|
Часть I. Из Новосибирска до Красноярска через Алтай и Туву. Дикая Тува, верховья Енисея, потеря «Навары», село Шушенское, секретный тоннель под Енисеем
Часть II. От Байкала до Тынды. 1200 км забытой дороги вдоль БАМа. Штурмы полноводных рек, разрушенные мосты, промоины, заросшие участки, Чарские пески.
Опять льет дождь. Для начала нам нужно преодолеть около 800 км до Якутска. Дорога дается не очень легко. Где-то лежит идеально новый асфальт, а где-то это грейдер похабнейшего качества, там мы едем 30-40 км/ч., временами попадая в тяжелые пыльные облака, которые оставляют встречные грузовики.
До Якутска меньше тысячи.
Начало самой большой административной единицы мира.
Пыль оседает в лесу, на обочине, создавая иллюзию инея или заморозка.
Иногда бывает даже так:
Но длится это совсем недолго.
В полночь замечаю необычную вещь — нет полной темноты. Часть неба слегка освещена закатом. Больше полной темноты на нашем пути не будет.
Мы едем на север — это отголоски белых ночей, которые здесь в июне и июле.
Ранним утром на пароме пересекаем широченную Лену.
Благо мы плывем туда, дорога занимает всего 40 минут. Обратно же плыть час и двадцать минут.
К сожалению, у Франка вот-вот истечет виза. Я понимаю, что не могу гарантировать, что он попадет через три дня в Магадан. Дорога долгая, сложная, нам незнакомая. Пользуемся благами цивилизации в виде телефона и интернета, и уже через два часа наш французский друг едет в аэропорт Якутска, откуда он напрямую улетит в Москву и сразу в Париж. Нам даже немного завидно: он попадет в Париж куда раньше, чем мы в Магадан. Перед нами 2000 км Колымского тракта.
Якутск оказался весьма аккуратным и позитивным городом.
Есть даже «Саха Театра».
Ну и, разумеется, алмазы...
Ребята из внедорожного клуба «Мамонт» Артем и Александр нам сразу же помогли проверить и привести машину в порядок. За что им большое спасибо.
Машина зверь, конечно, ничего серьезного кроме пары резиночек и масла в мосту. Ну и, конечно, долгожданное развлечение: музей вечной мерзлоты.
В скале ледяная пещера, с кучей ледяных статуй, предметов и даже горкой.
Реконструированный мамонт.
Разумеется, мы на какое-то время превращаемся в маленьких детей и катаемся с горки. В пещере, пардон — музее, стоит минусовая температура, в то время как на улице сегодня +25.
Кстати, в Якутии и располагается полюс холода в районе Томтора-Оймякона. Там находится самое холодное обитаемое место на земле, рекорд — 71.2. В самом Якутске ненамного теплее. Посему зимой тут ставят двойные стекла, а машины просто не глушат. Суровые места.
А у нас все готово, куплено, отремонтировано. Мы все-таки едем в Магадан.
Наконец-то на нас не смотрят, как на чудаков, видя надпись «Магадан 2014». Здесь к этому относятся нейтрально, даже с пониманием. Надо, так надо. Первая сотня километров колымского тракта не радует. На дороге хороший слой земли, превратившийся в скользкую маслянистую массу. Несмотря на серьезную грязевую резину, все забивается мгновенно.
Машину носит из стороны в сторону. За три часа, мы проезжаем сотню километров. Не радует. Вокруг все в стоячей воде. Лужи, речки, болота.
Как будто вода здесь никогда и не исчезает. Ощущение какой-то стоячей сырости.
В одной из деревень мы останавливаемся, нужно купить еды. Не представляю, как там, вообще, можно передвигаться. Грязь и болотная жижа везде.
Зато на домиках яркие плакаты с надписями на якутском языке. Похоже, это призывы забить на грязь и наслаждаться жизнью. Это местные жители с удовольствием и делают.
При свете солнца жизнь за окном кажется чудесной.
К вечеру дорога упирается в реку Алдан. Здесь очередная паромная переправа.
