Не нужен дорогой внедорожник: на Колыму на старом советском Москвиче

Не нужен дорогой внедорожник: на Колыму на старом советском Москвиче

14.11.2025 | 2957 просмотров

Мы на берегу великой Лены, позади Якутск с его +30°C жарой. Впереди — две тысячи километров легендарной трассы. Часто говорят, что самая опасная дорога мира и пугают автолюбителей. Я по ней проезжал в 2019 году на своем внедорожнике и понял тогда, что в Магадан можно съездить и на обычной легковушке. Спустя 5 лет мы это решили реализовать на старом советском Москвиче 1981 года.

Мы на советской классике, с атласом на коленях и верой в лучшее. Стела на выезде из Якутска. Информационный щит. Карта, телефоны экстренных служб, километраж. Как напоминание: ты суешься на «Колыму».

Все привыкли ассоциировать Якутию с ужасными морозами. Что зимой здесь -60° и что это царство вечной мерзлоты. А знаете, за что любят Якутию местные жители? В том числе и за то, что лето здесь хоть и короткое, но настоящее! Солнце светит почти круглые сутки, а температура на улице сравнима с Сочи, +36°C. Безумное пекло. «Москвич» начинает чихать. Провалы в тяге. Очень похоже на перегрев бензонасоса. Классика жанра для старой советской машины в жару — закипание бензина. Дедовский метод: мокрая тряпка на бензонасос. Мы просто поливаем его водой из бутылки. Помогает ненадолго.

Первые почти 200 километров трассы асфальт, связь и плотный трафик. «Колыму» хоть и медленно, но закатывают в асфальт.

А вот дальше начинается самый сложный участок. Пыль! Очень много пыли! Если у вас автомобиль с салонным фильтром воздуха, то не будет никаких проблем. Если без него, то просто смиритесь. Еще глубокие колеи рыхлого песка. Там, где зимой ты летишь под сто километров в час, летом ты постоянно ползёшь на брюхе и бьёшься поддоном о камни. Колеи такие, что застревают даже фуры. Так что защита днища для летней Колымы обязательна.

В Чурапче на выезде слева автоэстакада, торчащая почти из озера. Не верится, но ещё недавно это была ровная площадка и стоянка для автомобилей. Посмотрите, как происходит таяние вечной мерзлоты и проваливается земля, превращаясь в холмы и озёра.

На пути в Магадан есть нюанс. Моста через реку Алдан — приток Лены — нет. Летом здесь ходит паром. А это значит, что два месяца весной и два осенью (примерно с конца сентября) трасса «Колыма» разорвана.

Сунешься не в сезон — можешь «попасть», остаться куковать на берегу до ледостава или до открытия навигации. Планируйте заранее!

«От Хандыги до Теплого 72 километра, — рассказывает нам местный знаток истории. — Именно здесь начинается исторический Колымский тракт. Через каждые 10-12 километров стояли бараки заключенных. Строили дорогу вручную. Тачки, лопаты, руки. Машин почти не было. Местность болотистая. Целый день возят грунт, а за ночь болото его всасывает. И все сначала».

Посёлок Хандыга был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги — Колымский тракт от реки Алдан в сторону Магадана. Самое необычное здание в посёлке — детская школа искусств. Её архитектура выполнена в виде летающей тарелки, за что здание в народе прозвали «НЛО». В Теплом Ключе можно заехать в музей истории трассы.

После Хандыги и Теплого Ключа поворот на дорогу в сторону Тикси. Примерно здесь начинается один из красивейших участков трассы. Обязательная остановка у незамерзающего ключа — святое место для всех путников. И зимой, и летом здесь останавливаются дальнобойщики набрать чистейшей воды.

Черный и Желтый прижимы. Легендарные места. Раньше здесь был узкий карниз над пропастью, где едва разъезжалась одна машина. Говорят, грузовики зеркалами скалы цепляли. Одно неверное движение — и ты внизу. Именно эти участки создали «Колыме» репутацию смертельно опасной трассы. Остатки этого куска до сих пор видны чуть ниже новой дороги.

В 2012 году дорогу реконструировали, расширили, укрепили. Даже Заячью петлю — коварный серпантин — спрямили в 2024 году. Едешь и не веришь, что это та самая Колыма. Говорят, всю трассу хотят закатать в асфальт. Это, конечно, здорово с точки зрения безопасности и скорости. Но не потеряет ли дорога свой легендарный дух?

