|
Хочу рассказать историю о поездке в Магадан на автодоме. Давно думал проехать по дороге до Магадана, и вот, наконец, свершилось. Тем более, машина наша как раз и предназначена для путешествий — дом на колесах Фиат Дукато. Едем всей семьей: я, жена и двое детей. Изначально выезд был назначен на 22 июня 2016 гjlf, но, в связи с 90-летним юбилеем бабушки перенесен на 27 июня, что в дальнейшем сыграло решающую роль в графике поездки.
Подготовка машины заключалась в ремонте нового бака для чистой воды, который трескался по швам — но изготовитель заверил, что уж теперь-то с баком будет всё отлично, все швы заново переварены с соблюдением технологии. Взял с собой 2 запаски на дисках и еще одну покрышку, в последний момент закинул еще одну покрышку — очень правильное решение, как потом оказалось.
И 27 июня мы стартовали из Екатеринбурга в Верхнюю Салду — на день рождения. А на следующий день сразу выехали в сторону Тюмени, конечно, не по основной дороге, а «огородами» через Верхнюю Синячиху — Ирбит — Байкалово, так интересней
Дорога Тюмень — Сковородино, в принципе, сейчас практически автобан, ездили мы по ней неоднократно, и информации по ней куча. Единственный момент — не могу себе отказать в удовольствии погрызть кедровые орешки в Базое, поэтому еду на Мариинск через Томск, да и дорога менее загружена. Ехали не торопясь, и к 5 июля добрались до Могочи. В Могоче, кстати, просто гениальные мостостроители, которым удается строить падающие мосты.
Пополнили в Могоче запасы провизии и залили чистую воду в бак под завязку — и вот через несколько часов мы на повороте на Якутск — Магадан. По дороге на Тынду идут ремонты и строительство, дождливо, в Тынду заезжаем уже поздно вечером. И тут, на выезде из Тынды, обнаруживаем, что в системе водоснабжения нет воды. Объем бака около 140 литров, только заправились — а воды нет. Появляются нехорошие предчувствия. Залажу в «подвал» автодома (он у нас с двойным полом, зимний вариант) — а там болтаются все 140 литров. Беру в руки дрель и сверлю по углам отверстия для слива воды. Идет дождь, всё мокрое, вода выливается, умываться нечем... Решаем, что утро вечера мудреней и ложимся спать.
Утром выглянуло солнце, стало тепло, раскладываю вещи из подвала на солнце, открываю все боковые дверцы для просушки. Осматриваю бак — опять треснула сварка. Небольшой нюанс — бак мне делала одна фирма в Екатеринбурге, которая строит яхты, причем довольно серьезные. Я с трудом представляю, что делает экипаж яхты, когда бак дает течь где-то в океане, а в баке — запас топлива или пресной воды. В результате решаю делать временные баки.
Ну а незапланированная остановка позволила посетить музей БАМа в Тынде. Интересный музей, только посетителей почти не было. К вечеру всё в подвале подсохло, система водоснабжения была восстановлена, и мы выехали дальше.
На следующий день едем в сторону Якутска, дорога — то новые участки отличного асфальта, то нормальный грейдер, то грейдер, испещренный ямками, на котором всё трясется в машине, на какой бы скорости не ехал.
Днем первый прокол колеса — заднего, успеваю почувствовать. Ремонт с помощью жгута и едем дальше. 7 июня, не доезжая Бестяха, останавливаемся у кафе и ложимся спать. Перед сном поговорил по поводу дороги до Магадана с дальнобойщиками с 49 регионом — настрой по поводу проходимости нашего домика с его пластиковыми обвесами у них был скептический, тем более, по дороге идет ремонт. Но главная мысль — не гнать больше 40 км/ч по камням. Немного расстроились в итоге, что можем не проехать.
Утром приехали к парому через Лену до Якутска. Очередь была совсем небольшая, почти сразу заехали на паром. Вокруг — царство буханок. Перед паромом дети спрашивали, будут ли в кафе на пароме вкусные вафли, как в Европе. Я посмеялся. Конечно, ни вафель, ни кафе на пароме нет. Но хотя бы въезд-выезд с парома нормальный, без серьезных переломов. В автодоме я поставил пневмоподвеску задней оси, она здорово выручает в таких ситуациях, позволяя поднять задний длинный свес сантиметров на 15-20 вверх. Еще 40 минут — и мы в Якутске.
А в Якутске как раз стояла жара, на улице больше 30 градусов. Дети бегают по фонтанам, спасаясь от зноя.
В Якутске мы посетили музей мамонта, где экскурсию проводил участник экспедиции, которая нашла, разморозила и перегнала своим ходом мамонта. Шучу, конечно, но рассказ про мамонтов был очень интересный. Попали на экскурсию в сокровищницу Якутии. На входе достаточно серьезная проверка, вход только группами с экскурсоводом. Экскурсовод обещала, что даже мужчины теряют голову от вида алмазов, бриллиантов и самородков — не знаю, я просто с любопытством посмотрел, но ничего не шевельнулось при виде блеска камней.
А потом поехали в Царство вечной мерзлоты. Когда на улице +35, а внутри, в паре десятков метров -12, ледяные горки и скульптуры, ощущения очень яркие. И это не искусственный холодильник, это настоящая вечная мерзлота, проморожена вся земля и горы. Выпил водку из рюмки из замерзшего льда, закусил строганиной.
В итоге решили после царства вечной мерзлоты посетить кафе якутской кухни, которое находится неподалеку от выхода из царства в эколого-этнографическом комплексе Чочур-Муран. Погуляли рядом и даже не стали кидать камни в птицу, хотя после того, как увидели табличку, у меня прямо появилось такое желание, еле сдержался.
Рядом с этим рестораном и ночевали. Погода была отличная, на следующий день гуляли по центру, дети катались на самокатах, нашли удобную колонку для заправки водой.
После обеда решили выезжать, но это оказалось не так-то просто. На паром была огромная очередь, т.к. был вечер пятницы. Поговорил с людьми в очереди — сказали, что стоять можно до позднего вечера или даже до завтра. У многих талоны на паром, то ли от предприятий, то ли еще откуда то, и паром перевозит по этим талонам. Мы уже загрустили, что потеряем кучу времени, но тут подошли ребята и, увидев наши номера, предложили коммерческий паром, который стоит примерно в полтора раза дороже и на него не действуют талоны. Мы согласились (и не только мы), проехали метров 500 до другого парома и уже через час были на другом берегу.
Выезжаем с парома — погода отличная, светит солнце, едем в Магадан, 2100 км до цели. Примерно 100 км отличного грейдера затем переходит в какое-то недоразумение. То дорога с тончайшим асфальтом, который выгрызен кучей ям, то какие-то ремонты с отсыпкой дороги мелким песком и страшной пылью, то просто ямы и ямы.
Средняя скорость становится совсем маленькой. Подъезжаем к Ытык-Кюель и решаем останавливаться на ночь. Паркуюсь по неровностям, и вдруг слышу, что на пару секунд двигатель заработал как-то жестко. Глушу, залажу под машину — весь поддон в масле. Хотя лампочка давления еще не загорелась, но масла фактически только на донышке — когда я парковался и машина встала неровно, маслоприемник, видимо, хапнул воздух на пару секунд. Ложимся спать.
