меня радушно приняла за 84 р. в сутки. Да-а-а, ребята, бывают и такие цены. Просто гостиница там без всяких особых излишеств, ну а мы парни бывалые, обойдемся и без телевизора и горячей воды. Моего верного друга Саши не было. Был он в отпуске, зато на следующий день, 24 октября, встретил я знакомого по службе с прошлого раза Володю, договорились на завтра ехать на рынок в Уссурийск. Ну, а я в этот день, кстати, в пятницу, ездил в Уссурийск на авторынок просто посмотреть машины и цены. Погода +3 градуса.
25 октября.
Утром прошел рынок быстро еще раз, все же суббота, но поскольку того, что приглядел, не нашлось, мчимся на Honda Integra во Владик на Зеленый Угол, и там после недолгих разговоров беру уже давно запримеченную Хонду Одиссей 98 г.в. — черного цвета, 4WD, автомат, двигатель 2,3 VTEC — регулируемые фазы газораспределения, за 9,5 тыс. «утопленных ершиков». Сразу беру резину на переставку, на штамповках (стальные диски) за 3 400 р., всесезонка, отличное состояние, комплект 4 штуки.
Насчет резины, кстати, если вы едете с Зеленки по объездной дороге, что очень удобно в плане пробок и т.п., то проезжайте по Снеговой улице, там вы найдете целую кучу сервисов на все случаи, а также большой выбор б. у. резины, причем, торговаться сам бог велел, а ребята всегда помогут упаковать и загрузить — работают слаженно.
Выехал в этот же день в пятом часу вечера, до 3 ночи прошел до г. Бикин. Ужин — копч. окорок, пиво, помидор. Прошел 539 км.
26 октября. Ясно.
Проснулся 9:10, спал хорошо, недалеко от ж.д. станции Бикин. 10:34, пос. Аван, купил икру — 300 р. 0.5 кг, довез отлично кстати. 13:06, Хабаровск, купил 2 СД-диска, поменял $100. 15:30, Биробиджан. 18:20. У пос. Лондоко поменял резину. На дороге появился ледок, заметно понижение температуры. В этом поселке по явно объективным причинам находится большой цементный завод. В 00 часов г. Белогорск, ночевал у кафе, связь есть. Прошел, а вернее пролетел за день 944 км.
Да, насчет связи, лучшее, что могу порекомендовать — это стандарт 900-1800 GSM. Если уж есть где-то поблизости антенна сотовой связи, то телефон будет работать надежно. Только будьте внимательны, связь как приходит, так и уходит в этих местах внезапно.
27 октября.
В 9:10 в Белогорске собрался купить масла на долив и продукты, стою у магазина, смотрю на закрытую дверь. Думаю, неужели так спать любят. Наконец кто-то из местных сжалился, подсказал время перевести на часок назад.
12:00, недалеко от г. Свободный (до Шимановска остается 65 км.) интересный памятник с надписью «Здесь закончил путь рыцарь Жером Кателуан 27 августа 1994 года». Может, кто-то из нашего брата знает историю этого места? Примечательно, что эта дорога проходит по населенным пунктам Амурской области, большей частью она асфальтовая, вполне терпимая. Федералка проходит значительно дальше, и вся история новой дороги делается практически на наших глазах.
13:30, пос. Сиваки, обед, привожу цены того времени: борщ 16 р., салат 6 р., чай 6 р., вкусно и недорого. Разговорился с девушками из кафе, проходимость в день людей летом около 100 челевек, зимой 60-70 человек! Вот вам и количество перегонщиков и примерное количество автомобилей на трассе. Ежедневно! В 2003 году!
15:50, идет очень сильный снег. -2 градуса, пос. Дактуй, извилистая дорога вдоль железки.
За очередным поворотом картина: новый Сурф, лежащий на боку среди бугров у насыпи, явно перевертыш. Рядом наш брат перегонщик, 2 человека — один расстроен капитально, явно хозяин. Бросились в глаза откровенно лысые колеса, на таких обычно машина у соответствующих продавцов на рынке. О чем думал парень, отправляясь в дорогу в конце октября, просто непонятно. Я, естественно, подошел, предложил помощь, ребята отказались, сказали, что ждут технику из поселка.
А ночевал в пос. Ерофей Палыч, в 1:20 ночи температура была -14 градусов. Прошел за день 844 км. Очень выручает прикатанный снег, дорога явно ровнее...
28 октября.
Погода -13 град. Дорога — карьеры и реки, снег и камни.
В 11:37 недалеко от Амазара встретил ребят на маленькой Хонде, пробившие картер коробки автомата. Знакомая картина — ровная дорога, потом рытвина, бугор и... пятно масла на земле.
Еду, как и все эти дни, с самого раннего утра и до позднего вечера. 22:30, пос. Шилка, сплю на АЗС. Прошел 645 км.
Ну а после начался асфальт, дорога пошла веселее и события завертелись, как литой диск на большой скорости... На ДПС Читы предупредили, ночью ехать опасно, перегораживают дорогу досками с гвоздями и т.п. Не будешь останавливаться — стреляют. Привели в пример Делику с простреленным картечью кузовом, водитель жив остался, слава Богу. Ехали ребята в 1 час ночи.
В Читинской области и Бурятии в кафе предлагают местное блюдо — позы, сделанные с душой запоминаются надолго, особенно, таким как я, уставшим без домашней кухни перегонам...
Несмотря на предупреждения друзей, никого в дороге не брать, подсадил я паренька, ехавшего до Улан-Удэ с одной сумкой. Оказалось, выгнала из дома старшая сестра, пришлось в городе дать немного еды и денег, чтоб он куда-то до родственников доехал.
Байкал прошел под дождем, цены на все там высоки, и на рыбу тоже.
Несмотря на первый неудачный опыт с пассажирами, у пос. Зима подвез девушку, оказалось, она возит с городской аптеки в родной поселок димедрол и прочую дрянь и продает наркоту. После этого пассажиров я не брал...
У Тайшета здорово покарябал днище своего корабля, дорога там плывет и тонет в болотистой тайге. Фурам приходится несладко.
Доехав до г. Канск, пил чай с одноклассником Славиком Чебыкиным с Диксона. Это здорово, когда есть в нашей огромной стране друзья и близкие люди в разных городах.
После г. Кемерово на щедро посыпанной песком скользкой дороге мне из-под идущих впереди грузовиков разбило напрочь левую фару, и плюс получил большой скол в лобовое стекло. Вместе с песком у нас ведь и гравием, получается, дороги посыпают. Отражатель заклеил плотно скотчем, так же и скол, держалось нормально, даже светила лампочка в фаре.
В Новосибе поездил по разборкам, прозвонился по телефонам, ничего нет.
До Омска пролетел за 7 часов и два протокола за «ремень» и «транзит». В Тюменской области бросается в глаза большое количество газовых заправок, наверное, здесь выгодно переводить автомобили на «голубое» топливо.
На Уральских перевалах и особенно перед Уфой уже набитые оскомину гайцы прячутся по обочинам. Ребята, не смотрите на участки, где нет сплошной или даже идет прерывистая осевая! Зона действия знака «обгон запрещен» в этой республике простирается на многие, многие километры. Автор неоднократно посещал заметное авто с синей полосой в качестве плательщика... А сейчас, вдобавок, все намного дороже.
Волгу-матушку пересек на пароме у городка Зеленодольск, что за Казанью, цена вопроса 80 р. по тем временам, плюс приятное ощущение небольшого водного путешествия.
И 3 ноября в 19:30 я у родного порога.
Резюме: дорога — 10 029 км с «небольшим крюком» в 160 км по Кемеровской обл. У г. Мариинск будьте внимательны по указателям... Деньги: авто 9 500 «утоптанных ежевик» + 20 000 р. в дороге с авиабилетом.
Кстати фару б.у. я почти сразу нашел на Осташковской разборке за всего ничего 1 800 р. На заказ предлагали в Кунцево — 250 у. е., такие дела.
Хондочка-девочка честно отработала подо мной 2 года.
Продал я ее за $9 700 без заднего кардана, рассыпалась крестовина — по договоренности с новым хозяином, что по осени купим с ним пополам на разборке, а лето он покатается на переднем приводе, экономя топливо и трансмиссию. Оценка автомобиля. Плюсы — очень удобный продуманный салон с убирающимися в пол сиденьями 3-го ряда, хорошая проходимость для легкового авто. Минусы — малый дорожный просвет, высокий расход топлива. Слабая подвеска и ходовая.
За 2 дня до продажи Хонды сыну исполнился год. Спрашиваю жену о своей поездке во Владивосток, ее ответ — мы едем с тобой. Я в шоке. На мои доводы об опасности пути и т.п. отвечает:
— Мы без тебя не хотим оставаться, и все трудности будем делить вместе.
Верите, нет, ребята, но я своей половиной горжусь и знаю, что она у меня редкая девушка. Честно, после таких слов я даже не раздумывал, а знал, что это правильный выбор.
А значит перед нами... перегон четвертый.