Сейчас почти по всей трассе работает строительная техника, где-то расширяют существующую дорогу, где-то отсыпали совершенно новую. Скальник из горной породы дробится мелкой фракцией и уже не режет покрышки.

Кубеме — это заброшенный поселок, где сейчас находится заправка и известное кафе под названием «Куба», здесь можно отдохнуть, поесть и заправиться. Здесь сворачиваем на Старую Колымскую дорогу в сторону Оймякона. Как же быть в этих краях и не заехать на Полюс Холода? Но не тут-то было. Дорогу размыло. Конкретно. Ручей превратился в ревущий поток и смыл половину насыпи. Застрявшая машина, скорая помощь на той стороне… «Там, может, вообще промыло…» — качает головой водитель УАЗика. Пытаемся прорваться… Тщетно. Это еще раз доказывает, что летом здесь может быть тяжелее, чем зимой. Сколько раз мы ездили в Оймякон в холодное время года, и всегда проезжали.

По трассе вы пересекаете десяток перевалов, один из самых красивых Ольчанский высотой 1183 метра над уровнем моря и длиной 27 км. Его строительство началось в 1950 году и велось несколько лет. Перевал прорубали в скалах взрывами, а потом он подвергался реконструкции для расширения дорожного полотна. Своё название перевал получил от некогда стоявшего в этих местах посёлка Ольчан. Перевал очень красив и в то же время очень опасен. Особая опасность подстерегает водителей в ночное время, во время сильных осадков и гололёда.

Передвигаясь здесь в летний период, нужно быть готовым к самым разным неожиданностям. Мы медведей встречали почти каждый день, и каждый выход на улицу у нас теперь сопровождается тревогой и приключениями.

И вот оно! Знак «Магадан». Мы доехали! Мы сделали это! Первые в XXI веке, кто проехал от Москвы до Магадана своим ходом на старом советском «Москвиче»! Более того, мы это сделали, проехав через Ямал и самый северный населенный пункт Якутии. 28 тысяч километров позади! Это 26-й регион на пути нашего «Полярника»! УРА! Эмоции захлестывают. Усталость, радость, гордость за машину, за команду. Мы в Магадане! Значит, каждый может повторить наш путь. Если мы на старом Москвиче прошли через вечную мерзлоту, морозы и пургу, на более подготовленном авто вы справитесь тем более.

Но на этом наши путешествия не заканчиваются. Дальше на Чукотку.

Смотрите серию про Колымские приключения Москвича-Полярника vk.com/video-82173321_456239371 

Автор: Алексей Жирухин, блог «Путешествия со смыслом»


Дром

Комментарии

   
Сообщений: 21278
Москвич.... А где парашютисты?
Продам уши от мертвого осла.
8
2
Ответить
Dmitry Boyarintsev
Они наверное не в курсе, что у Москвича этих моделей- коробка течет :)
6
6
Ответить
Алексей
Симферополь
Молодцы!!!
16
1
Ответить
  
Ульяновск
Сообщений: 459
ПАЛАСИО
Москвич.... А где парашютисты?
4 ноября обещали опубликовать увлекательный рассказ про восхождение и прыжок на Эльбрус. Видимо, забыли.
4
4
Ответить
Dmitry Boyarintsev
Они наверное не в курсе, что у Москвича этих моделей- коробка течет :)
Надо вовремя задний сальник коробки менять и будет счастье.
8
 