Утром снова забираюсь под машину и понимаю, что же получилось. Когда вчера ехали по песку, который был выдавлен на колеях, картер нагребал перед собой спереди песок, и песок своим давлением отогнул переднюю стенку картера назад (картер не прикручивается к блоку, как обычно, а просто прижат отдельной накладкой через резиновую прокладку болтами) — образовалась щель, через которую выливалось масло. Проблема оказалась гораздо меньше, чем казалась ночью в темноте, и не требовала сварки. В итоге я снял картер, выправил переднюю стенку и собрал всё обратно — еще по утренней прохладе без оводов. Осталось только залить масло. Масла у меня с собой было всего 2 литра, и я не рискнул на них ехать до магазина, тем более что в системе 8 литров масла. У кафе договорился с якутом, и мы поехали в поселок за маслом в магазин. Утро было раннее, магазин еще закрыт, но после нескольких звонков мы заехали за продавцом, съездили в магазин за маслом и снова вернулись к автодому. Масло залито — можно ехать дальше, на паром через Алдан, на который мы надеялись попасть еще вчера.
Приезжаем к парому — и тут я понимаю, что, несмотря на пневмоподвеску, не задеть на таком переломе задним свесом об берег вряд ли получится. Закачиваю в подушки 8 атмосфер, заезжаю ходом — и только рама фаркопа спасает задний обвес, проскребя по берегу. На пароме совсем немного машин, кафе, конечно, нет.
Как только выезжаем с парома, начинается проливной дождь. Сразу вспоминаю вчерашнюю дорогу и понимаю, что после того дождя нам там будет проехать очень тяжело. Но впереди уже не болотистая низменность, а просто грейдер, местами с довольно большими камнями. Где-то идет строительство, и дорога совсем свежеотсыпана — с крупными камнями и мягким, неукатанным грунтом, на строительстве дороги ходят огромные самосвалы. На одном из таких участков, проскакивая ходом, отрываю пыльник двигателя. Но лучше всё же проскочить, а не остаться на брюхе в грязи. Есть и броды, проезжаем их нормально. В принципе, основа дороги довольно твердая и позволяет ехать.
Постепенно начинаю чуть-чуть лихачить, на хороших участках — скорость 80-90, и вот кара не заставила себя ждать — пока заметил пробой и остановился, колесо размотало в труху. Минус один.
Сбавляю скорость — на высокой скорости передние колеса поднимают камни, острые камни встают под заднее и — пробой колеса. Почти постоянно идет дождь, местами еще лежит снег, реки заметно поднимаются.
Едем по основной трассе через Сусуман — Ягодное — Дебин. По дороге заехали в заброшенный город Кыдыкчан. Интересное место, хоть и страшное.
Людей и машин по дороге до Сусумана почти нет, а те, кто есть — на виду. Познакомились с ребятами, возят американских туристов по колымской трассе. Сказали, что медведей много. Но мы так ни одного медведя и не увидели за всё путешествие, хотя почти все водители, которых мы встречали, показывали нам свои собственные видео с медведями или рассказывали о встречах с ними на дороге.
13 июля мы наконец-то приехали в Магадан. Ура, полдороги пройдено (ну это я так думал).
Магадан встретил нас хмурой и холодной погодой, дождем и туманами. И очень позитивными, открытыми и веселыми людьми, которые нам помогали и подсказывали. Мы встретили незнакомых ребят, которые провели нам экскурсию по городу и пригороду и рассказали много интересного. Город очень чистый и красивый, я был просто поражен контрастом между ожиданием и реальностью, т.к. Магадан обычно ассоциируется с преступниками и лагерями. В Магадане есть свой мамонт, музей ГУЛАГа, музей естественной истории, где всем детям дарят по кусочку древних окаменелостей и можно сфотографироваться верхом на настоящем метеорите.
Посетили маску скорби — памятник жертвам репрессий.
Даже съездили на пляж, но купаться не стали — плакат немного отдавал какой то издевкой.
Приятно поразили цены на красную икру и рыбу на рынке, и неприятно — на помидоры и другие овощи и фрукты.
