|
|
Северный полюс 1993: travel.drom.ru/101050/
Северный полюс 1994: travel.drom.ru/101051/
Северный полюс 1995: travel.drom.ru/101105/
Как было сказано в предыдущих публикациях, в апреле 1993 года тщанием группы энтузиастов под руководством Сергея Инсарова в сфере приключенческого туризма появилось мероприятие под названием «Международная парашютная экспедиция на Северный полюс».
Наступил апрель 1996 года. Значит, опять пора доставать тёплую одежду, парашют, фотоаппарат и в четвёртый раз лететь на Таймыр и в Арктику за новыми приключениями и впечатлениями. Туда, где всегда мороз. Где трутся спиной медведи о земную ось.
К 15 апреля все участники прибыли в Москву. 18 апреля на ИЛ-76 вылетели в Хатангу на сей раз с аэродрома в Жуковском. Самолёт, как обычно, был загружен тоннами колониального товара первой необходимости для жителей Хатанги: водка, селёдка, пиво и т.п. Люблю полёты на грузовых самолётах в непринуждённой обстановке. Никто не спорит из-за места у окна или у аварийного выхода. Таких мест просто нет. Сиди, лежи, где хочешь.
Прилетели в Хатангу утром 19 апреля.
С ледового аэродрома передали, что погода хорошая и прогноз тоже хороший. Забросили вещи в гостиницу и стали готовиться к полёту на полюс. Пока готовились, пришло неприятное известие. Нашему самолёту ИЛ-76 некие руководящие авиационные органы запретили вылет на Северный полюс. Плохо дело, но выход есть. Берём АН-74 Хатангского авиаотряда, делимся на две группы, ибо АН-74 всю экспедицию вместить не может, и летим двумя рейсами на ледовый аэродром, оттуда двумя вертолётами МИ-8 на полюс. Такой вариант не так динамичен и романтичен, как полёт Хатанга — Северный полюс на ИЛ-76: погрузились, взлетели, три часа полёта в шумном закрытом пространстве, рампа открывается и далеко внизу взору открывается ледяная пустыня, исчерченная грядами торосов, иногда пронизанная темными разводьями, белое безмолвие, белые медведи; оглушающий рёв сирены, жёлтый фонарь «Приготовиться», зелёный «Пошёл», шаг за борт, свободное падение, кольцо, купол, планирование, приземление, и ты на макушке планеты. Сегодня экскурсия на полюс будет выглядеть по-другому.
Наш голландский друг Макс Дерета летит на полюс в четвертый раз. Теперь в качестве фотографа от немецкого журнала «Штерн». Рядом с ним на фото московский корреспондент оного журнала Маттиас Шепп и его жена Марина. Сегодня у них появится яркая строка в биографии. Им предстоит совершить свой первый в жизни прыжок с парашютом и сразу на Северный полюс.
Через четыре часа полёта АН-74 приземлился на ледовом аэродроме в 120 км от полюса.
Пересели в вертолёты, летим на полюс. АН-74 возвращается в Хатангу за следующей группой экспедиционеров.
Приземлились на полюсе. Облачно. Решили подождать малость. Авось, прояснится. Фотографируемся на долгую добрую память. Все шесть человек на фото ниже прибыли на полюс в четвёртый и даже шестой раз. Ветераны севернополюсного туристического движения.
Здесь, конечно, Арктика. Просто напоминаем себе и окружающим, что четыре месяца назад мы были в Антарктиде.
Пока фотографировались, облако уплыло, небо прояснилось. Парашюты на спину и по машинам. Айда прыгать.
Упомянутая выше Марина Шепп завершает свой первый прыжок. Впечатлений и радости у девушки выше крыши.
Следом приземляется и её муж Маттиас и тут же, пока не притупились удивления и впечатления, записывает пережитое в блокнот для будущего репортаж в журнале «Штерн».