От Хандыги дорога начинается повеселее. Мы едем с приличной скоростью, местами до 80 км/ч.
Вспоминаю материалы «Шинтоп трофи 2005», как выглядела эта дорога 9 лет назад. Сильный прогресс, тогда большинства мостов просто не было. Сегодня, несмотря на то, что недавним наводнением снесло несколько мостов, кинуты временные и идет ремонт основных.
Периодически встречаются скопления дорожной техники.
Видим на дороге одинокого местного весьма колоритного жителя. Он живет здесь с 66-го года. Угощаем сигаретами, расспрашиваем, как тут с медведями. Как выясняется, с медведями тут очень даже хорошо. Раньше, когда активно работали золотые прииски, их отстреливали, а теперь они расплодились в огромном количестве и абсолютно неподконтрольны. Частенько молодежь (так он назвал подрастающих медвежат) приходит к нему и роется в отходах. Медведи постарше не захаживают. В этом году не было еще ни одного нападения на людей, еды в лесах много, мишки ходят сытые и довольные. Хотя обычно один-два смертельных случая в год бывает.
Вскоре дорога упирается в небольшое скопление машин. Путь преграждает «Урал». Это «черный прижим», одна из самых опасных частей колымского тракта, сгубившая не один десяток жизней. Еще недавно это была очень узенькая дорожка по краю скалы. Свалиться с такой дороги очень легко, две машины там не разъедутся. Сейчас вовсю работают дорожные строители. Они взрывают, долбят, укрепляют.
Строят фактически новую дорогу, которая будет идти поверх старой.
Правда, будет она широкая и основательная. Несмотря на стройку, объезд идет все равно по старой дороге. Нервы щекочет, но после Памира, Тянь-Шаня и Тибета, это не так страшно.
Кстати, здесь на обратном пути мы встретили Тойоту 80-ку из Новосибирска, клуба Offroadmaster, под номером 13. Ребята семьей ехали в Магадан. Как потом выяснилось, буквально за 200 км до Магадана они кувыркнулись в кювет. Но вроде все закончилось хорошо.
Ближе к вечеру, ища стоянку видим, что собака перебегает дорогу. Однако… странно как-то бежит собака. Ничего странного, это не собака, это медведь ;-) При нашем приближении мишка уходит в лес. Еще целый час едем, дабы поставить палатку подальше от мишки. Хотя это, конечно, условность, их тут много. Приходится лечь спать в обнимку с «Сайгой». Ночью настолько светло, что все время кажется уже наступило утро.
Ранее утро выглядит сказочно.
Дорога продолжает петлять по горам. Местами лежит снег. Повсюду светло-зеленый мох. Стоит его выдрать, как с этого места веет льдом и сыростью. По рассказам местных, если немного капнуть, то начнется вечная мерзлота. Последние несколько недель слушаем «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицина. Глядя на заброшенные постройки, суровую природу, слушая рассказ о том, что тут творилось, проникаешься этими местами. Иногда кажется, что я слушаю книгу не про Россию, а про концентрационный лагерь в Германии. Безумная нечеловеческая жестокость, безысходность и просто подвиг выжить в таких условиях. Здесь очень хорошо можно понять, как это было. Местами становилось, конечно, страшно. Мы едем летом, зимой здесь -50-60. Людей выбрасывали просто так сюда, либо они пешком шли сюда. Никто не считался с количеством жертв. Это, и правда, дорога на костях. Природа, конечно, суровая...
На пути поселок Усть-Нера. Основан в 1937 году.
Самое красивое в поселке — это церковь.
Остальное депрессивно.
Проезжаем суровую реку Индигирку.
Некоторые мосты еще только восстанавливают.
Повсюду следы наводнения.
Прииски выглядят удручающе. Все, что нужно, мы взяли. Остальное бросили.
Вскоре время перепрыгивает аж на два часовых пояса вперед. Теперь с Новосибирском у нас +5 часов разницы. А дизтполиво тем временем устанавливает новые ценовые рекорды.