И вот, на третий день, мы уже собирались выезжать дальше — на Владивосток, где планировали отдыхать и купаться на море. А встретились с ребятами, с которыми познакомились по дороге — и тут новость — ОБРАТНО ДОРОГИ НЕТ. Оказывается, буквально через пару дней после того, как мы проехали Усть-Неру, река Эльги из-за сильных дождей в верховьях поднялась и смыла подъезд к мосту. А других дорог нет. И вот тут я начал понимать, почему в Магадане говорят — «на материке», «с материка». Размыло дорогу или нет парома через Алдан осенью или весной — и вот уже на материк только на самолете или корабле. Начинаем узнавать, что да как — вроде бы сам мост цел, размыло только въезд на мост. И вроде через несколько дней должны восстановить.
В Магадане идет дождь, и мы решаем все-таки потихоньку выдвигаться в сторону Якутии. 16 июля выезжаем, и 18 июля мы в Усть-Нере — 1000 км от Магадана, примерно 80 км до разрушенного моста.
Узнаем у дальнобойщиков, что все стоят здесь — дальше всё равно никаких населенных пунктов, а здесь есть продукты, топливо и вода. Встаем тут же и на следующий день начинаем изучать Усть-Неру.
Сам поселок выглядит частично заброшенным, но есть и новые дома. Многое напоминает об СССР. Интернета через GSM в Усть-Нере практически не было, хотя я и предпринял попытку подключиться к другому оператору, но тщетно.
Наверно, это было бы совсем тоскливое место, если бы не люди, которые здесь живут. Гуляя с детьми на площадке, жена познакомилась с ребятами — мы несколько раз ходили к ним в гости на ужин, постирали у них всё белье. Мы и сейчас поддерживаем с ними контакт.
Сходили в местный краеведческий музей. Многие экспонаты музея оказались затоплены после наводнения на Индигирке, которое произошло несколько лет назад. По чучелам животных можно определить уровень воды, которая стояла в комнатах музея.
Даже в местном кафе узбеки варили бесплатные макароны для младшего сына, которых не было в меню, и они ходили за макаронами в соседний магазин, а старшему дарили колу, которая в местных магазинах стоила бешеные деньги. Я немного привел в порядок мелочевку по машине и научился разбортовывать колеса с помощью куска угольника под руководством соседей-дальнобойщиков. И всё бы хорошо, но информация по самому мосту была безрадостной — срок его восстановления был неизвестен, вплоть до поздней осени. Вода на реке не опускалась, и всё, что валили в реку самосвалы, уносило течением. В общем, через неделю начал появляться план Б — ехать опять в Магадан, а оттуда переправлять автодом во Владивосток на корабле.
В итоге 23 июля выезжаем обратно в Магадан. Только теперь уже другой дорогой — через Усть-Омчаг.
Дорога через Усть-Омчаг оказалась очень красивой, да и вообще, распогодилось. Горы, перевалы, серпантины. И сама дорога по качеству на тот момент оказалась лучше.
Приехали в Магадан, и я начал узнавать о возможности отправки автодома морем. Оказалось, что это довольно сложно и дорого — так как машина не входит в контейнер, то ее грузят краном у отдельного причала. Как я понял, когда корабль приходит в Магадан, сначала у одного причала выгружают различные грузы краном, потом перегоняют к другому причалу, где выгружают-загружают контейнеры. А вот грузов из Магадана почти нет, поэтому большинство кораблей после загрузки контейнеров сразу уходят из порта, т.к. пришвартовать корабль еще раз к другому причалу ради загрузки мелочевки типа нашего автодома — дорого и невыгодно. Для этой операции должно скопиться несколько грузов. В итоге я оставил заявки в двух компаниях на перевозку домика на корабле, и мы стали ждать. Но, по словам представителей компаний, ближайший реальный срок отправки — только в начале августа, и то не точно. Для возможности погрузки пришлось снять боковой пластик, чтобы его не сломало.
В итоге ждем, гуляем по городу, иногда едим в столовой Шу-Шу, ночуем около мамонта или на пляже. Регистрируюсь на местном автопортале Магадана и нахожу место для мелкого ремонта и кусок алюминия для изготовления защиты — еще раз большое спасибо магаданцам, которые всегда готовы помочь.