На фото ниже мужик в чёрном — американец, мужик в фиолетовом — австралиец. Остальные двое — россияне. У нас с собой было. Решили отметить удачный день. Символически: 0,5 л водочки «Жириновский» на четверых. Откуда нам было знать, что организм австралийца совершенно не адаптирован к «Жириновке»? После 125 севернополюсных грамм с батончиком «Марса» пополам ози (Aussie = австралиец по-аглицки) полностью отключился. Как поётся в популярной советской песенке: «Он вышел родом из народа, но вышел и упал на снег». Отнесли его в вертолёт. По пути с полюса на ледовый аэродром ози внутренне поплохело. Чтобы спасти салон вертолёта от загрязнения, пришлось прямо в полёте приоткрыть дверь, вытолкнуть австралийскую голову за борт и, сидя на его ногах и спине, чтобы не выскользнул, ждать, когда он опустошит желудок, проветрится и улучшит своё самочувствие. Бойтесь австралийцев с вами водку распивающих.
До вылета на ледовый аэродром есть пара часов, чтобы побродить по окрестным торосам, поснимать пейзажи, подумать о вечном, представить действие сил природы, ломающих и сдвигающих ледяные поля.
Видите Карла Маркса? По-моему, он есть.
В 1996 году мы решили расширить программу экспедиции, включив в неё полёты на воздушных шарах. Привезли два шара. Один из Рязани. Пилот Лев Маврин в узких кругах воздухоплавателей известный как Лёва Рязанский. Второй из Австрии. Пилот Иван Трифонов в узких кругах воздухоплавателей известный как Ваня Австрийский. Иван (по паспорту Ivan Andre Trifonov) по происхождению русский, а по рождению австрияк. Родился он 10 апреля 1945 года в Вене в русской семье во время штурма города Красной Армией под грохот канонады и крики советских воинов «Ура!»
К сожалению, когда пришла пора запускать шары, поднялся ветер. Рязанский шар так и не смогли запустить: сдувало ветром и тащило по льду, прежде чем шар удавалось наполнить тёплым воздухом и придать ему подъёмную силу.
Австрийский шар был гораздо меньше по объёму и управляться с ним было легче. Ванёк сумел подняться на пару метров и пролететь метров двадцать. В результате зарегистрировал своё достижение в «Книге рекордов Гиннеса» как первый одиночный полёт на воздушном шаре над Северным полюсом. Расстояние малость приврал для солидности, но это простительно.
Вот выписка из «Книги»: Ivan André Trifonov (Austria) flew a one-man Thunder and Colt Cloudhopper balloon 1 km (0.6 miles) over the geographic North Pole at 18h30 GMT on 20 April 1996.
8 января 2000 года Иван в компании двух испанцев совершил первый успешный полёт на Южном полюсе, пролетев на приличной высоте почти 15 км.
21 апреля вернулись в Хатангу. Для расширения кругозора осталось добавить участникам экспедиции немного экзотики и этнографии. Для этого берём вертолёт и летим в посёлок Новорыбная, по пути посетив стойбище оленеводов в тундре.
Рекордсмен Иван Трифонов с долганскими ребятишками в Новорыбной.
Не кочегары мы, не плотники, а рыбаки мы и охотники.
Долганская мадонна.
Вот и день отошёл, постепенно стемнев. Пора в Хатангу, а утром в Москву. Международная парашютная экспедиция «Северный полюс 1996» окончена.
P.S. Лев Маврин и Иван Трифонов рассказали, что ежегодно в начале октября в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико, США проводится самый крупный фестиваль воздушных шаров (на языке воздухоплавателей «фиеста»). Если приехать туда и провести среди воздухоплавателей соответствующую агитацию и пропаганду, то в апреле 1997 года можно рассчитывать на проведение небольшой фиесты на Северном полюсе.
Дельное предложение. Этим Сергей Инсаров и я и займёмся в октябре 1996 года. Заодно купим американскую машину и проедем от атлантического (Нью-Йорк) до тихоокеанского (Сан-Франциско) побережья с кратким посещением некоторых знаковых мест Америки, с полётами на воздушных шарах, прыжками с парашютом и проч. Об этом и следующий рассказ. Не переключайтесь.