Ответить
Алексей пч
Благовещенск
Почитал. Посмотрел. Сразу появилось желание ехать. На Москвиче конечно не рискнул бы, но в этом есть свой экстрим и авантюра:)
Девушке отдельный респект!!!
Круто! Вы молодцы!
6
2
Ответить
Astronom19
опять?! одно и тоже
10
13
Ответить
9308041
Улан-Удэ
Мужики молодцы! Вся страна с восхищением смотрят фото и читают Вас!
13
6
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1548
Dmitry Boyarintsev
Они наверное не в курсе, что у Москвича этих моделей- коробка течет :)
10 лет ездил на москвиче и коробка не текла
13
2
Ответить
25846971
Челябинск
9308041
Мужики молодцы! Вся страна с восхищением смотрят фото и читают Вас!
Надо не читать и смотреть, а путешествовать
7
1
Ответить
32711622
Магадан
Автор по ходу не в курсе что кроме основной трассы, в Магаданской области есть Тенька, есть на Омсукчан, Дукат, Луну где действительно интересные трассы с множеством перевалов. Магадан-Талон интересная вдоль побережья. Но даже на основной трассе автор вообще ничего интересного не замечает, например Карамкенская корона, водопад на ручье Каскадный, Элекчанские озёра с озером Гранд где идёт водораздел между Тихим и Северо-Ледовитом океаном, озеро Джека Лондона пик. Абориген с Челеджером, даже на Олу не смог догадаться как проехать или хотя бы на Старую Весёлую. В статье вообще ничего интересного нету, самое главное не раскрыта настоящая красота.
13
3
Ответить
20252948
Барнаул
Dmitry Boyarintsev
Они наверное не в курсе, что у Москвича этих моделей- коробка течет :)
У москвича есть 2 вида коробок. Нормальная и Омская.
1
 
Ответить
Евгений Александрович
Йошкар-Ола
На моем Иж-Комби 1990 года коробка не текла, но при выезде с территории завода приходилось переключать с первой на четвертую. Третья передача разработалась более-менее по дороге до Казани, а вторая со страшным скрежетом больше года включалась. По приезду домой разумеется масло в коробке заменил - слилась настоящая "серебрянка". Но как ни странно кроме манжеты в рабочем цилиндре сцепления ничего не ломалось, проездил на машине 18 лет и 42 т. км., продал коллеге за 15 т. руб. , через несколько лет одумался, просил выкупить назад за 100 тыс. руб. но Юра не согласился.
5
1
Ответить
Дожигатель
Волгоград
Хотелось бы почитать про подобные поездки на современных москвичах (3, 6 или может даже 3е:) )
2
 
Ответить
26393691
Новороссийск
Нормальная поездка, и машина в общем-то предсказуемая и ремонтопригодная в отличие от всяких электричек и прошитых немцев, но что касается отсутствия салонного фильтра и бензонасоса, наверное, это и есть впечатления, которые запоминаются.
(Катюху на Пыжике, все равно ждем).
3
2
Ответить
0700
Хабаровск
Вообще дорога дико красивая. Тяжёлая но красиво. Скоро переправа откроется и поеду туда первый раз в зиму
1
1
Ответить
  
Сообщений: 8366
В Магадан ехать просто: 1500 км прямо, потом направо.
6
 
Ответить
Алексей Жирухин
32711622
Автор по ходу не в курсе что кроме основной трассы, в Магаданской области есть Тенька, есть на Омсукчан, Дукат, Луну где действительно интересные трассы с множеством перевалов. Магадан-Талон интересная...
Комментатор по ходу мой блог не разу не открывал, у меня про Теньку отдельный большой рассказ написан
5
2
Ответить
Павел на МаЗе с Магадана
Магадан
32711622
Автор по ходу не в курсе что кроме основной трассы, в Магаданской области есть Тенька, есть на Омсукчан, Дукат, Луну где действительно интересные трассы с множеством перевалов. Магадан-Талон интересная...
Таксовали походу...пролетел ходом
3
1
Ответить
Павел на МаЗе с Магадана
Магадан
Olsol
В Магадан ехать просто: 1500 км прямо, потом направо.
Одни свернули вправо и замёрзли, один насмерть...пацаны совсем
Любая поломка, закусил бровку, слетел чуть с дороги , сошла лавина и многое другое и вы ни куда не доехали.
Элементарно может закончится топливо, потому что вы не ожидали что одна заправка на 200 км и там замерз терминал или просто нет связи или топлива...и на следующей тоже самое, и вдруг получилось что на 500 км три заправки не работают
5
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 19321
Нормально))))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
2
 
Ответить
13180014
Челябинск
Читать одно, фильм посмотрел, хоть и тезисно, но круто!!! РЕспект!
1
 
Ответить
32711622
Магадан
Павел на МаЗе с Магадана
Таксовали походу...пролетел ходом
Точно!
 
 
Ответить
32711622
Магадан
Алексей Жирухин
Комментатор по ходу мой блог не разу не открывал, у меня про Теньку отдельный большой рассказ написан
Этого хватило.
 
 
Ответить
Павел на МаЗе с Магадана
Магадан
32711622
Этого хватило.
Согласен.
Пролистал, почитал...
Тоже хватило.
Одноразово
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром