|
|
Северный полюс 1993: travel.drom.ru/101050/
Северный полюс 1994: travel.drom.ru/101051/
Северный полюс 1995: travel.drom.ru/101105/
Северный полюс 1996: travel.drom.ru/101290/
Как было сказано в предыдущих публикациях, в апреле 1993 года в сфере приключенческого туризма появилось мероприятие под названием «Международная парашютная экспедиция на Северный полюс».
Наступил апрель 1997 года. Значит, опять пора доставать тёплую одежду, парашют, фотоаппарат и в пятый раз лететь на Таймыр и в Арктику за новыми приключениями и впечатлениями. Туда, где всегда мороз. Где трутся спиной медведи о земную ось.
1997 год выдался юбилейным в отношении исследования и освоения Арктики.
21 мая исполняется 60 лет со дня высадки на лёд первой дрейфующей станции СП-1 в составе Ивана Папанина, Петра Ширшова, Евгения Фёдорова и Эрнеста Кренкеля. Вероятно, кто-то ещё помнит слово «папанинцы».
27 апреля исполняется 75 лет со дня учреждения Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. В честь этого события посетить Северный полюс, чтобы безоговорочно застолбить его как исконную территорию народа саха, собралось всё правительство Республики Саха (Якутия) во главе с президентом. Идея хорошая. Будем им помочь.
100 лет первой попытке достичь Северного полюса на воздушном шаре. Идея шведского инженера Саломона Андре. Он отправился в полёт со Шпицбергена с двумя сотоварищами 11 июля 1897 года. Попытка неудачная. Все трое погибли. Чтобы почтить их память, король Швеции направил к нам посланника по имени Аксель Гроссманн-Мадсен. (В терминологии фигурного катания — двойной Аксель). Двойной Аксель привёз капсулу из нержавейки с флагом и конституцией Швеции, кою по велению своего суверена должен закопать в снег и лёд в географической точке Северного полюса, таким образом застолбив полюс как исконную территорию шведского королевства.
На сей раз в программу мероприятий на Северном полюсе входят полёты на воздушных шарах. Всего мы везём пять шаров. Рязанский и австрийский шары уже побывали на полюсе в прошлом году. В результате поездки на международную фиесту воздушных шаров в городе Альбукерке в США (https:// ) удалось привлечь ещё три экипажа из Великобритании и США. Быть небольшой полярной фиесте в память о Саломоне Андре и его спутниках.
К 15 апреля все участники прибыли в Москву. А участники с шарами приехали чуть раньше, ибо их шары предстояло пропустить через таможню. С 1993 года я в свободное от путешествий и прыжков с парашютом время занимался внешнеторговой спекуляцией, регулярно проводил таможенную очистку контейнеров с колониальным товаром и не понаслышке знал антинародную и продажную сущность оной организации. Было абсолютно ясно, что просто так таможня шары из своих объятий не выпустит. Придумают десятки причин, чтобы обложить пошлинами, задержать, не пустить, арестовать. Сергей Инсаров науськал Чилингарова подписать письмо самому заглавному таможенному начальнику России с просьбой не чинить препон при ввозе шаров в страну. Артур Николаевич письмо подписал. Курьер доставил высокопоставленному адресату.
Однако где-то командная цепочка таможни дала сбой. Когда я начал процесс вызволения шаров с таможенных складов Шереметьево, началась обычная тягомотина и вымогательства. Шары признали воздушным транспортным средством без мотора. Обложили пошлинами. Потребовали непомерных денег. Во второй день зашёл без приглашения в кабинет начальника Шереметьевской таможни товарища Орленко. Объяснил ситуацию. Оказалось, что он не в курсе дела. От вышестоящего командования указаний о том, чтобы его люди не докапывались до воздушных шаров, не получал. Обещал разобраться и помочь, но исчез до конца рабочего дня.
Третий день борьбы с таможней я начал со звонка Чилингарову. Так, мол, и так, Артур Николаевич. Просьбу Вашу в таможне за мясо не считают. Игнор и неуважение к героям-полярникам. Видимо, Чилингаров кому-то позвонил. Когда я пришёл в приёмную начальника таможни, меня там ждали. Шары перестали быть транспортными средствами и летательными аппаратами, перешли в разряд личных вещей и не подлежали никаким пошлинам и прочим недоразумениям.
Осталось зайти на склад, получить печать «Выпуск разрешён» от самого низко стоящего таможенного инспектора. Прежде чем поставить такую печать, инспектор может провести осмотр груза, а может его и не проводить и выпустить товар без осмотра. Таможенник со словами: «Будем смотреть? Или не будем смотреть?» — несколько раз опускал печать к таможенной декларации, но не ставил её, а вновь поднимал на высоту вытянутой руки.
— Сколько стоит не смотреть? — спросил я.
— Пятьдесят долларов, — прошептал таможенник.
— Нормально. Не обнаглел ещё, — подумал я про себя и всучил ему одну из заранее припасённых купюр.
Когда шары и корзины грузили на арендованный для их перевозки грузовик, я поинтересовался у американца Эрла Миллера владельца одного из шаров, почему его корзина гораздо тяжелее других. В каждой корзине четыре газовых баллона, горелка, спасательный комплект.
— Место осталось. Чтобы не возить воздух через океан, я положил туда несколько ящиков виски Jack Daniels, — ничтоже сумняшеся пояснил Эрл.
— Holy shit! Контрабанда же! А если бы я пожалел 50 баксов, и таможенник пошёл бы смотреть корзину?
— Дык, в описи спасательного комплекта записано: «согревающая жидкость» 50 литров. В Арктике же холодно.
Хорошая шутка юмора, но для таможни слабый аргумент.
17 апреля вылетели в Хатангу с аэродрома в Жуковском на сей раз на АН-74. Самолёт совсем небольшой. Нас 58 человек, экспедиционный груз, парашюты, воздушные шары, корзины к ним. Не должны были поместиться, но как-то влезли. Жизненного пространства внутри фюзеляжа почти не осталось. Как упоминал ранее, люблю я полёты на грузовых самолётах в непринуждённой обстановке. Сиди, лежи, где хочешь. Где-то вдоль борта можно было примоститься сидя, подтянув колени к подбородку. У кабины пилотов будет жарко, в хвосте на рампе будет холодно. Самый комфорт в середине под потолком лёжа на мешках и тюках. Лететь шесть часов. Устроился поближе к потолку. Чуть выше, слегка придавив меня, возлегла абсолютная и пятикратная чемпионка мира по лыжным гонкам 1997 года Елена Вяльбе. После блестящей победы на всех дистанциях в Тронхейме (Норвегия) Елена для полноты ощущений решила побаловать себя прыжком с парашютом на Северный полюс. В этом году в нашей команде был также лётчик-космонавт СССР Александр Баландин.
Прилетели в Хатангу утром 18 апреля. В Хатанге погодная аномалия: +5ºС. Это неимоверно тепло для Таймыра в середине апреля. Погода в районе Северного полюса плохая. Есть время слетать в тундру посмотреть, как живут оленеводы.
Взял быка за рога.
Долгане живут в тундре в балках. Домик на полозьях, в который для перемещения в пространстве впрягают оленей. Никаких яранг и чумов. Готовое жильё. (Нечёткие фото здесь и далее — это стоп-кадры видео).
Внутреннее убранство балка.
Водка «Юрий Долгорукий» — лучший подарок. Жаропонижающий антисептик.
Шведский посланник Аксель Гроссманн-Мадсен прикупил себе шапчонку из песца. Долго торговался. Ударили по рукам. Двойной Аксель остался доволен.
Вечером того же дня 18 апреля без сна и отдыха на самолёте АН-26 вылетели в сторону Северного полюса. АН-26 обязательно садится на острове Средний для дозаправки. На Среднем есть погранзастава. Самолёт встречает наряд из двух рядовых погранцов и старшего в чине сержанта или прапорщика. Пограничникам нужно предоставить список и паспорта всех пассажиров, кои они внимательно рассматривают и сверяют со списком. На фото ниже я во время полёта, собрав паспорта, раскладываю их в том порядке, в каком фамилии пассажиров указаны в списке. Это очень ускоряет процесс натурализации прибывших на остров.
Начальник погранзаставы в Хатанге предупредил: «Проследи, чтобы все паспорта с собой взяли. На Средний прислали нового майора. Самодур, каких поискать. Кабы не развернул самолёт назад в Хатангу за забытыми паспортами». Я, конечно, проследил, как делал это и раньше, и позже. Не единожды объявил и по-русски, и по-английски об обязательном взятии с собой паспортов.
На борту самолёта выяснилось, что объявление по-русски услышали не все. Паспортов не оказалось у Елены Вяльбе, её сердечного дружка и космонавта Баландина. Оставили в гостинице.
Приземлились на Среднем. Пограничный наряд ждёт. А с ними и новый майор сурьёзного вида. Майор первым залез в самолёт. Я стоял у двери со стопкой паспортов, ожидая неприятного разговора.
— А правда, что на борту чемпионка Елена Вяльбе и космонавт Баландин? — вполголоса спросил майор.
— Правда.
— Можно я им пожму руку.
— Да, пожалуйста. Лена, Саша, идите сюда.
Пока майор общался со знаменитостями, наряд сверял список с паспортами. Трёх паспортов не хватает. Погранец доложил тащ майору о случившемся безобразии.
— Кто без паспортов? — грозно воспросил начальник.
— Ваши новые знакомые.
Гроза исчезла с лица тащ майора. «Всё нормально. Идите в казарму», — приказал он наряду.
На Среднем мела хорошая арктическая пурга. По прогнозу такая мутная погода с небольшими прояснениями продержится ближайшие 2-3 дня. Фактическая погода в районе полюса -29ºС, ветер 12 м\с. Нам ли ждать у моря погоды? Летим на десантирование.
Через 2,5 часа полёта АН-26 был над точкой полюса. К покиданию самолёта готовы. Елена Вяльбе прыгает в паре с Сергеем Инсаровым. Кажется, Сергей даёт ей последние указания. Чемпионку надо беречь. Сергей спокоен. В глазах Елены некоторая тревога.
К прыжку готовится боевой лётчик, ученик Валерия Чкалова, генерал-майор авиации в отставке Александр Халутин. Самый возрастной участник наших парашютных экспедиций. Ему 87 лет. Прыгает в паре с Андреем Арзамасцевым. Забегая вперёд, скажу, что свой 90-летний юбилей в 2000 году Александр Иванович также отметит прыжком на Северный полюс. Если бы генерал жил в Китае, то по всей Поднебесной были бы развешаны лозунги, плакаты и призывы: «Учиться у товарища Халутина!»
Дмитрий Киселёв. Вскоре на российском телевидении появится канал «Русский экстрим», где Дима со товарищи, а иногда и в одиночку будет на потеху публике учинять всяческие парашютные безобразия.
Парень из Якутии. Инвалид. Прыгал пассажиром тандема в честь 75-летия родной Якутской АССР.
Наши иностранные друзья из США и Австрии. Эту фотографию я уже использовал в рассказе про поездку в Антарктиду (Часть 7). Крайний слева Ганс Резак из Австрии убьётся до смерти об Южный полюс в декабре 1997 года. А пока все ещё живы.
Я тоже готов. Всегда готов.
Расселись по местам. Тандем-мастер на сиденье, пассажир у него на коленях. С девушкой оно легче и приятней.
Открылась рампа. Ёкарный бабай! За бортом белая мгла. Вьюга смешала землю с небом. Сплошное молоко. Не видно ничего. Прыгаем в неприветливую леденящую белизну по сигналу пилотов. В открытую рампу врывается холод и адский шум, аж сигнал сирены «Пошёл» почти не слышно.
Для сравнения: вид на площадку приземления в предыдущие и последующие годы …
… и вид на площадку приземления 19 апреля 1997 года.
А прыгать надо. Негоже нам бояться какой-то непогоды. А если завтра война? Пошли!
Высота покидания самолёта 1800 м, чтобы тандемам было комфортно. Им на 1500 уже следует открываться. Нам сольным парашютистам можно падать до гораздо ниже. Я раскрылся на 700 м. Поверхности земли не видно. Метров с 400 стали различимы торосы. А вот и ждущие нас вертолёты в метельной дымке. Несмотря на отвратительную погоду, все приземлились успешно и рядом с вертолётами. Никто не зашибся и не потерялся.
Ветер рвал и метал. Колючий снег и мороз покрывали усы, бороды, ресницы инеем, а щёки и носы сначала румянцем, а затем белыми пятнами обморожений. Руки без перчаток быстро коченели. Видимость плохая. Пейзаж унылый: поблизости ни причудливых торосов, ни разводий с парящей тёмной водой. Вывод: быстренько остограммливаемся, фотографируемся, садимся в вертолёты и сматываемся на ледовый аэродром. Там палатки, газовые печки, а в палатках макароны дают и согревающую жидкость — контрабандный Jack Daniels Black Label.
Шведский посланник Аксель Гросманн-Мадсен закопал в снег капсулу с флагом и конституцией Швеции, спел шведский гимн и именем шведского короля провозгласил Северный полюс исконно шведской территорией. Бить не стали. Пусть поиграется.
На ледовом вскипятили снеговой воды, накормили уставших, частично нетрезвых и с Москвы не спавших экспедиционеров дошираками, галинами бланками и прочей вкуснятиной быстрого приготовления. Экспедиционеры массово завалились спать.
На мой взгляд, товарищи тратят время не рационально. Спать можно дома, а здесь нужно путешествовать. Пейзаж вокруг ледового аэродрома был поинтереснее, чем на полюсе. Пошёл подышать свежим воздухом. Ветер не стихал. И это хорошо: быстрее разгонит белую мглу. Сквозь морозный туман показалось солнце.
Сфинкс.
Сороконожка.
Что-то водоплавающее типа утки или гуски прячет голову под крыло или чистит пёрышки. Или слон присел на попу?
Просто торосы.
Тёмный полярный день.
С Еленой на память.
В этом году в состав экспедиции был командирован есаул Войска Донского по имени Николай, дабы подчеркнуть тот факт, что Север и Арктику осваивали не только поморы и малые народы Севера, но и казаки. Таким образом, в 1997 году удалось на полюсе шашкой помахать, предстать в образе рубаки-парня и погрозить отсюда шведу.
Постепенно погода стала условно лётной. Из Хатанги на ледовый аэродром вылетел АН-74 с воздушными шарами и их экипажами. Пока самолёт был в пути, аэродром опять накрыла низкая облачность. АН-74 три раза заходил на посадку, но все три раза выныривал из-за облаков в стороне от ледовой ВПП и опять уходил на круг. Взлетел МИ-8, завис метрах в ста от полосы, поработал приводом. С четвёртой попытки АН-74 вышел точно на полосу и приледнился.
Кто выполнил свою программу в Арктике, погрузились в самолёт и полетели в Хатангу. Это был незабываемый, самый весёлый и упоительный полёт из тех двух десятков полётов Хатанга-Северный полюс-Хатанга, в которых мне довелось поучаствовать. На календаре 20 апреля. День рождения чемпионки, спортсменки, комсомолки и красавицы Елены Вяльбе. Ей исполняется 29 лет. Все присутствующие приглашены по умолчанию.
В передней части салона осталось небольшое свободное пространство. Оттуда Лена бросала присутствующим 100-миллилитровые бутылочки «Смирновской» и раздавала скромную закусь. Там же был устроен танцпол с музыкальным сопровождением.
За Елену и за всех наших лыжниц. Как танцуют, голубицы!
Из запасного самолётного колеса соорудили танцевальный подиум.
Сидевший рядом 87-летний генерал Халутин, приподняв себе уровень тестостерона с помощью шкалика «Смирновской», изловчился, схватил танцующую Лену за стройные ноги и притянул к себе. «Это моя добыча!»
«Не волнуйтесь. Всё по взаимному согласию».
Повторюсь. Если бы генерал жил в Китае, то и по этому поводу по всей Поднебесной были бы развешаны лозунги, плакаты и призывы: «Учиться у товарища Халутина!»
Борис Пестряков (в очках) — менеджер Фёдора Конюхова — тоже принял участие в праздновании. Последний раз вместе выпивали в Сантьяго в январе 1996-го. Как быстро летит время.
В упоительное празднование был вовлечён весь международный коллектив: французы, американцы, австрийцы. Американский друг Боб Крист с сожалением изрёк: «На рейсах “Delta” (американская авиакомпания) такого не увидишь!»
Пустили по кругу контрабандную бутылочку «Джек Дэниэлс».
Среди трёх десятков пассажиров оказался только один язвенник и трезвенник — постоянный участник экспедиций наш парашютный друг Вова Хало из Москвы. В то время как салон самолёта разрывался от смеха, шуток, музыки и танцев, Вова, натянув шапку, сидел у рампы, читал книжку и мёрз. Не будьте как Вова. Будьте как боевой генерал Александр Халутин.
Четыре часа полёта пролетели как один миг между прошлым и будущим. Экспедиционеры, будучи сыто-пьяно, пошли в гостиницу, требуя продолжения банкета.
А мне нужно передохнуть, после трёх бессонных дней и ночей побыть в горизонтальном положении. На следующий день мне снова лететь на полюс в составе объединённой партийно-правительственной делегации бывшей Якутской АССР и Государственной Думы. Ничего не поделаешь. Служба дни и ночи. Приходится страдать.
Продолжение следует.