Через несколько дней появляется понимание того, что при плохом раскладе придется ждать еще долго — и корабля, и моста. А надо уже на работу и в школу. Смотрим билеты до Владивостока и Москвы, считаем. И тут появляются очень недорогие билеты до Москвы на завтра. Отправляю всю семью на самолете. И буквально на следующий день звонок — дальнобойщики, с которыми стояли в Усть-Нере — вода спала, дорога открыта, можно ехать. Ура! Перед выездом смотрю прогноз погоды — через три дня в районе Якутска начинаются проливные дожди на неделю.
Начинаю немного нервничать из-за того, что могу не успеть пройти участок перед Бестяхом до дождей, и только немного повышаю темп движения — опять прокол камнем. Приходится проехать метров 50 на почти спустившем колесе, так как всё случилось в закрытом повороте, и колесо поджевало.
Заезжаю на шиномонтажку, мне ставят грибок, в итоге сбоку вылазит кила — прожевал. Качаю это колесо 5,5 атмосфер (как положено по инструкции, кстати) и кладу в багажник. Ночью встал на сон на какой-то стоянке в лесу, рядом бензовоз. Сплю, полная тишина. И вдруг — взрыв, грохот, пылища! Спросонок вскакиваю, проваливаюсь в дырку в полу — вылетел люк в подвал. Первая мысль — это бензовоз взорвался, надо бежать, отъезжать срочно. Смотрю — за окнами всё спокойно, начинаю постепенно понимать, что произошло: взорвалось колесо в багажнике, которое я решил оставить как запаску. Минус два. От взрыва даже сломало пару замков на боковых люках, и они распахнулись.
Проезжаю мост, из-за которого мы так задержались — вода спала, насыпь на въезде восстановлена и позволяет проехать, даже не зацепившись машиной.
На следующий день, переезжая брод, цепляюсь задней балкой за камни, начинаю буксовать и сажусь в реке на брюхо. Вода по уровню как раз достигает пола в кабине, холодная, горная, ломит и сводит ноги. Хорошо, что есть фаркоп — есть к чему подцепиться сзади. Цепляю трос. Примерно через час подъехал грузовик, без долгих разговоров зацепил и вытащил меня назад. Спасибо ему.
А ехать надо было метра на три левее! Поговорки не дураки придумывают, хотя я этот брод уже проезжал. Выезжаю из брода, и тут обнаруживаю, что, пока буксовал, ободрал всё колесо прямо до корда, как будто ножом почистил яблоко. Проехал на нем несколько километров для пробы — ехать можно, но... Почти минус три — осталось на запаску.
Вода в реках поднялась, и на следующем броде я сразу зацепился за Урал и он меня фактически перетащил.
Постепенно колеса начинают сдавать, и вот умирает еще одно — с двумя жгутами — не выдерживает корд. Минус четыре. Остаюсь практически без запаски — с одним ободранным до корда колесом.
Еду теперь совсем аккуратно. По дороге меня пару раз обгоняют одни и те же ребята — едут быстро, потом стоят и меняют колесо. Вижу их снова, останавливаюсь. Опять пробили колесо, запаску надо перебортовывать, компрессор сломался. Дал им монтажку и компрессор, но накачать после замены большое колесо моим компрессором не получается. Вскоре остановился КАМАЗ, и колесо всё-таки накачали.
Вообще, по дороге машин настолько мало, что постепенно уже всех почти знаешь, кто едет тем же путем. Все машины наперечет.
Чем ближе подъезжаю к парому на Алдане, тем отчетливей понимаю, что на вечерний паром я могу не успеть. А завтра к обеду обещают уже проливные дожди, как раз на том болотистом участке до Якутска. Но гнать всё равно толку нет, без запасок один пробой — и всё. А так хотя бы есть шанс.
А еще, к тому же, я почему-то посчитал, что паром через Алдан идет в Хандаге, а не в Кескиле, между которыми 35 км. Заезжаю в Хандагу за 20 минут до отправления, понимаю, что ехать еще прилично, и спрашиваю у местных жителей — во сколько последний паром сегодня? И мне говорят, что по моим часам через 20 минут, но я успею. Еду уже совсем грустный, гнать бессмысленно. И вдруг — тадам — начинаю вспоминать — в Хаданге называли не только время отправления парома, но и то, что до него больше часа. Останавливаю встречную машину — ну точно, в Якутии же 2 часовых пояса, и я заработал лишний час после Усть-Неры. Успеваю!
На пароме встречаю почти всех своих знакомых, с которыми встречался и познакомился на дороге. Мир тут совсем тесен. После парома ложусь спать, а ранним утром — дальше в путь. Еду не торопясь, но что-то начинает все сильнее стучать в передней подвеске. Вообще, у Фиат Дукато, на базе которого сделан наш домик, в подвеске одно слабое место — это опоры передних стоек. Не выдерживают большой массы и плохих дорог, хотя пробовал ставить и дорогой оригинал, и хороший дубликат.
Но тут, кроме самих опор, которые к этому времени уже подразбило, добавился еще и открутившийся шток стойки. По-хорошему бы — остановиться, снять стойку и затянуть нормально, но уже начинают сгущаться тучи, поэтому я просто разобрал панель, и на ходу время от времени подтягиваю гайку на стойке ключом. Начинает накрапывать дождик, в этот момент я заезжаю на щебеночный грейдер — и тут начинается ливень. Заезжаю в Бестях — по улицам текут потоки воды. Снова успел.
В Бестяхе купил, наконец, нормальную запаску — плюс один! Теперь можно так не переживать. На следующий день, выбравшись из дождливой погоды, снял и нормально затянул стойку, хотя опора, конечно, уже умерла полностью. А тут новая напасть — начала выть КПП. Я, конечно, начал обзывать себя последними словами, т.к. решил, что КПП хапнула воды, а я об этом не подумал и так глупо ее загубил. Но, купив новое масло и слив старое, обнаружил, что оно в отличном состоянии, и без следов воды и эмульсии. Немного полегчало, но только немного.
И я еду во Владивосток. Дорога до Сковородино ничуть не поменялась за этот месяц, ямки стали еще глубже, а тряска на этой стиральной доске — еще противнее.
Но немного терпения — и вот уже 8 августа и я во Владивостоке. КПП воет, задняя балка не выдержала и загнулась, резина на выброс.
Загнал машину к друзьям в сервис. Балку решили немного усилить, на фото как раз проверка балки с помощью жидкостного уровня ))).
В КПП ребята поменяли пару подшипников, опоры стоек, а резину я купил дубовую LT-шную (плюс шесть колес!) — кстати, в поездке в Монголию два года спустя эта резина оказалась просто суперкрепкой.
С учетом того, что подшипник для КПП пришлось заказывать из Москвы, да и наладившейся к концу августа погоды, из Владивостока я выехал только 28 августа.
И, в принципе, на этом бы можно было бы и закончить, если бы недалеко от Читы у меня не срезало шестерню в КПП, а потом, ближе к дому, начали все сильнее и сильнее шуметь подшипники ступиц и плохо работать втягивающее на стартере. Кстати, снова заезжаю в Базой за орешками, а тут уже новый урожай, время летит.
И 6 сентября 2016 года я дома, в Екатеринбурге, не прошло и два с небольшим месяца и 24 тысячи километров дорог.
В итоге пришлось поменять подшипники ступиц, втягивающее стартера — эхо бродов? И, самое главное, поменять коробку передач — восстановление родной было бы дороже и намного дольше, чем замена.
И вот теперь машина опять готова к новым приключениям!