Параллельно следим еще за одной экспедицией в Магадан. Ребята пытались проехать через Томтор-Оймякон, староколымской трассой. У нас тоже это было в начальных планах. Но наводнение сделало свое дело, ребята развернулись и продолжили движение по новому тракту. Реки поднялись так, что Уралы тонут, не говоря уже о внедорожниках. Смысла туда заезжать мы не видим, едем по федеральной трассе. Скоро на нашем пути встречается поселок Кадыкчан. Вот где нужно снимать фильмы про апокалипсис. Полностью покинутый город.
Там нет никого. Стоят пустые пятиэтажки, школы, ресторан… Под ногами хрустит разбитое стекло. В зданиях нет ни одного целого окна. Каждая квартира раскурочена, разобрана.
Иногда даже доски с пола сняты. Не покидает ощущение, что сейчас будет как в «Перевале Дятлова» — откуда ни возьмись повалят зомби.
На случай зомби пришлось брать карабин «Сайга». Ощущение животного страха не покидало. С большим облегчением мы покидаем этот поселок. Ощущение уныния, тоски и депрессии.
От Кадыкчана уже не так и далеко до нашей заветной цели — Магадана. Ранним-ранним утром мы подъезжаем к той самой реке, название которой уже стало нарицательным.
В оригинале это звучало как «Халыма», но нам оно больше знакомо как «Колыма». С превеликим удивлением я понимаю, что Колыма прямо-таки большая река!
Не знаю почему, но мне она представлялась куда меньшей. Через нее перекинуто аж два больших современных моста. Вспоминаются сразу шутки связанные с Колымой. На первое место попадает фоменковское: «лучше колымить на Гондурасе, чем гондурасить на Колыме».
До Магадана несколько сот километров. В основном это вполне сносная гравийка, хотя попадаются неприятные участки, «стиральная доска».
Окрестности продолжают оставаться гористыми, но лес постепенно «сползает» вниз. Некоторые перевалы почти безлесы. И вдруг начинается невероятное! Последняя сотня километров перед Магаданом асфальтирована! Какое чудо асфальт, начинаешь понимать после тысяч километров бездорожья.
На 36-й день путешествия, проехав 9000 км, мы достигаем нашей вожделенной цели — мы в Магадане.
Сразу чувствуется, что мы в морском городе — повсюду запах моря и крики чаек.
Кстати, чаек там огромное количество. Стоит круглосуточный ор, они повсюду: на крышах домов, на тротуарах, строениях и сооружениях. Сам город небольшой — около 150 000 жителей. Через цепочку интернет-знакомств нас встречает замечательная пара — Евгения и Сергей. Интеллигентнейшие люди, которые нас водят, возят, показывают город, рассказывают, делая наше пребывание очень и очень интересным.
Быть в Магадане и не попробовать крабов?
Вот она какая, морская капуста...
Город был построен заключенными ГУЛАГа. Причем из первой партии прибывших не осталось в живых никого: ни заключенных, ни охранников, ни собак. Все замерзли. На одном из самых высоких мест Магадана, там, где располагалась тюрьма, стоит «Маска скорби». Символ покаяния и памяти всего того ужаса.
Кстати, абсолютный рекорд отрицательной температуры в Магадане -31,2. Море сильно сглаживает температурные колебания. Однако и приносит влажность. Думаю, что -15 здесь при такой влажности и ветре, как наши -40 в Новосибирске. Хотя стоит отъехать на несколько десятков километров от побережья, зимой температура легко падает за -50. Вот такой чудный климат.
А мы выезжаем на песок холодного Охотского моря. Год назад мы стояли перед теплыми водами Маллакского пролива, всего в одном градусе от экватора. В этом году мы практически в самой восточной точке России куда можно летом добраться на автомобиле. Потрясающая поездка. Были потери, не все добрались, но мы это сделали — проехали половину России, сложным, внедорожным путем и добрались до того самого, эпического места, до Магадана.
О том, как все происходило, можно будет увидеть в нашем фильме на канале «Драйв» или на канале в Youtube. А мы тем временем вовсю работаем над планами в 2015-м году. А планы у нас, как у мужика в треуголке ;-)
Видео
Шестая серия:
Полная версия фильма (все шесть серий):