|
|
Часть 1: travel.drom.ru/101322/
Итак, 20 апреля я вернулся с полюса в Хатангу. На следующий день мне предстояло снова лететь на полюс в составе объединённой партийно-правительственной делегации бывшей Якутской АССР и Государственной Думы.
Напомню, что 27 апреля 1997 года исполнялось 75 лет со дня учреждения Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. В честь этого события посетить Северный полюс, чтобы безоговорочно застолбить его как исконно якутскую территорию, собралась представительная делегация Республики Саха (Якутия).
Утром 21 апреля делегация прибыла в Хатангу на самолёте ТУ-134 компании «Алроса» (Алмазы России). В составе делегации многие министры-капиталисты республики, во главе делегации первый президент Якутии Михаил Николаев с супругой. Президент «Алроса» Вячеслав Штыров, он же будущий второй президент Якутии тоже здесь. От Госдумы зампредседателя думы Артур Чилингаров, Александр Жуков в то время председатель комитета по бюджету и финансам, режиссёр Станислав Говорухин. Плюс ряд неизвестных мне личностей.
Приятным бонусом для меня было присутствие Ольги Федоткиной, с коей в 1995 году летали в Антарктиду. Ольга побывала на Южном полюсе, теперь ей предстояло ступить на полюс Северный. Везёт же некоторым! Удача улыбается тем, кто красиво улыбается.
Во второй половине того же дня вся партийно-правительственная делегация погрузилась в самолёт АН-74 и полетела на ледовый аэродром.
Второй полёт подряд выдался весёлым и сытным. Пассажиры сидели вдоль бортов. Между ними во всю длину салона был накрыт стол с традиционными якутскими яствами: строганина из ценных пород рыб и оленины, нежная жареная жеребятинка и умеренное количество зелёного змия, специально произведённого для данного полёта и маскировки ради упакованного в пластиковые полторашки. Якобы газировка. Название напитка намекало на его крепость и выдержанность.
Реакция Чилингарова, когда ему предложили отведать элитной «газировочки».
Супротив меня восседали режиссёр Станислав Говорухин и министр материальных ресурсов, торговли и транспорта Якутии Владимир Членов.
Рядом со мной сидел помощник Чилингарова постоянный участник наших экспедиций Юрий Бурлаков. Юра возьми и объяви: «Товарищи министры и депутаты! Кто желает прыгнуть с парашютом, прошу записываться!» Из всех, кто сквозь шум двигателей услышал объявление, выразили желание совершить прыжок как раз министр Членов и режиссёр Говорухин. На ледовом аэродроме у нас было два уложенных тандема. Один был зарезервирован для Чилингарова. Тандем-мастером с ним должен был прыгать Сергей Инсаров. Второй тандем был мой. То есть, можно было осчастливить прыжком на полюс только ещё одного человека. Желающих двое. Ну, думаю, с Говорухиным прыгнуть предпочтительнее. Личность известная. По федеральным каналам покажут, во всероссийских газетах напишут.
Юра, видимо, прочитал мои мысли. Толкнул меня в бок и прошептал на ухо: «С Говорухиным не прыгай. Он по сравнению с министрами нищий, а для них 15-20 тысяч долларов не деньги. Прыгнешь с Членовым, попросишь, он даст. Ещё раз в Антарктиду слетаем».
Дилемма, однако. Говорухин с Членовым поспорили малость, кто первый изъявил желание. Хлебнули «газировочки» и решили на полюсе кинуть жребий. В итоге не прыгнул никто. И ледовый аэродром, и полюс вновь окутала белая мгла. Вертикальная видимость была всего лишь метров пятьдесят, горизонтальная не шибко больше. Решили не рисковать здоровьем государственных мужей.
Говорухин закусывает северным олешкой.
Логотип компании «Алроса».
С ледового аэродрома двумя Ми-8 полетели в точку полюса.
Процедура посадки вертолёта на лёд. Сначала вертолёт зависает примерно в метре от поверхности. На лёд выпрыгивает техник. Вертолёт снижается, касается колёсами поверхности и постепенно увеличивает давление на лёд. Техник смотрит и слушает, не трещит ли лёд, не сочиться ли из-под снега вода. Если нет, вертолёт полностью садится, двигатели выключаются только когда экипаж полностью уверен в надёжности площадки приземления.
На полюсе всё как обычно. Немного водочки, немного строганины, фотографирование индивидуальное и групповое, кругосветное путешествие (хоровод) вокруг столба. Все счастливы и довольны.
Мне милее с Оленькой.
Вдали от шума городского.
Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев на Северном полюсе. Чей президент, того и полюс.
А что же с воздушными шарами? Когда я летал в Хатангу, на ледовом аэродроме случилось временное прояснение, ветер стих. Воздухоплавателям удалось пролететь несколько километров.
В честь удачного полёта Лев Маврин, он же Лёва Рязанский, он же Леон Альбукеркский снялся топлес.
В тот же 1997 год командир Хатангского авиаотряда Владимир Овчинников привёз на ледовый аэродром свою «Ниву». Сергею Инсарову и мне удалось проехать по несколько десятков метров. Вероятно, это был первый автомобиль, который своим ходом преодолел некоторое расстояние вблизи Северного полюса.
Сели, поехали.
Через год в 1998 году на полюс пожалует целая команда «АвтоВАЗа» с пятидверной «Нивой». «Ниву» привезут на вертолёте непосредственно в точку полюса и там на ней проедут сотню метров с пробуксовкой, застреванием в снегу и толканием шумною толпою. Об этом в рассказе «Северный полюс 1998».
АН-74 терпеливо ждал нас на ледовом аэродроме. Обычно самолёт улетает сразу после разгрузки/погрузки. Вдруг начнётся подвижка льда и лопнет полоса, будет неприятно. Но сегодня особый случай – начальство. Начальство сильно на полюсе не задержалось. Через четыре часа после посадки, АН-74 взмыл в небо и повёз усталую партийно-правительственную делегацию назад в Хатангу.
В Хатанге делегация долго не задержалась. В ТУ-134 «Алроса» было достаточно свободного места. Несколько наших иностранцев вдруг сильно заторопились в Москву. Я попросил Чилингарова приютить в хвосте шесть человек. Он разрешил. Иностранцы расселись по местам, примостили свои тяжёлые баулы. И тут Артур Николаевич вдруг спросил:
— Среди них американцы есть?
— Есть. Двое.
— Гони их на hui. С ними не полетим.
Пришлось подчиниться. По пути в гостиницу друг Боб Крист назвал инцидент «отголоском холодной войны», а лейтенант ВВС США Джеми Фландерс, волоча по снегу баул, предложил: «Let’s get drunk! (Давайте нажрёмся!)».
Ну, что ж, такие идеи нам близки. В сей же вечер остатки контрабандного «Джек Дэниэлс» были сведены к нулю, а Джеми красивым голосом спел нам «Подмосковные вечера» на русском языке.
На этом спортивно-развлекательная программа экспедиции «Северный полюс 1997» года окончена. Осталось вернуться домой к жене и детям.
До экспедиции «Северный полюс 1998» будет поездка по Кении, Танзании, Занзибару и восхождение на Килиманджаро. Об этом и следующий рассказ.