«Дачная поездка сержанта Цыбули» на ЮБ(К)Б — южный берег Белого моря

«Дачная поездка сержанта Цыбули» на ЮБ(К)Б — южный берег Белого моря

20.11.2025 | 2237 просмотров

Пермь — Архнгельск, 2025

Приветствую всех автотуристов!

Ниже краткий отчёт о нашей поездке по «прямой» из Перми в Архангельск. Поездка была рядовая, подробно описывать особо нечего, просто общая информация тем, кто рассматривает этот маршрут на будущее.

Ниже по ссылке десятиминутное видео по поездке на рутупе, выкроенное из семейных видеосъёмок, хотя в этой поездке совсем что-то ленился снимать:

Давно хотелось посмотреть, что там за горизонтом, если поехать прямо на север. Как выглядит местность и как люди там живут, составить впечатление о Русском севере. Из детства запала в память какая-то фотография или открытка (где видел — не помню уже, хоть убей) с таинственной подписью внизу — «Котлас». Как-то веяло от этой фотки — дальними дорогами, вольными ветрами, мужественными лицами, суровым бытом, большими и нужными делами… В общем, плотно легло на подкорку детского мозга, воспалённого приключенческими книгами из арсенала Луи Буссенара, Фредерика Марриета, Кори Холта и прочих. Ну, и «Два капитана» Вениамина Каверина, помните? А также позже: Бадигин, Санин, Куваев, Пикуль, Конецкий, Крапивин… Да, понимаю — тяжёлый случай. Таково было советское детство..

В общем, только в этом году сложились звёзды в нужной траектории, и мы поехали…

Правильнее было бы ехать в сентябре — меньше было бы кровососущей твари, но время на поездку было только в августе: к 20 числу мы должны были прибыть на точку рандеву в Петрозаводске и дальше продолжить поездку в расширенном составе. Но, как говорится: человек полагает, а бог располагает. Получилось, как получилось. Но об этом позже.

В первый день мы доехали почти до истока Камы и почти до конца Пермского края, по крайней мере до точки, где кончается асфальт.


Берег Камы за Гайнами

Что нас ждёт дальше за Гайнами, мы не знали: достоверной информации по участку Гайны — Визинга добыть не удалось. Знали только, что дорога есть. Поэтому решили не ломиться в пампасы на вечер глядя, а заночевать в приятном месте на берегу совсем не похожей здесь на себя Камы.


Дом культуры в Усть-Чёрной

Утром попылили в сторону Коми. До Усть-Чёрной шёл просто неожиданно приличный грейдер. Но, как только мы выехали за околицу, то без всяких прелюдий началось безобразие. Местами просто совсем безобразие и, если бы мы ехали в дождливое время года, я не уверен, что мы могли бы там проехать без проблем. За все примерно 70 км безобразия один раз только навстречу пропылил полноприводный лесовоз, да ближе к Кажыму попались удивлённые ребята из Краснодара на Тойоте тундре. Спросили, правильно ли едут и долго ли будет такое безобразие под колёсами.


Дорога после Усть-Чёрной на Коми

После Кажыма появляется подобие нормальной дороги в виде гравийки, а после Койгородка идёт раздолбанный асфальт до Визинги. Это порядка 100 км.

В Визинге попалась отличная столовая, где решаем, как ехать дальше. План А предусматривал маршрут через Сыктывкар, Усогорск, Лешуконское, Мезень и — на Архангельск.

На этом маршруте тревожил участок между Усогорском и Лешуконью. Найти адекватную информацию, есть ли там дорога и, если есть, то проходима ли она без лебёдок, не получилось. Всё, что давал интернет по запросу, это были фотки по уши застрявших УАЗов, буксующие Нивы и всякие другие варианты хлябей в глухих лесах. Кроме того, по информации, там есть пара-тройка непонятных бродов: вполне возможен был вариант, что упрёмся в распухшую реку и поедем назад.

Да и, честно говоря, не хотелось уже тяжёлого бездорожья, поэтому решили пойти вторым путём — через Котлас и Березник, но, как оказалось, там дороги тоже не для лёгкой прогулки.

До границы с Архангельской областью, после Визинги, лежит отличный новый асфальт, движение на дороге практически отсутствует. Вокруг — одни глухие леса и никаких видов.

На границе с Архангельской областью асфальт резко заканчивается и дальше почти до Ильинско-Подомского идёт раздолбанная грунтовка или раздолбаный асфальт. С этого момента появляется северный антураж: своеобразная архитектура домов и почти везде отсутствуют заборы между участков. Народ очень открытый и общительный.


Изба в северном стиле

Заехали в Котлас в надежде посетить музей мотоциклов, так как мы сами являемся заядлыми мотоциклистами, но оказалось, что музей давно уже не действует.

В Котласе мы впервые выехали на берег Северной Двины. Вода в реке сильно упала, народ загорает и купается. Мошка не дремлет и кусается.

Хотели где-то тут разбить лагерь в кустах на пару дней: тем более, рядом была харчевня со всякими шашлыками, душ, парк с видом на реку, но местные посоветовали нам для этого берег Двины у Красноборска, километров на 100 севернее Котласа (действительно, там место оказалось лучше), где мы и провели пару дней, купаясь, загорая и бездельничая, пока погода не начала портиться. Да, чуть не забыл: из Котласа в Красноборск ведёт хорошая асфальтовая дорога.


Северная Двина у Красноборска

Сразу после Красноборска асфальт исчезает, и дальше вплоть до выезда на М8 идёт жуткий грейдер, 200+ километров.

До Холмогор доехали к вечеру и, так как целый день шёл дождь, мы хотели гостиницу. Тем более, до этого пару дней провели в палатках на берегу. В общем, хотели окунуться в цивилизацию. Ещё оказалось, что музей Ломоносова находится на острове — Курострове — и до него паром будет только утром.

Местные указали место, где у них находится «гостиница». Я зашёл посмотрел… В общем — это пипец, давно такой жути не видел, даже тогда, когда мы в прошлом году как-то заселялись в монгольскую гостиницу и ржали над местным «антуражем». То, что выдавали всякие там карты, было неактуально по разным причинам.

К счастью, пока мы мотались по Холмогорам, дождь потихоньку прекратился, и один местный товарищ посоветовал нам встать на ночёвку у парома на Куростров, утром оставить машины на берегу, а самим на пароме сплавать в Ломоносово — от парома там буквально километр получался ходу пешком. Идея оказалась прям идеальной.


Стоянка на берегу Двины у парома на Куростров

Бытует общее мнение, что Ломоносов родился в Холмогорах, по крайней мере, я так, по своей тёмности, всегда думал, но на самом деле, родился он и жил, пока не ушёл с обозом в Москву, в деревне Мишанинская, что находилась на острове Куростров. В середине XVIII века Мишанинскую объединили в одно село с соседней деревней — Денисовкой, а в 1911 году — в честь 200-летия со дня рождения Ломоносова, деревню переименовали в Ломоносово.


Памятник М.В.Ломоносову на Курострове

Дом, где родился Михаил Васильевич, не сохранился, но в этом месте сейчас стоит здание историко-мемориального музея. На территории усадьбы сохранился пруд, который выкопал отец Ломоносова.


Архангельск

Давно хотел побывать в Архангельске! Суровая северная гавань! Город отважных полярных моряков! Город, несмотря что он областной, очень компактный.

В юности я зачитывался такими книгами как «Два капитана» Вениамина Каверина, «Детство в Соломбале» Евгения Коковина, романами Валентина Пикуля (в частности «Из тупика» — о годах интервенции и становлении советской власти на русском севере), морскими рассказами Виктора Конецкого.


Тот самый колёсный пароход «Гоголь» (кто в курсе)

Полярная и арктическая проза Константина Бадигина и даже Владимира Санина (хотя герои рассказов Санина действовали в условиях Антарктики) ассоциировалась у меня с Архангельском и Мурманском.


Статья Г.Седова

Поэтому одним из главных дел в Архангельске было у меня побывать в краеведческом музее и особенно — в Морском.

Экспозиции неожиданно интереснейшие, но в Краеведческом музее почему-то было запрещено снимать на видеокамеру. В морском музее — без проблем. Однозначно — мои рекомендации к посещению обоих!


Гирокомпас

Побывали в музее деревянного зодчества Малые Корелы под Архангельском. Интересное место, без сомнений, но сильно не впечатлило. Мы уже бывали в подобных местах — и в Кижах, и под Пермью у нас есть Хохловка, и в других. Да и по дороге от Ильинско-Подомского до Холмогор ещё встречаются и шатровые церкви разной степени ушатанности и подобные «северные» дома.


Шатровая церковь в Малых Корелах

После Архангельска мы провели денёк на острове Ягры, близ Северодвинска. Очень живописное место! Здесь мы достигли формальной цели нашей поездки — отметились на южном берегу Белого моря.


На острове Ягры, южный берег Белого моря

Следующей целью нашей поездки должен был стать Кенозёрский нацпарк. Но по дороге туда я сильно травмировал кисть левой руки и попал на неделю в Архангельскую областную больницу. Потом поехал домой долечиваться. На этом поездка и закончилась.

Обратно ехал через Тотьму, Никольск, Шарья, Киров, Омутнинск. Кому интересно состояние дорог для планирования поездок:

  • Архангельск — отворотка на Тотьму (километров 50 не доезжая Вологды) — дорога хорошая (М8);
  • отворотка с М8 — Тотьма (примерно 130 км) дорога среднего качества, на троечку. Тотьма красиво смотрится с дороги и, особенно, с моста. Жаль не получилось заехать в сам городок — я был в «подбитом» виде, мутило с антибиотиков, одна рука в гипсе и, согласно предписанию, надо было в определённое время сдаться пермским эскулапам на перевязку и дальнейшее лечение;
  • Тотьма — Никольск (примерно 190 км) неожиданно крутейший асфальт, на пятёрку с плюсом, за всю дорогу попалось не больше 2 машин, вообще пустынно, видов никаких - просто лес;
  • Никольск — примерно до Пыщуга (около 75 км) — невероятно раздолбанная дорога (но асфальт(!) «как бы») , двойка с минусом;
  • от Пыщуга до Шарьи нормальный асфальт и после Шарьи вплоть до Перми — нормальная дорога с очень оживлённым движением.

Моё личное мнение: если бы надо было мне ехать в Архангельск с Перми на легковушке, то я бы поехал лучше по федералкам (Пермь — Ярославль — Вологда — Архангельск).


Дром

Комментарии

Алексей
Новосибирск
Уважаемый автор! а можно где то увидеть инфу про Ваш прицеп? ссылку на модель или если самоделка может обзор какой нибудь?
14
 
Ответить
Dmitry Saveliev
да, автор, расскажите пожалуйста подробнее про прицеп и про ощущения от езды с ним?
8
 
Ответить
Сибирь
Абакан
Прицеп в студию! Пожалуйста.
6
 
Ответить
    
автор
Пермь
Сообщений: 56
Многие интересуются прицепом - и на форумах, и при личной встрече на бивуаках и заправках, подходят спрашивают... но как узнают финальную стоимость с допоборудованием взгляд сразу тускнеет.. :-))
Хотел обзорное видео запилить осенью, но из-за травмы руки не получилось.
Постараюсь до НГ выбрать время написать обзорную статью: что за прицеп, что "допиливалось", что менял и какой опыт эксплуатации (с 2021 года и примерно 50 ткм). Сразу скажу, что в целом опыт положительный.
Кстати, прицеп планирую продавать после НГ. Есть желание сменить немного формат поездок.
3
 
Ответить
Павел Морозов
kizil asker
Многие интересуются прицепом - и на форумах, и при личной встрече на бивуаках и заправках, подходят спрашивают... но как узнают финальную стоимость с допоборудованием взгляд сразу тускнеет.. :-)) Хотел...
Да можно и без обзора.
Название, производитель, где брали..
А подробности кто хочет прочтет в ответе после нг..
2
 
Ответить
    
автор
Пермь
Сообщений: 56
Павел Морозов
Да можно и без обзора.
Название, производитель, где брали..
А подробности кто хочет прочтет в ответе после нг..
Прицеп заказывал в фирме ДонАвтоПрибор (ДАП), они находятся в Ростове-на-Дону. "Австралийская" тема. Делают по заказу. Разболтовка и колёса любые ставят. У меня - взаимозаменяемые с паджериком. Покрышки тоже одинаковые.
Прицеп надо немного "допиливать", есть ньюансы, но в целом показал себя очень достойно даже в довольно жёстких моментах эксплуатации (крутые спуски на бездоре - когда вся нагрузка идёт на дышло, например). Головняков в дороге не доставляет. Просто молча едет сзади. :-)
Подвеска пружинная независимая.
Палатку и холодильник покупал отдельно, меня не устроили изделия которые предлагали на фирме, кроме маркизы.
Палатка португальская James Baroud Evo, компрессорный холодильник - итальянский Virtifrigo - 55 л. 2-х комф.плита, газ.балон Rogasco, редуктор...
Электрику переделал на 13-контактный разъём чтобы обеспечить зарядку прицепа от тягача. Встроил электронику контролирующую зарядку и автоматическое отключение цепи чтобы не разрядить аккум тягача. Ну и ещё там много по мелочи.
2
 
Ответить
Павел Морозов
kizil asker
Прицеп заказывал в фирме ДонАвтоПрибор (ДАП), они находятся в Ростове-на-Дону. "Австралийская" тема. Делают по заказу. Разболтовка и колёса любые ставят. У меня - взаимозаменяемые с паджериком....
Разрешение на дороги общего пользования изготовитель прицепа выдал, чтобы ГИБДД вопросы не задавали?
 
 
Ответить
    
автор
Пермь
Сообщений: 56
Павел Морозов
Разрешение на дороги общего пользования изготовитель прицепа выдал, чтобы ГИБДД вопросы не задавали?
Да, там всё ок с бумагами. Поставили прицеп на учёт без проблем. Он до 750 кг вроде, можно с категорией В, хотя точно не помню, не интересовался особо, у меня категория ВЕ открыта.
Ступицы у него KNOTT стоят на нагрузку до 900 кг каждая.
 
 
Ответить
Прицеп Шаман.
https://dap161.ru/shaman/
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром